Выборные технологии

Антон Николаевич Геля, 2009

В книге приведён специфический циничный взгляд на проведение информационных и политических кампаний на основе опыта использования деструктивных технологий манипуляции массовым сознанием.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Выборные технологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вступление.

Перенося данные из одного компьютера в другой, начал проводить ревизию папок, и в одной из них под названием «Выборные дела», начатой аж в 1999 году, нашлись разрозненные тексты, которых не касался с 2009 года. Часть материалов — явные черновики, а некоторые — начатые в 2001-2002 году вполне себе статьи, которые по ряду причин, в основном в силу их откровенности, остались не дописанными до сих пор. Немалые фрагменты из них в выхолощенном виде использовались в других работах. Некоторое время назад они ещё были размещены в бесплатном доступе на разных интернет-площадках, но в последние годы исчезли…

Прочитывая тексты, которые мы начинали готовить с группой товарищей, я окунулся в сладкую ностальгию избирательных кампаний, и после небольшой редактуры решил свормировать этот сборник статей.

В последние годы занятие политикой и участие в избирательном процессе стало уделом чиновников. Значительное «сворачивание поле общественного участия» вытеснило большинство тех, кто не вписывается в конъюнктуру новой этики и моды. Яркий политический консалтинг, интересные кампании ушли в прошлое. Это были интересные опыты применения совершенно новых знаний и навыков на поле, где до этого и после (в настоящее время) для избирателей установлено незыблимое правило: «демократия — демократией, а в нашем колхозе порядок».

Тогда, в конце 90-х и начале 2000-х, взрывом фейерверка по стране разлетелись «специалисты по избирательным технологиям», «пи-ар-эксперты», и прочие «подкустовные выползни», которые, как гласит фильм «День радио», «выползают из-под куста сразу взрослыми». Огромное количество этих «специалистов» сегодня выглядели бы наивными полуграмотными халтурщиками, работающими по наитию.

В свои первые выборы я включился в возрасте 16-ти лет, вооружённый «знаниями» о выборных технологиях из художественных книг, авторы которых рассказывали о событиях 60-70-80-х годов в США, а ярче всего Верт Уильямс. Даже с теми «знаниями», со специфическим опытом, к 1997-ому году мне удалось пробиться в руководство кампаний. Это было ярко, интересно, захватывающе. Тогда выборы разного уровня проходили едва ли не по три раза в год. И только после того, как из шести параллельных кампаний городского уровня, которые велись совершенно одинаково, три кампании были блестяще выиграны, а три сокрушительно проиграны, я впервые взялся за специальную литературу, потому что не мог объяснить клиентам, что же произошло.

Первое, что с учётом опыта я увидел в специальных книгах дорогих авторов — это полная бесполезность всевозможных «руководств по выборам» определяется основной причиной — поразительным нежеланием авторов этих руководств хоть на миллиметр приоткрыть завесу тайны над «мастерской художников». Консультанты усвоили себе отвратительную манеру секретничать и лицемерить, даже общаясь друг с другом. И книги, и статьи, и разговоры превращаются в «беседы ни о чем». Там обсуждаются псевдопроблемы (вроде морального аспекта компромата) или звучат призывы к политикам побольше обращаться за помощью к консультантам. По моему глубокому убеждению, неморальными как раз являются лицемерные разговоры о морали, а «секретничанье» — вообще является признаком того, что сам человек без своих «секретов» и технологий ничего не значит, тем более, что все эти «секреты» в среде настоящих профессионалов являются «секретами Полишинеля».

Но сколько ни вызывай консультантов на откровенный разговор, всякий видит в другом конкурента и не намерен делиться ни каплей опыта или знаний. Тем более тиражировать их на всю страну. Пособия и руководства по выборам, написанные с позиций «как бы не проговориться» на самом деле оказывают медвежью услугу самим же консультантам. Взяв в руки такое «пособие» незадачливый политик часто и впрямь рискует делать выборы самостоятельно, «опираясь на науку». После достижения плачевного результата этот политик начинает на чем свет стоит клясть и все пособия, и всю науку, и всех политических консультантов. А ведь авторы этих брошюр ставят прямо противоположную задачу — разбудить интерес к политическому консалтингу у политиков!

Но если один недостаток всех публикаций (а именно, их неспособность сделать профессионала из новичка) устранить невозможно, то первый недостаток — скучность (т.е. невозможность передать атмосферу работы консультанта) публикации о политическом консалтинге просто обязаны преодолевать. Именно для того, чтобы выполнять главную функцию — вызывать интерес у потенциальных клиентов, предупреждать их об опасностях «самостоятельности», информировать о том, что на самом деле может и чего не может политический консалтинг — публикуется этот сборник статей, подготовленных на основе личного опыта.

Несмотря на то, что здесь собран опыт в период с 1995-го по 2013 годы, многое может показаться устаревшим, описанное до сих пор крайне актуально. Это и личный опыт четырёх десятков кампаний, а так же опыт коллег и конкурентов. Надеюсь, будет как минимум интересно это прочесть. А как максимум — узнается что-то новое.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА

В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

В ходе состязания по бегу в мешках всегда побеждает не тот, кто лучше бегает, а тот, кто лучше бегает в мешке. Для бега в мешке есть свои приёмы, уловки, методика, технология, которая не всегда эстетична, но способна обеспечить победу. Избирательная кампания — это тотальная война, в которой задействованы самые различные ресурсы. Законодательства некоторых стран для обеспечения так называемого равенства кандидатов, бывает даже предусматривают полное государственное финансирование всех кандидатов, чтоб никто не мог ничем злоупотребить со стороны. Все равно, однако, это не означает, что любой бомж с улицы там может избираться куда угодно. Существует масса неформальных способов сделать так чтобы человек, не принадлежащий к элите и не являющийся кандидатом в нее не смог попасть во власть.

Короче, никакого равенства возможностей в избирательном праве нет, не было и не будет (за исключением особых исторических моментов). В конце концов некто не для того всю жизнь создавал себе репутацию, обзаводился связями, стремился и достигал власти, зарабатывал деньги и проч., чтобы потом все это не применять на выборах только для того, чтобы соблюдать «равенство» с соперником у которого нет ни имени, ни денег, не связей, ни власти. Ведь если так рассуждать, то можно отказаться и от других отличий и преимуществ личного характера. Наоборот, выборы и существуют для того, чтобы задействовать и продемонстрировать всю силу своих преимуществ не только избирателям, но и соперникам осмелившимся пойти в пику, не признать вашей власти, авторитета, способностей и проч. на выборах человек доказывает (или тестирует на прочность) свое положение, свою власть, свои убеждения, свои ресурсы. Доказывает себе, людям и сопернику, что именно он «самый крутой».

Другое дело, что зачастую все имеющиеся ресурсы используются либо не полностью, либо во вред себе и вот как раз, чтобы этого не допустить пишется нижеследующий текст. Неправильное использование административного ресурса. Неправильное использование административного ресурса, как правило, бывает четырех видов. Первый — приказ голосовать протранслированный через всех, на кого кандидат имеет влияние и который должен быть передан далее вниз по пирамиде. То есть, это просто замена агитации приказом. Например, губернатор требует от замов и от олигархов, чтобы те скомандовали по отраслям бюджетников (врачи, учителя и проч.), а бизнесмены — по предприятиям, чтобы все голосовали «только за губернатора». Иногда этот приказ подкрепляется обещаниями или какими-то другими выгодами. Иногда угрозами. Как правило, все замы и все олигархи берут под козырек, говорят, что все сделают. А дальше начинается игра в глухой телефон. Чем дальше вниз пирамиды, тем все больше и больше затухает. Олигархи говорят своим директорам, те — начальникам цехов, те — бригадирам. На уровне бригадиров все глохнет. Когда подобный приказ идет по второму разу, то даже начальники цехов его не доносят («я уже один раз людям сказал, чего я как клоун буду их по пять раз собирать ради одного и того же», — думают они).

Может возникнуть иллюзия, что если пирамида невелика, то есть выборы не губернаторские, и кандидат может сам объехать и проверить, и даже напрямую отдать приказ всем, это будет эффективнее. Нет, не будет. Но в силу уже других причин. А именно: никто не голосует по приказу. Точнее, количество голосующих по приказу равно или чаще меньше чем число тех, кто специально голосует против приказа. А тех, кто думает «сам решу», вообще подавляющее большинство. Еще один момент. Практически невозможно эффективно проконтролировать результата такого рода «агитации». Точнее, эффективность становится ясна только в ночь подсчета голосов, когда сделать уже ничего нельзя. За 10 лет предвыборной практики мы сотни раз были свидетелями того, как в ночь выборов кандидат, глядя на результаты голосования на тех или иных территориях, восклицал: «Ну, как же так! Ай да Иваныч, ну, подвел!!! А ведь обещал!». А Иваным, может, старался «как лучше» (в лучшем случае, да не получилось). И потом у «Иваныча» есть оправдание. На этих «его» участках кто-то проголосовал за данного кандидата (пусть не большинство) и он нагло приписывает всех этих людей себе, как будто они пришли благодаря его приказам, а больше в той территории не было никакой агитации. Только там, где участки закрыты (воинские части, СИЗО, больницы и проч.) есть ощутимый стимул для разного рода начальников сработать на совесть и контролировать своих людей. Если в части 300 служащих и агитация запрещена, то, конечно, все зависит от того, как начальник «провел работу». Но и тут зачастую приказ высокого начальника бывает «отменен» действиями мелких (сержантов и старшин), с которыми договорился соперник. Иногда даже для этого начальника итоги голосования выглядят сюрпризом. И он просто не находит оправдания перед кандидатом, которому что-то обещал. Такие случаи бывали и неоднократно.

Второй вид неправильного применения административного ресурса это принуждение к потреблению определенной агитпродукции. Самый частый пример — принудительная подписка на определенную газету и принудительные сборы на агитационные мероприятия и встречи в пользу своего кандидата. Это лучше, чем просто приказ, но привкус принуждения портит любое дело.

Третий вид — сродни этому. Использование «дешевой рабочей силы» административного ресурса. Учителей — в качестве агитаторов, рабочих в качестве разносчиков и прочее. Когда им приходится в зной и пургу за свою зарплату делать то, что агитаторы соперника делают за втрое, а то и впятеро большие деньги, они все становятся агитаторами «против».

Четвертый вид «неправильного» использования, это всевозможное административное давление на соперников, его доверенных лиц, штаб, спонсоров и прочих с помощью силовых и налоговых ведомств и прочее без информационного сопровождения. В этих случаях соперники делают из Ваших «наездов» информационные поводы и показывают, что «честными методами» их победить не могут, а тот, кто работает беспредельно до выборов, и после выборов будет вести себя так же или хуже.

Напоследок архетипичный пример, который, наверное, тысячи раз повторялся на выборах всех уровней во всех территориях. Мэр города X сидит в своем кресле крепко. Все, что можно, под ним. На выборы он даже не обращает внимания. Не собирает деньги, не нанимает консультантов. Он «как положено», публикует свою программу, списанную с отчета отдела гор. Администрации. В сопровождении свиты объезжает городские предприятия, куда сгоняют народ «на встречи». Перед выборами дают разнарядку по предприятиям и участкам «сколько должно проголосовать», по ходу натравливают силовиков на оппозиционера-предпринимателя, который засыпает почтовые ящики газетами и листовками, где пишет о произволе мэра и обещает «золотые горы». Мэр только смеется: «Программа — чушь, полный популизм, листовками уже все засыпал, люди же видят, сколько это стоит! Да и вообще, неужели этого щенка можно хоть как-то со мной сравнить? Да я же его на одну ладошку положу, другой прихлопну! Вот выборы кончатся, попляшет он у меня».

Выборы кончаются, предприниматель выигрывает, а мэр долго находится в запое, потому что считает, что все его предали и не может даже через полгода понять, что же произошло. Спросите у проигравших мэров, которых в каждом регионе не по одному десятку, и они скажут, что все в точности так и было. И после этого все равно, с упорством, достойным лучшего применения, начальники разных уровней продолжают действовать вышеописанным образом. Продолжают подменять агитацию приказами и проч.

Между тем, надо запомнить главное. Предвыборная кампания — особый жанр, который имеет свои законы, и их ничем нельзя подменять. Административный ресурс не может заменить агитацию, он может ее облегчить (или затруднить для соперника), но он не может сам стать агитацией. Если Вы соревнуетесь с кем-то в вокальном искусстве, то наличие у вас музыкального инструмента может помочь спеть лучше, чем соперник. Но это не значит, что Вы можете не петь, а просто играть (тогда Вы будете аккомпаниатором для соперника), а тем более, пытаться этим инструментом драться.

Административный ресурс — тонкая вещь. Ниже я постараюсь, насколько это возможно полно, охватить его возможности, но там, где я не упомяну те или иные министерства или ведомства, службы или возможности хозяйствующих субъектов и их использование, то предлагаю рассуждать по аналогии с другими. Тем более, что методы использования ресурсов не блещут разнообразием.

Ресурсы местечкового значения. Имеются в виду населенные пункты типа сел.

1) Предоставление информации об активности оппонентов на территории населенного пункта.

2) Привлечение местной администрации (старост, глав и проч.) на агитационную работу.

3) Обеспечение оптимальных условий для встреч с коллективами предприятий, находящихся на территории населенного пункта.

4) Привлечение работников почты для разноски агит. Материалов и в качестве агитаторов на платной основе.

5) Привлечение учителей для работы в качестве агитаторов на платной основе.

6) Привлечение лидеров общественного мнения в качестве агитаторов на платной основе.

7) Консолидированное положительное голосование на закрытых участках (больницы, дома престарелых и проч.)

8) Предотвращение «грязной кампании» силами участковых (насколько возможно).

Ресурсы муниципального значения.

1) Предоставление информации об активности оппонентов на территории МО.

2) Привлечение местных ЛОМов для агитации в поддержку кандидата.

3) Обеспечение оптимальных условий для проведения встреч кандидата с коллективами муниципальных бюджетных организаций.

4) Предоставление всех возможных рекламных мест для щитов и растяжек, имеющихся на территории МО.

5) Предоставление удобного и оснащенного помещения под местный штаб.

6) Предоставление эксклюзивной возможности для размещения рекламной продукции в городском транспорте.

7) Обеспечение консолидированного положительного голосования на закрытых участках (больницы, СИЗО).

8) С помощью муниципальной милиции блокирование возможностей «грязной кампании» со стороны оппонентов.

9) Рекомендации для учителей и проч. работать в штабе дружественного кандидата на платной основе,

10) Освобождение всех, кого возможного, от основных обязанностей на время выборов.

11) Рекомендации для бизнеса по участию в фондрайзинге дружественного кандидата.

12) Рекомендации журналистам и редакторам СМИ работать с дружественным кандидатом на платной основе.

13) Работа силовых ведомств (налоговая инспекция, прокуратура и проч.) по дестабилизации штаба соперника с пропагандистским сопровождением.

14) Привлечение почты для распространения материалов дружественного кандидата на платной основе.

15) Привлечение лидеров и членов общественных организаций (инвалидов, ветеранов и проч.) на платной основе.

16) Привлечение органов соц. защиты в качестве агитаторов на платной основе.

17) Привлечение комитетов и служб типа СЭС, пожарных и проч. для дестабилизации работы конкурентов с пропагандистским сопровождением.

18) Обеспечение нужных решений в судах (если даже выборы попадают под их юрисдикцию).

19) Обеспечение лояльности избирательной комиссии (если она является ключевой для этих выборов).

20) Привлечение ОПГ в качестве распространителей агит. материалов на платной основе.

21) И прочее

Сколько раз в различных кампаниях мы встречались с ситуацией, когда кандидат говорил: «За Энск не беспокойтесь, там мэр — Иванов, мой человек, отличный мужик, он все сделает, он за меня», но при этом этот же кандидат не знал, что реально делается в этом Энске в его поддержку и не мог найти объяснения элементарным фактам: почему пришлось неделю искать штаб? Почему в городе чужие растяжки на лучших местах? Почему там разбрасывают компромат, а милиция отдыхает? И прочее. На самом деле, всем этим заверениям в лояльности грош цена. Так как мэр Иванов, осторожный жук, конечно, пообещал поддержку всем главным кандидатам. Но даже если он и честен перед вами, нет гарантий, что он будет использовать свой административный ресурс правильно, а не так как было описано в начале статьи. Вместо того, чтобы попросить разместить рекламу в городском транспорте (что эффективно), он даже об этом не подумает, а просто тупо прикажет, чтобы все транспортники «как один пришли на участки и проголосовали» (что бесполезно). Одним словом, если некий мэр Иванов пообещал Вам поддержку, то она должна выражаться не в разных банно-водочных обниманиях, а в конкретных вещах: сколько предпринимателей и сколько денег перечислили Вам в фонд? Сколько ЛОМов выступили в поддержку? Как быстро от него приходит информация о действиях соперников? И прочее. Сам список — выше. Все остальное — болтовня.

Ресурсы регионального значения.

1) Предоставление информации о всех мероприятиях (совещаниях, семинарах, акциях), проводимых в регионе в целом либо в отдельных кустах региональными управлениями культуры, образования, социальной защиты и прочее для того, чтобы дружественный кандидат мог принять в них участие.

2) Привлечение лидеров общественного мнение (заслуженных учителей, врачей и проч.) в качестве доверенных лиц, или для выступления в СМИ, а также для сопровождения кандидата в бюджетных организациях соответствующего профиля.

3) Обеспечение оптимальных условий для встреч кандидата с коллективами бюджетных организаций регионального подчинения.

4) Рекомендации для бизнеса по участию в избирательном фонде дружественного кандидата.

5) Рекомендации журналистам и редакторам СМИ работать с дружественным кандидатом на платной основе.

6) Работа силовых ведомств (налоговая инспекция, милиция, прокуратура, РУБОП, ФСБ) для дестабилизации штаба соперника с пропагандистским сопровождением.

7) Привлечение лидеров общественных организаций (ветеранов, инвалидов и проч.) в качестве доверенных лиц и для выступлений в СМИ.

8) Привлечение руководства органов социальной защиты, Пенсионного фонда, почты для обеспечения команды вниз, разрешения участвовать в кампании низовым подразделениям.

9) Аналогично с региональными управлениями пожарных, милиции и всевозможных инспекций.

10) Обеспечение лояльность избирательной комиссии и прохождения в ней нужных решений, контроль за низовыми комиссиями.

11) Обеспечение нужных решений по избирательным процессам в региональном суде.

12) Рекомендации и давление по вертикали власти вниз. Разрешение или требование (а для конкурентов — запрещение) сотрудничества глав МО и проч. с дружественным кандидатом со стороны окружения главы региона.

13) Работа в Автодором. Предоставление дружественному кандидату мест для размещения щитов вдоль автомобильных дорог.

14) Работа с железной дорогой. Предоставление возможности для эксклюзивной расклейки и разноски агитпродукции в пригородных поездах, а также на вокзалах и станциях. Обеспечение оптимальных условий для встреч с железнодорожниками в сопровождении железнодорожной элиты.

15) Работа с авиакомпаниями, пароходствами и прочее по обеспечению эксклюзивной возможности размещения агит. продукции.

16) Работа с военными для обеспечения консолидированного голосования на территориях воинских частей.

17) Работа с региональными управлениями юстиции для голосования по пентициарным учреждениям.

18) Работа с правительством региона по приоритетному финансированию тех объектов или территорий, которые могут сыграть важную роль в кампании дружественного кандидата

19) ПРОЧЕЕ

Конечно, многие ведомства являются ведомствами федерального подчинения, но, как известно, есть очень большая зависимость их от регионального начальства. А кроме того, есть личные связи и возможности кандидата в той или иной сфере

Ресурсы федерального значения

1). Предоставление информации о всех мероприятиях (совещаниях, семинарах, конгрессах, акциях), проводимых в стране в целом либо в отдельных регионах министерствами и ведомствами для того, чтобы дружественный кандидат мог принять в них участие

2) Привлечение лидеров общественного мнения для выступления в СМИ

3). Обеспечение оптимальных условий для встреч кандидата с коллективами бюджетных организаций федерального подчинения

4). Рекомендации для бизнеса по участию в избирательном фонде дружественного кандидата.

5) Рекомендации журналистам и редакторам СМИ работать с дружественным кандидатом на платной основе.

6) Работа силовых ведомств (налоговая инспекция, милиция, прокуратура, ГУБОП, ФСБ) для дестабилизации штаба соперника с пропагандистским сопровождением.

7) Привлечение лидеров общественных организаций и партий для выступлений в СМИ.

8) Привлечение руководства органов социальной защиты, Пенсионного фонда, почты для обеспечения команды вниз, разрешения участвовать в кампании низовым подразделениям.

9) Аналогично с региональными управлениями пожарных, милиции, МЧС и всевозможных инспекций

10) Обеспечение лояльность Центральной избирательной комиссии и прохождения в ней нужных решений, контроль за низовыми комиссиями в интересах дружественного кандидата.

11) Обеспечение нужных решений по избирательным процессам в Верховном суде.

12) Рекомендации и давление по вертикали власти вниз. Разрешение или требование (а для конкурентов — запрещение) сотрудничества региональным властям и вообще любым властям с дружественным кандидатом.

13) Работа с Мин. обороны для обеспечения консолидированного голосования на территориях воинских частей.

14) Работа Мин.юстом для голосования по пентициарным учреждениям.

15) Работа с правительством по приоритетному финансированию тех объектов или территорий, которые могут сыграть важную роль в кампании дружественного кандидата

16) Работа с Мин. Атомом и РАО ЕС по допуску и консолидированному голосованию на режимных и закрытых объектах и территориальных образованиях.

17) ПРОЧЕЕ

Вообще, так называемый федеральный ресурс — «самый мутный».

Во-первых, Москву всегда интересует только Москва. А Президент 70 процентов времени посвящает международным проблемам. И когда в какой-нибудь Астрахани или Абакане читаем глубокомысленную аналитику местных журналистов на тему «на кого ставит Президент?», всегда просто смешно. Президент вспоминает о Кургане и Туле раз в полгода. А пресловутая администрация так же занята своими интригами и разводками доверчивых провинциалов и ничего без указки делать не будет. Определится она когда будет уже поздно и всем все ясно.

Во-вторых, Москва, администрация, Правительство и проч. неоднородны. Там куча группировок и интересов. Если Вас поддерживает одна структура, значит не поддерживает другая.

В-третьих, декларативная поддержка там мало что значит. Допустим, даже самый лучший вариант, сам Президент в личной беседе сказал некоему кандидату, что он его поддерживает. И что? Можно потом звонить ему и кричать: «Ты же обещал! Срочно реши вопрос с Центризбиркомом, а то на меня там жалоба! Срочно скажи олигархам, чтоб дали мне денег!» и проч? Нет.. То, что вы где–то на прессухе скажите, что президент вас поддержал, ни для кого не повод начать на вас пахать. Нафиг что нужно. Пахать вообще никто не любит. Хочется президенту на них пожаловаться, а он уже улетел на встречу с Лукашенко или Асадом… Допустим даже, что Президент сказал, что поддержит вас не просто в личной беседе, а протранслировал команду ниже. Все равно никто почти пальцем не пошевелит, особенно, если это против его интересов и симпатий. Если вы победите, чинуши скажут президенту, что это они поспособствовали, если вы проиграете, они найдут тысячи способов доказать, что это вы сами виноваты и вообще зря президент на такого идиота поставил. И он поверит им, так как с ними он работает каждый день, а вас видит раз в год. Ну, коли так, в идеальном случае, то представьте, что в неидеальном, то есть когда президент пообещал поддержку нескольким или никому. Тут разброд и шатания и бездействие. При этом тысячи эмиссаров вьется в этих структурах, их встречают, важно надувают щеки, водят по кабинетам, вымогают взятки, но не решают НИКАКИХ вопросов. Через них можно запускать слухи, не более того. Можно получить какие-то куски федерального ресурса, весь целиком он работает только на президентских выборах.

Ресурс бизнес-структур (независимо от объема и местоположения)

1) Финансирование, финансирование и еще раз финансирование.

2) Предоставление информации о всех мероприятиях (совещаниях, семинарах, конгрессах, акциях), проводимых в стране в целом либо в отдельных регионах ФПГ или бизнес — структурой для того, чтобы дружественный кандидат мог принять в них участие

3) Привлечение лидеров общественного мнения, лидеров общественных организаций и партий подконтрольных бизнес-с структуре для выступления в СМИ

4). Обеспечение оптимальных условий для встреч кандидата с коллективами сотрудников предприятия (тий) принадлежащих бизнес — структуре

5) Рекомендации журналистам и редакторам подконтрольных СМИ работать с дружественным кандидатом на платной основе.

6) Работа дружественных бизнес-структуре и ее службе безопасности силовых ведомств (налоговая инспекция, милиция, прокуратура, суды, ГУБОП, ФСБ) для дестабилизации штаба соперника с пропагандистским сопровождением.

7) Социально — экономические действия по отношению к объекту или территории, которые могут оказать влияние на кампанию ( например, предоплаты по налогам для облегчения положения или задержки проплат, предоставление рабочих мест и мн. др.)

8) ПРОЧЕЕ

Главный административный ресурс — это собственная должность и личность кандидата (если он ее имеет) и связанная с ней позиция ньюс-мейкера. Работайте, проявляйте активность, создавайте не просто информационные поводы, а настоящие события. Достаточно глупо и натянуто выглядит если некий депутат или того хлеще бизнесмен вдруг начинает собирать пресс-конференции по поводу его личного плана увеличения инвестиционной привлекательности города или региона, например. Понятно, что это не его дело, что он не сможет ничего сделать, а раз делает, то для рекламы и проч. Совсем другое дело, когда губернатор или мэр затевает какую-нибудь инвестиционную выставку или ярмарку. Да это и есть его обязанность. Просто работать на своем месте, использовать его по назначению, работать хорошо, энергично, с пользой для людей и не надо будет как-то несвойственным административному ресурсу образом как-то еще работать для выборов. Пусть он делает, то что должен делать по должности и обязанности и это даст искомую победу. Наш опыт свидетельствует, хороших действующих глав легко выбрать заново, а плохих трудно. Как ни банально, но это так. И с деньгами легче и с копилкой добрых дел, и с идеологией, и соотношением СМИ, и с ненужностью что-то прятать, отыгрывать, тушить пожар и проч. То же самое с депутатством. Просто хорошо работайте, выполняйте свой долг.

О ПРЕСЛОВУТЫХ «ГРЯЗНЫХ» МЕТОДАХ И НЕ ТОЛЬКО… ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Тысячи раз пытались уже хоть как-то определить понятие «грязных» или «черных» технологий, но так ни одно из этих определений и не стало общеупотребительным. Слово «черные» мне лично не нравится, потому что на самом деле, оно должно означать «скрытые». Подобно тому как есть «белый» и «черный нал», при этом «черный» нал — не обязательно «грязный», но незаконный. «Черный пиарщик» — это тот, кто вместо того, чтобы устраивать событие, о котором пишут бесплатно, просто в тупую проплачивает всем деньги за публикацию. Как правило, «черные пиарщики» платят как раз за «позитивную» информацию, так как без денег эту скукотищу никто печатать не будет. Но я, конечно, не об этом.

Речь идет о «грязных» методах, о критике, о деструктивном поведении по отношению к сопернику. О «грязи» говорят, когда соперник или его подставные люди рассказывают не о себе, красивых, а о недостатках соперника. При этом есть разные авторы, которые пытаются определить «законные» технологии от «клеветнических». Вот если некто сидел в тюрьме и мы об этом написали, то это не грязь, а если не сидел, то это грязь, клевета и нарушение закона. К сожалению, на данном историческом этапе это разделение не работает. И именно благодаря тем, кто «сидел» или имеет другие грехи (а это вся элита России): выдумки, клевета и правда одинаково объявляются «грязью». Народ тоже не отличает уже правду от вымысла. Поэтому для выборов и с точки зрения эффекта и реакции нет разницы, правдива ли некая «грязь» или нет. Если за человеком ничего нет, то ему что-то придумают, если есть — раскопают. Еще одно затруднение для дефиниций это то, что «критика», на самом деле, может приносить обратный эффект, то есть работать в пользу критикуемого. Какая же это тогда деструкция?

Для того, чтобы разобраться во всех этих хитросплетениях, надо идти не по пути уточнений и дефиниций, а просто вспомнить историю вопроса.

«Рэмбо: Первая «грязь»

Первыми чернушниками были, на самом деле, диссиденты, шестидесятники и их друзья за рубежом. Можно бесконечно вспоминать, чего только не насочиняли про нашу историю, наш народ в целом и про отдельных его представителей. Сейчас уже написаны толстые тома, которые разоблачают массу антисоветских мифов. При том, что многое у этих исследователей не идеально и спорно, все же их стоит почитать тому, кто интересуется манипуляцией. Можно вспомнить, как кампании шли волнами: то волна о южнокорейском «Боинге», то волна «о недопустимости поворота северных рек», то десяток мифов о людоедстве Сталин, то удар по колхозам… Все это выдавало их искусственное происхождение. И сделало свое дело. СССР был разрушен, прежде всего, за счет «чернухи» и негатива.

В противном случае (если бы главное было в знании «позитивной программы») наши правительства «переходного периода», да и сами люди не совершали бы столько ошибок. Никто не знал, что делать и куда идти. А сам народ не предполагал, чем все кончится и чего он лишиться. Все знали, что «так жить нельзя» и все. А чего нельзя-то, собственно?

ООН периодически публикует большой доклад об «индексе человеческого развития» (ИЧР) — комплексного показателя, учитывающего не только экономическое состояние государства и его членов, но и здоровье (плохо быть больным, хоть и богатым) и уровень образования. ИЧР — это интегральный показатель, составленный из долголетия, материального уровня жизни и идеального уровня жизни (образованности). Долголетие измеряется ожидаемой продолжительностью жизни, образованность измеряется комбинацией грамотности взрослых (с весом в две трети) и среднего количества лет обучения (весом в одну треть). Уровень жизни измеряется реальным ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни (паритетной покупательной способности). Так вот, с перестройки у России и всех республик бывшего СССР ИЧР неуклонно падал, тогда как у других стран мира рос, начиная с 60-ых годов. В 2000 году Россия заняла 60-ое место из 173 государств. Сейчас (на 2009 год), видимо, дело стало еще хуже, так как в 1999 году она была еще на 55 месте.

Так вот, что интересно, если взять индекс нашей страны за 1985 год и поставить его в нынешний рейтинг, то он и то занял бы 41-ое место! То есть, если бы с 1985 года ничего бы не изменилось ни на йоту, то есть, никто ничего бы не трогал, мы бы и то жили на «треть» лучше.

Если же брать место страны в 1985 году в сравнении с другими странами, то это в нынешнем рейтинге с нынешними цифрами мы 41, а в том рейтинге, наверняка, вошли бы в тридцатку! (отчеты делаются только с 1990 года и потому, мы можем только подставлять цифры и предполагать, хотя и довольно точно). Одним словом, мы входили в тридцатку самых богатых, здоровых и образованных стран мира. Из 173-ех! Плохо? Может быть… Но лучше, чем 60-ое место, как сейчас. За 15 лет упали на 30 пунктов, и чтобы их вернуть понадобиться гораздо больше. Можно ли было провести «перестройку» и «коррекцию» больной экономики СССР без этих потрясений и разрушений? Да, и есть десятки, сотни доказательств и публикаций. Однако дело было осложнено именно политикой, именно манипуляциями, именно глубоким поражением и заражением исторического и прочего сознания народа. Мы прекрасно помним первые митинги и демонстрации антикоммунистической оппозиции. В то время экономический рост в стране был по 4% в год. Сегодня Путин, достигнув такого роста выдает это за достижение и имеет 70% рейтинг! В то же время любого чиновника готовы были разорвать на части, так как он ездит на «черной Волге». А как сейчас «Мерседесы» и «Вольво»? Нормально? И это при ужасающей, катастрофической убыли населения, сравнимой только с убылью во время войны, стихийного бедствия или эпидемии.

Говорят о тогдашнем дефиците, который стал причиной волнений. Но дефицит — это просто болезнь, нарушение системы распределения. С потреблением (по другим каналам) все было в порядке. В армию шли амбалы, а сегодня средний вес призывников 51 кг. От недоедания среди полных прилавков. Капитализм установился в России для меньшинства, тогда же большинство имело работу, социальные гарантии и средний достаток. Одним словом, экономических и социальных причин для дикой ненависти к власти и для разгрома государства не было. Была мощная политическо-идеологическая «грязная», «черная» накачка. В России были взорваны сотни «грязных информационных бомб», уничтоживших сознания (а вслед за этим и бытие) большинства людей.

Первые выборы

Типичный пример. В крупном областном центре — выборы в Верховный совет. Естественно, власть уже опасается выдвигать первых секретарей райкомов и прочих «знатных доярок» (хотя они, вообще-то, трудовые подвиги совершали!), власть выдвигает человека, чей авторитет, казалось бы, должен быть незыблемым — крупного ученого, академика, создателя научной школы, лауреата всего и вся. Против него идет какой-то мелкий судья. Наэктлеризовано все до такой степени, что любая информация распространяется мгновенно. Надпись на заборе «Академик — кандидат от номенклатуры» на корню уничтожает его шансы. Про судью же распространяется слух, что его «незаконно выгнали с работы, так как он был за народ, против партии». Естественно, судья побеждает. Что характерно, через 10 лет мы встречали бабушек, которые забыли все, но еще помнят фамилию судьи и недоумевают, куда он в Москве потерялся. Академик жив до сих пор и являет славу российской науки, а все, кто вспоминает, как его тогда «мочили» и что сами за него не голосовали, немножко стыдно.

Официальным газетам тогда мало верили. Особенно солидным. Вспомним, ведь это парадокс, но так и было. Чем солиднее, официальнее газета — тем меньше веры. То есть, якобы она вся состоит из лжи. Разные модные журналы — тем доверия больше. А больше всего доверия подметной листовке, слуху, забору. Как легко тогда делались выборы. Все уже было готово, все было смонтировано. Общество было расколото на две неравные части. Нужно было с помощью одних потоков подсунуть под нужные определения одного кандидата и второго.

Поражает наглость француза Ж. Сегела, который как раз в этот период избрал своих «10 президентов» в странах Восточной Европы. Что там было выбирать? За него все уже давно сделало ЦРУ, а нарисовать плакат с «голубем, воплощающим свободу» ума много не надо.

Колебание маятника

После реформ начала 90-ых маятник качнулся в другую сторону. Кульминация пришлась на конец 1993 года. Народ бы также горяч, но лозунги были противоположны. Если в общем и целом большинство еще было не левым, то по отношению к отдельным представителям власти (демократической) иллюзии были утрачены. Как одной листовкой в конце 80-ых можно было убить соперника, заявив, что он «коммунист» или «номенклатурщик», так, вплоть до 1995 года, одной листовкой можно было убить соперника, заявив, что он «прорвавшийся к кормушке вор».

Это хорошо действовало как на коммунистов (так как все демократы — воры), так и на демократов (так как воры считались «ложными» демократами). Темой всех тогдашних подметных листовок были пресловутые «коттеджи». И это работало. Именно тогда возник феномен «красного пояса». Постепенно коммунисты проводили своих людей в губернаторы, мэры, депутаты. И не только коммунисты. Все, кто хотел воспользоваться, так называемым, «протестным электоратом». Сам этот термин тоже вошел в моду именно в это время. И он показывает, что, как и прежде, выборы строились сугубо на негативе. Именно тогда начались первые разговоры о необходимости позитивной государственной идеологии взамен старой. Но ее никто не предложил. Это сложно. Гораздо легче было кричать либо о «жертвах ГУЛАГа», либо о «ворах Чубайсе и Мавроди».

Еще одно колебание маятника. Рейтинг Ельцина, как известно, даже по самым оптимистическим прогнозам был 8% в начале кампании. Может быть, кто-нибудь помнит, благодаря какой чистой, белой, позитивной идее он выиграл? Не было этой идеи. Была реставрация оголтелого антикоммунизма «Купи еды в последний раз». По ТВ мелькали все те же рожи, нагло врущие о десятках миллионах замученных в ГУЛАГе, и всерьез утверждавшие, что Зюганов такой ГУЛАГ устроит. А чтобы этого не было, «Голосуй, а то проиграешь!». И в 1993 году Ельцин сумел одолеть Верховный Совет, так как он был меньшим злом в сравнении с чеченцем Хасбулатовым, и в 1996 году опять сработала логика меньшего зла. После этого уже все, кто мог, уверовали в могущество негатива.

Выборы Ельцина стали, с одной стороны, итогом предшествующего десятилетия «чернухи», с другой стороны, они провозгласили новую эру и придали новый виток всем грязным технологиям. Ведь после этих выборов началась раздача собственности, борьба за сферы влияния, информационные войны. Информационные войны. Зачем позитив, если 10 лет и выборы Ельцина показали, что негатив хорошо работает? 1996-2000 годы стали «золотым веком» черных методов. Именно тогда появилась масса «черных сайтов», on-line–вых компромат — ресурсов, оф-лайновых компромат — газет, именно тогда по ТВ шли «мочильные» документальные сериалы и передачи. А уж о незаконных подметных газетах и листовках можно просто не говорить. Главным достоинством журналиста было умение «мочить». И мы знаем по фамилиям основных героев этого жанра. Смешно говорить сейчас (а ведь на разных конференциях по пиару часто это говорят) будто были какие-то отдельные «черные пиарщики». Да вся страна только этим занималась и только этим и жила. Или кто-то назовет фамилии тех, кто выдвигал, и главное, продвигал «позитив»? Может какая-то ФПГ или какой-то политик? Кто занимался только «позитивом»? Кто был все время в «белом»? Что-то не вспоминается… Только такой человек имел бы право обвинить остальных в «грязи», но такого человека нет.

Хотя протесты против грязи начались. Но со стороны кого? В первую очередь, со стороны тех, чье рыльце было в пушку больше всех. Баллотируется в депутаты некий судимый Иванов и первым делом заявляет, что он «за чистые выборы» и что негодяи «льют против него грязь». Это начало давать эффект. Не всякие там конференции по «белому пиару», и не этические кодексы, а банальный закон спроса и предложения стал переламывать ситуацию. Предложение грязи стало слишком большим, и поэтому она обесценилась.

В начале 90-ых одна листовка могла решить судьбу кампании. Сейчас за кампанию их выпадало до десятка. Кому верить? Это стало главным вопросом. Отсюда возникла изощренность компромат-технологий. Вместо листовок стали выходить компромат-газеты (газете верят больше) или ксерокопии газет, фальшивые ксерокопии газет, письма, написанные от руки и прочее. Одним словом, делалось все, чтобы увеличить доверие. Выросли в цене легальные СМИ. Если в начале 90-ых скорее верили листовки, чем газете, а еще меньше ТВ, то сейчас все полностью поменялось. И олигархи стали создавать медиа-холдинги и, конечно, их использовать. Вспомним «Связьинвест» или «дело Мабетеска» или выборы в Госдуму декабря 1999 года. Пожалуй, это была кульминация «грязи», предел, после которого должно было наступить отторжение. И оно наступило. И им стали пользоваться.

Прививки и провокации.

Именно в 2000 году мы с группами товарищей имели возможность наблюдать и сами вели несколько успешных кампаний, где кандидат выигрывал именно за счет того и только за счет того, что против него работали грязно его соперники, либо его друзья. В начале 2000 года на довыборах в Госдуму победил человек, который почти весь срок отсутствовал на сессиях, женился на бомжихе, чтобы получить прописку, во время пьянки с проститутками в бане напал с топором на сторожа, устроил пьяный дебош в самолете, дружил с известной ОПГ и прочее. Все это было озвучено и не через подметные листовки, а по ТВ-каналам, и с выступлениями свидетелей (!!!) и солидной доказательной базой. Но он победил, так как веры не было уже ни ТВ, ни свидетелям.

А осенью этого же года технологи, извлекшие из этой победы урок, звонили друг другу: «Алло! Ну что? Я поговорил с нашим кандидатом-мэром. Он согласен выпустить газету против себя. Только не согласен, чтобы его там обзывали педерастом. Сказал, что на импотента согласен, тем более, что все в городе знают, что это не так. Народ очень возмутиться грязью!». Этот мэр в начале выборов в качестве прививки выпустил против себя газету, что вызвало бурю возмущения, и уже никто из соперников не рисковал делать нечто подобное. Он выиграл убедительно в первом же туре.

Понятно, что подобные методы и ранее эпизодически использовались, но массовое распространение они получили в конце 90-ых — начале 2000-ых. На даром Проханов в «Господине Гексогене» и Путина обвинил в этом же приеме. Дескать, взрывы в Москве он сам заказал против себя же, чтобы потом «мочить в сортире». Опять же «мочить». Опять же «чернуха» в новом обличье, а не позитивная государственная идея. Можно, конечно, сказать, что такой идеей является «порядок». Но это абстракция, всего лишь АНТИ (опять анти(!)теза ощущаемому беспорядку.

С феноменом Путина получила свое завершение и еще одна тенденция. Ее можно назвать дискредитация позитива.

Дискредитация позитива

В самом деле, после 15 лет сплошной «чернухи» цены на «позитив» должна были вырасти. Однако, на самом деле, мы можем заметить, что тот же Путин уже не сможет сказать пафосно «Берегите Россию!», как это мог себе позволить Ельцин. Путин — типичный практичный и циничный интеллигент, чьему имиджу чужд всякий пафос. Пафос советской пропаганды, ее, так сказать, «позитив» подвергся многократному осмеянию, начиная с 1980-ых годов. Новый демократический пафос был дискредитирован в начале 1990-ых демшизоидами и новыми русскими с их цепурами, болтами и малиновыми пиджаками. Пафос новых коммунистов был дискредитирован, когда на место одного «кровопийцы, построившего себе коттедж», садился тот, который кричал эту фразу и тут же строил коттедж себе. Ну а середины 90-ых годов, во время расцвета черных и грязных методов, когда из-за их обилия возник кризис доверия к источникам, «позитив» был втоптан в грязь окончательно. Потому что одной из негативных технологий была подделка под «позитив».

С одной стороны, «негатив» часто выдвигался от имени тех источников, от которых привыкли ждать пафоса, честности или позитива (фальшивки от КПРФ, от лидеров общественного мнения), с другой стороны, очень часто сам «позитив» делали намеренно глупым и выпускали от имени соперника. Так, например, один кандидат разбросал газету со своей программой, где обещал, что после прихода к власти он создаст вместо всех колхозов страусиные фермы, на опыт работы которых насмотрелся во время многочисленных бурных поездок по заграницам. Понятно, что колхозники от этого маразма восстали! Кандидат потом пытался объяснить, что «это не он выпустил газету», но соперник, во-первых, обвинил его в путанице в штабе (дескать, одни выпускают, другие — не знают, вот так будет и когда он к власти приедет), во-вторых, сам выпустил еще одну подставу, где наряду с криками «не я выпустил газету про страусов» еще и содержались оправдания в других преступлениях (я не мог украсть деньги, выделенные на бесплатные лекарства, я вообще в это время был в Швейцарии).

А в это время наверху «позитив» гнал Ельцин: «россияне, понимаешь!» и смахивал скупую мужскую слезу. Что ж удивляться, что в русском языке вообще не осталось слов, от звуков которых расправляются плечи и вздымается грудь? Не осталось источников ни для негатива, ни для позитива. Все дискредитировано, все мультиплицировано и взаимоуничтожено. Все возможности закрыты. Что же тогда работает? Признаться, велико искушение заявить, что «грязные методы» больше не работают. Когда-то, в середине 90-ых, на различных конференциях мы сидели и говорили: «нас не интересует моральная сторона, мы не священники, а профессионалы, это другой жанр, нас интересует только эффективность». Сегодня, хотя нас на самом деле интересует и моральная сторона, мы все же должны сказать, даже из соображений эффективности — эффективность грязи снизилась в сотни раз.

Только что мы выиграли выборы мэра, и на протяжении 3 месяцев не кинули ни одной нелегальной листовки или газеты, ни выпустили ни одного черного телесюжета, не распустили ни одного грязного слуха. Хотя соперники старались по этой части во всю и проиграли с треском. При этом, нашего кандидата не поддерживала ни областная власть, ни местные элиты. Мы всего лишь начали первыми работать, захватили инициативу, задали повестку дня, предсказывали действия соперников, организовали хороший прессинг. А когда соперник понял, что мы впереди, он начал лить грязь и окончательно сделал нашего кандидата центральной фигурой и главным героем выборов. В насыщенном информационном поле главная задача — не потеряться, быть главным героем (причем, зачастую неважно, положительным или отрицательным, так как люди смотрят «Крестного отца» и симпатизируют ему, всего лишь потому что, это главный герой). Тогда зачем с помощью «чернухи» делать главным героем соперника, потратьте лучше эти деньги на себя, на яркие события, которые затмят всех и высветят Вас.

Особенно вредна грязь на соперника перед самыми выборами (хотя раньше считалось, что надо бросать все в последний день, чтобы соперник не успел оправдаться и отыграть). Именно накануне выборов тот, кто бросает чернуху отвлекает внимание от своего кандидата и ставит в повестку дня отношение к сопернику: верить ему или верить грязи, которую про него стали говорить перед выборами? Конечно, народ уже знает, что предвыборной грязи верить нельзя и решает верить ему (в большинстве). А Вы забыты, Вы — остались за бортом. В фильме «Чапаев» Анка-пулеметчица ждала, когда враг подойдет поближе, в информационной войне этого делать ни в коем случае не рекомендуется. Что же тогда? Бить врага, когда он еще ничего из себя не представляет? Но это ведь тоже означает — раскручивать его… Как быть? Весь пафос этой статьи можно, пожалуй, выразить, одной фразой: кончилось время простых решений.

Утверждение «грязь эффективна» — абстрактно и ложно. Но утверждение «только позитив эффективен» не менее абстрактно и ложно. Утверждение «чернуху надо делать в последний день» абстрактно и ложно. Но и утверждение, что «она хороша не старте и бить надо в зародыше» — не менее абстрактно и ложно. Сейчас как раз очень важно ловить четкий момент, важно умение применять ту или иную технику в конкретную технику в конкретной ситуации. Сейчас, как никогда, очень многое стал решать опыт и профессионализм консультантов. И это, как назло, случилось в тот самый момент, когда все вдруг стали считать себя профессионалами!

Раньше политик — кандидат был новичком и полностью доверял кампании пиарщикам, теперь он сам прошел 3-5 кампаний и считает, что все знает сам, и надо контролировать «этих жуликов». Что из этого получается? Четыре года назад он выиграл выборы с использованием тонкой рафинированной чернухи. У него в команде есть друзья-журналисты, которые классно умеют «мочить». Приезжают консультанты, которые говорят, что они не собираются этого делать. И кандидат, и журналисты начинают сомневаться в их профессионализме, и тут недалеко до конфликта, который парализует работу штаба. И так по многим вопросам. Невозможно объяснить, что кончилось время «вообще», и началось время «когда и как».

Эксплозия и имплозия

Грубо можно разделить стратегии раскрутки на эксплозивные (взрыв во вне) и имплозивные (взрыв внутрь). Классическая эксплозивная технология, это когда в XVII веке некий Джулио Готти, используя мастерство прадедов, дедов и отцов тачал хорошие сапоги для своей улицы в своей лавке, в XVIII веке его внук уже имел цех и тачал сапоги для своего квартала, в XIX веке его правнук тачал сапоги, известные своим качеством для всего города, в начале XX века его далекий пра-пра-правнук стал поставщиком двора какого-нибудь герцога, а в конце XX века его потомок, бережно хранящий традиции семьи, зарегистрировал международный бренд «Джулио Готти», построил фабрику и поставляет сапоги в 150 стран мира. Вы можете пойти по этому пути, если у Вас есть 300 лет в запасе. Но даже если у Вас есть три года в запасе, Вы тоже можете использовать этот путь. Сначала создается ядро. Некий кандидат снабжает компьютерами школы, учреждает фонд помощи малоимущим, ведет другие полезные проекты. Он создает ядро — бочку с порохом, к которой будет поднесена спичка…

Раз! И перед выборами в городе появились билборды Пупкина. Сидят женщины в конторе и разговаривают: «Ой, весь город уставлен щитами Пупкина. Кто это?». «Как? Вы не знаете?», — говорит одна, — «это очень хороший человек, он моему сыну компьютеры два года назад подарил, а бабушке нашей подарки принес в прошлом году, и мы всей семьей пойдем за него». В короткий момент, когда внезапно вызван интерес, ядро сторонников взрывается для тех, кто не знает, оно превращается в ядро экспертов и они заражают тем, что знают, других. Это эксплозия. Но большинство кандидатов никому не намерены помогать не то что 300 лет, а даже 3 года. Жареный петух их клюет перед выборами, и специально для них существуют имплозивные стратегии. Сначала делается нечто, привлекающее внимание и поднимающее известность. В самом глупом варианте это те же билборды или красочные плакаты тут и сям. Возникает информационный вакуум: «Кто этот Иванов, что висит на всех столбах?». И вот тут-то, как из рога изобилия, сыплются листовки и буклеты с биографией, интервью с женой и первой учительницей, программа и проч. Все это — на волне интереса. Ядро создается уже позже известности. Взрыв вовнутрь. Но волну этого взрыва как раз могут поймать и соперники и заполнить информационный вакуум своей информацией. И вот тут негатив сработает очень хорошо. И поделом! Нечего раскручиваться в последний момент, не имея за плечами реальных добрых дел! (К сожалению, дорвавшиеся до власти чиновники делают «добрые дела» за счёт бюджета, но всё приписывают своей партии).

Как видите, момент достаточно тонкий. Но и это еще далеко не все. Кроме точного времени, момента, есть еще минимум две важные тонкости: тема и информационный поток.

Инвестирование в тему

Это важное в политическом консалтинге понятие, которым владеют единицы консультантов и совершенно, в силу реактивности профессии, не владеют журналисты, которые часто выдают себя за специалистов по информационному полю.

Представим, что начались выборы мэра небольшого города. Основных кандидатов три. Иванов — глава, все ресурсы которого, приведенные к общему знаменателю, мы обозначим как 10 единиц. Петров — известный в городе коммерсант, не поддерживаемый элитами, значительно уступающий главе в сфере СМИ и прочее, ресурсы которого, приведенные к общему знаменателю, мы обозначим как 6 единиц. И третий кандидат — Сидоров, известный начальник в сфере образования, уволенный главой, популярный в своей среде, с минимумом денег и СМИ. Его ресурсы, приведенные к общему знаменателю, — 3 единицы.

Наиболее активно и рьяно начал кампанию уволенный Сидоров. Он все свои ресурсы инвестировал в тему образования (зарплату — учителям, бесплатная учеба в вузах, дети — наше будущее, нам уже ничего не светит, так пусть хоть дети станут людьми, а это — образование и прочее).

Коммерсант, видя такую активность и важность темы, тоже решил не отставать. Четыре единицы он, конечно, инвестировал в тему «добился всего сам», но две единицы отдал в тему образования (подарил компьютеры, встречался с учителями, сделал отдельный пункт программы про образовательные гранты).

И наконец, позже всех проснувшийся, уверенный в собственной победе — мэр Иванов. Его тема «коней на переправе не меняют», «я — единственный, профессиональный управленец» и прочее. Он инвестировал в эту тему 6 единиц. Но поскольку его очень раздражил уволенный им работник образования и его активность, он сделал хороший, добротный, а не популистский раздел программы, связанный с образованием. Уделил много внимания встречам с учителями и родителями, отыграл все нападки на него. Короче, инвестировал в эту тему 3 единицы. Оставшаяся единица ушла на маргинальную тему будущего города, развития предпринимательства и производства. Итого: в совокупности в тему образования было инвестировано 8 единиц. В тему «коней на переправе не меняют» — 6 единиц, в тему «сделал себя сам» — 4 единицы, и 1 единица — в развитие производства.

Не удивительно, что тема образования стала главной темой перед выборами, стала повесткообразующей, стала критерием выбора из трех кандидатов. А кто больше всех по этому критерию подходит? Конечно, бывший работник образования. Он и побеждает. Хотя первоначально имел в три раза меньшие ресурсы и шансы. Этот пример демонстрирует не столько пагубность многотемья, сколько вред всякого рода «отыгрываний», которые так любят, прежде всего, журналисты, испытывающие зуд писательства, когда видят какой-то материал с кучей моментов, к которым можно придраться или «опровергнуть».

Вот совсем недавний пример того, как вмешательство консультантов в последний момент спасло кампанию (на 2008 год). Один бизнесмен участвовал в выборах мэра крупного города и проиграл с минимальным отрывом. Он шел, как и все бизнесмены, с темой «сделал богатым себя, сделаю богатым вас». Мэр правил два года, но внезапно умер. И бизнесмен вновь решил попытать счастья. Но место мэра с другой стороны стал претендовать крупный чиновник, которого поддерживали все элиты. Он хорошо держался всю кампанию и был на первом месте. Но для гарантии в последнюю неделю его команда решила «замочить» наступающего на пятки бизнесмена. Но как! Они заготовили кучу компромата, который показывал, что за два года этот бизнесмен растерял все, что имел, что он уже не так богат, что прежний мэр выгнал его из города, что бизнесмен не платит налогов и прочее. Что могло из этого выйти? Только то, что бизнесмен встал бы в последнюю неделю в повестку дня, что эта чернуха ожесточила бы его сторонников, что они бы инвестировали в тему «богатства», причем, безуспешно, так как за неделю невозможно опровергнуть то, что до этого устанавливалось два года.

Консультанты успели остановить эту «грязь» и ввести мораторий на упоминании этого бизнесмена в последнюю неделю, чем и спасли кампанию. Тема — это важный момент. Если тема четко связана с кем-то, то ее можно либо разделив, выдвинув подставного, с которым она связана еще больше, либо просто не трогать, как бы Вам не хотелось ее «отыграть». Отыгрыш — это проигрыш.

И, наконец, нужно указать еще на один тонкий момент — информационный поток, которым что-то доносится.

Смерть автора

Существует расхожая псевдоинтеллектуальная фраза, что «ценность информации определяется ценностью источника, из которого она получена». Казалось бы, просто незыблемая истина! Одно дело, если о падении курса доллара Вам скажет бабушка соседка, совсем другое — Ваш знакомый банкир, третье — уважаемая газета, четвертое — глава Центробанка. Вы можете верить одному, не верить другому, но думать Вы будете о долларе, а, например, не о проблеме ЖКХ. Выше было показано, насколько важно воспламенять ту или иную тему. Источники, доверие к ним и прочее — все это уж вариации. Несколько лет назад вышло довольно много статей о том, как в преддверие августовского дефолта 1998 года разворовывался кредит МВФ. Пока он разворовывался, вся пресса и вся страна обсуждало дело «Мабетекс» и заграничных счетов Ельцина. Потом счетов не оказалось и дело замяли. Мы уверены на 99%, что заказчиками этой «чернушной» кампании против «семьи» были сами представители «семьи». Пока ищут черную кошку в черной комнате (которой нет), мы займемся кредитом, который есть! Остается только догадываться, какое черное дело проворачивалось тогда, когда начались утечки о разворовывании кредита, для того, чтобы отвлечь внимание. Наверное, мы узнаем об этом ещё через несколько лет. Кто озвучивает тему, порой совершенно не важно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Выборные технологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я