Череда многоточий. Итог за 5 лет

Антон Боровиков, 2022

Пять лет назад совершенно неожиданно – прежде всего для себя самого – начал писать короткие рассказы и новеллы. А с осени 2017 начал с этими рассказами выступать, ведь опыт театральный, как и, кстати, литературный сродни сильнейшей зависимости – попробовав, уже, как говорили классики, за уши не оттащишь. Тем более если встретил более-менее благодарный прием. Где-то два года назад к рассказам в моем, так сказать, портфолио присоединились статьи о книгах, музыке и фильмах. Уже больше двух лет веду свой литературный паблик. Время – жутко коварная вещь. Только сейчас, осенью 2022, я понял, а ведь уже пять лет прошло. И вот – перед вами полный итог моей пятилетней работы.Мне кажется, читать короткие тексты удобнее – ну не понравился, перешел к следующему, чай, не роман.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Череда многоточий. Итог за 5 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О кино

Люцифер, «Импала» и охотники

Дождь из пепла льётся из глаз

Чёрная бездна смотрит на нас

Дальше не будет дороги другой

Если ты в пекло, я — за тобой

Лёва и Шура Би-2

Ну что, длительная эпопея просмотра закончена. Поговорим о сериале Supernatural / «Сверхъестественное» (2005 — 2020). Да, именно так, друзья мои, 15 лет и 15 сезонов, каждый примерно по 22-23 эпизода.

Коротенько синопсис: два брата с говорящей фамилией Винчестер, старший Дин (Дженсен Эклс) и младший Сэм (Джаред Падалецки) становятся охотниками за всякой нечистью, позже к ним присоединяется ангел Кастиэль (Миша Коллинз), а дальше события развиваются по нарастающей, от уничтожения нечистой силы в американской глухомани (превед, Стивен Кинг), в ходе которой к ним периодически присоединяются новые Охотники, до глобальных катаклизмов, предотвращения парочки Апокалипсисов и решения судеб мира. Надо сказать, что та самая глухомань показана действительно очень хорошо, с маленькими улочками, аккуратными домиками, «добрыми» соседями и скелетами в шкафах каждого из этих домиков. Авторы позже признались, что американскую глубинку снимали в основном в Канаде, чтобы сэкономить бюджет.

Хороший контраст составляют два главных героя. Дин — этакий мачо, любитель виски, пива и бургеров, со здоровым сарказмом и цинизмом, постоянно подкалывающий младшего. Любимые слова — awesome и son of a bitch, хотя обилием обсценной лексики фильм не страдает. Сэм — рефлексирующий задрот, ботаник, книгочей и сторонник ПП. В этом дуэте, как мне кажется, Эклс (Дин) чисто по-актерски переигрывает Падалецки (Сэм). Характер отношений братьев, конечно, меняется по ходу действия. И здесь у Эклса задача сложнее — его герой испытывает целый спектр эмоций, и с этой задачей он справляется блестяще. Падалецки же, в основном драматически вздыхает или сидит, уткнувшись в книгу. При этом, само собой, они оба с озверелостью мутозят всякую нечисть.

Ну, а других персонажей, кроме встречающихся Сэму и Дину людей, можно разбить на две группы: первая — та самая нечисть (вампиры, ведьмы, гули, рэйфы, призраки (в основном так называемые vengeful spirit — мстящие за прежние грехи духи). Вторая — это, так сказать, классический набор религиозных персонажей (ангелы и архангелы, демоны, сам Люцифер, которого мастерски играет Марк Пеллегрино, Локи и его подручные, Анубис и, да, сам Господь Бог, который в сериале, правда играет эпизодическую и незначительную роль). Как говорит Дин, «Богу наплевать, он в отпуск ушёл». И, кстати, Бог в исполнении Роберта Патрика Бенедикта именно таков, каков Ветхозаветный Бог — истеричный параноик с нарциссическими склонностями.

Безусловно, находкой стал Миша Коллинз в роли ангела Кастиэля. Ему удалось передать эволюцию (или деградацию) своего героя — от классического строгого ангела в начале, через одержимого властью маньяка в середине до практически по-достоевски страдающего рефлексией страдальца.

Здесь хочется отметить еще одного ключевого персонажа, который сразу вызывает безусловную симпатию и привязанность. Это семейный автомобиль «Шевроле Импала» 1967 года. Американская автоклассика — это, конечно, не сегодняшние одноразовые мыльницы.

Вообще сериал — это своего рода энциклопедия хоррора и саспенса. Представлены практически все принятые в этом жанре сюжеты — вампирские саги, подростковые слэшеры, истории о проклятых домах, привидениях обиженных родственников и прочее. Я не говорю, что авторы выдают штампы, нет, просто четко следуют канонам жанра. Зачастую очень иронично, в частности, в одном эпизоде герои попадают на съемки… своего сериала «Сверхъестественное», и здесь авторы вдоволь над собой же куражатся, а ведь самоирония — очень важная вещь.

Сериал изобилует киноцитатами (нет, не плагиатом), ссылками на фильмы и сериалы. Некоторые эпизоды прямо-таки и провоцируют сказать: «О, так это же «Ведьма из Блэр», а это «Убить Билла», а это «Скуби Ду» (да, есть и мультяшный эпизод с участием Скуби и его друзей). Угадывание этих скрытых ассоциаций — еще одна привлекательная черта сериала, киногурманам есть что посмаковать.

Вторая часть сериала — более сложная в плане отхода от черно-белых стандартов: вот это наши, а это чужие, плохие. Ангелы исступленно мочат друг друга в подворотнях, а Король Ада участвует в спасении Земли от конца света. Так что все как в жизни: нет простых ответов и все очень неоднозначно.

Сразу предупреждаю: сторонникам канонических версий Писания и ревнителям всяческих религий этот сериал лучше не смотреть. Да это и не изложение официальных версий, хотя, например, исследование отношений Люцифера и Отца Небесного — весьма интересно.

И еще об актерах: обилие в касте английских актеров придает сериалу дополнительный стиль и шарм. На мой взгляд, лучшим актером во всем сериале здесь является Марк Шеппард, блестяще играющий саркастичного и стильного (чем он радикально отличается, как он сам говорит, от"фланелевых"братьев Винчестеров) Короля Ада Кроули. Также хороша Рут Коннелл, играющая опытную ведьму Ровену МакЛауд.

Можно подумать, что «Сверхъестественное» — этакий слэшер с реками крови и отрываемыми головами. Никоим образом, хотя спецэффекты на уровне. Он прежде всего о семье, о человеческих отношениях, о выборе и ответственности за этот выбор. Если ты выбрал путь мести — к чему это тебя приведет? Что ты будешь чувствовать? Готов ли ты к самопожертвованию? Что для тебя ценно?

Отдельное grand merci создателям саундтрека. Здесь не только хороший музыкальный ряд, но и в каждом эпизоде — классика рока, heavy metal и кантри. Да и фальшивые имена, которыми представляются Дин и Сэм, как правило — это имена известных рок-музыкантов.

Так что ценителям хорроров, просто любителям кино я этот сериал настоятельно рекомендую. Совет: лучше смотреть на языке оригинала, английский там простой и доходчивый.

Ну, и напоследок — моя любимая цитата из Supernatural: make the hell great again (ну, вы поняли).

Photo courtesy of Darkmoon_Art / pixabay.com / Лицензия СС0

Баварская классика

И я не про BMW. Речь идет о новом сериале баварско-австрийского производства «Сисси: Императрица Австрии (2021)». Интересно, что имя главной героини и, соответственно, название сериала «Сиси». Видимо, российские прокатчики, добавив лишнюю букву «С», решили таким образом избавиться от ассоциаций с другой продукцией немецких кинематографистов.

Главная героиня сериала — австрийская императрица Елизавета, до замужества — герцогиня Амалия Евгения Елизавета Баварская. Её история действительно достойна кинематографического воплощения. В политических целях родители, баварские аристократы (на тот момент Бавария была отдельным королевством, кстати, дух этой независимости до сих пор остался в Баварии) решили выдать старшую сестру Сиси, Елену (Нене) за австрийского императора Франца-Йозефа. Однако случилось так, что император воспылал чувствами к Елизавете и выбрал её. Так Сиси стала императрицей австрийской.

Не раз бывая в Австрии, я убедился, что там существует целый культ Сиси. Она народная любимица и по сей день, трудно даже найти аналог такого отношения в нашей истории, ну разве что в какой-то степени Екатерина II.

Сериал, а точнее мини-сериал (6 эпизодов) — история становления Елизаветы как подлинной императрицы, государственного деятеля в истинном смысле этого слова. И, конечно, история её отношений с Францем-Йозефом.

Посмотрев этот фильм, я понял, что давно соскучился по классическим костюмным историческим фильмам. Понятно, что в нашем доморощенном кинематографе любые попытки снять такого рода фильмы заканчиваются полным трэшем.

«Сисси» снята абсолютно по классическим канонам жанра. Костюмы и интерьеры безупречны. Всё это дополняется потрясающими пейзажами баварских и австрийских Альп. У меня к этому особенно трепетное отношение, поскольку те места, которые фигурируют в сериале — Южная Бавария, Австрия в районе Зальцбурга / Бад Ишля — были в свое время изъезжены вдоль и поперек.

В советское время «Европы» снимали, как правило, в Прибалтике, так, Бейкер-стрит нашли в Таллинне. Сейчас в большей степени превалируют финансовые соображения, поэтому часть съемок сериала «Сисси» проходили в Латвии, кроме того, в съемочной группе были задействованы латышские актеры, художники и ассистенты. Общего впечатления это совершенно не портит.

Сюжет развивается, как и положено историческим байопикам, по двум линиям. Первая — это, скажем так, политическая карьера Сиси. Середина XIX века — не самое простое время в истории Австро-Венгерской Империи: хрупкий союз с Россией, военный конфликт с Наполеоном III, растущий после европейских революций сепаратизм в Венгрии и Ломбардии. Франц-Йозеф не слишком успешно пытается подавить восстания репрессиями и вести изнурительную войну с французами. К вящему неудовольствию императора, Сиси вмешивается во все эти конфликты и пытается разрешить их исключительно за счет своей женской интуиции и обаяния.

Вторая линия — естественно, любовная, история сложных отношений Сиси и Франца-Йозефа. С одной стороны, это безусловно, любовь, с другой стороны — непреходящая ревность Франца-Йозефа к успехам жены на политической ниве. Масла в огонь добавляют интриги свекрови Сиси, Софии Баварской (блестяще сыгранная роль Дезире Носбуш).

Видимо, для дополнительного оживления сюжета введена дополнительная героиня — камеристка императрицы, простолюдинка, бывшая проститутка, чье появление при царственной особе вызывает праведный гнев фрейлин и дам света.

Если говорить о дуэте главных героев, я бы, наверное, не стал говорить о выдающихся актерских талантах Доминик Девенпорт и Янника Шюманна, но тем не менее с поставленной задачей они справляются на совесть и вполне добротно. Девенпорт удачно справляется с эволюцией своей героини — от наивной изнеженной аристократки до вершащей судьбы империи властительницы. Шюманн иногда несколько «заморожен», но это гармонично ложится в образ Франца-Йозефа.

К счастью, сериал не содержит ничего, что модно в нынешней Европе, все выдержанно и строго. Все-таки не зря Бавария — это самая консервативная часть Германии, и сериалу удалось удержаться в рамках историзма, не ударяясь в «радужную» тематику или оголтелый феминизм.

Резюмируя все вышесказанное, если вы любите красивые исторические драмы, поставленные в классических традициях, если вам интересны весьма точно воспроизведенные детали европейской истории XIX века — сериал «Сисси: Императрица Австрии» для вас.

Photo courtesy of Gerhard Boegner / pixabay.com / Лицензия СС0

Кровь идет на Север

Путь держим на север,

И прочерк в судьбе,

Неведомы цели

Бегства к себе.

К. Кинчев

Декстер: Новая кровь, мини-сериал, 2021

Декстер Морган всё. Ну, то есть гипотетически, конечно, возможны варианты «принесли его домой, оказался он живой», но я не думаю, что Showtime на это пойдёт. У них-то яйца покрепче будут, чем у Конан-Дойла, который, к нашей вящей радости, поддался уговорам фэндома Шерлока и воскресил великого сыщика после Райхенбаха.

«Декстер: Новая кровь» действительно была задумана как правильное завершение сериала, и я верю, что мы сделаем это наилучшим образом», — заявил президент Showtime по развлечениям Гэри Левин.

Итак, после почти десятилетнего перерыва, где же мы находим Декстера? Начинается фильм эффектно — с пробежки Декстера под заснеженному лесу под песню Игги Попа The Passenger — нам как бы дают понять, что «темный пассажир», злое alter ego Декстера, никуда не делся.

Авторам не откажешь в чувстве юмора. То есть первая часть — жаркий мегаполис Майами, а сейчас — заснеженный городок Пайн Крик на севере штата Нью-Йорк. Если пользоваться российскими аналогиями, сначала Сочи, а потом — Сосноворучьевск (Pine Creek) где-нибудь в Мурманской области. И Декстер теперь не Декстер, а Джимми «Джимбо» Линдси. Работает себе неприметным продавцом ружей, охотничьих принадлежностей и рыбацких снастей в местном магазинчике. На протяжении всего сериала закадровый голос Декстера продолжает утверждать, что и городок, и люди, живущие в нем, ему крайне симпатичны. Сложно сказать, искреннее ли это убеждение или просто аутотренинг («они хорошие», «они хорошие»). То есть Джимми — просто образцовый good neighbor16 в лучших традициях провинциальной Америки. У Джимми неторопливый, как жизнь Пайн Крика, роман с (на минуточку) шерифом городка Энджелой Бишоп. И не вспоминает он о «темном пассажире», потому что ну что зловещего может случиться в таком патриархальном местечке как Пайн Крик. Но…

Как у многих таких местечек, у Пайн Крик есть свой негласный хозяин, местный «олигарх» Курт Колдуэлл. И как у многих богачей, у него есть шалопай-сынок Мэтт, пьяница и гуляка. Случается так, что Мэтт на охоте убивает сакрального для местных жителей белого оленя, чему свидетелем становится Декстер. И «тёмный пассажир», благородный мститель, возвращается…

Мы с каким-то даже облегчением осознаем, что не получится добропорядочного Джимбо из нашего старого доброго Декстера. Майкл Си Холл очень хорошо играет это облегчение: уффф, отпустило, щас покромсаю.

Кстати, если в первой части Декс постоянно вел внутренние диалоги с «тенью отца Гамлета», то есть как бы с призраком своего отца, то теперь таким «голосом совести и разума» становится образ убитой им сестры Деб. Причем этот призрак в отличие от рассудительного отца ведет себя зачастую весьма бесцеремонно. А уж как изощренно Деб может материться — просто заслушаешься. В моей практике просмотра фильмов на языке оригинала пока еще никто в этом искусстве Деб не превзошел, даже Сэмюэл Л. Джексон с его ‘I double dare you, motherf..er’ нервно курит в углу.

Но тут нас ждет еще один сюрприз: как чертик из табакерки, появляется Гаррисон, сын, которого Декстер, имитировав смерть, десять лет назад, оставил на попечение своей подруги Ханны. Джек Элкотт, исполнитель роли Гаррисона — пожалуй, лучший актер во всем сериале. Ханна умерла три года назад. Гаррисон — колючий изломанный тинейджер, еще не решивший, останется он у отца или нет.

А тем временем сюжет идет своим, классическим и приятным сердцу любого декстеромана путем. Определение «плохого парня» — планирование — знакомые замотанные пленкой интерьеры — нож — неожиданные помехи — общение с полицией — Декстер выкручивается. Только антураж теперь суровый, северный. И действующие лица сменились с темпераментных южан на сдержанных северян. И даже не замечаешь, что ходы стандартные, ты же по ним соскучился, пока Декс изображал из себя милягу Джимбо. Честно говоря, единственное, чего здесь не хватает, так это элемента комизма, который в прошлой части вносил Масука с его шутками ниже плинтуса и неподражаемым хохотком. Но и вся «Новая кровь» гораздо более серьезная и зачастую даже пафосная, чем предыдущие серии.

Поэтому на определенном этапе понимаешь, что все это пусть и увлекательный, но фон. В очередной раз Декстер пытается понять, сможет ли он стать хорошим мужем и отцом, сможет ли он стать «нормальным». Он ведь к этому так стремился. Или делал вид, что стремился? Или горбатого могила исправит?

И еще одно его гложет: станет ли Гаррисон его копией, ведь судьба так схожа — у них на глазах матерей жестоко убили, когда они были еще малышами. Стоит ли уже готовить Гаррисона к работе с его «темным пассажиром» и учить его навыкам ремесла? Без особых спойлеров можно сказать — яблочко от яблони…

По степени напряженности сюжета и поворотов сюжетных линий «северный» Декстер ничуть не уступает «южному», тем более что сделать качественный мини-сериал легче, чем много сезонов. Здесь претензий никаких.

Что же касаемо самого исполнителя главной роли, Майкл Си по-прежнему хорош, очень часто мы видим «то самое» выражение лица Декстера с извиняющейся полуулыбкой — «темный пассажир» на месте. Правда, когда Майкл расслабляется, буквально на мгновения появляется выражение лица «да скорее бы уж, задолбал меня этот Декстер». Потерпи немного, Майкл, скоро, скоро.

Тут фэндом устроил подлинные истерики по поводу финала. Ребята, ну, а что вы хотели? Как еще мог завершиться сериал? Тем более что моралисты все равно требуют воздаяния. Разве можно было закончить «Сынов Анархии» иной судьбой для Джекса Теллера? Вот то-то же.

И становится понятен смысл названия. «Новая кровь» — это не новые кровавые дела «мясника из Бэй Харбор». Новая кровь — это Гаррисон. И сериал с его участием (фэндом обиженно: «Не будем мы это смотреть». Будете, еще как будете). Который может появиться, а может нет. Но, как говорил Глеб Егорыч Жеглов, папашка его героический, Декстер наш, понимаешь, Морган с яичницей, зубной нитью, шнурками и приветственным взмахом руки — это уже точно классика.

Photo courtesy of artsehn / pixabay.com / Лицензия СС0

Непарадный Ливерпуль и непарадный Фриман

«Ночные вызовы» / The Responder, 2022, BBC, Англия

В нас с детства сидят определенные стереотипы в отношении Англии: викторианская Англия — благодаря прекрасному сериалу Масленникова о Шерлоке, туристические — Биг-Бены, Здание Парламента, Гайд-Парк, колонна Нелсона и прочее, ну, и, конечно, монархические — баба Лиза нумер два, принцесса Ди, ушастый принц и т. д. Само собой, когда мы слышим «Ливерпуль», то это, безусловно известная четверка и футбольные «Красные Дьяволы».

Но вот новый сериал ВВС, представленный в этом году, с Мартином Фриманом в главной роли и в роли генерального продюсера, показывает нам реальный Ливерпуль. За последние десятилетия, в эпоху, так сказать, глобализаций и всяких разных брекзитов город деградировал. Теперь это некое подобие Детройта с гопотой, наркотой и выбитыми стеклами.

Дорогие киномаркетологи наши, ну итить вашу мать! С какого больного бодуна The Responder (буквально «отвечающий», ну, или «ответчик») превратился в свою противоположность — вызовы, да еще и ночные? Или они думают, что среднестатистический россиянин, увидев «Ночные вызовы», подумает, что кино «про ЭТО» и рванёт его покупать? ДБ © Сами-знаете-кто

Немного об исполнителе главной роли и о самой роли. Насколько все-таки талантлив Мартин: прекрасно получаются и верный оруженосец Шерлока, и милый недотепа Билбо Бэггинс, и образцовый папа в «Семейных ценностях». А в данном случае у него прекрасно получился депрессивный, побитый жизнью и потерявший ориентиры продажный коп с помятой физией.

Фильм начинается с абсурдной комичной сцены стопиццотого вызова в квартиру сумасшедшей старушки, утверждающей, что сосед хочет съесть её болонку. Но абсурдного комизма в стиле Гая Ричи дальше практически не будет.

У Стива Карсона, героя Мартина Фримана проблемы со всеми: с семьей, с коллегами и начальством, с наркобаронами и случайными «клиентами». Стив растерян, он не понимает, где он и что он.

Сериал достаточно мрачный, фон дополняется типичной английской дождливой погодой и обилием обсценной лексики. Так что, если вы к этому готовы — настоятельно рекомендую сериал «Ночные вызовы».

Еще раз: Мартину Фриману — брависсимо за роль!

Photo courtesy of Bob Bello / pixabay.com / Лицензия СС0

Рождественские демоны и напыщенная аристократия

ПЕРЕВАЛ, Германия / Австрия, 2018 — … (продолжение, видимо, следует)

Надо сразу сказать, что данный сериал является своего рода баварско-австрийским перепевом гениального скандинавского сериала «Мост», начинавшегося подобной, но более жесткой сценой с двумя половинами разных женщин. Есть еще одна версия, но, когда я вам скажу, что в ней главную роль играет Пореченков, вы наверняка поймёте, что просмотра этот трэш не заслуживает.

Первый сезон: в заснеженных Альпах, на самой границе между Германией (Южная Бавария) и Австрией (регион Зальцбург), полиция обеих стран находит замороженный и находящийся в странной позе труп мужчины. При осмотре выясняется: мужчину приволокли сюда уже мертвым, у него поддельные документы, он профессиональный торговец рабами из Восточной Европы, а в руках — хвост из конского волоса.

Расследовать загадочное преступление берутся два детектива из соседствующих стран, жизнелюбивая немка Элли Штокер, инспектор полиции района Траунштайн (Юлия Йенч) и мрачный австрийский алкоголик из Зальцбурга комиссар полиции Гедеон Винтер (Николас Офчарек).

В реальности такое сотрудничество, конечно, будет вряд ли эффективным. Хорошо зная и безусловно уважая оба народа, уверяю вас, что их отношение друг к другу, мягко говоря, скептическое. Это отражено в фильме, Элли и Гедеон проходят через целую серию притирок и конфликтов, да и до конца сериала (спойлер) их отношения трудно будет называть идеальными.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Череда многоточий. Итог за 5 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

16

Добрый сосед (англ.)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я