Эта книга – для тех, кто хотел бы узнать, как можно просто, но эффективно помочь ребенку любого возраста в преодолении проблем. Зачастую взрослые склонны рассматривать детские проблемы как симптомы каких-то нарушений, которые нужно лечить. А для детей проблемы – это отсутствие умений, которыми стоит овладеть. Методика освоения навыков, разработанная известным финским психиатром Беном Фурманом и его коллегами, основана именно на «детском» подходе. Ее цель – помочь детям научиться делать то, что поможет им преодолеть их проблемы. Книга адресована всем заинтересованным, неравнодушным родителям, а также психологам, социальным работникам, педагогам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 2
По ступеням освоения навыков
Пятнадцать ступеней
Освоение навыков — это методика работы с детьми, состоящая из 15 важных компонентов, или ступеней, каждый из которых заслуживает отдельного обсуждения. Вот краткое их описание.
1. Вы начинаете работу с совместного мозгового штурма со взрослыми, заботящимися о ребенке, или с самим ребенком на тему того, каким умением он должен овладеть, чтобы справиться со своей проблемой или стать счастливее.
2. Вы договариваетесь с ребенком о том, каким умением он будет овладевать.
3. Вы вовлекаете ребенка в обсуждение преимуществ владения этим навыком.
4. Вы просите ребенка дать навыку название.
5. Вы предлагаете ребенку выбрать животное, другое создание или героя в качестве воображаемого союзника.
6. Вы просите ребенка назвать людей, от которых он хотел бы получать поддержку.
7. Вы помогаете ребенку обрести уверенность в себе, попросив людей из его окружения рассказывать ему, почему они уверены в том, что он сумеет освоить нужный навык.
8. Вы предлагаете ребенку обсудить, какой праздник он хотел бы устроить в честь овладения умением.
9. Вместе с ребенком вы добиваетесь того, чтобы он четко представлял себе, как он будет вести себя или реагировать в определенной ситуации, когда ему потребуется проявить свое умение.
10. Вы придумываете, как сообщить близким ребенка о его новом проекте.
11. Вместе с ребенком вы составляете план того, как именно он будет овладевать нужным умением на практике.
12. Вы спрашиваете у ребенка, как другие люди должны будут напоминать ему о его навыке, если он вдруг о нем забудет.
13. Когда ребенок овладеет умением, вы устраиваете заранее запланированный праздник, на котором он обязательно должен поблагодарить своих помощников и группу поддержки.
14. Если это удобно, вы даете ребенку возможность поделиться освоенным умением с другими детьми.
15. После того как ребенок овладел одним навыком, вы предоставляете ему возможность начать осваивать новый.
Теперь давайте разберем каждую из ступеней подробнее.
1. Преобразование проблем в умения
Основная идея методики освоения навыков заключается в том, что любую проблему можно представить как умение, которым нужно овладеть. На первый взгляд это может показаться казуистикой: в конце концов, прекратить ругаться и научиться говорить культурно — это по сути одно и то же. Однако перевод предмета разговора с проблем на необходимые умения — это вовсе не излишнее умничанье. Когда мы начинаем говорить об умениях вместо проблем, то и детям, и родителям становится гораздо проще обсуждать ситуацию конструктивно. Дети часто стесняются говорить о своих проблемах, а вот возможность овладеть новым навыком вызывает у них интерес. Подобным же образом и родителям бывает нелегко обсуждать проблемы своих детей, но они с готовностью включаются в обсуждение навыков, которые тем стоит усовершенствовать.
Если у ребенка имеется какая-то проблема, в первую очередь вам надо установить, чему он должен научиться для того, чтобы преодолеть ее. Например, если проблема ребенка заключается в том, что он все время кричит или слишком громко разговаривает, то нужное ему умение — разговаривать спокойно или тихо. А если ребенок не умеет аккуратно есть, значит, ему нужно учиться кушать как полагается.
В этих простых примерах совсем несложно определить умение, соответствующее проблеме. Однако в реальной жизни подобрать нужный ребенку навык бывает не так легко, и порой для этого требуется серьезно поразмыслить.
Во-первых, у детей нередко бывает одновременно несколько проблем. Например, ребенок хочет всегда и во всем быть только лучшим, все время перебивает взрослых и испытывает трудности с концентрацией внимания и усилий на конкретной задаче в конкретный промежуток времени. В таком случае вы можете составить перечень всех существующих у ребенка проблем, а затем преобразовать их все в умения, необходимые для того, чтобы справиться с ними. Таким образом, перечень проблем станет списком умений, который вы будете использовать при работе с этим ребенком по методике освоения навыков.
Во-вторых, очень важно, чтобы необходимый навык не был обозначен как нечто, чего ребенок не должен делать, например: «Я не буду ругаться», или «Я не буду кричать», или «Я не буду драться с другими детьми». Это важно, потому что для того, чтобы методика работала, навыки должны быть «выполняемыми» и «практикуемыми» — то есть чем-то таким, что ребенок сможет демонстрировать и выполнение чего он сможет тренировать. Ребенок не сможет практиковать и показывать, как он «не ругается», «не кричит» и «не дерется с другими детьми». Но он может демонстрировать и осваивать на практике соответствующие умения — «говорить культурно», «разговаривать спокойно» или «держать себя в руках в сложных ситуациях».
В-третьих, определив проблему, мы не определяем автоматически, какое умение требуется ребенку. Например, одному ребенку с агрессивным поведением нужно научиться смиряться с отказом, а другому — выражать свой гнев словами. Для определения нужного ребенку навыка необходимо глубокое понимание природы его проблемы.
Наконец, следует отметить, что для того, чтобы установить, каким навыком стоит овладеть ребенку, не обязательно формулировать существующую у него проблему. Определить, какие полезные навыки стоит освоить или усовершенствовать ребенку, можно, просто задав ему вопрос: чему ему стоило бы научиться, чтобы чувствовать себя счастливым дома, получать больше удовольствия от школы или от общения с товарищами.
2. Согласие на овладение навыком
Освоение навыков работает лучше всего, если ребенок сам решает, каким умением ему хотелось бы овладеть. Естественно, у родителей, учителей и других взрослых всегда есть свои соображения на этот счет, но чтобы ребенок успешно осваивал умение, необходимо, чтобы он сам согласился с тем, что оно ему необходимо.
Чтобы прийти с ребенком к соглашению по поводу нужного навыка, вы можете или спросить об этом у него самого, или выдвинуть собственные предложения для обсуждения. Если вы решили начать с выяснения предпочтений ребенка, вы можете спросить: «Есть ли что-нибудь сложное, что ты хотел бы научиться делать или в чем хотел бы добиться успеха?» А если вы хотите для начала сами предложить ребенку возможный вариант для рассмотрения, то можете сказать так: «Мне (или нам) хотелось бы, чтобы ты научился (или научился лучше)…»
Дети обычно более-менее осознают, в чем их слабости, и поэтому часто сами знают, что им необходимо освоить или усовершенствовать. «Мне нужно научиться не забывать делать домашнее задание» или «Мне нужно научиться смирно сидеть на уроке», — так может ответить ученик учителю, если тот спросит, какие навыки ему необходимы. Мотивация к овладению навыком обычно сильнее, если инициатива исходит от самого ребенка, а не от взрослых.
С другой стороны, дети, особенно младшего возраста, хорошо реагируют на предложения своих родителей или педагогов: «Дорогой, мама с папой считают, что ты уже достаточно большой для того, чтобы спать всю ночь в своей кроватке. Нам хотелось бы, чтобы ты научился этому, и мы можем сделать это с помощью освоения навыков». У родителей и учителей есть право открыто говорить детям о своих ожиданиях.
Повысить вероятность того, что ребенок согласится овладевать умением, можно различными способами. Например, сделать освоение навыков групповым процессом, в котором все члены семьи или все дети в классе будут обучаться чему-то. Дети обычно не возражают против обучения, если тем же самым заняты все остальные. Кроме того, они лучше воспринимают предложения, сделанные им, если они исходят не от кого-то одного, а от «нас». «Мы — твоя мама, твой папа и я (учительница ребенка) — говорили о тебе, и мы думаем, что для тебя было бы важно научиться…» Еще один способ добиться согласия — дать ребенку возможность высказать все, что он думает по поводу умения, которое ему необходимо: «Мы считаем, что эти умения будут для тебя полезными. А ты как думаешь? Какому из них для тебя важнее всего научиться? А может быть, есть что-то еще более важное для тебя? А с точки зрения твоих друзей, какой навык тебе не мешало бы освоить?»
3. Исследование преимуществ навыка
Один из главных источников мотивации к обучению навыкам — это понимание преимуществ, которые это даст. «Что ты получишь благодаря этому?», «Почему для тебя важно научиться этому?», «Что хорошего будет в том, что ты сможешь это делать?», «Почему другим людям хотелось бы, чтобы ты это освоил?» — такие вопросы можно обсудить с ребенком, чтобы он лучше осознал пользу, которую принесет ему овладение умением.
Родители, друзья и другие люди из окружения ребенка могут помочь ему увидеть преимущества, о которых он сам мог и не подумать. Перечисляя преимущества навыка, важно отмечать не только те, что имеют смысл с точки зрения взрослых, но и те, что значимы для самого ребенка, например, такие: он будет пользоваться большей популярностью у товарищей или у него будет оставаться больше времени на любимые занятия.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других