Развитие муниципальной инфраструктуры: физическая культура и спорт

А. А. Шабунова, 2010

В книге представлены результаты исследования уровня обеспеченности населения г. Вологды физкультурно-спортивными объектами и степени вовлечённости вологжан в занятия физической культурой и спортом. Рассматриваются нормативно-правовая база обеспеченности объектами физкультуры и спорта, материально-технические, организационные, кадровые особенности и особенности финансирования указанной сферы. Определена численность населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, дана оценка удовлетворённости городского населения качеством предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг. Результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнительной информации для принятия решений в области политики физкультуры и спорта в городе и регионе, в том числе для анализа промежуточных результатов реализации долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области в 2009–2010 гг.», а также полезны всем, кто интересуется вопросами социального развития городов и регионов.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1. Развитие физической культуры и спорта – основа формирования здорового образа жизни

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие муниципальной инфраструктуры: физическая культура и спорт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Развитие физической культуры и спорта — основа формирования здорового образа жизни

1.1. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни

Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века и объединил различные виды деятельности, направленные на укрепление здоровья человека. Основной предпосылкой его появления было развитие и становление понятия «общая культура» человеческого общества. М.В. Выдрин выделил следующие, наиболее близкие для теории физической культуры определения культуры: «Это мера и способ развития человека»; «Это качественная характеристика деятельности человека и общества»; «Это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей». Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура»[5].

Для изучения вопросов теории и практики большое значение имеет правильное понимание основных понятий. Точность представлений о том или ином термине позволяет облегчить обсуждение и понимание проблем, помочь глубже проникнуть в их сущность.

Самым широким, собирательным и многогранным является понятие «физическая культура». Как вид материальной культуры она часто рассматривается не в полном объёме и с точки зрения специфических видов деятельности. Так, философ Н.И. Пономарев отметил, что её содержанием является производство, накопление, распределение, обмен и потребление физических культурных ценностей — силы, ловкости, выносливости, быстроты, заключенных в человеке[6]. В данном случае автор характеризует лишь один из аспектов подготовленности человека — его физические качества. Социолог М.С. Каган в качестве составных частей физической культуры выделил отдельные специфические виды деятельности: спорт, медицинскую практику, совершенствование анатомо-физиологических качеств[7]. С.В. Алексеев подошел к определению понятия с культурологической точки зрения: «Физическая культура — особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности»[8]. Л.И. Лубышева включила в рассматриваемое понятие «интеллектуальный, социальный, психологический, двигательный компоненты»[9]. Основными признаками концепта «физическая культура», по мнению И.Г. Кожевниковой, являются: непрофессиональный характер занятий, отсутствие необходимости получения спортивной квалификации, необязательность регулярных тренировок, общеукрепляющая цель занятий[10]. Итак, данное понятие следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.

Следующим важным для исследования понятием является «спорт». Л.П. Матвеев предложил рассматривать его как «соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятой в целом»[11]. М.М. Боген определил спорт как «вид воспитательной деятельности, направленной на максимальное совершенствование способностей человека, реализуемых в избранном виде соревновательной деятельности»[12]. В последнем представлении понятие «спорт» относится к категории «физическая культура». Спорт имеет смысл рассматривать как её часть, пока он выполняет роль воспитания и является частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности. Вместе с тем необходимо иметь в виду что в последнее время спорт все больше приобретает самостоятельное значение: вопросы развития спорта находят отражение в конституциях многих стран, обсуждаются в Организации Объединённых Наций; в сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют стимулы материального характера.

Среди классификаций и типологий разновидностей спорта сформировались следующие направления:

> массовый спорт (народный, ординарный, «спорт для всех»);

> спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);

> профессиональный (коммерческий) спорт.

Для исследования наиболее важно понятие «массовый спорт», которое Л.И. Лубышева определяет как «развитие физической культуры широких масс и различных групп населения, освоение ценностей этой культуры широкими слоями общества, существенный фактор, определяющий качество здоровья и поддержания физической активности в течение всей жизни каждого человека»[13]. О. И. Вапнярская и М. И. Золотов определили массовый спорт как механизм оздоровления населения, средство борьбы против асоциальных явлений. Авторы не включают инвалидов, пенсионеров в перечень субъектов, относящихся к данному понятию[14]. А.И. Ушников видит в массовом спорте средство, позволяющее бороться с малоподвижным образом жизни, регулятор уровня жизненной активности и агрессивности[15].

Таким образом, характеризуя сферу физической культуры и спорта, следует иметь в виду, что эти понятия тесно взаимосвязаны. Во-первых, они представляют собой часть культуры как процесса или способа рационально организованной деятельности по преобразованию телесности и воспитанию духовности, удовлетворения общественных и личностных потребностей человека. Во-вторых, понятия физической культуры и спорта представляют совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и факторов, существенных для телесного совершенствования человека. Массовый спорт характеризует ту часть спорта, которая предназначена для населения, за исключением профессиональных спортсменов, и служит для поддержания активности, оздоровления человека и борьбы с асоциальными явлениями в обществе.

Физическая культура и спорт представляют собой специальную деятельность по созданию и поддержанию формы и функций организма человека. В социальной сфере они выполняют следующие функции:

социализирующую — воспитание и подготовку человека к общественной жизни;

интегрирующую — включение человека в общественную деятельность;

адаптационную — приспособление человека к трудовой деятельности;

регулирующую — развитие у человека необходимых для общества физиологических качеств и двигательных умений[16].

Л.П. Матвеев выделяет следующие специфические функции:

образовательную — использование достижений физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненного фонда двигательных умений, навыков и знаний;

прикладную — использование физкультуры в системе подготовки к трудовой деятельности и защиты безопасности страны;

спортивную — реализацию физических способностей;

рекреативную и оздоровительно-рекреационную — использование этой деятельности в сфере организации досуга.

Необходимо отметить, что физкультура и спорт имеют большое экономическое значение: средства, вложенные в их развитие, окупаются, что выражается в повышении уровня здоровья населения, увеличении общей работоспособности, продлении жизни человека. Экономическая роль физкультуры и спорта наиболее рельефно проявляется по нескольким основным направлениям:

> они способствуют минимизации экономических потерь во всех сферах жизнедеятельности общества;

> выступают значимым фактором увеличения продолжительности жизни населения, позитивно влияют на увеличение трудоспособного возраста людей;

> являются одним из основных компонентов подготовки качественных трудовых ресурсов и фактором обеспечения экономического роста;

> являются в настоящее время сферой предпринимательской деятельности, с одной стороны, обеспечивая занятость людей в отраслях спортивной индустрии; с другой стороны, пополняя федеральные и местные бюджеты за счёт налоговых поступлений, что позволяет государству оперативно решать социальные проблемы[17].

Таким образом, физическая культура и массовый спорт выполняют в обществе множество функций. Однако в первую очередь — это наименее затратное и наиболее эффективное средство телесного и морального оздоровления нации[18]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1. Развитие физической культуры и спорта – основа формирования здорового образа жизни

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие муниципальной инфраструктуры: физическая культура и спорт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Выдрин В.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры — магистральный путь формирования её теории // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 5. — С. 59–62.

6

Пономарев Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Там же. — С. 55–58.

7

Каган М.С. Человеческая деятельность. — М.: Политиздат, 1974. — С. 201.

8

Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. — М., 2005. — 671 с.

9

Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. — М.: Центр «Академия», 2001. — С. 120.

10

Кожевникова И.Г. Формирование и развитие концепта «спорт» в русской концептосфере // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 2. — С. 47–49.

11

Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. — М.: ФиС, 1983. — С. 96.

12

Боген М.М. Спорт в постсоциалистическом обществе // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 12. — С. 48–49.

13

Лубышева Л.И. Указ. соч.

14

Вапнярская О.И., Золотов М.И. Зарубежный опыт управления массовым спортом // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 3. — С. 11–19.

15

Ушников А.И. Результаты анкетирования по проблеме воспитания подростков 10–15 лет средствами массовой физической культуры // Учёные записки. — 2008. — № 12 (46).

16

Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. — М.: Академия, 2006. — С. 7.

17

Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. — М.: Кнорус, 2006. 320 с.

18

Здоровье нации и физическая культура: программа Лиги здоровья нации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ligazn.ru/business/documents/progr/fizkultura/

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я