Наука подтверждает – 21. Сборник научных статей

Андрей Тихомиров

В книге рассматриваются следующие темы: двойственность и мироздание; геодезия в древности и в Новое время; «Вооружённый нейтралитет» – помощь России формирующимся в войне США; влияние США и Великобритании на страны мира: Белиз; культ животных.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука подтверждает – 21. Сборник научных статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Автор-составитель: Андрей Тихомиров

ISBN 978-5-0059-0239-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Двойственность и мироздание

Двойственность (греч. бинарность, лат. дуализм) — форма взаимодействия материи.

Фридрих Энгельс в «Анти-Дюринге» писал: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя»1.

Научный материализм понимает под материей все многообразие мира, существующего вне и независимо от человеческого сознания, всю совокупность предметов и явлений, их свойств и отношений. Свойство материи, согласно научной тоске зрения, — движение. Движение неразрывно связано с материей, не существует без нее. А это, в свою очередь, приводит к появлению различных полей, в том числе электромагнитных, формируются полюса — плюсы и минусы, возникает двойственность, формируются элементарные частицы, их случайное столкновение и может привести к Большому взрыву в мироздании, в течение миллиардов лет формируется Вселенная, но за ее пределами могут сформироваться и другие Вселенные, созданные столкновениями элементарных частиц. Элементарные частицы — мельчайшие известные частицы физмческой материи. Представления об элементарных частицах отражают ту степень в познании строения материи, которая достигнута современной наукой. Характерная особенность этих частиц — способность к взаимным превращениям; это не позволяет рассматривать их как простейшие, неизменные «кирпичики мироздания», подобные атомам Демокрита. Число частиц в современной теории, очень велико. Каждая элементарная частица (за исключением абсолютно нейтральных частиц, где нет полюсов) имеет свою античастицу (дуалистичность!). «Из них стабильны фотон, электронное и мюонное нейтрино, электрон, протон и их античастицы; остальные элементарные частицы самопроизвольно распадаются за время от 103 с для свободного нейтрона до 10—22 — 10—24 с для резонансов»2. Однако нельзя считать, что нестабильные элементарные частицы «состоят» из стабильных хотя бы потому, что одна и та же частица может распадаться несколькими способами на различные элементарные частицы. Классификация элементарных частиц производится по типам фундаментальных взаимодействий, в которых они участвуют, и на основе законов сохранения ряда физических величин. Отдельную «группу» составляет фотон. Частицы со спином 1/2, не участвующие в сильном взаимодействии и обладающие сохраняющейся внутренней характеристикой — лептонным зарядом, образуют группу лептонов. Элементарные частицы, участвующие во всех фундаментальных взаимодействиях, включая сильное, называется адронами. Характерным для адронов сильным взаимодействиям свойственно максимальное число сохраняющихся величин (законов сохранения), в том числе специфическое для них — барионного заряда, странности, изотопического спина, «очарования». Адроны делятся на барионы и мезоны. По современным представлениям, адроны имеют сложную внутреннюю структуру: барионы состоят из 3 кварков, мезоны — из кварка и антикварка. При столкновениях элементарных частиц происходят всевозможные превращения их друг в друга. Таким образом и происходит взаимодействие различных элементарных частиц.

В широком смысле движение — это всякое изменение, оно охватывает все процессы, происходящие во Вселенной. Сущность научного понимания движения, развития явлений выражают законы диалектики. Основные из них: 1) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий внутренние импульсы, причину развития и являющийся сутью, диалектики (а это и есть двойственность); 2) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, характеризующий развитие не как чисто внешнее изменение предметов, а как изменение коренное, затрагивающее их внутренние свойства; 3) закон отрицания отрицания, согласно которому развитие носит поступательный характер, идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Основные законы дополняются и конкретизируются закономерностями, выраженными в категориях диалектики и раскрывающими связь сущности и явления, необходимости и случайности, возможности и действительности, причины и следствия и т. д. Это законы развития не только материального мира, но и человеческого познания. Для того чтобы человек мог познавать явления материального мира со всеми их связями, отношениям и, взаимопереходами, противоречиями, его сознание, возникающие в его голове понятия должны быть столь же гибкими, подвижными.

Движение включает и такое изменение, которое не затрагивает тип структуры объекта, и развитие, при котором у объекта появляются качественно новые связи и функции, происходит его существенное усложнение или упрощение.

Диалектический материализм исходит из того, что имеется ряд форм движения материи, которые неразрывно связаны и образуют иерархическую последовательность. При этом каждая более высокая форма, возникая на основе нижележащих форм, включает их в себя и вместе с тем обладает только ей присущими специфическими закономерностями. Источник всех конкретных форм движения — борьба внутренних противоположностей, присущих всем объектам, а также взаимодействие самих объектов. Движение материи, таким образом, не обусловлено каким-либо сверхъестественным существом, а является ее самодвижением. В потоке вечно изменяющейся материи существуют моменты покоя. Поэтому движение выступает как единство противоположностей — покоя (устойчивости) и изменения. Покой проявляется в форме равновесия, известной стабильности объектов, без чего не было бы самих вещей с их определенными качествами. Всякое изменение, как процесс длящийся, сохраняющийся определенное время, обладает тем самым и устойчивостью, и такое сохранение состояния движения также является покоем. Движение носит абсолютный всеобщий характер, тогда как всякий покой относителен. Относительный характер покоя заключается прежде всего в том, что он имеет место лишь по отношению к тем или иным материальным объектам, но не ко всей материи. К тому же для всякого тела состояние покоя временно, преходяще; оно лишь один из моментов его существования, движение же неотделимо от всего существования данного тела в целом. Кроме того, равновесие, покой относятся лишь к отдельному виду, но не ко всем видам движений, присущим объекту. Всякое тело покоится лишь в каком-то определенном отношении, а в других отношениях оно претерпевает изменения.

Предмет, покоящийся на поверхности Земли, не участвует в механическом движении относительно Земли, но вместе с Землёй участвует в движении вокруг Солнца, вместе со всей солнечной системой в движении относительно звёзд; вещество «покоящегося» в механического отношении предмета претерпевает химические изменения, его частицы (молекулы, атомы, электроны и др.) находятся в непрестанном движении. Важной стороной относительности покоя является его временный характер.

Противоречивость движения проявляется и в том, что оно представляет собой единство прерывности и непрерывности. Движение — это постоянный, непрекращающийся (непрерывный) процесс изменения материи, но оно существует лишь в виде отдельных, качественно отличных друг от друга форм; следовательно, непрерывный поток движения материи одновременно и прерывен (дуалистичность!). Единство прерывности и непрерывности движения проявляется даже в относительно простой его форме — механическом движении. Точки пространства, которые последовательно проходит движущееся тело, настолько отделены друг от друга (прерывность), но и связаны между собой (непрерывность). Вновь бинарность! Иначе было бы невозможным перемещение тела, изменение им своего местоположения. Движение есть также единство абсолютного и относительного (опять двойственность!) Движение абсолютно как всеобщее свойство материи, но в то же время оно существует в относительной форме — в виде отдельных конкретных движений. Движение каждого отдельного тела ограничено в пространстве м времени, тогда как движение материи в целом ничем не ограничено, абсолютно, несотворимо и неуничтожимо.

«Движение само есть противоречие; уже простое механическое перемещение может осуществиться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно — в другом, что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. Постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия — и есть именно движение»3.

Движение материи неразрывно связано не только с материей, но и с формами её существования — пространством и временем (двойственность). «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени»4. Именно в движении материи воплощается единство пространства и времени, единство прерывности и непрерывности пространства и времени. «Движение есть сущность времени и пространства. Два основных понятия выражают эту сущность: (бесконечная) непрерывность… и „пунктуальность“ (отрицание непрерывности, прерывность). Движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие, есть единство противоречий»5.

Из статьи Андрея Тихомирова «Верить — не верить…», февраль 2010

«С древних времен идет спор о том, что первично — материя (материализм) или идея (идеализм). Не углубляясь в широкую философскую дискуссию по этой проблеме, можно констатировать, что обе эти концепции исходят из вечности — вечно существует в разных вариациях материя (элементарные частицы, энергия) и вечно существует Бог (Высшая сила). Упрощая, можно сказать: в обеих концепциях есть исходное общее — вечность (Великое Ничто и одновременно Великое Всё, как нирвана в буддизме, как мэоническая теория современных физиков) — такой дуализм (двойственность, бинарность) имеет место и в естествознании.

Долгое время шел разговор о «первотолчке», КТО или ЧТО его совершил: Бог или случайность столкновения элементарных частиц (сейчас проводятся испытания в Швейцарии, в том числе, и по этому вопросу на Большом андронном коллайдере, ускорителе заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжёлых ионов (ионов свинца) и изучения продуктов их соударений.). Ныне ответ есть — ДВОЙСТВЕННОСТЬ, ВСЕ В МИРЕ ДВОЙСТВЕННО, взаимодействие двойственности и совершает вечно этот первотолчок, заставляя развивать движение, в форме ли спирали, в форме ли кольца, в форме ли туннеля. Примеров огромная масса: закон диалектики единства и борьбы противоположностей; корпускулярно-волновой дуализм квантовой механики; двоичная система счисления; образование нового организма путем слияния двух гаплоидных клеток… Светлая Энергия — Темная Энергия; добро — зло; любовь — ненависть; смерть — жизнь; Бог — дьявол; хорошо — плохо; идеализм — материализм; капитализм — социализм; богатый — бедный; умный — дурак; он — она; чередование времен года, дня и ночи… Список бесконечен.

Так что, возможно, антагонизма этих двух концепций и не существует, просто существуют различные подходы к решению это самого главного вопроса философии: откуда все произошло? Однако эти две основные концепции подразумевают разные понятия: у материализма это — первичность материи, природы, объективной реальности и рассмотрение сознания как свойства материи (отсюда упор на науку, образование, просвещение). А у идеализма — первичность духа, сознания и рассмотрение материи, сознания как нечто вторичного, производного (отсюда упор на религию, мистику).

…Велико воздействие религии на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. Во все времена одним из главных факторов, поддерживавших религиозность, был страх, растерянность человека перед лицом смертельной опасности, неразрешимых проблем. Часто неизлечимо больные, одинокие, отчаявшиеся люди ищут утешения в Боге, начинают верить в чудеса.

Особенно возрастает влияние церкви в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые еще не успевают закрепиться, на помощь приходит религия со своими нравственными заповедями. Сильно влияние религии в нынешних средствах массовой информации (СМИ). Кроме того, чем более неразвитым является общество (в любом отношении), тем более оно подвержено религиозности.

Например, в современной России в СМИ постоянно демонстрируются богослужения, происходящие в церквях, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие ранее разрушенные церкви и монастыри. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось количество тех, кто, например, в христианстве прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых негосударственных школах появился новый предмет — «Закон Божий». Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей.

Хотя еще в 2007 году десять российских академиков, среди них два Нобелевских лауреата — Ж. Алферов и В. Гинзбург — в письме на имя президента заявили об опасности клерикализации российского общества, что, по их мнению, ведет к развалу страны. Определенные проблемы возникают также между религиозными организациями и неверующими. Можно даже сказать, что на место «воинствующего атеизма» времен социализма приходят элементы «воинствующего клерикализма», которые проявляются в стремлении некоторых кругов религиозных организаций насильственно навязать неверующим религиозные взгляды и нормы поведения. Уже в этом, 2010 году, в России принято решение передать Русской православной церкви в собственность ряд храмовых комплексов, в том числе знаменитый Новодевичий монастырь в столице, а музеи оттуда будут переселять. Кроме того, РПЦ получает от власти дарения, земли, льготное налогообложение, финансовую подпитку и т. д.

Религия также издревле была носительницей культурных ценностей, она сама является одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрасные литературные и религиозно-философские произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества.

Однако, несмотря на отделение церкви от государства, во многих странах сохраняются позиции религии в политической практике. Отметим в этой связи такие факты, как присяга на Библии в суде и при вступлении на некоторые должности, например на должность Президента США. В американских вооруженных силах имеются военнослужащие капелланы (священники католической церкви).

Кроме того, в религиозной деятельности прошедших веков были и фанатизм, отрицавший саму возможность выслушать инакомыслящих или инаковерующих, религиозные войны, направленные на подчинение или уничтожение иноверцев, инквизиция, представлявшая собой жесточайшее преследование тех, кого деятели церкви подозревали в отходе от церковного вероучения (на кострах инквизиции было заживо сожжены миллионы человек, а угрозами был нанесен огромный ущерб деятельности многих ученых, например Галилея), догматизм, направленный не только против передовой для своего времени науки, но нередко и здравого смысла.

В религиозной деятельности мы находим и борьбу с прогрессивными, демократическими движениями, и поддержку политической реакции. Далеко не все религиозные деятели дали образец выполнения тех моральных заповедей, которые содержатся в Священных книгах. В настоящее время вокруг религии и религиозной деятельности вертится немало шарлатанов, спекулирующих на суевериях. Таким образом, исторический путь религиозной деятельности неоднозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны (дуализм!). Противоречива и роль религии в современном мире. Одной из наиболее острых проблем, истоки которой восходят еще к древним временам, является проблема религии и войны. Например, процесс «исламизации» очень противоречив (дуализм!). С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и Западного влияния, с другой — реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды. Воздействие религии на личность также противоречиво (опять двойственность): с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой — проповедует покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей.

В любом случае необходимо уважение к мнению другого человека, к другим людям, даже если они верят в другого Бога (или богов), по-иному верят в того же Бога, если вообще не верят в Бога, не отправляют религиозные обряды. Верить или не верить в Бога, отправлять религиозные обряды или нет — личное, даже интимное дело каждого человека. И ни один государственный орган, ни одно государственное учреждение, ни одна общественная организация не вправе привлечь кого-либо к ответственности — уголовной или гражданской — за его веру или неверие. Однако это отнюдь не означает, что государство и общество должны быть равнодушны к любой религиозной деятельности.

Самое главное — это соблюдение свободы совести, творческой борьбы (без кровопролития и истерики) между материализмом и идеализмом, а в споре, как известно, рождается истина. Итальянский экономист и социолог В. Парето еще в начале XX века утверждал, что иллюзии, мифы, утопии, религии «затемняют человеческое сознание», но без них человеческое общество обойтись не могло и не сможет, он объяснял неистребимость мифотворчества, а, значит, и религиозного мышления, принципиальной ограниченностью возможностей человеческого сознания. В этом и заключается, по его мнению, гносеологическая (познавательная) сторона религии.

Но нельзя и преувеличивать роль материализма. Хотя и возросло созданное всем человечеством богатство, но подавляющее большинство людей по-прежнему живут в нищете и голоде. Человек подчинил во многом природу, но возникла угроза экологической катастрофы. Техника предоставила огромные возможности для создания достойной жизни, но она же и грозит уничтожить все живое на Земле. Мифическое преувеличение возможностей науки превращает ее в магическое средство фанатичных попыток человека добиться целей, для достижения которых на самом деле он не располагает достаточными средствами. Наука должна быть не самоцелью, а инструментом познания и действия. Научный метод постижения истины — не единственный, человек постигает реальность также через искусство, литературу, философию и религию.

Конечно, ныне все религиозные «чудеса» вполне объяснимы с точки зрения научного теоретического знания (сводимые к двойственности: необъяснимое (необъяснимые явления, происходящие в мире) — объяснимое (их объяснение — либо с позиций идеализма, либо с позиций материализма), но есть созданные на их базе элементы культуры, обычаи, искоренение которых привело бы к огромным потерям.

Различные международные документы: «Всеобщая декларация прав человека» (10 декабря 1949 г.); «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений» (25 ноября 1981 г.); «Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (15января 1989 г.); «Парижская хартия для Новой Европы» (21 ноября 1990 г.) утверждают право каждого человека на свободу мысли, совести, религии и убеждений.

Правовой основой разрешения проблем взаимоотношения верующих и неверующих в современном мире может служить соблюдение принципа свободы совести. Первоначально свобода совести означала свободу вероисповедания. Борьбу за эту свободу в течение длительного времени вынуждены были вести люди, оказавшиеся по тем или иным причинам под властью людей, государственных структур, навязывающих им иное, чуждое им вероисповедание. Такую борьбу, например, вели евреи, когда их территория была покорена римлянами. Христианство в Римской империи на первых порах было запрещено. И христиане, если они не отрекались от своей веры, подвергались гонениям. Раннехристианские мыслители — апологеты, отстаивали право для своих сторонников исповедовать христианство наравне с другими религиями.

Ситуация изменилась после того, как христианство стало господствующей религией Римской империи, а, затем, и других государств Европы. В средневековой Европе католическая церковь была нетерпима ко всякому иноверию и жестоко преследовала его, не останавливаясь перед физическим уничтожением так называемых «еретиков». Таким образом, в средневековой Европе отклонение от господствующей веры рассматривалось как опасное государственное преступление. Идеология Эпохи Возрождения в качестве одного из своих важных принципов содержала принцип веротерпимости. Практическое же воплощение этих принципов началось в эпоху Реформации.

В знаменитых 95 тезисах Мартина Лютера уже содержится, по существу, принцип свободы совести как свободы выбора вероисповедания, беспрепятственного распространения Священного писания, вольной проповеди, свободы религиозных союзов. Принцип свободы совести получил свое теоретическое обоснование и развитие в работах философов Нового времени. Английский философ Джон Локк в своих письмах о веротерпимости выдвинул требование отделения церкви от государства. По его мнению, государство должно предоставить людям право религиозного самоопределения, оно не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от определенной принадлежности к религии. Французский мыслитель Ф. Вольтер в 1763 году провозгласил, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы и никто не может принуждать его в вопросах веры. Каждому нужно разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Эти идеи получили законодательное закрепление во французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.), положенной в основу законодательства французского государства эпохи буржуазных революций, а также в Конституции США (1787 г.) и американском Билле о правах (1791 г.)».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука подтверждает – 21. Сборник научных статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Энгельс Ф., Анти-Дюринг», 1951, с. 57

2

Большой энциклопедический словарь, главный редактор А. М. Прохоров, М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», СПб, «Норинт», 2000, с. 1401

3

Энгельс Ф., Анти-Дюринг», 1951, с. 113

4

Ленин В. И., Сочинения, 4 изд., т. 14, стр. 162

5

Ленин В. И., Философские тетради, 1947, стр. 241

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я