Rock и мир. Часть 1

А.Ча.гин

«Rock и мир» – уникальная книга, которая содержит в себе информацию обо всех значительных явлениях в мире рок-н-ролла с его рождения в 1955 году до наших дней. На этих страницах история представлена в необычном ракурсе, а для понимания процессов развития рок-музыки приведены важные политические и социальные события, повлиявшие на развитие рока. Но главное в этой книге не чарты и факты, а энергия и дух рок-н-ролла, музыкального жанра, перевернувшего сознание людей на всей планете Земля!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Rock и мир. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© А.Ча.гин, 2020

ISBN 978-5-4498-1529-3 (т. 1)

ISBN 978-5-4498-1530-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Важное предисловие

Вселенная пронизана особого рода субстанцией — магнетическим флюидом, и особо одаренные личности обладают способностью накапливать её, а затем передавать другим.

Франц Месмер, врач, ХVI век

Roll up, roll up for the Magical Mystery Tour!

Торопитесь! Отправляемся в Волшебное Загадочное Путешествие!

Отправимся, отправимся, друзья, в путешествие сквозь время и пространство, сквозь радости и разочарования, по дороге встреч и разлук туда, где нас ждут необыкновенные люди, интересные находки и волшебная страна, имя которой — Рок-н-ролл.

Рок-н-ролл? Что это? Страна? Музыка? Философия? Образ жизни? Бизнес? Целый мир?

Всё это и еще многое, многое другое!

Сколько книг, статей и даже диссертаций написано на эту тему!

Какие авторитетные люди занимались изучением рок-музыки, исследованиями и воспоминаниями! Но я тоже рискну, и, пропустив через себя, поведаю еще одну историю Великого и Ужасного Рок-н-ролла. Это будет взгляд из России или Русская версия этих первых 50-ти лет сосуществования мира людей и мира рок-музыки.

Моя самонадеянность объясняется тем, что недавно по одному из центральных каналов телевидения я услышал суждение, подтолкнувшее меня к написанию этого трактата, мол, для нынешней молодежи времена Элвиса Пресли или Битлз все равно что эпоха фараонов — так это далеко и неактуально.

Поэтому я обращаю эту книгу прежде всего молодым людям для расширения их кругозора и, главное, понимания идеи и духа рок-н-ролла.

Долгое время популярная музыка и другие искусства США, Англии и, тем более, СССР не соприкасались.

Не говоря о политике, это было связано, в том числе, и с трудностями коммуникаций, и с различием национальных пристрастий. Американцы, как родоначальники и джаза, и рока не реагировали ни на какие европейские или иные явления в этом жанре.

И даже не свысока поглядывали на жалкие попытки конкурентов из других стран создать что-нибудь стоящее — они просто их не замечали. Им, обладающим огромным рынком, ресурсами и традиционной свободой нравов это было абсолютно не интересно.

И только в начале 60-х с появлением The Beatles совершился прорыв, объединивший музыку всего мира! А своими изысканиями — от «квадрата» до симфонических произведений — Битлз показали, что рок-н-ролл не только музыка для ушей и ног, но и для души в высшем понимании этого слова.

Эта новая культура, как ни что другое, способствовала началу глобализации мира!

Музыка — это вообще волшебное искусство, рождающееся в небесных сферах, и причины ее рождения в данном месте и в данное время находятся, пожалуй, в ведении, скажем, Всемирного Разума, который образуют желания и чувства людей. А деяния высшего порядка, как известно, неисповедимы.

И ведь, что говорить, великие шедевры рока родились не в его первооткрывательнице Америке, не в признанной вокалистке Италии или благородной своими музыкальными гениями Германии, а именно в Англии, до сего времени не проявившей себя на этом поприще практически ничем.

Так Китай с миллиардным населением не дал рок-музыке ни одного сколько-нибудь заметного исполнителя, а маленькая Швеция, например, подарила миру немало талантливых рок-музыкантов, что говорит о том же неисповедимом пути. Хотя, конечно, предрасположенность наций к тем или иным талантам человечеству хорошо известна.

Говорю о так называемых высоких материях потому, что о всяких синтезах, течениях и протоках, слияниях и разливах рок-н-ролла действительно написано столько, что не поддается никакому осмыслению (особенно после открытия пространства интернета), но о первопричинах не знает никто! Даже я.

В одно время, в одной стране, в одном городе родились великие музыканты, которым было предназначено изменить наш мир

Что ж, попытаемся это понять.

Обязан предупредить, что в этой книге дается довольно неожиданный вектор музыкальным исследованиям, который направлен на представление о нашем мире как о единой системе, где музыка вообще и рок-н-ролл в первую очередь являются одним из факторов формирования современного человека и энергетическим катализатором развития всей цивилизации, как всеобъемлющей сферы слияния физических и духовных сил и взаимоотношений.

Но не будем сейчас касаться деяний нам не подвластным, о которых, тем не менее, еще предстоит задуматься, обратимся к прозе жизни.

Почти везде в послевоенном мире, когда прошла реакция на перенесенные ужасы и лишения, наступила благодать, хотя бы душевная! Люди вздохнули спокойно, родили новых детей, и захотели чего-нибудь нового, не связанного с прежней жизнью. А коллективные желания могут стать страшной силой! Вспомним хотя бы «призрак, бродящий по Европе», и чем это закончилось.

И эмоциональный взрыв случился, произошла революция! Слава Богу, мирная. В сознании.

Каков же был материальный мир в 50-х годах?

Европа успешно, но не без трудностей, преодолевала послевоенную разруху. Америка, скорбя о погибших, пожинала плоды плана Маршалла и стремительно превращалась в безусловный центр мира. Ценой неимоверных лишений и усилий своих граждан, СССР, испытавший самый страшный удар фашистской армады и победивший в Великой войне, пытался противостоять США на военном плацдарме, но во всех других отраслях безнадежно отставал. К 1955-му с момента окончания войны прошло всего 10 лет!

Оглянитесь, что такое десять лет…

В Европе, не без помощи США, уже появились новые автомобили, телевидение, радио, хорошая одежда, еда без карточек. Сама Америка за время войны не только не пострадала материально, а многократно приумножила свои богатства. Не хватало чего-то для разрядки, сознательного отдыха, новых идей и рок-н-ролл появился в самое время.

Напрасно пишут многочисленные историографы, что рок повлиял только на тинэйджеров, то бишь, подростков, нет, он повлиял на всех без исключения, кого хоть краем коснулась эта лавина!

50-е годы: Советская молодежь — строители Коммунизма!

Но конечно всё началось с молодежи, еще не обремененной условностями. Рок-н-ролл поменял взгляды на жизнь, на одежду, на ценности, на приоритеты. Иными стали взаимоотношения с родителями, властями, друзьями.

Кардинально изменились речь, манера поведения, танцы в конце концов. И, получив всё это, молодой человек осознал себя как личность.

До этого дети были точной копией взрослых во всем — от взглядов на мир до внешнего облика, и их жизненный путь был предопределен заранее сложившимися обстоятельствами.

Также очевидно, что рок-н-ролл сломал все социальные, расовые и религиозные барьеры между людьми, незыблемые до того времени, и это стало решающим фактором для ХХ века!

И впервые за всю историю человечества звуки музыки стали собирать десятки, сотни тысяч людей, вдохновленных эфемерной идеей Всемирного Сообщества Посвященных в Таинство Великого Рока!

Значит рок-н-ролл нечто большее, чем музыка?

Джордж Хариссон рассказывал, что когда он делал ремонт вновь купленного дома, у него работал хипповый художник в рваных джинсах и бесформенном свитере.

Но однажды вечером после работы Джордж встретил его тщательно причесанным, в строгом костюме и галстуке. На немой вопрос художник ответил, что иначе родители его не поймут!

Ни в коем случае не хочу себя сравнивать ни с Джорджем, ни даже с его художником, но примерно в это же время мне, советскому подростку, мечтавшему о брюках-клеш да с золотыми пуговицами, папа подарил очень дорогое суконное пальто с каракулевым воротником. Я представил себе как я буду выглядеть в этом пальто в кругу друзей и навечно повесил его в шкаф. Папа обиделся. Но это не помешало ему написать несколько песен для нашего школьного ансамбля в стиле биг-бит.

Не побоюсь утверждать, не родись рок-н-ролл в то «далекое» время, сидеть бы нам всем сейчас не в джинсах в ночном клубе, а на нарах в пальто с каракулевым воротником и слушать песню «Валенки» в исполнении не ужасной Леди Гаги, а уважаемой Нины Руслановой.

Особенно хочется донести до современного и будущего читателя то, что для нас, советских людей, все эти Биллы Хейли, Битлы и Роллинги были как пришельцы с Марса — так невообразимо далеко они находились, и что за покупку или даже обмен «фирменного» диска можно было получить вполне конкретный тюремный срок!

Так что в духе коммунистических времен воскликнем: Слава первооткрывателям рок-н-ролла и продолжателям дела Леннона!

Необходимо сказать, что эта история рока, как, впрочем, любая написанная человеком история, не всегда объективна, а скорее даже крайне субъективна, поэтому в особо спорных ситуациях, я позволю себе говорить от первого лица. Но здесь, в отличие от учебников, неточности могут возникнуть и в связи с многообразием самого рок-н-ролла и спецификой российского (советского) восприятия событий.

Например, в СССР нюансы 50-60-х годов в виде 100-х мест в чартах США или Англии не воспринимались вообще, значение придавалось скорее мелодике, внутренней энергетике произведения, да и случаю, чем коммерческому успеху песни.

Так «Дом восходящего солнца» The Animals сводил с ума советских поклонников и котировался гораздо выше иных первых номеров. Или необычайный успех безвестной на западе группы Kristy с её «Yellow River» был вызван случайным показом по советскому телевидению спортивной передачи из Давоса.

На эту особенность данной интерпретации стоит обратить внимание, хотя все значимые вехи истории рок-н-ролла я попытался отразить пунктуально.

Обязан предупредить читателя, что в определенном смысле данный исторический труд, подобно практически всем другим «академическим» исследованиям, является композиционной компиляцией или, можно сказать, рок-коллажом, и подлинным автором может быть признан только сам Рок-н-ролл.

Тем не менее, я, как автор этой книги, заранее приношу извинения тем знатокам и истинным любителям рок-музыки, которые не найдут здесь того или иного поджанра, стиля или некоторых исполнителей, которые, на мой взгляд, не совсем отвечают «чистому» рок-н-роллу, но за развитием основных направлений, и даже поп-музыки, как одной из производных направлений творчества, я постарался проследить.

Я с большим уважением отношусь к любому творчеству, но все же оставляю за собой право выбора — невозможно объять необъятное!

И последнее, книга называется «Рок и мир» потому, что музыка и жизнь объективно неотделимы, а рок-н-ролл, как ментальное, культурное, социальное и какое-то иное — сверхъестественное — явление в состоянии влиять на окружающий нас мир, что мы и наблюдаем в реальной жизни.

На страницах этой истории я и мои дорогие соавторы приводим факты и события, которые, как нам кажется, взаимосвязаны с развитием этого иной раз такого тяжелого легкого музыкального жанра.

Удачи в открытиях!1

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Rock и мир. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Здесь и далее использованы фотографии и материалы из свободных источников, а также из архивов и коллекции автора. Ссылки на авторские работы приведены в Приложении 1.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я