В сборник (в двух частях) вошли статьи, опубликованные в средствах массовой информации в 2014 году. В статьях рассказывается о различных проблемах общественного развития, вопросах мировоззрения и исторического наследия.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник статей. 2014 г., часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Праздник рождества и «иранский след»
Интернет-портал «Наука и религии мира»
7 января 2014 г.
«Святые три короля. Мозаика, начало VI века. Сан Аполлинаре Нуово, Равенна. Италия.»
http://gazetavseti.narod.ru/index/indoevropejcy/0-23
«Маг. Иран. Серебряная статуэтка VI — V вв. до н. э. Всемирная история. М., 1956, т. II, с. 206.»
Волхвами, или магами, называли персидских (зороастрийских) жрецов. «Когда же Иисус родился в Вифлееме во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока», — сказано в Евангелии от Матфея. С востока — из Парфии (Ирана), где главной религией в то время был зороастризм. Они выполняли священную миссию, стремясь расширить влияние своей религии среди евреев для борьбы с Римом. Считается, что, поднося новорожденному Иисусу золото, ладан и смирну, волхвы почтили его как царя, первосвященника и жертву. Но те же самые дары символизируют три главенствующие касты зороастрийского общества и три вида хварны (в санскрите «варны» — букв. — «качество», «цвет», 4 основных сословия в Древней Индии, господствующее положение в обществе занимали брахманы, кшатрии и вайшьи, шудры были кастой неполноправных, зависимых людей). Также и в зороастризме выделялась хварна священника, хварна правителя и хварна воина. Символом царской харизмы является золото, жреческой — ладан, воинской — смирна, поскольку воины жертвуют собой во имя мира. В то время в Парфии (Иране) были распространены различные дуалистические религиозные учения, рассматривавшие мир как борьбу доброго начала во главе с богом Ормаздом и его духами и злого начала во главе с богом Ариманом и его демонами (дэвами). Эти учения, связанные с именем Заратустры, не получили еще окончательного оформления. Позже они получили догматическую форму в признанных священными книгах «Авесты» и в таком виде стали известны под названием зороастризма. С Ираном связана и религия митраизма (бог Митра), которая в первые века существования христианства была ему серьезным конкурентом. Мифы, облик самого Митры, культ митраизма во многом совпадает с мифологией, культом христианства. Достаточно сказать, что 25 декабря в Римской империи широко отмечалось рождение бога Митры. Первоначально Рождество Христово отмечалось 6 января вместе с крещением и богоявлением, только лишь в IV веке, когда христианство становится господствующей религией в Риме, оно было перенесено на 25 декабря, чтобы вытеснить культ Митры. Для верхушки парфянского общества был характерен синкретизм, выражавшийся в слиянии местных и эллинских богов. Вообще парфянская династия Аршакидов (247 г. до н.э. — 224 г. н.э.) отличалась широкой веротерпимостью, в отличие от более поздней династии Сасанидов, которые были ревностными поборниками чистого зороастризма. В I века н.э. в Парфии проводится реформа зороастризма, собираются древние тексты, создается одна из древнейших редакций «Авесты». В период своего наибольшего расцвета Парфянское царство простиралось от Вавилонии через Иран до долины Инда. Парфянское царство прекратило свое существование около 224 г., когда возникло государство Сасанидов.
Правители Парфии в период предполагаемой жизни Иисуса Христа:
* Фраат IV 38—2 до н. э., сын Орода II. Сын Орода II, был назначен преемником после гибели в войне с Римом наследного царевича Пакора. Хотя был назначен наследником трона, но вступил на трон, убив своего отца — царя Орода II, после чего умертвил всех своих братьев. Вел войны с Римом. В результате умелых маневров парфянского войска Марк Антоний был побежден, лишился большей части своего войска. Он счел, что был побежден в результате предательства армянского царя Артавазда, которого он позже, в 34 г. до н. э., вторгнувшись в Армению, отстранил от власти, а армянский трон передал другому Артавазду — царю Атропатены, в результате чего Армения оказалась под властью Атропатены. Но после гражданской войны Марка Антония с Октавианом Августом власть Рима в регионе значительно ослабла, чем воспользовался Фраат IV: вторгнувшись в Атропатену, он вынудил царя Атропатены отказаться от армянской короны, которую передал своему ставленнику Арташесу, сыну свергнутого Марком Антонием армянского царя Артавазда. Жестокое правление Фраата IV вызвало возмущения как парфянских феодалов, так и простого населения, которые в 32 г. до н. э. свергли Фраата IV, отдав трон Тиридату II, но Тиридат не смог долго процарствовать, так как Фраат IV при помощи саков вернул себе трон в том же году. В то же время Фраат IV достиг мирного соглашения с Римом, по которому были отпущены все римские военнопленные и возвращены римские штандарты, что произвело в Риме невообразимое впечатление. Кроме этого, Армения была также признана в качестве интереса Рима, став вассальным от Рима царством. Фраат IV направил пятерых своих сыновей в качестве почетных заложников в Рим, фактически признавая себя союзником Рима, тем самым еще более укрепив мирные соглашения с ним. Данный поступок им был сделан по рекомендации его супруги Музы, римлянки по происхождению. Наследником он назначил своего сына Фраата, рожденного от брака с Музой. Во 2 г. до н. э. Фраат IV был убит заговорщиками во главе со своей супругой и своим сыном Фраатом — будущим царем Фраатом V.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник статей. 2014 г., часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других