Настольная книга для астрологов, готовое руководство к действию в этой профессии. В ней собраны ценные сведения по корректному консультированию клиентов, техники по работе со страхами самих астрологов, связанных с данной профессией. Но прежде всего эта книга – путеводитель в мир астрологического бизнеса, она содержит все рекомендации по позиционированию, продающим текстам, определению целевой аудитории, привлечению клиентов, увеличению доходов, запуску массового продукта. Полное руководство к профессиональному становлению в астрологической среде.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессия «астролог» от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Раздел 2. Рынок астрологических услуг
В этом разделе я предлагаю посмотреть на астрологию с точки зрения бизнес-модели, что действительно важно, поскольку многие астрологи боятся или не понимают этого важного момента.
Глава 2.1. Астрология и бизнес
Астрология — это бизнес. Консультирование — основа бизнеса в астрологической практике. Вы оказываете людям услуги и получаете за это деньги.
Многие начинающие астрологи этого не понимают, поскольку ранее большинство имели опыт работы в организации. То есть на кого-то. И, выходя на астрологический рынок, молодой специалист попадает в совершенно другие условия, но чаще всего продолжает играть по старым правилам, поэтому ничего толком не выходит. Эта глава как раз и нужна, чтобы уверить вас в том, что астрология — это бизнес. И если вы астролог, то вы занимаетесь бизнесом. Я искренне надеюсь, что это понимание вам поможет стать более эффективным специалистом, усвоив правила и поменяв отношение к профессии.
В чем разница между работой на кого-то и работой на себя?
Когда вы работаете на работодателя, у вас есть зарплата, которую вы получаете раз в месяц, у вас есть социальный пакет, у вас есть возможность оплачиваемого больничного, и начальник многое решает за вас. Да, возможно, он самодур и ничего не смыслит, но если вы допустите ошибку, то он вас защитит. Поругает, возможно, наорет, но защитит. И вы продолжите получать зарплату, может, лишитесь премии, но стабильность сохраните. Конечно, если ваш поступок не из ряда вон, но и в том случае вы ищете другого начальника, другую похожую работу.
Как правило, вы заняты в какой-то узкой сфере, догадываетесь обо всей картине происходящего в организации в целом, но туда особенно не лезете — ведь у вас своя зона ответственности. Ключевое в этом процессе — уверенность в завтрашнем дне. Даже выйдя на больничный, вы понимаете, сколько получите в зарплате. У вас узкая зона ответственности, вам не нужно знать про все нюансы деятельности других работников, вы зависите от зарплаты, вы зависите от начальника, потому что он — главный, а значит, кнопка контроля в его руках.
Кстати, если вы молодая мама и находитесь в декрете, то роль «главного» выполняет муж. Многие ведь начинают увлекаться астрологией в декрете, когда есть немного свободного времени. И, конечно же, желая стать астрологом, не оценивают реалистично (да-да, именно реалистично) выбранную специализацию, поэтому легкомысленное отношение влечет за собой ожидаемое столкновение с реальностью: нужно много работать с аудиторией в социальных сетях, много времени тратить на консультирование, трудиться больше, чем на официальной работе. А тут семья, ребенок (может, и не один). Где же взять на это время? Если вы изучаете астрологию для себя — это нормально. Но если у вас желание не выходить из декрета на работу и стать профессиональным астрологом, то нужно более практично посмотреть на вещи.
Когда астролог-новичок начинает консультационную практику, он думает примерно так: «Я поработаю на старой работе, уйду, когда все наладится в клиентском потоке». И это, пожалуй, самое большое заблуждение в астрологической карьере, если начинающий специалист не подстраивается под новые правила. А новые правила совершенно отличаются от наемного труда.
Астролог — сам себе начальник, он должен знать не только астрологию, но и то, как устроен процесс привлечения клиентов, брать ответственность на себя, держать кнопку контроля в своих руках, постоянно развиваться, следить за своим здоровьем (иметь график отпусков, разрешать себе больничный), постоянно расти как профессионал, быть «лицом», брендом, знать все не только про астрологию, но и про продажи, позиционирование, консультирование, привлечение, социальные сети и прочее и прочее.
Астролог работает на себя, сам выстраивает свой график, свой рабочий день. Проблема еще в том, что в этой работе нет равномерного потока клиентов, человек работает по принципу «Сегодня густо, завтра пусто», и это тоже нормально, но очень сложно влиться в такой режим. Если работаешь сначала всю неделю по двенадцать часов, а на следующей неделе появляется свободное время, то создается ощущение, что что-то не так, что стало хуже, как будто исчезли клиенты. И с этим тоже нужно учиться работать, привыкать к ненормированному графику.
Астрологу еще нужно брать на себя, скажем так, часть бухгалтерских функций, потому что надо понимать, сколько из вырученных денег нужно инвестировать. Да, не тратить на сиюминутные желания, а вкладывать в то, что, возможно, вас на текущий момент не привлекает. Но это нужно делать, если вы не хотите однажды оказаться без денег и клиентов. В этой профессии нужно постоянно инвестировать не только в обучение (получать новые знания), не только в продвижение (наращивать подписчиков), но и в свой бренд (фотосессии, оформление профиля и проч.).
В плане инвестиций я могу подсказать примерное процентное соотношение, но повторюсь: примерное, поскольку все будет зависеть от ваших амбиций в профессии. Можно условно разделить опыт работы на:
1) новичок — до года;
2) специалист — от года до трех лет;
3) профессионал — от трех и больше лет астрологического консультирования.
На этапе новичка вам нужно больше инвестировать в профессионализм, то есть в знания, примерно 30 % от суммы за консультацию вы откладываете на обучение, 10–15 % на развитие социальной сети. На этапе специалиста, когда вы уже активно набираете опыт, процентное соотношение выравнивается — 20 % на инвестирование в обучение, 20 % на развитие социальной сети. На уровне профессионала вам нужно очень много инвестировать в продвижение аккаунта, поскольку именно активное наращивание аудитории будет вашим приоритетом. Я привела примерные цифры, естественно, все будет зависеть от вашего бюджета и ваших возможностей. Если у вас есть возможность инвестировать в свой аккаунт больше — делайте это.
Почему нужно инвестировать в свой аккаунт в социальной сети? Для этого нужно вспомнить ошибку начинающего астролога — консультировать знакомых и знакомых знакомых. И все идет хорошо, пока знакомые не заканчиваются. А они заканчиваются довольно быстро, если начинающий астролог не умеет презентовать себя и свою новую профессию, стесняется об этом говорить. Когда поток клиентов из сарафанного радио закончился (а это примерно один-два года работы в этой сфере), нужно выходить в социальные сети, раскручиваться. И будет лучше, если вы до этого уделяли внимание своему аккаунту, у вас уже есть аудитория, поскольку нужно еще учитывать важную особенность — бизнес в социальных сетях и мессенджерах строится на доверии. А доверие формируется в среднем до полугода (иногда меньше, иногда больше), поэтому одно из главных правил построения доверия клиентов — наберитесь терпения. Помимо терпения вам еще понадобится знание правил ведения социальных сетей, ведь каждая из них имеет свои особенности. Запомните: астрологические услуги — это рынок. И рынок этот довольно большой, правила поведения в нем нужно знать. По сути, вся эта книга предназначена для того, чтобы облегчить астрологу попадание на этот рынок, чтобы астролог не терялся, а понимал, что делать, как и когда.
В этом разделе я познакомлю вас с самим астрологическим рынком: расскажу про ниши, проведу его анализ, расскажу про тренды на ближайшее время и познакомлю с ценообразованием.
Глава 2.2. Ниши в астрологии
Есть несколько разделов астрологии[10], каждый изучает тот или иной предмет, поэтому у астролога, помимо классических, есть еще и определенные указания на то, каким именно направлением астрологии заниматься. Нет, это не значит, что другие разделы изучать не нужно, если у вас в карте указания, к примеру, на хорарного астролога. Нужно. Я вообще считаю, что если вы приходите в астрологию по любви или хотя бы по симпатии, то вы изучаете все, что имеется. Просто потому, что любите это. Но указания в карте больше подтвердят вашу специализацию — раздел, в котором вам будет проще освоиться, работать и зарабатывать. Я вкратце расскажу о направлениях астрологии.
Натальная астрология — раздел, изучающий таланты, предназначение, сильные стороны, потенциалы развития, реализацию, а также более жизненные вопросы: любовь, брак, отношения, семью, карьеру, финансы, здоровье. Сюда же можно отнести и астропсихологию, и детский гороскоп.
Раньше построить натальную карту было ох как непросто! Тогда не было автоматических вычислений, все производилось вручную посредством формул. Для таких детальных и точных, а главное длительных, расчетов нужен очень активный Сатурн. Например, Сатурн в аспекте с Меркурием или управителем третьего дома. Он (аспект) даст ту самую выдержку и терпение, чтобы построить карту. Поскольку сейчас уже построить карту — дело пары кликов, то необходимость в этом аспекте для натального астролога отпадает. Поэтому если раньше натальному астрологу нужен был Сатурн, то сейчас некоторые консультируют[11], даже не делая ректификацию карты (уточнение времени рождения). А ведь ректификация — это тоже самая замороченная часть в анализе карты, требующая сатурнианской выдержки.
Так что и астрологические указания на консультирующего в сфере натальной астрологии тоже немного изменились. Сейчас это преимущественно выделенный канал Водолея, аспекты Урана с личными планетами (Солнцем, Луной, Меркурием, Венерой, Марсом), Уран в первом, втором, третьем, пятом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом домах (плюс общие указания на профессию астролога). Широко, правда? Но и астрологические знания сейчас доступны как никогда прежде.
Подразделы — детский гороскоп, медицинская астрология, астрология профориентации и финансов. Если у вас депрессивный Меркурий и третий дом (например, имеющий отношение к Сатурну или Плутону), то профессия детского астролога не для вас — вы будете писать мрачные анализы. Ни одна мать, заказывая детский гороскоп своему чаду, не захочет знать негативное о своем ребенке. Так что если Меркурий в аспекте с Луной, Солнцем, Венерой или эти планеты в третьем доме, тогда у вас получится хорошо продавать услугу «детский гороскоп», поскольку вы будете писать не о негативе, а о «некоторых особенностях» ребенка. Для медицинской астрологии, наоборот, Сатурн, Нептун, Плутон, выделенный знак Девы вполне подойдут. Для профориентации — Венера, Телец, второй, десятый, шестой дом, ну а дальше в зависимости от того, какова специфика работы: бизнес и финансы — больше Венера, Плутон, Телец, Скорпион; вопросы карьеры — Сатурн и Козерог; фриланс — Водолей и Уран, третий, седьмой, одиннадцатый дома.
Хорарная астрология — астрология вопроса-ответа. Задаешь вопрос — получаешь ответ в духе «да/нет». Конечно, ответы могут быть более развернутыми, но, по сравнению с натальной астрологией, здесь ответы короткие. Например, надо найти потерявшегося котенка. Ответить можно коротко: «Он наверху, в узком месте как будто зажат». Например, «Любит ли меня Сергей?» Ответ тоже будет короткий: «Сергей любит только себя, а вы ему интересны только как объект охоты». Хорарная астрология, пожалуй, самая архаичная из всех разделов. Многие хорарщики до сих пор пользуются планетами септенера (семь планет без учета Урана, Нептуна, Плутона), и у них очень жесткие условия для решения хорара. Поэтому в натальной карте человека, занимающегося хорарной астрологией, помимо классических указаний, должен быть еще и сильный Сатурн, например Меркурий или управитель третьего дома в аспекте с Сатурном. Хорошее указание и аспект Меркурия (или управителя третьего дома) с Плутоном, поскольку это профессионалы, которые ловко выпытывают все нюансы и узнают подробности дела. Им нужно правильно задавать вопросы, выстраивая причинно-следственную связь: «А где видели кота в последний раз? А какой он расцветки? А есть ли над вами чердак или выход на крышу?» Особенно в поисковых хорарах приходится распутывать дело, словно детектив. И Сатурн, и Плутон придают интеллекту четкость, а вот Нептун, наоборот, «вредит»: он может размывать картинку, не давая сосредоточиться на сути вопроса, поэтому хорошее указание на хорарщика — связь Плутона и Сатурна с Меркурием и третьим домом, Луна в аспекте с Плутоном.
Прогностическая астрология — раздел, занимающийся прогнозированием будущих событий. Если клиента интересует определенная сфера жизни на перспективу, например, когда будет наибольшая вероятность заключения брака и романтического знакомства, когда будут дети и лучшие периоды для зачатия, когда будет перевод на новую должность, повышение или увольнение, что ждет в течение года, астролог даст развертку по основным темам этого периода, рекомендации, где лучше себя проявить, реализовать, где надо приложить усилия, чтобы получить успех и признание, а также рекомендации по негативным событиям — что надо сделать, чтобы минимизировать негативные события, такие как, например, болезнь, травма, неудачи на работе и т. д. Для прогнозирования нужны и Сатурн, и Уран. Уран дает возможность заглянуть в будущее (поскольку это планета будущего), и это происходит в виде инсайта. Сатурн нужен для концентрации, поскольку астрология — это умение соединить все указания и вывести закономерность. Хорошее указание — наличие личных планет в одиннадцатом доме, аспект Луны, Меркурия с Ураном.
Элективная астрология — занимается ответом на вопрос «Когда лучше?», она направлена на улучшение качества жизни за счет подбора хороших дат в будущем. Человек спрашивает: «Когда лучше купить машину, чтобы она не ломалась?», «Когда лучше выйти замуж, чтобы брак был счастливый?», «Когда лучше открыть бизнес, чтобы он приносил максимум прибыли?». И элективный астролог подбирает дату в зависимости от ожиданий клиента: ожиданий от брака, от машины, от бизнеса. Скоро элективной астрологией будут пользоваться все, потому что она простая, понятная и не требует длительного обучения. А результат, как говорится, налицо: жизнь — ваша и ваших клиентов — видимо улучшается.
Многие преподаватели учат, что элективную астрологию можно изучать только после того, как будет изучена натальная и прогностическая астрология, но я с этим в корне не согласна. Элективная астрология — это отдельный самостоятельный раздел, изучать его можно и без понимания натальной и прогностической астрологии, потому что электив по сути — один из способов компенсаторики. Если у человека идет напряженный транзит, то его так и распирает, к примеру, бизнес начать или машину купить. Но напряжение на то и напряжение, что этот бизнес может идти тяжело, с пробуксовкой. Тогда элективный астролог может минимизировать риски — подобрать ту дату, которая будет оптимально удачной для открытия бизнеса. Тем самым снять напряжение в прогностике. И не обязательно, еще раз повторю, знать прогностику. Элективы — скорое на руку дело. Преимущество — не нужно тратить много часов за расчетами. Астрологам с аспектом Марс — Уран хорошо подойдет этот раздел. Еще прекрасно работает канал Стрельца, например Юпитер в аспекте с Солнцем, Меркурием, Луной или эти планеты в знаке Стрельца.
Синастрия анализирует взаимоотношения людей. Не только мужа и жены, но и начальника и подчиненного, то есть широкого круга лиц. Но за синастрией обращаются преимущественно, чтобы решить вопрос отношений двух полов — мужчины и женщины. Синастрия анализирует гороскопы рождения двух людей методом наложения одной карты на другую. Далее рассматриваются взаимосвязи и дается трактовка совместимости. Для синастрии, как правило, акцентируется Венера, знак Весы, седьмой дом. Например, Луна в Весах в аспекте с Ураном будет указанием на работу с этим астрологическим разделом.
Кармическая астрология — разбирает вопросы духовного пути, прошлые жизни, предназначение, эволюционный рост. Кармический астролог может «провести» по натальной карте клиента с помощью медитаций, регрессий и проч. Нужно быть осознанной личностью, чтобы консультировать в такой нише, помимо таких астрологических указаний, как: личные планеты (особенно Солнце или Луна) в двенадцатом доме, в знаке Рыб, активный Нептун, сильные узлы в гороскопе рождения (то есть имеющие аспекты с многими планетами в карте, и желательно гармоничные аспекты), Сатурн в аспекте к светилам.
Нейроастрология — этот раздел астрологии разрабатываю я, и, надеюсь, он перерастет в нечто масштабное. Нейроастрология по своей сути — это сплав астрологии, биохимии, нейробиологии, психологии, коучинга, нейролингвистического программирования и разных техник, способствующих приведению человека к нужному ему результату. Нейроастрология — это понимание устройства работы головного мозга, наложенное на астрологию, и возможность с помощью этих знаний привести клиента к желаемому им результату в максимально короткие сроки, максимально эффективно и экологично. Для занятия нейроастрологией нужны сильный Юпитер, Уран в аспектах с личными планетами, также выделенные каналы Водолея и Стрельца. Не стоит еще забывать и Плутон, а также его знак и дом.
Дополнительную информацию о том, в каком из астрологических разделов себя проявлять, можно прочесть в главе 4.1. «Какой ты астролог?» А сейчас, раз уж мы говорим о бизнесе, давайте астрологические разделы называть нишами. И об этом как раз ниже.
Глава 2.3. Анализ астрологического рынка
Бизнес напрямую связан с деньгами, прибылью, и я предлагаю вам взглянуть на астрологию глазами бизнесмена. Спрос — предложение на рынке астрологических услуг разнятся в зависимости от ниши, и чем более узнаваемый раздел, тем выше спрос, но и предложений (конкуренции) больше.
Астрологический рынок очень большой и перспективный, в нем крутится много денег. Так что профессия астролога довольно прибыльная, если вы правильно себя позиционируете и вы профессионал. Анализ астрологического рынка стоит понимать, чтобы выбрать себе профессию. Например, в нише гороскопа рождения очень высокая конкуренция. Если вы сильно боитесь конкуренции, не хотите активно вести свой блог, рекламироваться, то вам лучше выбрать другую нишу, где есть постоянные клиенты.
Все время наращивать клиентов нужно в натальной астрологии, кармической, синастрии, поскольку клиент обращается к астрологу один-два раза. В нише хораров, прогностики, элективах есть постоянные клиенты, ведь человек может обращаться к астрологу с любыми вопросами. Особенно «ходовые» — хорары и элективы, поскольку они решают бытовые задачи клиентов (купить машину, найти документы, выбрать работу, узнать, что думает возлюбленный и проч.). Хочу подробнее остановиться на каждом из разделов.
Самый распространенный тип астрологического консультирования — анализ натальной карты. Клиенты интересуются как полным анализом гороскопа рождения, так и частичным, например финансами, здоровьем, карьерой, прокачкой Венеры или Солнца и так далее. Люди заказывают услуги, чтобы получить некие новые знания о себе, удовлетворить любопытство, чтобы понять перспективы и вектор своего движения с направлением в светлое будущее (к большему количеству денег, к лучшей работе, к стабильным отношениям, к счастливой семье и проч.). Как я уже говорила, сейчас на рынке предлагают услуги по консультированию, даже не делая ректификацию, поэтому объем предложений в нише натальной астрологии очень большой. Спрос тоже большой, но еще два-три года, и рынок будет настолько перенасыщен, что станет так называемым «алым океаном», потому что конкуренция велика: очень много астрологов предлагают обучающие курсы, поэтому специалистов, получивших диплом, очень много, а следовательно, и конкуренция высока.
Ким Чан и Рене Моборн в своей книге «Стратегия голубого океана» используют термин алого океана для рынка, где важной задачей бизнеса является превосходство над соперниками для того, чтобы перетянуть на себя большую часть спроса. Со временем на рынке становится теснее, возможности для роста и получения прибыли сокращаются, продукция теряет в качестве, а конкуренты «режут друг другу глотки», заливая океан алой кровью.
Сейчас рынок услуг консультирования по натальной карте превращается как раз в такой алый океан, без разрезания глоток, конечно. И все за счет того, что много астрологов-преподавателей обучают этому разделу, причем знания иногда даются не полностью, а выборочно. Это не хорошо и не плохо, это тенденции современного мира, где даже классические вузы стремятся дать ускоренное образование: сейчас уже никто не готов тратить 5 лет своей жизни на получение диплома. Что уже говорить об астрологии, где изучение анализа натальной карты занимает примерно год. Высокая конкуренция обеспечивается еще и тем, что астрологу, консультирующему в натальной астрологии, приходится постоянно наращивать клиентов.
Анализ натальной карты (гороскопа рождения) — услуга на один раз. Клиент заказывает услугу, получает анализ и 1) он, довольный, сидит читает и не ищет другого астролога для той же услуги; 2) он, недовольный, ищет нового специалиста. Но, так или иначе, за подробный анализ натальной карты одному астрологу клиент заплатит один раз. Поэтому астрологам, консультирующим преимущественно в этой нише, приходится очень активно вести свою деятельность в социальных сетях, постоянно наращивая количество подписчиков (читай — новых клиентов). Услуги анализа натальной карты (гороскопа рождения) — ниша высококонкурентная. Чтобы избежать конкуренции, астрологи либо выделяют уникальную услугу, либо выстраивают сильный бренд, либо отстраиваются от конкурентов в узкой нише, например: финансовый астролог, астролог по профориентации и т. д.
Если астролог выбирает узкую нишу, например астролог-эксперт в области финансов, то у него конкурентов меньше. Аудитории тоже меньше, но зато не приходится постоянно «работать локтями». Такая узкая специализация — идеальное решение для астролога, но только в том случае, если он будет компетентен и в других разделах астрологии, например сможет провести анализ натальной карты на предмет финансов, посмотреть прогноз на будущее в этой теме, рассмотреть хорар в случае узкого вопроса, предложить электив при открытии вклада. Поэтому если астролог хочет стать действительно крутым экспертом, то прежде всего нужно выбрать жизненную сферу, которая ему нравится, а затем уже наращивать профессионализм в этой теме. Кстати, начинающему астрологу нужно понимать, что если хочется работать и зарабатывать в этой сфере, сделать карьеру, то без изучения смежных разделов не обойтись.
Когда я писала статью для интернет-издания[12], то обнаружила, что потребность в астрологах, специализирующихся на подборе кадров в организации, скоро станет большой. Такой большой, что могу предположить: к концу 2021 года уже появятся узконишевые эксперты в теме профориентации, консультирующие по подбору персонала на вакансии. Загляну даже чуть дальше в будущее — скоро появятся и курсы, обучающие астрологов этому ремеслу.
В отдельную категорию детский гороскоп я выделять не стала, но хочу в этой главе его рассмотреть детальнее, поскольку ниша очень прибыльная, но есть особенности. Во-первых, вы продаете не детям, а мамам. Мамы очень сильно заморочены на своих чадах и их воспитании, и они готовы сделать все, чтобы их ребенок вырос счастливым. Во-вторых, этот рынок очень большой, особенно в социальных сетях. В Инстаграм, например, самая активная аудитория — женщины в декрете. Поэтому для них так много розыгрышей, гивэвеев, марафонов. Ну и, конечно, это самая покупающая аудитория. Единственное, над чем стоит заморочиться, — это над оформлением своей услуги. Поскольку часто хотят не устный гороскоп, а письменный, его лучше оформить в красивый альбомчик или блокнот. По моему мнению, конкуренции здесь меньше, чем в нише натальной астрологии. Да, много астрологов знают детскую астрологию, но мало астрологов позиционируют себя именно как детский астролог, делая эту услугу основной. А вот спрос в этой нише действительно большой, нужно только немного «подогреть» аудиторию, то есть рассказать об услуге, о возможностях детского гороскопа.
Рынок прогностических услуг не так растиражирован, как натальные услуги, тем не менее он очень быстро растет и занимает примерно второе место по популярности запросов. Быстрее растет спрос, чем предложение: как правило, люди, которые ничего или мало знали про астрологию, попадают из-за любопытства или по другим причинам сначала к натальному астрологу и, если им понравится, интересуются уже другими консультациями. Почти всех интересует их будущее, поэтому заказывают соляр или прогноз по сферам. Здесь вырисовывается забавная история: спрос большой и растет, а астрологов-прогнозистов не хватает. Почему? Потому что многие астрологи попросту боятся ошибиться в прогнозе, «а вдруг не сбудется» (вернитесь в главу 1.2. «Кое-что об астрологической карте»). За этим прячутся страх «А что обо мне подумают другие» и комплекс оказаться некомпетентным. Это мы обсудим в соответствующей главе, а пока остановимся не на причинах, а на анализе рынка.
Еще один сдерживающий фактор для астрологов в этой нише — сложность и монотонность работы. Действительно, чтобы сделать качественный прогноз, нужны усидчивость, сфокусированность, внимательность и способность держать в голове большие объемы данных. На это способен не каждый, поэтому в прогностику идут немногие, а если и идут, то только единицы разбираются, как бы им качественно ни разжевывали материал. Выходит, что рынок прогностической астрологии не переполнен. Более того, он в перспективе будет постоянно расти. Еще одна особенность работы в этой нише — большой поток клиентов появляется после полутора-двух лет работы, когда уже есть отзывы по прогнозам (сбылось — не сбылось). И чем больше отзывов, тем охотнее будут заказывать услугу новые клиенты.
Прогнозирование — доходная ниша. У профессионального астролога-прогнозиста не будет конкурентов, если он делает прогнозы качественно. В этой нише есть постоянные клиенты, но здесь есть нюанс: обычно просят гороскоп на год (соляр), и клиент, получив соляр, вернется в следующем году, если соляр составлен максимально точно. Выходит, постоянные клиенты есть, но обращаются раз в год, поэтому все равно необходимо наращивать их базу, особенно в первые годы, когда клиентов меньше 30–50 человек. Стабильный поток клиентов, а значит, и стабильные доходы получаются после трех лет непрерывной работы. Поэтому первые годы нужно активно работать на социальные сети, раскручивать свой бренд, укреплять профессионализм (публиковать отзывы, формировать доверие клиентов).
Что касается хораров и элективов, то это менее конкурентные ниши с постоянными клиентами. Один клиент может обратиться с запросом неоднократно, ведь эти разделы астрологии закрывают жизненные, бытовые потребности людей. Потеря вещи, отношения, старт для дел, подбор покупки или продажи — это как раз то, чем наполнена жизнь человека. В этих нишах не нужно активно наращивать клиентов в социальных сетях. Особенно это удобно тем астрологам, которые не хотят активно заниматься продвижением.
Доля услуг по хорарной астрологии очень невелика. Действительно крутых хорарщиков не так много, потому что, во-первых, в силу своей натальной карты, они не слишком выделяются (аспекты с Сатурном или Плутоном делают их не очень стремящимися к публичности), во-вторых, хорарный астролог должен просеивать через сито оценки радикальности (радикальность — это пригодность карты для того, чтобы трактовать ее клиенту), а радикальной карта бывает далеко не так часто, поэтому хороший хорарный астролог должен отказать клиенту, мол, «приходите завтра». Из этого вытекает третья причина: многие ценят свои услуги дешево и потому стараются не отказывать, беря и нерадикальные хорары. Это приводит к потере качества и оттоку клиентов.
Рынок в этой нише очень хорош: услуги хорарного астролога рекламировать проще всего, поскольку можно понятно объяснить клиенту, чем занимается астролог, и еще одно преимущество — возврат клиентов. Обратившись один раз, как правило, они приходят повторно. Поэтому астролог имеет свою базу постоянных клиентов. Рынок хорарных услуг перспективный, но не занят абсолютно, поскольку астрологи либо не умеют и/или не хотят себя рекламировать, либо не могут качественно трактовать хорары (в таком случае доля ошибок сильно возрастает). Если вы хороший хорарщик, то вам повезло читать эту книгу, благодаря ей вы поймете, как стать успешнее на рынке, забрав себе львиную долю клиентов.
Элективная астрология — одно из самых перспективных направлений в астрологическом консультировании. Во-первых, эта ниша — пока еще «голубой океан», в ней пока нет высокой конкуренции. Во-вторых, необязательно знать натальную и прогностическую астрологию, чтобы консультировать по элективам. В-третьих, этот раздел астрологии — один из самых легкодоступных в изучении, поэтому изучить его можно за десять занятий, конечно, при условии, что будущий астролог не просто слушает, но еще и практикуется. В-четвертых, на рынке элективных консультаций не нужно устраивать захват территории — клиенты, как правило, возвращаются и заказывают еще услуги по элективам. Один из минусов — аудиторию надо приучать пользоваться этим видом услуг. Приучать — это значит рассказывать постоянно, делая упор на важности и эффективности элективной астрологии.
Средние по конкурентности ниши — синастрия и кармическая астрология. Здесь важно знать свою целевую аудиторию и работать с продвижением точечно.
Рынок синастрических услуг довольно прибылен и перспективен. Девушки и женщины охотно заказывают услугу, но есть определенный нюанс — нужно четко понимать свою целевую аудиторию: разный возраст — разные целевые. Клиенты могут возвращаться, однако базу наращивать все равно нужно. Поскольку любовные отношения волнуют и женщин в разводе, и женщин, которые испытывают кризисы в брачных отношениях, то нужно понимать, с дамами в каком социальном статусе и в каком возрастном диапазоне вам удобно работать. Если вы определитесь со своей целевой аудиторией, то вам будет комфортно работать в этой нише без сильной конкуренции. Важно понимать, сколько у вас терпения: если вы терпеливый человек, то можете работать со взрослой женской аудиторией, поскольку в ней процент эмоциональных покупок ниже, чем у молодых (рассталась с парнем — пошла к астрологу). Поэтому с более взрослой аудиторией нужно дольше формировать доверие.
Кармическая астрология — одна из узких ниш, но там всегда будут клиенты. Всегда люди будут желать узнать не только настоящее, но и прошлое. На дела кармические, прошлые жизни всегда будет спрос, поэтому клиентов тут достаточно, особенно если вы хороший специалист в этом деле. В плане продажи своей услуги этот рынок очень удачен, поскольку ваши потенциальные клиенты сами ищут вас. Как правило, если человеку интересно узнать про карму, прошлые жизни и духовный рост, то он очень активно «копает» информацию по этому вопросу, так что ваш потенциальный клиент сам вас найдет. Все, что нужно, — это оставлять «хлебные крошки» (то есть расставлять хэштеги, научиться пользоваться сео-оптимизацией на сайте и ставить корректные геолокационные метки, по которым вас найдут).
Нейроастрология — еще одно перспективное направление на рынке, поскольку слова, связанные с приставкой «нейро», пользуются большой популярностью. Нейроастрологию легко продавать, поскольку она дает хорошие конкретные результаты, а это как раз то, что нужно людям в настоящее время, — решить задачу (=привести к желаемой цели) быстро, экологично и эффективно. Конкуренции пока нет, это «голубой океан», но нужно обучать аудиторию, рассказывая, что это такое и как работает. В этой нише есть постоянные клиенты. Решив запрос клиента однажды, можно ожидать, что он впоследствии придет за решением другой проблемы, как только она появится.
Что касается элективов и нейроастрологии, то, как я уже сказала, эти ниши — «голубой океан». С одной стороны, в них нет конкуренции, но с другой стороны, приходится много работать, чтобы сформировать заинтересованность, осведомить людей о своей услуге. И это довольно кропотливая и долгая работа, зато можно стать одним из первых, и если астролог ориентирован на лидерские позиции, то это ниши как раз для него.
Вот так выглядит рынок астрологических услуг в настоящее время, и уменьшаться он не будет. В ближайшие годы будет бум на астрологию, так что работы хватит всем. А вот как оценить свою работу — об этом поговорим в следующей главе.
Глава 2.4. Бизнес-мышление
Бизнес-мышление — это способность мыслить стратегически и наличие энергии и желания действовать, рисковать. Если вы имели возможность работать в организации, то наверняка слышали про стратегию, показатели, планы развития. Вы даже получали премию, если организация выполняла план на год. Теперь вы — маленькая организация, которой тоже нужны цели и планы. Если ваша стратегия — «заведу страничку в социальной сети, и там уж как-то само пойдет», то смею вас разочаровать — это не план, а мышление у вас не предпринимательское.
Идя в профессию, вы будете искать клиентов в социальных сетях, а это значит, что вам нужно будет изучить бренд и позиционирование, овладеть копирайтингом, узнать про визуальное оформление фото и сториз, познакомиться с таргетом, понять, как закупается реклама у блогеров, разузнать про способы бесплатного и платного пиара (публикации в СМИ, выступления на телевидении и проч.). И это я не говорю про инвестирование времени и средств в свою профессию. Да, дел у вас предстоит много, но хорошо, что в этой книге я расскажу почти про все перечисленные выше пункты. Вам, кстати, необязательно самим вести свой аккаунт, за вас это может сделать специально обученный человек. Вы можете нанять себе таргетолога, копирайтера, менеджера по визуалу, специалиста по пиар-продвижению. Можно не все делать самостоятельно, но, как это работает, вам все же понимать нужно. С учетом того, что каждый из перечисленных курсов стоит в среднем от пяти тысяч и выше, я с помощью этой книги сэкономлю вам уйму времени и средств.
Возвращаясь к бизнес-мышлению, хочу отметить: не всем астрологам стоит заниматься бизнесом, поскольку не у всех есть в картах указание на это — некоторые могут реализовать себя, работая на другого астролога, организацию, публикуя и зарабатывая на астрологических статьях, преподавая в какой-то астрологической школе. Не нужно буквально насиловать себя, заставляя заниматься тем, чем вы заниматься не хотите. Скорее всего, вы пришли в астрологию, потому что она вам нравится. Так примите свою карту и кайфуйте от работы!
Как астрологу, вам прежде всего стоит изучить свою натальную карту, выяснив свои сильные и слабые стороны. Приведу несколько примеров. Выделенные янские стихии (огонь и воздух) позволяют человеку быть активным, иньские стихии (земля и вода) определяют человека как ведомого. Земная стихия определяет стратегию и деятельность, но недостаток янских знаков и планет будет определять человека, которому безопаснее и комфортнее работать на кого-то (безусловно, нужно помнить, что есть и другие указания в карте, которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть это правило, поэтому следуйте правилу трех указаний, изучая свою карту).
Например, людям с выраженной водной стихией или огненно-водной не подойдет работа на себя, только если в карте не акцентирован Сатурн, который может человека дисциплинировать. Таким людям лучше всего искать продюсера (если хотите выйти на большие обороты) — человека, который сделает все за них: займется стратегией, планами, продажами. Если в вашей карте есть указания на партнерскую деятельность (седьмой дом) или кооперацию (одиннадцатый дом), то вам лучше искать партнера или сообщество астрологов соответственно. Но если при этом в вашей карте выделена огненная стихия, то вам лучше управлять другими, нежели пытаться играть по правилу «на равных». Помимо выраженных стихий и других указаний в вашей карте, стоит обратить внимание на знак Скорпиона, восьмой дом и Плутон, управляющий этим знаком и домом, поскольку эта планета имеет непосредственное отношение к бизнесу. Не забывайте оценить дома, связанные с работой, — второй, десятый, шестой. После оценки своей карты у вас сложится понимание, по каким правилам вам играть в профессии астролога: работать на себя, работать на другого астролога (эзотерическую организацию), создать свою собственную либо участвовать в сообществе астрологов. Но, так или иначе, правила игры на рынке астрологических услуг вам стоит знать.
Глава 2.5. Стоимость услуг
Перед тем как говорить про стоимость услуг, нужно предупредить, что все цены весьма условные и важно при выстраивании ценовой политики ориентироваться именно на себя. Как сделать расчет стоимости своих услуг и почему это важно — читайте в этой главе.
Если вы выбираете себе направление в астрологии через стоимость услуг, то, как правило, самым дорогостоящим видом консультирования является прогноз. Цены варьируются от минимальных двух тысяч и практически до бесконечности (известные астрологи берут и до двухсот тысяч). Но средний ценовой диапазон — семь-десять тысяч рублей. Я специально выделяю слово «средний», потому что он действительно средний как общая температура по палате: у одного пациента — 36,2, у другого — 39,1, у третьего — 37,5, в среднем температура у пациентов — 37,6. Так что и в описании ценовой политики — все средние показатели.
В нише натальных услуг тоже разброс цен довольно широкий — от полутора и до пятнадцати тысяч. Конечно, есть и премиум-сегмент, когда стоимость услуги начинается от сорока тысяч и выше. Кстати, хочу сказать, что на любую ценовую политику найдется покупатель; тут важны ваша внутренняя готовность оценивать себя на такую сумму и позиционирование себя, то есть личный бренд. Как правило, чем известнее имя астролога, тем выше ценник. Обоснование цены уместно, когда у вас много регалий и титулов, тогда клиенту становится понятно, к какому специалисту он идет. Например, «выступаю на радио и телевидении» — срабатывает на экспертности, хотя на самом деле на телевидение не всегда зовут крутых экспертов, а скорее тех, у кого есть связи (социальный капитал) или пиарщик на зарплате. Однако мышление «если в телике, значит — эксперт» срабатывает очень хорошо, и люди действительно готовы платить завышенную цену за доказательство экспертности. Это играет на руку и самому эксперту, поскольку человек идет уже к нему с настроением «мне помогут».
В сфере услуг детского гороскопа цены не слишком скачут, начинаясь примерно от полутора до пяти тысяч рублей. Если выше пяти тысяч, то ваша услуга должна быть надлежаще оформлена. Если вы красиво оформляете детский гороскоп и ставите высокий для вашей целевой аудитории ценник, то обосновать такую цену можно тем, что данный гороскоп останется на всю жизнь, и когда ребенок подрастет, сам будет про себя читать. Заморочки с дизайном гороскопа особенно будут приятны тем, кто занимается в качестве хобби скрапбукингом или иллюстрированием.
Ценовая политика в нише элективов разная, в среднем цена варьируется в зависимости от вида консультации. Пожалуй, в ценовом плане это самая широкая ниша. Стоимость услуг находится в диапазоне от тысячи до двадцати тысяч и выше. В этой нише важны кейсы, поскольку тут все прозрачно и конкретно: астролог помог подобрать дату операции — сразу же получил обратную связь. Чем больше отзывов довольных клиентов, тем выше стоимость услуг. Почему варьируется так сильно цена в этом сегменте рынка? Да потому что услуги разные по объему затрачиваемых усилий. Подобрать дату брака, например, можно, не только воспользовавшись преимуществами элективной астрологии, но и рассмотрев синастрию будущих молодоженов, а это уже дополнительный объем работы. Подобрать, например, дату для открытия бизнеса можно с помощью только лишь элективной астрологии, но можно заниматься «сопровождением бизнеса», то есть оказывать полный спектр услуг: подбор даты подачи документов на регистрацию, даты открытия бизнеса, даты первого чека, подбор дат для заключения сделок с подрядчиками, подбор персонала. Таким образом, элективный астролог выполняет не одну услугу, а пакет услуг, поэтому цена за сопровождение будет гораздо выше, однако это выгоднее и клиенту, и астрологу.
В хорарной астрологии ценовая политика не варьируется горизонтально — там время, затрачиваемое на рассмотрение хорара, примерно одинаково. Но она варьируется в зависимости от специалиста, и тут, как в элективной нише, очень важны кейсы. Успешный хорарщик также проверяется в конкретной работе, например, нашел животное или утерянный сертификат, сказал, успешен ли проект, поедет ли человек в командировку. Результат работы тоже виден сразу, поэтому чем больше астролог демонстрирует успешные кейсы, тем выше его востребованность как специалиста, а значит, и цена. В хорарной астрологии тоже можно делать услугу сопровождения клиента либо продавать абонемент, например, на месяц. В среднем ценовая политика от полутора до пяти тысяч рублей.
В кармической астрологии ценник довольно высокий, однако и плюс, и минус этой ниши в том, что товар нельзя «пощупать». Это не элективы, не хорары, где вы можете узнать, работает астрология или нет, в режиме «здесь и сейчас». При этом ценовая политика может быть выше стоимости анализа натальной карты. Все будет зависеть от авторитета астролога — если авторитет высокий, то клиенты идут. Разброс в кармической очень разный — от трехсот рублей и до тридцати тысяч, опять же зависит от самого астролога и его оценки своих знаний, умений и навыков. В среднем цена за консультацию — примерно от двух до пяти тысяч рублей.
В синастрии стоимость разнится в зависимости от ценовой политики самого астролога, но многие берут за консультацию больше, чем за анализ гороскопа рождения, обосновывая это тем, что работа идет сразу с двумя картами и их компиляцией. Однако ценовую политику в синастрии проще ставить, исходя из финансовых возможностей своей целевой аудитории. Девушки до двадцати двух лет и девушки до тридцати лет — это совсем разные аудитории. В первой — много клиентов, но платежеспособность ниже, во второй — способность заплатить более высокую цену выше, но клиентов меньше. В среднем синастрия стоит от трех до десяти тысяч рублей.
Теперь, когда вы узнали среднюю стоимость услуг, важно рассчитать свою собственную, а не заимствовать ту цену, которую указала я. Почему это важно? Во-первых, вам нужно понимать, на каком уровне ваш профессионализм, сколько вы знаете, умеете, практикуете. И речь не только об астрологических навыках. Во-вторых, вам важно понять свою собственную стоимость, потому что неверная стоимость — одна из причин исчезновения клиентов (об этом мы более подробно поговорим в соответствующей главе). В-третьих, закладывайте в цену все сопровождающие вас операции. Например, налоговые отчисления, если вы оформились как самозанятый или индивидуальный предприниматель. Я рекомендую официально вести свою деятельность, уплачивая налоги. Начинающему астрологу можно зарегистрироваться как самозанятый. Доход менее двухсот тысяч в месяц облагается по ставке 3–4 %[13], а это гораздо выгоднее, чем ИП, который даже по упрощенной системе налогообложения платит больше, но еще и переводит отчисления в Пенсионный фонд. Когда вы вырастете до школы, например, и будете нанимать сотрудников на постоянной основе, то тогда лучше оформить ИП.
Итак, вы оказываете консультационные услуги. Чтобы узнать стоимость своих услуг, можно воспользоваться эзотерическим способом, а можно вполне логическим. Если вы доверяете таро, маятнику, интуиции, то можно найти ответ с помощью этих инструментов. Например, я часто определяю стоимость своей услуги с помощью расклада на психологической колоде таро. Мне важно узнать, как я отношусь к стоимости своих услуг, готова ли я ее повышать. Когда именно повышать цены на свои услуги — придет на помощь астрология. Здесь вам поможет прогностическая и элективная астрология. Лично я всегда подбираю дату для повышения цены на услуги, ведь мне важно, как отреагируют на это клиенты. Например, удачное время, когда Луна в гармоничном аспекте с Венерой[14].
Итак, рассчитать стоимость своих услуг вам нужно по формуле: ЗУН*ВиС. Эта формула, кстати, поможет и в определении вашего уникального торгового предложения (УТП). ФОРМУЛА: Знания, Умения и Навыки, умноженные на Время и Силы (то есть временные и энергетические ресурсы). Еще раз повторяю — все знания, умения и навыки, которыми вы владеете. Например, трижды мать, училась на экономическом, прошла пять курсов по раскрытию внутренней богини, знаю астрологию пять лет, посмотрела четырнадцать вебинаров и завершила обучение на двух курсах. В следующей колонке выпишите цену, которую вы заплатили за эти знания. В следующей графе укажите, сколько времени вы на это потратили. Если вы — трижды мать, то сколько сейчас вашим детям? Сколько младшему и старшему? Вот ваш опыт в материнстве. Если вы еще проходили курсы по детскому воспитанию, смотрели лекции — тоже это выпишите. Если вы учились на экономическом, то сколько лет и какую цену заплатили. Если вы проходили курсы и тренинги, их тоже нужно включить в список. Наличие водительских прав, посещение двадцати стран, участие в школьном конкурсе красоты — это все пригодится. Не забудьте и книги, которые вы прочли. Ну и, конечно, астрологические знания — сколько месяцев вы учились, сколько вы за это заплатили, сколько времени провели на бесплатных вебинарах, сколько проконсультировали клиентов, сколько карт проанализировали, сколько учебной литературы прочитали.
Теперь вам нужно понять, сколько вы сейчас стоите. Для этого вам понадобится собственный измерительный прибор. Нет, не чужой. Не нужно брать чужие линейки и измерять ими свою работу. Итак, подумайте, на каком вы сейчас уровне: новичок (мало опыта), специалист или профессионал — и представьте себе градацию уровней в количестве консультаций или часов. Например, вы считаете, что новичок — это когда до 100 часов за работой и меньше 30 консультаций. Специалист — это когда до 800 часов работы и, например, 450 консультаций. Профессионал — более 500 консультаций и более 1000 часов работы. У каждого астролога будет свое понимание этих порогов. Например, для меня был порог профессионала в тысячу консультаций. У вас может быть другой измерительный инструмент, своя градация.
Далее, насколько вы оцениваете стоимость услуг новичка, специалиста и профессионала? Сколько должен получать астролог, у которого опыт работы менее года и менее тридцати консультаций? А сколько должен получать профессионал? Выпишите цифры.
Теперь посчитайте: сколько лет вы в астрологии? Сколько времени вы в консультировании? Посмотрите на количество часов, проведенных за консультацией. Посчитайте, сколько часов вы провели за анализом карт (и на учебе тоже). Впишите в графы данные, которые получились. Если у вас, например, специалист — это астролог, проанализировавший двести карт и получающий пять тысяч рублей, то, где вы сейчас находитесь? Например, посередине, то есть вам не хватает до своего уровня специалиста сто карт. Получается, вы стоите половину от этой стоимости.
Но! Есть один нюанс. Почему важны все знания, а не только астрологические? Зачем вы выписывали данные о материнстве? Все просто — опыт повышает вашу стоимость. Например: вам нравятся дети, вы хотите стать детским астрологом. К тому же это довольно прибыльная ниша. Вы прошли курс по детской астрологии, научились читать детский гороскоп, у вас есть опыт работы с несколькими картами. Вы пока еще новичок, оцениваете свою услугу в две тысячи рублей, но хотите зарабатывать больше. И вот тут вам поможет ваш жизненный опыт: если у вас уже есть дети, значит, можно добавить к стоимости и этот опыт. Если вы имеете смежный навык — детский психолог, например, то это тоже увеличивает вашу стоимость услуг! Если вы читали книги по детской психологии, если разбираетесь в игрушках, если понимаете, каково это — быть матерью и чего мать боится, тоже прибавьте к стоимости своих услуг. Чем «дороже» вы заплатили за знание (и я сейчас не только про деньги, но и про время и силы), тем больше накидывайте к стоимости своих услуг — примерно 30 % от суммы сверху. Чем меньше вы своих ресурсов потратили, тем меньше прибавка к вашей стоимости услуги.
Хочу еще отметить важный пункт: если вы уже имеете некий опыт, связанный с консультированием, предпринимательской деятельностью, то он тоже увеличит стоимость вашей услуги. Например, вы до этого консультировали клиентов. Значит, вам будет и в астрологии проще. Если вы уже имели опыт в бизнесе, то вам будет проще заниматься бизнесом. Если у вас уже был опыт в маркетинге, то это тоже плюс в астрологической профессии. Чем больше у вас навыков, совпадающих с астрологической деятельностью, тем выше цена за вашу консультацию.
В заключение хочу сказать, что такое обоснование цены за ваши услуги будет полезно и вам, и вашим клиентам, когда вы будете рассказывать, за что они вам платят, когда заказывают консультацию. Ну и, конечно, ценность этого задания в том, что вы закрепляете понимание своей стоимости, получается, как бы обосновываете ее для себя самого. Это важное качество, оно формирует уверенность в своей ценовой политике.
Подводя итог этого раздела, хочу еще раз напомнить, что оказание астрологических услуг — это бизнес. Чем раньше вы придете к этому пониманию, тем скорее сможете определиться, хотите ли вы бизнесом заниматься или все-таки будете работать в подчинении другого астролога. Как бы то ни было, эта глава научила вас определять стоимость своих услуг и, что более важно, ценность. Ведь когда вы сами понимаете ценность вашей работы, то чувствуете желание работать и дальше. Конечно, в начале карьеры вас будут поджидать препятствия и страхи, но не бойтесь — вы со всем справитесь, ведь работе со страхами посвящен следущий раздел.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессия «астролог» от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
11
Я знаю, что некоторых астрологов может раздражать тот факт, что сегодня многие работают без ректификации, но я не могу высказываться отрицательно по этому поводу, поскольку мир не стоит на месте, и условия меняются. Однако я считаю астрологов, которые делают ректификацию, настоящими профессионалами. Но это мое мнение, и оно может совпадать или не совпадать с вашим.