Налоги. Как и где снизить легально

Анна Анатольевна Андреева

Эта книга будет полезна всем: от будущих предпринимателей, до самозанятых. В ней я раскрываю секреты и даю конкретную карту развития бизнеса с минимально возможным легальным количеством налогов. Помогаю сэкономить деньги для себя любимого.Зачем мне это? Просто надо. Передать эти уникальные экспертные знания, накопленные за 18 лет работы в данной сфере. Здесь нет никакой рекламы, только личный опыт и ответы на часто задаваемые мне вопросы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги. Как и где снизить легально предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Анна Анатольевна Андреева, 2020

ISBN 978-5-0051-4127-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Глава 1. Базовые понятия

Начнем с понятия. Кто же такой индивидуальный предприниматель?

— Подготовительные пакеты документов организации и ИП

— Что такое ЕНВД?

Глава 2. Начало начал

— Выбор системы налогообложения

— Бизнес и налоги

— Как открыть ИП

— Выбор кодов ОКВЭД

— Декретный отпуск и ИП

— Налоговые каникулы для ИП

— Необходимость в наличии кассового аппарата, можно ли работать ИП без кассы?

— Блогер, стилист, тренер и учитель, работающие как ИП: какая система налогообложения наиболее выгодна для этих категорий

— Онлайн школа. Экономим. Работаем правильно. Какое юрлицо. Система налогообложения

Глава 3. Расчетный счет, личные карточки.

— Открытие расчетного счета с выбором наиболее выгодного тарифа по обслуживанию предпринимателей

— Как и куда платят клиенты

— Деньги на расчетном счете ИП

— Тратим деньги с р/с на личные нужды. Каким образом это можно сделать?

— Блокировка р/с ФНС или по N115-ФЗ

— Где взять наличные деньги?

Глава 4. Экономим налоги

— Снижение ЕНВД

— Экономия упрощенки. Платежи авансового назначения по УСН.

— Как сэкономить фиксированные страховые взносы +1 процент

— Экономим налоги: на имущество, транспортный и земельный сбор.

— Зарплатные налоги. Как их оптимизировать?

Глава 1. Базовые понятия

Мы всегда стоим перед выбором: ООО или ИП? Как грамотнее официально оформить свой бизнес? Тысячи и тысячи статей написаны на эту тему. Я подойду к вопросу простым языком. Налоговым вопросам будет особое внимание.

Начнем с понятия. Кто же такой индивидуальный предприниматель?

Сергей Петрович — физическое лицо, он получил в налоговой инспекции и других организациях статус, который означает, что теперь Сергей может открывать малый бизнес. Он стал индивидуальным предпринимателем.

Итак, вы открываете малый бизнес: салон красоты, магазин, фитнес студию, ремонт обуви — финансовые риски довольно невелики, поэтому можно смело регистрировать ИП. Под «малым бизнесом» подразумевается: штат до 100 человек и годовой оборот до 150 000 000 руб.

Почему ИП лучше?

— Финансы можно брать с расчётного счёта, отчитываться о расходах не нужно.

— Расчётный счёт открывается просто, доступно и быстро.

— Госпошлина составляет 800 рублей, а при регистрации ООО — 4 000 руб.

— Административный штрафы на ИП всегда ниже, чем на юридическое лицо, разница от 2 до 10 раз.

— Закрыть ИП гораздо проще, чем ООО.

— Регистрируют ИП по личной прописке, вам не нужно будет искать дополнительный юридический адрес.

— С выводом наличности нет никаких проблем.

— Ограничена налоговая отчетность.

Есть нюансы:

— Неохотно проходит кредитование банков;

— Если вы наносите вред государству открывая ООО суд взыскивает с вас долги чрез предприятие — это называется субсидиарной ответственностью. За свои проступки учредители ООО отвечают имуществом.

— Личный долг в суде, могут вычесть с ИП;

— Самый серьезный минус — неограниченная имущественная ответственность;

— А в некоторых видах деятельности необходима регистрация ООО, например, на продажу алкогольных товаров ИП лицензию не дадут.

Если вы всё ещё склоняетесь к открытию ООО из-за ограниченной ответственности, то стоит иметь в виду, что, например, на сумму 1 млн рублей любой хороший юрист привлечет вас к ответу. По итогу вам придётся отвечать, и от ответственности вам не уйти. В этот момент проявятся абсолютно все минусы организации.

Что еще нужно знать про ООО?

Юридическое лицо имущественное обособленное, которое называют обществом с ограниченной ответственностью — и есть ООО. Открывать организацию стоит, если вы хотите заниматься теми видами деятельности, которые требуют лицензии. А именно розничная и оптовая продажа алкоголя. А также, если вы строите масштабные сооружения, здания — необходим допуск СРО. Все крупные оптовые компании или серьёзное производство требуют открытия организации.

Положительные стороны ООО:

— Если вы обращаетесь в банк за кредитом, плюсом будет «прозрачная» отчётность.

— Имущественная ответственность ограниченная.

— Лицензия на виды деятельности, которые для ИП недоступны.

Отрицательные стороны:

— Наличные с расчётного счёта вывести сложнее.

— Необходимо вести «прозрачную» отчётность о наличных средствах, чтобы не было доначисления налогов.

— Ответственность перед налоговой больше, нежели у ИП.

— Зарегистрировать и оформить ООО стоит дороже, чем ИП.

— Закрыть ООО стоит гораздо дороже, чем ИП. По времени ликвидация займет более длительный период. Ликвидация ИП стоит — 160 рублей, ООО — 30—40 000 рублей. Деньги пойдут на оплату юридических услуг, а занимает процесс 3—4 месяца.

— Юридический адрес необходим для регистрации ООО. Если не хотите открывать по месту прописки, можно оформлять фирму на личную прописку.

Некоторые предприниматели думают, что открывать ООО финансово выгоднее, так как такая регистрация деятельности не имеет фиксированных страховых взносов. Но это обманчиво. Вы потратите те же деньги на бухгалтеров, создание юридического адреса, выводы финансов с личного счёта и ликвидацию организации.

Весомым плюсом в пользу ООО является открытие бизнеса с партнером, в данном случае вы можете официально фиксировать долю в предприятии. Стоит учитывать важный факт — не нужно разделять доли 50/50. Предприниматель, который ответственен за важные решения должен иметь больший пакет — то есть 51%. Договариваться об этом стоит заранее.

Да, выбор ИП или ООО довольно трудный. Есть несколько положений, которые возможно убедят вас в обратном:

1.Во-первых, это как минимум несолидно. Клиенты предпочитают иметь отношение с подрядчиками, зарегистрированными официально.

2.Во-вторых, государство постоянно предпринимает меры для декларации доходов предпринимателей.

3.Налоговая может и будет вас проверять. Сегодня в работе немало судебных дел, когда налоговая начисляла НДС и НДФЛ физическим лицам.

Если такое случится — вы неоднократно пожалеете, что не прошли простую регистрацию ИП. Налоговая просматривает дебетовую карту и все движения по ней.

Конечно, когда вы будете открывать бизнес, столкнетесь с множеством вопросов. Основным из них будет, что же выбрать ООО или ИП. Каждая из форм деятельности имеет свои положительные качества и отрицательные. Исходить нужно именно из того, что подойдёт конкретно вам.

Стоит учитывать ООО — организация, а ИП — физическое лицо. Статус ИП и организации абсолютно разный. ООО — юридическое лицо, у которого есть свои обязанности, права и имущество. ИП — физическое лицо, которое просто прошло регистрацию и имеет право на предпринимательскую деятельность.

Считается, что, если ООО обанкротится, вы потеряете лишь уставный капитал. На деле все происходит иначе. Если компания проходит процедуру банкротства, собственнику или директору придётся платить по долгам. ООО несет субсидиарную ответственность. Личное имущество не трогают лишь в том случае — если есть доказательства, что директор действовал в интересах компании. Законодательство гласит простую истину — собственник сам привел компанию к банкротству, а значит — он должен брать на себя ответственность за платежи.

Даже если вы открываете ИП, потерять личное имущество в случае судебного иска также возможно. Есть установленный список имущества, которое не подлежит изъятию:

— Продукты питания, которые составляют минимальный прожиточный минимум необходимый для жизни.

— Предметы быта: одежда, мебель, техника, обувь и так далее.

— Жильё, если оно является единственным.

Это лишь часть различий ИП и ООО. Есть и другие, более существенные:

ООО можно открывать и регистрировать с партнером. ИП регистрируют только на одного предпринимателя.

Поэтому если вы хотите открывать бизнес только на себя — лучше регистрировать ИП. Предприниматель отвечает за всё самостоятельно, и может работать, не нанимая сотрудников. Если же вы хотите открыть бизнес с партнерами — подойдёт регистрация ООО. В долю можно набирать до 50 человек. Для того чтобы организация работала сама по себе, на ней должен быть минимум один сотрудник. Он должен координировать деятельность компании — то есть быть директором.

Если вы открыли ООО самостоятельно, вы должны заключить с собой трудовой договор, чтобы официально проводить себе ЗП. В договоре вы будете проходить дважды: как сотрудник с одной стороны, а с другой — как работодатель.

Еще одно серьезное отличие в том, что, открывая ООО, необходимо вести бухгалтерский учет. С ИП — это не нужно.

Чтобы отражать каждую операцию в компании — вы обязаны вести бухгалтерию. В конце года необходимо составлять отчетности. Если у вас будет большая компания — нужно обращаться в аутсорсинговую компанию. Если бизнес небольшой — возможно получится вести его самостоятельно. У себя в организации, мы упростили процессы бухгалтерского учета, чтобы бизнесмены могли наблюдать за всеми операциями, такими как: выдача ЗП, оплата поставщикам, оплата товаров и так далее.

Открывая ИП бухучёт вести не нужно. Кстати, существует специальные режимы налогообложения: ЕНВД, патент или УСН. С патентом заполнять отчетность совсем не нужно.

Есть ключевое различие, что, регистрируя ООО учредитель будет получать дивиденды. А регистрируя ИП — может распоряжаться финансами абсолютно свободно. Именно этот факт играет одну из решающих ролей.

ИП — физическое лицо, которое может в любой момент взять деньги фирмы и распоряжаться ими даже для личных целей.

Предприниматель ООО — делать этого не может, так как все финансы — это доход компании. Расходовать деньги можно лишь на цели, экономически обоснованные и направленные на развитие бизнеса или какие-либо оправданные действия. Дивиденды учредителю ООО выплачиваются раз в квартал, может раз в год — как будет оговорено в документах. Лишь в том случае, если прибыль будет чистая. Ну а 13% НДФЛ с дивидендов никто не отменял.

Индивидуальный предприниматель платит страховой взнос в ПФР. Если фирма останавливает свою деятельность на время, взносы всё равно необходимо платить. Даже если отсутствует доход. Страховой взнос в 2020 году составляет 40 874 рубля. Если за год доход от бизнеса составляет более 300 тысяч рублей, помимо фиксированной ставки необходимо оплачивать 1% от суммы дохода.

Организация отличается от ИП и тем, что взнос будет оплачиваться только с зарплаты сотрудникам компании. Если зарплаты нет, работа ООО приостановлена — взносов также не будет.

Так как же сделать сложный выбор — ООО или ИП?

Вышеуказанные отличия должны были показать вам преимущества и отличительные характеристики обеих форм. У каждой есть свои особенности, есть свои положительные и отрицательные стороны.

В первую очередь ориентируйтесь на специфику вашего бизнеса. Если вы хотите открывать крупную компанию и в дальнейшем её развивать, работая с серьезными клиентами, инвесторами — регистрируйте ООО. Если вы только начали бизнес — идеально подойдёт ИП. Но не забывайте тот факт, что выводить прибыль из организации гораздо сложнее.

Подготовительные пакеты документов организации и ИП

Когда вы выберете форму бизнеса, наступает самый сложный момент — подготовка документов. Для регистрации организации этот пакет нужен весьма обширный. Для ИП — необходимо написать лишь заявление.

Что такое ЕНВД?

Теперь поговорим подробнее про ЕНВД. Важно не ошибиться.

Кейс: регистрация ООО или предприятия прошла в 2019 году 6 июня, а 2019 года 23 июля вы решили заниматься перевозкой грузов — нужно написать заявление на ЕНВД в течение 5 дней с начала момента деятельности, а также вы заключаете договор аренды на транспортное средство или приобретаете машину для перевозки груза в собственность, непосредственно для осуществления предпринимательской деятельности. Через какой-то промежуток времени из налоговой может прийти штраф 10 000 рублей. Начисление штрафа происходит за то, что вы не встали на учет налогоплательщика ЕНВД, а установленные сроки уже прошли, даже если просрочили оплату на 5 дней.

Почему так происходит?

Ответ простой. Большинство предпринимателей не думают о последствиях, указывая время регистрации датой, когда началась деятельность. В этот момент налоговая наблюдает за фактом просрочки, за что и существует штраф. Кроме того, в случае такой ситуации вы будете переплачивать и за ЕНВД. Фактически считается, что деятельность вы ещё не начали. Но по законодательству — согласно п.3 ст. 346.28 Налогового Кодекса Российской Федерации, в течение 5 дней нужно в обязательном порядке подать заявление на ЕНВД. Деятельность, которая облагается данной системой налогов, но еще не начала работу, то есть нет факта приема платежей и факта оказания данного вида услуг — заявления не требует.

Данный момент относится к ИП и ООО, где в планах есть выбор системы ЕНВД. Если вы открываете небольшое кафе или магазин с розничной торговлей — работу деятельности необходимо считать с того дня, когда вы начали принимать выручку.

И что же считать фактом начала деятельности?

На самом деле этот момент весьма спорный. Определять дату, когда началась фактическая работа, не так просто. В налоговом кодексе нет внятных объяснений по этому поводу. Поэтому Минфин и ФНС попытались обозначить более ограниченные даты.

— ФНС говорит о том, что «вмененная» деятельность начинается в момент, когда интеллектуальные, материальные и трудовые ресурсы компании уже начали работать на получение дохода. Вне зависимости от того, есть он уже или нет. Первая закупка товаров, заключение договора с арендодателем — уже считается датой начала деятельности.

— Минфин временную деятельность обозначает с того момента, когда началась реализация товаров. То есть, вы подготовили все необходимые этапы, провели нужные рабочие процессы и когда всё закончено, а покупатели уже зашли в «зал» — в этот момент и начинается дата деятельности.

Стоит заметить, что Минфин обозначил более логичную и правильную позицию.

Кейс: в Н-ой области в 2019 проводились налоговые проверки и полный мониторинг предпринимателей на основе того факта, что бизнесмены уменьшали сумму оплаты единого налога на временный доход.

Единый налог оплачивался суммой страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд РФ. Декларации, которые были представлены по 2019 году за квартал, говорят о том, что 315 налогоплательщик уменьшил сумму единого налога — неправомерно. Суммы, которые указаны для страхового взноса — оплачены не были. Работа налоговой по Н-ой области пополнила бюджет государства, более чем на 1 000 000 руб.

На основе проверки было озвучено напоминание инспекцией о едином налоге:

— Если при оплате фиксированного платежа налог на временный доход будет больше — его приравняют к сумме ЕНВД.

— Если предприниматель в течение квартала так и не произвел оплату фиксированных платежей — у него нет прав на внесение суммы единого налога на вмененный доход.

— Также и страховые взносы оплачиваются даже после окончания квартала-налогового периода. При этом стоит учитывать, что сумма ЕНВД после квартала будет начисляться в полном объёме.

— Физическое лицо-индивидуальный предприниматель может уменьшать сумму единого налога на временный доход страхового взноса — если на него не работают наемные сотрудники. Период оплаты — налоговый квартал.

— Работодатель ИП может уменьшить сумму единого налога за работников предприятия в течение квартала. Сумму можно уменьшить на 50%. Аналогия происходит, если в течение квартала предприниматель не оплатил страховой взнос за сотрудников. Право на уменьшение суммы единого налога у него не будет. Но оплата должна быть произведена даже после окончания квартала — в полном объёме.

Стоит признать важный факт: предприниматель может по факту уменьшить сумму ЕНВД, но в законах РФ — это не предусмотрено. То есть, налоговую декларацию ЕНВД индивидуальный предприниматель должен предоставить не позже 20 числа первого месяца квартала.

Патент или ЕНВД?

Вопрос, который тоже требует детального рассмотрения.

ЕНВД — режим налогов, который будет предусматривать оплату только одного налога. Его называют единым. Он включает в себя и заменяет любые другие налоговые платежи, подоходный или имущественный.

Стоит знать, что к ЕНВД применяют часто термин «вмененный».

Налог «вмененный» — выгоден не для всех предпринимателей, ведь все бизнесмены занимаются разной деятельностью и у каждого абсолютно разный доход. Иногда выгодно использовать патент, а иногда ЕНВД. Во втором случае предприниматель один раз оплачивает единый налог, который будет определяться с годовой прибыли. Ставка налога достигает 15%. То есть, каждый год ЕНВД в виде 15% перечисляется предпринимателем государству. Стоит учитывать, что каждый регион устанавливает свою ставку в зависимости от вида деятельности.

Какая отчётность у патента и ЕНВД?

Есть несколько важных особенностей, которые при выборе системы налогов стоит учитывать. Важнейшая — это отчетность. Она должна быть поквартальной.

Налоги платятся также поквартально, это факт, на который стоит обратить внимание. Декларация заполняется не позже 20 числа месяца, который следует за отчетным. Расплачиваться необходимо в тот же период, но до 25 числа. Учет расходов и доходов ИП не ведется, что также немаловажно. Ведь при оплате ЕНВД учитывать доходы не нужно.

Чем ограничивается ЕНВД, патент или УСН?

Когда происходит выбор системы налогообложения, учитывают несколько принципов. Один из самых важнейших — ограничения по применению. Например, не вся деятельность предпринимателя может работать на системе «вмененке». Этот пункт касается таких услуг:

— охотничье хозяйство;

— деятельность по спортивным занятиям;

— услуги гидов и экскурсоводов;

— носильщиков, платных туалетов в общественных местах;

— репетиторство, услуги охранников или детективов;

— уход за пенсионерами или детьми;

— приготовление пищи на дому;

— услуги в медицинской области.

Все эти виды деятельности не позволяют выбирать систему налогообложения ЕНВД. Существуют и другие ограничения, например, не используется на фирмах, где работает больше 100 человек. Если ИП платило налоги по этой системе, но после количество работников увеличилось до 100 — больше он не может использовать эту систему.

Что такое патент?

Несмотря на то, что данная система в России относительно недавно, она предусматривает оплату одного налога. Платеж оплачивается вне зависимости от срока действия патента. Может показаться, что ЕНВД имеет много общего с ПСН (патентом), но есть значительные отличия.

Патентные налоги зависят от длительности действия документа и от вида деятельности предприятия. База налогов составляет 6%. Патент можно взять на срок от 30 дней и до 1 года. После окончания нужно заново переоформлять документы. Налогоплательщик при наличии патента оплачивает взнос, который высчитывают на основе предполагаемого дохода компании.

При наличии патента нет как таковой отчетности — это плюс. Никакие налоговые декларации заполнять не нужно. Расплачиваться за патент необходимо таким образом:

1. Если приобретается патент на полгода, в течение 25 дней после начала работы его нужно оплатить.

2. Если до года — то в течение 25 дней оплачивается треть суммы, а остаток не позднее, чем за 30 дней до того, как документ закончит своё действие.

Книгу доходов индивидуальный предприниматель с патентом ввести должен — этот процесс обязателен.

Есть ли ограничения на работу с патентом?

Любая налоговая система имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. По патенту как таковых ограничений нет, но применять его в компании, где работает больше 15 человек нельзя. Если уплата налога не была проведена в положенный срок — действие патента прекращается. Подавать заявление на патент необходимо в каждом новом налоговом периоде. Также в разных регионах, некоторые типы и виды деятельности предпринимателей не предусматривают уплаты налоговой системы по патенту. В каждом городе необходимо конкретно уточнять этот момент.

Можно совместить патент и ЕНВД для ИП?

Вопрос, который также многих интересует. Можно ли совместить две системы налогов для ИП? В теории — это возможно. Законы Российской Федерации не запрещают использовать «вмененку», «упрощенку» и патент — режимы совместимы. Но не всегда, получается, воплотить в реальность совмещение ЕНВД и патента. Исключение происходит в тех случаях, когда какой-либо вид деятельности не позволяет использовать ту или иную систему налогообложения. Но в большей части случаев использование обеих систем не вызывает никаких трудностей.

Стоит уделять внимание и обязательным взносам во внебюджетные фонды, которые гражданин должен выполнять обязательно. На период 2020 года такой взнос составляет 27 990 рублей в год. В данном случае говорится про перечисления ФСС и ПФР, налоговая система патента и ЕНВД — не освобождают от уплаты.

Если рассматривать «вмененку» и патент, принимая во внимание обязательный взнос, что лучше выбирать? Конечно, «вмененку». Спросите почему? Ответ простой. Налогообложение ЕНВД в фонды происходит с отчислениями в 50% за сотрудников и за себя. С патентом уменьшить размер налога не получится, такого процесса не существует.

Как и везде, в любой системе налогообложения есть свои положительные и отрицательные стороны. Ряд основных факторов, на которые на которые стоит обратить внимание в первую очередь:

Плюсы «вмененки»:

1. Простой учет;

2. В случае увеличения прибыли отсутствие увеличения налогов;

3. Расчёт налогов простой;

4. Уменьшить налоговый платёж при отчислении финансов во внебюджетный фонд — возможно.

Но не стоит забывать, что индивидуальный предприниматель самостоятельно должен просчитать все суммы налогов и доходов, которые обязательны для уплаты. В зависимости от вида деятельности не исключается, что с патентом платёж будет меньше. Прежде чем принимать решение о налоговой системе проведите сравнительный анализ плюсов и минусов. О плюсах ЕНВД мы поговорили, теперь разберем минусы:

1. Как и было сказано — есть ограничение на виды деятельности, где может применяться система.

2. Фиксированный налог даже при самом низком доходе — оплачивать обязательно.

3. Финансовая отчетность должна быть регулярной, а декларация в ФНС подаваться вовремя.

Это и есть основные минусы, на которые стоит обратить внимание.

Теперь поговорим о патенте и его положительных качествах.

Плюсы патента:

1. Освобождение от некоего количества налогов;

2. Небольшая налоговая ставка;

3. Гибкость оплаты и действия патента;

4. Нет зависимости в уплате налогов от дохода предприятия;

5. Декларации подавать не нужно.

Несмотря на то, что на первый взгляд, кажется, что плюсы системы налогообложения почти одинаковые — это не так. Есть особенности, на которые всегда стоит обращать внимание. Если вы хотите открыть компанию по производству мебели, стоит серьезно задуматься, какая система вам подойдёт больше. Чтобы ответить на вопрос грамотно, нужно изучить много информации. Стоит выделить главные аспекты, которые перечислены выше. Не забывайте и о численности сотрудников вашей компании, а также о том, что уменьшить налог на страховой взнос невозможно. Больше минусов у режима нет.

Именно поэтому в России патент становится каждый день все популярнее. Особенно в тех предприятиях, где сотрудников нет. На основе вышесказанного можно сделать вывод, приобретать патент — выгодно. Эксперты, как и всегда, расходятся во мнении, где же ЕНВД или патент применять целесообразнее?

Предприниматель сам должен изучить этот момент учитывая величину дохода, особенность своего предприятия и все аспекты режима налогообложения. Когда все моменты будут изучены, вы сами сможете с уверенностью сказать, какой режим больше подойдёт вам. Как правило, ответы экспертов говорят, что патент и ЕНВД — взаимозаменяют друг друга. ЕНВД за счет уменьшения налога на сумму взносов вне государственные фонды может быть выгодным режимом. Патент может быть выгоден по оплате и использованию. Ведь вы можете приобрести его на год, а можете на один месяц. Также не стоит забывать, что патент освободит вас от бумажной волокиты, никакие отчётности составлять не нужно.

Если у вас есть еще сомнения, давайте рассмотрим на кейсе.

Кейс: предприниматель хочет открыть автомойку и думает, какую систему налогов ему лучше выбрать. В данной ситуации режимы не будут особо отличаться. Если гражданин открывает ИП, чему лучше отдать предпочтение патенту или УСН? Стоит учитывать, что в России ЕНВД собираются упразднить. Не нужно надеяться на данный режим. Лучше подыщите ему аналог.

Несмотря на то, что ЕНВД имеет ряд преимуществ, некоторые предприниматели отдают предпочтение альтернативе. Альтернатива — «упрощенка». Всё дело в том, что данную систему налогообложения можно назвать выгодным аналогом обеих предыдущих. Происходит уплата налога раз в год, весной до 30 апреля. Налоги платятся вне зависимости от того, каков реальный доход фирмы. Если расходы большие оплата идет по процентной ставке 15%. Если расходы при ведении ИП минимальные — можно оплатить всего 6% от общей прибыли. Кроме того, при использовании режима УСН можно уменьшить налог за счет начисления, которые всё также производят во внебюджетные фонды.

Вы снова зададите вопрос, так какой же лучше из трех режимов выбрать? Практика говорит о том, что предприниматели отдают предпочтение «упрощёнке», особенно если в ИП нет сотрудников. Но если вы только открыли компанию можно приобрести патент всего на пару месяцев, чтобы посмотреть выгодно ли вести бизнес с такими налогами.

Да, режим налогообложения выбрать непросто. Предприниматель должен сам прийти к выбору, ознакомившись подробно со всеми нюансами, изучив все минусы и плюсы режимов.

ЕНВД скоро перестанет действовать. Поэтому сейчас лучше отдавать предпочтение ПСН. Если же в реализации сумма доходов будет не будет превышать 60 млн рублей — то отдавайте предпочтение ПСН. В обратном же случае индивидуальный предприниматель должен использовать ЕНВД.

Что делать, если вы отдали предпочтение ЕНВД, а его отменили?

В конце 2020 года всем, кто выбрал систему налогов ЕНВД — придётся искать альтернативу для перехода на другой режим работы. А если ваше предприятие связанно с торговлей, неприятности у вас начнутся гораздо раньше. Этот момент также стоит учитывать уже сейчас, при выборе режиме налогообложения. Поэтому рассмотрим перемены, которые грядут и подскажем, как же поступить предпринимателям, чтобы потери в переходный период были минимальными.

В России ЕНВД стали применять с 2000 года. В тот период система регулировалась законом номер №148-ФЗ от 31.07.1998. Когда ввели Налоговый кодекс Российской Федерации, в нём была выделена отдельная глава 26.3, которая уделена конкретно ЕНВД.

Суть введения главы в НК обособляется тем, что с малого бизнеса хотели собирать хоть какие-нибудь налоги. Но правительство пришло сначала к выводу, а потом к решению, что использование системы ЕНВД снижает поток финансов в бюджет.

Слухи о том, что «вмененку» будут отменять ходили очень давно. Исчезнуть данный режим должен был ещё в 2018 году. Но когда в 2014—15 глянули времена кризиса, отмену ЕНВД решили перенести на 3 года 01.01.2020. И вот срок отмены уже на подходе. На этот раз правительство передумывать не собирается. Органы вынесли серьезный вердикт и об этом говорит даже тот момент, что контроль за бизнесом в виде маркировки товаров и ведения онлайн-касс стал более жестким.

В связи с необходимостью маркировать товар многие деятели уплачивающие налоги ЕНВД уже практически лишились данной системы налогообложения. Изменения коснутся и предприятий с розничной торговлей и с отдельными товарами, которые должны подлежать маркировочному процессу. Бизнесменам, которые ведут предприятия с наличием таких товаров лучше уже сейчас задумываться о том, чтобы сменить режим налогообложения.

На какой режим лучше перейти с ЕНВД?

Более подходящим в данном случае будет патент. Но, как и везде тут также есть ограничения, и перейти на ПСН смогут далеко не все:

— Использовать патентную систему могут только ИП;

— Численность рабочих на предприятии должна быть не больше 15 человек, площадь арендуемая — не более 50 квадратных метров;

— Ограничение выручки на налогообложение по патенту — 60 млн рублей в год. Установлено (п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

Также стоит принять ко вниманию, что с 01.01.2020 розничная торговля маркированными товарами, перечисленными выше, не будет допускать ни систему ЕНВД, ни патент. Поэтому если у вас крупная компания и вы занимаетесь розничной торговлей — вам это не подойдёт. Стоит выбирать среди между УСН и ОСНО.

Многим кажется, что в данном случае выбор очевиден, но, как и везде будут свои нюансы.

Если фирма будет работать с убытком или нулевым доходом, то при режиме УСН вам всё равно нужно будет платить налог, который будет составлять 6% — если доход был, или если он минимален — 1%.

При ОСНО в случае неполучения прибыли уплачивать налог на прибыль не нужно. Кроме того, данная система предусматривает возврат из бюджета НДС, что может уменьшить налоги в будущем. Главное, не стоит забывать, что вам придётся вести довольно тщательный, развёрнутый учёт.

Если у вас компания высокорентабельная — больше вам подойдёт «упрощёнка». В данном случае бизнесмены всегда задумываются: он может платить 6%, не учитывая льготы от дохода, или 15%, которые составляют разницу между расходами и доходами.

Поэтому в первую очередь перед выбором режима налогообложения необходимо подумать о будущей выручке. Чем больше она будет, тем более выгодным будет режим «доходы минус расходы». Не забывайте учитывать применение налогового вычета, которое связано со страховыми взносами и торговыми сборами. Если выручка и затраты примерно одинаковые — обдумайте вариант ОСНО.

Как поменять налоговый режим ЕНВД на другие?

Для того чтобы перейти с ЕНВД на ОСНО — вам практически не нужно прилагать никаких усилий. Просто дождитесь, когда закончится срок «вмененки». И после завершения режима вас переведут автоматом на общую систему, если вы находились ранее на ней. Можно перейти на «упрощенку» с начала года. Необходимо написать заявление в ИФНС до 31 декабря предшествующего года. Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ. Но перед этим обязательно проверьте компанию на ограничения:

— Выручка не больше, чем 112,5 млн рублей за временной период — 9 месяцев;

— Все средства должны быть не больше, чем 150 млн рублей по состоянию на 1 октября;

На патент могут перейти только ИП, которое будет соответствовать всем пунктам ограничений: квадратура арендуемой площади, количество сотрудников и вид деятельности. Для перехода необходимо написать заявление согласно п. 2 ст. 346.45 НК РФ.

Какие существуют нюансы перехода с ЕНВД?

1. Переход на УСН.

Важные положения:

— Перейти на упрощенку могут фирмы, которые не превысили 112,5 млн рублей дохода без НДС за 9 месяцев.

— У режима есть как свои преимущества по сравнению с режимом ЕНВД, так и недостатки. Система ЕНВД подразумевает отсутствие налогового учета, декларацию нужно сдавать ежеквартально. При УСН — наличие налогового учета требуется, но декларацию необходимо заполнять только раз в год.

Как перейти на УСН с 1 января 2020 года?

Вам необходимо подать в ИФНС там, где вы проживаете документ по форме №26.2—1. До 31 декабря 2020 года. Далее нужно подать документ о том, чтобы вы не хотите больше работать по системе ЕНВД. Заявление также подается в ИФНС по форме № ЕНВД-3 для ООО и для ИП — по форме № ЕНВД-4.

Объект налогообложения можно менять ежегодно. Необходимо подать уведомление не позднее 31 декабря по форме номер №26.2—6.

«Доход»:

— Ставки от 0 до 6%. Регулироваться они должны на региональном уровне.

— Расход в учет не берут.

— Налоги можно уменьшить за счет уплаты страховых взносов. Для ООО — 50% от суммы налогов, для ИП без наличия сотрудников — в полном размере.

— Если расходы не будут превышать 60% от дохода — система будет выгодна.

«Доход минус расход»:

— Варьируется процент в диапазоне от 3 до 15%. Назначаются на уровне региона в зависимости от нескольких важных показателей.

— п. 1 ст. 346.16 НК РФ предоставляет строгий перечень расходов, которые учитываются.

— Выгодна система — если расход не будет превышать 60% от дохода.

— Может быть применён — обязательно, если в договоре будут прописаны участники: простое товарищество и доверительное управление имуществом.

Особенности УСН:

— Аванс включают по дате, когда прошло получение;

— Расход на НМА и ОС будут засчитывать в период календарного года.

— Доходы и расходы будут учиться учитываться по кассовому методу;

— Расход будет зачитываться только, когда пройдет продажа;

Как ведётся налоговая отчётность?

Учет вы должны будете вести в книге учета доходов и расходов. Данный пункт утвержден приказом Минфина России от 22.10.2012 №135н. Декларацию сдают только по истечению срока — календарный год.

Как уплачивается налог?

Авансовый платёж оплачивать необходимо ежеквартально не позднее срока, когда была подана декларация.

2. Переход на патент.

Важные положения:

— Патентная система разрешена только индивидуальным предпринимателям, в том случае если их деятельность разрешена по — п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Если ИП предоставляет бытовые услуги — кроме тех, которые перечислены п. 2 ст. 346.43 НК РФ — есть специальный режим на соответствующую деятельность.

— Применять ЕНВД могут ЮР и ИП, а ПСН — только вторые.

Есть ограничения?

— В системе ЕНВД существует ограничения на количество сотрудников, разрешено — 100 человек. В патентной системе лимит оборота устанавливается в зависимости от вида деятельности — 60 млн рублей, а лимит работников — не более 15 сотрудников в компании.

— По системе ЕНВД нужно вести налоговый учет. Но плюсом является то, что отчетность перед налоговой отсутствует.

Как перейти на ПСН с 1 января 2020 года?

— Вам необходимо подать в ИФНС заявление № — 26.5, чтобы получить патент. Сделать это нужно приблизительно с середины декабря 2020 года.

— Далее по форме № — ЕНВД-3 для ООО и по форме № — ЕНВД-4 — для ИП, необходимо написать заявление о том, чтобы сняться с учета ЕНВД.

Как рассчитывается налог?

налог = СТ * (ПВГД / 12 * М),

где СТ — налоговая ставка, которая варьируется от 0 до 6%)

ПВГД — возможный доход за год, который будет устанавливаться и регулироваться региональным законом.

М — это месяцы, на которые вы приобрели патент.

Как ведётся налоговая отчётность?

В книге учета необходимо вести налоговый учет доходов и расходов. Но декларацию заполнять не нужно. Если вы приобрели патент на 6 месяцев не позднее срока окончания действия патента — вы должны внести полную сумму стоимости патента.

Как уплачивается налог?

Если вы приобрели патент на 6 месяцев или 12 месяцев:

— 1/3 суммы должна быть уплачена не позже, чем 90 календарных дней. После того, как действие патента уже началось.

— 2/3 суммы должна быть уплачена не позже, чем закончится срок действия патента.

3. Переход на НПД (налог на профессиональный доход)

Важные положения.

— Если вы участвуйте в системе ЕНВД, нужно применять онлайн — ККТ, для того чтобы получить оплату от физического лица. Также нужно составлять декларацию для налоговой.

— Если же применять систему НПД — необходимость применять онлайн — ККТ отпадает. Чек может формироваться в мобильном приложении «Мой налог». Отчетности перед органами налоговой нет.

— Перейти на режим могут ИП, которые ведут свою деятельность в регионах, где разрешена система данного налогообложения НПД.

— Применять данную систему налогообложения могут только физические лица, которые имеют статус ИП.

— Не подходит режим — если предприниматель занимается торговлей крупных товаров. И если в компании есть один сотрудник.

— Сотрудников может быть только 100 человек. Спец режим можно применять при перепродаже товаров, как розничная торговля.

— Если ИП работает по системе ЕНВД — он обязан платить фиксированный страховой взнос, при НПД — взнос оплачивать не нужно.

Как перейти на НПД с 1 января 2021 года?

— Вам необходимо перейти на сервис сайта ФНС «Мой налог» и подать заявление о том, что вы хотите встать на учёт и работать с режимом НПД. Заполнить документ нужно до 1 января 2021 года.

— Далее необходимо подать ИФНС заявление о том, что вы хотите уйти с режима оплаты налогов ЕНВД. Документ подается по форме № — ЕНВД-3 для ООО и по форме № — ЕНВД-4 — для ИП.

Как рассчитывается налог?

Процент налогов будет достигать — 4% от общего дохода, который получен от физических лиц. И 6% от выручки, которая получена от юридического лица.

Доход считается по кассовому методу на период даты получения компанией НПД. Рассчитываться налог будет с применением единовременного налогового вычета в размере 10 000 руб.

Как ведётся налоговая отчётность?

Плюс в том, что вам не нужно вести налоговый учет. Отчетности перед органами не будет.

Как уплачивается налог?

Не позднее 25 числа следующего месяца налог должен быть уплачен — ежемесячно в соответствующий орган.

Итоги:

В начале 2021 года систему уплаты налогов ЕНВД — отменят. Бизнесменам стоит всерьез задуматься — если они работают по данной системе налогообложения. Необходимо тщательно продумать момент, на какой режим лучше перейти в дальнейшем. Какой режим будет более выгодным.

Если вы занимаетесь аптекой, продажей сумок, шуб — быстрее принимайте решение. Вам нужно быть еще более осмотрительнее, ведь ЕНВД для вас перестанет быть актуальной уже в январе 2021 года.

Тщательно изучите организационно-правовую форму вашей фирмы, финансы, доходы — и лишь после этого выбирайте подходящий для своего бизнеса режим налогообложения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги. Как и где снизить легально предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я