Практический путеводитель по самой высокогорной стране СНГ. Как попасть в Таджикистан на поезде, самолёте, на своей машине или автостопом? Как передвигаться внутри страны, находить себе ночлег, общаться с местными жителями? Сколько стоит лепёшка хлеба, проезд по трассе, гостиницы, связь? Особое внимание уделено Памиру: погранзона, разрешения и регистрация, попадание на Сарез и в другие особые места, особенности горных походов, менталитет населения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Таджикистан. Памир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Таджикистан в новом (XXI) веке
Война в Таджикистане в общем и целом завершилась, хотя отдельные стычки и ликвидация некоторых партизан продолжалась ещё несколько лет2. Путешествовать, строить и жить в стране стало безопасно. Постепенно в страну начали притекать деньги, кое-где стали приводить в порядок дороги, началось строительство нормальной асфальтовой дороги между двумя крупнейшими городами страны (в строительстве участвуют китайские и иранские специалисты). Кое-что, наоборот, деградировало — особенно транспортная инфраструктура.
Рогунская ГЭС, мега-объект ещё времён СССР, брошенный во время войны в стадии недостроя, частично разрушившийся, частично разворованный, стал строиться вновь и стал национальным проектом. Президент объявил Рогун главной народной стройкой (типа БАМа в позднем СССР); по всем крупным городам развешаны плакаты типа «РОГУН — КОХИ НУРИ ТОЧИКИСТОН» и т.д., считается, что все хорошие люди должны поучаствовать деньгами, приобретая акции Рогунского строительства. Эти акции очень назойливо предлагают приобрести всем госслужащим и вообще всем людям. Рогун, как национальная гордость, не отдаётся на откуп иностранцам. Постройка этой ГЭС не только удовлетворит все потребности страны в электроэнергии, но и позволит продавать её во все соседние страны. Высота плотины Рогунской ГЭС, по плану, должна составить более 300 метров.
Планы по реанимации строительства Рогунской ГЭС вызвали тревогу в соседнем Узбекистане. Соседи-узбеки опасаются, что огромное водохранилище, которое создастся за плотиной, похитит всю воду реки Вахш. А реки Вахш и Пяндж, сливаясь, порождают реку Амударья, которая тем самым (по опасениям узбеков) может лишиться чуть не половины своего стока. Так как и сейчас воды Амударьи используются на орошение на все 100%, река не доходит до Аральского моря, а Арал уже почти полностью высох, — потеря даже ещё нескольких кубических километров воды в год скажется на половине узбекских полей и посевов. Поэтому Узбекистан ввёл экономическую блокаду Таджикистана, не пропуская через границу те грузы, что предназначены (или могут быть предназначены) для строительства сей опасной Рогунской ГЭС.
Другие проблемы с узбеками-соседями известны. Это взаимный визовый режим и полное осутствие узбекских машин в Таджикистане, а таджикских — в Узбекистане. Это пограничные конфликты, похищение людей узбекскими пограничниками на спорных участках земли — порой они не размечены, но по мнению пограничника, эта земля относится к Узбекистану — так уже пострадали многие простые крестьяне, чьи кишлаки расположены вблизи спорной границы. Такие невольные нарушители порой до месяца сидят в узбекских ментовках, а условия там, конечно, не райские. В других же местах граница и вовсе заминирована.
Недружба соседних стран привела и к тому, что «стратегический» поезд — Душанбе-Худжанд, идущий через территорию Узбекистана, стал ходить всего раз в неделю. Таджикам в этом поезде разрешается безвизовый транзит через территорию заклятых соседей, но поездов этих, как видим, строго ограниченное количество. А на границах между Узбекистаном и Таджикистаном узбеки часто проивзодят особо тщательный и въедливый досмотр пассажиров, чуть ли не проникая к ним во внутренности. Особенно таким унизительным досмотром известна граница в Сарыосиё (рядом с Денау).
Внутренние проблемы Таджикистана известны. Это повсеместная коррупция в милиции и органах власти, фактическое попрошайничество ментов как в столице, так и на дорогах. Это деградация железнодорожного и автобусного транспорта, разваливание многих дорог (кроме самых основных, которые местами пытаются починить). Это отток большей части активного, молодого и думающего населения за рубеж — в первую очередь, в Россию: таджики получают российское гражданство и остаются на своей второй родине навсегда. Это зависимость экономики от денег, присылаемых из-за границы (деньги, присылаемые таджиками из России своим бедным родственникам, составляют половину бюджета страны). Это отсутствие свежих идей и здоровой инициативы почти на всех уровнях управления, от сельского до столичного (а редкие здоровые идеи губит бюрократия «наверху»). Это зависимость от поставок муки, продовольствия, нефтепродуктов из-за рубежа, в основном — из России.
Но несмотря на эти проблемы, сейчас Таджикистан — вполне безопасная и безвредная страна. Эпоха повсеместной нищеты отошла в прошлое; средняя зарплата в столице превышает $100 в месяц. Время, когда на бирже труда предлагались работы с средней месячной оплатой $2, минуло навсегда. Электричество подаётся во все города и во многие кишлаки; центр Душанбе выглядит не хуже Бишкека и значительно лучше Кабула; бывшие оппозиционеры занимаются мирным сельскохозяйственным трудом. На семь миллионов жителей, почти миллион постоянно или временно работает в России и обеспечивает деньгами остальных.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Таджикистан. Памир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других