Эта книга, «Колесница, доставляющая в царство Четырех Кай. Этапы медитации, которые осуществляют превосходный путь йоги шести ветвей, стадии завершения славной тантры Калача-кры», составленная мастером Джонанг Бамда Тубтеном Гелегом Гьямцо, – важный для традиции Джонанг комментарий. В нем Бамда Гелег представляет подробное разъяснение пяти общих предварительных практик шестичастной йоги Калачакры, опирающееся на руководства, написанные ранее Таранатхой и другими мастерами Джонанг, которые он дополняет собственными комментариями. Пусть заслуги от издания этой книги станут причиной распространения Калачакра-тантры в этом мире, а также долгой жизни великих мастеров!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Колесница, доставляющая в царство Четырех Кай предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Колесница, доставляющая в царство Четырех Кай
Выражение почтения и обещание написать текст
Здесь содержится «Колесница[20], доставляющая в царство Четырех Кай. Этапы медитации, которые осуществляют превосходный путь йоги шести ветвей, стадии завершения славной тантры Калачакры».
Я с великой преданностью простираюсь и обращаюсь за прибежищем у безупречно чистых лотосовых стоп великого Всеведущего Джонангпы, Шераба Гьялцена Палзангпо[21], Владыки Учения трех миров. Пожалуйста, даруйте благословение!
Я склоняюсь перед теми, кто надлежащим образом узрел все познаваемые объекты двух реальностей[22], кто полностью охватил безграничный океан письменной традиции праджняпарамиты, перед отцами и сыновьями линии держателей Победоносных Всеведущих Джонанг.
Здесь я разъясню способ медитации для удачливых начинающих[23], шесть ветвей стадии завершения Калачакры, которая была очень ясно раскрыта в состоящей из шестидесяти тысяч строф коренной тантре[24].
Общее ознакомление
Это [шесть йог Калачакры] великий путь, которым следовали все Победители трех времен. Это единственный путь, которым следовали все могущественные реализованные существа, сиддхи. И в эти времена упадка, когда жизнь коротка, тех, кто обладает острыми способностями и наделен ваджрным телом из шести элементов, он приводит к состоянию Ваджрадхары. Поэтому здесь, ничего не скрывая, я представлю ясное учение славной тантры Калачакры. Кроме того, это является величайшим методом Тайной мантраяны, практикой стадии завершения шести ветвей тайного и глубокого пути ваджрной йоги.
Отречение
Благодаря систематической медитации на истину страдания сансары, которая связана с пятью совокупностями [скандхи][25], являющимися самой природой всего страдания сансары, в потоке своего ума распознают, что сансара подобна неистовому пламени, природа которого — лишь страдание. Именно тогда возникают неподдельные мысли об отречении, страх и отвращение к сансаре.
Прибежище в Трех редких и высочайших
Благодаря узнаванию превосходных качеств Трех высочайших обретают доверие к Трем драгоценностям прибежища как к обладающим силой защищать нас от страданий сансары. Таким образом определенно зарождают в своем потоке ума подлинное принятие прибежища в тех, кто может предоставить нам это убежище от страданий сансары, в Трех редких и высочайших.
Сострадание
Затем, воспринимая всех без исключения заполняющих пространство существ как своих добрых матерей и отцов, зарождают естественное сострадание, исходя из которого ради других несут бремя освобождения всех существ от всеобъемлющего страдания сансары.
Бодхичитта
Зарождая [сострадание], думают так: «Поскольку сейчас у меня нет сил, чтобы обрести способность освободить всех без исключения существ от страдания, прежде всего я должен достичь состояния будды». Таким образом с уверенностью зарождают безыскусную бодхичитту [пробужденный ум][26].
Глубокий путь ваджрной йоги
И далее, поскольку невозможно достичь состояния будды без причины, подобно тому, как мучимый жаждой всеми силами стремится к воде и не думает ни о чем другом, кроме утоления жажды, следует думать так: «Я буду развивать причину достижения состояния будды, которой является глубокий путь ваджрной йоги, ради всех существ».
Посвящение
Затем, опираясь на ламу, обладающего всеми превосходными характеристиками, чтобы полностью взрастить изначальное осознавание[27] стадии зарождения, необходимо обладать семью посвящениями. На стадии завершения есть шесть йог[28]. Для взращивания пратьяхары[29] [1] и дхьяны[30] [2] необходимо посвящение вазы. Для пранаямы[31] [3] и дхараны[32] [4] — тайное посвящение. Для анусмрити[33] [5] — посвящение изначальной мудрости осознавания. Окончательная стадия самадхи[34] [6] созревает благодаря четвертому посвящению, или посвящению слова.
Самайи
Чтобы сила созревания изначального осознавания стадий зарождения и завершения оставалась в нашем потоке ума, чистая самайя[35] оберегается от повреждения благодаря тому, что не допускают четырнадцати коренных падений[36] и т. д. Тем самым предотвращается ослабление созревающей силы посвящения.
Все препятствия для возникновения изначального осознавания в потоке ума на глубоком пути ваджрной йоги, такие как негативные действия, загрязнения и нарушения, очищаются посредством выполнения медитации и повторения мантры Ваджрасаттвы.
Мандала
Накопление благих причин и условий в потоке нашего ума обретается благодаря накоплению заслуги путем [подношения] мандалы.
Гуру-йога
Если изначальное осознавание Мантраяны еще не зародилось в нашем потоке ума, зарождают причину для его возникновения: чистую веру и преданность путем ви́дения ламы как самого Будды.
Стадия зарождения
Чтобы обладать устойчивой основой для зарождения изначального осознавания стадии завершения, определенно необходимо выполнять йогу или стадию зарождения, стадию прямого видения себя в теле Калачакры.
Стадия завершения шести йог
После выполнения предварительных практик, чтобы реализовать неконцептуальное воззрение пустоты и абсолютную изначальную истину, осваивают шесть ветвей стадии завершения, основные практики на этом пути. Отбросив все без исключения завесы четырех состояний[37], непосредственно достигают четырех абсолютных тел[38].
Причина отречения
Если нет мыслей об отречении, которое заключается в отвращении к сансаре, нет постижения изначального осознавания естественного состояния пустоты, то какое бы собрание добродетели ни накапливалось под влиянием желания и привязанности к совокупностям сансары, все это становится лишь причиной той же самой сансары. И это не может быть путем к Освобождению.
От постижения пустоты зависит то, становится ли это сансарой или нет, становится ли это путем к Освобождению или нет. Любое накопление добродетели зависит от мотивации. Мысль об отречении, которое вызывает отвращение к сансаре, а также желание освободиться из нее необходимы для того, чтобы это стало путем к Освобождению. Поэтому мысли об отречении и отвращении к сансаре, как правило, являются корнем пути к Освобождению.
Причина принятия прибежища
Что касается Освобождения или избавления от страдания, нет никакой возможности сделать это с помощью лишь собственных сил. Для этого необходимо опираться на силу другого. Этим другим может быть только Будда, и нет никого другого, кто действительно знает то, как можно устранить все без исключения страдания. Таким образом, опираются на высшую драгоценность Будды, который раскрывает тайные методы Дхармы, позволяющие избавиться от страдания.
Если в нашем потоке ума Дхарма еще не возникла, поскольку не было отброшено страдание сансары, возникающий интерес к высшей драгоценности Дхармы в нашем потоке ума является противоядием от омрачений [аварана]. На нее следует опираться как на действительное прибежище.
Зародив интерес к священной Дхарме, необходимо знать то, как следует практиковать. Высшей драгоценностью Сангхи являются те существа, которые надлежащим образом прошли путь и осуществили практики, например Авалокитешвара. Поскольку мы не знаем, как практиковать, опираясь на собственные силы, следует обратиться к тому, как практиковали они, и следовать их примеру. Только так мы можем быть уверены в безошибочности своего пути. Такова опора на способ осуществления прибежища в высшей драгоценности Сангхи.
Поэтому, принимая прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе таким образом, мы принимаем прибежище совершенным и безошибочным способом. Причиной для осуществления этого является Будда, который безукоризненно учит священной Дхарме, и если не принимать ее в качестве прибежища, тогда не будет и опоры прибежища в Учителе. Поскольку нет ничего, что можно было бы сделать без действительного прибежища в Дхарме, лишь священная Дхарма является главной причиной принятия прибежища.
Причина сострадания
Если мы не развиваем сострадание, тогда мы не сможем зародить бодхичитту — желание достичь Просветления ради принесения пользы другим существам. Если мы не сможем зародить бодхичитту, тогда вся накопленная нами добродетель не приведет к состоянию будды, поскольку бодхичитта позволяет избавиться от завес знания[39]. Нет другого метода [упая] достичь состояния будды, кроме пути Махаяны, поскольку это единственный путь, обладающий искусными методами, позволяющими достичь состояния будды.
Зарождение бодхичитты обладает силой обретения изначального осознавания, пустоты, всеведения и устранения завес познаваемого. Поскольку это превращает путь в Махаяну, которая способна привести к достижению состояния будды, бодхичитта является корнем общего пути Махаяны. Лишь естественная и безыскусная бодхичитта, стремящаяся достичь Просветления на благо других существ, является причиной Просветления.
Когда думают: «Я не хочу осуществлять путь» или «У меня нет времени на достижение состояния будды», важно убеждать себя в обратном и размышлять о том, что это возможно. И если есть такие простые мысли, как «Я осуществлю причины и накопления для достижения состояния будды», тогда мы сможем развиваться на этом пути. Если же мы так не думаем, тогда развитие на этом пути невозможно.
Причина посвящения
Во времена упадка, когда продолжительность жизни сокращается, нам необходим самый скорый путь к достижению состояния будды. Таким путем является Тайная мантраяна, глубокий путь стадии зарождения и завершения, и особенно путь стадии завершения. Определяющие характеристики [свалакшана] стадии зарождения изначального осознавания славного Калачакры, которые осуществляются посредством семи посвящений вхождения подобно ребенку[40], делают поток ума ученика подходящим для возникновения изначального осознавания стадии зарождения. И нет ничего другого, приводящего к появлению этого.
На стадии завершения для возникновения изначального осознавания двух стадий пратьяхары и дхьяны необходимо посвящение вазы. Для возникновения изначального осознавания следующих двух стадий пранаямы и дхараны необходимо тайное посвящение. Для возникновения изначального осознавания анусмрити необходимо посвящение изначальной мудрости осознавания. И для возникновения изначального осознавания самадхи необходимо четвертое посвящение, или посвящение слова. Нет другого способа или причины для возникновения этого. Таким образом, посвящение — главная причина пути Тайной мантры.
Причина практики Ваджрасаттвы
После получения этих посвящений стадий зарождения и завершения необходимо оберегать их при помощи самай. Если оберегать самайи, их сила не будет ослабевать, а сила возникновения изначального осознавания зарождения и завершения будет увеличиваться. Если же самайя нарушается, тогда эта сила также будет ослабевать и изначальное осознавание зарождения и завершения не возникнет.
Поэтому следует оберегать самайи как собственную жизненную силу. Если в потоке ума содержатся привычные склонности [васаны] порочных действий, ошибок, падений и т. д., изначального осознавания стадий зарождения и завершения не возникнет. Противоядием, которое может предотвратить это, является медитация и повторение мантры Ваджрасаттвы. Признание своих негативных действий и падений — путь избавления от препятствий и любых неблагоприятных обстоятельств.
Причина практики подношения мандалы
Также необходимо обладать заслугой [пунья]. Если земля плодородна, урожай будет богатым. Точно так же и тот, кто обладает заслугой, может взращивать совершенные качества стадий зарождения и завершения в потоке своего ума. Именно поэтому практика накопления подношения мандалы считается путем осуществления всех благоприятных обстоятельств.
Причина Гуру-йоги
Что касается изначального осознавания стадии зарождения и завершения, особенно стадии завершения, то они осуществляются лишь благодаря созреванию посвящений. Именно поэтому необходимо с верой и преданностью практиковать Гуру-йогу, видя своего дарующего посвящения коренного ламу как самого Будду.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Колесница, доставляющая в царство Четырех Кай предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
20
До того как появились автомобили, самолеты и прочее, колесница с запряженными лошадьми считалась самым быстрым средством передвижения. Чокьи Нангва Ринпоче шутил: если бы Бамда Гелег жил в наши дни, вероятно, он вместо этого использовал бы слово «самолет».
21
В начале XIV века Долпопа Шераб Гьялцен был главной фигурой традиции Джонанг. После изучения всех буддийских традиций в Тибете того времени, включая Сакья, Кагью и Ньингма, Долпопа поселился в местности Джомонанг, став впоследствии настоятелем монастыря Джонанг. В своей самой известной работе «Горная Дхарма. Океан определенного смысла» (ri chos nges don rgya mtsho) Долпопа разъясняет воззрение пустоты-от-другого. Именно это рассматривается как учение смысла сердечной сущности (snying po'i don). При жизни Долпопы его наставления оставались тайными инструкциями (lkog chos), которые распространялись лишь в узких кругах его самых близких учеников. Но в течение восьмидесяти лет после смерти Долпопы эти наставления уже широко распространились и обрели популярность как раскрывающие пустоту-от-другого.
Больше о жизни Долпопы и его работах см.: Kapstein, 2001, с. 106–120; Stearns, 2010; Hopkins, 2007 и Cyrus Stearns. The Treasury of Lives. URL: http://treasuryoflives.org/biographies/view/Dolpopa-Sherab-Gyeltsen/2670.
22
Термин «bden pa gnyis» часто переводится как «две истины», но я перевожу его здесь как «две реальности». Две реальности в данном случае — это абсолютная реальность (парамартхасатья, don dam bden pa) и общепринятая видимая реальность (самвритисатья, kun rdzob bden pa). Обсуждение того, почему это переводится как «реальность» вместо «истины», см. также Brunnholz, 2010, с. Джамьянг Шепа полагает, что «bden pa» в сочетании «kun rdzob bden pa» не означает «необманчивое», но просто «существующее» (см. Newland, 1992, с. 86–87). В Guenther, 1987 этот термин также рассматривается как две реальности, на что указывается в сноске, где говорится, что разница между этими двумя реальностями — это разница между тем, что высвечивается (проявляется) (snang ba), и тем, что является открытым измерением (пустым) (stong pa). Больше об этом термине см. также Tomlin, 2017, с. 117.
23
Ринпоче полагает, что в данном случае слово «начинающий» (dang po's las can) используется в смысле освоения практики. Если некто зародил естественную бодхичитту или же находится на пути видения и т. д., мы не говорим, что он является начинающим. Но тот, кто не имеет практического опыта, сколько бы текстов ни изучил, все же называется начинающим, невзирая на его эрудицию. Вначале нам необходимо знать различные этапы практики и важно придерживаться их последовательности. Например, практики дзогчен и махамудры могут казаться простыми, но если мы практикуем их неправильно, результатов не будет.
Есть история об иностранце, жившем когда-то в доме Амчога Ринпоче, в Дхарамсале, который задался целью научиться летать, как Миларепа. Для этого он обращался с просьбой ко многим ламам дать ему связанные с этим глубокие наставления. Те говорили, что необходимо практиковать цалунг. В итоге он семь или восемь лет занимался этой практикой. И вот, когда ему показалось, что у него наконец получится взлететь, он залез на крышу и попытался это сделать, в результате чего упал и разбил лицо. Здесь следует отметить, что Миларепа никогда не стремился летать, но был нацелен на достижение состояния будды. Основная цель — достижение Просветления, а не сиддхи, которые являются лишь побочным результатом практики.
24
Это относится к шестидесяти тысячам строф разъясняющего комментария на коренную тантру Калачакры, состоящую из двенадцати тысяч строф (оба текста были утеряны), которые были составлены дхармараджей Сучандрой. В «Краткой истории учений Калачакры» (dpal dus kyi 'khor lo'i chos skor gyi byung khungs nyer mkho bsdus pa) Таранатхи представлена следующая информация относительно происхождения коренной тантры Калачакры в Шамбале (перевод заимствован с сайта Эдварда Хеннинга): «Учитель, полностью пробужденный и совершенный Будда, в день полнолуния месяца чайтра, на следующий год после своего Просветления, у великой ступы Дханьякатака (dpal ldan 'bras dpung kyi mchod rten) эманировал мандалу славного лунного дворца. Тогда, в окружении бесчисленных Будд, Бодхисаттв, вир и дакинь, двенадцати великих богов, нагов, якш, духов и удачливых людей, собравшихся из девятисот шестидесяти миллионов городов к северу от реки Сита, царь Сучандра (zla ba bzang po, эманация Ваджрапани) обратился к Будде с просьбой даровать эту тантру. И там Будда даровал не только эту тантру, но и все тантры. Он передал их Ваджрапани, и тогда бесчисленные люди и нелюди достигли желаемой реализации. Некоторые учения были получены в других мирах людей. Затем дхармараджа Сучандра записал эти тантры в Шамбале. Кроме того, он составил разъяснительную тантру, состоящую из шестидесяти тысяч строф, на „Мулатантру“ из двенадцати тысяч строф».
Ринпоче говорит, что это обращение автора к тантре показывает нам, что мы можем быть уверены в том, что этот текст опирается на достоверный и истинный источник.
25
В пространном комментарии на «Сутру сердца» Таранатха дает подробное объяснение различных категорий пяти совокупностей (скандхи, phung po lnga): 1) форма (рупа, gzugs), 2) ощущение (ведана, tshor ba) — восприятие объекта как приятного, неприятного или нейтрального, 3) различение (самджня, 'du shes) — различение характеристик явлений (например, звука колокола или очертания дерева), 4) формирующие факторы (самскара, 'du byed) — все обусловленные вещи, отличающиеся от четырех совокупностей (формы, ощущения, различения и сознания), например пятьдесят один ментальный фактор, 5) сознание (виджняна, rnam par shes pa) — то, что индивидуально узнает идентифицируемый объект всех явлений. См. также объяснение Таранатхи относительно того, почему пустота пяти совокупностей является учением пустоты-от-другого в его комментарии на «Сутру сердца» (Tomlin, 2017, с. 42–46).
26
Этот термин часто переводится как пробужденный ум (бодхичитта, byangs sems). Владыка Майтрея определяет бодхичитту в «Абхисамаяланкаре» как «желание действительно достичь совершенного Просветления ради других».
27
Соответствующий тибетский термин «ye shes» (джняна) переводится здесь как изначальное осознавание, а не обычно используемая мудрость, поскольку необходимо отличать его от «shes rab» (праджня). Больше об этом термине и его переводе см. Tomlin, 2017, с. 99.
28
Шесть йог (sbyor drug), или ваджрная йога (rdo rje'i rnal 'byor), соответствуют медитациям стадии завершения (дзогрим, rdzogs rim) в традиции Калачакры. Путь Ваджраяны очень хорошо структурирован, и поэтому, прежде чем практиковать шесть йог, необходимо выполнить ряд подготовительных практик (нендро, sngon 'gro) и уже после этого переходить к медитациям основного йидама, или медитациям стадии зарождения (кьерим, bskyed rim) Калачакры.
В традициях Кагью и Джонанг практика йидама дополняется регулярной медитацией стадии зарождения, повторения миллиона мантр Калачакры. Их подробное описание также см. Dhargyey, 2015, с. 130–135; Henning, 2009; Wallace, Кроме того, их описание, которое полностью соответствует описаниям Таранатхи, есть и у Джамгона Конгтрула (Jamgon Kongtrul. Treasury of Knowledge: Esoteric Instructions, Book Eight: Part Four, Chapter Harding, 2008).
29
Пратьяхара (so sor sdud pa) также переводится как индивидуальное сведение или индивидуальное втягивание. Эта йога предназначена для собирания отдельных энергий пяти сознаний органов чувств в центральном канале (см. Dhargyey, 2015, с. 130).
30
Дхьяна (bsam gtan) также переводится как медитативное сосредоточение или индивидуальная устойчивость (Dhargyey, 2015, с. 130). Эти две практики (пратьяхара и дхьяна) предназначены для осуществления тела пустой формы. Если это тело не было прежде обретено, то оно обретается вновь, а если уже было обретено, усиливается. Эти две йоги способствуют достижению тела будды, нирманакаи. Больше о пустых формах в контексте Калачакры см. также Hatchell, 2014.
31
Пранаяма (srog rtsol) также переводится как овладение жизненной силой. Dhargyey, 2015, с. 131: «Функцией этого является втягивание энергии ментального сознания в центральный канал. Энергии пяти сознаний органов чувств уже были втянуты благодаря предшествующей практике. Первый слог этого составного термина „srog“, который буквально означает „жизнь“ или „жизненная сила“, соответствует энергии. Второй слог „rtsol“ соответствует закрытию двух боковых каналов рома и кьянгма, а также втягиванию двух энергий в центральный канал».
32
Дхарана ('dzin pa), четвертая часть этой практики, состоит в удерживании энергии ментального сознания в центральном канале. Dhargyey, 2015, с. 131: «Таким образом, именно благодаря практике сдерживания ве́тра активные энергии ментального сознания втягиваются в центральный канал и при помощи этой практики удерживаются там. Выполнив это, достигают того, что называется контролем над энергиями и является корнем речи. Таким образом, эти практики действуют как причина для достижения речи будды, самбхогакаи».
33
Анусмрити (rjes dran) также можно перевести как памятование. Dhargyey, 2015, с. 131–132: «В этой практике огонь физического жара туммо вспыхивает и расплавляет белую бодхичитту, которая затем стекает к кончику полового органа (называемого драгоценностью), где она удерживается (то есть ей не позволяют выходить наружу), и в этот момент следует переживание спонтанной радости (lhan skyes kyi dga' ba). Памятование, или появление в уме этой радости, является тем, что происходит в пятой практике».
34
Самадхи (ting nge 'dzin) соответствует медитативному погружению, или сосредоточению союза недвойственного блаженства и пустоты. В данном случае недвойственность блаженства и пустоты относится к телам божества и его супруги, которые являются телами пустой формы и неизменного блаженства (chog tu mi 'gyur ba'i bde ba). Что же здесь подразумевается под пустой формой (stong gzugs)? См. Dhargyey, 2015, с. 132: «Чтобы обрести тело пустой формы, необходимо исчерпать материальные элементы своего тела, а затем зародить форму божества и его супруги. Их тела состоят не из грубой материи, но лишь из энергии и сознания. В частности, они возникают из развития великого блаженства и мудрости пустоты. Из этих двух аспектов в чудесном воплощении двух факторов возникают тело пустой формы и ум этого тела (в просторечии называющийся „сем“ или же — почтительно — „тхуг“), которые являются мудростью недвойственного блаженства и пустоты, осуществляемой при помощи этих двух последних частей практики».
35
Самайя (дамциг, dam tshig) — это санскритский термин для принятия обязательства (обещания) и заключения соглашения. Это часто набор обетов или предписаний, которые принимаются для того, чтобы следовать правилам тайной традиции буддийской Ваджраяны, в рамках церемонии абхишеки (посвящения или инициации), которая формирует связь между гуру и учеником (см. ниже сноску с описанием тантрических обетов). Как утверждает Патрул Ринпоче, самайя может быть легко нарушена. Он использует известную метафору, что поддержание самайи подобно зеркалу или керамической плитке, поднятым во время песчаной бури. Пыль садится на них сразу после того, как они очищаются, так что мы можем постоянно их очищать. Для очищения самайи практикующий может поддерживать внимательность и осознавание чистого видения, признаваться в причинении вреда другому (содеянном негативном деянии) поддерживающему обеты практикующему, повторять стослоговую мантру Ваджрасаттвы или же применять другие методы, предписанные гуру.
36
Четырнадцать тантрических коренных падений (rtsa ltung bcu bzhi): 1) относиться с презрением к коренному учителю и высмеивать его, 2) действовать наперекор словам коренного учителя, 3) проявлять гнев в отношении ваджрных братьев и сестер, 4) отказываться от развития любви и доброты, 5) забывать о бодхичитте, 6) разрушать веру других, 7) разглашать тайные знания и методы, 8) плохо обращаться с собственным телом, 9) отвергать учение о пустоте, 10) оскорблять учения сутры и тантры, 11) самовольно изменять содержание и смысл сокровенных учений, 12) несправедливо критиковать хорошего, чистого помыслами человека, 13) пренебрежительно обращаться со священными предметами, 14) намеренно обижать женщин. Больше об обетах бодхисаттвы и Тайной мантры см. Dhargyey, 2015, с. 16–30.
37
Четыре состояния (gnas skabs bzhi): состояние бодрствования (gnyis sad pa'i gnas skabs), состояние сна (со сновидениями, rmi lam gyi gnas skabs), состояние глубокого сна (без сновидений, gnyid 'thug gi gnas skabs), четвертое состояние (оргазм, bzhi pa'i gnas skabs). В связи с этим Таранатха цитирует комментарий на тантру Калачакры «Вималапрабха»: «Таким образом природа циклического существования определяется четырьмя аспектами бодрствования и т. д.» (de ltar 'khor ba'i sems kyi rang bzhin gyi sad pa las sogs pa'i dbye ba rnam pa bzhir nges pa'o). В чистом состоянии эти четыре называются четырьмя ваджрами: тела, речи, ума и осознавания. Слово «ваджра» используется как указывающее на нечто нерушимое, на то, что невозможно рассечь, разделить, разрушить и т. д. Эти качества применяются к природе абсолютного состояния ума, когда свободны от всех загрязнений.
38
Четыре тела (чатухкая, sku bzhi): тело истины (дхармакая, chos kyi sku), тело наслаждения (самбхогакая, longs spyod rdzogs pa'i sku), тело эманации (нирманакая, sprul pa'i sku), тело сущности (свабхавикакая, ngo bo nyid kyi sku). Санскритское слово «кая» буквально означает «тело», но также может означать измерение, поле или основание. Тибетское слово «sku» является почтительным термином для обозначения тела просветленного существа, тогда как «lus» означает тело обычного существа. Больше об этой терминологии и переводе санскритского слова «кая» см. Tomlin, 2017, с. Больше о четырех каях (а также связанных с ними чакрах и элементах) с точки зрения традиции Калачакры см. Wallace, 2001, с. 158–159.
39
Завеса знания (shes sgrib) — второй вид завес, не позволяющих достичь состояния будды. Всего есть два вида завес (sgrib pa gnyis) — омрачений (клеши) и познаваемого (джнея).
Завесы омрачений определяются в соответствии с их сущностью, причиной и функцией. В целом они противоположны шести парамитам, как это описывается в «Уттаратантра-шастре» (theg pa chen po rgyud bla ma'i bstan bcos): «Такие чувства, как жадность и т. д., являются завесами омрачений. Их причина — привязанность к самости, или самости индивидуума». Их функция — препятствование освобождению из сансары.
Завесы познаваемого также определяются в соответствии с их сущностью, причиной и функцией. В целом они являются мыслями (восприятием) трех концептуальных сфер — субъекта, объекта и действия. В «Уттаратантра-шастре» сказано: «Мысли, охватывающие три сферы, — это завесы познаваемого. Их причина — привязанность к явлениям как к истинно существующим, то есть к самости явлений». Их функция — препятствование достижению Просветления.
40
Среди основных посвящений Калачакры есть два вида. Первый связан со стадией зарождения (утпаттикрама, bskyed rim), второй — со стадией завершения (сампаннакрама, rdzogs rim) в медитации Калачакры. Посвящение, которое позволяет ученику медитировать на стадии зарождения, называется «Семь посвящений вхождения подобно ребенку» (byis pa 'jug pa'i dbang bdun). Медитация стадии зарождения — этапы в формировании мандалы и зарождении всех божеств внутри нее — очищает наше обычное восприятие и отношение ко всей жизни, начиная от момента зачатия ребенка и вплоть до достижения им половой зрелости. Эти семь посвящений таковы: посвящение воды, короны, шелкового шарфа, ваджры и колокольчика, поведения, имени и разрешения. Первые два из этих семи посвящений очищают тело и позволяют реализовать ваджрное тело. Вторая пара очищает речь и позволяет реализовать ваджрную речь. Третья пара очищает ум и позволяет реализовать ваджрный ум. Последнее посвящение очищает завесы изначального осознавания (джняна), позволяя реализовать ваджрное изначальное осознавание. Более подробно об этих семи посвящениях см.: Dhargyey, 2015, с. 5–6; Hopkins, 1999, с. 257–327 и Wallace, 2001, с. 185–186.