Освоение Карелии и Беломорья христианскими миссионерами

А. В. Трещалина, 2022

Исконно русские земли Севера России притягивают исследователей желанием познать, как происходило их освоение, какова роль основателей таких стратегически важных для защиты центральных областей Руси монастырей, как Кирилло-Белозерский, Ферапонтово-Белозерский, Муромский на Онежском озере, Валаамский и Коневецкий на Ладоге, Соловецкий на Белом море. И здесь нельзя не отдать должное первопроходцам, преподобным Сергию и Герману Валаамским, Кириллу и Ферапонту Белозерским, Савватию и Герману Соловецким, Арсению Ко-невскому. Но кто они и откуда? Для чего и как они пришли на северные земли? Как жили люди и какую веру исповедовали на Севере до появления христианских миссионеров? В предлагаемой книге сделана попытка акцентировать внимание читателей на так называемых местах силы и подземных сооружениях на пути следования Андрея Первозванного по территории Древней Руси, понять личность и проследить передвижничество преподобного Савватия и его жизнедеятельность в Белозерской обители, на Валааме и Большом Соловецком острове, оценить реальные возможности соловецких монахов строительства именно ими основ каменных сооружений в бухте Благополучия, проанализировать поход преподобного Арсения на остров Коневец. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Освоение Карелии и Беломорья христианскими миссионерами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

…Соловецкий монастырь был очень похож на все другие монастыри русские. Разница была только в том, что стена его пестрела огромными камнями, неотесанными, беспорядочно вбитыми в стену словно нечеловеческими руками и силою.

С.В. Максимов. Год на севере

Как развивались события на планете Земля много сотен и тысяч лет назад, доподлинно известно только тем, кто жил в те времена. Разумеется, происходила миграция населения. Стремление овладеть плодородными долинами, природными сырьевыми ресурсами, лесами, побережьями рек и морей, изобилующими зверем, дичью и рыбой, приводили к военным сражениям. Изменялись границы племен, общин и государств, иными становились промышленность, культура и религия.

Однако критерием богатства, силы и могущества было и остается золото. Причем не только для государей — императоров всех стран, но и для священнослужителей различных конфессий, в том числе и христианства. Возможно, не так важно было миссионерам изменить вероисповедование аборигенов, населяющих открытые европейцами новые земли, сколь требовались средства на создание храмов и, как следствие, усиление влияния Церкви на политику и экономику того или иного региона. Немаловажным фактором являлось использование «мест силы» древних цивилизаций для возможности взаимодействия с всеобщим энерго-информационным полем.

Одним из многочисленных исторических примеров искоренения язычества на севере нашей страны стало освоение сотни лет назад православными монахами Валаамского (Ладожское озеро) и Соловецкого (Белое море) архипелагов, имеющих сходное географическое расположение по отношению к материку. Это достаточно большие, но обособленные территории, находящиеся в зоне досягаемости парусных маломерных судов, имеющихся у населения, проживающего на побережье и проводившего в давние времена на островах свои обрядовые ритуалы.

Соловки — классический пример преемственности язычества и христианства на севере Европы. Лабиринтообразные выкладки, знаковые символы, изображения времен неолита еще остались в местах расположения христианских храмов. Строения, аналогичные Соловецким святилищам, существуют на северо-востоке Скандинавии и Кольском полуострове. Но если в Финляндии, Швеции и Норвегии в период христианизации северных народов эти сооружения уничтожались, то на Соловецких островах они каким-то чудом были сохранены [1].

Соловецкий архипелаг образовался в результате последнего оледенения около 9000 лет назад и расположен в западной части Белого моря. Отсюда можно контролировать вход в реку Онегу, по которой, используя довольно короткий волок, можно пройти в Онежское озеро, из него на запад, в Ладожское озеро и далее в Балтийское море, а на восток — в Белое озеро, реки Шексну и Волгу Таким образом, Соловецкий монастырь занимал важное стратегическое место по отношению к центральным областям России.

В середине XIX века монастырь претерпел осаду и обстрел кораблями английской эскадры. Надо отметить, серьезный ущерб бомбардировка не нанесла. Это и немудрено. Пробить стены, воздвигнутые из многотонных камней, ядрами с дистанции в сотни метров нереально.

Но кто и как изначально построил стены, подняв валуны на семь и более метров? Плюс сооружение башен (рисунок 1), каменная часть которых в высоту достигает примерно 15 м! Экскурсоводы говорят, что в состав раствора, скрепляющего кладку, входили куриные яйца. Сколько же надо куриц и петухов для изготовления такого связующего вещества при создании только стены длиной в «одну Соловецкую версту» (1,25 км) и толщиной 6 м?

Если следовать мнению С.В. Максимова, изложенному в книге «Год на севере», что огромные неотесанные камни словно нечеловеческими руками и силою беспорядочно вбиты в стену, то логично предположить участие в строительстве великанов, потомков гиперборейцев, способных перемещать предметы, имеющие значительную массу и объем.

Рисунок 1 — Башни Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря

Кроме того, некоторые стыки блоков, например на набережной, выполнены в технике полигональной кладки, когда камни плотно укладываются друг к другу, образуя взаимозацепление «в замок», обеспечивающее прочность конструкции, характерное для древнейших сооружений Египта, Мексики, Перу [2]. Огромные валуны, положенные в основание стен и башен Спасо-Преображенского монастыря на Большом Соловецком острове, покрыты накипными лишайниками. Судя по размерам отдельных особей лишайников и высокому проективному покрытию[9], этим строениям более двух-трех тысяч лет [1,3].

Археологические исследования, проводимые на Соловках, убедительно доказывают обитаемость островов задолго до нашей эры. Стоянки на Большой Муксалме (остров в восточной стороне архипелага) датируются II–I тысячелетиями до н. э. Радиоуглеродный анализ найденных артефактов показал, что возраст угля из очага древней стоянки составляет 6785 ± 80 лет до настоящего времени, а остаткам керамических изделий — 5900 ±50 лет (аналогичные элементы керамики обнаружены на острове Анзер) [4]. Святилище, лабиринты, каменные гряды и выкладки, следы кварцевой индустрии на острове Анзер археологи также относят к периоду ХХ-Х веков до н. э. Лабиринты Большого Заяцкого острова предположительно были созданы в III–I тысячелетиях до н. э. К этому же периоду относятся валунные насыпи, сложенные протосаамами над останками умерших соплеменников.

В Средние века Соловки превратились в место совершения языческих обрядов. Здесь были курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших камней [5].

Соловецкий архипелаг в период навигации (середина июня — конец сентября) посещали рыбаки как с Южного (Онежский полуостров), так и с Западного побережья (Сорока, Кемь) Белого моря. Впоследствии Соловецкий игумен Досифей, наблюдая просторы, открывающиеся с горы Голгофа на острове Анзер (рисунок 2), писал: «При ясной погоде представляются взорам прекрасные виды: неотъемлемое для глаза пространство морских вод, на коих часто при благоприятном ветре носятся с распущенными парусами суда, и на самом острове… многие озера, различные по величине с разных мест и даже при подошве самой горы [Секирной. — Прим. авт.) находящиеся, представляют величественную картину» [6].

Рисунок 2 — Вид с горы Голгофа (остров Анзер)

Однако «…Острова Соловецкие на всю осень, на всю зиму, на всю весну запирает: на них тогда ни входу, ни выезду не бывает во все это время. Сначала мутят море бури такие, что и смелый и умелый не суется…С октября месяца у берегов припаи ледяные делаются… верст на пять бывают от берега» [8].

Не только на Соловках, но и в Карельских «местах силы», где были капища язычников, впоследствии построены православные храмы. Здесь в первую очередь следует отметить Валаамский архипелаг в Ладожском озере, ставший духовным центром Приладожских земель [9]. Церковное и монастырское писание утверждает, что древность обители (рисунок 3 [10]) восходит к временам распространения христианства на Руси.

Рисунок 3 — Валаамский монастырь

Существует версия, что слово «Валаам» происходит от финских слов varama — высокая земля и valo — свет, клятва. Таким образом, «Валаам» — это «Земля света». Возможно, первоначальное название Valami было переделано по созвучию с библейским именем древнего бога, известного как Ваал.

Почти все свидетельства ранней истории этого архипелага утрачены. Однако исследователи полагают, что в дохристианскую эпоху острова были местом языческого культа. Считается, что в те годы на Валааме располагалось главное капище Велеса (или Волоса) и Перуна, которым поклонялись и приносили жертвы живущие в окрестностях шаманы. Этимологический анализ финского названия «Валамо» подтверждает вероятность предания: «Вал», «Ваал», «Волос» или «Велес» — однокоренные слова, а «Мо» по-ижорски — земля. Таким образом, Валамо можно трактовать как «Земля Велеса».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Освоение Карелии и Беломорья христианскими миссионерами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

Проективное покрытие — показатель в геоботанике, определяющий относительную площадь проекции отдельных видов или их групп, ярусов и т. д. фитоценоза на поверхность [7].

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я