Книга посвящена модной, современной и востребованной профессии помощника руководителя или ассистента. Во всех крупных компаниях за руководителем закреплен помощник или ассистент. Однако все больше и больше представителей малого бизнеса и предпринимателей также ищут ассистентов. В издании раскрываются базовые функции помощника руководителя: встреча гостей и телефонное общение, тревел-поддержка и организация совещаний, планирование графика и многое другое. Приведенные схемы, таблицы и прикладные инструменты позволят облегчить работу действующих ассистентов, а также легко войти в профессию новичкам. Читатели из первых уст узнают, как стать отличным специалистом. Если вы действующий помощник руководителя или начинающий ассистент и хотите усовершенствовать свои навыки, возьмите на вооружение советы автора. Книга будет интересна всем, кого привлекает профессия помощника, а также студентам, фрилансерам и мамам в декрете, ведь она подходит и для удаленной работы. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ассистент руководителя. Лайфхаки профессии. Книга-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
О профессии помощника и ассистента
Кто он, ассистент руководителя
Этот раздел в первую очередь будет полезен тем, кто хочет стать ассистентом или помощником руководителя. Однако и опытный специалист наверняка узнает из него что-то новое о своей работе.
В России профессия «ассистент» лишь набирает обороты. Само слово — англицизм (с англ. «ассистировать/помогать»), относительно недавно пополнивший отечественный лексикон. Проще называть ассистента по-русски — помощником, и совсем привычно — помощником руководителя или секретарем.
Я часто делаю доклады на конференциях для ассистентов и помощников первых лиц компаний. Помню, как во время первого выступления ко мне обратился организатор и попросил не использовать слово «секретарь», потому что аудитория обижается.
Конечно, «ассистент» звучит благороднее. Я согласна.
Кто же он, ассистент или помощник?
Правая рука и доверенное лицо шефа.
Тот, кто принимает звонки, составляет график руководителя, организует командировки и бизнес-поездки, а также совещания, договаривается о встречах с партнерами/клиентами.
Человек, который налаживает бизнес-процессы и взаимодействует с другими подразделениями.
Тот, кто фиксирует ход совещания, а потом контролирует исполнение поручений, данных руководителем.
Сотрудник, охраняющий «святая святых» — кабинет руководителя — от нежелательных звонков и гостей.
Подводя итог — это тот, кто обеспечивает руководителю КОМФОРТ. Или, если хотите, гарантирует ему спокойствие.
Помощник должен сделать рабочий процесс максимально комфортным для шефа.
А знаете, в чем трудность? В том, что перечень должностных обязанностей такого сотрудника у каждой организации свой: где-то ассистенту требуется умение открывать представительства в других городах, а где-то — знание основ маркетинга.
Рассмотрим три вида современных ассистентов. Итак, какими они бывают?
Сразу оговорюсь, что поскольку понятие «ассистент» у нас только приживается, не все руководители имеют представление, чем один вид отличается от другого.
1. Персональный ассистент (англ. PA).
Это тот, в чьи обязанности, кроме решения административных вопросов (прием посетителей, звонков и т. п.), входит выполнение большого пула личных поручений, касающихся обычной жизни шефа и его семьи. Отсюда и название «персональный».
Обязанности личного помощника (персонального ассистента) могут включать в себя:
• контроль за работой домашнего персонала (нянь, преподавателей), а также их подбор;
• организацию отдыха шефа и его семьи: от выбора страны и организации досуга до выстраивания логистики;
• компетентность и осведомленность в сфере luxury-обслуживания, брендов и марок (отели, рестораны, бутики);
• организацию медицинского обслуживания: своевременное прохождение профилактических обследований (чекапы), запись к специалистам и пр.;
• обеспечение спортивных хобби руководителя: выбор спортивных залов, персональных тренеров, гольф-клубов и т. п.;
• сопровождение по аналогичным задачам родственников, друзей и партнеров шефа;
• осуществление покупок и интернет-заказов от лица руководителя (от поиска до доставки).
Перечисленные задачи связаны с частной жизнью шефа, могут касаться его хобби и увлечений. Главная трудность — такие поручения не спрогнозировать: вы не можете знать заранее, что именно поручит шеф.
Примеры личных поручений:
• записать руководителя в салон красоты на стрижку и укладку;
• подобрать спортзал и оформить абонемент;
• найти туфли Dolce Gabbana 40-го размера сегодня к 17:00;
• оформить гражданство сыну шефа, рожденному в Италии;
• подобрать няню не старше 40 лет, с педагогическим образованием и владением английским языком на уровне носителя для дочки руководителя;
• организовать шефу с четырьмя друзьями сафари-поездку в ЮАР;
• устранить последствия потопа в квартире шефа, вызвать соответствующие службы и др.
Многие задачи уникальны. Решить их вам помогут опыт, самообладание, стрессоустойчивость, находчивость и связи.
2. Бизнес-ассистент (англ. BA).
Это тот, в чьи обязанности входит решение задач, связанных непосредственно с бизнесом.
В обязанности бизнес-ассистента может входить:
• описание бизнес-процессов компании, их упаковка в регламенты, чек-листы, стандарты;
• поиск подрядчиков и поставщиков для выполнения бизнес-задач компании и курирование их работы;
• поиск и внедрение автоматизированных технологий для оптимизации внутренних бизнес-процессов (CRM-систем, систем ЭДО и т. п.);
• поиск партнеров и спонсоров для популяризации услуг/ товаров компании, работа с ними;
• сопровождение руководителя на бизнес-встречах, переговорах и в бизнес-поездках;
• поиск и работа с информацией, создание бизнес-презентаций;
• курирование команд, контроль за исполнительской дисциплиной отделов и департаментов;
• создание контента для сайтов, ведение соцсетей;
• управление проектами и др.
Бизнес-ассистент, как правило, отошел от решения личных задач и ориентирован облегчить работу шефа по бизнесу. Он не только организует командировки, но и часто сопровождает руководителя. Всегда погружен в дела компании, знает, с кем какая сделка заключается, какой завод где открывается и т. д. Как правило, английский у бизнес-ассистентов на высоком уровне (upper-intermediate и выше), ведь они могут участвовать в переводе на англоязычных встречах. Такой сотрудник всегда присутствует на совещаниях, и не только в качестве протоколиста. Он может их начинать и даже проводить вместо шефа.
Примеры бизнес-поручений:
• выбрать и внедрить CRM-систему с помощью внешнего специалиста и организовать обучение сотрудников работе с ней.
Это, кстати, один из моих кейсов. Я безумно им горжусь!
Потому что весь процесс, от сравнительного анализа систем и выбора одной из них до обучения, лежал на моих плечах.
Да, систему настраивал сертифицированный специалист.
Однако о нашей компании он ничего не знал. Объяснять устно — нереально, долго и вряд ли запомнится. Поэтому я описала все бизнес-процессы, которые потом легли в интерфейс системы: тут нажимается такая-то кнопка, здесь появляется выпадающий список и т. д. Внедрение системы облегчило жизнь компании в целом. Это до сих пор один из прорывных шагов в ее жизни;
• проанализировать бизнес-процесс и подумать, как его оптимизировать;
• подобрать подрядчика для маркетингового продвижения компании и провести тендер. Это тоже один из моих кейсов. И задача не ограничивалась выбором агентства — мне поручили его курировать: контролировать работу, вести коммуникацию, собирать и анализировать отчеты, планировать дальнейшую работу и пр.;
• организовать конференцию для торговых представителей нашей компании из регионов;
• выбрать event-агентство и организовать корпоратив;
• оптимизировать бизнес-процесс подготовки руководителя к выступлениям на профильных форумах, подобрать ему бизнес-тренера по ораторскому искусству и оптимизировать подготовку.
Таким образом, бизнес-ассистент погружен в дела бизнеса (компании). Он в курсе всех проектов, запусков новых продуктов, открытий новых представительств. Руководитель делегирует ему часть бизнес-задач. Например, маркетинг (допустим, курирование маркетингового агентства). Поэтому такой специалист должен обладать стратегическим и бизнес-мышлением, понимать цели развития компании.
3. Удаленный ассистент (англ. UA).
Сейчас очевиден тренд на удаленных ассистентов. Это связано с двумя моментами:
1) развитие информационных технологий. Умея создать полноценный офис на своем ноутбуке, можно одинаково эффективно решать до 100 % задач из любого места на планете;
2) сокращение издержек. Услуги удаленного ассистента для компаний, как правило, стоят дешевле. Да и ассистент, умело организуя свой день, может вести несколько разных проектов.
Удаленный ассистент помогает руководителю, не будучи рядом с ним. Согласитесь, вести график шефа можно и издалека.
Как и координировать работу подрядчиков (с помощью почты и телефона). Даже бизнес-встречи часто проводятся в формате скайп-конференции или конференц-колла. Таковы удивительные возможности мира технологий.
Среди моих учеников есть те, кто помимо основной работы ведет проекты на удаленке.
Конечно, удаленный ассистент должен безукоризненно владеть навыками организации своего дня, быть замотивированным и дисциплинированным.
Единственный существенный минус работы на удаленке для меня — стирание границ между работой и домом. Часто сидишь в обнимку с ноутбуком на диване или пишешь технические задания на кухне, а для многих дом — это место отдыха.
С другой стороны, даже если дом принципиально только для отдыха, не стоит отвергать предложения по работе на удаленке.
Работать можно в кафе или сидя на скамейке в парке, в коворкинг-центрах и из любой точки мира. Главное — желание и дисциплина.
Удаленных ассистентов часто ищут предприниматели, владельцы бизнесов, медийные персоны, стилисты, блогеры и т. п. Функционал таких помощников может быть связан как с бизнес-поручениями, так и с личными поручениями. Все зависит от потребностей руководителя.
Самые распространенные виды ассистентов мы разобрали, теперь самое время встать на место шефа и подумать, какого ассистента хочется видеть рядом и какими качествами он должен обладать.
Интересно? Тогда жду в следующем разделе.
Качества ассистента
Моя мама — предприниматель с 20-летним стажем. Она умело ведет бизнес, властная и целеустремленная женщина. Поэтому, когда писала эту главу, я советовалась с ней и другими представителями бизнес-сообщества. Мне было важно взглянуть на профессию со стороны, встать на место руководителя и понять, какие человеческие качества для него важны в ассистентах.
Ведь ассистент — тот, кто стоит за спиной любого руководителя, топ-менеджера или владельца бизнеса. А какой он? Давайте разберемся.
Вот список важных качеств ассистента и требований к нему:
1) вовлеченный.
Вразрез с чужими списками качеств идеального ассистента вовлеченность я ставлю на первое место. Почему-то мало кто говорит об этом качестве, а оно очень важное.
На мой взгляд, не добьется успеха, признания и уважения руководителя невовлеченный ассистент, который ровно в 18:00 бежит домой, несмотря на важное письмо в почте, и не интересуется делами компании, а работает лишь ради денег.
Вы должны искренне тащиться (извините за сленг) от того, что делаете, понимать важность и нужность вашей работы.
Хороший ассистент — тот, кто думает, что еще предпринять для улучшения условий работы шефа; кто готов менять себя и бизнес-процессы, предлагать новшества во благо эффективности шефа и компании в целом;
2) преданный.
Неслучайно негласное требование кадровых агентств к ассистентам — два-три года непрерывной работы на одном месте.
Это показатель серьезности и преданности компании. Для руководителей выбор нового помощника тоже стресс: они привыкают, открываются, рассказывают о себе, учат и наставляют. А зачем это делать, если человек прыгает каждые три-шесть месяцев с места на место?
3) пунктуальный.
Ассистент должен уметь организовать не только день шефа, но и собственный. Время — самый ценный ресурс. Значит, нужно сделать так, чтобы ни минуты времени шефа не было потрачено в ненужном ожидании, пробках и т. д.;
4) грамотный.
Ассистент — лицо компании, ее визитная карточка. Грамотно писать и говорить в нашей профессии очень важно.
По телефонному звонку и письму нас оценивают как профессионала;
5) тактичный.
Это качество связано и с деловым этикетом. Нужно досконально знать правила хорошего тона, уметь начинать и поддерживать светскую беседу, быть безупречным во всем.
Мы работаем с большим количеством партнеров и клиентов.
Нас зачастую видят раньше, чем босса. Именно мы отвечаем за впечатление, которое наша компания производит на гостей. Поэтому уметь общаться и применять нормы этикета очень важно;
6) ответственный.
Я искренне считаю, что профессия ассистента — управленческая. Мы принимаем множество управленческих решений: работать или не работать с подрядчиком, какие подарки ВИП-партнерам выбрать и т. д. Но мало принять решение, важно нести ответственность за его последствия;
7) умеет работать с информацией.
В потоке информации ассистент вылавливает нужную, адаптирует ее и использует себе во благо. Услышали рекомендацию ресторана от друзей — записали: вдруг шефу пригодится;
8) умеет делегировать.
Руководителю, как правило, важен результат, а не исполнитель. Умение делегировать = передавать кому-то часть своих функций.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ассистент руководителя. Лайфхаки профессии. Книга-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других