История дневников странствующего философа Андриса, испытавшего ряд трагических событий в жизни и отправившегося в паломничество в приморский город Сочи в Храм Гаура-Нитая. Там он познает настоящую дружбу в лице монаха-брахмачари по имени Ананда, переживает запретную любовь с матаджи Ольгой и принимает Гуру, который открывает ему Имя Бога, показывает путь к преданному служению и Истинную Любовь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гьяни. Бежит заяц, а за ним волк предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Дизайнер обложки Анте Наудис
© Анте Наудис, 2018
© Анте Наудис, дизайн обложки, 2018
ISBN 978-5-4490-5672-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Моим друзьям преданным посвящается…
ГЬЯНИ
Гаура-Нитай
Глава 1
Долг странствующего философа познать творения Бога во всем его разнообразии, обрести веру в Него и в силу ума, а затем нести людям свет послания Бога.
За время странствия ко мне стала возвращаться память. Это была память прошлых воплощений. Я вдруг осознал, что моя жизнь со многим связана и завязана. Недаром, меня всегда что-то манило в путь, и я рвался в далекие неизведанные края. Когда я возвращался в Москву, после долгих путешествий, меня посещали кратковременные дежавю, которые переворачивали мою жизнь с ног на голову.
Однажды, после очередного путешествия, я был на празднике у знакомых, и там был настоящий пир из различных блюд из мяса. Когда мне на тарелку положили кусок заливной говядины, я вдруг почувствовал приступ тошноты. Тогда я подумал, что это долгий пост, который я держал в путешествии, заставляет мое тело отвергать сытную пищу. Но, когда на меня нахлынул сильнейший приступ рвоты, я понял, что не все так просто. Тот случай не дал мне возможности больше никогда есть мясо. Впоследствии, это побудило меня вести здоровый образ жизни, в котором я решил отказаться от таких вредных для организма продуктов как: вино, кофе и сахар. Теперь я употреблял только зеленый чай или травяные настойки, подслащивая их медом. Друзья стали замечать во мне перемены, видя, что я перестал болеть. Простуда и другие болезни ко мне практически не цеплялись, и я рассказывал всем, что веду здоровый образ жизни.
Эти перемены в мировоззрении происходили и дальше, постепенно формируя мой дальнейший образ жизни. После очередного путешествия, я приехал вымотанным и уставшим. Мне приснился один странный сон, который показывал мою будущую смерть, произошедшую в воде. Я захлебнулся то ли в реке, то ли в озере, куда меня насильно утащили. И на последнем вздохе я произнес слово: «Господь». В одной книге я прочитал, что следующее воплощение будет таким, какими поступками был обусловлен уход души человека из этого мира, а точнее о чем мы думали и чему предавались в момент смерти. Этот сон заставил меня задуматься, ведь я совершил ужасный поступок, который отравлял мне жизнь и это было связано именно с водой и смертью в воде.
А затем, люди стали представать передо мной в ином свете. Я рассматривал их с точки зрения душ, которые собрались на этой планете, не делая различий между внешними оболочками (телами) и положением, которое они занимали в обществе. Я смотрел на них не предвзято, глазами равенства перед Богом. Впоследствии, было уже не важно, кто будет рядом со мной: жена, мать или мои дети, кто бы меня ни окружал, все они — люди, бесконечно дорогие Богу, а значит и мне.
Я перестал гнаться за значимыми знакомствами и выбирать престиж в карьере, теперь я одинаково относился ко всем и всему. И это дало мне возможность открыть свое сердце навстречу неизведанному. Преображаясь и меняясь в течении года, я постоянно видел обрывки своей будущей смерти, которая показывалась мне картинками, разрушая постоянным чувством вины.
Будучи ребенком, крещенным при рождении, я обращался к Богу, как к личности, но когда стал подрастать и читать книги по философии и психологии, понимал, что Бог — это всеохватывающая сущность. Я задавал себе вопрос, дрожа от страха: Кто такой Бог? И эта философская загадка потянула меня к религиозным книгам.
В возрасте 33-х лет, я отправился в паломничество по Российским городам, я затем решил поехать в горы. В практике буддистов существуют такие медитации, когда йоги пытаются слиться с высшим безличностным духом, они ищут совершенства в безличной нирване. Горы дали мне этот удивительный метод и опыт. Красота великолепной природы показала, что человеку неподвластна ее могущество. Человек теряет способность активности и с возрастом оказывается зависим от обстоятельств. Поскольку эти обстоятельства все менее подвластны его контролю, а иногда все более не предсказуемы, то вера в Бога как защитника от тягот судьбы и как посылающего беды с какой-то мудрой целесообразностью, становится весьма привлекательной для разума людей.
Неподвластные законы мироздания, управляемые Космической силой, которой нужно отдавать должное, всегда занимали значимое положение в жизни человека. Но, однажды, мое мировоззрение, а за ним и моя жизнь изменились. Это произошло в одном моем паломническом путешествии в солнечный город Сочи, где я завис на долгое время, находясь под впечатлениями глубоких знаний, которые оказали на меня сильное впечатление.
Об этом я и собираюсь рассказать последовательно, так как каждый свой день фиксировал в путевом дневнике, записывая все изменения, происходившие во мне на пути к глубокому постижению Личности Бога.
Прохладными январскими днями 2015 года, я подумал о том, что мне не хватает некой теплоты, но в то же время жаркое солнце изрядно меня истощило, а потому я решил поехать туда, где климат в это время не являл собой ни холод, ни жару. Моя любовь к морю привела мои мысли к городу Сочи.
Глава 2
Я вышел из поезда и сразу же увидел человека, который смотрел на меня и лучезарно улыбался. Я пошел навстречу солнечной улыбке, поняв, что это Ананда, монах Храма.
— Андрис Ведавис, — представился я. — Мы списывались с вами через Интернет, я тот самый странствующий философ.
— Я очень рад вас видеть, — сказал Ананда. — в Сочи к вашему приезду даже пошёл снег, а ведь мы уже не видели снега последние 2 года.
— Это хорошее предзнаменование, — сказал я и улыбнулся.
Мы сели в его машину и отправились в сторону горной местности Сочи. Там посреди гор, зеленых деревьев и небольших пальм, стоял трехэтажный коттедж с вычурной крышей в виде купола. Это и был Храм, где меня собирались поселить с приезжими паломниками, философами и йогами.
Ананда долго вез меня на своем автомобиле по серпантину, рассказывая о том, что жить мне придется в непростых условиях. Я улыбался, зная, что был подготовлен, а потому бояться нечего. Мне предстояло углубленно заниматься йогой и духовными практиками, постоянно медитировать и общаться с Гуру. Последнее было самым важным, потому как у меня до сих пор не было Духовного учителя, который бы давал мне знания самым прямым образом. Меня предупредили, что бытовые условия здесь аскетичные: спальни на 6 человек, матрасы на полу, а Гуру достаточно суровый человек.
В комнате меня поселили с паломниками из разных уголков России. Ими оказались двое человек из Краснодара, двое из Волгограда и один из Тольятти. Я единственный оказался из Москвы. Ананда заверил, что Храм — это место, где можно полностью отрешиться от суеты цивилизации, углубиться в самопознание и заняться самосовершенствованием. Можно поработать и физически: в огороде, оранжерее, когда спадет снег, ухаживать за кошками и собаками, живущими на улице возле Храма.
— Такой общественно-полезный труд называется карма-йогой и будет на пользу всем, — сказал Ананда.
В тот день мы начали со знакомства с другими паломниками, так как к обеду нас ждал Гуру. Тогда я впервые, как и другие, оказался в Алтарной комнате, которая находилась на первом этаже храмового коттеджа. Гуру вошел в Алтарную комнату, где мы сидели на циновках. Все с интересом рассматривали Алтарь с установленными в нем Божествами, и сразу не заметили его, настолько тихо ступали босые стопы по чистому полу.
Гуру намеревался дать лекцию и познакомиться с приезжими. Это был невысокий человек с добрыми глазами и приятной улыбкой на просветленном лице. Его внимательный взгляд останавливался на каждом: рассматривая, вглядываясь, читая. Со стороны казалось, он смотрит насквозь, такой пронзительный у него был взгляд. На нем была длинная одежда, цвета зрелого апельсина и теплый чадар укрывающий плечи. Когда он начал лекцию, все слушали внимательно, а я следил за руками Ананды, который должен был дать знак, когда я могу задать вопросы.
Наконец, Ананда легко взмахнул ладонью, и я понял, что пора, к тому же лекция уже подошла к концу.
— Я хочу задать вопрос, который меня интересует и собственно за этим я приехал в ваш Храм, — начал я несмело.
Гуру повернул голову в мою сторону, и все замолчали.
— Я хочу спросить: Бог безличен или Он личность?
Несколько секунд стояла гробовая тишина. Гуру сдвинул брови, нахмурив лоб. Потом немного вскинул голову и сказал:
— Господь и ходит, и не ходит. Он далеко и в тоже время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего.
— Как это понимать? — спросил йог из Тольятти, тем самым дав мне расслабиться от тяжелого взгляда Гуру.
— То, что ты не видишь Господа своими глазами, не значит, что Его нет. Он не принадлежит к числу смертных и не появляется перед нами в теле, созданном материальной природой. Несовершенное зрение людей мешает нам увидеть Верховного Господа. Для Бога нет разницы между материальной и духовной энергией, потому что Он — источник всех энергий.
Все это время Гуру внимательно рассматривал меня. Я залился краской в лице и не смел поднять глаза.
— Ты кто? — спросил он.
— Я странствующий философ.
— Ты странствующий философ и таких как ты много, вы верите в то, что Бог — это безличностный аспект. Или как Его называют Безличностный Брахман.
— Я путешествую с 2013 года. Я много медитирую в горах и на море, — начал я запинаясь.
— Да, это ты хорошо усвоил, но теперь ты попал сюда, чтобы понять нечто совершенно другое. Безличностный аспект, сияние Брахмана — это всего лишь излучение, исходящее от Бога, подобно как солнечные лучи являются сиянием полубога Солнца (Сурьи).
Я был удивлен.
— То есть тот Бог, Которого я нашел — это всего лишь Его лучи, а Он сам…
— Он сам… не спеши, гьяни, — сказал Гуру мягко. — Утро вечера мудренее. Для начала ты должен пожить в Храме и хорошенько послужить здесь, принять аскезу и приобщиться к знаниям.
— Я подготовлен! — воскликнул я.
— Какой прыткий гьяни, — улыбнулся Гуру. — Господь никогда не открывает себя таким философам как ты полностью. Он открывает себя только преданным, пропорционально их преданности. Потому что вы, философы, имеете не полное знание о Нем, а многие из вас насмехаются над Господом только потому, что Он нисходит в этот мир в облике человека.
— Как Иисус Христос?
— Как Иисус Христос в Христианстве, как Мухаммед в Исламе, как Чайтаньйя в Индуизме, как Будда в Буддизме. Сейчас отправляйся в свою комнату, на этом закончим, потому как я не хочу делать из твоих мозгов кашу. И это касается всех других йогов и философов.
Под аплодисменты новичков он прочитал какую-то молитву на непонятном мне языке, затем встал и вышел под поклоны йогов.
Я долго сидел на циновке, скрестив ноги в позе лотоса, и думал о том, что он сказал. Мне подносили печенье и сладкие молочные шарики, но я не брал. Хотелось показать всем, что я подготовлен ко всему. Сладкие угощения не радовали мой ум.
— Не отказывайся, они освященные, — сказал мне Ананда. — Это милость Бога. Подставь правую руку.
Он бросил мне сверху на ладонь печенку и улыбнулся.
— Что привело тебя сюда? — спросил он, усаживаясь рядом со мной. — Ты странный.
Мы ели печенье, и я молчал. Заметив мой мрачный вид, он положил свою большую ладонь на мою, и тепло руки вмиг передалось мне, я понял, что рядом со мной друг.
— Сон.
— Я вижу в твоих глазах отчаяние, — сказал Ананда.
— Наверное.
— Расскажи мне.
Вокруг стояла тишина, все ушли из Алтарной, и только мы с Анандой сидели в углу комнаты лицом к Алтарю и Божествам.
Я взглянул на Божеств, и сердце мое сжалось. В одночасье я вспомнил как все начиналось, и какое горе я испытал когда-то. Не поворачивая головы к Ананде, я заговорил, глядя на Божеств.
— Как-то теплой осенью, когда в народе говорят «индийское лето», я сильно поссорился со своей женой. Я надел резиновые сапоги и куртку и направился на озеро в лесопарк, недалеко от нашего дома. Там я сел на раскладной стул, похожий на шезлонг, оставленный кем-то из рыбаков и надувшись на весь мир, уставился на плавающие листья на поверхности воды.
Ананда повернул голову ко мне, дав понять, что внимательно меня слушает. Я продолжил, неотрывная своего взгляда от Божеств.
— Вдруг, я увидел обнаженную фигуру с другого края озера, которая медленно заходила в воду. Было так пасмурно, что эта женщина дрожала как осиновый лист, а потому я не сразу узнал в ней свою супругу. Но когда я понял, что это она, то как ошпаренный вскочил со своего места. Но она, в ту же минуту, бросается рывком в воду и плывет на середину. Я напуган до смерти, зная, что она не умеет плавать. Я кричу ей: «Зачем? Остановись!» Только я один знал ее особенность: у нее были тяжелые кости, которые не давали ей возможности удерживаться на воде. Поэтому ей не дано научиться плавать. Увидев, что она бросилась в воду, я сильно перепугался. Когда на воде уже не стало никаких брызг от работающих рук и ног, а подбородок опустился под воду, я понял, что она тонет. Она захлебывалась сырой водой, глядя на меня расширенными от ужаса глазами, а я в испуге стоял как парализованный. Она тонула на моих глазах…
Я закрыл лицо руками и заплакал. Ананда гладил меня по спине.
— Зачем она это сделала? — спросил он тихо, когда я немного успокоился.
— Она думала, что я не люблю ее. Она хотела показать, как ей больно. Я не понимал ее. Не мог слышать глубину ее сердца.
— Жизнь за жизнью мы ищем Господа, и ничто и ничего материальное не может нас удовлетворить. Но Господь иногда показывает людям, ЧТО они так упорно и самозабвенно ищут и не находят. Показывает Он это через самих же людей, и тогда они понимают, что ничто материальное никогда не сможет удовлетворить их полностью, что есть что-то еще, — сказал Ананда.
Возможно, он захотел сменить тему, так как видел, что мне невыносимо больно. Но я решил рассказать ему все до конца.
— Бог послал в мою жизнь необычного человека, который был наделен глубокими чувствами любви ко мне. Повстречавшись с ней, я испытал на себе безусловную любовь. Чтобы я ни делал и какой бы ни был, она любила меня вопреки всему. Я думал, что так будет всегда, и вел себя совершенно фривольно, я только брал, а взамен давал немного. Я был грешником со всех сторон: ел мясо, ругался матом, пил, проводил ночи в диско-клубах, изменял. Ко всему прочему я был еще и атеистом. Было странно, что меня такого еще возможно любить. Но меня любили! Безусловно, не зависимо ни от чего.
— Это была твоя жена?
Я кивнул, утирая ладошкой слезы.
— За неделю до этого случая на озере, она сказала фразу, которую я запомнил навсегда: «Андрис, так как я тебя люблю, никто никогда не сможет тебя любить». Тогда мне показалось, что этими устами говорил кто-то иной, и слова были необычными и Бог забрал любовь. Это произошло внезапно, я даже не смог осознать, что случилось, и впал в такую депрессию и уныние, что бросил все и отправился в длительное путешествие.
Ананда осторожно улыбнулся, о чем-то глубоко задумавшись.
— Безусловная любовь бывает только у Бога? — спросил я.
— Да, — ответил он так, будто другого ответа и быть не должно. — Посмотри на Них, — кивнув в сторону Божеств, — любовь совершенно не похожа на ту, о которой большинство представлений.
Мы смотрели на Божеств. На них были фиолетовые одежды, сверкающие в серебре драгоценных камней, а в коронах и шейных бусах переливались изумруды.
— Расскажи мне о Них, — попросил я, подумав, что он прав и пора сменить тему.
— Это Господь Гауранга и Господь Нитьянанда, мы их называем Гаура-Нитай, — говорил Ананда. — Почитание Бога в Его изначальной духовной форме, описывается в Священных Писаниях и называется поклонением Божествам. Наши глаза несовершенны, и мы не можем увидеть Господа в Его изначальной, духовной форме. Поэтому Господь милостиво приходит к нам в форме Божества, изготовленной из материальных элементов. Бог находится повсюду, Он — в каждом атоме этой Вселенной, но это не значит, что нужно поклоняться скамейке в парке или мусорному баку. В Ведах подробно объяснено, как изваять Божество — форму, в которой Господь будет присутствовать лично. Гаура-Нитай — Божества, изображающие Господа в Его самой милостивой форме. Справа — Господь Гауранга, слева — Господь Нитьянанда, Его вечный спутник.
Глава 3
«Любовь — это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой» (с)
Ананда разбудил меня в 4:15 утра. Вчера мы долго разговаривали, засидевшись допоздна, и я уснул в его комнате.
— Вставай на Мангала-арати, — он не казался мне сонным. — Прими омовения и я жду тебя в Алтарной, на все-про-все тебе 15 минут.
Привыкший вставать рано, я не думал, что утро начинается еще раньше.
— Почему такой ранний подъем?
— Утро у нас в Храме начинается в 4:30. Мы не в Москве, где всё просыпается после 7-ми.
Когда мы были в Алтарной, Ананда пояснил мне что к чему.
— Мангала-арати переводится с санскрита как «благоприятная арати», и она проводится в самое благоприятное время — брахма-мухурту, за полтора-два часа до восхода солнца. В идеале она должна бы начинаться за семь с половиной часов до астрономического полудня, но с учетом реалий местных часовых поясов Мангала-арати в Храмах начинают в 4:15 или 4:30 утра. К этому времени Божества уже пробуждены ото сна.
Обряд молитв Мангала-арати показался мне необычным, я старался во всем следовать за Анандой, повторяя его действия. На мое удивление Алтарная комната была начисто вымыта, монахи собрались перед закрытым Алтарем и начали петь хором на санскрите. Затем откуда-то затрубила раковина и начал открываться Алтарь, а в частности огромная занавесь, за которой находились Гаура-Нитай.
Меня ослепило новое яркое одеяние Божеств и украшений из драгоценных камней. Казалось, что они улыбались мне своими утренними улыбками, пробуждая мой сонный ум, выйти из многолетней спячки.
Монах в белом длинном одеянии начал проводить служение прямо на Алтаре, размахивая веером и окропляя водой Господ Гаура-Нитая.
— Твой разум выходит из спячки, — подбодрил меня Ананда, когда закончилась церемония.
— Видимо да, — отвечал я. — Наверное, просто не выспался.
— Ступай к себе, поспи немного, но не проспи завтрак, он у нас будет в 9 часов. Потом хочу показать тебе здешнюю красоту и немного успокоить твои переживания.
Я улыбнулся, и теперь уже был уверен, что Ананда стал мне настоящим другом.
Вернувшись в комнату, я увидел, что остальные паломники даже не просыпались. Потихоньку пробравшись к своему месту возле окна, я лег на одеяло, не расстилая его и заснул приятным сном.
После завтрака, мы с другом вышли из Храма к опушке и начали спускаться вниз. На улице было достаточно влажно, весь снег растаял, и под ногами образовались лужи, в которых мокли опавшие листья. Мы утаптывали их ботинками. Вниз к проезжей дороге, через небольшой лес, вела тропика, уложенная кирпичами.
— Это дорожку я выложил в прошлом году, — сказал Ананда, аккуратно ступая на шаткие кирпичи. — Чтобы путники могли добираться до Храма кратчайшей дорогой через этот лесок.
Вдоль его импровизированной дорожки бежал ручей, который привлек мое внимание.
— Это чистая вода? — спросил я.
— Эту воду мы пьем, отсюда набираем в ведра, но у нас за Храмом есть своя скважина.
— А откуда вода?
— Из речки. Место, в котором мы находимся, называется Мацеста. Это очень древнее место Сочи, в летописях оно датируется с 137 года, и названо так в честь речки Мацесты. Вот этот шустрый ручей и есть продолжение этой реки. Я тебе расскажу легенду, пока мы дойдем до дороги. Когда-то в горах жил горец Керендук. Была у него дочка по имени Мацеста. Мацеста переводится как огненная вода. Девушка безмерно любила своего отца, а он заботился о ней. Но однажды, Керендук сильно заболел. Тогда дочка узнала о подземном источнике в этих краях, который мог бы исцелить ее отца. Она спустилась в недра земли, проникла в потаенные пещеры и вступила в сражение с Духом недр, который хранил источник и всячески оберегал его. Мацеста отдала свою жизнь, и это позволило источнику пробиться наружу к людям, и спасти ее отца. В честь этой девушки источник и был назван Мацеста. Он обладает лечебными свойствами. Это была Любовь-благодарность. Когда дети в любви к своим родителям готовы пойти для них на подвиг.
— Любовь-благодарность?
— Да. Предлагаю остановиться, помолиться и напиться этой «огненной воды», — Ананда подставил правую ладошку, зачерпнул воды как в ковш и выпил, бормоча какую-то молитву.
Я последовал его примеру. Освежающая холодная вода придала мне силы.
— Ты давно живешь в Сочи? — спросил я, когда мы вышли на большую дорогу, ведущую через поселок к морю. — Много знаешь.
— С самого построения Храма живу в Сочи, когда Гуру заложил первый камень десять лет назад, — улыбнулся Ананда. — Сейчас я расскажу тебе о море, сегодня погода не слишком солнечная, но достаточно спокойная.
Мы шли по огромному поселку, напоминающему зеленый парк. Улицы хоть и были влажными от тающего снега, но везде росли зеленые деревья и кустарники, забирая влагу на себя. Со стороны казалось, что мы в «русских тропиках». Больше всего меня поразили вечно зеленые самшиты.
— Красивые деревья, — сказал я.
— Самшит специально в Сочи высаживают, растет он медленно, но всегда зеленый, несмотря на снег и дождь, — сказал Ананда, когда мы уже подошли к морю.
Берег моря представлял собой довольно просторный, пустынный пляж. Он состоял из наносов мелкой гальки, а местами из морского песка серебристо-серого цвета. Цвет моря был синий с серым оттенком.
— Море немного серое, потому что зима, — говорил монах, подходя к кромке воды. Я прошел за ним.
— Ты плохо спал сегодня ночью, ворочался и что-то говорил во сне, — сказал он, смотря вдаль.
— Мне часто снятся неприятные сны.
— Ты переживаешь насчет своей жены? Мне кажется, у тебя сформировалось чувство вины, которое глубоко засело в психике. Возможно, оно и управляет твоим страхом.
Я молчал.
— Я хочу тебе помочь. Завтра, я поговорю с Гуру. Уговорю его провести Ягью для тебя.
— Что это такое?
— Это обряд жертвоприношения с использованием жертвенного огня. Мы будем вызывать полубога Агния.
— Жертвоприношения?
— Любому человеку необходима поддержка от Бога и полубогов для благополучной жизни в этом огромном мире. Для этого нужны медитации, помогающие человеку осознать себя и восстановить свои отношения с Богом. Мне кажется, ты нуждаешься в такой поддержке. Но для начала тебе нужно очиститься и принести в жертву часть своей жизни.
— Часть своей жизни?
— Не волнуйся, — усмехнулся Ананда. — В качестве жертвы обычно предлагаются зерно, масло, молоко, фрукты. В ведические времена в качестве жертвы могли использоваться животные. Это подробно описывается в Ведах, где сказано, за какой грех какое животное необходимо принести на жертвенный огонь. Когда же люди стали этим злоупотреблять и животных на Земле почти не осталось, Господь пришел на Землю как Господь Будда, чтобы опровергнуть авторитетность Ведических писаний и провозгласить безличностный аспект Бога. Именно тот аспект, которому ты до этого поклонялся — Брахману.
— Вот как? — успокоился я.
— Да, поэтому жертвоприношение животных у нас запрещено, это грех. Я поговорю сегодня вечером с Гуру, когда для тебя провести Ягью. Но перед этим ты должен долго поститься, ничего не есть, пить только воду, и постоянно молиться. Ты готов?
— Да.
— Ягья — это «кармическая психология», потому что она быстро и эффективно помогает очистить карму и получить блага, как материальные, так и духовные. С ее помощью можно решить практически любую возникшую проблему, поскольку идет обращение к Богу, Которому под силу все. Огонь обладает мощнейшей очистительной силой. Недаром в Храмах постоянно горят свечи, многие крестятся огнем. Мне кажется, после такой тотально чистки ты будешь воспринимать все по-другому и возможно узнаешь Бога такого, какого ты и не представляешь Его знать.
Вдруг мы услышали чьи-то шаги. Звуки перекатывающей гальки заставили нас обернуться. На встречу шла девушка в длинной юбке, платок на ее голове съехал и легкий ветер раздувал каштановые волосы. Она смотрела на Ананду взволнованным взглядом. Оказалось, что Гуру пожелал его видеть, и послал ее разыскать нас.
— Конечно, Ольга, мы с моим другом сейчас же будем возвращаться обратно.
Эту хрупкую девушку звали Ольга. Она была такая худенькая, что казалось, ее сейчас сдует морским ветром. Она так и не взглянула в мою сторону, будто меня и не существовало.
Обратно мы шли молча и, когда зашли в Храм, Ананда увидел Гуру и прямиком направился к нему, Ольга последовала за ним, а я остался стоять в холле, не зная, что мне делать дальше. С этими мыслями я присел на скамеечку, что стояла неподалеку. Именно тогда из какой-то двери, я сам не понял откуда, ко мне вышла Ольга. Она подошла, взглянула на меня серьезно и сказала:
— Извините, что бросила вас здесь одного, но мне нужно было срочно проводить Ананду к Гуру.
И эта ее фраза, а может такое теплое участие в моей судьбе, сыграло свою роль в дальнейшем восприятии. Теперь я смотрел на нее не так как смотрят обычные философы, йоги, монахи и прочие люди, а так, будто эта девушка стала дорога мне. На этот раз Ольга была без платка, и ее длинные каштановые волосы рассыпались по плечам. Цвет глаз был непонятного цвета, постоянно менял свой оттенок. Невысокого роста, она производила впечатления проворной птицы, которую поймать практически невозможно. Ольга была монахиней, а потому мысли даже не допускала, что может мне казаться симпатичной.
— Разрешите вас угостить травяным чаем, — сказал я, приглашая ее в кафе при Храме.
В пристройке кафе с вывеской «Гауранга» стояли три столика и лавочка с вкусными восточными сладостями. Ольга мило улыбалась, следуя за мной, а я размышлял о том, что могло привести сюда эту утонченную молодую женщину? Должна же быть какая-нибудь трагическая история, вроде моей. Я влюбился в нее с первого взгляда, только потому, что она зацепила меня тремя вещами, которые трогали мою психику и глубоко врезались в подсознание.
Первое — это то, что она считала меня самым обычным человеком, тогда на море даже не взглянула, будто я пустое место. Я к этому не привык, так как был избалован женским вниманием. Второе — она была чиста, служила Господу и отдавала Ему свою душу. Я восхищался ею в мыслях, вознося на Небо как святую, боялся даже подумать о ней неправильно, чтобы не «вымазать» своими непристойными мыслями. И третье — я страдал. Она стала причиной моих страданий о невозможности получить и дать любовь. Эти три вещи намертво зацепились в уме, и я заболел Ольгой. И ничего не мог с этим поделать. Каждый раз, когда она подходила ко мне или находилась рядом, я наслаждался своим страданием, будто то был наркотик. Яд, который мне водили по капле, приносящий боль и наслаждение одновременно. Теперь я понимаю наркоманов, ими становятся люди, которые одновременно чувствуют и боль, и сладость. Ольга стала для меня именно таким чувством. Я ничего не мог поделать, просто слепо волочился за ней, стараясь исполнять все, что она просила. Она разглядела мою слабую силу воли и постепенно стала давать наставления относительно моего образа жизни. Я пообещал, что стану монахом и буду служить Богу, что для меня она пример чистого преданного служения. Ведь я мучительно любил ее и готов был сделать все, что от меня потребуется, только бы «яд» всегда был моей дозой нового дня. Самое удивительное было то, что повстречай я Ольгу в другом месте, за пределами Храма, например на пляже, где курортный роман уже никого не пугает, вряд ли бы я влюбился в нее так. Она показалась бы мне самой посредственной и, возможно, я бы позабыл ее через три дня. Но ситуация, которая происходила в Храме, была такой вопиюще неординарной, что я подумал, а не очередной ли это урок Господа? Он уже показал мне безусловную любовь, а теперь очередь была познать невозможную любовь. Об этом я мог рассказать только Ананде, а потому уличил момент, чтобы поговорить и рассказать другу, что со мной творится уже третий день.
Ананда качал головой и хмурился. В какой-то момент, он подумал не допускать меня к Ягье. Но я вел себя так безупречно, выполнял все предписания Гуру, что придраться было не к чему.
Почему я принимаю болезненное, зависимое состояние за любовь? Ведь такая любовь ведет к боли, трагедии и разрушению. Энергия моей несчастной любви сублимируется в энергию творчества, в высокий творческий потенциал. Поэту, писателю и философу некуда девать переполняющие его чувства, некому высказать их, потому он направляет их в творчество, наполненное страстью и страданием, что облегчает чувствительную душу.
Иногда творческие люди умышленно заражаются таким состоянием, выискивают странные объекты для любви, настраиваются на наркотическую любовь, чтобы творить.
Похоже, я сделал тоже самое, ведь для меня наркотическая любовь — источник постоянного творчества. Благодаря этой любви я пишу свои философские дневники. Зависимость от любви это комплекс негативных чувств, выражающихся в страдании по другому человеку, в желании контролировать каждый ее шаг и приобрести ее в собственность. Я застрял в своих страданиях, и страдание стало лакмусовой бумагой любви: если я страдаю по ней, значит я ее люблю, если не страдаю, значит не люблю.
Глава 4
По воле Судьбы мне довелось оказаться в странном положении вещей. Я прибывал в Храме Гаура-Нитай в городе Сочи и жил аскетом среди паломников и здешних монахов.
В мой рюкзак, который я всегда носил за спиной, уместились все мои вещи, и там же лежал портативный нетбук, куда я записывал переживания нового дня. Для меня все казалось необычным, но я потихоньку привыкал рано вставать и в сопровождении Ананды отправляться на Мангала-арати.
Сегодня, как всегда, мой друг разбудил меня в 4:15, я встал и сразу же подумал об Ольге. Неспокойный сон и мысли о монахине, ставшей моим наваждением, не покидали меня до самого утра.
— Плохо спал? — спросил Ананда.
— Не очень.
Ему единственному было известно о моем влечении, но друг не мог ничем помочь, советуя лишь усиленно молиться.
— Гуру назначил Ягью через 3 дня, — сказал Ананда. — И к ней тебе нужно подготовиться постом и молитвами. Он дал для тебя задание, провести сутки на воде, всенощное бдение — экадаши и молитвы, тебе предстоит выдержать эту аскезу.
— Я готов…
Не знаю, выдержал бы я, если бы не Ольга, которая держала пост на сухую (без капли воды), так как готовилась к Ягье вместе со мной. И это так радовало, что я готов был поститься хоть неделю, беспрерывно читая молитвы Божествам.
Вечером я не пошел к морю и дожидался Ольгу возле кафе. Но вместо нее показался Ананда.
— Андрис, я как раз думал о тебе, — сказал он, радостно улыбнувшись. — Хочу пригласить тебя на Гаура-арати.
— Гаура-арати?
— Да, это вечерняя служба, мы проводим ее в 18 часов, когда наступают сумерки.
Я оглянулся по сторонам в поисках Ольги, но потом обнаружил ее в Алтарной, когда мы вошли туда с Анандой. Она сидела на коврике с закрытыми глазами и читала молитву на четках.
— Эта церемония очень древняя, — говорил Ананда. — Пятьсот лет назад преданные проводили ее Господу Чайтанье во время Маха-пракаша лилы, то есть известных игр Господа.
— Господу Чайтанье? — заинтересовался я.
— Основоположник нашей традиции, где Он рассматривается как особое воплощение, явившийся с целью постичь всю силу преданности и дать людям чистую любовь к Богу. Другое имя Чайтаньи — Гаура, что переводится как золотой, потому что его кожа золотистого цвета.
— Это и есть одно из Божеств на Алтаре, правильно?
— Да. Гаура-арати состоит из основной части церемонии посвященной Господу Чайтанье, которая называется Абхишека. Это когда Божество Гауры омывается и умащается цветами и благовониями. Для совершения омовения, используют пять элементов: мёд, молоко, йогурт, сахар и масло гхи.
В Алтарной собралось много людей, играла музыка и древние инструменты. Гуру начал петь на санскрите под аккомпанемент физгармонии. Рядом расположились несколько монахов, которые играли на индийских барабанах (мридангах) и на металлических тарелочках (караталах).
Церемония Абхишека началась с предложения лепестков цветов Божествам Гауре-Нитаю, которое выкатили на специальной подставке в центр Алтарной.
Сначала мурти осыпалось цветными лепестками роз, затем листьями Туласи, потом была посыпана сандаловая паста и втерто кунжутное масло с розовой водой. После этого началось омовение из пяти элементов.
Ананда протянул мне раковину, в которых была жидкостьиз этих элементов и просил полить на тело Гауры-Нитая. Под ритмы древней музыки и завораживающее пения Гуру, я омыл Божеств. За мной еще несколько монахов сделали то же самое.
— Полученная после Абхишеки жидкость является священной, это чаринамрита, — сказал мне Ананда, немного позже и протянул стаканчик. — Выпей.
— Спасибо, — сказал я и выпил залпом.
И только потом увидел, что Ольга и еще несколько девушек в разноцветных сари, тоже проходили Абхишеку, а затем пили чаринамриту. Это меня заметно взбодрило, и я попросил Ананду принести мне еще освященной жидкости.
Он улыбнулся и поднес мне целый стаканчик.
— Наслаждайся, друг, потому как тебе предстоит пост.
— Пост?
— Да, перед Ягьей, ты забыл?
— Нет, — ответил я, поймав взгляд Ольги.
Она смущенно опустила глаза. В Алтарной было много народу, и она не хотела, чтобы кто-то видел, что я пристально на не смотрю. Я решил не смущать девушку своим тяжелым взглядом.
— Во время поста можно пить чаринамриты сколько угодно, — друг легко толкнул меня в плечо.
— С удовольствием, — отозвался я.
За дни поста и всенощных экадаши я так исхудал и осунулся, что моя одежда висела на мне как на вешалке. Голод не покидал меня ни днем, ни ночью, однако я старался выполнить все условия перед Ягьей: ел фрукты, которые были тут в изобилии, пил молоко и вкушал мед. Все это Ананда привозил из города, где закупал специально для Храма.
Вечером мы снова наслаждались фруктами, сидя на циновках, когда друг внимательно посмотрел на меня:
— Ольга уехала в город по моему поручению, — сказал он.
Я опустил глаза.
— Привезет тебе одежду. Гуру хочет, чтобы ты присутствовал на Ягье в новом, а это значит, от твоих джинсов, футболки и свитера придется избавиться.
— Хорошо.
Ольга постучала в комнату за час до Ягьи, и один из йогов позвал меня. Я вышел к ней и увидел добрую улыбку на милом лице. В душе потеплело. Как же радостно смотреть на человека, который светится чистотой изнутри.
За время поста Ольга изменилась, возможно, это не бросалось в глаза со стороны, но мне показалось, что от нее исходят некие лучи благости. Ко всему этому на ней было белое сари, которое очень шло к святому образу.
«Дева Мария, — подумал я»
— Я принесла дхоти, Ананда покажет как его надевать, — сказала она. — Поверх надевается курта.
— Спасибо, Оля.
— Тут еще толстовка с капюшоном, так как на улице холодно… Увидимся, — протянув мне пакет, она направилась к лестнице, ведущей в женские комнаты.
Когда Ананда помогал надевать мне дхоти, он заметил блуждающую улыбочку на моем лице.
— Тебе не стоит медитировать на Ольгу, — сказал он.
— Откуда тебе знать, на кого я медитирую?
— Лучше тогда на Безличностного Брахмана, как и раньше, — в его голосе чувствовалось осуждение.
— Что за совет, Ананда?
— Я не хочу, чтобы это дошло до Гуру.
— Он этого не узнает, если ты ему не расскажешь.
— Он все видит и без меня.
— Каким образом?
— Видит.
— А если я скажу тебе, что влюблен в нее.
— Ты уже говорил мне это.
— Да… говорил.
— Ты влюблен в нее потому, что она недоступна, а если станет доступна, от твоей любви не останется и следа. Но дело не в этом, понимаешь? Эта твоя искусственная любовь мешает твоей духовной практике, твоему совершенствованию. Ты делаешь все корыстно и одержимо, а не потому, что тебе нужно идти к Богу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гьяни. Бежит заяц, а за ним волк предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других