Эта книга – размышление о том, сколько действительно может прожить человек, если воспользуется неисчислимыми внутренними ресурсами, заложенными в организм с рождения. По мнению автора, мешают раскрытию потенциала не только нездоровые привычки, но также страх перед смертью и распространенные стереотипы о старении. Опираясь на опыт многочисленных исследований и примеры реальных долгожителей, автор рассказывает, как с помощью различных практик, положительного настроя, упражнений и соответствующего поведения запускать цепочку оздоровительных процессов. И тем самым доказывает, что замедление процесса старения и продление жизни – реальность, доступная каждому человеку. Внимание! Информация, содержащаяся в книге, не может служить заменой консультации врача. Перед совершением любых рекомендуемых действий необходимо проконсультироваться со специалистом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фокус на жизнь. Научный подход к продлению молодости и сохранению здоровья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть II
Стереотипы о старении и продолжительности жизни
Глава 1. Мы свое отжили: откуда взялись стереотипы о старении
«Молодые пусть живут… Наше время прошло», — удивительно, но эту фразу (в различных вариациях) произносят люди и в 80 лет, и в 50 лет, и даже в 30 с небольшим. Возможно, в молодом возрасте данное выражение употребляется с некоторой долей кокетства, с ожиданием разуверений («Да какая же вы старая, еще жить да жить!»). Тем не менее здесь отчетливо просматривается тенденция: жизнь принадлежит молодым, а твое время проходит.
С чем связано такое отношение к «золотым годам»? Продолжительность жизни сегодня, принимая во внимание распространенность возрастных заболеваний, существенно больше, чем у наших предков какие-нибудь полторы сотни лет назад. Возможности современной медицины (с учетом ее недостатков) с каждым годом становятся шире.
Безусловно, так называемые болезни цивилизации: ожирение, сахарный диабет, гипертония и т. п. — это бич современных людей. Однако сегодня мы повально не умираем от туберкулеза и оспы, не гибнем от голода в неурожайный год, крайне редки случаи смерти от аппендицита и других острых хирургических ситуаций, а тяжелые роды перестали быть приговором для женщин. Поэтому шансы прожить дольше у нас гораздо выше, чем у предыдущих поколений.
«В прошлом в одном случае из двух дети умирали раньше своего отца, половина оставшихся теряла отца, не достигнув совершеннолетия. Средний возраст детей к моменту смерти одного из родителей составлял 14 лет. Ныне возраст «среднего» сына к моменту смерти отца приближается к 55–60 годам. Прежде родители умирали, как правило, до того, как их младшие дети заканчивали образование. Теперь нормальная супружеская пара на 15–20 лет переживала брак младшего из своих детей», — пишет российский демограф, директор Института демографии НИУ ВШЭ А. Г. Вишневский[5].
Даже при наличии хронического заболевания уровень медицины позволяет нам жить достаточно долго, поддерживая хорошее или удовлетворительное самочувствие. Мы можем регулировать уровень сахара в крови и артериальное давление, сделать операцию по восстановлению проходимости сосудов или по замене сустава при остеоартрозе. И это, если опираться только на медиков и не предпринимать самостоятельные действия по коррекции образа жизни, значительно повышающие шансы на успех. Суть в том, что сегодня большинству доступна опция жить долго и при этом чувствовать себя хорошо.
Почему же, едва разменяв пятый, а то и четвертый десяток — не говоря уже о более зрелом возрасте, — мы, как и наши далекие предки, обреченно вздыхаем: молодость прошла, возможности упущены, жизнь катится к закату? Чьи слова о старости и молодости мы повторяем, кто вложил в голову мысли, определяющие наш взгляд на возраст?
Оказывается, корни восприятия критериев, по которым человек считает себя молодым или старым, уходят очень глубоко. Поэтому так важно понять, из какого сосуда берется яд, отравляющий нас, едва мы покидаем зону безусловной молодости, в чем скрыт источник горечи, заставляющий людей, которым «чуть за…», ставить на себе крест?
Наше отношение к старости обусловлено возрастными стереотипами, усвоенными нами с детства. Эти стереотипы поддерживаются культурной традицией, усиливаются средствами массовой информации и социальным окружением… Распространенное, к сожалению, мнение, что пожилые — бесполезные, интеллектуально деградирующие люди, которые не живут полноценной жизнью, а лишь доживают, воздействует на их поведение.
Стереотипы — это заранее сформированная оценка какого-либо явления, некий образец, шаблон, при помощи которого мы объясняем себе и другим (например, детям) суть того или иного явления. Такой подход значительно облегчает восприятие реальности и экономит умственную энергию. Стереотипы позволяют не включать вновь и вновь механизмы познания при встрече с явлением, а просто отнести его в заранее определенную категорию. Как правило, мозг производит подобную категоризацию при встрече с человеком или явлением еще до того, как включается разум — и определяет наше восприятие реальности.
Почему же при встрече с пожилым человеком у нас возникают такие ассоциации, как «немощь», «болезни», «закат жизни», «упущенные возможности» и т. п.? Все дело в специфике формирования стереотипов. С одной стороны, они очень инертны: автоматическое восприятие какого-либо явления усвоенным образом сохраняется и после того, как суждение утратило актуальность. С другой — для формирования нового стереотипа, который смог бы объяснить явление с учетом произошедших изменений, требуется время.
Шутки по поводу старушек на лавочке у подъезда и пенсионеров, штурмующих городской транспорт в час пик. Бабушки и дедушки, которые нянчат внуков (а порой и правнуков), обмениваются рассадой и рецептами засолки огурцов с пожилыми соседями по даче. Мысли о стаже, необходимом, чтобы заработать пенсию. Все это знакомые явления, привычная часть нашей жизни.
Мы даже не задумываемся о том, что совсем недавно, чуть больше века назад, ситуация была совсем иной. Долгая жизнь считалась скорее исключением, чем правилом, процент бабушек и дедушек в обществе был минимальным. Следовательно, вопросы, касающиеся качества жизни пожилых людей, особенностей поддержания их здоровья, не выводились на «высокий уровень» и решались локально в общинах и семьях.
Российский социолог А. А. Смолькин пишет: «Старость как социальную проблему следует считать феноменом XX века — до этого число пожилых людей было незначительно даже по самым оптимистичным оценкам. Средняя продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 15–22 года, в Древнем мире — 20–30 лет. Незначительно увеличившись в Средние века и эпоху Возрождения (25–30 лет), в XVII–XVIII веках она в целом не превышала 40 лет. К концу XIX столетия средняя продолжительность жизни уже составляла 47–50 лет и постепенно росла в течение всего XX века»[6].
Именно в этой ситуации и скрываются истоки огромного количества стереотипов о старении. Потому что сегодня мы имеем дело с инерцией представлений о старении, уходящих корнями в прошлое нашего общества, перебравшихся по мостику ХХ века в новое столетие. Какого же рода эти убеждения и с чем связано их появление?
Еще в начале ХХ века около 80 % россиян были деревенскими жителями. На протяжении столетий наши соотечественники воспринимали старость с точки зрения аграрного сообщества. То есть речь идет о людях, для которых капризы погоды могли обернуться голодной смертью, а грамотное распределение ресурсов — особенно в трудные времена — было залогом выживания семьи и общины. В приоритете находились «полезные» члены маленького сообщества, а критериями этой полезности выступали способности эффективно работать и производить на свет потомство.
С учетом этих критериев пожилые люди рассматривались как социальный балласт. Если о процессе взросления, в ходе которого молодой становился полезным обществу, говорили: «Вошел в лета», то о постаревшем члене общины судили как о «вышедшем из лет», частично или полностью утратившем свою социальную роль.
По мнению доктора филологических наук А. А. Панченко, эти и подобные выражения «отражают традиционное представление о том, что каждому взрослому человеку положено определенное количество лет, ограниченный временной континуум, отпущенный на полноценную социальную жизнь и исчерпывающийся с наступлением старости»[7]. При этом подразумевается, что время принадлежит не конкретному человеку, а социальным институтам: семье, общине или даже человечеству в целом.
Исходя из этого представления, жизнь рассматривалась как благо, но благо ограниченное, которым можно пользоваться в течение определенного времени — пока ты приносишь пользу другим. О человеке, который жил дольше «положенного», говорили, что он «заедает чужой век», то есть использует жизненные ресурсы, которые стоило бы потратить на полноценного члена социума.
Вплоть до начала ХХ столетия в сельских общинах рассказывались легенды о практиковавшихся в прежние времена ритуальных убийствах пожилых людей с целью «сбрасывания балласта» с общины. Неизвестно, насколько эти истории достоверны. Однако сам факт их существования и живучести свидетельствует о господствующем в аграрных обществах отношении к старости.
С точки зрения рационального распределения ресурсов в таком социуме, долгожительство — явление негативное, а человек, который осмелился пользоваться жизнью сверх положенного срока, будет рассматриваться как обуза и паразит. «От старых дураков молодым житья нет», «Был конь, да изъездился», «Седина напала — счастье пропало», «Старость не радость, а пришибить некому», «Поколе молод, потоле и дорог». На фоне таких вынужденно сформированных на протяжении столетий стереотипов жизнь после окончания «социально полезного» периода воспринималась как несчастье, наказание, бремя.
Каким образом доходит до нашего сознания — и укореняется в нем — эхо давно ушедшей эпохи? Почему так живучи представления о пожилых людях и старении, утратившие актуальность более века назад? Все дело в том, что такое восприятие зрелого возраста вплетено в наш язык на уровне определений, метафор, сравнений… Архаичный посыл, растворенный в языке, как сахар в чае, усваивается с ранних лет, влияет на сознание и восприятие реальности.
«Язык выражает не только знания об окружающем мире, но и наше отношение к явлениям внешнего мира, к другим людям и к самим себе, а также наши эмоции и волевые побуждения, — пишет философ и языковед Г. П. Гарипова. — Таким образом, человек познает с помощью языка и свой собственный язык, и внешнюю реальность, и свое общественное и индивидуальное сознание»[8].
Получается, что язык содержит некий код для нашего отношения к различным явлениям, программирующий восприятие реальности. Поэтому мы можем прекрасно относиться к пожилым людям, однако это не помешает воспринимать старость в негативном ключе. Слова, метафоры, категории, в которых мы мыслим и рассуждаем о старении, будут постоянно направлять нас в одно и то же русло — русло восприятия пожилого возраста как источника проблем и времени утраченных возможностей.
Даже если мы всей душой и телом будем стремиться к долгой и здоровой жизни, стараться воспринимать зрелость в позитивном ключе, подобные языковые коды будут мешать нам, как мусор в обуви. Они будут гасить пламя нашего энтузиазма, питать сомнения, блокировать доступ к физическим и психическим ресурсам.
Поэтому так важно отслеживать их в мыслях и речи, подмечать в разговорах, литературе и СМИ — а затем осознанно менять отношение.
Возьмите листок и напишите определение слова «старость» и пять синонимов к нему — важно делать это быстро, не задумываясь. А затем посмотрите, что говорят об этом понятии словари.
Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет старость как «сменяющий зрелость возраст, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма; период жизни в таком возрасте. Старость не радость (посл.)»[9]. Определение слова «старый» посмотрим в Большом толковом словаре под редакцией С. А. Кузнецова[10]. Нам предлагается несколько вариантов:
● проживший много лет, достигший старости (противоп.: молодой).
● свойственный такому человеку; стариковский, старческий, немощный, утративший силу, бодрость. Стар душой, разумом.
● не подходящий по возрасту, прошедший, минувший определенную черту, меру, недостаточно молодой для чего-либо.
● грубо: негодный, дурной, несообразительный (о человеке). Ах ты, старый хрыч! Эй, старая вешалка, иди сюда!
Таким образом, в дополнение к нейтральной констатации факта (проживший много лет) прилагается несколько определений, в которых понятие старости трактуется с негативной позиции. Впрочем, само по себе слово «старый» несет достаточно негативный посыл. Ведь оно применяется не только в отношении людей, являясь антонимом слова «молодой», но и в отношении вещей — противопоставляется понятию «новый». И, хотя в некоторых случаях старая вещь может признаваться лучше новой (антиквариат, что-то надежное, проверенное временем), чаще всего речь идет о чем-то, что необходимо заменить, обновить, выбросить.
«Не стоит говорить сорокалетней женщине: вы выглядите на все тридцать… в ваши-то пятьдесят!» — в этой шутке отражена распространенная тенденция. Речь идет о том, что даже в похвалах, которыми награждают людей старшего возраста, скрывается негативное отношение к старости.
Лингвист и языковед И. В. Салимьянова в работе «Образ пожилого человека в русской языковой картине мира» сообщает, что «оценка человека пожилого возраста представлена большим количеством специализированных наименований, среди которых преобладают отрицательно-оценочные; она реализуется в высказываниях-одобрениях и высказываниях-порицаниях…»[11].
В работе автор приводит следующие примеры высказываний-одобрений:
— Замечательно выглядишь! В наши-то годы так выглядеть!
— Даже не верится, что этим по-спортивному подтянутым людям уже за семьдесят!
— Уж если дед взялся за дело, все будет как надо. Даром, что старик!
— Казалось бы, старая, еле ноги носит, а дома все вылижет до блеска!
— Ты молодец! Есть еще порох в пороховницах! Этим молодым оболтусам еще расти и расти.
То есть даже комплименты, адресованные человеку в возрасте, по сути, несут отрицательную оценку. Если молодой женщине скажут «Ты прекрасно выглядишь», а молодому мужчине — «Ты в отличной форме», то аналогичные похвалы пожилым людям будут содержать дополнительный посыл — «несмотря на возраст». Этот же посыл встречается и во многих пословицах: «Стар дуб, да корень свеж», «Стара мельница, а не бездельница», «И стар, да петух, и молод, да протух», «У старого козла больше рога», «Молод, да по миру ходит; стар, да семью кормит».
Во всех этих высказываниях фокус оказывается не на качестве или достижении, за которое хвалят, а на возрасте получателя похвалы. Они практически всегда содержат сравнение с молодыми и дают понять: хоть ты и стар, но вот в этом моменте почти как молодой. Такого рода «любезности» в адрес старших с детства приучают нас, что красота, хорошая физическая форма, энергичность и даже хорошее настроение («и стар, да весел, и молод, да угрюм») — прерогативы молодости, а присутствие их у пожилого человека — скорее исключение.
Аналогичный эффект на сознание оказывают и высказывания противоположного толка — когда молодых людей за что-то порицают, сравнивая их с пожилыми: «Такой молодой, а уже развалина», «Что ты сгорбилась как старуха», «Вроде молодая еще, а глаза уже погасшие», «Молодой, а память дырявая». Подобные формулировки день за днем программируют наш мозг воспринимать пожилой возраст как время, когда нормально «быть развалиной», горбиться, все забывать, утрачивать радость и интерес к жизни.
Откуда бы ни приходили негативные установки о старении, они не влияют на наше сознание напрямую. Иначе можно было бы просто заучить правильные формулировки и навсегда забыть об «одинокой больной старости». Однако стереотипы — это всего лишь пища для нашего мозга: день за днем он съедает их и переваривает, используя как стройматериал для создания глубинных убеждений. В результате мы можем вроде бы всей душой принимать концепцию здоровой и радостной зрелости, но депрессивные мысли о том, что все не так радужно, страхи оказаться ненужным, перешагнув возрастной рубеж, наши поступки будут свидетельствовать об обратном.
Поэтому так важно осознать механизмы, при помощи которых мозг превращает усвоенные стереотипы в стратегии нашего мышления и поведения, — это поможет вытащить на поверхность глубоко закопанные стереотипы, очистить от них свой разум и уже сознательно кирпичик за кирпичиком выстраивать новые убеждения. Далее мы поговорим о трех принципах «пищеварения» мозга, участвующих в создании наших представлений и мотивов — чаще всего неявных — для наших поступков.
Глава 2. Самореализующиеся пророчества — как они работают
— ‹…› Вы когда умрете?
Тут уж буфетчик возмутился.
— Это никому не известно и никого не касается, — ответил он.
— Ну да, неизвестно, — послышался все тот же дрянной голос из кабинета, — подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате.
Неизвестно, что было бы с несчастным Андреем Фокичем, не услышь он роковое пророчество из недр «нехорошей» квартиры. Возможно, и через девять месяцев грустный буфетчик безмятежно торговал бы осетриной «второй свежести», а не корчился в смертных муках в клинике Первого МГУ… Ведь, как известно, даже светило гепатологии профессор Кузьмин не нашел у Фокича никаких признаков рака печени. Вполне вероятно, что именно вера в пророчество «треснувшего голоса» и привела маленького человечка с печальным лицом к смертному одру. А еще не исключено, что автор пророчества был в курсе концепции, называемой теоремой Томаса.
«Если люди считают ситуации реальными, они оказываются реальными по последствиям», — такой принцип в далеком 1928 году сформулировали американские социологи и супруги Уильям и Дороти Томас.
Чуть позже, в 1942 году, их коллега и соотечественник Роберт Мертон счел этот постулат «наиболее важной фразой, когда-либо напечатанной американскими социологами» и назвал его теоремой Томаса.
Что же такого значимого в этом высказывании? Почему сегодня упоминание о теореме Томаса можно найти в трудах по разным научным дисциплинам, включая психологию, психиатрию, нейрофизиологию, нейробиологию? И каким образом с этой теоремой связана концепция «самоисполняющегося пророчества», благодаря которой Мертон получил всемирную известность?
Принцип действия теоремы Томаса лучше всего объясняет классический пример с банком. Представьте себе банк, имеющий определенные активы и достаточно прочно стоящий на ногах. Кто-то пускает слух, что дела у банка идут неважно и он вот-вот разорится. Это утверждение не соответствует реальности. Но если люди поверят в этот слух и начнут в срочном порядке массово изымать свои вклады, банку, действительно, очень скоро придет конец. Таким образом, у ситуации, изначально ложной, но воспринятой вкладчиками как реальная, оказываются вполне ощутимые последствия. Люди поверили в ложь и повели себя соответственно, превратив исходно ложное высказывание в пророчество.
Найти подтверждения справедливости теоремы Томаса можно, просто наблюдая за людьми. Например, один человек уверен, что жизнь прекрасна и полна приятных сюрпризов — и правда повсюду находит удачу. Другой убежден, что мир — опасное место, где на каждом шагу подстерегают неприятности, — и его постоянно преследует невезение. Психологи считают, что в этом нет никакой мистики. Если человек верит в ту или иную концепцию, то действует в соответствии с этой верой. Оптимист радуется каждому дню, встречам с людьми, новым задачам, благодаря чему легко обзаводится друзьями, заводит романтические знакомства, добивается успехов в работе — из всего этого и складывается его удачливость.
В то же время настороженность пессимиста, закрытость, недоверие и даже агрессия отталкивают от него людей, мешают развитию и становятся причиной фатальной череды неудач. Это демонстрация принципа «что посеешь, то пожнешь», однако «посев» часто происходит неосознанно: человек может искренне верить, что стремится к лучшему будущему, крепкой семье и успешной работе. Но подспудная убежденность в том, что ничего хорошего не выйдет, исподволь или явно проявляется в поведении и ведет к реальным последствиям. К сожалению, предсказать, а затем и помочь осуществиться можно не только конфликтам и потере работы, но и тяжелым болезням и даже преждевременной смерти.
Необязательно ходить к пророкам, гадалкам или же случайно, как бедный Андрей Фокич, услышать предсказание о близкой смерти, чтобы стрелка биологических часов устремилась к последней минуте. Иногда человек сам запускает в себе «смертельную» программу. Так, в повести «Старосветские помещики» Н. В. Гоголь описывает кончину героини произведения Пульхерии Ивановны. Пожилая женщина была здорова и полна сил, пока не случилась история с кошкой. Любимица хозяйки, никогда прежде не отлучавшаяся из дома, вдруг пропала на три дня. Затем исхудавшая беглянка вернулась, набросилась на еду с жадностью, но вскоре вновь исчезла, уже насовсем.
«Задумалась старушка. “Это смерть моя приходила за мною!” — сказала она сама в себе, и ничто не могло ее рассеять». Пульхерия Ивановна восприняла возвращение и новую пропажу любимицы как знак свыше. «Уверенность ее в близкой своей кончине так была сильна и состояние души ее так было к этому настроено, что действительно чрез несколько дней она слегла в постелю и не могла уже принимать никакой пищи», — пишет Гоголь. Вскоре «пророчество» сбылось: она действительно покинула бренный мир.
В этой истории можно усмотреть мистический посыл, однако сам автор раскрывает перед нами вполне прозаическую подоплеку ситуации. Кошечка сбежала от доброй хозяйки в лес к диким котам, которые «подманили ее, как отряд солдат подманивает глупую крестьянку». Затем беглянка попыталась вернуться, но прежняя жизнь уже не привлекала ее, так как она «слишком свыклась с хищными котами или набралась романтических правил, что бедность при любви лучше палат». И только убежденность Пульхерии Ивановны в том, что под видом отощавшей кошки за ней приходила смерть, наполнила событие особым смыслом. Старушка напророчила себе скорую кончину — и так в нее уверовала, что слегла и умерла. Так вера героини в реальность ситуации сделала ее реальной по своим последствиям.
Через несколько лет такая же судьба постигла и ее бедного супруга. Гуляя по саду, вдовец услышал голос покойной жены, звавшей его. Афанасий Иванович от всей души поверил, что это знак скорой смерти. «Он весь покорился своему душевному убеждению, что Пульхерия Ивановна зовет его; он покорился с волею послушного ребенка, сохнул, кашлял, таял как свечка и, наконец, угас так, как она, когда уже ничего не осталось, что бы могло поддержать бедное ее пламя».
Вера в приметы и знаки — не единственный способ сократить жизнь. Реальные последствия может иметь, например, уверенность, что 70 или 80 лет — это предел человеческой жизни. Другой вариант — беспокойство о том, что большинство членов семьи не доживало до 75 лет — и так далее. И когда кончина действительно настигает человека в возрасте, который он напророчил, все вокруг только вздыхают: «Он как знал!» От глаз окружающих скрыты тысячи шагов и решений, проросших из семян убеждений и сделавших исходно недостоверное утверждение реальным по последствиям.
Если человек обладает даром «напророчить», а затем «воплотить» собственную преждевременную смерть, то тем более не вызывает сомнений его способность «предсказать» и возрастные изменения и заболевания. Давайте рассмотрим, как наши умственные концепции выливаются в реальные последствия на примере мышечной слабости.
Ученые из Центра сравнительной физиологии человека и приматов Университета Нью-Мексико (США) провели исследование по изучению особенностей старения мышц у шимпанзе[12]. Они наблюдали, как меняется с возрастом мышечная ткань животных и каким образом это отражается на их двигательных способностях. Но главной задачей специалистов было сравнить течение данных процессов у приматов и человека.
Дело в том, что одно из проявлений старения у людей — это потеря мышечной массы, называемая саркопенией (греч. Σἁρξ — мясо, πενία — уменьшение). Считается, что именно саркопения повинна в развитии старческой слабости — состояния, при котором затрудняется физическая активность, увеличивается риск падений, человек начинает ощущать себя немощным и дряхлым. Однако при наблюдении за животными ученые не смогли обнаружить очевидной связи между саркопенией и слабостью. Даже при утрате значительного объема мышечной массы пожилые шимпанзе по-прежнему оставались физически активными. Единственным их отличием от молодых сородичей была потребность в частом отдыхе. В ходе другого исследования выяснилось, что возрастные нарушения, в том числе саркопения, у людей развиваются гораздо медленнее, чем у приматов[13].
Почему же человек в 60 лет начинает чувствовать, что дряхлеет, а к 70 годам немощь уже воспринимается как норма? Эксперт из Центра сравнительной физиологии человека Мелисса Томпсон, автор одного из вышеупомянутых исследований, считает, что такая ситуация связана с человеческим восприятием: «Мы склонны думать о наших телах как о машинах, которые просто изнашиваются от чрезмерного использования, но наши исследования доказывают, что это не является неизбежным ‹…›: постоянная физическая активность способствует здоровому старению».
Ученые из Университета Огайо (США) установили, что одна из причин возрастной мышечной слабости — ухудшение работы нервной системы[14]. Однако, по их мнению, значительную роль в развитии физической немощи также играет психологический настрой: если человек формирует в своем сознании собственный образ «дряхлого человека», то у него снижается мотивация к физической активности и нарушения начинают прогрессировать.
Таким образом, ученые раскрывают механизм, при помощи которого «пророчество» (я старею, и мое тело должно становиться дряхлым) выливается в реальные последствия (снижается мотивация к физической активности, т. е. из образа жизни исключается фактор, позволяющий пожилым шимпанзе оставаться бодрыми и подвижными). Еще выразительней процесс превращения «пророчества» в «последствия» описан американским кардиохирургом Стивеном Гандри в книге «Парадокс долголетия. Как оставаться молодым до глубокой старости» (М., Бомбора, 2020):
«На Западе принято считать, что с возрастом люди становятся немощными, поэтому мы устроили свою жизнь так, чтобы как можно меньше пользоваться мышцами даже тогда, когда мы все еще можем уверенно двигаться. Мы сами накликали на себя беду.
Я знаю множество примеров, когда все еще шустрые старики, заботясь о своем будущем, заранее переезжают в одноэтажные дома или переносят спальни с верхних этажей вниз. Все что угодно, только бы не пользоваться лестницами в старости, ведь это будет очень тяжело. Угадайте, что происходит с людьми, которые прекращают регулярно подниматься по ступенькам? Они становятся немощными, как того и боялись».
Механизмы, при помощи которых реализуются «пророчества», включают в себя не только поведение — созидательное или разрушающее. Вера в то, что мы будем здоровы или больны, проживем мало или поставим рекорд долгожительства, не только определяет наши поступки, но и оказывает влияние на организм на самом глубоком уровне.
Последние исследования в области психологии и биологии показывают, что идеи оказывают влияние не только на ментальные структуры человека, но и на его биохимию и на работу его генов. Так, известный американский биолог Брюс Липтон в книге «Биология веры. Как сила убеждений может изменить ваше тело и разум» (М., Бомбора, 2018), посвященной влиянию мыслей и установок на биохимию тела и активацию или подавление экспрессии генов, указывает, что «позитивное восприятие ума укрепляет здоровье, задействуя при этом иммунные функции, а торможение иммунной деятельности за счет негативных восприятий может привести к его ослаблению».
Липтон приводит пример пациента, которому был поставлен диагноз — рак пищевода. В середине 70-х годов ХХ века этот вид рака считался абсолютно неизлечимым. Человек узнал о своей болезни и через несколько недель умер. Вскрытие показало, что у него действительно были злокачественные опухоли в печени и в легком, причем речь отнюдь не шла о конечной стадии болезни, грозившей быстрой гибелью. При соответствующем лечении у пациента было бы немало шансов вылечиться или, по крайней мере, прожить еще несколько лет. В то же время никаких следов рака пищевода, который, по мнению врачей, и убил больного, обнаружено не было.
— У него был рак, но умер он не от рака, — сказал лечащий врач этого пациента, когда его пригласили на интервью для обсуждения данного случая. — Я думал, что у него рак. Он думал, что у него рак. Все вокруг думали, что у него рак… Неужели я каким-то образом лишил его надежды?
По мнению Брюса Липтона, убеждения действительно могут либо мобилизовать силы организма для борьбы с заболеванием, либо подыграть болезни. «Убеждения играют для человека ту же роль, что светофильтры на объективе фотоаппарата — они изменяют его образ видения мира, — пишет автор. — И биология человека приспосабливается к этим убеждениям».
Липтон ссылается на слова Стива Коула, эпигенетика из Медицинской школы Калифорнийского университета, назвавшего живую клетку «машиной для превращения опыта в биологию». Этот вывод базируется на исследованиях в сфере поведенческой эпигенетики. Множество экспериментов показало, что нейроны мозга обладают способностью переводить убеждения с языка слов на молекулярный язык; т. е. наши убеждения приводят к образованию определенных химических соединений, влияющих на судьбу триллионов клеток человеческого тела.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фокус на жизнь. Научный подход к продлению молодости и сохранению здоровья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5
Вишневский А. Похвала старению // Отечественные записки. 2005. № 3. https://strana-oz.ru/2005/3/pohvala-stareniyu.
6
Смолькин А. А. Исторические формы отношения к старости // Отечественные записки. 2005. № 3(24). https://strana-oz.ru/2005/3/istoricheskie-formy-otnosheniya-k-starosti.
7
Панченко А. А. Образ старости в русской крестьянской культуре // Отечественные записки. 2005. № 3(24). https://strana-oz.ru/2005/3/obraz-starosti-v-russkoy-krestyanskoy-kulture.
8
Гарипова Г. Р. О роли языка в формировании мышления (к постановке проблемы). Вестник Башкирского университета, 2009. Т. 14 (4), С. 1484–1486.
11
Салимьянова И. В. Образ пожилого человека в русской языковой картине мира: АКД, Омск, 2011. https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005399829.pdf.
12
Thompson M. E., Machanda Z. P., Fox S. A., Sabbi K. H., Otali E., Thompson González N., Muller M. N., Wrangham R. W. Evaluating the impact of physical frailty during ageing in wild chimpanzees (Pan troglodytes schweinfurthii). Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2020 Nov 9;375 (1811):20190607. doi: 10.1098/rstb.2019.0607. Epub 2020 Sep 21. PMID: 32951544; PMCID: PMC7540960.
13
Kraft T. S., Stieglitz J., Trumble B. C., Garcia A. R., Kaplan H., Gurven M. Multi-system physiological dysregulation and ageing in a subsistence population. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2020 Nov 9;375(1811):20190610. doi: 10.1098/rstb.2019.0610. Epub 2020 Sep 21. PMID: 32951553; PMCID: PMC7540955.