Проблемы формирования духовно-нравственной культуры в произведениях русской художественной литературы

А. В. Каменец

Учебное пособие «Проблемы формирования духовно-нравственной культуры в произведениях русской художественной литературы» может рассматриваться в качестве дополнительного учебного материала к дисциплинам «Культурология», «Частные теории культуры», «Основы культурной политики». В нем раскрыты возможности русской классической литературы для решения современных проблем духовно-нравственной культуры, связанных с поиском смысла жизни, духовно-нравственных ориентиров в современном российском обществе. Учебное пособие также адресовано широкому кругу специалистов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проблемы формирования духовно-нравственной культуры в произведениях русской художественной литературы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© А. В. Каменец, 2016, 2018

© ООО"Квант Медиа", 2016, 2018

Введение

Большинство социальных, политических и экономических проблем нашего общества, так или иначе, связаны с разрушением духовно-нравственных основ повседневной жизнедеятельности людей и их замещением ценностями потребительского образа жизни псевдорыночной экономики. Негативные последствия этого процесса в наибольшей мере проявляются в молодежной среде, не имеющей должного иммунитета по отношению к аморальным воздействиям бездуховного социального окружения.

Предлагаемое учебное пособие может быть использовано в преподавании всего комплекса гуманитарных дисциплин, так или иначе связанных с духовно-нравственной проблематикой.

Используемые в пособии примеры из художественной литературы можно рассматривать не только как иллюстрации тех или иных социальных и нравственных проблем, имеющих значение для культурной жизни общества, но и как дополнительный источник знаний об этике социальной жизни на основе анализа мыслей, чувств и поведения литературных персонажей, замысла творцов художественных произведений, сюжетных и фабульных ситуаций как своеобразных художественных моделей социальной реальности.

Обращение к художественной литературе имеет и самостоятельный этический смысл в реальной практике инкультурации и социализации личности, поскольку предоставляет возможности избегать унылого прямолинейного воспитательного воздействия, чрезмерного дидактизма, бесцеремонного вторжения в частную жизнь людей, часто воспринимающегося как моральное унижение. Обсуждение нравственно-мировоззренческих проблем на внешне нейтральных по отношению к тем или иным индивидам литературных примерах помогает избежать этой ситуации.

Русская художественная литература для решения этих задач выбрана не случайно.

Во-первых, ее идейное содержание, художественно-выразительные средства, так или иначе, отражают национально-культурную специфику социального и нравственного опыта нашего народа.

Во-вторых, всемирное значение русской художественной литературы во многом обусловлено громадным нравственно-воспитательным потенциалом ее жизневедческого знания, основанного на общегуманистических ценностях. В учебное пособие вошел анализ произведений, в известной мере воплощающих типичные жизненные ситуации нашего времени как имеющие нравственно-мировоззренческое значение.

В произведениях великих русских писателей нравственная проблематика чаще всего воплощалась в виде вечных «проклятых» социально-экологических вопросов, связанных с достойным существованием человека в мире: смысла жизни, места человека в обществе, его предназначения, условий личного бессмертия. Характерны в этой связи даже названия многих великих произведений русской литературы, имеющих глубинный социально-экологический подтекст: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Живой труп», «Вишневый сад», «Отцы и дети» и других произведений. Соответственно, именно этот подтекст явился основой при подготовке настоящего учебного пособия.

Отметим и еще одно обстоятельство. С учетом того, что в настоящее время наблюдается огромный дефицит учебной и научной литературы по современной этике, обращение к духовно-нравственному содержанию русской классической литературы может в известной мере восполнить этот дефицит в реальной практике формирования духовно-нравственной культуры личности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проблемы формирования духовно-нравственной культуры в произведениях русской художественной литературы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я