Методика славянского воспитания. Учебно-методическое пособие

Андрей Хуторской

Рассматривается специфика славянского воспитания от зачатия до старшего школьного возраста. Методика воспитания и обучения базируется на ключевых принципах славянской культуры: почитание предков, славление родных богов и гармония с природой. Основой учебного года выступает славянский календарь, который позволяет каждому ребёнку всякий раз проживать солнечный год на новом уровне. Для студентов вузов и колледжей, педагогов, родителей, организаторов славянского образования, славян.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика славянского воспитания. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СЛАВЯНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Кому необходимо славянское образование?

Очевидно, что славянское образование необходимо, прежде всего, самим славянам. Знание своей истории, культуры, педагогики необходимо народу для реализации его миссии, а каждому славянину — для понимания основ своей жизни, её соответствия национальным принципам и культуре.

Необходимость знания основ славянского образования требуется также другим народам, которые хотят знать свои сходства и отличия со славянами, с их образованием и культурой, чтобы взаимодействовать с ними, познавать собственную культуру в соотношении с культурами других народов.

Третьим заказчиком знаний о славянском образовании и его развития выступает всё существующее человечество, устройство которого включает в себя различные народы — этносы. Главная задача человечества — продолжение своей жизни. Эта задача может быть осуществлена только при наличии и поддержки жизни этносов. Славянский этнос — один из таковых.

Что такое славянская педагогика?

Славянская педагогика выступает конкретизацией этнопедагогики для славянских этнических групп. Она есть проекция этнопедагогики в область славянского народа, одно из воплощений этнопедагогики.

Славянская педагогика — не только народная педагогика славян как их практика. Она так же и наука об опыте, воззрениях и ценностях славянского этноса в воспитании и образовании детей.

Для славянской педагогики, как и для любой педагогики характерны пять толкований, представляющих её как практику, искусство, инженерию, науку и учебный предмет. Общим для данных толкований выступает предмет славянской педагогики — образование человека с позиций славянского этноса. Образование здесь понимается буквально — как становление, развитие, то есть образовывание человека.

Славянская педагогика содержит компоненты, которые применимы для построения педагогики любого этноса, не только славянского. По сути, любой этнос имеет свою педагогику.

Славянская педагогика направлена на изучение и реализацию в образовании заказа славянского этноса. Славянское образование имеет свою специфику, которая отчасти отражена в образовательных стандартах, программах и учебных предметах ряда стран, регионов. Существуют неформальные формы славянского образования, реализуемые в виде праздников, ритуалов, народного фольклора. Однако, нельзя сказать, что заказ славянского этноса как народа имеет своё обоснованное и конкретное выражение. Тип славянского образования всё ещё не получил своего научно-педагогического обоснования и реализации.

Сегодня многие учёные-педагоги изучают, воссоздают, проектируют этническое образование различных народов. О педагогических особенностях этносов проводятся конференции, публикуются труды. Этнокультурная компетентность становится условием подготовки современного педагога.

Каковы источники славянской педагогики?

В создании данного пособия использованы следующие источники:

Во-первых, исторические, этнические и иные данные о том, как происходило образование у древних славян, какие педагогические ориентиры, факторы проявлены в дошедшем до нас историко-педагогическом наследии. В число таковых источников мы вносим и современные реконструкции жизнедеятельности, воспитания и обучения с позиций как древних, так и современных представлений славян.

Иногда можно встретить споры среди представителей разных общин, их утверждения, что те или иные сведения являются «новоделом» или подделкой. На сегодняшнем этапе мы не считаем конструктивным разделение приверженцев славянского духа и образования на противоборствующие группы. В нынешних условиях гораздо важнее собирание всех, кто увлечен задачей если не возрождения, то воссоздания славянской культуры, которая может быть продолжена только при условии соответствующей системы образования.

Для выполнения данной миссии по большому счёту не так важно, является ли, например, Велесова книга современной реконструкцией или она на самом деле воспроизводит то, что было написано в древних дощечках. Это важно для историков, но не для педагогов. Да и у самих критиков можно спросить, они-то что, были у древних славян тысячи лет назад и видели то, как там всё происходило?

Вспомним фильм А. Тарковского «Андрей Рублёв», где показано, как мальчик Бориска во время чумы сказал княжеским гонцам, что отец перед смертью передал ему секрет изготовления колокола, чтобы те взяли его с собой в литейщики. И под его руководством колокол был сделан. На самом же деле, как мальчишка потом признался, плача, никакого секрета ему отец не передал, умер, и не передал. Великолепный пример реконструкции того, как культура возрождается, даже если по каким-то причинам прерывается её течение.

В конце концов, мы же не пытаемся убрать сказки из воспитания детей, только потому, что нигде в летописях ничего не сказано про Колобка?

Второй источник материала учебника — достижения современной педагогики и этнопедагогики. У нас нет задачи скопировать систему обучения и воспитания, которая существовала у древних славян, тем более, сделать это практически невозможно. Поэтому, в книгу вошли те современные принципы, технологии, методы обучения, которые созвучны, соответствуют славянским и древнеславянским. Интегрирование достижений общей педагогики с педагогикой славянской — очевидное условие для того, чтобы славянская педагогика развивалась, сохраняя самобытность.

Третий источник изложенной славянской педагогики — дошедшие до наших дней практики: обряды, традиции, детские игры, народный фольклор. Такая практика — не менее достоверный исторический источник, чем письменные изложения или археологические находки. Любой народ, и славянский в том числе, является особым историческим организмом, существующим тысячелетия. Невозможно разорвать связь поколений, даже если кто-либо этого захотел. Разными способами — изустно, с помощью традиций и обрядов, в конце концов, на генетическом уровне люди передают свою культуру, способы жизни и выживания своим потомкам.

Для образования славянской ветви человечества одинаково важны как добываемые данные о традициях, быте и образовании древних славян, так и опыт славян современных, которых называют неоязычниками.

Основные источники, на базе которых строится славянская педагогика:

— Культура славян — древних и современных.

— История славян. Календарные системы.

— Этнические данные (сказки, сказания, обряды, игры).

— Славянская мифология (пантеон богов, духи) и космогония.

— Природные и космические ритмы (сезоны года, солнечные, лунные ритмы).

— Общая педагогика и этнопедагогика.

— Другие науки о человеке (антропология, психология, физиология, ДНК-генетика и др.).

Этнические ценности славян

На каких принципах основывается славянская педагогика? Очевидно, что эти принципы отражают характер древних русов, который известен из многих источников: выносливость и неприхотливость в разных условиях, жесткое поведение во время боя, искренность по отношению к соседям, добродушие, умение веселиться от души, гостеприимство, готовность поделиться пищей и кровом. В славянских общинах царила атмосфера взаимовыручки и понимания — благодаря этому род справлялся с проблемами и продолжал своё существование. Главной особенностью славянского этноса является человеколюбие.

Значительная часть отечественных учёных-аксиологов полагает, что основными ценностями славянской культуры являются: правда, как синтез истины и справедливости; спасение как примирение обособленности и всемирности и соборность как гармония свободы и единства.

В ходе славянского образования происходит становление системы высших ценностей (любовь, красота, добро и истина), социально-значимых (семья, народ, культура, Родина, природа, мир, жизнь и т.д.) и личностных ценностей (счастье, справедливость, честь, достоинство, совесть, ответственность, здоровье и т.д.). Под ценностью понимается личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе знаний человека о мире, чувственных переживаний и его собственного жизненного опыта1.

Три основных принципа жизни действуют у славян с древнеязыческих времён:

— Славить своих Богов.

— Чтить своих Предков.

— Жить по Совести и в ладу с Природой.

Считается, что данные принципы вытекают из заветов, которые людям дали славянские боги.

Формирование славянских ценностей

Как формируется система славянских ценностей?

Важный компонент этнического самосознания славян — эмоциональная рефлексия, т.е. осознание своего морального и психологического единства — не только наличие знаний об особенностях своего этноса, но и эмоциональные переживания, органически включенные в структуру жизни и деятельности.

Эмоциями подкрепляется формируемая система ценностей человека.

Система ценностей человека — жизненные идеалы, убеждения, принципы, приоритеты, правила, которым он руководствуется при определении целей и принятии решений.

Ценности формируются в ходе социальных действий и отношений человека к окружающему миру, людям, тому, что и как они делают. При этом выявляется положительное и отрицательное значение для человека каждого такого действия или объекта, которое маркируется одним из качеств: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное и т. д. То, что маркируется положительными качествами, способно переходить в разряд ценностей, из которых у человека выстраивается иерархия для каждой области его жизни.

Внутренне ценности выступают как отношения к свойствам окружающих предметов, явлений, событий. Ценности отражаются в сознании человека в форме его ориентаций во взаимоотношениях с людьми и событиями. Внешне ценности проявляются в качестве интересов человека, выступают основанием его поведении, выражении его социальных отношений, образа жизни.

Славянские ценности относятся практически ко всем сферам жизни человека. Например, ценности здоровья заложены в правилах питания, физической культуре, психологии отношений славян. Славянская система представлений о мире, верований и отношений проявляется в каждодневных делах, праздниках, обрядах, традициях, ритмической организации жизни в течение дня, суток, недели, месяца, года.

Помощниками формирования ценностей выступают славянские боги, духи, образцы их действий и мотивов.

Через славянскую мифологию, сказки, игры, праздники, ребёнок познаёт, что хорошо, а что плохо, как себя вести в различных ситуациях, что делать при возникновении проблем, как к ним относиться и т. д.

Система славянских ценностей, этническое самосознание ребёнка служат основанием для его психофизического здоровья, состояния его души, мировоззрения и образа жизни.

Педагогическую роль для формирования ценностей человека играют следующие факторы:

— его собственные потребности и возможности;

— окружающий мир с его особенностями, опасностями и др.;

— окружающие люди, прежде всего родители и семья, их опыт, знания.

Как именно окружение влияет на образование ребёнка в славянских традициях? Для этого используются различные формы и средства:

— совместная деятельность людей, например, обряды;

— примеры деятельности одних людей для других, например, ремесло;

— обучение — целенаправленное взаимодействие учителя и учеников;

— просвещение — передача информации;

— требования, указания и др.

Каждое из подобных средств имеет свои преимущества и отражается в славянских праздниках, обрядах, ритуалах, повседневных делах.

Среди средств славянского воспитания отметим:

— материальные: природа и природные факторы, трудовая деятельность;

— духовные: религия и верования, родной язык, народное искусство, фольклор;

— соционормативные: система традиций, обрядовая деятельность, игра.

Итак, образование человека в славянском этносе базируется на следующих трёх опорах:

— Осознание своей принадлежности славянскому роду, стремление ему принадлежать, соответствовать.

— Знание и понимание основ славянской культуры, мифологии, мировоззрения.

— Жизнь в согласии с природой, с её естественными ритмами, календарём.

Что означает, и как обеспечить образование ребёнка в отношении данных позиций? Рассмотрим их подробнее.

Принадлежность славянскому роду

Славянский род для ребёнка предстаёт, прежде всего, через его родителей, семью, родных, предков. Почитание отца и матери, родственников, знание своей родословной до 7-го колена — таковы цели начального этапа развития ребёнка.

С позиций славянской педагогики отрабатывается и осознаётся взаимодействие ребёнка с другими людьми, с ближайшим социумом.

Каковы в этом блоке принципы и правила славянского образования? Перечислим правила древнеславянской педагогики, которые родились в глубине веков и дошли до наших дней, преобразовались в современные формы.

— Уклад семейных отношений: «любить не для себя, а для того, кого любишь. Жена любит мужа не для своего блага и интереса, а ради него — его дела и успеха. Муж любит жену не для собственного удовольствия, а для её комфорта, уюта, благополучия.

— Родители любят детей для их блага, ибо только они ответственны за их появление на свет. Дело души, нравственности и мудрости родителей — заслужить любовь, уважение, и чувство долга детей перед своими родителями.

— Задача отца — воспитать сынов с дочерями, приучить их к жизни праведной, воспитать в них трудолюбие, уважение к младости и почтение к старости.

— Главное в славянской педагогике — убежденность ребенка в том, что родители всегда сделают как надо.

— Ребенок — ученик и отдельный человек, способный и обязанный отвечать за себя.

— Учитель живёт так, как учит. Слова учителя (родителя) не расходятся с делом.

— Только уважая детей, мы не вправе ждать от них уважения. Советуйтесь с ребенком, интересуйтесь его мнением.

— Ребенок должен чувствовать и осознавать свою значимость, даже если он в чём-то не прав. Поправляйте его мнение без насмешек, обоснованно и понятно.

— Ребенок легко простит окрик, но не воспримет необоснованных претензий.

— Читайте ребенку 4—6 лет народные сказки. Показывайте ребенку мультфильмы, снятые по народным сказкам, особенно выпущенные в 1950—1960-е годы.

— Гуляйте с ребёнком в лесу, у реки, собирайте грибы, ловите рыбу. Объясняйте, что человек не царь природы, а её дитя. Дерево, цветок и божья коровка имеют такое же право на жизнь, как и он сам.

Славянские боги как язык взаимодействия с миром

Славянские боги и духи изучаются не сами по себе, но в связи с реальной жизнью ребёнка. Знание основного пантеона языческих богов славян складывается постепенно, его не нужно изучать так, как это делается во «взрослых» книгах — со строгой классификацией и обоснованным перечнем.

Для ребёнка важнее сам язык общения с окружающим миром языком славянских богов, их мифов, легенд.

Язык мифологии не менее серьёзный, чем традиционный научный. А для детей — он гораздо сильнее, поскольку задействует не только логические способности, но и образные.

В то же время вполне возможно и даже нужно изучать одно и то же явление или событие разными языками — научным и мифологическим. Например, гроза, гром и молнии изучаются на основе мифов о славянском боге Перуне, а так же как физические явления.

Почитание богов имеет в славянской педагогике каждодневные воплощения. Например, почитание Ярилы начинается утром с встречи Солнца, завершается после его захода, когда ребёнок ложится спать. События, связанные с ветром, позволяют понять бога Семаргла, гроза и молнии — бога Перуна.

Гармония с Природой

Природосообразность жизни постигается ребёнком в его взаимодействии с природой. Основные направления такого взаимодействия:

— Взаимодействие со стихиями природы: земля, вода, воздух, огонь.

— Взаимодействие с царствами природы: минералы, растения, животные.

— Питание, одежда, труд — они связаны с природой, берутся из неё.

Взаимодействие с Землёй, Солнцем, Вселенной необходимо организовывать в практических ситуациях, вопросах и словах родителя, учителя, в собственных эмоциональных переживаниях ребёнка.

Лучшим способом выстраивания отношения ребёнка с Природой выступает его взаимодействие с реальностью, а не с информацией в виде объяснений, текстов и картинок.

Принципы славянской педагогики

Принцип есть руководство к действию. По отношению к проектированию и практике общего образования в славянском этносе нами обоснованы следующие принципы:

Самопределение ученика по отношению к славянским ценностям: семье, предкам, роду, славянским богам, природе.

Личное целеполагание ученика наряду с другими внешними целями и требованиями.

— Органичное включение славянского этнического компонента во все учебные предметы и дисциплины.

Первичность освоения славянской культуры и вторичность сопоставительного изучения аналогичных данных в других культурах (сначала Древняя Русь, потом Древние Греция и Рим).

Деятельностное освоение славянских праздников, обрядов, фольклорных проявлений, ремёсел, бытовых видов деятельности.

Продуктивная направленность образовательного процесса. Продуктивность означает создание учениками собственных образовательных продуктов, их сопряжение с культурно-историческими славянскими аналогами.

Рефлексивное осознание учащимися и их педагогами (родителями, учителями) основных достижений ученика. Сравнение этих достижений с поставленными учеником целями. Выявление и оценка (самооценка) личностно-культурных приращений ученика.

Данные принципы конкретизируются в системе правил, которые относятся к основным сферам жизни и обучения. Правила постепенно осваиваются в конкретных действиях, деятельностях, делах ученика Правила входят в состав применяемых педагогом методик обучения и воспитания.

Прокомментируем принципы славянской педагогики и соответствующие им правила.

1. Самопределение ученика по отношению к славянским ценностям: семье, предкам, роду, славянским богам, природе.

Именно самоопределение ребёнка, а не простое усвоение им преподанного. Первично всегда суждение или решение ученика, которое затем предлагается сопоставить с культурно-историческими аналогами. Чтобы суждение или любое другое действие ученика возникло, педагог применяет технологию образовательной ситуации2. С помощью открытых вопросов или заданий ученик выражает своё понимание или отношение к любой изучаемой или встреченной теме или проблеме. Например, «Откуда появился мир?», «Какую форму имеет Земля?», «Как появляются люди?», «Есть ли у человека душа?». Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не применял шаблоны или чужую информацию, а опирался на свои факты и собственные доказательства. После собственного самовыражения ребёнку предлагаются другие понимания. Тогда ученик всегда приходит к новым для себя результатам путём сопоставления. Причём, совсем не обязательно, что он изменит свою первоначальную версию, но будет иметь представление и о других.

2. Личное целеполагание ученика наряду с другими внешними целями и требованиями.

Право ученика на личные цели в своей жизни и образовании — его неотъемлемое право. Собственное целеполагание — не «всё что хочу», а то, что определяет его путь, поступки. Многие родители часто не считаются с таким правом, думая, что ребёнок ещё мал, чтобы ставить свои цели. Опасаются, что если дать ему такую возможность, он «такого нацелеполагает». Да и удобнее такому родителю просто сказать ребёнку, а тот исполнит. Так ребёнок и не научается жить по своим целям…

Что нужно делать родителю, учителю, чтобы ребёнок научился основам постановки целей? Сначала просто предлагать цели на выбор. Потом — предлагать поставить свою цель.

3. Органичное включение славянского этнического компонента во все учебные предметы и дисциплины.

Славянская культура, история, география, мифология, письменность, фольклор, ремесло — настолько обширны и глубоки, что всегда найдётся место их изучению и освоению практически в любом школьном предмете. Составление или уточнение учебной программы по отношению к славянскому этническому компоненту — задача педагога, методиста.

4. Первичность освоения славянской культуры и вторичность сопоставительного изучения аналогичных данных в других культурах. Для ученика начальной школы свойственно восприятие мира через русские народные сказки. В 5—6 классах часто начинают изучать мифы Древней Греции и Рима, забывая про Древнюю Русь. Это не соответствует природе ребёнка. Родная культура всегда должна предшествовать изучению других культур.

5. Деятельностное освоение славянских праздников, обрядов, фольклорных проявлений, ремёсел, бытовых видов деятельности. Лучше не рассказывать про славянские праздники, а участвовать в них! А разбирать или рассказывать особенности того или иного обряда или традиции лучше после того, как ребёнок пережил их через свою деятельность. Тогда и мотивация и образовательный эффект повышаются.

6. Продуктивная направленность образовательного процесса. Создание учеником собственного образовательного продукта — необходимое условие его вхождения в культуру. Для этого нужно предложить ученику изготовить чучело Масленицы, испечь блины, придумать сказку или загадку, принять участие в славянской игре. Продуктивность означает создание учениками собственных образовательных продуктов, через которые он на практике осваивает культурно-исторические славянские аналоги.

Образовательный продукт получается в результате любой из деятельностей ребёнка: познавательной, творческой, организационной, коммуникативной, ценностно-смысловой.

7. Рефлексивное осознание учащимися и их педагогами (родителями, учителями) основных результатов ученика — прежде всего, достижений. Сравнение этих достижений с поставленными учеником целями. Выявление и оценка (самооценка) личностно-культурных приращений ученика.

Перечисленные методики и техники подробно описаны в наших книгах педагогической тематики3.

Практикум для педагога

1. Боги, Предки, Природа — насколько эти три ориентира славян охватывают сферы современного ребёнка? Считаете ли вы необходимым расширить их? Обоснуйте.

2. Приведите из своей практики или разработайте пример реализации одного из принципов славянского образования на занятии с детьми.

3. Проведите исследование правил и приемов обучения в современных школах и в семейном обучении на предмет отражения в них славянского типа обучения. Назовите приемы и действия современных педагогов и их учеников, которые носят, на ваш взгляд, черты славянской педагогики.

4. Мавро Орбини в исследовании «Славянское царство»4 описывает, что русы защищали древнюю Трою. Почему, на ваш взгляд, Ватикан внёс эту книгу в список запрещённых?

5. Выполните задания для учеников. Предложите их ученикам.

Задания для учеников

1. Чем ты похож (а) на своих родителей, предков? Что именно подтверждает или не подтверждает твою принадлежность славянскому роду?

2. Имеется ли у тебя стремление принадлежать, соответствовать славянскому роду? Если есть, в чём оно выражается?

3. Какие элементы славянской культуры тебе близки и почему? Ка ты их проявляешь в своей жизни?

4. Что означает «жизнь в согласии с природой»? Есть ли у тебя такое согласие и в чём оно выражается?

5. Считаешь ли ты, что славянские боги существуют на самом деле? Или это только мифы, придуманные людьми?

6. Как ты понимаешь принцип «не делай другим того, чего себе не желаешь»? Существуют ли ситуации, когда этот принцип не применяется?

7. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Клеветникам России» (1831). Перечислите, что общего с современностью вы находите в нём? (Литература, история, 7—11 классы).

О чём шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас? волнения Литвы?

Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою

Враждуют эти племена;

Не раз клонилась под грозою

То их, то наша сторона.

Кто устоит в неравном споре:

Кичливый лях, иль верный росс?

Славянские ль ручьи сольются в русском море?

Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали

Сии кровавые скрижали;

Вам непонятна, вам чужда

Сия семейная вражда;

Для вас безмолвны Кремль и Прага;

Бессмысленно прельщает вас

Борьбы отчаянной отвага —

И ненавидите вы нас…

За что ж? ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы

Мы не признали наглой воли

Того, под кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир

И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постеле,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясённого Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?..

Так высылайте ж к нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место им в полях России,

Среди нечуждых им гробов.

8. Найдите и прочитайте стихотворение Александра Блока «Скифы» (1918). Первое четверостишье:

«Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,

С раскосыми и жадными очами!…»

Найдите сходства этого стихотворения со стихами А. С. Пушкина «Клеветникам России». Судя по стихам двух поэтов, какие исторические изменения произошли почти за 100 лет в отношениях между Россией и Западом? Что изменилось в следующие 100 лет — к настоящему времени? (Литература, история, обществоведение, 8—11 классы).

Литература и видео

Афанасьев А. Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. / А. Н. Афанасьев. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. Т. 1. 800 с.

Влх. Велеслав. Живые Веды Руси. Откровения Родных Богов. 2011. — 273 с. http://www.ezobox.ru/media/download/volhv-veleslav-zhivye-vedy-rusi-otkroveniya-rodnyh-bogov.615.pdf

Киреев М. Н., Киреева Н. В., Коренева Е. Н., Кистенев В. В. Ценностный потенциал славянской культуры как основа формирования и воспитания личности // НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА. Выпуск 3 (19). 2018. С. 119—134. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36469730_21025826.pdf

Клёсов А. А. Запрещённая история: славяне и тюрки сквозь тысячелетия. [Видеозапись] / День ТВ. 1 ч. 41 мин. https://youtu.be/ssRE0vHvgL4

Кто такие славяне с генетической точки зрения? [Видеозапись] / TAMIK. 26 февраля 2022 г. — 12 мин. https://youtu.be/-5qtNd_hVkg

Кунгуров А. А. Киевской Руси не было, или Что скрывают историки. М.: Эксмо, Алгоритм, 2010. 416 с.

Леднев В. С. Венеты. Славяне. Русь. Историко-этимологические и палеографические проблемы. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М., 2010. — 224 с. https://clck.ru/35RMsE

Мавро Орбини. Книга историография початие имене, славы и разширения народа славянского и их Царей и Владетелей под многими имянами и со многими Царствиями, Королевствами и Провинциями. Собрана из многих книг исторических чрез Господина Мавроурбина Архимандрита Рагужского. Италия, 1601. — 298 с. https://stockmagia.ru/wp-content/uploads/2020/11/Orbini-Mavro-Slavyanskoe-Carstvo-1601.pdf

Марко Поло. Книга о разнообразии мира; Пер. И. П. Минаева. — М.: Мир книги, Литература, 2008. http://lib.ru/INPROZ/POLO_M/mir.txt

Почему славян хотят стереть из мировой истории? Профессор ДНК-генеалогии А. А. Клёсов. [Видеозапись] / ОСОЗНАНИЕ Славмир. 25 апреля 2019 г. https://youtu.be/_40FCNks4aE

Родовое мировоззрение славян. 14 заповедей для счастливой жизни. Послание предков. Правила жизни [Видеозапись] / БЕРЕГИНЯ. Традиции и приметы. Россия, 2022. 14 мин. https://youtu.be/XDwsjze3ZoY

Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга / Реставрация, перевод, комментарии Б. Кресеня (А. Асова) — М.: Наука и религия, 1992. — 368 с.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Акад. проект, 2013. — 638 с.

Хуторской А. В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — Спб.: Питер, 2019. — 608 с.

Хуторской А. В. Славянская педагогика // Аккаунт А. В. Хуторского ВКонтакте. https://vk.com/@khutorskoy_av-slavyanskaya-pedagogika

Хуторской А. В. Цель — Продукт — Осознание. Беседа с родителями на Дне Перуна [Видеозапись] // EidosVideo, 2022. — 6 мин. https://youtu.be/bnMTE9LT7tI

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика славянского воспитания. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Казанцева Д. Б. Основные ценности славянской культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. №1. С. 22.

2

Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — С. 339—349. https://eidos.ru/shop/catalog/books/met_teach/sov-didaktika_2021/

3

Хуторской А. В. Педагогика: Учебник для вузов. — 2-е изд. [Электронное издание]. — М.: Эйдос, 2023. — 608 с.: ил. — (Серия «Высшее образование»). https://eidos.ru/shop/catalog/books/met_teach/pedagogika_Khutorskoy/; Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 406 с. URL: https://eidos.ru/shop/catalog/books/met_teach/sov-didaktika_2021/

4

Орбини Мавро. Славянское царство. https://clck.ru/35M6j4

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я