В пособии описан опыт «погружения» преподавателя экономических дисциплин в мир коучинга, представлены методразработки 7 занятий (5 учебных и 2 внеклассных мероприятия) с использованием коучинговых инструментов и описанием хода работы на каждом этапе занятия. В их числе техники постановки целей и планирования деятельности, принятия решений и повышения учебной мотивации, предоставления обратной связи и развития коммуникативных навыков учащихся.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия в стиле коучинг: опыт разработки и проведения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Использование коучингового подхода при подготовке специалистов среднего звена
Коучинг — это про то, как из ситуации сегодня попасть в ту точку на жизненной карте человека, где он хочет оказаться завтра, помогая исследовать различные пути движения этой цели и выбирать наиболее экономичный, ресурсосберегающий и экологичный путь. Коучинг — это про достижение целей. Коучинг является синтезом эффективных методов из различных областей знаний, таких как спорт, бизнес, позитивная психология, медицина и педагогика.
Любая деятельность строится в соответствии с определенными принципами, которые и определяют основополагающие правила, идеи и закономерности построения этой деятельности. Принципы коучинга отражены на рис. 1.1. Они являются основой коуч-позиции — состояния, в котором находится человек тогда, когда создает коучинговое взаимодействие с клиентом [1]. В коуч-позиции может находиться преподаватель, родитель по отношению к ребенку или супругу, руководитель по отношению к сотрудникам, профессиональный коуч на консультации и др.
Рис.1.1 — Принципы коучинга
Отличие коучинга от смежных специальностей иллюстрирует график, построенный с помощью 2-х линий, одна из которых — это линии времени, вторая — шкала профессиональной активности специалиста (рис. 1.2). И если деятельность психотерапевтов, психологов, бизнес-аналитиков направлена на решение проблем в прошлом, то деятельность коуча состоит в построении такой формы взаимодействия с клиентом, когда из ситуации «сейчас» мы идем в ситуацию «завтра» через поиск и реализацию целей клиента путем постановки «сильных» вопросов [1].
Рис. 1.2 — Отличие коучинга от смежных специальностей
Как же совместить обучение с коучингом? Опора на принципы коучинга в образовательной деятельности с использованием инструментария коучинга составляет основу коучингового подхода к обучению (рис. 1.3).
Рис. 1.3 — Сущность коучингового подхода к обучению
Коучинговый подход в отличие от коучинга состоит в привнесении в процесс обучения, развития или управления коучинговой позиции и инструментария коуча, что позволяет, скажем, преподавателю проводить занятия, а руководителю собрания и совещания в коучинговом стиле, которые вдохновляют и мотивируют его участников. Другими словами, коучинговый подход позволяет подключать в профессиональную деятельности элементы коучинга: коуч-позицию и инструменты коучинга [1].
В каких же ситуациях прибегают к коучингу, и в каких находит применение коучинговый подход? Для ответа на этот вопрос рассмотрим лестницу компетентности.
Рис. 1.4 — Лестница компетентностей
Каждый человек в каждый момент времени обладает некоторой компетентностью в определенных сферах. Эти ступеньки человек проходит в любом знании и только с долгой практикой достигает 4-й ступеньки. Какие же методы эффективны на каждой ступеньки лестницы?
Рис. 1. 5 — Лестница компетентностей
На уровне неосознанной некомпетентности человек осознает свое незнание через новый опыт, сталкиваясь с которым и осознает свою неспособность решить данную проблему из-за нехватки знаний и навыков, а также благодаря тестированию или наставничеству. Таким образом достигается переход на уровень осознанной некомпетентности. При наличии мотивации стать экспертом в данной области, т.е. приобрести компетентность в решении определенного круга задач, возникает интерес как к самообучению, так и к другим формам обучения через тренинги, занятия, семинары, конференции и пр. Переход на уровень неосознанной компетентности (мастерства) достигается благодаря тренировки своих профессиональных навыков, их практическим применением и коучингом. И на этом этапе коуч помогает расширить зону ближайшего развития и путь от осознанной компетентности до неосознанной компетентности преодолеть в разы быстрее. Когда же человек достиг мастерства в своей сфере и находится на уровне неосознанной компетентности коучинг помогает ему увидеть «новую вершину», перейти на уровень несознанной некомпетентности в новой для себя отрасли знаний вместо того, чтобы «почивать на лаврах» в упоении своими победами и достижениями. Так в непрерывном процессе замыкается цикл развития — цикл «вечной юности». Таким образом, уровень компетентности клиента в определенном вопросе и служит тем самым индикатором, который и определяет использование коучинга или коучингового подхода.
Как же вплетать инструментарий коучинга в арсенал педагогического мастерства преподавателя? Коучинговые технологии можно встраивать практически в любую дисциплину через реализацию тех целей и задач, которые связаны с изучением конкретной дисциплины, при решении проблемных ситуаций и кейсов с использованием техник принятия решений при групповым взаимодействии, для выработки плана самоподдержки с опорой на свой творческий потенциал и ресурсы личности, умения правильно отнестись к себе в ситуации провала или неуспеха и вытаскивать себя из трясины самоедства через реализацию микроцелей. Об этом подробнее описано в третьей главе. В ней представлены методразработки занятий с использованием коучинговых инструментов и описанием хода работы на каждом этапе занятия. Среди них:
— модель заявления о целях с использованием техники SMART;
— метод обратной задачи (визуализации целей);
— SWOT-анализ;
— техники, способствующие развитию навыков активного слушания и предоставления обратной связи;
— метод «мозгового штурма»;
— стратегия Уолта Диснея;
— техника «Декартовые координаты»;
— упражнение «команда помощников»;
— техника «График Ганта»;
— метод «Альпы»;
— способы расстановки приоритетов с использованием принципа Парето, метода АВС, метода Д. Эйзенхауэра;
— использование метафор и др.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия в стиле коучинг: опыт разработки и проведения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других