Катастрофы в природе: стихия воды. Голод, наводнения, потопы, сели, цунами

Батыр Каррыев

Книга о водной стихии и связанных с ней опасных явлениях. Рассказывается о том, почему возникают наводнения и о той роли, которую играет вода в формировании земного рельефа. Приводятся малоизвестные сведения о связанных с водой катастрофах. Вопросам изучения водной стихии посвящена эта книга. Она будет полезна всем тем, кто интересуется исследованиями в области наук о Земле.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Катастрофы в природе: стихия воды. Голод, наводнения, потопы, сели, цунами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Могучая и живая

Здесь открывает природа источники новые, там же

Старые уничтожает. Земля ль сотрясается — и реки

Вновь вытекают одне, а другие скрываются в землю.

Публий Овидий Назон,43 до н.э. — 17 н.э.

Людей издавна занимали вопросы, почему моря и океаны не выходят из берегов, хотя реки непрерывно несут в них огромные массы воды. Откуда берётся подающая с неба или бьющая из-под земли вода и многие другие. В зависимости от представлений о природе, в тот или иной период времени, ответы давались разные. Собственно первые представления о форме Земли проистекали из простой мысли — она должна быть плоской иначе бы с неё стекла вода. Тем не менее это была основанная на опыте первая научная гипотеза.

Что думали люди о водной стихии известно из мифов, легенд и поверий. Первобытные представления отразились в современных культурных и религиозных традициях многих народов мира. На всех континентах можно обнаружить схожие обряды поклонения воде. Также как и широко распространенное верование, что ею управляют некие способные помочь или навредить человеку хранители.

По аналогии с самим собой древний человек стремился задобрить мифические существа предлагая ему то, в чём сам обычно нуждался. Это могла бы быть пища, предметы обихода или украшения. Воде отводилась главная роль в ритуалах призванных поддержать плодородие земли. Приёмы привлечения воды на поля или сохранения урожая от избытка влаги включали молитвы, магические манипуляции и жертвоприношения. Для того что бы росли удои молока и корова лучше телилась в реку выливали молоко. Кормление воды хлебом воздействует на дождь как на небесную воду. При этом кормление именно хлебом обусловлено мнением, что в жертву необходимо приносить то, что человек хотел получить взамен.

Предки китайцев считали, что вода это кровь Земли, а морские приливы воспринимались как её дыхание и биение пульса. По их поверьям мир образовался из водяного хаоса — хуньтунь, а повелевал дождем, грозой и всей водной стихией змей-лун обитавший в реках, озёрах и морях. У северных народов до сих пор сохраняется обычай первинок — принесение в жертву воде первой охотничьей добычи, приплода или первых собранных плодов урожая. На русском севере у поморов бытовала практика принесения жертв водяному. Её отголоски нашли отражение в былине о Садко, герое новгородских сказаний.

Ишше кольки по синю морю не хаживал —

Я Морьскому цярю дани-пошлины не плацивал.

Вы спускайте-ко, мои млады матросики,

Вы спускайте-тко-се боцьку с красным золотом,

А другу боцьку спускайте с цистым серебром».

Ишше эти боцьки-то все поверх воды несёт…

На другом континенте в древнем городе Чичен-Ица находится Священный сенот. Это круглая воронка в пластах известняка диаметром более шестидесяти метров. По древним поверьям в неё обитал бог дождя Чак, которому приносили различные жертвы, включая человеческие. Майя считали сеноты вратами в царство мёртвых, а их воды священными.

В зороастрийских священных тестах упоминания о воде и водных божествах многочисленны и подробны. В Авесте богине воды и плодородия Ардвисуре Анахите посвящен специальный гимн «Абан Яшт».

Священный сенот в Чичен-Ице — карстовая воронка в Мексике.

Многим источникам воды поклоняются уже тысячи лет. За ними признаются сакральные качества и полагают что они являются местами где осуществляется связь человека с потусторонним миром.

В греческой мифологии для того что бы попасть в царство Аида надо было переплыть реку Стикс. В её водах искупала своего сына Ахилла богиня Фетида, и это сделало его непобедимым воином.

В индуистской мифологии Ганг это спустившаяся на Землю небесная река. Она признаётся священной и к ней совершают паломничества. Индуисты используют воду Ганга во время омовения новорожденного ребенка, свадебных обрядов и похорон. На её берегах проходят кремации, а в водах рассеивается прах умерших индуистов и осуществляются ритуальные омовения.

Издревле считалось, что вода из святых источников способна исцелять больных, слабых делать сильными, а калек — здоровыми. Отсюда пошла слава о «живой воде» способной воскрешать мертвых, даровать зрение слепым, а людей с недостатками внешности превращать в красавцев. Места, где находились такие источники, объявлялись святыми и рядом с ними строились культовые объекты — церкви, монастыри и часовни.

В термальных источниках Викарелло обнаружены изделия свидетельствующие о том, что культ поклонения воде на территории Италии восходит к каменному веку. Он существовал в бронзовом веке, во времена древнеримской цивилизации и сохранился до настоящего времени. даже сегодня сложно определить где отдаётся дань традиции когда разбивается бутылка шампанского о борт нового судна или древнейшему ритуалу кидая монеты в водоём.

С культом воды связаны многочисленные религиозные отправления и обряды у населения Центральной Азии о которых писал ещё древнегреческий учёный Страбон. Здесь вода не только являлась самостоятельным объектом культа, но и играла главную роль в религиозных обрядах.

В кельтской Британии и Франции озёрные феи после пожертвований содействовали в устройстве семейной жизни. По воде делались предсказания, у неё спрашивали о здоровье, судьбе и многом другом. Испытание водой в тех или иных целях практиковалось кельтами на Рейне. Так, выявление ведьмы путём её утопления в Средневековье проистекало именно из этого обычая.

«Воде приносят жертвы так: придя к озеру, реке или источнику, вырывают яму и закалывают жертвенное животное так, чтобы кровь стекала в эту яму; при этом остерегаются как-нибудь обагрить кровью находящуюся поблизости воду, полагая, что это осквернит воду. Затем маги кладут куски мяса на миртовую или лавровую ветвь и, прикасаясь к мясу тонкими палочками, произносят заклинания, совершая при этом возлияния оливковым маслом, смешанным с молоком и медом, но не в огонь или в воду, а на землю. Заклинания они произносят долго, держа в руках связку тонких тамарисковых палочек». Страбон «География», ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.

Вода занимает одно из центральных мест в культовых и обрядовых практиках всех религиозных течений. Хотя дохристианские и доисламские традиции почитания воды претерпели значительные изменения но, в том или ином виде, они нашли отражение в современных религиозных практиках.

В христианском вероучении обряд освящения водой восходит ещё к ветхозаветным временам. В реке Иордан крестился Иисус Христос. Через святую воду человек становится членом христианской церкви и получает возможность участвовать во всех её таинствах.

«Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея. 4:17) Кирилл Иерусалимский (315—386).

В исламе вода является источником всякой жизни на Земле и из неё бог сотворил человека. В священной книге мусульманства Коране утверждается, что вода является элементом, существовавшим до Земли и Небес. Более того всё сущее на Земле создано из воды: «Неужели неверующие не знают, что небеса не проливали воду (не лил дождь) и Земля не растила растения, затем Мы пролили из небес дождь, а землю сделали взращивающей растения, и сделали Мы из воды (проливающейся с небес и источающейся из Земли) всё живое, так неужели они не уверуют?!» (Сура «аль-Анбия», аят 30).

Обязательная часть молитвенного ритуала в исламе это очищение через омовение водой. Совершенные не в состоянии чистоты молитвы религией не признаются. Поэтому мусульмане обязаны исполнять ритуальное омовение перед каждой из пяти ежедневных молитв.

«О вы, которые уверовали! Когда вы приступаете к совершению ритуальной молитвы, то умойте ваши лица и руки до локтей, проведите [мокрой рукой] по голове и помойте ноги до щиколоток. А если вы находитесь в ритуальном осквернении, то искупайтесь… Аллах [вовсе] не хочет создавать для вас неудобства — он желает вам очищения». Коран, 5:6.

В Древнем Египте и Вавилоне зародились первые представления о том, что суша окружена не только морем, но и небесным, а также подземным океанами. Почти шесть тысяч лет назад египетские жрецы уже следили за уровнем воды в периоды ежегодных разливов Нила с помощью специальных водомерных сооружений. Это были колодцы с каменной колонной посередине в русле реки, на которой отмечалась высота подъема воды в половодье. На острове Рода близ Каира таким образом получен самый большой в мире ряд гидрологических наблюдений длиной в 1250 годов.

Это были первые футштоки — уровнемеры для наблюдения и определения уровня воды в море, реке или озере. В России находится один из старейших в глобальной сети уровневых постов Мирового океана — Кронштадтский футшток, сооружённый в 1840 году. Благодаря измерениям уровня воды в морях и океанах установлена природа многих геологических и геофизических явлений. В частности измерения уровня Мирового океана позволяют судить о скорости таяния ледников, режиме стока рек на материках, испарении воды и многом другом.

Гениальные догадки учёных древности о природе водной стихии сочетались с их же ошибочными рассуждениями о причинах образования рек и морей. Так в Древнем Египте связь рек с их истоками не осознавалась только потому, что питавшие Нил осадки выпадали в его верховьях — далеко от территории страны. Поэтому причиной наводнений египтяне считали летние ветры.

«Летописцы упоминали о явлениях природы либо между прочим, либо исходя из представлений науки их времени, трактовали грозы, наводнения и засухи как предзнаменования или наказание за грехи. В обоих случаях явления природы описывались выборочно, когда они оказывались в поле зрения автора, а сколько их было опущено, мы даже догадаться не можем. Один автор обращал внимание на природу, а другой, в следующем веке — нет, и может оказаться, что в сухое время дожди упомянуты чаще, чем во влажное… Древние авторы всегда писали свои сочинения ради определенных целей и, как правило, преувеличивали значение интересовавших их событий. Степень же преувеличения или преуменьшения определить очень трудно и не всегда возможно». Лев Гумилёв, 1989 год.

На Ближнем Востоке воды рек Тигра и Евфрата формируются высоко в горах, поэтому для жителей Междуречья их связь с осадками и таянием снегов на Армянском нагорье была не очевидной. В древней Греции, территория которой изобилует карстовыми породами и пещерами, главными источниками воды в реках определялись подземные пустоты.

К временам античности и средневековья относится стремление построить завершенную систему описания мира в котором, наряду с воздухом, землёй и огнём, воде отводилась основная роль. Желание получать простые ответы на сложные вопросы чаще всего основывалось на умозрительных рассуждениях о природе воды, причинах волнения морей и океанов, выпадении атмосферных осадков или возникновении наводнений.

«И в то время, когда в других странах количество воды в реках увеличивают дожди, в Ниле, которому дожди никогда не приходят на помощь, воды становится меньше. Затем наступает лето, и Нил становится полноводнее, так как летом в недрах земли царит холод, который и возвращает силу подземным ключам. Но если бы это было так, то летом повышался бы уровень воды в реках, и все колодцы были бы полны водой. Кроме того, я не думаю, чтобы зимой под землёй было больше тепла. Грунтовые воды, пещеры и колодцы бывают тёплыми потому, что в них не проникает холодный воздух извне». Луций Анней Сенека «Вопросы естествознания» (ок. 460 до н.э. — ок. 370 до н.э.).

Древнегреческий учёный Фалес Милетский (ок. 624—547 до н.э.) с водой связывал все явления природы. Он считал, что морская вода поступает в земные полости под действием ветра, а затем, поднимаясь к поверхности, питает реки. Древнегреческий поэту Эзопу (VI—V вв. до н.э.) приписывается миф о всепоглощающей морской пучине Харибде которая, заглатывая воду обнажает сушу. Его земляк учёный Диоген (V в. до н.э.) считал, что земные недра пронизаны ходами и отверстиями и по ним влага перемешается туда, где её нет.

У древнегреческого учёного Демокрита Абдерского, в полном согласии с законом сохранения бытия, возникновение и уничтожение сложных тел происходит путем соединения и разъединения атомов. Из атомов состоят четыре элемента физического мира — земля, вода, воздух и огонь. Самые большие атомы у земли, а самые мелкие — воздуха. Земля, вода и воздух представляют собой смесь атомов всех форм и способны взаимопревращаться. Путём выделения более крупных атомов вода может превратиться в воздух, а земля — воду.

По мнению древнегреческого учёного Платона (427—347 до н.э.) источником воды был Тартар. В эту тёмную бездну по подземным протокам поступает морская вода. Он же одним из первых упоминает о всемирном потопе.

«Доходя в своем стремлении до места, называющегося нижним, вода разливается по рекам, текущим изнутри Земли, и наполняет их, подобно водоводам, а убегая оттуда и притекая сюда, опять обогащает здешние потоки, которые от избытка вод вливаются и в каналы, и в землю и, достигнув до известных мест по принятому направлению, образуют моря, озера, реки и источники». Платон, 427—347 до н.э.

Древнегреческий учёный Аристотель полагал, что воды атмосферных осадков и тающих снегов сначала проникают в подземные пещеры путем фильтрации через грунт, а потом в виде водяного пара распространяются по системам подземных каналов. Затем снова испаряются и конденсируются в атмосфере.

К IV веку до нашей эры относится появление первых представлений о круговороте воды в природе. В Индии, Китае и Корее для определения количества атмосферных осадков начали использовать дождемеры и была установлена связь между ними и стоком воды в реках. По толщине слоя выпавшей влаги в дождемерах в древней Индии исчислялся налог на урожай.

Дождемеры в Китае и Корее представляли собой бронзовые цилиндры диаметром около 15 сантиметров установленные на мраморных постаментах. В Европе дождемеры изобретаются только к XVII веку. В 1693 году в письме Галилео Галилею (Galileo Galilei) о них упоминает итальянский учёный Бенедетто Кастелли (Benedetto Castelli).

В XIII веке арабский учёный Закария ибн Магомет ибн Махмуд аль-Казвини (1203—1283) описал связь приливов с движением Солнца и Луны, но объяснял их согреванием вод под божественным влиянием. Когда выяснилось, что вода при нагревании может переходить из жидкого состояния в газообразное, стало очевидно, что под воздействием солнечного тепла прогревается поверхность океана и вода превращается в пар.

Тем самым было положено представлению о кругообороте воды в природе. Одним из первых свои соображения по этому поводу высказал итальянец Леонардо да Винчи. Он указал на значение водопроницаемых геологических пород для образования водоносных слоёв в Альпах и выдвинул идеи о механизмах восполнения подземных вод и возникновения источников в низинах.

В 1580 году во Франции был издан труд Бернара Палисси «Чудесные рассуждения о природе вод и источников естественных и искусственных, о металлах, солях, камнях, землях, об огне и эмали, со многими другими тайнами предметов, встречающихся в природе. С прибавлением трактата об удобрении земли, всё представленное в виде разговоров, которые ведутся Теоретиком и Практиком». Палисси одним из первых определил дождевые осадки основным источником питания рек и подземных вод. Он также впервые высказал гипотезу о том, что раковины и другие окаменелости это ископаемые останки древних животных.

Поворотным пунктом в формировании представления о кругообороте воды в природе стали исследования француза Пьера Перро (Pierre Perrault, 1608—1680) которому было поручено соорудить водопровод для Лувра. В процессе этой работы Перро измерил отдельные элементы круговорота воды и доказал, что сумма осадков в одном из районов верхней части бассейна реки Сены почти в шесть раз превышает расход воды её вышележащего притока. Иными словами, оказалось, что именно осадки обеспечивают ток воды в реках, а часть влаги на сушу поступает из моря. В 1674 году Перро анонимно опубликовал книгу «On the Origin of Fountains» (О происхождении фонтанов).

В XVII веке немецкий учёный Атанасиус Кирхер опубликовал книгу, в которой обобщил накопленные сведения о вулканах Земли, гидросфере, морских течениях, ветрах и кругообороте воды в природе. Он пришел к заключению, что морская вода поступает по подземным каналам в пустоты в земных недрах, а откуда после возгонки вытекает, питая родники и реки. Местоположения таких стоков были отмечены на составленной им карте мира водоворотами в Балтийском, Белом, Каспийском, Норвежском, Персидском, Чёрном и других морях сообщающихся с ближайшими бассейнами через подземные протоки.

С точки зрения Кирхера мифический Мальстрем у Лофотенских островов близ берегов Норвегии связан подземной протокой с водоворотом на севере Ботнического залива, а затем с водоворотом в Белом море. Тем же способом Каспийское море соединено подземными протоками с Чёрным морем и Персидским заливом.

В середине XVII века первые количественные концепции формирования подземных вод в результате инфильтрации атмосферных осадков сформировали французские ученые Пьер Перро (Pierre Perrault, 1608—1680) и Эдм Мариотт (Edmе Mariotte, 1620—1684). Они исследовали водный баланс реки Сена и доказали, что источником воды были выпадающие в её бассейне атмосферные осадки. Примерно к этому времени (1654 год) относится создание герцогом Тосканским первой международной сети гидрологических наблюдений. Появление пунктов гидрологических и метеорологических наблюдений в Европе создали основу для последующих суждений о природе воды и её перемещению на планете.

Карта мира Атанасиуса Кирхера с морскими течениями, 1667 год.

Английский учёный Эдмунд Галлей в 1686 опубликовал свою работу о пассатах и муссонах. Он объяснил их происхождение нагревом земной поверхности Солнцем. Галлей составил первую метеорологическую карту ветров и предложил способ определения возраста Земли. Для этого было необходимо, с учетом скоростей испарения воды и поступления соли в океан в стоках рек, измерить концентрацию соли в Мировом океане. Галлей, более известный как астроном и математик, также предложил метод барометрического нивелирования.

В 1702 году шведский исследователь Урбан Хьярне (Hjärne Urban,1641—1724) обработал разосланную им анкету о реках и озёрах Швеции и Финляндии. Он пришел к заключению, что уровень Балтийского моря постепенно понижается и объяснил этот феномен опорожнением морского бассейна, давлением паров и движением влаги в системе каналов, соединяющих дно моря с неким центральным подземным резервуаром.

В 1719 году шведский естествоиспытатель Эмануэль Сведенборг (Swedenborg Emanuel, 1688—1772) объяснил понижение уровня полярных морей оттоком вод к экватору из-за вращения Земли. Он также оценил скорость векового понижения уровня Балтийского моря.

Шведский учёный Андерс Цельсий (Anders Celsius, 1701—1744), создатель новой шкалы для измерения температуры, исследовал обмеление гаваней и возвышение подводных скал вслед за отступающим Балтийским морем. Скорость понижения его уровня была оценена примерно в 1,3 сантиметра в год. Причину феномена Цельсий увидел в уменьшении объема водных масс из-за нарушения баланса в кругообороте воды.

Шведский учёный Карл фон Линней (Linné Carl von, 1707—1778) первым связал положение морских террас с уровнем моря в прежние эпохи. Вслед за Цельсием и Бенуа Мальетом (Maillet Benoît, 1656—1738) в 1740 году он пришёл к выводу, что в древности земная поверхность была полностью покрыта водой. Результаты этих исследований обобщил Олаф Далин (Dalin Olaf, 1708—1763) который заключил, что ранее территория Швеции представляла собой архипелаг и его вывод противоречил тогдашнему христианскому учению о возрасте Земли.

В Англии Эразм Дарвин (Erasmus Darwin, 1731—1802) сумел объяснить механизм круговорота воды. Он показал, что атмосферные осадки обеспечивают ток воды в реках, а часть влаги поступает на сушу с моря.

Первые обширные сведения о Мировом океане были получены после кругосветной английской экспедиции на судне «Challenger» (1872—1876). Её результаты коренным образом изменили представления о рельефе морского дна. Инициатор экспедиции и её руководитель шотландский учёный Чарльз Уайвил Томсон использовал для измерений лот своей конструкции с динамометром, а вместо пенькового каната использовал металлическую струну.

В 1845 году Р. Кейн вычислил сток воды ирландских рек путём вычитания величины испарения из суммы осадков. Он составил первое уравнение водного баланса, в котором сток равняется осадкам за вычетом объёма воды ушедшей на испарение.

С XIX века во многих странах создаются пункты гидрологических наблюдений позволивших установить характер взаимосвязи осадков и состояния поверхностных вод, а также, влияние на них температуры. Русский учёный А.И.Воейков одним из первых начал рассматривать процессы в атмосфере не обособленно друг от друга, а в их взаимосвязи.

Уровень Мирового океана стал важным показателем климатической системы планеты. Начиная с XVIII века он измеряется мореографами, а с середины прошлого века стали использовать эхолоты и гидролокаторы. В 1982 году для пятого издания генеральной батиметрической карты Мирового океана были использованы данные миллионов подобных промеров глубин. В конце 1992 года измерения проводятся системой спутников TOPEX/Poseidon созданной американской NASA и французской CNES. Наблюдения с земной орбиты значительно повысили точность и временную детальность измерений.

В 2002 году начал реализовываться проект NASA «Granting Resources and Assistance through Community Effort» (GRACE). В рамках этого проекта картографируется гравитационное поле путём измерения положения двух идентичных спутников на полярной орбите на высоте 500 километров. Это позволило построить карту глобального гравитационного поля Земли, следить за процессом перемещения водных масс, таянием ледниковых щитов, изменениями уровня Мирового океана моря и др.

В свою очередь спутниковые измерения топографии Мирового океана расширили представления о циркуляции его вод и её влиянии на климат Земли. Многолетние наблюдения указали на повышение уровня Мирового океана примерно на три миллиметра за год, происходящие с разным ускорением за разные периоды времени.

Начиная с XVIII века выдвигались различные естественнонаучные предположения о том, какие факторы влияют на уровень воды в морях и океанах. Уже в середине прошлого века установлена несомненная связь уровня Мирового океана с количеством льда и снега в полярных областях земного шара. Чем больше замороженной воды скапливается там, тем ниже уровень Мирового океана.

В периоды потепления земного климата площадь ледяного покрова сокращается и уровень воды в Мировом океане достигает максимума. Такое уже не раз происходило в геологической истории, определяя характер эволюции жизни на планете.

Цифры и Факты

Самая протяженная река на планете образованна слиянием рек Мараньон и Укаяли это Амазонка в Южной Америке. Её длина составляет 6992 километра.

Самый большой водосбор у реки Амазонка — около семи миллионов квадратных километров. В пределах её водосбора расположены территории Боливии, Бразилии, Гайаны, Венесуэлы, Колумбии, Перу и Эквадора.

Проект Topex/Poseidon позволил осуществить глобальный мониторинг топографии поверхности Мирового океана с высоты в 1330 километра и разрешением до 3,3 сантиметра.

Самая многоводная река мира это Амазонка. В каждую секунду по её руслу в среднем протекает 220 тысяч кубометров воды, а её годовой сток в Атлантический океан достигает 6930 кубических километра.

Самой мутной считается река Хуанхэ в Китае. За год она выносит со своего бассейна в среднем 1380 миллионов тонн твёрдого материала, в одном кубометре воды содержится до 34 килограммов наносов.

Самое большое озеро на планете это Каспийское море. Объём содержащейся в нём воды около 78 тысяч кубических километров.

Самое большое пресноводное озеро на планете это Байкал в России. Объём содержащейся в нём воды около 23,6 кубических километров.

Самое глубокое озеро на планете это Байкал. Его глубина достигает 1620 метров.

Колебания уровня Мирового океана за последние 550 миллионов лет относительно современного уровня.

Самое большое из высокогорных озер — Титикака в Южной Америке. Оно расположено на высоте 3812 метра над уровнем моря. Его объём составляет около 893 кубических километра.

Самые большие запасы пресной воды содержатся в озере Байкал.

Самый высокий айсберг обнаружен в Северном полушарии. Его высота достигала 168 метров.

Самый большой из известных столовых айсбергов наблюдали 17 ноября 1956 года с ледокола «Glacier». Он был длиной 375 километра, при ширине более ста километров и общей площади более 35 тысяч квадратных километров.

Самым быстрым считается ледник Якобсхавн в Гренландии. В 2007 году этот ледник шириной в шесть километров при толщине свыше 300 метров перемещался со скоростью 42,5 метра в день или на 15,5 километров за год.

Самыми быстрыми считаются т.н. пульсирующие ледники — их внезапная подвижка может достигать 300 метров за сутки.

Самое крупное водохранилище это Виктория у ГЭС «Оуэн-Фолс» на реке Нил в Уганде. Его полный объём составляет 205 кубокилометров, а площадь 76 тысяч квадратных километров при длине в 320 километров и ширине в 275 километров. Максимальная глубина водоёма достигает 83 метров, а высота плотины на нём — 31 метр.

Самое глубокое в мире водохранилище это Нурекское на реке Вахш в Таджикистане. Его максимальная глубина составляет 300 метров, при объёме в 10,5 кубических километра, длине 70 километров и максимальной ширине в один километр.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Катастрофы в природе: стихия воды. Голод, наводнения, потопы, сели, цунами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я