Настоящее учебное пособие включает в себя базовые темы истории государства и права России. В нем изложена история формирования и развития государства и права России с древнейших времен до начала XXI столетия с учетом новейших открытий отечественных и зарубежных историков, археологов и лингвистов. Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция». Предназначено для студентов и преподавателей юридических высших и средних учебных заведений, а также для всех интересующихся историей нашей страны. 5-е издание, переработанное и дополненное.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4
Русское централизованное государство (середина XIV — середина XVI в.)
После изучения главы 4 бакалавр должен:
— знать: предпосылки образования Русского централизованного государства, структуру органов управления, социальное устройство Московского государства;
— уметь: объяснить причины закрепощения крестьян на данном этапе;
— владеть: навыками составления критериев собственного представления о деятельности правителей и полководцев.
Тема главы 4 предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
— особенности развития Московского государства;
— деятельность московских князей по объединению русских земель;
— развитие права в Русском централизованном государстве.
4.1. Особенности развития Московского великого княжества
Русское централизованное государство образовалось вокруг Московского княжества, которое в XII веке выделилось из Владимиро-Суздальского. Москва как город возникла в XII в. и передавалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей.
С конца XIII века Москва становится стольным городом самостоятельного княжества. Первым московским князем стал сын Александра Невского Даниил, начавший объединение русских земель вокруг Москвы. В 1300 году была завоевана часть Рязанского княжества, в 1302 году присоединено Переяславское княжество, а затем Можайск. В начале XIII века Московское княжество увеличилось почти в 2 раза.
Основа могущества государства была заложена при Иване Даниловиче, получившем прозвище Калита. Именно ему Москва обязана своим усилением, а государство — централизацией земель. При Иване Даниловиче Москва стала церковной столицей всея Руси, поскольку в 1326 году туда из Владимира была перенесена кафедра митрополита. Таким образом, в Москве сосредоточилась политическая и церковная власть. Иван Калита стал великим князем Владимирским. Наследник Калиты Семен Иванович Гордый стал называть себя «великим князем всея Руси».
При сильном князе Дмитрии Ивановиче Донском Москва стала центром объединения сил против монголо-татарских завоевателей. В 1380 году произошла Куликовская битва. Победа в этой битве закрепила руководящее положение Московского великого княжества в русских землях. В литературном произведении того времени «Задонщина» сказано, что слава Руси дошла до Италии, Германии и Византии. На Куликовом поле русские осознали силу политического единства. Авторитет Московского княжества неизмеримо возрос. Победа явилась важным шагом на пути к полному освобождению от ордынского ига. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение своему сыну как свою «отчину», без санкции Золотой Орды.
4.2. Предпосылки образования русского централизованного государства
Знаменитый внук Ивана Калиты Дмитрий Донской по праву может считаться основателем могущества и политического значения государства Московского. Именно после победы русских войск на Куликовом поле было завершено объединение русских земель вокруг Москвы, которое окончательно завершилось в начале XVI века при Иване III, присоединившем к Москве Великий Новгород, Тверь, часть Рязанского княжества и русские земли по реке Десне. Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков и Смоленск, который находился под господством Литвы.
Присоединение Твери имело огромное значение для завершения государственной централизации, поскольку основной массив русских земель был объединен. Тверские историки гордятся тем, что будущий общероссийский герб вошел в обиход в Твери раньше, чем в Москве, — двуглавый орел, изображение которого издавна присутствовало на монетах тверских князей. Две головы — два великих княжества Москва и Тверь отныне соединились в единое государство.
Одновременно с образованием Русского централизованного государства происходил процесс формирования великорусской народности. Однако Русское государство не стало однонациональным. Это объясняется тем, что наряду с объединением русских княжеств произошло присоединение отдельных соседних народов. В состав Московского государства вошли мещеры, саами, удмурты, карелы, ненцы, чуваши, мордва и др. Некоторые из них ассимилировались с великорусской народностью, но большинство сохранило свою самобытность, свои язык и культуру. Русское централизованное государство стало многонациональным. Московские князья и Русская православная церковь были терпимы к народам, исповедующим другие религии. У народов, оказавшихся в составе Русского государства, сохранился не только национальный быт, но и правовые системы.
В письменных памятниках XV века появилось название «Россия». Несмотря на то что до конца XVII века наша страна чаще именовалась Русью, Русской землей или Московским государством, это уже было признанием образования крупного государства и великорусской народности.
Историки по-разному трактуют предпосылки образования Русского централизованного государства. Главная причина, по мнению большинства, — монголо-татарское иго заставило русских князей по-иному взглянуть на свои отношения с другими князьями. Желание освободиться от монголо-татарского ига было общим, но для этого надо было создать сильное государство, способное победить Золотую Орду.
Вторая причина, которую называют историки, — усиление экономических связей между русскими землями, вызванное общим экономическим ростом. В это время наметился прогресс сельского хозяйства, расширилось освоение посевных площадей за счет ранее заброшенных земель. Продукция земледелия значительно увеличилась, что позволило повысить развитие животноводства и продавать хлеб на сторону. Возросла также потребность в орудиях сельскохозяйственного труда, что повлекло развитие ремесел. Произошло отделение ремесленников от крестьян, увеличилось городское население, что способствовало росту торговли между городом и деревней. Формировались экономические связи в масштабах всей Руси, а вслед за этим возникла необходимость развития внешней торговли. Все эти факторы требовали политического объединения русских земель — в этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники и широкие слои общества.
Имелись и еще причины для объединения, прежде всего — обострение классовой борьбы. Феодалы стремились к экономическому и юридическому закрепощению крестьян, а крестьяне — к свободе и оказывали сопротивление, которое выражалось в убийствах феодалов, поджогах их имений и захвате имущества. В этих условиях необходимо было мощное централизованное государство, способное выполнять свою основную функцию — подавление сопротивления эксплуатируемых масс.
Указанные причины сыграли ведущую роль в объединении русских земель, однако при этом следует отметить, что экономические связи еще не были достаточно широкими, а классовая борьба не была еще такой острой, чтобы ускорить создание централизованного государства. Основным фактором, ускорившим централизацию Руси, была угроза внешнего нападения и потребность разгрома Золотой Орды.
Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы. В исторической литературе есть много ответов на вопрос, почему именно Москва стала центром Русского государства.
Н. М. Карамзин, например, считал, что Москва обязана своим величием ханам, которые не обратили внимание на опасное для них усиление Московского княжества. С. М. Соловьев обращал внимание на выгодное географическое положение Москвы, расположенной на перекрестке трех важных дорог, проходивших с запада на восток. Москва стала узлом торговых путей и центром торговли хлебом, что дало московским князьям важные экономические выгоды и значительные денежные средства, которые позволили им приобретать у ханов Золотой Орды ярлык на великое княжение и расширять свои владения путем прикупов, промыслов и колонизации незанятых земель.
Московское княжество отличалось внутренним спокойствием, было заслонено от пограничных нападений, состояло в дружбе с Золотой Ордой. Народ шел под защиту Москвы, и московские князья строили для переселенцев города, слободы и села. Они выкупали у Золотой Орды русский «полон», вывозили его на свои земли. Кроме того, покупали уделы у обедневших князей и села у мелких владельцев.
Все вышеперечисленное говорит прежде всего о высоком патриотизме московских князей, их политической дальновидности, дипломатическом такте, хозяйственности и об умении пользоваться обстоятельствами. Немаловажную роль в усилении Москвы сыграло духовенство и пребывание в Москве митрополита Петра. Большую помощь московским князьям оказали бояре.
Имелась еще одна причина, которую называют историки, — это отсутствие сильных врагов.
4.3. Социальная структура общества
В процессе образования единого централизованного государства изменялась политико-правовая система. Класс земельных собственников, феодалов распался на четыре группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских. Бывшие удельные князья стали вассалами московского князя в качестве служилых князей, составлявших феодальную аристократию. Они были наиболее крупными землевладельцами. Им принадлежали руководящие посты в государстве. Во время военных действий они снаряжали собственную дружину.
Введены были также придворные чины: боярин, окольничий, дворецкий и казначей.
Крупными землевладельцами были бояре, которые входили в состав экономической господствующей группировки и занимали высшие должности в государстве. Главной вассальной обязанностью бояр была военная служба. На войну они являлись со своей дружиной в распоряжение великого или местного князя. В свою очередь князь защищал неприкосновенность боярских вотчин. В своих вотчинах местные князья и бояре были полными хозяевами. Здесь они были и законодателями, и судьями. Нередко они сами составляли свои княжеские уставы.
Средними и мелкими феодалами были младшие дружинники князя: слуги вольные и дети боярские. Они несли личную службу князю. Их служба была добровольной. Они имели право выбора себе сюзерена. Естественно, бояре и дети боярские стремились служить наиболее сильному и влиятельному князю. Отъезжающий к другому князю вассал не терял своих вотчин. В XIV–XV веках право отъезда бояр было выгодно московским князьям, но по мере укрепления централизованной власти они вначале ограничили, а затем и вовсе отменили его. Мерой борьбы с отъезжающими вассалами стало лишение их вотчин, а позже на отъезд смотрели как на измену и объявляли отъезжающих государственными преступниками.
Низшую группу феодалов составляли дворцовые слуги или «слуги подворские», которые за свою службу получали от князя земли в пожизненное пользование, без права передачи по наследству. Из них образовалась новая группа феодалов — дворянство. Это была большая группа небогатых и не имеющих большого политического влияния феодалов. Дворяне-помещики целиком зависели от князя, поэтому были его верной социальной опорой.
Во второй половине XV века число бояр при московском дворе увеличилось за счет удельных князей, перешедших на службу к великому Московскому князю. Боярство стало придворным чином, который присваивался служилым князьям. Вторым придворным чином был чин окольничего. Бояре, не получившие придворных чинов, слились с детьми боярскими и слугами вольными.
Крупным феодалом оставалась православная церковь, которая к этому времени превратилась в крупного земельного собственника, имеющего крепостных крестьян, обрабатывающих землю.
Высшие священнослужители имели право совершать судебные действия не только над белым и черным духовенством — в ведении церкви находилось семейное и наследственное право. Кроме того, церковному суду были подвластны и простые граждане, совершившие преступления против церкви. Имея крупные земельные владения, большие ценности, военные формирования, церковь в лице своих митрополитов и епископов оказывала серьезное влияние на московских князей, определяла идеологию государства и обосновывала власть государя. В это время церковь выдвинула идею православного царства, утверждая, что «Москва — третий Рим», т. е. преемник «второго Рима» (Византии).
Крестьяне делились на две категории: владельческие и черносошные. Владельческие, или феодально-зависимые, крестьяне жили на землях своих помещиков, несли повинности в пользу феодала. Черносошные крестьяне принадлежали непосредственно великому князю или удельным князьям. Князья заключали между собой договоры о неприятии чужих крестьян на свои земли. Княжеские договоры были первой юридической формой постепенного закрепощения крестьян.
В указанный период существовали также холопы, которые подразделялись на слуг княжеских, боярских и феодальных, но уже наметилась тенденция стирания граней между холопами и крестьянами. Число холопов сокращалось путем освобождения их по воле господина. Холопы, получившие свободу и посаженные на землю феодала, стали называться страдниками. Они платили хозяину оброк. Крестьян, бежавших от своего господина, больше не превращали в холопов. Вообще, источники холопства значительно сократились. Однако наряду с сокращением числа холопов появилась новая категория зависимых от феодалов — кабальные люди, которыми становились крестьяне из-за долговой зависимости.
Городское население делилось на черные и белые слободы.
В городах-крепостях жили представители княжеской власти. В торгово-ремесленном посаде, окружавшем крепость, жили торговцы и ремесленники. Эта категория населения относилась к черному тяглому люду, который нес государственные налоги и повинности (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги). Была еще одна категория населения, которая освобождалась от государственной повинности, поскольку принадлежала духовным и светским феодалам. Эта категория населения несла повинности только в пользу своего господина.
Наиболее самостоятельной частью городского населения были «гости» — люди, ведущие иноземную торговлю. Иноземные купцы делились на категории по виду торговли: купцы-сурожане (ведущие торговлю с Крымом) и купцы-суконники (торгующие сукном). Иноземные купцы («гости») объединялись в корпорации, пользовались привилегиями и не несли повинности, обязательные для всех посадских людей.
4.4. Государственные органы власти и управления
Русское централизованное государство в начальной стадии своего развития оставалось раннефеодальной монархией. Начиная с XIV века власть стала передаваться по наследству от отца к старшему сыну. Земля перестала делиться на уделы между сыновьями. Удельные князья получали землю за службу у великого князя. Власть удельных князей стала более ограниченной, в то время как власть великого князя — усиливаться. Иван III и Василий III, например, заключали в тюрьмы своих ближайших родственников — удельных князей, которые пытались противоречить их воле. Внук Ивана Калиты, будущий Дмитрий Донской, короновался на великое княжение, т. е. получил церковное помазание — признание «божественного» происхождения его власти. Иван III стал именовать себя «Государем всея Руси». Его полномочия значительно расширились, появились также внешние признаки величия: церемониал, титул, печать, герб. Иван III имел печать великого государя, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел, на другой — всадник, дерущийся с драконом, и надпись: «Иоанн, Божьей милостью господарь всея Руси». Женившись на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, Иван III стал таким образом преемником византийского императора, считавшегося главою всего православного Востока. Появилась теория, что Москва как наследница Константинополя, «второго Рима», отныне является «третьим Римом», последним и вечным царством всего православного мира. Существует предание о том, будто бы апостол Андрей Первозванный, побывав на Днепре, предсказал Руси великое будущее в хранении истинной веры. Была создана теория божественного происхождения княжеской власти. Формировалось самодержавие. Несмотря на то что слово «самодержец» вошло в официальный оборот в начале XVII века, но уже в XVI веке царская власть не ограничивалась ни юридически, ни политически. Сам царь издавал такие правовые акты, как указы, уставы и судебники.
Боярская дума, выросшая из княжеского совета, по-прежнему оставалась важным органом власти и управления. Это был постоянно действующий орган власти. В ее состав входили думные чины: «введенные» бояре и окольничьи. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически ни одно его решение без одобрения Думы не проводилось в жизнь. Таким образом, боярство осуществляло выгодную ему политику. Господство крупных феодалов было характерной особенностью раннефеодальной монархии. Продолжали созываться феодальные съезды. Еще действовала дворцово-вотчинная система управления, однако уже зарождалось новое централизованное приказное управление, которое окончательно сформировалось во второй половине XVI века.
Приказная система делилась на две части. Одну составляло дворцовое управление, другую — специальные общегосударственные приказы. В первую входили приказы Большого дворца: Казенный, Конюшенный, Постельничий, Ловчий, Сокольничий, а во вторую — Посольский, Поместный, Разбойный, Пушкарский, Челобитный, Земский, Холопий и др. Наряду с отраслевыми приказами стали появляться территориальные, ведавшие делами отдельных регионов. Возглавляли приказы назначаемые царем судьи из членов Боярской думы (боярин, окольничий, думные дворяне и дьяки). В каждом приказе имелся обслуживающий персонал (приставы, толмачи, писцы).
Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, была создана также дворцовая канцелярия с архивом.
Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства. Приказы стали монопольными органами центра, совмещавшими административные и судебные функции. Они регистрировали и рассылали царские указы и постановления Боярской думы, чинили суд, фиксировали акты купли-продажи земли и различных сделок и т. д.
Административными единицами территориального деления были уезды. Основной хозяйственной единицей оставались волости. Уезды возглавляли наместники, волости — волостели. Назначение на эти должности называлось княжеским пожалованием. Оплата труда должностных лиц происходила по системе «кормления», т. е. взимания с населения натуральных продуктов и денежных сумм, судебных и других пошлин. В уставных грамотах каждого уезда определялись размеры «кормов». Существовало несколько видов «кормлений»: выездные, праздничные и свадебные. Пошлины подразделялись на торговые и «роговые». За судебные действия наместники и волостели получали пошлину, в их пользу конфисковывалось имущество осужденных за тяжкие преступления и «дикая вира». В своей деятельности волостели и наместники опирались на штат чиновников (тиунов и доводчиков).
Для того чтобы контролировать деятельность наместников и волостелей, были созданы губные избы. В их функции входило преследование взяточников, наблюдение за подозрительными личностями, разбирательство дел о душегубстве, татьбе с поличным, поджоге, изнасиловании, совращении из православия. В ведении губных властей находились и тюрьмы. Практически все местное управление было возложено на губные избы. В каждом земском округе имелись земские избы. Земские власти избирались на неопределенный срок, однако могли быть переизбраны в любое время. В состав земского управления входили земский дьяк, лучшие люди, которые именовались целовальниками, или земскими судьями. Земские власти следили за сбором налогов и правильным использованием натуральных повинностей.
В середине XV века в городах появилась должность городничего, своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений и сбором повинностей с населения, связанных с обороной.
Власть местных органов не распространялась на боярские вотчины. Княжата и бояре в своих вотчинах были законодателями, администраторами и судьями.
Московские князья изменили принцип налогообложения. Если в Древнерусском государстве за единицу обложения принимался двор, в Золотой Орде брали дань с головы, то московские князья условной единицей обозначили соху, т. е. определенный доход от земли, ремесла, торговли. С сохи не только брались денежные налоги, но и исполнялись всякого рода другие повинности. Все имущество и доходы населения фиксировались в специальных писцовых книгах.
Кроме прямых налогов «кормленый откуп и пятина», ямские и пищальные деньги, которыми облагалось движимое имущество, существовали разного рода пошлины и налоги (таможенный, соляной, кабацкий).
Военное устройство было организовано следующим образом. Войско состояло из народного ополчения, боярских дружин и вольных слуг. В XVI веке были сформированы дворянские полки, которые стали надежной опорой князя, что позволило ему усилить свои позиции и стать менее зависимым от удельных князей и бояр.
4.5. Судебные органы
Судебная система состояла из трех частей: суд великого князя и его детей, суд бояр и окольничих, суд наместников и волостелей. В суде бояр и окольничих непременное участие принимали дьяки-секретари. Суд не был отделен от администрации. Судебные функции выполняли органы управления.
Государственный суд осуществляли великий князь, Боярская дума, путные бояре. На местах правосудие вершили вначале наместники и волостели, а с середины XVI века — губные избы. В XV веке функции центральных и местных судов разделились. Центральные суды стали рассматривать жалобы на приговоры местных судов.
В это время впервые введен принцип опроса представителей местного населения в том случае, если против подозреваемого не было бесспорных улик. Свидетелями признавались только очевидцы событий, а не люди, дающие показания, основываясь на слухах. Показания под присягой пяти-шести детей боярских или «добрых христиан» решало судьбу обвиняемого.
В Судебниках проводится последовательная регламентация пошлин за все виды судебной деятельности: 10 процентов — наместнику и тиунам, 6 процентов — боярину, 4 процента — дьяку.
Церковный и вотчинный суды действовали по особым правилам. В них сохранялись прежние порядки.
Церковный суд осуществлялся через епископов, которые назначались митрополитом или государем. Во главе монастырских судов стояли игумены. Церковному суду были подсудны церковные крестьяне, монахи и белое духовенство, а также семейные споры. Судебное законодательство опиралось на нормы церковного права, изложенные в Номоканоне, Кормчей книге и Правосудье митрополичьем.
4.6. Источники права
Самыми ранними памятниками московского права были уставные и жалованные грамоты великого князя. Получивший пожалованное имение одновременно получал право суда над населением, проживавшим в нем. Уставные грамоты определяли порядок местного управления. Наиболее ранними уставными грамотами были Двинская (1397 г.) и Белозерская (1488 г.). В основном уставные и губные грамоты касались отчуждения земельных участков в пользу феодалов. Земельные участки, которые выделялись на время службы у великого князя, назывались поместьями. Земли, которые становились наследственными, назывались вотчинами.
В XIV и XV веках в Московском государстве продолжала действовать Русская Правда. Была создана новая редакция, которая стала называться «Сокращенная Русская Правда». Действовало и обычное право. Самым значительным юридическим документом данного периода является Судебник 1497 года. Судебник Ивана III был прежде всего инструкцией для организации судебного процесса. Источниками Судебника явились Русская Правда, Псковская судная грамота, уставные и жалованные грамоты московских князей и литовское законодательство. Это был первый законодательный сборник для всего государства.
В связи с обострением классовой борьбы усилились репрессии по отношению к преступникам. Судебник ввел смертную казнь для «лихих» людей, изменил порядок обращения в суд, установил новое понятие института послушничества. Около 3/5 состава Судебника принадлежало составителю и представляло новые нормы, неизвестные прежней судебной практике.
Судебник 1497 года содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. По сравнению с ранее действовавшим законодательством в Судебнике система уголовно-правовых норм стала более развитой. Появились характеристики новых видов преступлений — государственных. Судебник отмечает два вида таких преступлений: крамолу и подым. Крамолой считался отъезд бояр к другому князю, подымом — призыв к мятежу. К государственным преступлениям приравнивался и злостный поджог в городе, который квалифицировался как сдача города врагу и кража церковного имущества.
Были введены более жесткие меры наказания за преступления. За государственные преступления введена смертная казнь. Формы смертной казни были разнообразны: повешение, утопление, отсечение головы. Битье кнутом также часто заканчивалось смертью наказуемого.
Гражданское право. Дальнейшее развитие получил институт права собственности на землю. Почти полностью исчезла крестьянская общинная собственность на землю. Земли общин переходили в руки помещиков или включались в состав княжеского домена. Более четко оформилось различие в понимании вотчинного и поместного землевладения. Вотчина отличалась от поместья тем, что ее можно было продать, подарить, передать по наследству. Поместья давались как вознаграждение за службу. Такой землей помещик по своему усмотрению распоряжаться не мог — он имел только право пользования ею. Вотчина и поместье были условным землевладением. Великий князь мог отобрать вотчину у отъехавшего в другое княжество феодала, а поместье переходило к князю, если ее владелец покидал службу или умирал, не оставив себе замену на службе.
Обязательственное право. В Судебник были введены нормы, регулирующие договорные правоотношения. Имеются упоминания о договорах личного найма и купли-продажи. Например, если наймит не дослуживал своего срока и не выполнял условий договора, то он лишался оплаты. Предусматривалась ответственность за несостоятельность должника и имущественная ответственность за потраву.
Правонарушения, связанные с судебной деятельностью, Судебник трактовал как своеобразные обязательства из причинения вреда. Судья, вынесший незаконное решение, обязан был возместить убытки пострадавшему. Такая же мера применялась и к лжесвидетелям.
Наследственное право. Судебник устанавливал четкий порядок наследования. При наследовании по закону наследство получали сыновья, при отсутствии сыновей — дочери. Дочери при этом стали получать в наследство не только движимое имущество, но и земли. Если не было прямых наследников, имущество переходило к родственникам по боковой линии.
Семейное право. На данном этапе развития государства семейное право находилось под сильным влиянием обычного права, было в ведении церкви и основывалось на канонических представлениях о браке. Действовали Номоканоны — византийские сборники церковных правил и императорских постановлений, касающихся семейного права. В XIII веке появились Кормчие книги, источниками которых были Русская Правда, княжеские уставы, Степенная книга, Стоглав, Великие Четьи-Минеи. Заключение брака в Московском государстве было сложной процедурой. Обряд венчания совершался при личном участии брачующихся, о чем делалась запись в Венечной памяти. Условия для заключения брака подробно записаны в Кормчей книге. Минимальный брачный возраст был определен для девушек — 12 лет, для юношей — 15 лет. По обычному праву брак на Руси заключался в возрасте 8–10 лет. Максимальный возраст для заключения брака для мужчин — 80 лет, для женщин — 60. Церковная политика была направлена на строгое соблюдение брачного возраста, степени родства, вероисповедания жениха и невесты. Вступать в брак разрешалось не более 3 раз. Церковь только первый брак признавала таинством, а два последующих она терпела как зло и признавала лишь их гражданские последствия. Обязательным каноническим условием для заключения брака было согласие родителей жениха и невесты.
Согласно установлениям Кормчей книги брак представлял собой союз двух лиц для рождения детей и избежания греховной жизни. Он должен заключаться единожды и длиться всю жизнь супругов, поэтому случаи развода были крайне редкими и с большими осложнениями для жены.
Основным поводом для развода являлось прелюбодеяние женщины. Прелюбодеяние со стороны мужа учитывалось лишь в том случае, если оно было совершено с замужней женщиной, да и тогда оно рассматривалось как преступление перед другим мужчиной. Другими поводами для развода считались двоебрачие, бесплодие жены, неспособность к брачному сожитию, покушение на жизнь мужа, безвестное отсутствие одного из супругов в течение пяти лет. Бракоразводный процесс осуществлялся судами Духовных консисторий.
Юридический статус мужа определял и статус жены. Главой семьи был отец. За убийство ребенка грозило тюремное заключение. Незаконнорожденные дети не могли усыновляться, а значит, лишались наследства. Закон устанавливал общность имущества супругов, но при этом мужу запрещалось распоряжаться приданым жены без ее согласия. Для того чтобы гарантировать сохранность приданого жены, муж вносил своеобразный залог — «вено», обеспечивая его 1/3 частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела веновым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого. С XV века после заключения брака муж стал составлять завещание в пользу жены. Имущество, указанное в завещании, переходило к пережившей супруге. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или до вступления во второй брак пользовался недвижимостью покойного супруга.
Уголовное право. Судебник Ивана III по-новому трактовал само понятие преступления. Под преступлением стали понимать всякие действия, запрещенные законом или угрожающие государству. К числу таких преступлений относилась «крамола». Под «крамолой» подразумевалась измена, заговор, призыв к восстанию или само восстание, а также другие действия, совершаемые преимущественно представителями господствующего класса и направленные против правительства. Великие князья рассматривали как «крамолу» отъезд бояр к другому князю.
Изменился и термин, обозначающий преступление. Вместо «обиды» оно теперь стало именоваться «лихим делом». Преступления против личности стали называться «душегубством». К ним относились убийство, ябедничество (клевета), оскорбление словом и действием. Наиболее серьезным преступлением против личности было убийство. Было введено специальное понятие — «государский убойца». Введение данного понятия и установление высшей меры наказания для лиц, совершивших это деяние, обусловливалось учащением случаев выступления крестьян против своих господ. Простое убийство влекло обязанность уплатить штраф и понести наказание по усмотрению судьи. Ябедничество означало злостную клевету, имевшую своей целью обвинить в преступлении невиновного, чтобы захватить его имущество. Это преступление относилось к категории «лихих» дел и каралось смертной казнью.
Преступления против чести и достоинства личности включали в себя оскорбление действием или оскорбление словом. Споры по этим искам решались «полем», т. е. поединком, и влекли для виновного необходимость уплаты требуемого истцом вознаграждения. В случае примирения сторон до «поля» ответчик освобождался от уплаты, и стороны должны были возместить расходы, понесенные судом в связи с данным делом.
К имущественным преступлениям относились разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества и противозаконное пользование чужим имуществом. Под разбоем понималось открытое нападение шайки разбойников. Совершение разбоя «лихим» человеком каралось смертной казнью. Если обвиняемый в разбое не был лихим человеком, он должен был возместить пострадавшему ущерб и наказывался денежным штрафом.
Закон различал простую и квалифицированную кражи. К квалифицированным видам кражи относилась кража церковная, головная и повторная. Все виды квалифицированных краж карались смертной казнью. Простой кражей считалась татьба, совершенная впервые. Это не имело отношения к краже церковного имущества — за такое преступление вора наказывали «торговой казнью», т. е. битьем кнутом, возмещением убытков и взысканием пошлины в соответствии с решением суда. При невозможности возместить убытки виновный выдавался истцу в холопство. Оговор в краже влек за собой обязанность уплатить оговорившему сумму иска, предъявляемого истцом.
Большое значение Судебник уделял охране собственности землевладельцев на землю. Устанавливалась ответственность за повреждение изгородей, повреждение или уничтожение межевых знаков и запашку чужой земли, поджог двора. За такие преступления виновных наказывали битьем кнутом и денежными штрафами.
В отличие от Русской Правды Судебник рассматривал холопа как субъекта преступления. Изменились цели и система наказаний. Наказание стало рассматриваться не как доходная статья казны, а как устрашение и самого преступника, и других людей.
Судебник 1497 года устанавливал наказание за дачу суду ложных показаний. Лжесвидетель обязан был возместить потерпевшему весь понесенный им ущерб и убытки, связанные с ведением дела.
Процессуальное право. Появилась новая форма судопроизводства — розыск, который применялся при разборе наиболее серьезных уголовных дел и государственных преступлений. Розыск отличался от состязательного процесса тем, что если раньше инициатором судебного процесса выступал истец, то при розыске суд возбуждал уголовное дело по собственной инициативе. Для отыскания «лихих» людей назначались повальные обыски, расспросы и пытки.
Появился штат судебных работников, помогавших суду разыскивать и доставлять в суд обвиняемых. Эти лица назывались недельщиками, или ездоками. За исполнение своих обязанностей недельщик получал вознаграждение от заинтересованной стороны. Подсудимый стал не субъектом, а объектом судебного процесса.
Изменилась также система доказательств. Бесспорным доказательством считалось собственное признание, и, если обвиняемый признавал выдвинутое обвинение, других доказательств уже не требовалось. Другим видом доказательств были свидетельские показания. В качестве свидетелей теперь привлекались и холопы. Неоспоримым доказательством считались разного рода документы: договорные акты, официальные грамоты. Важным доказательством считалась присяга. Продолжали применять пытки для выяснения истины, а также судебный поединок. Победивший в бою считался правым. Проигравший или сбежавший с поединка признавался виноватым. Предусматривалась замена поединка присягой. Различалась присяга подтвердительная или очистительная. Вопрос о том, кому приносить присягу — истцу или ответчику — решался жребием.
В Судебнике 1497 года впервые введена исковая давность по земельным спорам: для тяжб великого князя с боярами и монастырями — шесть лет, для тяжб между остальными феодалами и черными (свободными) крестьянами — три года.
Крепостное право. Судебник 1497 года установил определенный день перехода крестьян от одного помещика к другому — Юрьев день (26 ноября). Крестьяне имели право переходить из села в село за неделю до и после Юрьева дня. При выходе устанавливалась плата с каждого двора в размере 1 рубля, а на неплодородных землях — в размере полтины. Полная стоимость пожилого налога выплачивалась лишь после четырехлетнего проживания на одном месте. Прожившие меньше четырех лет выплачивали по 1/4 рубля за каждый год проживания. Крестьяне могли обращаться в суд с жалобами на помещика по земельным делам. Судебник 1497 года сохранил отдельные формы холопства — при поступлении в сельские тиуны и ключники.
4.7. Государство и церковь
В рассматриваемый период на Руси сложилась национально-замкнутая религиозная идеология. В 1448 году впервые митрополитом был избран русский епископ Иона. Иван III добился права назначения митрополита без согласия Византии. Церковь представляла собой большую силу, которая могла соперничать с государством. Даже в условиях монголо-татарского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Ордынские ханы предпочитали через церковь управлять Русью, поэтому православные митрополиты получали от ханов ярлыки, закреплявшие привилегии церкви. Однако это не помешало руководителям церкви и рядовым монахам встать в ряды борцов за освобождение Руси от монголо-татарского ига.
В Московском государстве церковь в обмен на неприкосновенность ее земельных угодий выдвинула идею о божественном происхождении великокняжеской власти на Руси. Дело в том, что в среде русского духовенства образовались два течения, условно именуемые нестяжателями и иосифлянами, различие между которыми происходило на основе их отношения к экономике. Первые были против превращения церкви в богатейшее экономическое учреждение, вторые считали, что учреждения церкви должны быть экономически состоятельными и политически весомыми. Иван III стремился подчинить церковь своей власти и даже подготовил проект о секуляризации церковных земель и переводе иерархов церкви на государево жалование. Его смерть в 1505 году помешала осуществлению этого проекта. При Василии III церковь сохранила свои богатства, превратившись в большую экономическую и политическую силу. Союз с церковью помог верховной власти в борьбе с феодально-боярской оппозицией, а церковь, укрепив свое положение, начала борьбу с разными ересями. На Руси запылали костры, на которых сжигали еретиков.
1. Судебник 1497 года как источник права.
2. Правовое положение зависимого населения по Судебнику 1497 года.
3. Судоустройство и судопроизводство (органы, осуществляющие правосудие: форма процесса, доказательства) в Русском централизованном государстве.
4. Преступление и наказание по Судебнику 1497 года.
5. Гражданское право по Судебнику 1497 года.
1. Образование единого Русского государства.
2. Характеристика положения разных групп населения Руси изучаемого периода. Сравнительная характеристика социальной структуры Руси XIV–XV веков и предшествующей эпохи. Причины различий.
3. Сравнительная характеристика Судебника 1497 года и Русской Правды (с самостоятельным выделением критериев для сравнения).
4. Значение деятельности Сергия Радонежского для русской истории.
5. Атрибуты новой государственности: титул, геральдика, венчание на царство.
1. Каковы предпосылки образования централизованного Русского государства?
2. Какие выводы о характере общественных отношений можно сделать на основании содержания Судебника 1497 года?
3. Какова роль Ивана Калиты в усилении Московского княжества?
4. Как можно охарактеризовать концепцию Руси как «третьего Рима»?
5. Какова государственная идеология Русского централизованного государства?
1. Алексеев Ю. Г. Под знаменами Москвы. — М.: Мысль, 1992.
2. Вернадский Г. В. История России: в 5 кн. Кн. 5. Московское царство. Пер. с англ. — Тверь: ЛЕАН; М.: Аграф, 2012.
3. Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий (очерки социально-политической истории). — М.: Мысль, 1982.
4. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. — М.: Наука, 1988.
5. Мавродин В. Образование единого Русского государства: монография / под ред. Д. С. Лихачева. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1951.
6. Штамм С. И. Судебник 1497 г. — М.: Госюриздат, 1955.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других