Монография адресуется ученым и практикам, стремящимся к целостному осмыслению образования как важнейшей области жизнедеятельности человека, а также руководителям учреждений и их подразделений, ассоциаций и других объединений государственных и частных организаций, занимающимся управлением в области организации образовательных процессов. В книге содержится концепция развития непрерывного профессионального образования в рамках деятельности инновационной сети «Наука – образование – производство».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие непрерывного профессионального образования в наукограде. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© А. А. Красильников, 2023
ISBN 978-5-0056-6306-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Научные открытия не являются во всеоружии в готовом виде.
Процесс научного творчества, озаренный сознанием отдельных великих человеческих личностей, есть вместе с тем медленный и вековой процесс общечеловеческого развития.
В. И. Вернадский.
Ещё в начале ХХ века русский мыслитель и ученый Владимир Иванович Вернадский предупреждал о неизбежности перехода человечества на новый путь развития биосферы, который он назвал ноосферным. В этом он видел единственно возможный путь спасения человечества, которое поставило себя на грань гибели вследствие хищнического обращения с природой.
Уточним, что под понятием биосфера понимается область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы — то есть активную оболочку Земли. Размеры биосферы в пространстве ограничиваются слоем толщиной 30 — 40 км.
Ноосфера — это сфера разума. Понятие «ноосфера» шире понятия «биосфера», поскольку оно рассматривает в качестве единой системы Планету Земля, обозримую для человека часть Космоса, основываясь на нравственно-этических началах Духа и Разума.
Ноосферное, или устойчивое, развитие — это разумно управляемое совместное развитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений.
В. И. Вернадский доказал, что человеческая деятельность превратилась в геообразующий фактор развития активной оболочки Земли, а это означает, что для сохранения и развития человечества необходимо условие, при котором воздействие на биосферу будет управляться коллективным Разумом.
Устойчивое развитие должно исходить из понимания, что Человек является частью природы и должен подчиняться её законам. Без сохранения природы невозможно продолжение человеческого рода. Уничтожая природу, мы тем самым уничтожаем своё будущее. Медленно, но верно население Планеты Земля сообща продвигается по направлению к экологической катастрофе, предвестниками которой являются глобальное потепление климата, уменьшение озонового слоя Земли, сокращение площади лесов, биологического разнообразия, проявления генетической неполноценности человеческой популяции.
Таким образом, биосфера уже не в состоянии справляться с вредными отходами цивилизации и начинает постепенно деградировать, поэтому переход к устойчивому (разумному, ноосферному) развитию является единственным путём предотвращения экологической катастрофы.
В то же время переход к устойчивому развитию требует выполнения ряда условий, основными из которых являются: организация единого экологического пространства и переход к новому мышлению, в том числе, в области градостроительного пространственного планирования.
Глобальные проблемы — не разрозненные явления и процессы. Они взаимосвязаны. Поэтому при переходе к устойчивому развитию следует исходить из переплетения проблем мирового сообщества, необходимости сотрудничества в планетарном масштабе, включая разработку процедур и механизмов, способных обеспечить сохранение и развитие человеческой цивилизации в целом. При этом проблема выживания человечества должна стать приоритетной в ряду всех других национальных проблем государств.
На этом пути развития потребуется смена мировоззренческих факторов и идеологических принципов, замена приоритета потребления на приоритет общего качества жизни.
Создание в обществе новой системы ценностей будет способствовать формированию рациональных структур производства и потребления, достижению более высокого жизненного уровня населения посредством изменения образа жизни и сокращения потребления природных ресурсов.
Идея устойчивого развития, в конечном итоге, должна быть превращена в систему новых духовных и профессиональных установок человечества. Для этого потребуются:
— глубокая информированность населения по всем аспектам устойчивого развития;
— переориентация образования и просвещения;
— широкое общественное движение за спасение человечества от грозящей ему катастрофы;
— перестройка существующей в настоящее время системы международных отношений.
Осуществить весь комплекс названных выше мероприятий смогут только коллективные разум и воля, осуществляющие воздействие на тех, кто не соблюдает законы Разума.
До сих пор в современном мире, ради сиюминутной выгоды, предпочтение отдавалось социально-экономическим и техническим исследованиям в ущерб изучению экологических ресурсов. В ещё меньшей степени изучались комплексные проблемы по их взаимозависимости. В результате, наши современные знания об отношениях природы и общества оказались недостаточными, для того, чтобы уверенно двигаться по пути к устойчивому развитию.
В связи с этим потребуется углублённое изучение важнейших проблем жизнедеятельности человечества, организация специализированных Центров (в
том числе — информационных), всемирных лабораторий, создание институтов, открытие новых кафедр при существующих университетах, организация экспедиций и т. п.
Осознавая необходимость выработки совместных решений в масштабе всей планеты, Организацией Объединённых Наций в 1992 г. в Рио-де-Жанейро был организован Глобальный Форум по проблемам планеты Земля, на котором были выработаны принципы Всемирного плана действий в области международного сотрудничества, названные «Повесткой дня на ХХI век», было введено понятие устойчивого развития — Земли, континента, страны, региона, города.
Устойчивое развитие в соответствие с «Повесткой дня на ХХI век» — это сбалансированное социально-экономическое развитие, осуществляемое с позиций обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, учитывающее жизненные интересы не только сегодняшних, но и будущих поколений.
Основные составляющие устойчивого развития в еще большей степени актуальны для закрытых территорий, научных городков (Наукоградов) и включают в себя следующие понятия:
— экономическая стабильность — наличие стабильной и прочной экономической базы, высокая деловая активность, использование в хозяйственном обороте всех имеющихся производственных мощностей, развитие инвестиционной деятельности и т.п.;
— социальное благополучие — отсутствие безработицы и социальных конфликтов, высокое качество жизни, низкая заболеваемость и детская смертность и т.п.;
— экологическое равновесие — ограничение экономической деятельности возможностями хозяйственной ёмкости биосферы на основе массового внедрения энерго — и ресурсосберегающих технологий, внедрение экологически ориентированных методов управления и т.п.;
— международное сотрудничество — согласованные усилия стран и городов, направленные на международную кооперацию, сотрудничество, партнёрство, системы соглашений, взаимное уважение;
— кадровое обеспечение научно-производственного комплекса Наукограда;
— единая информационная среда Наукограда;
— непрерывное образование — как основа инноваций в педагогике.
Наукограды являются сложнейшей системой, состоящей из нескольких подсистем, каждая из которых, в свою очередь, делится на составные части. В общем виде это следующие подсистемы:
1-я подсистема — социальная, отражающая различные сферы жизни населения города и их взаимосвязь, учитывая, что город — это прежде всего место компактного проживания большого количества людей, где они осуществляют свою жизнедеятельность.
2-я подсистема — производственная, отражающая взаимосвязь таких элементов города, как расположенные в нём предприятия и организации. Будучи внешне независимы друг от друга, они, тем не менее, связаны друг с другом невидимыми нитями. Во-первых, они используют единую рабочую силу, в результате чего происходит постоянный перелив этой рабочей силы с предприятия на предприятие. Во-вторых, они используют единую городскую производственную инженерно-транспортную инфраструктуру. В-третьих, — единую социальную инфраструктуру.
3-я подсистема — административная, включающая в себя управление и жизнеобеспечение района, районные органы власти и коммунальные службы, без которых невозможно функционирование города, как единого организма.
4-я подсистема — природная, это природный комплекс, ландшафт, в пределах которого расположен город, и который во многом определяет ту исходную планировочную ситуацию, которая используется и вместе с тем целенаправленно преобразуется в процессе градостроительной деятельности.
5-я подсистема — материальная, это то, что собственно мы и привыкли называть городом, то есть вполне конкретное материальное воплощение каждой сферы жизни городского жителя в виде зданий промышленных предприятий, на которых человек трудится и зарабатывает средства к существованию, жилых зданий, обеспечивающих одну из самых насущных потребностей человека в жилье, общественных учреждений обслуживания в виде магазинов, поликлиник, больниц, парикмахерских, ателье, учреждений воспитания и образования, культуры, отдыха и спорта и т. д.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие непрерывного профессионального образования в наукограде. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других