Книги Царств. 3 и 4. Наука о Ветхом Завете

Андрей Тихомиров

Книги Царств, первоначально одна книга, рассказывают историю монархии Израиля – от восшествия на престол Саула до 586 г. до н.э., когда вавилоняне разрушили Иерусалим. Третья и четвертая книги Царств – это очерк истории Израиля, от смерти царя Давида до падения Иерусалима и разрушения храма Соломона вавилонянами. Время повествования охватывает около 400 лет, приблизительно с 975 по 586 год до н. э.

Оглавление

  • Третья книга Царств

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книги Царств. 3 и 4. Наука о Ветхом Завете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Андрей Тихомиров

ISBN 978-5-4485-6342-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Комментарии и научные объяснения приведены в скобках после каждого стиха.

Третья книга Царств

Глава 1

1 Когда царь Давид состарился, вошёл в [преклонные] лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. (Давид состарился и как все престарелые люди постоянно мёрз).

2 И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, — и будет тепло господину нашему, царю. (Молодка взбудоражит старого ловеласа).

3 И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели её к царю. (Поиск молодки).

4 Девица была очень красива, и ходила она за царём и прислуживала ему; но царь не познал её. (Давиж уже мог вступать в интимную близость).

5 Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царём. И завёл себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. (Адония был сыном Аггифы, на которой Давид женился до Вирсавии, матери Соломона. Со времени смерти Авессалома-длинноволосого Адония был старшим из царских детей и считал, что корона по праву должна принадлежать ему. Но придворные интриганы прочили на трон Соломона).

6 Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома. (Вечная грызня за престол).

7 И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии. (Сторонники Адонии).

8 Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии. (Эти царедворцы были против кандидатуры Адонии, видимо потому, что он их терпеть не мог, и в случае прихода к власти сразу же отстранил их от «кормушек»).

9 И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя. (Принц закалывает скотину, как простой пастух, древние традиции превыше всего со своими сторонниками).

10 Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил. (Противники не были приглашены).

11 Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царём, а господин наш Давид не знает [о том]? (Придворные интриги. Л. Таксиль пишет: «Если вспомнить, что Адония не провозглашал себя царем, а только притязал на будущее и имел сторонников, как и Соломон имел своих, то можно сказать, что пророк Нафан был гнусный лжец и интриган: он организует совместно с Вирсавией, бесстыдной вдовой убитого Урии, какое-то хитросплетение, имеющее целью похитить корону у прямого наследника, и употребляет клевету — он, святой человек! — для того, чтобы достигнуть своей цели. Порядок престолонаследия, быть может, еще не был твердо установлен у евреев. Но вполне естественно, что Адония, как старший, должен был наследовать своему отцу, тем более что он родился не от наложницы и не от чужой жены, как Соломон. Его право было признано двумя первыми лицами в государстве — главным военачальником и верховным жрецом. Следовательно, если старый царь действительно и намечал в царя Соломона, то, вероятно, из желания сделать приятное своей жене»).

12 Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. (Не ожидая смерти отца, оба принца, мало стесняясь, публично оспаривали трон друг у друга).

13 Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «сын твой Соломон будет царём после меня и он сядет на престоле моём»? Почему же воцарился Адония? (Борьба за престол не на жизнь, а насмерть).

14 И вот, когда ты ещё будешь говорить там с царём, войду и я вслед за тобою и дополню слова твои. (Борьба за престол не на жизнь, а насмерть).

15 Вирсавия пошла к царю в спальню; царь был очень стар, и Ависага Сунамитянка прислуживала царю; (Ависага Сунамитянка играла свою роль).

16 и наклонилась Вирсавия и поклонилась царю; и сказал царь: что тебе? (Давид совсем одряхлел).

17 Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом Богом твоим: «сын твой Соломон будет царствовать после меня и он сядет на престоле моём». (Как хочется вкусить царскую власть!).

18 А теперь, вот, Адония [воцарился], и ты, господин мой царь, не знаешь [о том]. (Вирсавия хочет усадить на престоле своего сынка и убрать соперника).

19 И заколол он множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и священника Авиафара, и военачальника Иоава; Соломона же, раба твоего, не пригласил. (Наушничанье).

20 Но ты, господин мой, — царь, и глаза всех Израильтян [устремлены] на тебя, чтобы ты объявил им, кто сядет на престоле господина моего царя после него; (Требование провозгласить царём Соломона).

21 иначе, когда господин мой царь почиет с отцами своими, падёт обвинение на меня и на сына моего Соломона. (После смерти Давида Вирсавия и её сынок тут же могут быть отстранены от власти).

22 Когда она ещё говорила с царём, пришёл и пророк Нафан. (Тут и «священный» наушник).

23 И сказали царю, говоря: вот Нафан пророк. И вошёл он к царю и поклонился царю лицем до земли. (Вирсавия и Нафан фактически составили заговор, чтобы после смерти Давида царём стал Соломон).

24 И сказал Нафан: господин мой царь! сказал ли ты: «Адония будет царствовать после меня и он сядет на престоле моём»? (Нафан и Вирсавия стремятся опорочить Адонию в глазах Давида).

25 Потому что он ныне сошёл и заколол множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и военачальников и священника Авиафара, и вот, они едят и пьют у него и говорят: да живёт царь Адония! (Нафан и Вирсавия стремятся опорочить Адонию в глазах Давида).

26 А меня, раба твоего, и священника Садока, и Ванею, сына Иодаева, и Соломона, раба твоего, не пригласил. (Нафан и Вирсавия стремятся опорочить Адонию в глазах Давида).

27 Не сталось ли это по [воле] господина моего царя, и для чего ты не открыл рабу твоему, кто сядет на престоле господина моего царя после него? (Нафан и Вирсавия стремятся опорочить Адонию в глазах Давида).

28 И отвечал царь Давид и сказал: позовите ко мне Вирсавию. И вошла она и стала пред царём. (Нафан и Вирсавия стремятся опорочить Адонию в глазах Давида).

29 И клялся царь и сказал: жив Господь, избавлявший душу мою от всякой беды! (Клятва только способ самовнушения).

30 Как я клялся тебе Господом Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын твой, будет царствовать после меня и он сядет на престоле моём вместо меня, так я и сделаю это сегодня. (Клятва только способ самовнушения).

31 И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю, и сказала: да живёт господин мой царь Давид во веки! (Вирсавия рада).

32 И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю. (Созыв священников).

33 И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, (Указ Давида).

34 и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живёт царь Соломон! (Указ на помазанье Соломона).

35 Потом проводите его назад, и он придёт и сядет на престоле моём; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождём Израиля и Иуды. (Указ на помазанье Соломона).

36 И отвечал Ванея, сын Иодаев, царю и сказал: аминь, — да скажет так Господь Бог господина моего царя! (Аминь — от др.-евр. «Да будет истинно, верно»).

37 Как был Господь Бог с господином моим царём, так да будет Он с Соломоном и да возвеличит престол его более престола господина моего царя Давида! (Давид, с подачи «заинтересованных» лиц, объявил своим наследником Соломона).

38 И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону. (Приказ выполняется).

39 И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живёт царь Соломон! (Приказ выполнен — Соломон объявлен наследником Давида).

40 И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его. (Народ воодушевлён, однако главные события были сделаны отнюдь не по воле"высших сл», а воле «заинтересованных лиц» — Вирсавии, Нафана, Садока и др.).

41 И услышал Адония и все приглашённые им, как только перестали есть; а Иоав, услышав звук трубы, сказал: отчего этот шум волнующегося города? (Соперники Соломона интересуются, что произошло?).

42 Ещё он говорил, как пришёл Ионафан, сын священника Авиафара. И сказал Адония: войди; ты — честный человек и несёшь добрую весть. (Соперники Соломона интересуются, что произошло?).

43 И отвечал Ионафан и сказал Адонии: да, господин наш царь Давид поставил Соломона царём; (Соперники узнают о том, что царём стал Соломон).

44 и послал царь с ним Садока священника и Нафана пророка, и Ванею, сына Иодая, и Хелефеев и Фелефеев, и они посадили его на мула царского; (Соперники узнают о том, что царём стал Соломон).

45 и помазали его Садок священник и Нафан пророк в царя в Гионе, и оттуда отправились с радостью, и пришёл в движение город. Вот отчего шум, который вы слышите. (Соперники узнают о том, что царём стал Соломон).

46 И Соломон уже сел на царском престоле. (Соперники узнают о том, что царём стал Соломон).

47 И слуги царя приходили поздравить господина нашего царя Давида, говоря: Бог твой да прославит имя Соломона более твоего имени и да возвеличит престол его более твоего престола. И поклонился царь на ложе своём, (Соперники узнают о том, что царём стал Соломон).

48 и сказал царь так: «благословен Господь Бог Израилев, Который сегодня дал сидящего на престоле моём, и очи мои видят это!» (Соперники узнают о том, что царём стал Соломон).

49 [Тогда] испугались и встали все приглашённые, которые были у Адонии, и пошли каждый своею дорогою. (Сторонник Адония разбежались).

50 Адония же, боясь Соломона, встал и пошёл и ухватился за роги жертвенника. (Рога — были «священным» амулетом-оберегом).

51 И донесли Соломону, говоря: вот, Адония боится царя Соломона, и вот, он держится за роги жертвенника, говоря: пусть поклянётся мне теперь царь Соломон, что он не умертвит раба своего мечом. (Адония боится Соломона).

52 И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадёт на землю; если же найдётся в нём лукавство, то умрёт. (Соломон уверяет, что если Адония честен, то ему бояться нечего).

53 И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришёл и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой. (Адония отпущен домой).

Глава 2

1 Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря: (Давид при смерти).

2 вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь твёрд и будь мужествен (Последние напутствия).

3 и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всём, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься; (Древние представления о том, что, мол, господь-бог следит за всем и наблюдает, как человек себя ведёт, и так же как и земной царь поступает, если человек слушается и повинуется, то ему даются бонусы, если не слушается и проказничает, то всячески наказывает — формирование религии по земным канонам-образцам).

4 чтобы Господь исполнил слово Своё, которое Он сказал обо мне, говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом». (Будешь слушаться господи бога, то есть тайных жрецов, то твои сыновья будут управлять израильтянами).

5 Ещё: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих: (Иоав стал неугоден в глазах Давида).

6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю. (Намёк на устранение Иоава).

7 А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость, чтоб они были между питающимися твоим столом, ибо они пришли ко мне, когда я бежал от Авессалома, брата твоего. (Верзеллий Галаадитянин — хороший малый).

8 Вот ещё у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шёл в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом». (Семей стал неугоден в глазах Давида).

9 Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю. (Намёк на устранение Семея).

10 И почил Давид с отцами своими и погребён был в городе Давидовом. (Давид умер предположительно в 970 г. до н.э. и был похоронен в Иерусалиме, «городе Давидовом).

11 Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме. (Годы правления Давида в Хевроне и в Иерусалиме, все цифры имеют «священный» статус).

12 И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твёрдо. (Правление Соломона: 970 — 931 гг. до н.э.).

13 И пришёл Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром. (Адония у Вирсавии).

14 И сказал он: у меня есть слово к тебе. Она сказала: говори. (Адония у Вирсавии).

15 И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему; (Адония остаётся опасным конкурентом на власть).

16 теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне. Она сказала ему: говори. (Адония у Вирсавии).

17 И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену. (Адония прости в жёны Ависагу Сунамитянку).

18 И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю. (Адония у Вирсавии).

19 И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своём. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его (Вирсавия у Соломона).

20 и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе. (Вирсавия у Соломона).

21 И сказала она: дай Ависагу Сунамитянку Адонии, брату твоему, в жену. (Вирсавия у Соломона).

22 И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему [также] и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [друг]. (Соломон против женитьбы Адония на Ависаге, молодой девицы, которая согревала кости его отца).

23 И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и ещё больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово; (Соломон опасается своих противников: Адония, Авиафара и Иоава).

24 ныне же, — жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, — ныне же Адония должен умереть. (Соломон требует, чтобы Адония был умерщвлен, так как он для него опасный конкурент на престол).

25 И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер. (Убийство конкурента на престол — Адония, хотя он и был старшим непосредственным наследником Давида, но в момент кончины оказался не в том месте, где решались вопросы проблем престолонаследия, «несмотря на то, что этот последний (Адония — Тихомиров) отнюдь не отказал ему ни в каких знаках покорности и примирился с лишением престола», пишет Лео Таксиль. Слишком прост и наивен он был, за что и поплатился).

26 А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твоё поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцом моим, и терпел всё, что терпел отец мой. (Священник Авиафар выслан в деревню на своё поле, священников умерщвлять было крайне опасно, это могло вызвать недовольство в народе).

27 И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме. (Священник выслан, слово «господа-бога», записанное постфактум, не является никаким откровением).

28 Слух [об этом] дошёл до Иоава, — так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся, — и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника. (Хвататься за роги жертвенника — попытка сохранения жизни с помощью «высших сил»).

29 И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его. (Для Соломона это не показатель, умертвить можно и в скинии Господа, то есть в палатке, предназначенной для отправления «священных» манипуляций священников).

30 И пришёл Ванея в скинию Господню и сказал ему: так сказал царь: выходи. И сказал тот: нет, я хочу умереть здесь. Ванея передал это царю, говоря: так сказал Иоав, и так отвечал мне. (Ванея готов выполнить приказ, но не в скинии).

31 Царь сказал ему: сделай, как он сказал, и умертви его и похорони его, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего; (Соломон отправляет Ванея на убийство Иоава).

32 да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его: поразил мечом, без ведома отца моего Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая, сына Иеферова, военачальника Иудейского; (Отмщение — месть Иоаву).

33 да обратится кровь их на голову Иоава и на голову потомства его на веки, а Давиду и потомству его, и дому его и престолу его да будет мир на веки от Господа! (Отмщение — месть Иоаву).

34 И пошёл Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своём в пустыне. (Иоав убит. «Соломон начинает своё царствование со святотатства. Но что, главным образом, должно показаться странным после стольких ужасов, — пишет Лео Таксиль, — так это то, что бог, поразивший смертью 50 070 человек, заглянувших в его „ковчег“, совсем не мстит за эту святыню, когда из неё делают плаху для военачальника, давшего Давиду корону», объяснение здесь одно — убийство в «божьей» скинии Иоава было выгодно жрецам, которые были аффилированы с Соломоном, а скиния с «ковчегом» — это просто детские игрушки, которые получили «священный» статус и были обожествлены, чтобы дурачить наивных людей).

35 И поставил царь Соломон Ванею, сына Иодаева, вместо его над войском; а Садока священника поставил царь вместо Авиафара. (Новые назначения: сторонник Соломона получают ключевые посты взамен «выбывших»).

36 И послав царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда; (Семей отослан в Иерусалим).

37 и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдёшь поток Кедрон, непременно умрёшь; кровь твоя будет на голове твоей. (Внушение мыслей о смерти и установка его передвижений для Семея).

38 И сказал Семей царю: хорошо; как приказал господин мой царь, так сделает раб твой. И жил Семей в Иерусалиме долгое время. (Семей с семьёй отбыл в Иерусалим).

39 Но через три года случилось, что у Семея двое рабов убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю Гефскому. И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в Гефе. (Семей в погоне за рабами).

40 И встал Семей, и оседлал осла своего, и отправился в Геф к Анхусу искать рабов своих. И возвратился Семей и привёл рабов своих из Гефа. (Семей привёл беглых рабов).

41 И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился. (Соломон узнал, что Семей покидал город).

42 И послав призвал царь Семея и сказал ему: не клялся ли я тебе Господом и не объявлял ли тебе, говоря: «знай, что в тот день, в который ты выйдешь и пойдёшь куда-нибудь, непременно умрёшь»? и ты сказал мне: «хорошо»; (Соломон допрашивает Семея).

43 зачем же ты не соблюл приказания, которое я дал тебе пред Господом с клятвою? (Соломон нашёл предлог, чтобы избавиться от Семея).

44 И сказал царь Семею: ты знаешь и знает сердце твоё всё зло, какое ты сделал отцу моему Давиду; да обратит же Господь злобу твою на голову твою! (Соломон нашёл предлог, чтобы избавиться от Семея).

45 а царь Соломон да будет благословен, и престол Давида да будет непоколебим пред Господом во веки! (Самореклама).

46 и повелел царь Ванее, сыну Иодаеву, и он пошёл и поразил Семея, и тот умер. (Предлог для убийства Семея найден! Все противник удалены или умерщвлены).

Глава 3

1 Соломон породнился с фараоном, царём Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввёл её в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима. (Соломон, избавившись от конкурентов, установил союз с последним фараоном XXI династии Египта и женился на его дочери, ему был в связи с этим уступлен один из крупных городов центральной Палестины — Гезер, находившийся тогда под египетским владычеством. Вместе с тем Соломон вступил в ещё более близкие союзнические отношения с царём Тира Хирамом I (середина X в. до н.э.) и принимал самое деятельное участие в сухопутной и морской торговле Финикии, в том числе и по Чёрному морю. В истории Передней Азии I тысячелетия до н. э. большую роль играли города-государства Финикии. Их роль в экономической, политической и культурной истории стран древнего мира была для своего времени более значительна, чем роль государств, возникших в Палестине. С ослаблением Египетской державы Нового царства финикийские государства — Тир, Сидон, Библ, Арвад и др. — вновь становятся самостоятельными. Это были города-государства, большей частью управлявшиеся царём вместе с советом рабовладельческой знати. После разрушения Силона «народами моря» гегемония перешла к Тиру, который достиг наибольшего расцвета при царе Хираме I, современнике Соломона. Хирам при помощи искусственной насыпи расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, и, открыв здесь источник с водой, сделал Тир почти неприступной крепостью для внешнего врага. В это время Тир вступил в тесные торговые сношения со всеми окружающими государствами; при Хираме, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а при его преемниках там был основан город Карфаген (по преданию в 814 г. до н. э.). Собственное сельскохозяйственное производство Финикии, как и в предшествующий период, играло второстепенную роль. Большое значение имело использование лесных богатств гор Ливана; ценные породы дерева были важным предметом вывоза. Вывозилась также сирийская шерсть, окрашенная финикийским пурпуром, а с VIII — VII вв. — мелкие стеклянные изделия. Морская торговля Финикии, значительная уже во время египетского владычества, стала ещё более расширяться после распада Египетской державы. Вся торговля Египта перешла теперь в руки финикийцев, и их многочисленные корабли постоянно прибывали к пристаням египетских городов. В. Замаровский в книге «Их величества пирамиды» пишет: «Последние правители XX династии, тезки великого Рамсеса, исчезли в пропасти истории, не оставив даже надежного свидетельства о том, как это произошло. После Рамсеса XI царский титул присвоил верховный жрец Амона Херихор и основал династию „жрецов-царей“, которую, однако, Манефон почему-то не признавал; по его мнению, XXI династию составляли „семь царей из Таниса“, правивших лишь в Нижнем Египте. XXII династию основал в середине X века до н. э. властитель ливийского происхождения Шешонк I (иначе — библейский Сусаким, завоеватель Иерусалима), избравший резиденцией город Бубастис, близ нынешнего Загазига в Дельте». Однако Херихор не присвоил царский титул после смерти Рамсеса XI, поскольку сам умер до кончины последнего Рамсессида. Царями всего Египта, унаследовавшими трон от Рамсеса XI, стали правитель Таниса Несубанебджед (Смендес) и его потомки. Что касается потомков Херихора, то они правили Верхним Египтом в качестве верховных фиванских жрецов, породнившихся с династией, основанной Несубанебджедом (Смендесом). Лишь некоторые из потомков Херихора присвоили себе царский титул, и потому Манефон (2-я половина IV — начало III вв. до н.э., египетский историк, верховный жрец в Гелиополе, автор истории Египта) имел основание не считать царственной династию потомков Херихора).

2 Народ ещё приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени. (Высоты считались священными, так как приближали к «небожителям»).

3 И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. (Соломон подчинялся указаниям священников, однако и сам участвовал в молениях на возвышенностях).

4 И пошёл царь в Гаваон, чтобы принести там жертву, ибо там был главный жертвенник. Тысячу всесожжений вознёс Соломон на том жертвеннике. (В Гаваоне находился главный жертвенник Яхве).

5 В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. (Жрецы воспользовались приходом царя и решили во время сна его загипнотизировать и внушить Солому, что им выгодно. Современная наука говорит о том, что осознание внешнего мира и одновременно нашего внутреннего мира меняется на протяжении всего дня. Восприятие событий в большой степени зависит от нашего состояния, от того напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудремоте. Поэтому обработка информации меняется подчас очень существенно в зависимости как от уровня бодрствования, так и от готовности к восприятию сигналов. Выделяется несколько стадий сна. Медленноволновый сон составляет около 80% общего сна. Ученые смогли выделить 4 стадии, в течение которых мозговая активность проявляется в форме все более и более медленных волн, вплоть до четвертой стадии, соответствующей глубокому сну. После того как человек погружается в сон, ритмы сердца и дыхания замедляются, становясь все более равномерными. Даже если вначале сохраняется некоторый тонус мышц, в момент достижения глубокого сна тело расслабляется, и организм в максимальной степени восстанавливает физические силы. Следует сказать, что некоторая реактивность сохраняется и во время сна: в частности многие люда способны просыпаться в намеченный час или при произнесении их имени. Вторая стадия сна — сон с быстрыми движениями глаз, называемый «парадоксальным» сном из-за наблюдаемого, казалось бы, несоответствия между состоянием тела и активностью мозга. Во время протекания этой стадии разбудить спящего очень трудно, но если все же это удастся, то богатство и точность деталей этого сновидения контрастирует с тем, что бывает во время медленноволнового сна. Поскольку сновидения тесно связаны с парадоксальным сном можно сделать вывод, что их продолжительность, вероятно, сравнима с продолжительностью периодов такого сна, то есть составляет примерно 20% общего времени сна. При переходе от одной стадии сна к другой человек наиболее подвержен внешнему влиянию, так как он несколько пробуждается и может слышать внешние раздражители: голоса, шумы, поэтому гипнотизёр эффективнее может воздействовать на спящего человека во время перехода от одной стадии сна к другой: после «быстрого сна» вновь наступает «медленный сон», затем, примерно через 70 минут, вновь «быстрый сон», и такой цикл повторяется 5—6 раз за ночной сон, тайный жрец-гипнотизёр этим и воспользовался для того, чтобы установить свой контроль над Соломоном).

6 И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне; (Соломон показывает полную лояльность тайному жрецу-гипнотизёру).

7 и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царём вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; (Соломон показывает полную лояльность тайному жрецу-гипнотизёру).

8 и раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; (Соломон показывает полную лояльность тайному жрецу-гипнотизёру).

9 даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? (Соломон показывает полную лояльность тайному жрецу-гипнотизёру).

10 И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. (Господин тайный жрец был рад, что Соломон полностью ему подчиняется, ему только этого и надо).

11 И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — (Для всех тайных и нетайных правителей выгодно, чтобы их подчинённые были не алчными и злопамятными, не стремились к полноценной и долгой жизни, а полностью и беспрекословно были ручными и податливыми).

12 вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; («Давать сердце», понятно дело, нельзя, древнее понимание о том, что разум находится в сердце, на самом деле это, конечно, не так, разум, если можно так выразиться, формируется в мозгу посредством нейросвязей, древние люди, в том числе и тайный жрец-гипнотизёр, об этом, конечно, не знает. Общий смысл его внушения таков — я буду тебя наставлять на «путь истинный», то есть ты будешь делать, что выгодно жречество, а мы, жрецы, в свою очередь, всячески тебе будем помогать и пиарить, чтобы рука руку мыла).

13 и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; (Жречество устраивает кандидатура Соломона, он ведомый, послушный и «мудрый»).

14 и если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои. (Главное — послушание и покорность, тогда тебя ждёт судьба твоего отца).

15 И пробудился Соломон, и вот, [это было] сновидение. И пошёл он в Иерусалим и стал пред ковчегом завета Господня, и принёс всесожжения и совершил [жертвы] мирные, и сделал большой пир для всех слуг своих. (Соломон получил необходимые установки от тайного жреца-гипнотизёра).

16 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. (Блудницы пришли на суд к Соломону).

17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живём в одном доме; и я родила при ней в этом доме; (Рассказ блудницы).

18 на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; (Рассказ блудницы).

19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; (Заспать младенца — задавить младенца в крепком сне).

20 и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мёртвого сына положила к моей груди; (Подмена детей).

21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мёртвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. (Подмена детей).

22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мёртвый. А та говорила ей: нет, твой сын мёртвый, а мой живой. И говорили они так пред царём. (Рассматривается царём-судьёй дело о подмене ребёнка).

23 И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мёртвый; а та говорит: нет, твой сын мёртвый, а мой сын живой. (Рассматривается царём-судьёй дело о подмене ребёнка).

24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. (Царь прости принести меч).

25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. (Соломон предлагает рассечь живого ребёнка).

26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность её от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребёнка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. (Истинная мать отдаёт своего ребёнка, а чужая предлагает разрубить его надвое).

27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать. («Соломоново решение» — отдать ребёнка его матери).

28 И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нём, чтобы производить суд. (Лео Таксиль иронизирует: «Однако Соломон мог и вовсе не прибегать к ужасному испытанию: ему стоило обратиться только к любой повивальной бабке, и она без затруднения определила бы, какой ребёнок родился накануне, а какому пошёл четвёртый день»).

Глава 4

1 И был царь Соломон царём над всем Израилем. (Соломон — царь Израиля).

2 И вот начальники, которые [были] у него: Азария, сын Садока священника; (Главные начальники Соломона).

3 Елихореф и Ахия, сыновья Сивы, писцы; Иосафат, сын Ахилуда, дееписатель; (Главные начальники Соломона).

4 Ванея, сын Иодая, военачальник; Садок и Авиафар — священники; (Главные начальники Соломона).

5 Азария, сын Нафана, начальник над приставниками, и Завуф, сын Нафана священника — друг царя; (Главные начальники Соломона).

6 Ахисар — начальник над домом [царским], и Адонирам, сын Авды, — над податями. (Главные начальники Соломона).

7 И было у Соломона двенадцать приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году. (При Соломоне для облегчения управления и сбора налогов страна была разделена на 12 территориальных округов, в противоположность прежнему племенному делению).

8 Вот имена их: Бен-Хур — на горе Ефремовой; (Имена смотрящих).

9 Бен-Декер — в Макаце и в Шаалбиме, в Вефсамисе и в Елоне и в Беф-Ханане; (Имена смотрящих).

10 Бен-Хесед — в Арюбофе; ему же принадлежал Соко и вся земля Хефер; (Имена смотрящих).

11 Бен-Авинадав — [над] всем Нафаф-Дором; Тафафь, дочь Соломона, была его женою; (Имена смотрящих).

12 Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо и во всём Беф-Сане, что близ Цартана ниже Иезрееля, от Беф-Сана до Абел-Мехола, и даже за Иокмеам; (Имена смотрящих).

13 Бен-Гевер — в Рамофе Галаадском; у него были селения Иаира, сына Манассиина, что в Галааде; у него также область Аргов, что в Васане, шестьдесят больших городов со стенами и медными затворами; (Имена смотрящих).

14 Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме; (Имена смотрящих).

15 Ахимаас — в [земле] Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона; (Имена смотрящих).

16 Ваана, сын Хушая, в [земле] Асировой и в Баалофе; (Имена смотрящих).

17 Иосафат, сын Паруаха, в [земле] Иссахаровой; (Имена смотрящих).

18 Шимей, сын Елы, в [земле] Вениаминовой; (Имена смотрящих).

19 Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле. (Имена смотрящих).

20 Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились. (Племена израильских и иудейских племён).

21 Соломон владел всеми царствами от реки [Евфрата] до земли Филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его. (Соломон установил господство над всеми израильско-иудейскими племенами, возможно отдельные племена некоторое время подчинялись Соломону в районе реки Евфрат).

22 Продовольствие Соломона на каждый день составляли: тридцать коров муки пшеничной и шестьдесят коров прочей муки, (Доставка продовольствия для царского стола).

23 десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц; (Доставка продовольствия для царского стола).

24 ибо он владычествовал над всею землёю по эту сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами. (Соломон имел мирные отношения с соседями).

25 И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона. (Соломон имел мирные отношения с соседями).

26 И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы. (Армия Соломона).

27 И те приставники доставляли царю Соломону всё принадлежащее к столу царя, каждый в свой месяц, и не допускали недостатка ни в чём. (Доставка провианта поставлена в необходимом количестве и режиме).

28 И ячмень и солому для коней и для мулов доставляли каждый в свою очередь на место, где находился царь. (Доставка провианта поставлена в необходимом количестве и режиме).

29 И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. (Священническая каста всячески помогала царю, так как он её не противоречил).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Третья книга Царств

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книги Царств. 3 и 4. Наука о Ветхом Завете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я