Рекреационные ресурсы

А. А. Челноков, 2017

Систематизирована и обобщена имеющаяся научная и практическая информация по природно-ресурсному потенциалу Беларуси. Изложены основные составляющие элементы ресурсоведения. Рассмотрены земельные и водные ресурсы и возможность их использования в рекреационных целях. Проанализированы рекреационные ресурсы Беларуси, дана их оценка и перспективы использования. Для студентов и магистрантов учреждений высшего образования, обучающихся по специальностям экологического, географического и туристического профилей. Может быть полезно преподавателям смежных дисциплин, специалистам, занимающимся природопользованием и туристической индустрией, а также широкому кругу читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рекреационные ресурсы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Научно-техническая революция последнего столетия привела в масштабах планеты к значительным социально-экономическим изменениям. Большинство стран существенно нарастили национальное достояние, что выразилось прежде всего в повышении уровня жизни и стабилизации личного состояния граждан.

С одной стороны, у значительной части населения планеты появились свободные средства, которые могут быть потрачены не только на основные биологические потребности (еда, жилище, забота о потомстве, обеспечение здоровья, благополучной старости и др.), но и на нематериальные, в том числе духовные и эмоциональные, потребности. Кроме того, развитие современных технологий производства и сельского хозяйства позволяет тратить меньше времени на трудовую деятельность, оставляя свободное время для отдыха и иных видов деятельности.

С другой стороны, резко снижают комфортность проживания на урбанизированных территориях следующие факторы: интенсификация производственных процессов; концентрация населения в крупных городах, мегаполисах и городских агломерациях, связанная с высокой плотностью населения, развитием стрессов урбанизации; трансформация и деградация естественной окружающей среды со значительным ухудшением ее качества; рост болезней цивилизации, таких как алкоголизм, наркомания, переедание, гиподинамия, синдром привычной усталости, нервные и психические расстройства, суицидальный синдром и др.

Известно, что человек как биологический вид имеет один центр возникновения и расселения — Африку. За многие тысячелетия эволюции одной из ветвей приматов в силу ряда причин удалось превратиться в доминирующий вид на планете — Homo Sapiens, т. е. Человек разумный, который создал технократическую цивилизацию и в той или иной мере подчинил себе естественную среду обитания.

В достаточно короткий исторический отрезок времени по отношению к существованию органического мира Земли этот вид расселился и занял все континенты и материки, освоил все климатические зоны, приспособился к окружающей среде и научился использовать большинство природных ресурсов, т. е. генетически в человеке заложено желание к передвижению, освоению новых пространств, творчеству и познанию.

Большинство знаний об окружающем мире человечество получило в результате коммерческих, паломнических или военных походов (путешествий). Но наряду с этим человеку всегда была присуща и потребность в отдыхе. Это вызвало появление искусства, музыки, поэзии, мифологии, родовых и племенных праздников и др. Эта потребность на протяжении длительного времени развития цивилизации сдерживалась отсутствием материальных возможностей и достаточного количества свободного времени. Только некоторые категории людей, преимущественно представители правящих классов, могли позволить себе полноценный отдых, обеспечиваемый тяжелым трудом остальной части населения. На современном этапе исторического развития цивилизации большая часть населения обладает достаточным количеством материальных ресурсов и свободного времени, чтобы обеспечить удовлетворение своих рекреационных потребностей с целью повышения комфортности жизни.

Рекреация, несомненно, приобрела значительный удельный вес в социально-экономической структуре общественного производства. Более того, рекреация и рекреационная деятельность становятся существенной статьей экономического, социального, культурного развития территорий. За счет внутренней и внешней рекреационной деятельности происходит неизбежная ассимиляция национальных культур, сглаживаются межнациональные различия и конфликты. В большинстве стран, как экономически развитых, так и развивающихся, рекреация становится приоритетным развитием национальных экономик, так как позволяет в максимально короткие сроки существенно увеличить национальный доход и национальный продукт.

Социально-экономической основой развития рекреации и рекреационной деятельности является наличие рекреационных ресурсов на какой-то определенной территории. Развитие и размещение рекреационных ресурсов определяется сложным сочетанием природно-климатических, эколого-экономических и организационных факторов, которые носят преимущественно региональный характер.

Использование рекреационных ресурсов многообразно и зависит от потребностей общества в отдыхе. Рекреационным ресурсом может быть практически любой ресурс территории и любой вид рекреационной деятельности. Например, еще до недавнего времени использование космоса в рекреационных целях было совершенно невозможным, однако в настоящее время уже образовалась очередь же лающих посетить космическую станцию и увидеть с нее космос и Землю, хотя стоимость такой экскурсии соизмерима со строительством небоскреба в Сингапуре или Нью-Йорке. Кроме того, физические и психологические требования к таким экскурсантам требуют их длительной специальной подготовки.

В настоящее время рекреация признана стратегическим направлением социально-экономического развития Беларуси, а рекреационные ресурсы отнесены к важнейшим резервам развития экономики страны.

Беларусь располагает самыми разнообразными рекреационными ресурсами, которые представлены уникальными лесными массивами, исключительными природными комплексами озерно-лесных ландшафтов, минеральными источниками и лечебными грязями, многочисленными памятниками природы, истории и материальной культуры, живописными ландшафтами, разнообразными видами животных и промысловых рыб, грибов, ягод, орехов, дикорастущих лекарственных растений и т. д. Кроме того, имеются квалифицированные трудовые ресурсы и определенная материально-техническая база. Страна представляет собой перспективнейшую территорию на постсоветском пространстве для осуществления разных видов рекреационной деятельности. Однако до недавнего времени рекреация и рекреационная деятельность даже не рассматривались как существенный элемент развития экономики. Только в последние десять лет Правительством принят ряд программ и постановлений, направленных на включение рекреации в число приоритетных направлений развития национальной экономики.

В то же время нерегулируемое рекреационное освоение природных территорий приводит к значительным изменениям в природных экосистемах и трансформации природных ландшафтов.

Поэтому в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси (НСУР), в ряде других основополагающих документов руководством страны поставлены задачи по выявлению, оценке, прогнозированию рекреационных ресурсов; формированию национальной стратегии рекреации при условии сохранения качества окружающей среды; включению рекреационной деятельности в социально-экономическое развитие регионов; восстановлению и реконструкции утраченных историко-культурных и природных рекреационных ресурсов. Развитие внешнего и внутреннего туризма, лечебно-оздоровительная рекреация, агро — и экотуризм признаны основным направлением развития территории страны до 2030 г.

Изучение рекреационных ресурсов основывается на знаниях обо всех имеющихся природных и территориальных ресурсах, в первую очередь земельных и водных, поэтому в учебных планах подготовки специалистов различного профиля предусмотрены соответствующие ресурсоведческие дисциплины. В частности, дисциплины «Земельные и рекреационные ресурсы» и «Мониторинг поверхностных и подземных вод» входят в цикл специальных дисциплин государственного компонента учебного плана для специальности 1-33 01 07 «Природоохранная деятельность (по направлениям)». Кроме того, подобного рода дисциплины по природно-ресурсному потенциалу предусмотрены для различных специальностей экологического, технического и гуманитарного направлений образования.

Эти дисциплины занимают важное место в системе подготовки специалистов высшего звена и нацелены на формирование у будущих руководителей представления о природно-ресурсном потенциале Беларуси как материальной основе развития и размещения производительных сил. Они направлены на получение студентами систематизированных знаний о земельных, водных и рекреационных ресурсах, а также о влиянии природно-ресурсного потенциала территории на развитие рекреации, об основных типах рекреационного землепользования, формировании экологического подхода при осуществлении рекреационной деятельности.

Методологическая разработка указанных дисциплин как предметов изучения до сих пор еще не завершена и находится на стадии формирования и становления.

В настоящее время в Беларуси и ближнем зарубежье имеется достаточное количество доступных учебно-методических пособий, научных и научно-практических работ по земельным и водным ресурсам, а по рекреационным ресурсам, рекреационному ресурсоведению и использованию ресурсного потенциала Беларуси имеются в основном научные и научно-практические материалы.

Предлагаемая работа является попыткой осмыслить имеющиеся накопленные материалы по рекреационному ресурсоведению и использованию рекреационных ресурсов в соответствии с НСУР, другими руководящими документами и представить их в виде системного экологонаправленного учебного пособия.

Учебное пособие «Рекреационные ресурсы» составлено в соответствии с образовательным стандартом специальности 1-33 01 07 «Природоохранная деятельность (по направлениям)», учебными программами по дисциплинам и другими требованиями высшей школы.

В пособии авторы систематизировали и обобщили имеющуюся научную и практическую информацию, попытались создать систему понятий и представлений на основе ряда разрозненных публикаций, касающихся преимущественно локальных (региональных) исследований ресурсного потенциала территории страны, его использования и охраны.

В пособии проанализированы земельные, водные и другие рекреационные ресурсы территорий именно с точки зрения потребностей рекреации и рекреационной деятельности. Рекреационные ресурсы как ресурсы биосферы до этого не были освещены в должной мере, особенно применительно к территории нашей страны. Так же с этой точки зрения ранее не рассматривались земельные и водные ресурсы, которые наиболее значимы в рекреации и рекреационной деятельности.

Авторами расширены представления о взаимосвязях рекреационной географии, рекреационного ресурсоведения, рекреалогии с классической экологией, общей и прикладной экологией, экологической медициной, экологией человека и вышеперечисленными дисциплинами о рекреации и рекреационной деятельности как отдельной фундаментальной и прикладной дисциплине, имеющей собственное научное и практическое значение.

В настоящее время данное направление рекреационного ресурсоведения и рекреационной географии, как и экология (общая и прикладная), является симбиозом ряда естественных наук: философии, истории, медицины, биологии, физиологии человека и животных, биохимии, математики, физики и других дисциплин.

Цель учебного пособия — получение знаний о современном состоянии, оценке и тенденциях развития земельных, водных и рекреационных ресурсов; особенностях рекреационной деятельности Республики Беларусь с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта.

Основными задачами учебного пособия являются:

овладение основными понятиями, терминами и определениями;

формирование представления о комплексном характере рекреационных ресурсов и их связи с земельными, водными и другими ресурсами территории;

изучение особенностей размещения современного природно-ресурсного потенциала Республики Беларусь;

определение существующих экологических проблем в использовании земельных, водных и рекреационных ресурсах, путях их решения.

Материал учебного пособия изложен на основе действующего законодательства, имеющихся отечественных и зарубежных публикаций, рекреационного опыта Республики Беларусь, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

Поскольку некоторые главы пособия освещают по существу материал самостоятельных дисциплин, которым посвящена немногочисленная специальная литература, в нем приводятся лишь сведения, необходимые для усвоения общих понятий и закономерностей, относящихся к предмету изучения.

Пособие проиллюстрировано рисунками, схемами и авторскими фотографиями.

Предназначено для студентов и магистрантов учреждений высшего образования, обучающихся по специальностям экологического, географического и туристического профилей, но по объему справочно-информационного материала может быть полезно преподавателям смежных дисциплин, специалистам, занимающимся природопользованием и туристической индустрией, слушателям системы последипломного образования, магистрантам, а также широкому кругу читателей.

Авторы выражают свою искреннюю благодарность кандидату технических наук, доценту И.Н. Жмыхову и Е.А. Роговой за большую помощь в подготовке рукописи к изданию и предоставленные для нее авторские иллюстрации, а также рецензентам рукописи учебного пособия: сотрудникам кафедры природообустройства УО «Брестский государственный технический университет»; заведующему кафедрой кандидату технических наук, доценту О.П. Мешику; заведующему кафедрой экологического мониторинга и менеджмента Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова БГУ доктору сельскохозяйственных наук, профессору С.Е. Головатому. Их замечания и пожелания помогли существенно улучшить структуру и содержание учебного пособия.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рекреационные ресурсы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я