Текст в системе обучения русскому языку детей с недоразвитием речи

А. А. Алмазова, 2016

Пособие посвящено анализу текста как коммуникативной и синтаксической единицы, занимающей значительное место в системе работы по обучению языку детей с речевыми нарушениями. Авторами рассматривается структура текста и особенности функционирования и связи его единиц. Лингвистические данные используются в специальных методических разработках, представляющих ключевые аспекты работы по обследованию и развитию связной речи указанной категории детей и формированию у них текстовой деятельности. Пособие предназначено для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»; также оно может быть полезно практикующим логопедам, магистрантам, слушателям и преподавателям курсов повышения квалификации и переподготовки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Текст в системе обучения русскому языку детей с недоразвитием речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© МПГУ, 2016

© Алмазова А. А, Сосинская И. Н., 2016

Введение

Обучение устной и письменной речи в методике традиционно называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается как процесс коммуникации, так и результат этого процесса, определенное речевое произведение, текст.

Методика развития речи как нормально развивающихся детей, так и детей с отклонениями в развитии исходит из характеристики текста как высшей коммуникативной единицы, поскольку языковая система в процессе коммуникации реализуется именно в текстах, а не в отдельных словах или предложениях. Ключевым ориентиром для методических исследований и разработок является лингвистическое описание текста. В современной лингвистике текст рассматривается как сложное образование, свойства которого не исчерпываются совокупностью свойств тех единиц, из которых он построен.

Лингвистический анализ устных и письменных высказываний детей позволяет определить, какие характеристики текстовой продукции нарушены. Исключительно важную роль играет и лингвистическая оценка текстового материала, используемого в логопедической работе.

Настоящее учебное пособие адресовано студентам-бакалаврам. Цель написания этого пособия — познакомить студентов с лингвистическим аспектом анализа текста как речевого произведения и представить содержание и методы работы с тестом в системе коррекционного обучения школьников с нарушениями речи.

Пособие состоит из двух частей: «Лингвистический анализ текста» (главы 1-3) и «Методические аспекты использования текстов в обучении детей с речевым недоразвитием» (глава 4).

Лингвистический анализ в данном пособии включает в себя:

1) структурный анализ текста на макро — и микроуровне;

2) анализ функционирования макроединиц текста (сложных синтаксических целых и абзацев);

3) анализ функционирования микроединиц (предложений и непредложенческих конструкций);

4) анализ функционирования всех указанных единиц в аспекте актуального членения речи.

Лингводидактические аспекты представлены общей характеристикой задач и принципов работы по развитию связной речи, а также описанием методов и приемов работы по развитию диалогической и монологической речи у детей с речевым недоразвитием.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Текст в системе обучения русскому языку детей с недоразвитием речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я