Книги Царств. 1 и 2. Наука о Ветхом Завете

Андрей Тихомиров

Книги Царств, первоначально одна книга, рассказывают историю монархии Израиля – от восшествия на престол Саула до 586 г. до н.э., когда вавилоняне разрушили Иерусалим. Первая и вторая книги Царств посвящены истории Израиля периода судей до старческих лет царя Давида. Действие происходит приблизительно с 1075 по 975 г. до н. э. Книги повествуют о захвате израильтянами ханаанских городов, включая твердыню иевусеев – Иерусалим (Иевус).

Оглавление

  • Первая книга Царств

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книги Царств. 1 и 2. Наука о Ветхом Завете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Андрей Тихомиров

ISBN 978-5-4485-6081-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Комментарии и научные объяснения приведены в скобках после каждого стиха.

Первая книга Царств

Глава 1

1 Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, — Ефрафянин; (Жил-был некий мужчина).

2 у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей. (Мужчина имел двух жён — полигиния, многожёнство).

3 И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там [были Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. (В Силоме находился тогда «ковчег завета» — святилище Яхве, особый короб продолговатой формы, евреи считали, что в этом коробе постоянно пребывает сам Яхве, на самом деле там были различные «священные вещи» — обожествлённые фетиши, прячась за коробом или где-то в отдалении скинии главный жрец мог вещать и давать указания левитам, жрецам. Однако изначально это был «истукан Михи». «Книга Судей Израилевых», 18: 31, «и имели у себя истукан, сделанный Михою, во всё то время, когда дом Божий находился в Силоме». Истукан Михи стал истуканом в племени Дана, который просуществовал до VIII в. до н.э., именно там израильтяне установили скинию (шатер), когда завоевывали Ханаан. В XIX веке у одного африканского колдуна был обнаружен целый «музей» фетишей. «Экспонатов» насчитывалось более 20 тыс. По уверениям колдуна, каждый из этих предметов принес в свое время ту или иную пользу либо ему, либо его предкам. Что же это были за предметы? Среди многочисленных «экспонатов» этого странного «музея» хранился горшок с красной глиной, в которую было воткнуто петушиное перо; деревянные колья, обмотанные шерстью; перья попугая, человеческие волосы. Были в «музее» и крошечный стул, рядом такой же маленький матрасик. В этот «музей», собранный усилиями многих поколений, старый колдун приходил «ухаживать» за фетишами, он их чистил, мыл, одновременно выпрашивая у них различные милости. Исследователи заметили, что не все объекты этого музея пользовались одинаковым поклонением — одни почитались почти как настоящие божества, другим воздавались более скромные почести. Это интересная деталь. Фетиш, почитаемый предмет, — это как бы божество на мгновение. Он полезен только для определенного дела, только для определенных целей. Фетиш конкретен, он не имеет абсолютной силы, действительной в любых условиях. Почитая первоначально материальные предметы, первобытный человек не делил их на главные и неглавные. Но постепенно из ряда фетишей начинают выделяться главные, то есть наиболее «могущественные». Тоже происходило и у евреев, постепенно стал выделяться главный фетиш — Яхве, который и стал «жить» в коробке — «ковчеге завета», всё это очень напоминает детские игры в куклы, которых дети считают живыми существами, также и взрослые дети — люди того времени верили, что эти фетиши живые, и чуть ли не люди. В. К. Арсеньев пишет, что его чрезвычайно поразило наивное, но твердое убеждение Дерсу Узала в том, что вся природа — это нечто живое. Как-то на привале, рассказывает В. К. Арсеньев, «мы с Дерсу, по обыкновению, сидели и разговаривали. Забытый на огне чайник настойчиво напомнил о себе шипением. Дерсу отставил его немного, но чайник продолжал гудеть. Дерсу отставил его еще дальше. Тогда чайник запел тоненьким голоском. — Как его кричи! — сказал Дерсу. — Худой люди! — Он вскочил и вылил горячую воду на землю. — Как «люди»? — спросил я его в недоумении. — Вода, — отвечал он просто. — Его могу кричи, могу плакать, могу тоже играй. Долго мне говорил этот первобытный человек о своем мировоззрении. Он видел живую силу в воде, видел ее тихое течение и слышал ее рев во время наводнений. — Посмотри, — сказал Дерсу, указывая на огонь, — его тоже все равно люди» (В. К. Арсеньев. В дебрях Уссурийского края. М., 1949, с.47). По описаниям В. К. Арсеньева, в представлениях Дерсу Узала все предметы окружающего его мира были живыми, или, как он называл их на своем языке, это были «люди». Деревья — «люди», сопки — «люди», скалы — «люди», гроза Уссурийской тайги — тигр (на языке Дерсу «амба») тоже «люди». Но олицетворяя природу, Дерсу Узала не боялся ее. Если нужно было, то он со своей старенькой одноствольной берданкой смело вступал в поединок с тигром и выходил победителем. Нельзя, разумеется, полностью отождествлять эти воззрения Дерсу Узала со взглядами на мир древнего человека, но между ними, по-видимому, есть много общего». В те далекие времена, о которых идет здесь речь, — пишет В. Е. Чертихин в книге «У истоков религии», — жизнь человека, его обеспеченность пищей во многом зависели от удачной или неудачной охоты, от того, найдет ли он достаточно плодов, клубней, кореньев. Эта постоянная зависимость от животного и растительного мира порождала ложные, фантастические представления, возбуждала воображение древнего человека. Не зная никаких иных социальных отношений, кроме кровнородственных, древний человек переносил и их на природу. Различные виды животных и растений он представлял как своеобразные роды и племена, родственные племенам людей; часто животные считались древними людьми предками их племени. Другими словами, каждая родовая группа верила в какое-то родство со своим предком, тотемом. Как показали исследования, на первом месте среди тотемов стояли полезные человеку растения и животные. Так, в Австралии у племен, живших на побережье, более 60% всех тотемов составляли рыбы или морские животные. У племен, живущих в глубине материка, таких «водяных» тотемов было менее 8%. Тотемы для австралийцев, как показывают данные этнографов, — это не божества, а родственные и близкие существа. Говоря о них, австралийцы обычно употребляют такие выражения: «Это мой отец», «Это мой старший брат», «Это мой друг», «Это моя плоть». Чувство родства с тотемом чаще всего проявлялось в запрете убивать его и употреблять в пищу»).

4 В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям её и дочерям её части; (Жертва делится на части для передачи всем домочадцам, восходит к древнейшим временам, когда охотник, поймав дичь, делился ею со всеми родичами).

5 Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево её. (Анна никак не могла родить).

6 Соперница её сильно огорчала её, побуждая её к ропоту на то, что Господь заключил чрево её. (Между двумя жёнами часто проходили склоки).

7 Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала её, а эта плакала и не ела. (Родить Анна не могла уже несколько лет).

8 И сказал ей Елкана, муж её: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твоё? не лучше ли я для тебя десяти сыновей? (Елкана утешал жену).

9 И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. (Седалище (слав.) — трон, престол).

10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, (Анна никак не могла родить).

11 и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснётся головы его. (Саваоф — (от древнеевр. цебабот — воинственный) — и иудаизме — один из эпитетов бога Яхве. Обет — торжественное обещание отдать ребенка в услужение священников. Назорей (или назарей, евр., букв. «отделять, отлучать») — человек, давший особый обет посвящения себя богу. Назорей, мужчина или женщина, должен был не пить вина и других хмельных напитков, не стричь волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело. Некоторые назореи на всю жизнь посвящались богу их родителями).

12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста её; (Верховный жрец Илия увидел Анну).

13 и как Анна говорила в сердце своём, а уста её только двигались, и не было слышно голоса её, то Илий счёл её пьяною. (Илия не слышал её слов).

14 И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего. (Илия посчитал её пьяной).

15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; (Анна огорчена отсутствием детей).

16 не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. (Анна огорчена отсутствием детей).

17 И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твоё, чего ты просила у Него. (Священник обещает решение проблемы).

18 Она же сказала: да найдёт раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лице её не было уже [печально], как прежде. (Анна обрадовалась, что мечта её исполнится, установка внушения сделана).

19 И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь. (Анна зачала, такое возможно, не всегда дети рождаются после первых половых контактов, действует масса причин).

20 Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], от Господа я испросила его. (Родился Самуил, который родился из-за образования оплодотворенной яйцеклетки, которая возникла по естественным причинам, однако человеку свойственно связывать всё с велением «свыше», без божьего разрешения-де ничего не происходит. Дельфийский оракул, например, «вещал» при храме Аполлона в древнегреческом городе Дельфах. Здесь из расселины скалы, над которой в середине IX в. до н. э. был построен храм, выделялись одурманивающие испарения. «Прорицательница», так называемая пифия, избиравшаяся обычно из девушек, одурманенная вдыханием паров, произносила слова, которые толковались жрецами в своих интересах как «божественные пророчества», жрецы, толковавшие «прорицания», пользовались значительными привилегиями и играли известную роль в древней Греции. Таким же образом использовались и юродивые, которые могли болтать что-угодно, но заинтересованные лица — прорицатели-жрецы толковали эти несвязанные бормотания в свою пользу. Самуил (Шмуэль, Шемуэль) — «бог услышал»).

21 И пошёл муж её Елкана и всё семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои. (Как же без жертв!).

22 Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастёт, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда. (Самуил должен быть отдан священникам).

23 И сказал ей Елкана, муж её: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, [вышедшее из уст твоих]. И осталась жена [его], и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила. (Обет — превыше всего!).

24 Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, [взяв] три тельца и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом; отрок же был ещё дитя. (Самуил отведен в Силом).

25 и закололи тельца; и привела отрока к Илию (Как же без жертв!).

26 и сказала: о, господин мой! да живёт душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; (Обет — превыше всего!).

27 о сём дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение моё, чего я просила у Него; (Обет — превыше всего!).

28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу. (Обет — превыше всего!).

Глава 2

1 И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце моё в Господе; вознёсся рог мой в Боге моём; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоём. (Суеверные люди, а таких полно и поныне, уверены, что всё контролируется богом, и что при хорошем поведении — послушании, можно заслужить бонус со стороны «высших сил». «Рог» в данном контексте надо понимать, как рог животного — козла, тельца, быка, а также имитация фаллоса — мужского детородного органа. Всяческие восхваления бога, которому, получается, как и человеку, необходимы лесть и восхваления).

2 Нет [столь] святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Всяческие восхваления бога, которому, получается, как и человеку, необходимы лесть и восхваления).

3 Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. (Бог-де всё слова будто бы запоминает, а потом «взвешивает», аналогия с человеком).

4 Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; (Главное для бога, то есть жрецов-вождей — послушание, что и находит своё выражение в данных постулатах).

5 сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. (Главное для бога, то есть жрецов-вождей — послушание, что и находит своё выражение в данных постулатах).

6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; (Главное для бога, то есть жрецов-вождей — послушание, что и находит своё выражение в данных постулатах).

7 Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. (Всё, мол, зависит от богов, все действия и бездействия, главное — рабское повиновение и слепое подчинение жрецам-вождям).

8 Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы даёт им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную. (Прах — тлен, пыль; брение (слав.) — жидкая глина, грязь; древнее представление о том, что всё и вся создано неким творцом по заранее намеченному плану).

9 Стопы святых Своих Он блюдёт, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. (Невозможность объяснить формирование Вселенной, человеческого общества и приводило к формированию «божественных» знаний).

10 Господь сотрёт препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь] будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесёт рог помазанника Своего. (Невозможность объяснить формирование Вселенной, человеческого общества и приводило к формированию «божественных» невежественных знаний. Бог-де живёт в небесах и оттуда пускает молнии и гром).

11 и пошёл Елкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии священнике. (Отец оставил сына в услужении священников).

12 Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа (Такая трактовка выгодна «божественному» знанию, которое утверждает, что главное — послушание и покорность, раз делают что-то не так, значит» люди негодные»; они не знают Господа, то есть господина рабовладельца).

13 и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей (Уже были вилки, то есть специальные приспособления для протыкания и удерживания вареного мяса, известны с древних времен у многих народов).

14 и опускал её в котёл, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом. (Сыновья кушали хорошо).

15 Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмёт у тебя варёного мяса, а дай сырое. (Тук (слав.) — животный жир, при излишнем сжигании жира мяса могло подгореть, поэтому сыновья-гурманы Илия и требовали сырое мясо, чтобы самим лучше его поджарить).

16 И [если] кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и [потом] возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму. (Сыновья отнимали куски мяса).

17 И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу. (Это приводило к недовольству паломников и могло уменьшить их количество, а значит и доходов, вот в чём их прегрешение! Надо было кушать мясо, но втайне, чтобы одураченные паломники не видели).

18 Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод. (Самуил же был покорным и не строптивым. Ефод — одежда из льна, облачение священников).

19 Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы. (Одежда ткалась матерью, ежегодно они приносили жертвы для священников).

20 И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! И пошли они в место своё. (Жрецы-священники любят поесть на дармовщинку).

21 И посетил Господь Анну, и зачала она и родила ещё трёх сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа. (Здесь можно понять, что Анна ещё родила детей, от Елкана или от жреца-господина: Офни или Финееса, сказать сложно).

22 Илий же был весьма стар и слышал всё, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. (Сыновья Илия вступали в половые отношения с приходившими женщинами, рожденные от них приобретали «священный» статус).

23 И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. (Однако это порицалось среди израильтян).

24 Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень; (Однако это порицалось среди израильтян).

25 если согрешит человек против человека, то помолятся о нём Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нём? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти. (Непослушание, особенно против господина-бога, — главный грех, с точки зрения древнего человека).

26 Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей. (Самуил же был покорным и не строптивым).

27 И пришёл человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда ещё были они в Египте, в доме фараона? (Некий «человек Божий» скорее всего «вестник» — агент чужого государства. посланный для того, чтобы использовать главного израильского жреца в качестве создания военной истерии и начала войн с другими племенами, поэтому здесь и идёт ссылка на Египет, фараона, всё это было выгодно тем, кто хотел использовать израильтян в своих корыстных целях).

28 И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнём сожигаемых жертв сынов Израилевых? (Главный жрец должен подчиняться этому «человеку Божьему).

29 Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища [Моего], и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля? (Израильтяне опять должны стать разменной монетой для чужеземных захватчиков, поэтому вновь «поётся песня» о том, что якобы некий бог предоставил всё для израильтян).

30 Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал [тогда]: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек». Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. («Божий человек» даёт установку на развязывания новых захватнических войн).

31 Вот, наступают дни, в [которые] Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоём; («Божий человек» даёт установку на развязывания новых захватнических войн).

32 и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всём том, что [Господь] благотворит Израилю и не будет в доме твоём старца во все дни, («Божий человек» даёт установку на развязывания новых захватнических войн).

33 Я не отрешу у тебя [всех] от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но всё потомство дома твоего будет умирать в средних летах. («Божий человек» даёт установку на развязывания новых захватнических войн).

34 И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день. (Негодные сыновья должны умереть, так как они не способствовали воспитанию послушания и покорности).

35 И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твёрдым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни; (Самуил же покорный и вполне может быть жрецом, который используется внешними силами для руководства израильтянами).

36 и всякий, оставшийся из дома твоего, придёт кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: «причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание». (Гера (зерно, грань) — древнееврейская мера веса (ок. 0,6 г), двадцатая часть сикля. Самуил «избран» зарубежными центрами для руководства левитами, и в целом израильскими племенами).

Глава 3

1 Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения [были] не часты. («Слово Господне» — это когда к священникам обращались зарубежные агенты-ангелы, которые применяли различные формы воздействия: гипноз, внушение, фокусы, инсценировки, «божественные» голоса, что и приводило к видениям).

2 И было в то время, когда Илий лежал на своём месте, — глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, — (Илий был в полудрёме, именно это самое лучшее время для гипнотизирования).

3 и светильник Божий ещё не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий; (Полумрак, полудрёма способствуют словесному воздействию гипнотизера на гипнотизируемого).

4 воззвал Господь к Самуилу: И отвечал он: вот я! («Господь» — это человек, который воздействует гипнотическим способом на Самуила и Илию).

5 И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошёл и лёг. (Илия не звал Самуила).

6 Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Он встал, и пришёл к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись. (Илия не звал Самуила).

7 Самуил ещё не знал тогда [голоса] Господа, и ещё не открывалось ему слово Господне. (Голос гипнотизера Самуилу был ещё не знаком, получается, что у «господа-бога» есть голос, «и притом определенного характера, подобно тому, как голос каждого человека имеет свои индивидуальные особенности. Отсюда можно вывести ещё одно доказательство того, что евреи представляли себе своего бога во плоти и видели в нём только человека высшего порядка, живущего обыкновенно в облаках и спускающегося иногда на землю, чтобы посетить своих любимцев, иногда покровительствующего им, иногда оставляющего их; то побежденного, то победителя. Одним словом, таким же, каким являются древнегреческие и другие „языческие“ боги», — пишет Лео Таксиль в «Забавной Библии»).

8 И воззвал Господь к Самуилу ещё в третий раз. Он встал и пришёл к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовёт отрока. («Священная» тройка).

9 И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовёт тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошёл Самуил и лёг на месте своём. (Илий, скорее всего, уже знал голос данного «господина», с ним уже «работали»).

10 И пришёл Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи], ибо слышит раб Твой. (Самуил готов к гипнозу, ключевое слово здесь «раб», то есть человек готов стать рабом, а рабовладельцу-жрецу только это и надо).

11 И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; (Господин-гипнотизер начал делать установки).

12 в тот день Я исполню над Илием всё то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; (Илия не подходит к функции руководителя, нужно было найти более подходящую кандидатуру, Самуил как нельзя лучше подходил на роль судьи, то есть военного вождя, которым тайно руководят из-за рубежа с помощью агентов-ангелов, внушая ему то, что надо иностранным государствам, по-видимому, Ассирии. Ассирия, Ассур (Ашур) — в ассирийских клинописях слово «Ассур» является обозначением и города, и страны, и бога Ассура. Первоначально государство Ассур, со столицей г. Ашур, располагалось в верхнем течении р. Тигра, вдоль восточного берега (2000—1450 гг. до н. э. — староассирийский период). Предполагается, что сначала ассирийские города Ашур и Ниневия (ставшая впоследствии новой столицей) были вавилонскими колониями. В конце XII века до н.э., к этому периоду относится данное повествование, царь Ассирии Тиглатпаласар I захватил важные финикийские города Библ, Сидон и Арад и наложил на них дань, он также совершил поход в Вавилонию и захватил Вавилон и Сиппар, но удержать их не смог. Вскоре после его смерти Ассирия, ослабленная войнами, стала клониться к упадку. Опустошительные набеги семитических скотоводческих племён — арамеев привели к крушению ассрийского могущества. Это было вызвано постепенным истощением степных пастбищ Аравийского полуострова в условиях всё большей сухости климата и нерационального выпаса стад мелкого рогатого скота. Оседая на слабо освоенных ассирийцами землях Месопотамии, арамеи не только нарушали связь собственно Ассирии с окраинами страны, но и нарушали складывающуюся на этих территориях ассирийскую госсистему. Однако мощь Ассирии восстанавливалась, этому, в частности, содействовало слияние племён субарейцев с арамейцами, которые поселились в Ассирии, и растворение этих племён среди самих ассирийцев. Важным обстоятельством того времени было отсутствие у Ассирии сильных противников. Опыт ассирийского владычества показал, что трудность заключается не в том, чтобы завоевать ту или иную территорию, а в том, чтобы закрепить эти захваты. Поэтому Ассирия и действовала, особенно в отдалённых от неё территориях, в том числе и в Палестине, с помощью жрецов, которые находили из среды еврейской жреческой знати, подходящими для командования отдельными еврейскими племенами, их кодировали и гипнотизировали, и впоследствии «вели», чтобы они выполняли волю будто бы богов. Эти были израильские судьи, то есть вожди-жрецы, они становились руководителями еврейских военных отрядов. Ассирийские захватчики опирались в своих завоеваниях на ассирийских колонистов, поселённых в предшествующие периоды в различных местах и лишь частично оттеснённых арамеями с мест их первоначального обитания, так действовали, например, ассирийцы в Месопотамии. Конечно, не всегда удавалось действовать по заранее заготовленному плану завоеваний, племена бунтовали, вожди-судьи не справлялись со своими «обязанностями», сами ассирийские колонисты, жрецы зачастую не желали подчиняться политике ассирийских царей. Всё это вело к тому, что Ассирия к концу X века до н.э. возобновила широкую завоевательную политику).

13 Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; (Илию и его сыновей необходимо убрать, чтобы не раздражали рядовых израильтян, которых вновь готовят к исполнению роли «пушечного мяса»).

14 и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек. (Илию и его сыновей необходимо убрать, чтобы не раздражали рядовых израильтян, которых вновь готовят к исполнению роли «пушечного мяса»).

15 И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию. (Самуил принял внушение гипнотизера за «божественное» видение).

16 Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой Самуил! Тот сказал: вот я! (Илий хочет знать подробности ночного видения. Гипноз — это не сон, так как во время сна человек находится в бессознательном состоянии, а подсознание и сознание не доступны постороннему внушению. Напротив, гипноз можно охарактеризовать как «сон тела», само тело спит, в то время как сознание полностью открыто и восприимчиво к внушению).

17 И сказал [Илий]: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и ещё больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе. (Илий хочет знать подробности ночного видения).

18 И объявил ему Самуил всё и не скрыл от него [ничего]. Тогда сказал [Илий]: Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит. (Илий уже загипнотизирован, поэтому считает, что это «Господь» — то есть бог, на самом деле, конечно, это обыкновенный человек — гипнотизер, который делает гипнотические установки для руководства израильской жреческой верхушкой, но Илий и его сыновья не подходят для «великой миссии» их использования в развязывании войн).

19 И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. (Самуил стал контролироваться жрецами-гипнотизерами, которые делали установки в его мозгу).

20 И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним. (Самуил стал известен, этому, по-видимому, способствовали агенты-ангелы).

21 И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне. (Самуил стал контролироваться жрецами-гипнотизерами, которые делали установки в его мозгу для развязывания войн).

Глава 4

1 И было слово Самуила ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну и расположились станом при Авен-Езере, а Филистимляне расположились при Афеке. (Дело сделано — Самуил стал использоваться для развязывания войн. Главное здесь утверждение, что израильтяне первыми выступили в войну против филистимлян, в Египте филистимляне, наряду с другими племенами, получили наименование «народы моря», судя по одежде филистимляне, данайцы (дануны), чаккаль происходили из юго-западных районов Малой Азии. Союз «народов моря» вскоре распался, часть участников вернулась в Малую Азию, часть осела в южной части восточного Средиземноморья, это были филистимляне, от них эта территория и стала называться Палестина).

2 И выстроились Филистимляне против Израильтян, и произошла битва, и были поражены Израильтяне Филистимлянами, которые побили на поле сражения около четырёх тысяч человек. (Израильтяне потерпели поражение).

3 И пришёл народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмём себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдёт среди нас и спасёт нас от руки врагов наших. (Все победы и поражения суеверные люди древности связывали с волей бога, поражение означало, что мало поклонялись «своему» богу. Когда народ побеждает, то побеждает и его бог, когда народ проигрывает, проигрывает и его бог. Ковчегом завета назывался священный ларец, где хранились всевозможные «священные» реликвии).

4 И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес. (Херувимы — в древнееврейской мифологии херувимы рисуются как четырехликие существа (у каждого из них лицо человеческое, бычье, львиное и орлиное), имеющие четыре крыла, под которыми расположены человеческие руки и четыре колеса. Херувимы символизируют разумность, повиновение, силу и быстроту. Эти образы херувимов были заимствованы из Ассирии. Этимология слова «херув» спорна. Когда-то это слово производили от арамейского корня «хараб» — пахать, но теперь считают, что оно происходит от ассирийского karibu — «благословляющий». «Херув» — это форма единственного числа, в еврейском языке множественное число образуется добавлением суффикса «им», таким образом, слово «херувим», и это несмотря на то, что в русском переводе дело выглядит так, будто рай охраняет одно-единственное существо, обозначает некоторое количество стражников. Библейские авторы никак не определили херувимов, ни разу не дали их описания. Эти существа упоминаются и в других местах Библии, и мы можем сказать о них с определенностью только одно: херувимы — это крылатые, устрашающие рукотворные изделия, необходимые, чтобы навести панику на врагом путем запугивания — «Психической атаки» с помощью Саваоф — от древнеевр. цебабот — воинственный).

5 И когда прибыл ковчег завета Господня в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала. (По-видимому, «психическая атака» подействовала на самих израильтян, которые сильно испугались).

6 И услышали Филистимляне шум восклицаний и сказали: отчего такие громкие восклицания в стане Евреев? И узнали, что ковчег Господень прибыл в стан. (Филистимляне находились неподалеку).

7 И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог тот пришёл к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня; (Испугались и филистимляне, так как такого пугала ещё не видели).

8 горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это — тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне; (Страх охватил филистимлян, используется старая психологическая установка, что бог евреев помог поразить египтян).

9 укрепитесь и будьте мужественны, Филистимляне, чтобы вам не быть в порабощении у Евреев, как они у вас в порабощении; будьте мужественны и сразитесь с ними. (Филистимлян призывают к мужеству и к сражению с евреями).

10 И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатёр свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. (Израильтяне вновь проиграли, оставшиеся разбежались по своим станам. Критика Библии всегда подозрительно относится к цифрам, которые пишутся в ней, 30 тысяч довольно большое количество воинов, скорее всего, погибших намного меньше).

11 И ковчег Божий был взят, и два сына Илиевы, Офни и Финеес, умерли. (Ковчег евреев был захвачен, сыновья Илия, скорее всего, убиты).

12 И побежал один Вениамитянин с места сражения и пришёл в Силом в тот же день; одежда на нём была разодрана и прах на голове его. (Разрыв одежды и пепел на голове свидетельство проигрыша, неудачи, потери).

13 Когда пришёл он, Илий сидел на седалище при дороге у ворот и смотрел, ибо сердце его трепетало за ковчег Божий. И когда человек тот пришёл и объявил в городе, то громко восстенал весь город. (Илий ждёт результатов битвы).

14 И услышал Илий звуки вопля и сказал: отчего такой шум? И тотчас подошёл человек тот и объявил Илию. (Результаты удручающие).

15 Илий был тогда девяноста восьми лет; и глаза его померкли, и он не мог видеть. (Илий ослеп из-за известия о поражении).

16 И сказал тот человек Илию: я пришёл из стана, сегодня же бежал я с места сражения. И сказал [Илий]: что произошло, сын мой? (Илий спрашивает причины).

17 И отвечал вестник и сказал: побежал Израиль пред Филистимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сына твои, Офни и Финеес, умерли, и ковчег Божий взят. (Израильтяне побежали, сыновья погибли, а ковчег завета захвачен).

18 Когда упомянул он о ковчеге Божием, [Илий] упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он [был] стар и тяжёл. Был же он судьёю Израиля сорок лет. (40 — «священная» цифра, главное — потеря ковчега).

19 Невестка его, жена Финеесова, была беременна уже пред родами. И когда услышала она известие о взятии ковчега Божия и о смерти свёкра своего и мужа своего, то упала на колени и родила, ибо приступили к ней боли её. (Плохая новость привела к преждевременным родам).

20 И когда умирала она, стоявшие при ней женщины говорили ей: не бойся, ты родила сына. Но она не отвечала и не обращала внимания. (Женщина умерла).

21 И назвала младенца: Ихавод, сказав: «отошла слава от Израиля» — со взятием ковчега Божия и [со смертью] свёкра её и мужа её. («Ихавод» с иврита — «бесславие»).

22 Она сказала: отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий. (Главное — потеря ковчега).

Глава 5

1 Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот. (Ковчег завета перенесён филистимлянами в Азот).

2 И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. (По-видимому, филистимляне решили сделать что-то вроде пантеона — «храма всех богов», в одном из самых пышных филистимских храмов. Название «Догон» напоминает древнегреческий город в Эпире, центр культа Зевса — Додона (от греч. «додека» — «священная цифра 12» — фазы Луны в течение года). Здесь находился древнейший из греческих оракулов. Жрецы (селлы) «прорицали» по шелесту священного дуба Зевса, по журчанию ручья, протекавшего у его корней, а позднее и по звукам, производимым ударами бича по бронзовому тазу, подвешенному на дереве. В III в. до н. э. додонский оракул после разграбления и разорения его этолийцами потерял прежнее значение. Археологические раскопки позволили обнаружить свинцовые таблички с «ответами» оракула, акрополь, театр и «священная» ограда. Филистимляне принадлежали к тем «народам моря», выходцам из Европы, которые к тому времени, когда погибла хеттская столица Хаттусас и многие другие города, в том числе Троя, заполонили Малую Азию, Сирию, Ханаан и дошли до Египта. Филистимляне были ветвью народа «пелистим», или «филистей», «пеласги» — греч. «аисты», который дал стране новое имя — Палестина. Изображения филистимлян встречаются на стенах египетских храмов; высокие, стройные люди, живо напоминающие античных греков. По-видимому, филистимляне принадлежали к кочевым народам, проникшим из глубинных областей Балканского полуострова, средней и восточной Европы на иллирийские и греческие берега Средиземного моря; оттуда они через Троаду или по морю, а также с Крита переселились со всеми чадами и домочадцами и всем скарбом в Египет. Их следы обнаруживаются и в Палестине, в слоях, относящихся к XIII — XII веку до н. э. Исчезнувшая ранее Критская (Минойская) цивилизация была создана во многом по египетским образцам. Сохранились записи этого времени о том, как египетские фараоны отражали вторжение «народов моря»: Рамсес III в двух упорных сражениях на суше и на море одержал трудную победу над ними и тем спас египетскую цивилизацию. В Египет и Палестину «народы моря» пришли с берегов Греции, о. Крит и западного побережья современной Турции (о происхождении этих народов свидетельствует керамика филистимлян, относящаяся к микенскому типу; Микены — город Древней Греции). Однако сам Рамсес III (по другой версии — IV) пал жертвой придворного заговора на 32-м году своего царствования. Вновь дала о себе знать обострившаяся борьба внутри правящих кругов. Судя по сохранившейся записи судебного следствия, в деле были замешаны высокопоставленные и не высокопоставленные лица, прочившие на престол одного из царевичей. Окрепшая было в борьбе с сирийцами и иноплеменными нашествиями царская власть быстро стала ослабевать, не будучи в состоянии совладать с взаимно враждовавшими силами Юга и Севера, ведшими страну к расколу. Последующие восемь царей, носивших всё то же громкое имя Рамсес — от IV до XI (или от V до XII), — были бессильны перед лицом нараставшего распада их державы. В XII в. до н. э., при Рамсесе III (IV), в Палестине ещё имелись египетские крепости и храмы, и целые города принадлежали Амону. Остатки египетского владычества сохранялись там, по-видимому, ещё при Рамсесе VI (VII), но в середине XI в., при Рамсесе XI (XII), в Палестине и Сирии не оставалось уже и тени египетской власти. В Палестине филистимляне владели пятью городами — Газа, Азот (или Ашдот), Екрон (Аккарон), Геф (Гат), Аскалон (Ашкелон). Первоначально они одержали верх над израильтянами и правили ими около двух веков, пока царю Давиду не удалось покончить с нападениями филистимлян. Расселение израильских племён на сравнительно большом пространстве имело своим последствием и некоторое их разобщение. Так, племя иудеев, осевшее на юге в горной области к западу от Мёртвого моря, позже названной Иудеей, рано обособилось от основного ядра израильских племён, захватившего на севере большую и плодородную часть Палестины. Завоевание Палестины было завершено израильскими племенами сравнительно легко и быстро, поскольку коренное население страны — ханаанеи (в обобщенном смысле все жители Ханаана) были сильно ослаблены хозяйничаньем египетских поработителей, постоянными войнами, бесконечными набегами хапиру (или, по-шумерски, са-газ — «головорезы», происходившие из западносемитических племён и обитавшие в Сирийской степи и Палестине, в вавилонских источниках — суту, или амореи, были, в том числе и предки будущих евреев), а затем и «народов моря». Захваченную силой оружия землю завоеватели разделили на наделы, которые были переданы отдельным семействам. Бывших владельцев земли израильтяне нередко превращали в своих рабов. Другой же части ханаанеев, которая, очевидно, подчинилась добровольно, израильские племена оставили землю и имущество, и они жили рядом с израильтянами в качестве неполноправного населения. Поскольку завоеватели находились в постоянных сношениях с ханаанейским населением, сохранившим свою хозяйственную самостоятельность, они вскоре стали смешиваться с ним. Язык израильтян был близок к ханаанейскому, что содействовало слиянию в одну народность завоевателей и покорённого населения. Название «финикийцы» схоже с названием «филистимляне» и встречается уже в египетских надписях середины III тысячелетия до н. э. в форме «фенех»; из этого названия древние греки сделали слово «фойникес» («красноватые», «смуглые»). Отсюда и произошло название страны Финикии. Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа (по-финикийски — Гебал) означает «гора», города Тира (по-финикийски — Цур) — «скала». Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов — Сидона означает «место рыбной ловли». Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев. Первоначальное население Финикии говорило, как предполагает ряд исследователей, на несемитическом языке. Но уже в III тысячелетии до н. э., согласно свидетельству египетских источников, здесь обитали семитические племена, относившиеся к той же группе западносемитических племён, которые заселяли примерно в то же время Палестину, так как их языки почти тождественны. Те и другие племена назывались ханаанеями. Пришельцы вскоре смешались с коренным населением и ассимилировали его. В семитических источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается; название Кинаххи, Кин'ана или, по греческому тексту Библии, Ханаан, объясняемое некоторыми исследователями как «страна пурпурной краски», имеет более широкое значение, так как оно включает также Палестину и отчасти Сирию. Столь же общие обозначения для всех этих стран употребляли и египтяне. Осевшие в различных местах побережья семитические племена длительное время жили в условиях первобытно-общинного строя, но к концу III тысячелетия до н.э. и здесь начинают складываться небольшие рабовладельческие государства. Каждое из этих государств имело в качестве экономического, политического и административного центра какой-либо портовый город. Одним из таких городов-государств был Угарит. Он был расположен к югу от устья реки Оронта, напротив северо-восточной оконечности острова Кипр и на скрещении морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. Здесь на месте современного городища Рас-Шамра был раскопан укреплённый приморский город, в котором наряду с ценными вещественными памятниками были найдены многочисленные таблички, относящиеся к середине II тысячелетия до н. э., с текстами, написанными клинописным алфавитом, который лёг в основу почти всех известных буквенных алфавитов. Финикийцы переняли у египтян значки для записи отдельных слогов, которые те употребляли наряду со словами-иероглифами, а греков, по преданию, этим значкам научил финикиец Кадм. Сами греки позднее ввели особые значки для гласных звуков, создав таким образом современный алфавит с гласными и согласными буквами. Финикийский алфавит был распространен в Финикии, Сирии и Палестине. Эти письменные памятники содержат мифы и другие религиозные тексты, проливающие свет на древнейшую финикийскую культуру, а также деловые документы. Южнее Угарита, на острове близ материка, напротив Кипра, находился город Арвад. Островное положение этого города способствовало сохранению им независимости в войнах того времени; так, Арвад, кажется, не был завоёван фараонами XVIII династии, подчинившими себе всю остальную Финикию. Почти в центре финикийского побережья был расположен город Вибл, который с древнейших времён находился в тесной связи с Египтом. Ещё в III тысячелетии до н. э. вывоз финикийских товаров в Египет производился главным образом через Библ. Египетская культура пустила здесь глубокие корни. Библ был, по-видимому, наиболее древним из финикийских городов-государств. В середине II тысячелетия дон. э. здесь создалось сравнительно большое государство путём подчинения Библом соседних небольших городов и поселений. Египетские цари XVIII династии сделали Библ своим главным опорным пунктом на побережье. В Библе широко пользовались египетским иероглифическим письмом; кроме того, здесь было распространено особое, местное, слоговое письмо, а позже — линейный алфавит. Самыми южными городами Финикии были постоянно враждовавшие между собой Сидон и Тир, находившиеся неподалёку друг от друга. В результате завоевания Палестины, перехода к земледелию и роста богатств в израильских племенах выделяется племенная знать. Хотя первоначально вторжение израильских племён привело к заметному упадку производительных сил и культуры, однако в связи с воздействием более культурного коренного населения страны хозяйственная жизнь израильских племён изменилась. На севере развивалось пашенное земледелие, садоводство (разведение маслин), виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваивается железо. Число рабов к началу I тысячелетия до н. э. увеличилось. Рабы были не только из числа военнопленных, но и приобретались путём купли. Израиль к тому времени уже был втянут в международную торговлю. До начала XI в. израильские племена управлялись советами родовой знати и так называемыми «судьями» — выборными должностными лицами, а иногда просто военными вождями. Существовали народные собрания. Ещё много позже сохранялись сельские общины. Однако рост производительных сил у израильских племён вёл к развитию рабовладельческого строя, к созданию рабовладельческого государства, которое должно было держать в подчинении не только рабов, но и неимущую и неполноправную часть свободного населения. На рубеже XIII и XII вв. вдоль побережья Средиземного моря осели филистимляне, которые ранее обрушились на восточное побережье Средиземного моря и на Египет в числе «народов моря». От них происходит греческое название «Палестина», то есть «страна филистимлян», которое было впоследствии распространено не только на побережье, но и на примыкавшую к нему страну. Фактически, филистимляне — это финикийцы, только впоследствии географическое название «Финикия» укрепилась за побережьем Ливана и средиземноморской Сирии. Филистимляне завладели укреплёнными городами, из которых самым мощным был Газа. Они знали уже железное оружие, и их воины, снабжённые им, стали грозным противником для израильских племён, имевших тогда ещё только бронзовое оружие. По преданию, филистимляне монополизировали изготовление железного оружия, не допуская использования его покорённым населением. Язык филистимлян вследствие малочисленности говоривших на нём был сравнительно скоро побеждён языком коренного ханаанейского населения. Филистимляне сохраняли некоторое время своеобразие материальной культуры, как, например, в керамике, которая являлась дальнейшим развитием позднемикенской керамики, распространённой по побережьям Эгейского моря. Во второй половине XI в. начинаются вторжения военных отрядов союза филистимлянских городов в соседнюю с ними пограничную область племени иудеев. Здесь они завоёвывают ряд крепостей, как, например, Лахиш, в котором археологами было обнаружено значительное количество их керамики. Вглубь этой бедной, малоплодородной и гористой части страны филистимляне не стремились проникнуть, свои главные удары они направляли на северо-восток. Филистимляне нанесли несколько тяжёлых поражений израильтянам, захватили ряд городов, а среди них и главное святилище Израиля — город Силом, но библейские авторы это полностью замалчивают, так как это полностью опровергает «божественное» создание Библии и постоянные победы еврейского бога).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Первая книга Царств

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книги Царств. 1 и 2. Наука о Ветхом Завете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я