1. Книги
  2. Научно-популярная литература
  3. Аркадий Арк

Критика вузовской философии. На примере учебника Е. Бранской и М. Панфиловой

Аркадий Арк (2022)
Обложка книги

Перед читателями шестая книга философа Аркадия Арка из серии «Критика вузовской философии». Эта книга посвящена разбору популярного учебника по философии кандидатов философских наук, доцентов, преподавателей Санкт-Петербургского государственного экономического университета Е. Бранской и М. Панфиловой. По мнению А. Арка, в данном учебнике в совершенно скверной форме преподносится не только сама философия, но и её место в научной системе преподавания.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Критика вузовской философии. На примере учебника Е. Бранской и М. Панфиловой» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предмет философии

И ещё одно замечание по оглавлению. Точно так же, как словосочетание «проблемы философии» имеет несколько значений (поэтому нужно всегда уточнять, о чём идёт речь), так же и словосочетание «предмет философии» имеет как минимум два значения. Предмет философии как учебной дисциплины, где рассматривается структура научной философии по направлениям. И предмет философии, как явления, как феномена, без которого, собственно, невозможно понимать самой философии. То есть, предмет постоянного внимания философии, предмет её изучения. Что в данном учебнике понимать под пунктом «Предмет философии»? Думается, по традиции современного преподавания философии, имеется ввиду всё подряд.

Обратим внимание и на следующий пункт: «Контрольные вопросы и задания». На фоне того, как сами авторы учебника отвечают на поставленные ими же вопросы, этот пункт о контрольных вопросах выглядит несколько комично.

Тем не менее, авторы в «Предисловии» заявляют: «В результате изучения дисциплины «Философия» студент должен знать…». То есть, в результате изучения их учебника студент должен знать то, что они обозначили ниже:

— предмет, цели и задачи философии;

— особенности и отличительные признаки философского знания;

— понятийный и категориальный аппарат философского мышления;

— содержание основных философских учений и закономерности историко-философского процесса;

— связь философии с духовной культурой, социальной практикой, повседневностью;

Кроме этого, студент должен уметь:

— анализировать и интерпретировать философские тексты;

— использовать полученные знания для решения экзистенциальных и профессиональных проблем;

— давать самостоятельную оценку социальных событий и культурных явлений;

Кроме этого, студент должен владеть:

— навыками философского анализа и дискуссии;

— навыками поиска информации, необходимой для изучения философских проблем;

— навыками работы с учебной и научной литературой по философии;

— навыками разрешения проблем мировоззренческого характера».

То есть, авторы полагают, что на основе такого учебника студент овладеет всеми этими знаниями. И совершенно напрасно. Я вам здесь покажу, что этого произойти никак не может. Это просто исключено.

Но удивляет другое. Авторы пишут: «студент должен знать: предмет, цели и задачи философии…», далее по списку. Но ниже под всем этим списком авторы учебника делают довольно характерную оговорку:

«Авторы старались избегать однозначных оценок философских идей и теорий, предоставляя студентам возможность сделать это самостоятельно».

Стоп! Как это вообще понимать? То есть, заявляется, что «студент должен знать: предмет, цели и задачи философии…» и прочее, но сами авторы учебника не рассказывают студентам даже то, что такое «предмет, цели и задачи философии», и избегают в учебнике «однозначных оценок философских идей и теорий, предоставляя студентам возможность сделать это самостоятельно».

Серьёзно? Вот так теперь учат философии? То есть, разбирайтесь сами, как хотите?

Знаете, как это показано в учебнике? И, видимо, так же будет преподаваться. Вот что в первой главе учебника авторы пишут о философии:

«…она никогда полностью не теряла из виду задачи, поставленные еще античными мыслителями. С древности предметом философских размышлений являются самые общие и глубокие идеи и принципы…»

Стоп! О чём тут речь? О задаче философии, или о её предмете? Что должен понять студент? Или он сам должен решить, о чём речь? Или авторы сами не понимают разницы между понятиями «задача» и «предмет» философии? При этом они заявляют, что студент не только должен это знать после их курса, но и должен сам определить где и что, да ещё дать свою оценку?

Давайте посмотрим, как в учебнике определяется предмет философии:

«Каждое поколение, каждый выдающийся мыслитель вносит свой вклад в понимание предмета философии. Определение предмета — самостоятельная философская проблема.

Платон считал предметом философии «познание сущего, вечного и непреходящего», Аристотель — «исследование причин и принципов всех вещей», Г. В. Ф. Гегель — «мыслящее рассмотрение предметов», Н. А. Бердяев — «раскрытие разумом вселенской истины», М. Шлик — «деятельность, посредством которой утверждается или объясняется смысл высказываний»».

И что из этого должен выбрать студент? Каким образом он должен узнать, что такое «предмет философии», если сами преподаватели не дают однозначного ответа, а преподносят мнения (!!!) разных, но в основном религиозных философов-теософов?

Далее в учебнике значится:

«В процессе исторического развития менялся круг вопросов, занимавших мыслящих людей. Это могли быть вопросы происхождения мира, социального устройства, свободы личности и т.п., в результате чего видоизменялись предмет философии и его понимание. Таким образом, предмет философского знания не локализован в пределах той или иной области, как в точных науках. «Размытость» его границ и невозможность его окончательного определения составляет специфическую особенность философии».

Если кто-то из читателей сразу не понял, что тут внушают студентам авторы, то я объясню. Авторы утверждают, что «предмет философского знания не локализован в пределах той или иной области, как в точных науках. Размытость его границ и невозможность его окончательного определения составляет специфическую особенность философии».

При этом авторы утверждают, что после их курса «студент должен знать: предмет, цели и задачи философии…»! Как вам это нравится? То есть, они не знают, а студент должен знать? Они говорят о «невозможности его окончательного определения», а студент должен определить? И это всё рецензировали профессора философии?! То есть, студент должен, как попугай, повторить, что предмет философии — это хрен знает что? Так что ли?

Похоже, что так, ведь авторы сами показывают своё полное непонимание «предмета философии», даже полное незнания такого понятия как «предмет деятельности», если пишут о том, что «В процессе исторического развития менялся круг вопросов, занимавших мыслящих людей… в результате чего видоизменялись предмет философии и его понимание».

Авторы не знают и поэтому не понимают, что «предмет деятельности» не меняется! Он не может меняться! Понимание или непонимание «предмета деятельности» людьми, да, может меняться в зависимости от уровня изучения и осмысления этой деятельности. Но сам предмет неизменен. Никогда! В познавательной деятельности — в том числе. Авторы не знают, что именно по «предмету деятельности» и разделяются между собой все виды деятельности людей, в том числе и научной деятельности.

К примеру, предметом физики является изучение физических свойств веществ, физических явлений; предмет химии — изучение состава, строения, свойства, получения и превращения веществ; предмет математики — исследование количественных отношений и пространственных форм. Сколько бы не менялись теории, идеи, гипотезы, тематика и направление, или отношение к самой науке, но предметы наук остаются неизменными. Они не меняются! Это невозможно!!! Иначе это будут другие науки с другим названием. Именно по своему предмету и определяется наука, или познавательная деятельность, или деятельность вообще. Столяр не кладёт печи, а печник не занимается ковкой подков, потому что у этих профессий разный «предмет» деятельности.

Так и в философии. Предмет философии вполне определён, и он не меняется никогда. Ни-ког-да!!! Иначе это будет уже не философия. Авторы (как и многие современные философы и флиософиоведы) просто не знают, что такое предмет философии. Они не понимают, что именно предмет науки определяет саму науку и её суть, то есть, то, чем она вообще занимается. Философия тут не исключение. Поэтому «видоизменяться» может только понимание предмета философии из-за разного уровня осмысления философии, а сам предмет философии видоизменяться не может никак. Если философиовед не знает этого, значит он просто не знает философии! Не понимает её. И это однозначный и окончательный вердикт!

Каждый философиовед обязан твёрдо знать предмет философии, её суть, её смысл, задачу и цель. И должен понимать, что всё это разные понятия. Я пишу об этом почти во всех своих книгах. Кому интересно, ознакомится.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Критика вузовской философии. На примере учебника Е. Бранской и М. Панфиловой» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я