Представлены педагогические системы древнейших цивилизаций: Шумеров, Древнего Египта, Иудаизма, Буддизма, Конфуцианства, Древних славян. Для студентов и педагогов учреждений высшего профессионального образования. Рекомендовано к изданию Ученым советом Института образования человека (Москва).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика древних цивилизаций. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИКА ШУМЕРОВ
Ученик директору своей школы: «Я был как щенок, пока вы не открыли мои глаза. Вы меня очеловечили».
Запись шумерской клинописью.
«Дома табличек» Междуречья
В 3200 г. до н. э. в межд уречье Тигра и Евфрата возникло государство Шумер, затем Вавилон, Ассирия, которые имели свои системы образования. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная клиновидная письменность, система музыкальной записи, получили развитие различные искусства. В клинописи древние шумеры использовали больше 1000 знаков. Почти в каждом городе древней Месопотамии были школы. Считается, что именно здесь появилась самая древняя школа человечества.
Причина появления школ — отклик на увеличение потребности в грамотных людях — писцах. Здесь, как и в Древнем Египте, писцы стояли довольно высоко на социальной лестнице. Первые школы для их подготовки в Междуречье назывались домами табличек (шумер. e-dub-ba — эдубба). Название им дали таблички из влажной глины, на которых нужно было один за другим с определенным нажимом выдавливать знаки. Делалось это калямом — тростниковой палочкой. Калям требовалось затачивать, для чего у писца был острый камень. Калям должен выдавливать знаки один за другим на влажной глине с нужным нажимом. Затем табличку обжигали, чтобы сохранить написанное. В начале I тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.
Первые «дома табличек» возникли в жилищах самих писцов. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». В развалинах дворцов, храмов и иных зданий ученые обнаружили десятки тысяч глиняных табличек. На них были написаны, например, законы вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), законы Ассирии второй половины II тысячелетия до н. э. Обнаружено множество учебных табличек с перечнями богов, списками животных и растений.
Большинство школ были небольшими, с одним учителем. Он управлял школой и изготавливал новые таблички-модели, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек» имелись отдельные учителя письма, счета, рисования, мог быть управитель, который следил за порядком и дисциплиной. Обучение в школах было платным.
В шумерских школах обучались только мальчики
Возможно, в I тысячелетии до н. э. появились эдуббы для девушек из знатных семей, где их обучали письму, религии, истории, математике. Девочек могли обучать также их отцы-писцы.
Школьное здание представляло собой большое помещение, разделенное на две части. В одной половине находились скамейки для учеников. Столов и парт не было, ученики сидели, держа глиняную табличку в одной руке, а тростниковую палочку — в другой. В другой части помещения, за перегородкой, находились учителя и человек, который изготавливал новые глиняные таблички. При школе был двор для прогулок и отдыха. Судя по величине двора и помещений школы, там занимались до 20—30 учеников. Структура обучения не предполагала деления на классы, старшие и младшие учились вместе.
Клинопись требует яркого косого освещения, это значит, что занятия проводились в светлых комнатах, на крыше или во дворе. В городе Мари на Евфрате археологи обнаружили две комнаты, которые по своему расположению и особенностям явно представляют собой школьные классы. В них сохранились ряды скамеек из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух или четырех учеников.
Учеба в школах организовывалась по принципу многосемейной общины.
Возглавлял эдуббу «отец», других учителей именовали братьями отца. Учителя имели специализацию, среди них были учитель математики (писец счета), учитель-землемер (писец поля) и учитель языка (учитель шумерского). Ученики делились на старших и младших «детей» эдуббы, их называли коллегами (шумер. ги-ме-а) или братьями (шумер. тес). Выпускника школы называли сыном школы прошлых дней.
Родители сами решали, в каком возрасте отдавать детей в школу. Он колебался от 5 до 7 лет, начальное образование длилось не менее 4 лет.
Методика обучения шумеров
Обучение шло по двум основным программам. Первая тяготела к науке и технике, вторая была литературной. В первой программе использовались тексты со списками названий деревьев, тростников, животных, насекомых, птиц, камней и минералов, стран, городов и селений. Литературная программа включала таблички со стихами, в которых было до 1000 строк: мифы и эпические сказания, песни, прославляющие шумерских богов, героев, царей. Шумерские педагоги создавали также всевозможные математические таблицы и составляли сборники задач — средства для обучения.
В ходе переписывания текстов с табличек-моделей в свои таблички-упражнения ученик заучивал и запоминал их. Главным методом обучения в месопотамских школах было повторение в сочетании с исправлением сделанных ошибок. Учитель писал предложение наверху таблички или на ее левой стороне. Ученик должен был скопировать эту надпись несколько раз ниже или справа. После этого сырые таблички-упражнения корректировал учитель. Дома ученик должен был изучить поправки, чтобы на следующий день воспроизвести надпись без ошибок. Потом следовал новый урок. Иногда применялись упражнения типа диктантов. До нас дошли не только письменные работы с поправками учителя, но и работа, которую расстроенный учитель перечеркнул крестом.
Умение писать клинописные тексты приходило лишь через много лет.
Грамотность давалась нелегко и требовала тысячи часов обучения распознанию и воспроизведению по памяти сотен используемых знаков и их комбинаций.
Методика обучения заключалась в основном в многократном повторении, механическом запоминании столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Использовался и метод диалога-спора не только с учителем или учеником, но и с воображаемым предметом. Ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали.
Как происходило обучение в шумерской школе? С утра, придя в школу, ученики разбирали табличку, которую написали накануне. Затем «старший брат», то есть помощник учителя, подготавливал новую табличку, которую ученики начинали разбирать и переписывать. «Старший брат», а также «отец школы» следили за работой учеников, проверяли, правильно ли они переписывают текст, сопровождали объяснениями переписываемые учениками списки слов, таблицы, литературные тексты. Успехи шумерских учеников зависели от их памяти.
Учебный процесс в эдуббах
На одном из клинописных документов, относящемуся к II тысячелетию до н. э., описан учебный день школьника, обучавшегося в эдуббе. «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» — спрашивает учитель. «Я хожу в школу», — отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» — «Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу моего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: „Скорее дай мне мой завтрак, я иду в школу“. В школе надзиратель спрашивает: „Почему ты опаздываешь?“ Испуганный и с бьющимся сердцем я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно».
Для овладения грамотой ученик запоминал множество клинописных знаков.
Далее он заучивал поучительные истории, сказки, легенды, делал расчеты для строительства сооружений, изучал составление торговых и правовых документов. В школах изучались два языка: аккадский и шумерский, основным являлся шумерский язык.
Выпускник эдуббы должен был владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, умением выносить основанные на законах решения, разбираться в ритуале жертвоприношений. Он должен был также уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов.
Изначально задачей школьного обучения была подготовка необходимых для хозяйственной жизни страны писцов. Постепенно вокруг крупных школ возникли книгохранилища: Ниппурская библиотека во II тысячелетии до н. э., Ниневийская библиотека в I тысячелетии до н. э.
Слово «человечность» в шумерских текстах
Образование в Месопотамии стремилось к выработке у учеников того, что переводится на русский язык как «человечность». Это слово впервые встречается именно в шумерских текстах, там, где объясняются цели образования. Ученик говорит директору своей школы: «Я был как щенок, пока вы не открыли мои глаза. Вы меня очеловечили». Или расстроенный писец пишет своему сыну: «Мое сердце разрывается от того, что ты совсем не думаешь о человечности».
Эдубба, если она была надлежащим образом организована, представляла собой не только школу, но и университет, и даже академию, поскольку здесь систематизировались знания, фактически создавалась наука. Наиболее образованные люди той эпохи были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней, золотым сечением, числами Фибоначчи.
До сих пор остается загадкой, как древние цивилизации достигали высокого уровня развития. Одна из гипотез предполагает, что знания им привносились извне «посланниками неба» — учителями, духовными наставниками. Древние народы часто обожествляли своих учителей, сохраняя память о них в легендах. Шумеры именовали такого учителя Оанн (У-Ан), по преданиям, он пришел к жителям Месопотамии для того, чтобы принести им письмо, закон, науки и цивилизацию. Он обучил людей грамоте, показал, как собирать плоды и зерно, установил законы и научил всему, что касается культуры. У древних египтян образ великого учителя воплотился в Осириса, который, по легенде, обучил народы земледелию, садоводству, виноделию. Персы называли своего учителя Ахура Мазда, кельты — Дагда, инки и полинезийцы — Кон-Тики, древние китайцы — Хуан-Ди.
Практикум
— Найдите изображения шумерских табличек с клинописью. Какие принципы использовались для этого способа записи текстов?
— Изготовьте модель таблички для клинописи. Вместо глины можете использовать пластилин, вместо тростниковой палочки — зубочистку. Изобразите с помощью собственных, подобных шумерским, значков некоторую текстовую информацию так, чтобы ее можно было понять. Предложите прочитать ваши записи. Напишите вопросы, которые у вас возникли.
— Разработайте современное учебное занятие по шумерской методике. Напишите его тему, возраст учеников, цели, необходимые средства, этапы урока.
Литература и видео
Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. — М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2000. — 432 с.
Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. — 368 с. https://vk.com/doc35528094_478007114?hash=cba99dfa2d33cc17cb&dl=910654b35961253752
Кремер С. Н. История начинается в Шумере. — 2-е изд. — М.: Наука, 1991. — 235 с.
Лимарев В. Н. Беспокойная молодость человеческой цивилизации. — СПб.: Медиапапир, 2020. — 332 с. http://evolution-of-life.limarevvn.ru/++=.htm
Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. — 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. — М.: Наука, 1990. — 319 с.
Шумер — страна стражей. Док. фильм [Видеозапись] / Реж. А. Крупкин. — Россия, MAKTO, 2013. — 26 мин. https://youtu.be/78iK4NxEEss
Шумеры: история первой цивилизации за 20 минут. Док. фильм [Видеозапись] / Реж. А. Карташов. — Россия, 2020. — 20 мин. https://youtu.be/UydIPVDlZIY
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика древних цивилизаций. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других