Перелистывая страницы истории Оренбуржья

Андрей Тихомиров, 2023

Некоторые интересные факты из истории, топонимики и культуры Оренбургского края.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Перелистывая страницы истории Оренбуржья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

* Изучать различные названия легче всего по наименованиям рек и озер (гидронимам); эти названия, особенно крупных рек, наиболее стойки. Связано это с тем, что древние люди кочевали вдоль речек и озер, так как им необходимо было постоянно питье, известно, что без воды организм быстро обезвоживается и любое существо, в том числе и человек, может погибнуть. Одним из древнейших языковых слоев в Оренбургском крае в формировании названий различных рек является иранский (индоевропейской языковой группы), оставленный сарматскими племенами в I тыс. до н. э. — I тыс. н. э. Вместе с другим ираноязычным народом — скифами связаны названия крупнейших рек степной зоны России и Украины — Дона, Днепра, Днестра и Дуная. В их названии присутствует корень дн, дон. Слово «дон» на осетинском языке (а он прямой наследник аланского, в свою очередь восходящего к сарматскому) и сегодня означает воду. Термин «вода» во многих языках служил для обозначения реки, а наиболее крупные водные потоки обычно называли просто реками. Так и сегодня в бытовой речи жители сел зачастую называют свой районный центр просто городом, а ближайшую реку — рекой. Что касается названия реки Урал, то оно получило такое наименование после подавления восстания Пугачева в 1775 году, желая уничтожить в народе память о крестьянской войне императрица Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, а яицкий городок — в Уральск, так была «наказана» река, не имевшая, в общем-то, никакого отношения к восставшим. Античные авторы до нашей эры называли Урал — Ликосом, (что по-гречески означает «волк»), у Птолемея — II в. н.э. — Даикс, Земарха — 568 г. — Даих, Ибн Фадлан — 921-922 гг. — Джаих, ал-Идриси — 1154 — Руза, Русская летопись — 1229 г. — Яик, Виллем Рубрук — 1253 г. — Ягак, Н. и М. Поло — 1265 г. — Ягат, Ибн Баттута — 1333 г. Улусу, Карта Московии С. Герберштейна 1549 г. — Яик, К.Х. Джалаири — 1592 г. — Яик, «Книга большому чертежу» — 1627 г. — Яик, Русские источники — XVII-XVIII — Запольная река, Указ Екатерины II о переименовании реки — 1775 г. — Урал. Название Яик и созвучных с ним Даикс, Даих, Ягак и другие встречаются уже около 2 тысяч лет. Легко заметить, что название реки Даитйя очень схоже с вышеперечисленными! Возможно название реки восходит к иранско-славянским и означает «широко разливающийся поток», что полностью соответствует действительности, так как Урал широко разливается во время половодья. Интересно, что так называемых «амазонок» — в греческой мифологии народ женщин-воительниц, живших в Малой Азии или в предгорьях Кавказа, связывают с сарматами (савроматами), однако современные ученые считают, что женщины савроматов никогда не жили отдельно от мужчин, но на равных с мужчинами участвовали в кровопролитных битвах, девочек с ранних лет обучали пользоваться оружием и ездить верхом, обычай предписывал савроматской женщине до замужества убить в бою трех противников, что давало ей право создать семью, замужние женщины уже не воевали. Название «амазонка» восходит к греческому и означает «безгрудая», так как амазонки нередко удаляли себе правую грудь, чтобы лучше стрелять из лука и быть сильными как мужчины. Считается, что религия савроматов сводилась к поклонению оружия, члены племени (мужчины и женщины) молились своему мечу. Таким образом, оренбургские степи явились своеобразной площадкой для развития древних народов, в частности иранского происхождения — сарматов (савроматов). Такие реки, как Сакмара, Самара, Касмарка и другие имеют иранское происхождение, как считает наш известный краевед А.А. Чибилев с иранских языков эти названия можно перевести как «овечья река», видимо, во время сезонных миграций с юга на север именно на берегах этих рек сосредоточивались стада овец кочевых народов, так как здесь они находили прекрасные пастбища и водопои. По аналогии с тюркскими названиями: «бычьи» — Бузулук, «кабаньи» — Донгуз, «комариная» — Чебеньки и т.д. Аирйанэм-Ваэджа («арийский простор») — мифическая прародина древних иранцев, ариев; согласно Видевдату (Вендидаду, первой книге Авесты, сборника священных книг древнеиранской религии, своего рода иранское продолжение Вед), именно с неё начинается список из 16 «наилучших» «местностей и областей», созданных Ахура Маздой ("благой господь"в переводе с древнеиранских языков) для человечества. Эта страна описывается как бескрайняя равнина, через которую протекает прекрасная река Даитйя (Вахви-Датия). В качестве бедствий, посланных на страну Ахура Маздой, названы «змей рыжеватый» и десятимесячная зима. Суровые климатические условия «лучшей страны» вызывают дискуссии среди учёных — так, Гельмут Гумбах объясняет данное несоответствие утратой строки, которая присутствует в пехлевийском тексте Авесты: «а затем: семь месяцев лета и пять месяцев зимы», что вполне соответствует климатическим и географическим нормам Южного Урала. Довольно часто упоминается также в других пассажах Авесты как легендарная родина Заратуштры и как центр мира. Что касается животного мира, то на Южном Урале и поныне водятся пресмыкающиеся — полозы желторотые.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Перелистывая страницы истории Оренбуржья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я