Книга о нейросети, управляющей smart city и о шести друзьях, которые ищут в нём свой путь.Нейросети рисуют, сочиняют музыку и текст. Следующий шаг – доверить им писать законы и управлять бизнесом. Когда искусственный интеллект сходит с ума, это неприятно. Когда от него зависят судьбы миллионов людей, то это становится опасным. Сможет ли кто-то из горожан найти "лекарство", пока не стало слишком поздно?Это история о мире, который мы сейчас создаём. И в нём всё равно придётся делать выбор.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Код равновесия. Техногород предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА 4
Нам говорили: у каждого должен быть свой страх и своя цель. В то время я представлял, что цель манит нас вперёд, а страх дышит в спину и не даёт остановиться. Лучше всего бояться того же, чего боятся все. Тогда можно развлекаться, обсуждая общие страхи и фантазируя, как можно было бы их победить. А если служить той же цели, которой служит большинство, то на уже на одном этом основании можно считать себя не хуже прочих.
Так думали мы все — так думал и я. Но обладая чужими целями и страхами я не имел своих.
Временами Тёзке казалось, будто Фантазёр младше её. Его идеям не было конца, он мог дуться, как ребёнок и забывать о своих обещаниях. Зато библиотекарь никогда не читал Тёзке нотаций, его непредсказуемость веселила её. Сегодня он обещал сюрприз.
Они спустились в метро и поехали на юго-запад, туда, где раскинулся популярный район ДиПизза с целой улицей модных ателье, с магазинами белья и одежды. В вагоне было тепло, одноразовая стерильная накладка на сиденье чуть уловимо пахла мятой и Тёзка всё гадала, что же приготовил для неё Фантазёр. Её сложно было чем-то удивить, потому что её мать, которую все звали просто Матушка, работала инструктором-дезинфектором и жили они в полном достатке.
Тёзка изо всех сил готовилась к экзамену, чтобы выходить на работу вместе с Матушкой и её друзьями, которые жили на одной улице с ними. Белоснежная форма с респиратором, почёт и то, что её будут ждать в любом доме, в любой компании — вот что привлекало Тёзку в профессии. Когда она небрежно говорила какому-нибудь новому знакомому, что живёт в районе Рюшимик, в доме, отделанном полированными панелями, то чувствовала, как отношение к ней становится особенным. Единственное, чего боялась Тёзка — это каким-то невероятным образом разочаровать своё предприятие, которому она принадлежала с рождения, и искать себе работу. Чего доброго, придётся вставать в очередь вместе с неудачниками и бывшими преступниками, а потом всю жизнь ходить в помощницах, как Ундина.
Тёзка почувствовала, как Фантазёр сжал её пальцы:
— Выходим.
Они оказались на пустой платформе.
— Где мы? — протянула Тёзка, оглядываясь по сторонам.
Вместо мраморной отделки, имитирующей вуаль и кружева, она видела ограненное цветное стекло и начищенные медные цепи. Пол на этой станции был расписан под ковёр, а сводчатый потолок украшали золотистые завитушки. “Станция Матар-Альзумаруд” — гласила яркая вывеска. Тёзка вопросительно взглянула на Фантазёра.
— Мне нужен был строительный кран, — сбивчиво объяснял он, — А тут как раз большая стройка.
— Но это же ювелирный район, — прошептала она.
Матар-Альзумаруд выделялся среди соседних районов яркостью, блеском и криминалом.
— Зачем тебе кран? — недоумевала Тёзка, — Поехали скорее обратно.
— Охранная полоса и небо за городскими стенами — оттуда их видно лучше всего.
Тёзка ахнула.
— Опять твои вечные вопросы? — рассердилась она, — Глупые мечты, никчёмные идеи.
— На этот раз я кое-что видел! — взмахнул рукой Фантазёр, — И оно реальное.
— И что же это?
— Ну, пока я точно не знаю, — смущённо признался он и добавил, — Но у меня есть обоснованное предположение. Я хочу, чтобы ты посмотрела вместе со мной.
Тёзка нервно рассмеялась и тут же осеклась, когда эхо разнесло её смех по пустой станции.
— И ты хочешь рискнуть ради того, чего сам не знаешь?
— Я был здесь уже четыре раза с начала весны, — ответил он упрямо и серьёзно, — Не хочешь — я пойду один.
— Иди, — бросила она.
Молчание.
— Сумасшедший!
Ни слова. Фантазёр сгорбился и сел на скамью. Тогда Тёзка демонстративно перешла на другую сторону платформы и стала ждать обратного поезда.
От стены отделился голографический Метрокэп и подошёл к Фантазёру:
— А кто это у нас потерялся? — засюсюкал он, — Какой хороший ребёнок! Мы быстро найдём твою маму. Скажи, как тебя зовут?
Фантазёр поднял голову:
— Ты что, не видишь, что я взрослый человек? — строго спросил он.
По силуэту Метрокэпа пошла рябь.
— Сбой в системе мониторинга… — медленно ответил он, — … извинения…
Метрокэп исчез и тут же появился вновь, уперев руки в бока:
— Эй, парень, — широко улыбнулся он, — подсказать тебе маршрут?
— Не надо, — отмахнулся Фантазёр.
Они с Тёзкой снова остались одни. Фантазёр ничего больше не говорил, а только поглядывал на неё украдкой. Лицо у него было такое несчастное, что Тёзка поняла: этой ночью без неё он пропадёт. Пришёл и уехал поезд — а она осталась на станции. Наконец, Тёзка села рядом с Фантазёром:
— Вот убьют нас, — проворчала она, — Что Матушка скажет?
— Это не опасно, — убеждал её Фантазёр, — Нас пропустят, я договорился с местными. Не такие уж они страшные.
Район ювелиров и впрямь казался самым обычным, если не считать домов, которые будто бы хотели перещеголять друг друга в отделке. На дорогах в вечном нескончаемом коллапсе застыли служебные автобусы и грузовые машины, высотки гигантскими колоннами уходили в ночное небо, а на них сверкали 3-D экраны. Верхние этажи домов были утыканы самодельными ветряками, между небоскрёбами носились скоростные поезда воздушного метро, а ещё выше множеством ярусов медленно плыли вагончики канатных дорог. Рёв и гудки машин, шум, разговоры, музыка и реклама. Вот только рабочих на улицах почти не было. Фантазёр тянул Тёзку дальше и скоро свет и шум остались позади. Она совсем потерялась в каменных углах, неожиданно возникавших перед ними и боялась остаться одна в этой кромешной тьме, в шепотках по углам, но Фантазёр крепко держал её за руку и ей приходилось приноравливаться к его неровной походке. Каменные оштукатуренные стены сменялись пластиковыми подпорками, железными листами, тряпичными занавесками. Асфальт, песок, настилы, проволочные циновки; запахи старого масла, тяжёлые, странные ароматы, трущобно-кошачья вонь, пыль и — неожиданно — сырой, нехороший запах застоявшейся воды. Скоро они увидели строительный забор, а за ним возвышался башенный кран. И тут совершенно неслышно и неожиданно перед ними возникли три крими.
— Не местные? — тихо спросил один из них.
От его равнодушного голоса у Тёзки по спине побежали мурашки. Фантазёр сжал её пальцы ещё сильнее:
— Мы на площадку, — так же негромко ответил он.
Крими молчали. Казалось, они опешили от такой наглости, но вот в темноте прозвучал тонкий, истеричный смех. Тёзка вцепилась в край куртки Фантазёра, прижавшись к его плечу. Он вдруг спохватился и суетливо полез за пазуху за пропуском. Круглый медальоном с изображением слона повис на цепочке, слабо поблёскивая.
— Наше, — гнусаво протянул один из крими.
Второй тут же дёрнул за цепочку:
— Знак у чужаков! — высоким голосом зачастил он, — Они шпионы. Я вижу, я чужих чую, как пёс! Давайте их…
Перед лицом Фантазёра появилось тонкое лезвие и он, как заколдованный, смотрел на него и не мог отвести глаз.
— Цыц, — бросил старший, не повышая голос и достал из кармана прозрачный, тускло светящийся шарик, — Заправь до верху.
Тёзка так испугалась, что происходящее казалось ей нереальным. Она видела, как один из крими заправил лампу: отмерил порошки из трёх разных пакетиков, а затем добавил прозрачной жидкости из бутылочки и закрыл шарик пробкой. Главный потряс шар и скоро света стало достаточно. Он смотрел на обратную сторону медальона, а библиотекарь успел насчитать ещё пять человек, сидевших на корточках чуть поодаль. Вдруг главный коротко и звонко отвесил затрещину низкорослому парню, который стоял рядом с ним. Лезвие стукнулось о камни. Крими захохотали.
— За что? — взвизгнул тот.
— А это? — главный поднёс ему к носу медальон, — Что это значит?
— Буква “Пэ”, — удивился тот, — Пропуск?
— Угу, — кивнул главный, — Говорил я тебе не торопиться? Ну, сколько раз, а? Смотреть надо сначала. Смотреть — и только потом резать!
Низкорослый потёр затылок и поднял стилет.
— Всегдашняя моя поспешность приносит мне многие страдания, — как ни в чём не бывало объяснил он Фантазёру.
— Что на площадке-то надо? — миролюбиво спросил главный крими.
— На кран подняться, — дрогнувшим голосом ответил Фантазёр.
Крими пристально оглядел их и понимающе хмыкнул:
— Романтики, значит. Ну, пойдёмте.
Фантазёр с Тёзкой поднимались в кабину на таком маленьком лифте, что им пришлось тесно прижаться друг к другу, чтобы уместиться в нём. Крими уже исчезли в ночных переулках Матар-Альзумаруд, на стройплощадке было тихо.
— Ну ты и мастер переговоров, — прошипела Тёзка, — Так “договорился”, что нас чуть не зарезали.
— Извини. В прошлый раз меня встречали другие ребята, так что это происшествие можно считать за человеческий фактор, — улыбнулся Фантазёр и вдруг нежно поцеловал Тёзку в кончик носа, — Всё обошлось.
Тёзка угрюмо взглянула на него, но промолчала.
— Времени потеряли много, — серьёзно сказал библиотекарь, — Как бы не опоздать.
Внутри кабины башенного крана было холодно. Фантазёр включил тепловой шнур, который тянулся по стенам и уходил в пол — и вынул из нагрудного кармана пластиковый квадрат, упакованный в чёрную плёнку. Он снял её с одной стороны и приклеил квадрат к потолку, а затем снял плёнку с другой стороны. В кабине стало светло. Было тихо и Тёзке казалось, что она слышит ветер. На площадке стоял полуразобранный дом, пригодные для новой стройки железо и камни лежали кучами на земле, а мусора уже почти не осталось. Далеко за стройкой тянулись фонари, а под ними — яркие рыночные палатки, которые, казалось, вот-вот вывалятся прямо на дорогу. Ещё дальше, на стенах высотных домов крутили рекламу и новости. Тёзка пригляделась и узнала любимый ролик «Весь мир счастлив».
Из другого окна тянулась ярко освещённая охранная полоса, а за ней — Мусорные стены, которые опоясывали Котлище пятью кольцами. Они будто вросли в небо, под ними не видно было ни дронов, ни наблюдателей, но горожане знали, что они замечают любое движение у охранной полосы — и никогда никого не предупреждают.
Тут Фантазёр дёрнул Тёзку за рукав, указывая пальцем вверх и вперёд, в небо, которое находилось уже Снаружи. Она подняла голову и увидела белые и красные точки. Часть из них светилась непрерывно, а другие ровно мигали, но двигались они все разом, словно что-то треугольное держало их вместе. Ни звука, ни следа в небе. Через несколько секунд таинственные огоньки скрылись за краем городских стен.
— Что это? — удивилась Тёзка.
— Их только отсюда видно, — пробормотал Фантазёр.
— В небе ничего нет, кроме птиц, солнца и облаков, — неуверенно возразила Тёзка, — Ещё звёзды, луна, планеты, радуга, дождь…
Фантазёр облокотился на подвесной молекулярный отсек, в котором крановщик, должно быть, готовил себе обеды.
— Как ты думаешь, на что похожи эти огни? — спросил он с волнением в голосе, — Давай, подумай. Вспомни! Где в городе ты видела такие же огоньки?
— Лампы? — недоумённо гадала Тёзка.
— Нет. У них слишком слабый свет.
— Информационные щиты?
— Они разноцветные. Ну же! — дразнил её Фантазёр.
— Ты знаешь! — догадалась она, — Поезда? Светофоры? Автобусы?
— Точно! — с детской радостью выпалил Фантазёр, — Мне тоже пришёл в голову именно транспорт.
Тёзка ошеломленно захлопала глазами.
— Самолёт! — вдруг выпалил Фантазёр, и затараторил, — Я понял случайно. Ребёнок запустил бумажный самолётик в библиотеке, и меня озарило! Это же чудо разума! Нашего, человеческого. Понимаешь? Они давным-давно создавали чудеса, а значит, и мы можем. И я могу! И ты.
Тёзка с сомнением посмотрела на него:
— Самолёты — это волшебные машины, а волшебство есть только в сказках, — твёрдо сказала она, — Говорю тебе как “перспективная” горожанка: любая вещь тяжелее воздуха, а значит, она не может оторваться от земли.
Но Фантазёр махнул рукой, будто она сказала что-то незначительное, наклонил к ней бледное, конопатое лицо и зашептал:
— Они появляются раз в двадцать дней, по ночам, с точностью до минуты. А это значит, что земли Снаружи обитаемы!
Тёзка поёжилась.
— Ты сошёл с ума, — отрезала она.
Фантазёр распахнул дверь:
— Я видел самолёт! — упоённо воскликнул он в темноту, — Мы можем всё!
Но город слушал новости, гудки машин и шум фабрик. С улиц никто не мог заметить паренька, стоявшего так высоко над всеми. А если бы кто-нибудь пригляделся к одному из многих башенных кранов города, то зажмурился бы от света экранов и прожекторов и не увидел крошечную фигурку библиотекаря, победно вскинувшего руки.
— Эгей, Котлище! — не унимался Фантазёр, — Я знаю твою тайну!
Он неуклюже подпрыгнул на самом краю и чуть не сорвался вниз. Тёзка взвизгнула и зажмурилась.
— Я догадался, — вернулся он к ней, — понимаешь, сам! Я сам нашёл ответ. А не верил! И никто не поверит.
Тёзка тоже не верила ему, но знала, что Фантазёр — гений, просто судьба не дала ему шансов проявить себя. И сейчас она забыла о своём недавнем испуге и гордилась, что именно её библиотекарь позвал сегодня с собой. Они сидели, обнявшись, а от шнура шёл жар. В распахнутую дверь залетали редкие, мелкие снежинки и сразу таяли на тёплом полу.
— Почему бродяги не перелетели через Мусорные стены, если у них есть машины для этого? — вдруг спросила Тёзка.
— Может, они не хотят — предположил Фантазёр и прошептал, — А ты помнишь, как Система ошиблась на станции? В последнее время она часто ошибается, и я думаю…
— Тш-ш-ш… — Тёзка ладонью прикрыла ему рот, — Ты что! Об этом нельзя говорить.
Фантазёр поцеловал её руку и убрал от лица.
— Я всё думаю про городской архив. А ещё я боюсь, что Система сходит с ума, — с болью закончил он.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Код равновесия. Техногород предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других