Маленькое Небесное Приключение

Артём Яковлев, 2023

Год 2075-й. На орбиту отправляется грузовой корабль с двумя пассажирами, курсантами космической академии. В полёте происходит авария и парень с девушкой остаются без связи с внешним миром на обречённом корабле. Земля им помочь не может и долгое время считает беспилотный корабль безжизненным телом, не вернувшимся после аварии из-за ошибки программы.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маленькое Небесное Приключение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Москва. НКЦ. Информационная структура Роскосмоса:

Авария! Всё произошло, когда в НКЦ прошла вечерняя пересмена дежурного персонала, а носитель под их контролем, выводивший крылатый челночный грузовик к перевалочной орбитальной станции LavCorner-blits-4 ни с того, ни с сего замолчал. Не было перед этим никаких подозрительных изменений, зато плавучая служба контроля неба по трассе вывода прислала сообщение, что на большой высоте растекается белое облако, совпадавшее на тот момент с положением грузовика над Тихоокеанским транзитным районом. А телеметрия с выводимого челнока засвидетельствовала встряску и невесомость. Что-то произошло с носителем. И был выпущен в свет давно забытый стандартный пресс-релиз с новыми подробностями:

«В 20.18 Москвы. 26.05 2075 г. на 23-ей минуте вывода на орбиту челнока «Аватар-13-65» на высоте 119 км. произошёл отказ носителя. Причина отказа не установлена. До разделения и отхода грузового челнока «Аватар-13-65» на высшей точке подъёма оставалось 77 секунд. Челнок, недополучивший значительную долю стартового импульса должен был вернуться в точку, где ожидала платформа мобильного плавучего космодрома в стандартном районе посадок носителей и область захоронения отработавших одноразовых бустеров. Но возвращения в плотную атмосферу не произошло, беспилотным челноком был совершён непредусмотренный маневр, запуск ходового двигателя, который проработал до полного израсходования топлива 227 секунд. Продолжая подниматься по инерции, корабль достиг высоты 124 км. и набрал первую космическую скорость, около 8-ми километров в секунду.

В момент отключения двигателя телеметрическая информация с челнока поступать перестала.

Всем службам спасения по трассе передан оранжевый уровень опасности. Создана комиссия, которой предстоит рассмотреть причины и возможные последствия аварии».

Это было официальное заявление. Когда ЦУП оценил происходящее, специалисты вынуждены были признать, что объект, не достигнув низкой опорной орбиты, задержится в промежуточном состоянии в верхних слоях атмосферы ещё некоторое время, сделав несколько витков вокруг планеты.

Поскольку рейс был беспилотный, в программе запуска в случае аварии носителя был предусмотрен только возврат и посадка на космодром в Тихом океане. Произошедшее с челноком было оценено как опасная ситуация. Маневр челнока совершился без согласования с Землёй.

Такого не было больше 25-ти лет, когда такой же беспилотный «Аватар-19», один из первых универсальных космических грузовиков, после отделения носителя запустил двигатель. Он, израсходовав топливо, достиг высоты 700 километров, и после, войдя в плотную атмосферу вертикально, со скоростью выше первой космической, сгорел. Его подвело программное обеспечение.

Оценить происходящее с «Аватар-13-65», связь не помогла. Телеметрия грузовика, после отработки двигателем импульса разгона, тоже отказала. Неопределённое состояние и непредсказуемый полёт беспилотного челнока, не достигшего промежуточной орбиты и не вернувшегося на Землю, внушали тревогу. Единственное, что поддерживало уверенность в нормальном исходе, топливные баки пусты и сойти с трассы аппарат не сможет: трасса пролегает в контролируемом службами ближнем космическом пространстве, глобальные маневры челнока землянам не грозят.

Игорь:

Ярко-жёлтый тяжёлый лунный скафандр, здесь и сейчас упираясь бронестеклом шлема в угол ячейки зарядки, казался ещё более громоздким и страшным, чем был на самом деле. Человек в нём приобретал вид ломового робота-монстра. Как в этих условиях его стерпит эта девчонка?..

Запас системы жизнеобеспечения — десять часов автономного использования, ещё не израсходован и на четверть, Игорь просто закрепил на месте зарядки, чтобы не плавал по кораблю.

На плече правого рукава скафандра синяя тканная полоска с вышитыми серебром его академической синекурой и именем без буквы отчества перед фамилией: «Курсант АКФ Игорь Емельянов». А ниже небольшой, размером с музейный советский пятак, тёмно-синий сенсор сканера отпечатка, закреплённый у заглавной буквы имени. Прижал палец к площадке, створка заднего люка, зашипев, приоткрылась.

Вот он, его собственный, настроенный на его неповторимость и свойственные ему динамические особенности моторики, защитный спецкостюм, изготовленный по заказу старыми мастерами. Планировал Игорь доставить его на Луну и поработать на урановом проекте в кратере Архимеда, чтобы было о чём в старости вспоминать и чем по возвращении хвалиться друзьям-курсантам, гордится перед девушками. Только теперь уже это не катит, до Луны он не долетел. Этот скафандр до самого конца будет употребим только здесь, на грузовике.

Несмотря на сказочную стоимость, даже однократное использование в чрезвычайных обстоятельствах ставит крест на дальнейшей эксплуатации средства мобильного существования. Лучшее, что будет с ним теперь — какой-нибудь музей. И сейчас у скафандра последняя возможность проявить себя и потрудиться. А потом с друзьями Игорь будет хохотать над своей нерациональной наивностью: подвёл и себя и мастеров, желавших рекламы и новых заказов. Которые могли быть, если бы он поработал в скафандре на Луне…

Старые мастера, давно безработные просили обеспечить им приток курсантов и Игорь щедро обещал. Поэтому и стал участвовать в конкурсе, в котором победил… А с полётом туда не успело всё как следует сложиться, как прервалось безо всякого звонка от всевышнего.

Они оторвались от ВПП Восточного космодрома и поднимались всё выше. Скорость грузового судна росла, но не успела достичь рабочего максимума, высота только-только перевалила за сотню, они впервые летели в космосе, когда что-то в их корабль влетело…

«Авария носителя» — вспыхнула красным надпись на мониторе кабины.

Был отчётливый звенящий удар, тяга сдохла, значит носитель скис. Что делать, тут же включился в голове автомат, потребовавший реализации.

Причин не подчиняться теперь программе полёта было множество. И первое, что толкнуло — чувство собственного достоинства. Какой же он пилот, если не сумеет довести эту тяжёлую клячу до орбитальной станции! Станция их догоняла, но большой разрыв позволял подойти к ней даже с меньшей тягой. И Игорь взялся за дело!

Добрался до свободного пульта первого пилота, переключил на ручное, активировал расстыковку с аварийным носителем, выправил положение в согласии с навигационными метками и запустил, оказавшийся в рабочем состоянии, движок. Пошло продолжение вывода. И лишь в конце ему пришло запоздалое понимание бесполезности. Топлива на тяжело загруженном челноке не хватит для сближения с принимающей на опорной орбите транзитной станцией. Они останутся на слишком низкой орбите с большим сопротивлением атмосферы, которое, конечно, не позволит оставаться летящими долго. Корабль был обречён вернуться на Землю.

Да, конечно они пока летят. Набрать скорость, чтобы не шлёпнуться обратно в плотную атмосферу над океаном, удалось. Но работы по пилотированию растратили почти весь заряд аварийного аккумулятора. А штатная энергетика отказала от слова совсем.

Поэтому повторного запуска двигателей не будет. Он невозможен, движки своё отработали честно, баки сухие и энергии на борту не осталось. Единственное, что ещё доступно — маневровое топливо. Им можно пользоваться для сближения, отхода и всяческих коррекций. Надежды, что это как-то поможет загруженному челноку вскарабкаться до опорной орбиты, нет. Но это маневровое топливо ещё будет полезным при входе в атмосферу, когда необходима ориентация челнока в воздушном потоке.

Для возвращения на поверхность необходим целый, исправный и способный летать во всём диапазоне скоростей, аппарат. Для этого придётся осмотреть челнок. Датчики, работающие в разных частях корабля, сказать ничего не смогут о поверхности, которой предстояло входить в гиперпоток. Челнок войдёт в поток в любом случае, но выйдет ли из него там внизу, неизвестно. Кроме обшивки следовало определить что с энергетикой. Грузовик общей энергетики лишён, лишь некоторые системы, обладающие собственным аварийным питанием, продолжали работать.

Длился первый выход больше часа. Осмотр корпуса: крыльев и термозащитной керамики от носа и до хвоста.

Поверхность челнока поручнями обеспечена едва-едва, лишь для возможности кое-каких работ вблизи корабля на орбите. И для осмотра остальной, необорудованной поручнями поверхности Игорю пришлось использовать слабые и ненадёжные магнитные липучки, которые в основном предназначались для удержания инструмента на ладонях перчаток. Для работы и перемещений при невесомости внутри обеспечены подошвы и колени скафандров. Но там, внутри, это только для удобства, снаружи никакими удобствами не описать, если неловкое движение оторвёт от магнитной поверхности и опять придётся возвращаться в кислородный шлюз на фале.

Поэтому на внешней поверхности в любой момент времени Игорь старался обеспечивать контакт как минимум трёх точек. Отрывать их от магнитной поверхности челнока даже поодиночке трудно, и он, словно засыпающий таракан медленно пробирался по корпусу, щёлкая по металлу магнитами, пока не нашёл что искал — место ранения челнока от попадания какого-то метеорного тела. Входного отверстия от удара сразу не увидел, но скорость встречи была большой и, прошив внешние плитки термоизоляции с сотами обшивки, неизвестное тело попало в такое место, что рвануло и взрывом выворотило лист обшивки, который вздыбился, открыв наружу нутро корабля.

Этот лист с керамикой теперь надо было прижать обратно ещё до входа в атмосферу, чтобы укрыть от гиперпламени внутренности корабля. Пламя, прорвавшись под оболочку, начнёт гулять по всем внутренностям, не пощадит и обитаемые отсеки, сожжёт всё.

Загнуть, цепляясь руками и ногами за слабо магнитную обшивку не удалось. Нужны были другие методы. А у напарницы в скафандре кончался кислород, пришлось воленс-ноленс вернуться обратно в обитаемые отсеки, временно оставив проблему недорешённой и готовиться к продолжению битвы.

Пока Юля заряжала скафандр, Игорь взялся восстановить автоматику открытия шлюза. Небольшое оставшееся время уходило безвозвратно, а длительные кручения руками задерживали, мешая работе. И для тонкой работы Игорю пришлось снять скафандр, шлюзовая электроника требовала живых рук, перчатки с гидроусилителями пальцев для этого не годились.

Пятнадцать минут, и он всё восстановил. Пригодились практические занятия на первом курсе. При аварии в автоматике шлюза сработал предохранитель по питанию от бортовой сети. По-видимому прошёл всплеск напряжения. Так как бортовая сеть теперь не работала, перевёл автоматику для работы от собственного аварийного источника. На десяток открытий-закрытий его хватит. Сделал и снова к скафандру. Пора возвращаться наружу.

Невесомость очень неудобная штучка, но скафандр, закреплённый как сейчас на заправочном месте, позволяет войти внутрь за пару минут. Игорь взялся руками за верх рамы люка, перенёс ноги через низ и, заправив их в брючины скафандра, притопнул подошвами в нижнюю опору, а головой пронырнул в шлем. Руки попали в свои перчатки, никаких неудобств, правой дотянулся до рычажка у правого основания заднего люка и активировал закрытие.

Люк за спиной наглухо затянулся, пошёл запуск жизнеобеспечения, поднялось давление в промежуточных пазухах, ноги и руки у мест сгибания плотно охвачены манжетами, пояс и спина подтянулись и встали как предусмотрено мастерами, защитные шишки в шлеме подтолкнули голову в правильное положение ближе к стеклу. Дыхательная шторка с микрофоном нежно охватила переносицу. Теперь всё в костюмчике стало удобным. На холодное стекло он не дышит, отвод отработанного влажного воздуха обеспечен и ещё пахнет ландышами всё ещё свежей дыхательной смеси.

Отцепился от зарядки, зашторил контактную площадку с держателями на груди, проверил автоматику, подвижность суставов и зарядку. То есть, он сделал всё положенное перед выходом в пространство. Зарядка кислородом хоть и неполная, но на оставшееся у них время даже избыточна.

Запушена гидравлика экзоскелета и, цепляясь за поручни прохода, Игорь поплыл в сторону выходного шлюза.

Юлька уже зарядилась и ждала в своём нежно-голубом «гостевом» скафандре с тремя волнами полосок красных катафотов у локтей и жёлтых отражающих на каблуках.

— Ну что, вижу готов! — без улыбки встретила Игоря.

— Ато ты сомневалась! — также без улыбки пошутил он.

Ответил таким же тоном, чтобы не создавать ложное ощущение подчинённости. Это у них такая игра. Всё в шутку, конечно!

— Я только в себе не сомневаюсь! — с гордым видом заявила Юлька и махнула рукой в сторону ручного механизма открытия шлюза. Мол, давай, крути снова вертушку, отворяй ворота.

Тот провокационно отпасовал Юльке этот её молчаливый призыв:

— А сама никак?

И пока та искала слова для оценки моего наглого заявления, произнёс для бортового модератора. — Два-тридцать семь, немедленно, открыть внутренний люк шлюза.

Два-тридцать семь — это имя здешнего модератора. И любое обращение к нему должно начинаться именно так. Модератор, восприняв смысл, мгновенно оценил ситуацию и атмосферный шлюз зашипел и открылся полностью.

— Оу! — Юля по-своему оценила произошедшее изменение, и подколола: — Всё у нас заработало само?

— Ага, дождёшься, само…

Внутри шлюза всё по-прежнему. Пульт на стенке светится разноцветно, показывая состояние разных мест: на корабле, в шлюзовом отсеке и даже за бортом. Температуру, влажность, состав и давление воздушной смеси. Вне обшивки челнока продолжался процесс снижения вакуума, связанный с сокращением высоты.

Корабль однозначно падал и им этого хотелось меньше всего. Но всё же было обстоятельство, из-за которого без этого падения обойтись уже невозможно. Хочешь-не хочешь, предстояло вернуться на Землю!

Они прошли и Игорь произнёс:

— Два-тридцать семь, задраить… — этот морской термин железный интеллект модератора понимал верно — …задраить люк шлюза внутренний. По окончании обеспечить разгерметизацию шлюза и открыть наружный люк.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маленькое Небесное Приключение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я