1. книги
  2. Общая психология
  3. Басан Александрович Захаров

Путь Неба, или Сокровенное знание ойратов. Орчлңгин йосн, өөрдин заң – закон Вселенной – мировоззрение ойратов

Басан Александрович Захаров
Обложка книги

Эта книга для тех, кто стремится к самопознанию и саморазвитию, кто чувствует свою уникальность и жаждет самореализации, кому интересна философия победителей. Эта книга о тенгрианстве — уникальном мировоззрении кочевников Великой Степи, в ней впервые раскрываются секреты несгибаемого духа монголов Чингисхана, признанного ЮНЕСКО Человеком второго тысячелетия. Древние духовные ценности актуальны и сегодня, т.к. дают человеку невероятные духовные силы для достижения любых жизненных целей.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Путь Неба, или Сокровенное знание ойратов. Орчлңгин йосн, өөрдин заң – закон Вселенной – мировоззрение ойратов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Величие предков в нашей памяти,

наше величие в наших делах,

величие будущих поколений

в ценностях, которые мы им передадим.

З.Б.

Эта книга о человеческом духе. О том, как обрести счастье. Принципы и ценности, изложенные в ней, проверены тысячелетиями. Эта книга о мировоззрении, пробуждающем огромные духовные силы человека, который становится неудержимым в достижении цели. О том, как гармонизировать собственную энергию с энергиями вселенной и быть, как говориться, в потоке. В монгольской традиции таких людей называют ут дурин күн — «людьми длинной воли».

Я написал эту книгу не для развития науки, хотя она может считаться пособием и ее легко «онаучить». Пишу не для того, чтобы придать себе авторитета или известности. Я писал для живых людей, тех, кто хочет быть собой, таким, каким должен быть.

Эта книга о тенгрианстве. Тенгир, или Тенгри, во всех монгольских и тюркских языках означает небо. Все эти народы когда-то поклонялись Вечному Синему Небу. Уникальность этой религии в том, что тенгрианцы не строили храмов, считая, что вся земля и есть храм Божий. Небо есть везде — этот фактор освобождал от посредников в Божьем промысле и оставлял людям право быть свободными. Данный принцип определил и становление идеологии, где, в свою очередь, основой стал принцип гармонии человека, его талантов, способностей и умения достигать целей не только в собственных интересах, но для развития общества, нации или государства.

Всё гениальное просто. Тенгрианское мировоззрение не уступает по глубине и мудрости мировым религиям, известным философским течениям, но в то же время доступно и понятно простому обывателю. Это мировоззрение естественно, так как основано на природе человека, законах вселенной.

Когда-то всё человечество в той или иной степени было тенгрианским. До сих пор практически в любом языке сохранились обороты речи, свидетельствующие о поклонении Небу как высшей силе. Китайцы называют свою страну Поднебесной, т.е. божественной. Во многих языках распространены следующие выражения: силы небесные, небожитель, уйти на небеса (про умерших), царство небесное, небо-отец, небесный отец. Тенгрианская философия в недалеком будущем снова станет естественной для значительной части населения планеты, по-другому просто не может быть, настолько она проста и понятна, но вместе с тем и глубока и универсальна, ее принципы и ценности буквально с первых секунд становятся единым целым с любым думающим человеком.

Эта книга о мировоззрении Чингисхана, признанного ЮНЕСКО Человеком второго тысячелетия, о философии кочевников, не раз потрясавших основы мироустройства. Именно тенгрианские ценности дали возможность малочисленным монголам овладеть большей частью тогдашнего мира и стать успешными менеджерами в покоренных странах. Силой и жестокостью можно подавлять лишь незначительный период, однако править на протяжении нескольких поколений невозможно. Как правило, монголы теряли управление тогда, когда утрачивали духовные ценности тенгрианства.

Тенгрианство — философия сильных, целеустремленных людей. Это мировоззрение не случайно зародилось на просторах Великой Степи — колыбели многих народов. Условия жизни здесь таковы, что на огромных открытых пространствах, где всадник может запросто обозревать окрестности в радиусе 20—25 километров, по большому счету некуда скрыться ни одной из противоборствующих сторон. Выжить в степи могли только очень сильные народы, обладающие духом победителей, слабых вытесняли либо уничтожали. Потому мировоззрение степняков-кочевников отличается готовностью к позитиву и одновременно к риску в любой момент.

Книга основана на культуре ойратов — монгольского народа, сегодня более известного как калмыки. Ойраты в силу исторической активности лучше сохранили древние ценности духа победителей.

Сегодня в мире мало кто, кроме специалистов и самих ойратов, знает, что этот небольшой народ на протяжении нескольких веков определял политическую жизнь в Центральной Азии. В 1630-х годах ойраты совершили два дерзких похода. Часть двинулась на Волгу и, вытеснив Большую Ногайскую орду, образовала Калмыцкое (Торгутское) ханство. Другая часть по просьбе Далай-ламы завоевала Тибет, образовав Хошутское (Кукунорское) ханство. Именно ойраты возвели на трон Далай-ламу, до того он был лишь главой одной из четырех школ тибетского буддизма.

Таким образом, в XVII—XVIII веках Ойратский союз контролировал территорию «от Дона до Енисея по широте и от Урала до границ Индии по долготе». [Феоктистов А.] Это был невероятно пассионарный народ, поражавший современников масштабами не только завоеваний, но и величием духа, невероятным упорством в достижении целей.

Ойраты контролировали не только огромную по масштабам территорию, но и значительную часть Великого шелкового пути. Поэтому им приходилось быть в постоянной боевой готовности, зачастую военные действия велись одновременно на двух-трех фронтах. Не обладая численным преимуществом, они умели превосходить соперника при максимальном напряжении усилий всего общества. Каждый мужчина был воином, нередко брали в руки оружие женщины и подростки. Поэтому именно у ойратов наиболее долго сохранялись и шлифовались тенгрианские ценности с их оптимизмом и непреклонной волей к победе.

Почему тенгрианство уступило место буддизму? В конце XVI — начале XVII веков внешние условия и внутренние причины, в том числе рост населения и развитие национального самосознания, постепенно подводили ойратов к созданию собственного государства. Требовался институт, легитимизирующий это самое государство. Дело в том, что по монгольской традиции во главе ханства могли стать только чингисиды, ойраты же были потомками по женской линии и не могли, соответственно, создать собственное государство и быть правителями. Буддизм же такую возможность давал: номинально легитимизировал ханскую должность Далай-лама, присылая печать избранному на чуулгане, прообразе парламента. Ойраты теперь опирались уже не на монгольскую традицию, а на религиозную.

В тенгрианстве не было догматов, религиозных институтов, устои общества основывались на традиции. А исторические реалии, условия выживания уже требовали либо переформатирования общества и общественных отношений, как это произошло при Чингисхане, либо введения наднационального института, который привел бы к перезагрузке политической системы ойратского общества. Не родилось второй подобной личности сопоставимого масштаба, сумевшего объединить и в то же время разрулить божественное и светское, личностное и общественное, установить мораль. И место Чингисхана заняла религия. Его величие заключается в том, что он, пожалуй, единственный, кто смог объединить в себе уникальные функции пророка, государственного деятеля, полководца, совести нации. Он единственный, кто смог встряхнуть, переформатировать, модернизировать устои общества, опираясь на исторические корни и здравый смысл. Среди потомков таковых не нашлось, и они стали заимствовать духовно-религиозные системы у других народов.

Сейчас другое время. Условия цивилизации, научно-технический прогресс, мощный информационный рывок обеспечивают жизнь людей в автономном режиме. Сегодня нет необходимости в жестких религиозных рамках для выживания сообществ. Вновь наступает время внутренне свободных героев. И в современных условиях тенгрианство дает людям возможность взглянуть на мир по-новому.

Когда-то ойраты довели тенгрианскую философию до совершенства, закрепили в собственном мировоззрении, языке и культуре. В этой книге я открываю лишь малую часть духовного и исторического наследия. Мы почти не будем рассматривать религиозные аспекты. Основу книги составили философские, жизненные установки учения.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Путь Неба, или Сокровенное знание ойратов. Орчлңгин йосн, өөрдин заң – закон Вселенной – мировоззрение ойратов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я