В учебно-методическом пособии рассматриваются основные виды деловой коммуникации – деловые беседы, совещания, переговоры, приемы, деловая и электронная переписка. Раскрываются принципы подготовки и проведения деловых встреч, обращается внимание на типичные ошибки в деловой коммуникации. Пособие предназначено для самостоятельного изучения материала, снабжено методическими рекомендациями, включает теоретический и практический компоненты. Технология изучения материала, предлагаемая в пособии – технология критического мышления, – развивает у обучающихся умение работать с постоянно обновляющимся потоком информации; вырабатывать собственное мнение.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этика делового общения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Введение в деловую этику
Перед чтением лекции:
1. Ответьте на вопрос «да» или «нет»:
— Может ли этикет быть прописан в законах?
— Существует ли этикет в армии?
2. Верите ли вы, что:
— Игры в карты, кости, шахматы и шашки преследовались со времен крещения Руси?
— В XIX веке молодые девушки не носили бриллианты?
— В первые годы Советской власти этикет считался анахронизмом?
Работа с текстом:
Во время чтения маркируйте текст: «+» — положительные стороны явления; «–» — отрицательные стороны явления; «И» — интересно.
1.1. Понятие деловой этики, принципы делового этикета
Этика — это принципы поведения человека в обществе. Деловая этика — это нормы поведения служащих в деловом мире. Поведение человека регулируется правовыми нормами, традициями, обычаями, привычками, нормами морали и нравственными нормами.
Правовые нормы на уровне государства отражаются в законах, например, «Закон об образовании в РФ», «Закон о рекламе», нарушение которых влечет наказание нарушителя. Кроме того, правовые нормы прописаны в различных регламентирующих документах, например, правила техники безопасности, правила дорожного движения; а также в ведомственных инструкциях, например, должностных инструкциях.
Нормы морали не зафиксированы в регламентирующих документах. Нарушение их наказывается осуждением, порицанием, критикой, отказом в общении. На моральных нормах основаны традиции и обычаи. В разных странах, у разных национальностей они отличаются, например, в поведении во время переговоров; в одежде; в оборудовании служебного помещения и т.п.
Соблюдение правил поведения важно: придерживаясь традиций, можно избежать конфликтов, ситуаций непонимания друг друга или неприязненного отношения к себе.
Требования, предъявляемые к поведению людей в правовой и моральной формах, называются этикетом. Этикет в переводе с французского означает способ (манеру) поведения в обществе. Впервые этикет возник во дворцах, отсюда и его название — дворцовый этикет. Дипломаты, выражая государственную точку зрения на переговорах, формировали правила дипломатического этикета. Порядок и строгость правил поведения в армии поддерживался воинским этикетом. Со временем появились и другие его виды, например, светский этикет. Самый «молодой» из них — деловой этикет.
С течением времени требования делового этикета могут меняться, однако принципы, на которых он базируется, сохраняются [4]:
1. Принцип здравого смысла означает, что правила делового этикета должны подчиняться здравому смыслу, т.е. поддерживать порядок, организованность, экономить время и соответствовать другим разумным целям.
2. Принцип свободы означает, что деловой этикет не должен препятствовать проявлению свободной воли всех деловых партнеров, их свободному выбору способов выполнения договоров и обязательств между собой. Это также предусматривает толерантность к национальным особенностям, традициям, другой точке зрения, к иным деловым позициям.
3. Принцип этичности ориентирован на добро и порядочность. Но понятия добра и зла в сфере бизнеса — неоднозначный и сложный вопрос. Поэтому, согласно принципу этичности, следует «окружить» бизнес «этическими фильтрами», которые позволили бы оставлять аморальные поступки за рамками деловых отношений.
4. Принцип удобства предполагает обеспечение всех участников деловых отношений различными удобствами во всем — от служебного помещения и одежды до правил ведения переговоров, презентаций и пр.
5. Принцип целесообразности означает наличие определенных целей у каждого предписания делового этикета.
6. Принцип экономичности диктует, чтобы этика деловых отношений не обходилась слишком дорого.
7. Принцип консерватизма гарантирует такие привлекательные в деловом мире черты, как надежность, стабильность, фундаментальность, поскольку корни делового этикета находятся в государственном этикете, проверенном многовековой историей.
8. Принцип непринужденности говорит о том, что все правила и нормы делового этикета должны исполняться легко, естественно и без напряжения.
9. Принцип универсализма предполагает, что любая норма делового этикета должна быть направлена и решать разные стороны деловых взаимоотношений.
10. Принцип эффективности в деловой этике способствует сокращению сроков исполнения договоренностей, заключению большего числа контрактов, уменьшению конфликтов в коллективах и т.д. Использование принципов деловой этики должно быть экономически выгодным.
1.2. История этикета на Руси
Этикет народов Древней Руси мало подвергался иноземному влиянию, так как Русь не имела широких контактов ни со странами Европы, ни со странами Востока. Христианские нормы жизни, пришедшие во времена Киевской Руси из Византии, постепенно вытеснили языческие и скандинавские традиции. Татаро-монгольское нашествие 1237-1241 гг. внесло некоторые восточные нормы поведения в быту, например, главенство и деспотизм мужа в семье, применение жестоких наказаний. Восточные традиции сохранялись до XVI—XVII вв. — появления централизованного Московского государства.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этика делового общения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других