Эта книга предлагает поговорить о, так называемой, скрытой или сокрытой карте, которая в разные исторические времена различными астрологами разных народов называлась по-разному: скрытая, сокрытая, закрытая карта. Это не стольважно. Намного важнее то, что под этим скрывается.Книга будет полезна как начинающим астрологам, так и астрологам-практикам, которые хотели бы использовать описываемую в этой книге технику в своей практике.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Додекатемория. В поисках сокрытого в астрологической карте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть первая. Теоретическая
История явления
Эту историю передал нам Абу-Омар-Ахмед-ибн-Мухаммед со слов Мухаммеда-ибн-Али-Рифаа, ссылавшегося на Али-ибн-Абд-аль-Азиза, который ссылался на Абу-Убейда-аль-Хасима-ибн-Селяма, говорившего со слов своих наставников, а последний из них опирается на Омара-ибн-аль-Хаттаба и сына его Абд-Аллаха, — да будет доволен Аллах ими обоими!
Ибн-Хазм, «Ожерелье голубки»
Явление, о котором мы будем говорить далее в этой книге, в разные времена у разных народов называлось по-разному. Жители вавилонской цивилизации называли его — ḪA-LA, произносимое как zittu, определяемое как «разделяют» и «часть». В настоящее время за данным явлением закрепилось название додекатемория. Этот термин я и буду использовать.
Давайте для начала обратимся, так сказать, к источнику, а именно к древневавилонским текстам, которые, так или иначе, посвящены месопотамской астрономии и астрологии своего времени.
Как говорят нам исследователи истории Междуречья во времена Селевкидов1, месопотамская астрология разделилась на две линии: гороскопную астрологию, с одной стороны, и тексты описательного характера — с другой.
Первая линия, хоть и придерживалась в основном мантической логики, все же содержала в себе элементы прогнозирования состояния пришедшего к астрологу клиента. Это вписывается в раннюю традицию составления предсказаний при рождении натива.1
Описательные тексты, как пишет в своей работе об астрономии Вавилона и Урука Д. Стилл, расходятся с формами логики предсказаний. В частности, с идеей протасиса — причины и аподосиса — как следствия из протасиса.
Фактически, по словам все того же Д. Стилла, мы имеем дело исключительно с регулярными предсказанными событиями и их потенциальным естественным, или неотъемлемым, влиянием на аспекты повседневной жизни человека. Далее он пишет:
«Аналогичные отношения, созданные в этих текстах, начинают приближаться к идее естественного сродства или атрибута, скорее подразумевающего прогнозирование, как в традиционной условной логике».
В эллинистическое время, в позднем Вавилоне, додекатемория появляется, как концепция Зодиака, в том виде, в котором его представляли древние жители Вавилона и Урука, так и концепция микро-зодиака.
Открытым остается вопрос с поздними астрономическо-астрологическими материалами по Вавилону. И заключается он в том, в какой степени эллинистическая мысль своего времени повлияла на работу вавилонских ученых.
Мы понимаем, что, идеи, которые использовали астрологи своего времени, работающие с микрозодиаком, быстро нашли применение в греческой астрологии в виде зодиака, триптихов и гипсоматов среди других концепций эллинистической астрологии.
Что же касается текстов, написанных в этот период, и связанных с ними новых концепций и форматов, то некоторые исследователи приписывают часть этого творчества развитию математической астрономии в данный период.
Так что же такое вавилонское микро-зодиакальное деление Зодиака? Чтобы понять, как это было, рассмотрим Вавилонские таблички, описывающие зодиакальные сектора, которые позднее станут знаками Зодиака или Зодиями.
Рис.1 Табличка AO 6448
Давайте посмотрим на табличку из города Урук (рис.1), которая была открыта в 1922 году. Что же мы на ней видим? По словам исследователей науки, того времени, это зодиакальный знак Девы. Почему Девы? Да потому, что на табличке мы видим хвост крылатой змеи, т.е. эклиптики, со стоящим на нем вороном, клюющим кончик хвоста, а также звезду, подписанную как Меркурий, и женскую фигуру, держащую ячменный колос.
Астрологическая, медицинская и другая информация представлена в табличной форме и соотносится с каждой частью зодиакального знака, называемого современными учеными микрозодиакальным знаком.
Итак, что же мы здесь видим, помимо изображения Девушки с колосом и ворона, клюющего хвост змеи? Ни больше, ни меньше, как интерпретацию данного знака, расположенную вверху таблички в виде полустёртой надписи, и двенадцать секторов с интерпретационными текстами, которые описывают значение каждого микро-зодиакального сектора знака Девы. Таким образом, мы можем сказать, что уже в Древнем Вавилоне и Уруке астрологи не просто делили макрознак на микрозодиак, но и имели тексты, описывающие каждый микрозодиакальный знак отдельно.
Самая ранняя возможная дата использования вавилонского микрозодиака, естественно, ограничивается самой ранней возможной датой самого Зодиака, обычно указываемой примерно, как пятый век до нашей эры. Клинописные таблички из Вавилона, которые возникли в период персидского владычества, описывают систему умножения на 12 или 13, чтобы найти додекатеморию.
Вавилонская система была позже принята греками, которые часто приписывали астрологические знания халдеям или египтянам.
Какова же структура этих микрозодиакальных табличек? Вот что пишет Монро в своей работе «Микрозодиак в Вавилоне и Уруке. Астрономия Селевкидов»:
«Схема микрозодиака разделяет каждый знак Зодиака на двенадцать знаков микрозодиака, создавая пары макро\микрознаков для каждого макрознака зодиакального ряда. С ним связаны еще двенадцать второстепенных знаков, причем второстепенные знаки начинаются с того же знака, что и макрознак.
Под каждым знаком находится двенадцать микрознаков, и последовательность вращается предсказуемым и логичным образом, каждый ряд перемещается на один знак влево, при этом крайний левый знак поворачивается и снова появляется справа. Этот общий шаблон важен для определения местоположения и идентификации меньших секторов в более крупной серии».
Была ли эта концепция чисто Вавилонской? По всей видимости, нет. Как пишет в своей работе один из исследователей,
«… в статье о Додекатемории и календарных текстовых схемах мы просто упомянули, что это были схемы в стихах — знание, которым вавилоняне вероятно не обладали».
Наиболее вероятно, что, то, что жители Вавилона и Урука получили эти знания от своих же предыдущих цивилизаций: шумерской или аккадской.
Судя по всему, именно в таком виде концепция микрозодиакального деления макрознаков Зодиака перетекла в эллинистический мир и попала «на стол» ученым Древней Греции.
Двенадцать или тринадцать?
В текстах исследователей науки Древнего Мира, да и в более поздних астрологических текстах, есть концепция деления макрозодиакального знака не только на 12 частей, но и на 13. Как же правильно?
Давайте обратимся к исследованию Лиз Брэк-Брикстен. Автор приводит интересную концепцию рождения такого зодиакального деления, как некую производную от Вавилонского же календаря. Вот, что она пишет:
«Зодиакальный круг — это разделение пути Солнца на 12 зодиакальных знаков равной длины. До введения этого «lu-ma§«вавилоняне использовали ряд созвездий для определения местоположения тел на небе. Зодиак — это линия, состоящая из созвездий вдоль эклиптики, по которой движутся Луна, Солнце и планеты.
Мы предположили, что календарные тексты были построены на основе Додекатемории с помощью «магии чисел». Симметрия и игра с числами привели к странной схеме, согласно которой от строки к строке (т. е. в течение последовательных дней) положение внутри зодиака сдвигалось на 2770.
В Додекатемории положение Луны сдвинулось на 130 от линии к линии. Однако с тех пор я нашла доказательства того, что вавилоняне действительно знали, что Календарная текстовая схема, взятая как функция, была обратной функции Додекатемории, и что она была построена с учетом этого.
Схема Додекатемории отвечает на вопрос, где находится «схематическая Луна» в день D месяца M в схематическом календаре?
Теперь я буду утверждать, что вавилоняне сконструировали Текстовую схему Календаря как простое решение вопроса; в какой день схематическая Луна будет находиться в знаке S в градусе J? Ответ на этот вопрос даст нам дату, которая в то же время является положением Солнца на схеме в этот день.
Следовательно, мы также можем сформулировать задачу Текста Календаря следующим образом: для каждого положения схематической Луны в зодиаке он дает нам соответствующую дату и положение схематического Солнца».
Далее, в той же работе, мы находим следующее:
«Для каждого дня схематического года в Додекатомории перечислены простые средние значения положения Солнца и Луны внутри недавно изобретенного зодиакального круга.
Схематический год состоит из 12 месяцев по 30 дней в каждом; это практическое приближение к вавилонскому лунно-солнечному году, состоящему из 12 синодических месяцев, каждый из которых длится либо 29, либо 30 дней. Продолжительность синодического месяца меняется очень нерегулярно и (для ранних вавилонян) непредсказуемым образом.
Реальная, наблюдаемая Луна движется неравномерно, но так, что ее полная фаза всегда приходится близко к 15 дню вавилонского календаря. Это следствие того, что принято считать, что месяц начинается вечером, когда впервые, после соединения, был замечен растущий полумесяц.
Схемы из MUL. APIN, EAE 14 и Додекатемория дают нам не точные числа (времена или положения) реального Солнца или Луны, а приближения, которые использовались специально для астрологических целей. Мы называем такие астрономические исследования, основанные на схематическом календаре и средних движениях Солнца и Луны, схематической астрономией. MUL. APIN и EAE 14 являются ранними примерами этой астрономической традиции».
Таким образом, по мнению исследовательницы, додекатемория была важна, как инструмент синхронизации солнечного (1 градус=1 сутки) и лунного (13 градусов=1 сутки) циклов в пространстве и времени.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Додекатемория. В поисках сокрытого в астрологической карте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других