Эта книга поможет вам найти хорошую работу, если вы соискатель, и будет полезна, если вы тот, кто принимает на работу – руководитель, сотрудник отдела персонала, кадровик. Авторы книги, Андрей Устюжанин – сертифицированный коуч, руководитель и владелец одного из ведущих кадровых агентств Москвы, и Вадим Устюжанин, посвятивший более 15 лет профессиональной карьеры вопросам HR и маркетинга, написали книгу, которая аккумулирует в себе опыт многих специалистов кадрового подбора, личный опыт и опыт коллег по работе, руководителей, кандидатов.Перед вами практическое пособие, которое раскрывает многие аспекты межличностного взаимодействия при приеме на работу, знание которых может быть легко использовано в практической деятельности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как найти хорошую работу, чтобы жить долго и счастливо предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Резюме
● Хорошее резюме — что это?
● Цель, которую должно достигать резюме
● Структура резюме. Что обязательно должно быть в резюме. Чего ни в коем случае не должно быть в резюме
● Зачем, как и для кого писать сопроводительное письмо
● Общие рекомендации по работе с резюме
Хорошее резюме — что это?
Резюме — это ваша трудовая биография, отраженная, как правило, на 1–2 листах бумаги (страницах формата А4).
Хорошее резюме должно быть лаконичным, хорошо структурированным, конкретным, красиво напечатанным, хорошо читаемым.
Задача этих листочков — сделать так, чтобы человек, который их прочитает, решил, что вы могли бы занять определенную должность, и, соответственно, захотел увидеться с вами.
Сделать хорошее резюме очень непросто.
В идеале это должно быть не сухое перечисление календарных трудовых дат, а положительный «живой образ», который предстает перед читателем.
Но достигается такой эффект не за счет большого объема текста, что совершенно недопустимо, а за счет точных, выверенных фраз, раскрывающих вас как профессионала и личность.
Конечно, это еще труднее, чем сделать просто хорошее резюме.
Бывает так, что человек, которому кто-то очень грамотно составил резюме, приходит и просто разочаровывает, потому что не соответствует сложившемуся после прочтения образу. Рецепт простой. В армии старшина нам говорил: «Если вам выдали обмундирование на размер больше, подгоняйте шею под воротник».
Если вам сделали очень удачное резюме, срочно «подгоните» свою личность под него — станьте тем блистательным человеком, который там описан.
Во всем процессе трудоустройства резюме является первейшим важным этапом.
Именно на стадии резюме у вас появляется шанс произвести первое впечатление на работодателя, и от того, каким будет это впечатление, возможно, будет зависеть ваша работа, а следовательно, и дальнейшая жизнь, как ни серьезно это звучит.
Анализ и оценка резюме являются для менеджера главным средством поиска кандидатов на вакантную позицию, и подавляющая часть кандидатов (от 80 до 99 % в зависимости от вакансии) отсеивается еще на этом этапе.
Нет ничего удивительного, если человек откровенно «ошибся адресом» — направил свое резюме на вакансию, требующую совсем других или в несколько раз более сильных профессиональных качеств.
Намного более досадной становится ситуация, когда специалист, компетентный в достаточной степени, составил свое резюме таким образом, что оно освещает его способности не лучшим образом. Если же он, помимо этого, совершил ряд распространенных ошибок, то может так и не дождаться звонка от потенциального работодателя, будучи отвергнутым, еще на начальной стадии отбора.
Согласно статистике, хорошо составленное резюме примерно на 40 % увеличивает количество предложений. Стоит отметить также, что этот процент составляют те компании, которые подходят к выбору кандидата более требовательно, предлагая, соответственно, качественно иные должности и условия.
Следовательно, доведя резюме до идеального состояния, вы значительно повышаете свои шансы на успех.
Основная идея здесь заключается в том, что одну и ту же информацию без искажения действительности можно преподать разным образом.
Человек, занимающийся сбором разведывательной информации, может быть назван мерзким шпионом, а может — благородным разведчиком.
От формы подачи материала совершенно не меняется суть, однако кардинально меняется восприятие, чего вам и нужно добиться.
Ниже будет дано описание составления структуры эффективного резюме, после чего я дам дополнительные рекомендации и назову распространенные ошибки.
Однако прежде остановимся на одном из важнейших требований.
Цель, которую должно достигать резюме
Резюме кандидата должно соответствовать заявке на подбор специалиста:
• Должность и опыт работы специалиста соответствуют требованиям заказчика.
• Специалист выполнял тот круг обязанностей, которые ему предстоит выполнять в компании заказчика.
• Его образование и дополнительные навыки соответствуют требованиям заказчика.
• Его личные данные соответствуют требованиям заказчика.
Исходя из этого можно понять первый важный принцип — резюме должно быть максимально адресным, в идеале — отдельно написанным (или хотя бы видоизмененным) для каждой конкретной вакансии и компании.
Иногда приходят резюме кандидатов, прикрепленные к письму, в котором в поле «Копия» указаны еще 20 адресов.
На первый взгляд может показаться, что в этом, в общем-то, нет ничего предосудительного. Все и так знают, что подавляющее большинство кандидатов направляют свои резюме на многие вакансии, и в этом нет ничего оскорбительного для потенциального работодателя.
Но на это можно возразить.
• Это просто неприлично. Если человек поленился соблюсти приличия или не видит в этом смысла, значит, он или ленив и относится к поиску работы (и к работе) спустя рукава, или недостаточно догадлив, чтобы не допустить подобной оплошности. Мало кому понравится недогадливый сотрудник. Или невоспитанный.
• Специалист, сделавший «спамовую» рассылку своего резюме показывает, что ему безразлична работа в компании именно этого работодателя. Интерес к компании потенциального работодателя — это мощный плюс, а вот столь очевидное его отсутствие может сразу поставить крест на вашей кандидатуре (тем более, если вы направили подобное письмо прямому работодателю). Помимо этого, специалист, указавший копии в письме, выглядит в глазах менеджера кандидатом, который хочет устроиться абы куда, что моментально зарождает сомнения в его профессионализме, несмотря на резюме.
3. Единовременно направляя резюме на несколько вакансий, кандидат вынужден сделать его усредненным, универсальным, без необходимых выгодных акцентов, а, как известно, все универсальное хуже специального.
Структура резюме. Что обязательно должно быть в резюме. Чего ни в коем случае не должно быть в резюме
1. Ф. и. о.
2. Дата рождения
К сожалению, реалии рынка на сегодняшний день таковы, что вероятность трудоустройства в коммерческую организацию после 40 лет значительно снижается. За кадром остается тот факт, что по своему опыту сотрудники старшего возраста, как правило, превосходят более молодых коллег, зачастую при этом не уступая им в динамичности.
И все же некоторое предубеждение существует.
Поэтому, если вам за 40 и вы уверены в своем профессионализме, при этом прекрасно соответствуете требованиям должности, можно не указывать свой возраст. Если вы не являетесь идеальным кандидатом на эту позицию, то вы по-прежнему можете рассчитывать на приглашение на собеседование, но в таком случае ваши шансы значительно снижаются, так как при принятии решения это будет существенным минусом в глазах работодателя.
3. Контакты
Ваши контактные данные необходимо обязательно указать. Чем больше, тем лучше: номер мобильного, номер домашнего телефона, email, Skype.
Если у вас есть пожелания к времени возможного звонка, необходимо это отметить в резюме. Если вы укажете «не беспокоить после 21:30», желательно, чтобы у вас была уважительная причина, которую нужно назвать. В противном случае время раньше 22:00 будет выглядеть несерьезным, а кандидат — недостаточно заинтересованным в поиске работы.
Еще один малозаметный для многих, но важный момент. Очень емко кандидата может характеризовать его email. Если вы претендуете на вакансию няни для маленького ребенка, адрес электронной почты, подобный «otorva@…ru», перечеркнет все ваши достоинства, значимые для данной вакансии.
4. Образование
Следует указать:
— наименование вуза (аббревиатура и расшифровка);
— период обучения;
— факультет;
— тему дипломной работы (это может заинтересовать работодателя, особенно если была нестандартная тема, в какой-то степени это также дает представление о человеке);
— успехи в учебе. Если у вас есть весомые награды и достижения за период обучения, красный диплом — все это нужно обязательно отметить. Как таковые они не значат много, однако являются прекрасным показателем целеустремленности человека и свидетельствуют о его лучших качествах.
5. Дополнительное образование
Сюда входят курсы повышения квалификации, профессиональные программы, тренинги и т. п.
Порядок описания тот же, что и у вуза, — название, период и т. п. Чем их больше, тем лучше. Поэтому не упускайте возможности поучаствовать в чем-то подобном.
Однако есть смысл указывать только те, что или имеют общеприменимое профессиональное значение (иностранные языки или спорт), или необходимы для данной специальности. Курсы «повышения харизмы» и «привлечения денег» будучи, возможно, вполне рациональными по сути, в резюме смотрятся несколько несерьезно и скорее насторожат работодателя.
Ваше образование зачастую не имеет большого значения, поэтому не ставьте себе заранее препятствий из-за не профильности или непрестижности своего вуза.
В конечном счете, одним из самых важных факторов при выборе сотрудника является его опыт работы и, если подходящих кандидатов мало, а вы с вашим опытом работы действительно можете справиться с поставленными задачами, на образование никто не обратит внимания.
Стоимость на рынке труда возрастает в зависимости от компетентности работника.
Следовательно, регулярное прохождение профессиональных курсов повышает квалификацию специалиста, что позволит значительно лучше соответствовать запросам организации.
С другой стороны, постоянное прохождение различных курсов демонстрирует, что человек обладает пытливым умом и тягой к самосовершенствованию, что, как правило, приветствуется в организациях, стремящихся развиваться и достигать новых высот. Ведь в конечном счете, любая компания — это совокупность людей ее составляющих, и чем динамичнее эти люди, тем динамичнее сама организация.
Знание иностранного языка, несомненно, повышает зарплату сотрудника. Существует ряд должностей, на которые просто невозможно попасть без знания языка.
В этом случае соответствующий сертификат, подкрепленный реальными знаниями, служит входным билетом. Соответственно, каждый желающий повысить свою стоимость на рынке труда имеет хороший резерв.
6. Опыт работы
Перечисление мест вашей профессиональной деятельности должно быть в порядке убывания — от места работы в настоящий момент до вашей первой работы.
Период работы в указанной компании.
Как уже было отмечено ранее на страницах этой книги, кандидат, который меняет работу чаще чем раз в полтора-два года, воспринимается работодателями как «летун» и ценится невысоко.
Прыгун-летун
Если получилось так, что вы по какой-либо причине проработали в компании меньше года или двух или же у вас были перерывы в работе свыше 2 месяцев (работодатель, также, настороженно относится к этому), вы можете указать только годы вашей работы, не указывая месяцев, то есть не 10.2014 — 06.2015, а 2014–2015 гг.
Однако будьте готовы к тому, что консультант в агентстве или менеджер в компании работодателя попросят вас точнее указать периоды вашей работы. Так или иначе, на собеседовании часто проверяется трудовая книжка кандидата, поэтому указанным приемом можно воспользоваться только в том случае, если у вас совсем небольшие расхождения по времени, 2–3 месяца, и у вас есть уважительные причины вашего ухода или отсутствия работы.
Из практики известно: с пониманием работодатель может отнестись к пробелу в трудовом опыте, связанному, помимо ухода за родственниками, например, с ремонтом в квартире, так как все знают, насколько это трудоемкая деятельность.
Название компании.
Зачастую бывает так, что имя компании может быть не на слуху, хотя она владеет несколькими очень известными брендами.
Если вы работали в сильной компании и при этом она не является общеизвестным ведущим игроком (например, как Сбербанк России), рядом с названием компании можно указать ее положение на рынке и достижения. Для компетентного работодателя имеет значение не только то, какой функционал вы выполняли и какими профессиональными качествами обладаете, но и то, в какой компании вы применяли свой опыт. Понятно, что сильная компания не удовольствуется слабым кандидатом, поэтому работа в сильной структуре, пусть даже на низшей должности и с меньшей заработной платой, может оказаться очень полезной для вашей дальнейшей карьеры.
Так, ведущий менеджер в компании — лидере рынка с высокими требованиями к своим сотрудникам может котироваться выше, нежели директор отдела, состоящего из одного специалиста.
Укажите также сферу деятельности компании рядом с названием, можно указать и размер фирмы.
• Занимаемая должность.
• Функциональные обязанности.
Если вы претендуете на какую-либо конкретную вакансию, то можете, учитывая требования к кандидату, акцентировать внимание на тех обязанностях, которые выполняли ранее и которые потребуются от вас в дальнейшем. Уделите больше внимания необходимым функциям, опишите их поподробнее.
• Профессиональные достижения.
Данный пункт сравнительно редко встречается в резюме кандидатов, несмотря на то что именно результативность вашей деятельности позволяет получить впечатление о вас. Вы можете вспомнить результаты, которые можно отнести к достижениям вне зависимости от места вашей работы и профиля деятельности.
Потратив время на описание достижений, вы решите следующие задачи:
• Выгодно отличаетесь от других претендентов своим подходом — понимаете потребность работодателя, экономите его время.
• Помимо должности, обязанностей и названия компании (которая зачастую неизвестна и ничего не говорит ЛПР), вы приводите реальные результаты вашего труда. Это характеризует вас как профессионала, который ориентирован на эффективную работу.
• Описание достижений и их выбор дает возможность получить более живое впечатление о вас. ЛПР думает: «почему он выбрал именно это» или «он уделяет внимание тому-то, это хорошо».
• Используете совершенно беспрецедентную возможность лишний раз похвалить себя.
Если написать в личных качествах или профессиональных навыках, какой вы молодец, это все прекрасно. Но во-первых, там толком не размахнешься. Во-вторых, каждый пишет, какой он коммуникабельный и ответственный.
Вы же можете показать, как эти качества проявились в вашей деятельности, и тогда доверия к этому будет больше.
Здесь есть еще один интересный психологический аспект.
На самом деле не так много тех, кто все 2 года работы пил кофе с коллегами и сидел в соцсетях. Каждому приходилось работать и даже чего-то достигать, в этом нет ничего уникального.
Но когда ЛПР видит перечисление ваших успехов, его первая подсознательная реакция: «О, какой деловой».
А это сильный плюс на критически важном этапе трудоустройства.
Часто слышим резонный вопрос: «А что же написать в достижениях, если я ничего такого не сделал?» Особенно часто он возникает у молодых специалистов.
Ответ простой — думайте.
Конечно, замечательно написать, как вы что-то внедрили, разработали, увеличили и т. д. К этому нужно стремиться любому профессионалу. Но если сложилось так, что вы просто хорошо работали, — это тоже достижение.
У любой деятельности есть свои КР1 (ключевые показатели эффективности). Сделайте их список и постарайтесь понять, что же вам удавалось лучше всего на прежних местах работы.
— Если вам кажется, что решительно ничего полезного за все время своей трудовой деятельности вы не сделали, попробуйте применить к составленному списку КР1 какую-либо из перечисленных ниже подсказок: руководил;
— активизировал;
— был посредником;
— ввел;
— вел дело с;
— вел переговоры;
— внедрил;
— возглавил;
— выполнил;
— диагностировал;
— добился;
— достиг договоренности;
— завершил;
— запустил;
— изобрел;
— изучил;
— индексировал;
— инициировал;
— выучил;
— дал оценку;
— использовал;
— исправил;
— классифицировал;
— консультировал;
— контролировал;
— координировал;
— наладил отношения;
— нанял;
— начал;
— нашел;
— обосновал;
— обеспечил;
— облегчил;
— обновил;
— обобщил;
— обучил;
— объединил;
— определил;
— организовал;
— осуществил;
— отрегулировал;
— перевыполнил;
— пересмотрел;
— подготовил;
— предложил;
— председательствовал;
— представил;
— инспектировал;
— интерпретировал;
— преобразовал;
— применил;
— провел анализ/исследования/ мониторинг;
— провел тренинг;
— продвинул;
— продемонстрировал;
— разработал;
— рассчитал;
— рассмотрел;
— рекомендовал;
— реорганизовал;
— согласовал;
— составил;
— спланировал;
— стимулировал;
— сформировал;
— сформулировал;
— увеличил;
— укрепил;
— улаживал конфликты;
— улучшил;
— упростил;
— усилил;
— ускорил;
— устранил.
Соответственно, желательно по возможности использовать форму совершенного действия.
Если вы думаете, что не для всякой специальности можно легко написать достижения, то я с вами согласен.
Как, например, бухгалтеру описать свои достижения? Я до недавнего времени навскидку сказать не мог. Но вот недавно сотрудники зачитали мне такой блистательный текст достижений бухгалтера из присланного резюме: «Достижения: ни одного моего начальника не посадили, не убили и не ограбили».
Ищите свои достижения, они наверняка есть.
Для примера возьмем первое попавшееся резюме с сайта по трудоустройству.
Управляющая компания «Финанс-романс» Специалист группы банковских услуг и доверительного управления:
— продвижение услуг компании;
— инвестиционное консультирование;
— ведение отчетности и составление заявок;
— заключение контрактов.
Намеренно приведена краткая, малоинформативная запись. Вот как это могло бы выглядеть.
Управляющая компания «Финанс-романс»
Специалист группы банковских услуг и доверительного управления
Обязанности:
— продвижение услуг компании;
— инвестиционное консультирование;
— ведение отчетности и составление заявок;
— заключение контрактов.
Достижения:
— за время работы заключил более 120 контрактов с суммарным биллингом N млн руб.;
— внес рекомендации по оптимизации системы документооборота, среднее время обработки заявки сократилось на 10 %;
— задействовал новые инструменты продвижения, благодаря чему были привлечены 11 новых клиентов.
Это совершенный экспромт, написанный вне контекста конкретной специальности.
Но даже на его примере можно увидеть существенную разницу в информативности резюме и том впечатлении, которое производит описание достижений.
Если в оригинальной версии мы видим, что кандидат что-то делал — стандартный комплекс обязанностей для данной позиции, то в случае с достижениями мы можем оценить, что он сделал.
Указанные пункты по большей части просто дополнительные комментарии к его основному функционалу, но они наглядно демонстрируют результативность и проактивность сотрудника — а что еще нужно работодателю?
Кроме того, если у вас есть какие-либо достижения, не относящиеся непосредственно к работе, можно указать их в личной информации.
Если, к примеру, вы имеете спортивный разряд, пробежали марафон Iron Man или организовали приют для бездомных животных, это даст лучшее представление о ваших личностных качествах, нежели любые перечисления.
Причина ухода.
Данный пункт указывать не обязательно. Это может быть полезно в том случае, если вы недостаточно длительное время работали в компании, тогда можно указать причину, объясняющую ваш скорый уход (это был временный проект, компания прекратила свое существование, руководство не выполнило обязательств по договоренности и т. д.).
Однако будьте готовы к тому, что на собеседовании или даже на этапе телефонного интервью вас могут попросить назвать причину перехода с одного места на другое.
7. Профессиональные навыки
Укажите те ваши навыки, которые считаете главными. Не стоит перегружать этот пункт. Вначале необходимо указать общие умения, такие как владение ПК, знание иностранных языков, наличие водительских прав, затем можно указать знание специализированных программ и т. д.
Если вы составляете свое резюме под конкретную вакансию, сделайте акцент на профессиональных навыках и качествах, которые ожидаются от кандидата на эту вакансию.
8. Личные данные
В настоящее время существует запрет на дискриминацию в сфере труда по следующим данным:
— пол;
— возраст;
— имущественное и семейное положение;
— гражданство и прописка;
— место жительства;
— ваши увлечения;
— происхождение;
— цвет кожи;
— родной язык;
— принадлежность к общественным объединениям;
— другие параметры, которые не связаны с деловыми качествами кандидата.
Тем не менее, прежде чем приступить к детальному анализу резюме, менеджер обычно выбирает несколько ключевых требований, резко ограничивающих поток кандидатов. Как правило, к ним относятся пол, возраст, гражданство, наличие прописки в Москве, Московской области, знание иностранного языка. Вы, конечно, можете попытаться, например, скрыть отсутствие гражданства. Но вряд ли это имеет смысл. В каждой компании есть свои требования, и, если вы им категорически не соответствуете, на работу вас все равно не возьмут. Только потеряете время.
Описываем увлечения.
Графа «хобби и увлечения» — благодатная почва для самовыражения. Однако подходить к этому вопросу тоже нужно с умом. Не надо писать в этом разделе все подряд. Например, чтение, конечно, занятие достойное. Однако подразумевается, что это нормальное времяпрепровождение любого культурного человека. Если оно вынесено в отдельный пункт хобби, закрадывается вопрос — не является ли для вас это чем-то исключительным, выходящим за рамки ежедневной рутины? С тем же успехом сюда можно отнести просмотр новостей, встречи с друзьями.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как найти хорошую работу, чтобы жить долго и счастливо предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других