1. Книги
  2. Воспитание детей
  3. Анна Геннадьевна Бердникова

Как выжить с ребенком? В вопросах и ответах

Анна Геннадьевна Бердникова (2024)
Обложка книги

В легкой и доступной форме изложены ключевые вопросы психологии детского возраста. Книга представляет собой сборник экспресс-консультаций по наиболее актуальным для родителей дошкольников темам. Каждый раздел состоит из краткого изложения родительского запроса, психологического анализа описываемой ситуации и рекомендаций, как справиться с тем, что вызывает тревогу или недоумение в действиях ребенка.Консультации расположены в соответствии с возрастом ребенка, о котором спрашивают родители: от новорожденного до школьника .

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как выжить с ребенком? В вопросах и ответах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Что делать, если ребенок игнорирует обращение к себе?

Сыну два с половиной года. Несколько месяцев назад появилось странное поведение, и оно прогрессирует. А произошло вот что: ребенок перестал слышать обращенные к нему просьбы. Он находится в одной комнате, даже может смотреть на меня, я прошу его о чем-нибудь (убрать игрушки, подойти ко мне, помыть руки, сходить в туалет и т.д.), а он делает свои дела или ничего не делает. Я повторяю, жду, когда он закончит свои дела — эффект тот же, иногда может услышать.

Собираемся на прогулку, я зову его к себе, а он устраивает гонки по квартире. Мы с мужем посмеялись. В след. раз посмеялись и объяснили, что, когда мама зовет — нужно подойти. Наверное, сами виноваты…. А то, что он хочет (например, предложение смотреть мультфильм) он услышит всегда и везде.

Раньше срывалась на крик — сначала помогало, потом и это перестало работать. После я с ним говорю, объясняю, что так делать нельзя. Он говорит, что так больше не будет, но не сдерживает обещание. Как быть?

Если предложение посмотреть мультфильм ребенок слышит, независимо от собственной занятости и на любой громкости (всегда и везде), значит, лора вычеркиваем. Сосредоточимся на педагогических моментах.

Важным маркером ситуации становятся Ваши чувства, возникающие в момент, когда ребенок игнорирует вашу просьбу или требование. Скорее всего это чувство гнева. Его возникновение говорит о борьбе между взрослым и ребенком: кто окажется сильнее, за кем окажется последнее слово. Противостояние завораживает, порождает азарт, противостоять — само по себе увлекательно. Досадно только то, что в такой борьбе не может быть выигравших, проигрывают все.

Вот вы просите ребенка помыть руки, он «не слышит» вас, вы настаиваете, он еще более увлеченно складывает мозаику. Вы срываетесь на крик и отвешиваете подзатыльник, ребенок начинает плакать и в слезах идет мыть руки. Он расстроен, Вы укоряете себя за то, что не сдержались. Поборолись, но победителей не выявили, все проиграли.

От такого открытого противостояния важно уклониться. Вы нашли хороший способ — вы ждете, когда ребенок освободится, это повышает ваши шансы быть услышанным.

Вы сделали интересным событием сборы на улицу. Теперь для ребенка — это интересная игра: чтобы пойти гулять, надо весело побегать по квартире. Это еще один прием избегания противостояния.

Давайте попробуем сделать интересной игрой — послушаться Вас.

Попробуйте в течение дня обращаться к сыну с просьбами, которые ему будет приятно выполнять (угостить чем-то, мультики посмотреть и пр.), произносите их шепотом. Очень радуйтесь, когда сын будет Вас слушаться, говорите ему о том, как Вам приятно, рассказывайте вечером папе, как сын выполняет инструкции, данные шепотом.

Потом к только приятным просьбам добавьте нейтральные, их тоже шепотом. Думаю, что за пару недель можно будет дойти до выполнения тех просьб и требований, которые сейчас выполняются через крик.

Для того, чтобы крик был эффективным, его мощность надо наращивать, вряд ли вы стремитесь к такому общению. Поэтому со временем эффективность крика в воздействии на ребенка снижается. От крика лучше уходить, прерывая себя, возможно, даже на полуслове.

Что касается обещаний, то такой маленький ребенок пока не в состоянии осознать весь смысл происходящего, что именно представляет собой обещание и какие обязательства на него накладывает. Но понимает, что в конкретный момент времени все неприятности закончатся, если повторить нужную маме фразу: «Я больше не буду!» Для ребенка двух с половиной лет это просто фраза, которая сиюминутно избавляет от проблем, другого смысла в ней ребенок пока не видит.

Лучше от обещаний, которых ребенок все равно не выполняет перейти к положительному подкреплению, когда Вы отмечаете те его поступки, которые Вас порадовали. Например, ребенок быстро собрал игрушки, от вас потребовалось всего 2-3 напоминания вместо обычных 10-15, стоит это отметить, не цепляясь к конкретным цифрам. Похвалить самого ребенка за оперативность, и, как и в случае с послушанием шепотом, рассказать всем, до кого сможете дотянуться, какой ребенок молодец, так, чтобы ребенок слышал, как ему удалось Вас порадовать.

Каждый ребенок хочет быть хорошим. Важно это помнить особенно в те моменты, когда поведение ребенка говорит вроде бы об обратном.

О книге

Автор: Анна Бердникова

Жанры и теги: Воспитание детей

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как выжить с ребенком? В вопросах и ответах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я