Уровень Дельта

Ая эН, 2015

«Дельта» – вторая книга в серии «Мутангелы». Что же это такое – школа для особо одаренных мутантов? Блестящее учебное заведение, после которого перед учениками распахнутся все двери, или одна большая пыточная камера? И угораздило же Риза туда попасть! Да еще под видом Дюшки, который так глупо погиб… или похищен? И что это за странный, удивительный мир, в котором очутилась Варя? Что за нить тянется из ее ладони? Куда она ведет? К концу Земли-11 или к началу нового, никому пока не известного мира?

Оглавление

Из серии: Мутангелы

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уровень Дельта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

Дельта-функция

Для нас, примитивных трехмерных существ, любая дорога, будь то скоростное шоссе или заросшая лесная тропка, — это всегда что-то вроде ленты, ведущей из пункта А в пункт Б. Конечно, пунктов по пути может встречаться сколько угодно, да и самой ленте-дороге вовсе не обязательно начинаться в пресловутом пункте А, из которого мы вышли. Но все-таки, согласитесь, при слове «дорога» у нас у всех возникают примерно одинаковые ассоциации: тесьма, веревка, полотно, возможно даже рулон туалетной бумаги. А вот, например, на клавиатуру компа, газовую горелку или стиральный порошок дорога не похожа, это и дошкольнику ясно.

Но дошкольники могут и ошибаться.

Мебби Клейн был абсолютно уверен в том, что гипотетический дошкольник в данном случае ошибается. Дорога, по которой шел Мебби Клейн, меньше всего напоминала ленту и больше всего — именно стиральный порошок, причем не в пакете, а… рассыпанный хаотично. Крупинки дороги-порошка как бы зависли в пространстве на расстоянии друг от друга. Тем не менее они представляли собой некую целостную структуру, по которой, безусловно, можно было передвигаться. Мебби-Янанна-Варя-Клейн (возможно, это имя следовало бы в данном случае писать слитно?) шел (шли? шла?) по этой гм… по этой порошковой штуке, причем ни в какой момент времени нельзя было точно сказать, в какой именно точке он находился.

Но какие точки Мебби Клейн покинул, сказать можно было запросто. Как стиральный порошок разбухает и пузырится при попадании на него воды, так и этапы пути, пройденные Мебби Клейном, начинали расти, превращаясь в шарообразные, проникающие друг в друга образования. Внутри этих шаров угадывалась невидимая черная нить, прочная и упругая.

— Суслик!!! — заорала вдруг Янанна. — Три тысячи откормленных противных сусликов, стоп!

Варя разинула от удивления одновременно и рот, и клюв.

— Стоп! Приехали. Нить заело.

Они по-прежнему крепко держались за руки, однако это был уже не Мебби Клейн, а просто Варя и просто Янанна — во всяком случае, Варя Воронина решила, что дела обстоят именно так.

— Ты ошибаешься, но это сейчас не важно! — вздохнула Янанна. — Я бы выразилась так: мы уже не совсем одно целое, однако пока наше дело не завершено и сокращалка не проложена, я — Мебби Янанна, ты — Варя Клейн. А вместе — все-таки именно Мебби Клейн, и никто другой.

Щуплая двуротая инопланетянка тщетно пыталась продолжить вытягивать ниточку или хотя бы понять, что случилось. На обрыв не похоже, значит, не катастрофа, значит, еще есть шанс.

— А почему не наоборот? — полюбопытствовала Варя. — Мебби Варя и Янанна Клейн?

Почему-то ее не очень волновала остановка. Даже наоборот, хорошо немного передохнуть, а то так все однообразно…

— Ну, ты не можешь быть Мебби, поскольку не являешься инженером… — Янанна была расстроена, растеряна, пыталась сосредоточиться на другом, на главном. Кажется, на том конце появилось что-то маленькое и пушистое, вроде котенка. Но котенок не был суперсуществом, и нить из него не тянулась. А основная ниточка, из Ризи, утратила эластичность.

— Э-э-э… Ы-ы-у-а… А при чем…

— Да, нить заклинило прочно, придется задержаться… — Янанна вздохнула и наконец переключилась на Варю. — Инфилоперы бывают трех типов: дизайнеры, инженеры и строители. Это условные названия, но суть отражают. Ты — немного дизайнер и немного строитель.

— А вы?

— Я полноценный инженер и хорошо обученный строитель.

— Хм… А Дюшка?

— Твой Дюшка, если только он инфилопер, — дизайнер, прирожденный дизайнер. Но точно утверждать не могу, как ты понимаешь. А вот Ризи, вполне возможно, универсал.

— Кто? Какой Ризи? Ах да, это же настоящее имя Веньки Бесова. Никак не привыкну.

Варе хотелось домой, под душ, переодеться, отоспаться, позвонить Дюшке, початиться с подружками, в конце концов, узнать, что задано на завтра…

— На завтра твоим подружкам ничего не задано, — сбила ее с мысли Янанна. — Завтра на вашей Земле-11 — второй день Нового года. Пообщаться с друзьями тоже не получится, видишь, мы даже упрощенную сокращалку пока не можем соорудить. А вот переодеться и отоспаться…

Они переместились в некое просторное помещение, заполненное разнообразными няшными предметами. Кресла, диванчики, экранчики, мягкие игрушки, столики с вазочками, а в вазочках вкусняшки, зеленый светящийся куб не вполне понятного назначения. Два окна справа, за ними зелень, — садик, что ли? Четыре огромных окна по дальней стороне, за ними…

— Океан?!

— Море. Залив Старых Привычек. Ты же хотела комнату с видом на море, разве нет?

Варе показалось, что одно из дальних окон — дверь, за ним должна быть такая полувинтовая лестница, ведущая к берегу. Она двинулась через комнату.

— Лестница находится этажом ниже, — подсказала Янанна. — Твои лофт-апартаменты небольшие, два этажа, четыре комнаты, семь сокращалок, спальня, кухня. Душ-ванна — там, переодевалка — там. Так, вроде все сказала… Ну, отдыхай.

Оставшись в одиночестве, Варя опустилась на теплый светло-зеленый ковер, покрывающий значительную часть пола возле окон на море, подмяла под себя случившуюся рядом плюшевую панду в вишневой накидке, закрыла глаза и немедленно уснула.

Янанна честно попыталась оградить Варю от всех проблем, связанных со строительством черной сокращалки, и создать «милому клювастому младенчику» все условия для адаптации в новом мире. Девушке и так досталось по полной: только влюбилась — и исчезла; домой не вернуться, с друзьями не поболтать… О том, что ее любимого Дюшку ангелы заберут к себе, и поэтому им никогда не суждено увидеться, Янанна Варе не говорила. Рано или поздно Варя узнает об этом, а пока…

Но какая удача — эта нить! Невероятная удача! Если бы только удалось ее дотянуть, закрепить, усилить, проскользнуть по ней на Землю-11, закрепить там, объяснить все этому классному супермутанту со смешным именем Ризенгри… Это здорово, что Ризи не подходит ангелам…

Часы справа показывали ровно два, часы слева — пятнадцать минут одиннадцатого. В любом случае времени у Янанны было навалом.

Варя спала в обнимку с плюшевой пандой довольно долго. По ее расчетам, уже должна была наступить ночь, по крайней мере, вечер. Но за окнами, выходящими на море, было по-прежнему солнечно. Варя механически бросила взгляд на браслетку и тут же поняла, что экран показывает время Земли-11, не имеющее к окружающей реальности ни малейшего отношения. Новых сообщений и пропущенных звонков, разумеется, не было. Кнопка муто привычно светилась цифрой два, метеодатчики также работали исправно. Впрочем, метеодатчики нужны только единичкам, для контроля, а Варя и без них отлично справлялась. Который час все-таки? И еще хорошо бы найти глобус этой планеты, а еще узнать, куда ее занесло, в какое созвездие…

Варя покрутила тяжелой головой, разминая шею. У нее ничего не болело, и, кажется, она вполне выспалась. Но что-то было не так. Не так, как обычно. Прямо совсем не так, внутри не так.

Вообще-то было неплохо. И даже очень хорошо было. Но как-то странно-хорошо, непривычно.

— Ладно, это ничего, это понятно, — прошептала Варя панде. — Так, не так… Меня ж в другой мир перетащило. Вот и не так. Ничего. Зато жива.

— Жи-ва, — радостно согласилась панда, хлопая ресницами.

— Бя! Говорилка попалась! — Варя немедленно отложила игрушку в сторону. Ей никогда не нравились интерактивные гаджеты, особенно те, которые ходят за тобой, как хвостик, и поскуливают.

Панда послушно умолкла и ходить за Варей не стала. А Варя как раз стала ходить. По комнате. И все спокойно рассматривать.

Комната была большая, почти как зал. Только от слова зал веет чем-то холодным, а тут было тепло и очень уютно. Варя задумчиво обошла вокруг большого зеленого куба. Казалось, он сделан из желе, казалось, висит в воздухе. Но если притронуться — Варя легонько коснулась грани указательным пальцем — твердый. Пахнет… эвкалиптом? И стоит на прозрачных тонких ножках. Не висит, никакой мистики. И словно светится изнутри… На самом деле куб не светился, просто на него падал косой поток желтооранжевых солнечных лучей — часть крыши представляла собой стеклянный купол.

— Красиво… — прошептала Варя, задирая голову. — Интересно, он открывается?

Словно в ответ на ее вопрос, купол, вращаясь, открылся. Поток желтого света стал ярче, мощнее. Плавно кружась, сквозь отверстие в потолке к ногам Вари упал жухлый бурый лист.

— Осень… Значит, сейчас осень… — пробормотала Варя, подбирая лист. — Надо бы закрыть купол, а то вдруг дождь пойдет.

Купол медленно закрылся. Механически крутя листик в руках, Варя продолжила экскурсию по комнате. За двумя окнами в правой части гостиной было зелено. Зелень оказалась молоденькая, свеженькая. Одно деревце, похожее на дикую яблоньку, цвело нежным розоватым облаком. Варя на всякий случай поплотнее закрыла оба окошка и проверила защелки: если яблонька дикая, может и кусануть невзначай. Или выкопаться из земли, влезть в комнату и придушить во сне ветками. Что-то подсказывало Варе, что ее опасения совершенно напрасны, что кусачими яблони бывают только на Земле-11, но… Но лучше не рисковать лишний раз, верно?

Варя подошла к окнам, выходящим на море. Легкий бриз превратил почти прозрачные занавески в гигантских медуз, их края, словно щупальца, скользили по колоннам, украшающим эту часть комнаты. Было здорово, как… как музыка. Варе показалось, что она действительно слышит музыку. Она высунулась в окно, опершись на широкий подоконник. Музыки не было. Была жара.

— Ух ты, а тут лето! — обрадовалась Варя. — И пляж внизу! Надо бы искупаться. Но сначала, конечно, привести себя в порядок. Где там у нас душ с переодевалкой?

Душ нашелся сразу. Один. А ванн внезапно оказалось аж три. То есть это была вроде как одна ванна, но из трех секций, как-то так. И огромное количество замысловатых приспособлений, трубочек, рычажков и шариков, помимо нескольких кранов к каждой секции. Инструкций к этому всему безумию не было, поэтому Варя решила ограничиться душем. Мудрое решение, только… Только вот у душа не оказалось ни одного крана, ни единого рычажка и ни намека на пульт управления.

— Эммм…

Внезапно Варя поняла, что надо делать. Как поняла — неведомо. Словно с детства знала все, что необходимо, потом забыла, а сейчас опять вспомнила. Она поводила руками в воздухе, совершая странные пассы, пощелкала пальцами и хлопнула в ладоши. Все получилось.

Диди. Управление душем с Земли-29 (а у Янанны был именно такой душ) очень простое, воздушно-сенсорное. Поворачиваем руки ладошками вверх. Прислушиваемся к ощущениям. Если нужно погорячее, поднимаем ладони вверх, попрохладнее — опускаем вниз. Боковыми движениями ладоней можно задать направление струек душа, их силу и толщину, составив собственную программу. Щелчок пальцами — порция геля-аэрозоля; так же пальцами можно показать, на какие места на теле он должен попасть. Движением пальцев (словно струны арфы перебираешь) можно задать требуемый аромат и прочие детали. Ну а хлопок — сигнал к старту. Все просто и удобно.

Стоять под горячим душем было ужасно приятно, но Варю не покидало ощущение, что что-то все-таки не так. Как она догадалась, как надо управлять этими потоками воды? Откуда ей вдруг известно, что мятный гель с легкой лимонной ноткой — это перебор указательным пальцем и мизинчиком, а чтобы добавить масло джубы-джу, необходимо согнуть шестой палец и… Что такое джуба-джу? Ах да, это такой корень, мясистый. Но откуда он в ее голове? И у нее же нет шестого пальца!!!

Варя внимательно осмотрела свои руки. Пальцев было десять: пять и пять. Внезапно это показалось ей странным. «Почему я удивляюсь, что знаю о джуба-джу, ведь они росли перед моим домом!» — подумала она, тряхнула головой и вспомнила, что перед ее домом на Земле-11 рос только искусственный газон с ежегодно обновляющейся безопасной пластиковой скамейкой.

Варя вышла из-под душа, слегка отжала волосы и накинула на себя полотенце-халатик. С одной стороны, ей было спокойно и весело, с другой — тревожно и непонятно.

— А может, я просто сплю! — вдруг громко произнесла она. — А раз так, надо скорей побежать к морю, а то проснусь раньше времени и не поплаваю даже. Интересно, в переодевалке найдется подходящий по размеру купальник?

Впрочем, Варя понимала, что не спит. И отлично знала, что подходящих по размеру купальников в переодевалке — четыре штуки, сама же заказывала по каталогу для этого клювастого создания. «Я заказывала?! — удивлялась собственным мыслям Варя. — И я — клювастое очаровательное создание, со значением дельта-функции, равной единице?! Что за суслик!!!»

Облачившись в купальник и кинув в пляжную сумку шапочку и пакетик вишен, Варя побежала на первый этаж, к лестнице, ведущей на море. О дельтафункции — кстати, что это такое вообще? — девочка старалась не думать, хоть эта мысль упорно вертелась в ее сознании.

— Надо посмотреть, который час, чтобы не обгореть! — громко сказала она, остановившись перед первой ступенькой.

Когда говоришь вслух, особенно если громко, это помогает от мыслей-наваждений. Да?

Часов в нижней комнате было несколько, точнее — семь штук. Но работали, честно перемещая стрелки по кругу, только одни. Остальные исправно стояли, показывая точное время. Варя внезапно осознала, что: а — она не обгорит; б — что стоящие часы показывают внутреннее время сокращалок; в — еще что-то такое сложное про эту загадочную дельтафункцию, но что именно — для этого в ее лексиконе не хватает слов; г — что в лексиконе Янанны слов хватает для всего, но лучше об этом не думать.

На всякий случай Варя все-таки посмотрела на парочку циферблатов. Часы справа показывали ровно два, часы слева — пятнадцать минут одиннадцатого.

— И это — точное местное время? Бред какой-то! — нахмурилась Варя и стала спускаться по ступенькам каменной винтовой лестницы.

Ах, что это была за лестница! Мечта поэта! Четыре пологих оборота вокруг мощной оси — столба двухметровой толщины, сложенного из поросших мхом камней вулканического происхождения, привезенных по меньшей мере с пяти разных планет.

Ступени и перила также были сотворены из частично обработанного камня, а в тех местах, где мох и плющ отступали, виднелась заливка из благородной бронзы. На втором витке лестница немного сужалась и уводила вбок, тут царил вечный сумрак, пахло тайной и влажными ирисами. Игра света и тени на третьем витке усиливала сладкое ощущение тайны, а на четвертом вдруг начиналось буйство плюща и почти тропических фруктовых ароматов, и на камнях под ногами уже поскрипывал песок, занесенный ветром с пляжа.

— Вау! — прошептала Варя, зачарованно глядя на бескрайнюю изумрудную гладь залива.

Был почти штиль. И почти белый песок — крупноватый, с вкраплениями мелких ракушек. И почти никого — если не считать двух серфингистов и одного летуна над холмами вдали, где кончалась бухта.

— Вау!

Варя, конечно, отдыхала на море, и не раз. С оплаченным многоразовым питанием и гарантированными четырьмя квадратными метрами морской поверхности на мутанта. Это было здорово, потому что на общественных курортных пляжах в сезон и полуметра на нос не получалось. Но чтобы вот так!

— Но чтобы вот та-ак! — выдохнула Варя, бросая на песок сумку и шлепая босиком к морю. — Чтобы вот так…

И вода — теплая! Теплая — не то слово! Варя погрузила в меланхоличную прозрачность руку с браслеткой.

«Температура воды — 24 градуса! — бодро сообщил метеодатчик. Потом подумал немного и добавил: — Сквозная видимость — 87 процентов. Безопасность — 100 процентов».

Варя отстегнула браслетку и бросила ее на берег, к сумке. И стала медленно входить в воду. О, мутобоже, какой же кайф!

Наплескавшись и наплававшись вволю, Варя рухнула на песок — горячий, но не обжигающий, немного позагорала, слопала половину вишен и принялась бродить вдоль кромки воды в поисках интересных ракушек. А потом решила построить из песка дворец. Или замок. Что получится. С башенками и рвом вокруг. И мостом через ров. А лучше — с двумя мостами.

Возводя третью башенку — ров и мосты были еще не начаты, — Варя вдруг вспомнила о Дюшке. И о маме. И о папе. И о школьных подружках. И о Веньке, то есть о Ризи. И о том, что там у них сейчас Новый год. И о том, что нить заело и черную сокращалку они так и не построили. И опять подумала о Дюшке. И вскочила, неловко снеся коленом вторую башенку и задев первую. И закричала в дрожащий и раскаляющийся воздух:

— Да не люблю, не люблю я его ни капельки!!!

Плюхнулась обратно — попа на песке, ноги в воде. И разрыдалась.

…В какой момент на песке по ту сторону разрушенного замка оказалась зеленоватая инопланетянка? И как она так бесшумно перемещается?

— Дельта-функция — это очень простая штука, — сказала Янанна, изящно приземляясь. — Ты легко поймешь суть.

— Я его правда совсем не люблю! — всхлипнула Варя.

— Нам нужен частный случай: дельта-функция двух переменных. Ты знаешь, что такое переменные?

— Он же Клюшка, клюшка мармеладная, вот кто он! — Варя вытерла ладонью глаза и кивнула. — Знаю. Икс и игрек, например.

— Правильно! — обрадовалась Янанна. — Две переменные, икс и игрек. И вот если эти переменные отличаются друг от друга, значение этой функции равно нулю.

— Плевать мне, чему оно равно! — буркнула Варя. — Я не икс, а Клюшка — не игрек. И я этого рохлю ненавижу! Он здесь вообще ни при чем!

— Разумеется, ни при чем, — согласилась Янанна. — Я его и не имела в виду. В данном случае я нас с тобой имела в виду. Итак, если эти переменные отличаются друг от друга, значение дельта-функции равно нулю. А если они совпадают или находят способ и возможность совпасть, она становится равна единице.

— И что? — поджала губы Варя.

— На единицу можно умножать, — улыбнулась обеими ртами Янанна. — И ничего не исчезнет. И все будет иметь смысл.

Варя в последний раз всхлипнула и взяла из пакета, который протягивала ей Янанна, распаренную на солнце сочную вишенку.

— Все равно нить не расклинило пока, — сказала она. — Во, смотрите!

Черный тонкий браслет — шнурок, который сейчас был виден и материален, делал три целых и четырнадцать сотых оборота вокруг запястья Вариной руки и уходил одним концом в ладонь, вторым — в бесконечность.

Янанна кивнула:

— Да, кстати, дельта-функция одной вещественной переменной — а Мебби Клейн всегда является одной переменной — становится равна бесконечности в том случае, когда эта переменная становится равна нулю.

Варя ничего не поняла, поэтому молча взяла из пакета еще одну вишенку.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уровень Дельта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я