Монография посвящена процессу формирования и развития фабрик мысли в США, Европе и других регионах мира. Особое внимание уделено функционированию фабрик мысли в постсоветской России, включая подробный анализ особого типа фабрик мысли, которые становятся посредником между академическим сообществом и гражданскими неправительственными организациями – центров публичной политики. Выделены ключевые отличия в функционировании западных аналитических структур и российских. Вторым фокусом внимания является экспертное сообщество как таковое, включая и сетевые формы его самоорганизации. Как эксперты и ученые в области социогуманитарных наук могут добиться того, что их предложения и разработки используются представителями власти? Как они могут влиять па процесс принятия решений и как они взаимодействуют с неправительственными организациями? Как обеспечить независимость или хотя бы автономность аналитических структур от заказчиков? Все эти вопросы являются предметом рассмотрения в данном тексте. Мы надеемся, что эта книга будет полезной как для ученых в области общественных наук, так и для представителей власти, стремящихся принимать наиболее эффективные решения, а также для студентов – будущих ученых и политиков. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фабрики мысли в условиях глобальных трансформаций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Рецензенты:
доктор политических наук, профессор Н.А. Баранов (СЗИУ РАНХиГС);
доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор Г.Л. Тулъчинский (СПб филиал НИУ ВШЭ)
@biblioclub: Издание зарегистрировано ИД «Директ-Медиа» в российских и международных сервисах книгоиздательской продукции: РИНЦ, DataCite (DOI), Книжной палате РФ
© А. А. Балаян, А. Ю. Сунгуров, 2022
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2022
Введение
Современное развитие политического управления подразумевает использование властными структурами советов и рекомендаций, подготовленных экспертным сообществом на основе научного знания. Мировой опыт стран с устойчивым демократическим режимом дает нам разнообразные институты и практики взаимодействия властных структур и экспертно-научного сообщества в процессе подготовки и реализации различных решений, проектов и программ. Это могут быть консультативные экспертные советы различной формы и происхождения[1], фабрики мысли, предлагающие различные решения общественных проблем[2]. Именно в процессе взаимодействия представителей научного сообщества и сотрудников администраций различного уровня могут возникать новые идеи и варианты решений существующих проблем[3]. В современной России также существуют подобные структуры, возникают практики взаимодействия научного сообщества и власти, однако, с одной стороны, они еще достаточно молоды, с другой, над ними тяготеет советский опыт, когда экспертное сообщество фактически не имело субъектности и это взаимодействие сводилось к обслуживанию власти[4].
Развитию в современной России аналитического и экспертного сообщества, его взаимодействию как с органами власти, так и с организациями гражданского общества уже были посвящены целый ряд исследований[5]. В то же время в российской научной литературе до сих уделялось недостаточное внимание организационным структурам, содействующим трансформации различных форм экспертного знания в решения власти различного уровня. Для обозначения этих структур сегодня используют различные термины — аналитические центры, мозговые тресты, фабрик мысли. Мы будем далее использовать последний термин.
Именно в «фабриках мысли», объединяются как люди, обладающие научным знаниями по развитию общества и государства, так и практики, хорошо знающие это конкретное государство. Именно в рамках таких структур обеспечивается постоянное взаимодействие академического и экспертного сообщества, с одной стороны, и представителей органов государственной власти и МСУ, с другой.
Среди всей совокупности фабрик мысли можно выделить технические, или ценностно нейтральные фабрики мысли и организации, несущие в себе определенную миссию. Первую группу можно разделить на клиентские структуры, созданные для обслуживания определенного патрона, например, мэра столичного города, и контрактные структуры, более свободно функционирующие на рынке политологических услуг. Вторая группа состоит из организаций, направленных на развитие открытой, публичной политики и демократических практик, названный нами Центрами публичной политики, и консервативно ориентированных фабрик мысли.
В российской научной литературе до сих пор отсутствуют работы, посвященные анализу развития фабрик мысли как в США, откуда возник сам термин, так и в других странах, в сравнении с их развитием в нашей стране. Мы надеемся, что настоящая книга восполнит этот пробел. В заключении хочется выразить уверенность, что предлагаемая читателю монография будет полезной не только политологам и другим исследователям развития публичной политики и политических институтов в мире и в нашей стране, но и студентам и аспирантам, готовящимся войти в мир науки, а также тем российским политикам федерального, регионального и местного уровня, которые заинтересованы в поиске решений сложных проблем общественно-экономической и политической жизни, стоящих перед нашей страной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фабрики мысли в условиях глобальных трансформаций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
The Politics of Scientific Advice: Institutional Design for Quality Assurance. / Ed. by Justus Lentsch and Peter Weingart. — Cambridge: Cambridge University Press, 2011. — P. 381.
2
Stone, Diane, Andrew Denham (eds.), Think Tank Traditions: Policy Analysis Across Nations; Policy Research and the Politics of Ideas, Manchester: Manchester University Press, 2004; Hartwig Paultz. Think-Tanks, Social Democracy and Social Policy. — Basingstoke; New York: Palgrave Macmillan, 2012.
3
Экспертиза в социальном мире: от знания к деятельности / Под ред. Г. В. Иванченко, Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2006; Дмитриев М. Э. Развитие потенциала государственного управления: уроки стран с переходной экономикой. // Вопросы государственного и муниципального управления, 2007. Т. II, № 2–3, с. 5—16.
4
А. С. Макарычев. Экспертное сообщество России при президентстве В. Путина: проблемы внутренней и внешней субъектности // Публичная политика — 2005. Сборник статей. — СПб.:Норма, 2006, с. 94–99; Сухоруков А. С. Субъектность региональных аналитических сообществ: критерии, этапы становления и условия (на примере Республики Карелия) // Полис, 2011, 3, с. 109–114.
5
О. Ю. Малиново. Проблемы развития политической науки и «центры публичной политики» в России // Публичная политика — 2005. Сборник статей. — СПб.: Норма, 2006, с. 91–94; Философия и культурология в современной экспертной деятельности: Коллективная монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011; Аналитические сообщества в публичной политике: глобальный феномен и российские практики. — М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.