Церковная архитектура и изобразительное искусство. Учебник

А. М. Копировский, 2015

Учебник «Церковная архитектура и изобразительное искусство» разработан на основе курса, читавшегося автором в Свято-Филаретовском православно-христианском институте в 1992–2015 годах. Содержание и методика преподавания курса являются частью диссертации А. М. Копировского на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, защищенной в Институте художественного образования Российской академии образования в 2006 году. Учебник состоит из двух частей. Первая часть – программа и тематический план курса, библиография, материалы по храмовой архитектуре, храмовому декору, иконописи, церковному прикладному искусству. Вторая часть – видеокурс по дисциплине «Церковная архитектура и изобразительное искусство». Компакт-диск прилагается только к печатному изданию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Церковная архитектура и изобразительное искусство. Учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел I

Общее содержание курса

Программа

Цели курса

Дать представление:

1. О храмовом искусстве как значительной, в античности и Средневековье — основной части мирового искусства.

2. О христианском храме как «иконе» Царства Небесного и месте синтеза искусств, о связи церковного искусства с историей церкви и общества, с богослужением и богословием.

3. О духовной и художественной ценности любого произведения искусства, необходимости его сохранения без произвольных переделок и восприятия без произвольных толкований.

Задачи курса

1. Ознакомить с выдающимися и «обычными» христианскими храмами: их архитектурой, росписями (мозаиками), иконами, церковной утварью и одеждой.

2. Дать представление о функциональном назначении всех частей храма, художественном и духовном содержании его архитектурных элементов и декора, технологии строительства, создании фресок, икон и т. д., сохранности в современных условиях.

3. Указать на связи произведений средневекового церковного искусства с дохристианским (античным) искусством и светским искусством Нового и Новейшего времени.

4. Научить различать без противопоставления искусство древнее и новое, сакральное и светское, православное и иноконфессиональное.

5. Ознакомить с основными терминами науки об искусстве, дать навыки работы со специальной литературой.

6. Познакомить с элементами описания и анализа произведений церковного искусства.

7. Стимулировать формирование собственных представлений о перспективах развития церковного искусства.

Введение

Церковное искусство как учебный предмет

Церковная археология и начало изучения произведений церковного искусства. Конфессиональные особенности западноевропейской церковной археологии (католической и протестантской). Православная церковная археология как прикладная дисциплина в XIX — начале XX в. Ее связь с церковной историей и литургикой. Выделение церковной археологии в самостоятельную дисциплину (1911 г.) и ее новое содержание.

Современная западноевропейская церковная археология, ее содержание.

Становление современной российской церковной археологии, ее отношение к светской археологии и искусствоведению. Специалисты по церковному искусству.

Курс «Церковная архитектура и изобразительное искусство» в Свято-Филаретовском институте: от церковной археологии к церковному искусствознанию. Основная и дополнительная литература.

Храмовая архитектура

Места богослужебных собраний первых христиан. Базилики

Представления о храме в Новом завете. Христианские дома (Сионская горница, дом в Дура-Европос). Катакомбы.

Назначение и особенности языческих базилик. Христианские базилики III–VI вв., их экстерьер и интерьер, сходство с языческими базиликами и мавзолеями, отличия от них. Другие христианские молитвенные здания: мартирии, баптистерии, мавзолеи. Символика архитектурных форм (св. Василий Великий, св. Феофил Антиохийский, Евсевий Кесарийский). Купольная базилика. Храм Святой Софии в Константинополе.

Романские и готические храмы

Происхождение. Экстерьер, интерьер. Архитектурные элементы: стены, башни, своды, опоры, окна, декор, циркульная и стрельчатая арки, нервюры, контрфорсы, аркбутаны, пинакли. Образность, связь с богословскими представлениями и литургикой. Французские, германские, английские, итальянские соборы. Особенности символического языка, отличия от византийских храмов. Различия между романским и готическим храмом, между ранне — и позднеготическим храмом.

Крестовокупольные храмы

Происхождение. Экстерьер, интерьер. Архитектурные элементы: купола, барабаны, закомары, стены, своды, паруса, опоры, окна, декор. Образность, символика отдельных частей и храма в целом (свв. Герман Константинопольский, Максим Исповедник и др.). Архитектура храма в контексте событий церковной истории, изменений богослужебного устава (уставы «Великой Церкви», Студийский, Иерусалимский). Разнообразие форм (количество глав, опор, их типы и т. д.). Наиболее известные храмы Византии, Сербии и Древней Руси, их изначальный и современный вид. София Киевская и София Новгородская. Успенский собор Московского Кремля. Завершение эпохи крестовокупольного церковного зодчества: причины и формы.

Храмы смешанного типа

Содержание термина. Соотношение экстерьера и интерьера в русских храмах XVI–XVII вв. Особенности архитектурного декора (кокошники и др.). Шатровый и клетский храмы. Западные влияния в русской церковной архитектуре.

Барокко в храмовом зодчестве. Собор св. Петра в Риме. Псевдоготика, классицизм. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве, их особенности, западные прототипы.

Взаимное использование архитектурных форм в церковном и светском зодчестве («палладианские» храмы и др.). Интерес к средневековым формам храмов, его причины и особенности воплощения. Понятия эклектики и стилизации. Модерн и постмодерн в церковном зодчестве.

Внутреннее убранство храма

Катакомбы. Базилики

Декор молитвенных помещений в христианских катакомбах, элементы системы. Объединение ветхо — и новозаветных сюжетов. Принципы декора христианских саркофагов. Использование античных форм и средств выразительности в христианских сюжетах.

Появление и распространение сюжетных композиций на темы Ветхого и Нового заветов, варианты этих композиций. Мозаики баптистериев и базилик Равенны V–VI вв. Особенности расположения сюжетов в алтаре, связь их тематики с евхаристией (церковь Сан Витале в Равенне). Изначальное внутреннее убранство Святой Софии Константинопольской.

Романские и готические храмы

Скульптура порталов и др. элементов экстерьера храма: общее содержание, принципы расположения сюжетов и отдельных фигур. Росписи и скульптура храмовых интерьеров. Витражи — происхождение, назначение, содержание. Декор храмов эпохи Возрождения, католических и протестантских храмов Нового времени — изменения в сравнении с предыдущей эпохой.

Крестовокупольные храмы

Росписи эпохи иконоборчества. Переход к новой системе храмового декора — причины и формы. Внутренний «образ» храма. Связь системы мозаик и росписей с архитектурой храма. Содержание основных частей новой декоративной системы по месту их расположения: купол, своды, стены, опоры, алтарь. Соотношение с молящимися. Связь с богослужебным календарем. Декор храмов Византии, Древней Руси, Сербии. Мозаики и росписи Софии Киевской, росписи Успенского собора во Владимире.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Церковная архитектура и изобразительное искусство. Учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я