Дорога в Чад. Путешествие по мусульманским странам Западной Африки от Марокко до Чада

Антон Викторович Кротов

Книга рассказывает о путешествии автостопом и наземным транспортом по дорогам Марокко, Мавритании, Сенегала, Гамбии, Гвинеи-Бисау, Гвинеи, Мали, Буркина-Фасо, Того, Бенина, Нигера и Чада зимой 2019—20 гг. Даётся много уникальной информации о жизни в этих странах и быте местных жителей: торговля, строительство, ислам и другие религии, транспорт, цены и другие подробности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорога в Чад. Путешествие по мусульманским странам Западной Африки от Марокко до Чада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сентябрь — декабрь 2019. От Москвы до Марокко

От Москвы до африканских берегов можно доехать наземным путём, или использовать лишь минимальную по расстоянию водную переправу. Так, много лет существовал маршрут через Грузию, Турцию, Сирию, Иорданию в Египет — пока не началась война в Сирии, таким методом можно было попадать в Египет, Судан, далее в Восточную и Южную Африку. На этом маршруте использовался лишь один паром в обход Израиля — от иорданского города Акаба в египетскую Нувейбу. Можно было проехать и полностью по земле, через сам Израиль, но суданские пограничники могли не впустить того, кто имеет в паспорте израильские отметки8.

Можно проехать через Европу до Испании и переправиться на пароме, с пассажирами или с фурой, из Альхесираса (Южная Испания) в Сеуту, и таким образом въехать в Марокко. Этот способ уже давно известен и используется автостопщиками9. А вот въехать в Марокко из соседней африканской страны, из Алжира, нельзя — граница уже несколько десятилетий закрыта и заминирована, открыть дорогу мешают политические разногласия между этими странами.

Путь от Москвы до Марокко я подробно описывать не буду, иначе из этого получится отдельная книжка. Приведу здесь только маршрут:

Россия (Москва — Казань — Волгоград — Астрахань — Грозный — Владикавказ) —

Грузия (Тбилиси) — Армения (Ереван — Гюмри) —

опять Грузия (Ахалцихе — Батуми) — Турция (Стамбул) —

Болгария (Пловдив — София) — Македония (Скопье) —

Косово (Приштина — Призрен) — Албания (Тирана — Шкодер) —

Черногория (Подгорица — Плужине) —

Босния (Сараево — Баня-Лука) — Хорватия (Загреб) —

Словения (Любляна — Канал — Горица) —

Италия (Венеция — Милан), всё наземным транспортом. Мы использовали поезда, электрички, автобусы, автостоп и один паром через Босфор. Из Милана я один дополнительно съездил в Монако и посетил это микрогосударство, а также краешек Франции (средневековый городок Рокебрюн-Кап-Марта). И побывал в гостях у художника Сергея Баловина, который со своей итальянской женой Клавдией живёт в предгорьях Альп в старинном доме, и принимает гостей — художников и не только.

Дом Сергея Баловина и Клавдии в итальянских предгорьях

Затем мы вылетели на самолёте на Мальту, где провели шесть дней на двух островах и посетили интереснейшего мужика Марио, который отличается повышенным гостеприимством и принимает путешественников с 1986 года — у него в доме пожили уже несколько тысяч человек. С этой Мальты, также на самолёте, мы полетели в Тунис, и там путешествовали автостопом и на поездах по разным древним городам страны: Тунис-Сити — Сус — Кайруан — Габес — Бен-Гардан — Меденин — Таузар. Потом вернулись в столицу, Тунис-Сити, посетили Дом для всех и недалеко находящийся Карфаген. Всего в Тунисе провели десять дней, и оттуда на самолёте в Марокко.

Такой извилистый маршрут был выбран не потому, что он самый дешёвый, а по другим причинам. Во-первых, мы хотели посмотреть новые для себя страны. Для меня новыми были Албания, Косово, Монако, Мальта и Тунис; для Алексея — Хорватия, Словения, и те же Мальта и Тунис. Во-вторых, мы провели девятнадцать лекций о вольных путешествиях — в Казани, Волгограде, Астрахани, Грозном, Владикавказе, Тбилиси, Ереване, Батуми, Стамбуле, Софии, городе Канал (Словения), Торре-Пелличе (Италия), а также в Тунис-Сити, столице Туниса10. В-третьих, доставили удовольствие моей маме, Марии Романушко и её сестре, Марии Рябоченко — они присоединились к нам на маленьком отрезке пути. Мама и её сестра прилетели к нам в Тбилиси, пока мы там жили четыре дня в снимаемой там квартире, потом мы вместе доехали до Еревана, и потом до Гюмри (Армения), откуда они уже улетели домой в Москву. В-четвёртых, мы снимали видеоматериал о жизни мусульман в разных странах мира, из которого потом появятся, иншаАллах, очередные передачи казанской телестудии «Хузур-ТВ».

Также мы останавливались в Доме для всех в Грозном, который организовал местный активист Юсуп Еразов, и в Доме для всех в Тунисе, который был создан в столице Туниса нашей знакомой, жительницей Балаково, известной как Нина-Дина. Жаль, что из Туниса нельзя проехать через Алжир в Марокко по земле — мешают политические разногласия между африканскими правительствами, нужно лететь в любом случае. Подробнее о наших приключениях в Тунисе и в других странах маршрута читатель может узнать из моего блога — http://a-krotov.livejournal.com.

Мы с Алексеем заранее взяли авиабилеты на самолёт Тунис—Касабланка и прибыли в Касабланку, аэропорт имени султана Мухаммада V, поздно вечером 1-го декабря 2019 года. И заночевали в аэропорту — был уже поздний час.

Прибытие в Марокко произошло уже на 80-й день нашего путешествия. Читателю, желающему повторить наш африканский маршрут, так усложнять себе жизнь не обязательно — можно прилететь из Москвы в Марокко за не очень большую сумму в сто долларов. Но тут у нас был длинный извилистый путь. И на этот раз мы забазировались в столице Марокко, городе Рабат, на три недели — чтобы сделать там визы некоторых стран Западной Африки, ну и просто пожить, подготовиться к длинному африканскому маршруту.

Для такой долгой жизни я заранее снял квартиру в Рабате через сайт Airbnb.com. В прошлых поездках в Африке я никогда не бронировал никаких жилищ, комнат и отелей по Интернету — и денег лишних не было, и Интернет был не так доступен. Что и можно было найти в Интернете — только самое дорогое. В глубине Африки сейчас до сих пор так, а в Марокко и в другие страны пришла цивилизация и конкуренция. Сейчас, в этой поездке, трижды использовал этот сайт: для того, чтобы снять квартиру в Тбилиси, в Сараево (Босния) и в Рабате. Для чего это было нужно, ведь в прошлых поездках мы обычно жили бесплатно, в гостях у местных жителей? Дело в том, что я запланировал зазвать в Рабат на постой ещё нескольких своих товарищей, а Алексей пригласил свою жену, Алёну. Он всегда, вот уже более десяти лет, путешествовал только вместе с ней, и эта поездка в Африку была единственным в их семейной истории случаем столь длительного разделения.

Жить вшестером у кого-то в гостях три недели неудобно, затруднительно. Поэтому и была снята такая квартира. И наши сожители уже ждали нас в Касабланке — это была уже упомянутая Алёна, супруга Кулешова, а также моя племянница Даша Кротова и человек по имени Дмитрий Урюпин. Ещё один наш товарищ, Дмитрий Копосов из Котласа, планировал прилететь двумя днями позднее.

Мы сели в электричку Касабланка—Рабат и очень быстро, со скоростью 120 км/час, понеслись в сторону нужного нам города. Марокко вообще цивилизованная страна, с самым лучшим транспортным сообщением во всей северной Африке. Быстрые и медленные поезда и автобусы довезут пассажира в любой город страны, а если гражданин не любит рейсовый транспорт или экономит деньги, то на помощь придёт автостоп. Автостопом по Марокко передвигаются не только иностранные гости, но и многие местные жители.

В этот раз мы ехали не автостопом, и благополучно вышли на станции Темара — так называется район марокканской столицы, её южный пригород. На станции Темара нас ожидал с машиной Мухаммад, владелец снятой нами квартиры. Деньги были переведены заранее. Засунув нас в авто, он отвёз нас в квартиру, которая была почти идеальна и имела только два недостатка: wi-fi там был медленный, и ещё там было холодно. Марокко находится на самом севере Африки, температуры в декабре в Рабате +10…+17, а отопления в квартирах нет.

Мы благополучно заселились и готовы были перетерпеть эти временные трудности, тем более, что они должны были скоро закончиться. После Марокко, и особенно после Мавритании, нас ожидала уже настоящая африканская жара, вместо холода; а вместо медленного вайфая нас ожидало его отсутствие почти во всех жилищах, что нам попадались после.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорога в Чад. Путешествие по мусульманским странам Западной Африки от Марокко до Чада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Можно в Израиле и не получать никаких штампов, но въездная печать Египта «ТАБА» на въезде со стороны Израиля однозначно показывает суданским, сирийским и прочим любопытным пограничникам, какую страну вы посещали перед въездом в Табу — и, скорее всего, последует отказ во въезде.

9

Впервые таким способом попал в Марокко петербуржец Филипп Леонтьев, в то время член Петербургской Лиги Автостопа (ПЛАС), в 1996 году. Он проехал автостопом из Петербурга до Дакара в далёком 1996 году, и всем столько рассказал о настоящих и мнимых трудностях этого пути, что в последующие годы очень немногие люди решались хотя бы подумать о путешествии в Африку, опасаясь всего на свете. Но после того, как Андрей Мамонов и Кирилл Степанов объехали Африку почти по периметру, и как стали известны сведения от других путешественников (велосипедиста В. Кетова, «Бродячего проповедника» Игоря Фатеева и других) — люди всё же поняли, что Западная Африка не так сложна и нередко стали туда ездить, как и в Восточную Африку, и автостопом, и велосипедами, и на своём транспорте.

10

В некоторых городах была не одна, а 2—3 встречи, поэтому количество лекций превышает число городов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я