Недавние археологические находки свидетельствуют, что древняя цивилизация была основана на территории Южного Урала формирующимися индоевропейцами 6 тысяч лет назад. Археологи Уральского федерального университета во время раскопок на Шигирском торфянике Свердловской области обнаружили уникальные артефакты, относящиеся к IV-II тысячелетиям до нашей эры. Это существенно раздвигает существующие представления о времени и образе жизни древних индоевропейцев.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исследования культуры индоевропейцев» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Из истории древних индоевропейцев
На Урале археологи недавно нашли следы древнейшей цивилизации индоевропейцев 6 000-летней давности. Ученые Уральского федерального университета во время раскопок на Шигирском торфянике Свердловской области обнаружили уникальные артефакты, относящиеся к IV-II тысячелетиям до нашей эры. В 1890 году здесь найден знаменитый Шигирский идол, чей возраст ныне оценивается в 12 100 лет. Это существенно раздвигает существующие представления о времени и образе жизни древних обитателей региона — индоевропейцах. Среди находок — настоящие сокровища для археологов. Это, например, литейные формы. Эти предметы позволяют реконструировать технологию изготовления бронзовых орудий труда и украшений того времени. Найдены булава и ножи. Оружие древних уральцев, свидетельствующее об их успехах в металлообработке, военном искусстве и охотничьих навыках. Обнаружена скульптура головы птицы. Этот артефакт предположительно имеет религиозное значение. Найдена кремневая фигурка, вероятно, это изображение кабана, которое могло служить амулетом или использоваться в различных ритуалах. Жертвенник. Находка черепа крупного животного вместе с ножом и кремневой фигуркой свидетельствует о проведении древними уральцами сложных ритуалов.
Найденные артефакты свидетельствуют о том, что древние жители Урала активно общались с соседними народами, обменивались знаниями и технологиями. Это в частности подтверждается обнаружением предметов, характерных для других культур. Находки кардинально меняют наше представление о жизни древних жителей Урала. Оказывается, что уже в IV-II тысячелетиях до нашей эры на этой территории существовали развитые культуры с богатыми традициями и сложными социальными структурами. Ранее считалось, что первые высокоразвитые цивилизации появились в регионе гораздо позже.
В долине реки Толлензе на северо-востоке Германии около 3200–3300 лет назад разгорелась битва, масштабы которой поражают: тысячи воинов и сотни погибших. Исследования, начавшиеся в 2008 году, продолжаются до сих пор, и за это время археологи обнаружили около 12 500 фрагментов костей, принадлежащих минимум 150 молодым мужчинам. Они пали в бою от стрел, мечей и дубинок, что указывает на ожесточённые сражения. Среди найденного оружия были бронзовые и кремневые наконечники стрел и копий, молоты, а также деревянные палицы. По оценкам ученых, в этой битве участвовало около 4 000 человек, из которых до тысячи не выжили. Палеогенетический анализ 14 человек выявил общее центрально — и североевропейское происхождение. Скорее всего, это трайбализм (межплеменные столкновения) среди кельтских племен за первенство контроля над речной переправой, так как к этому времени они уже населяли территорию современной Германии."Кельты, обширная группа индоевропейских племен, территория расселения которых во второй половине первого тысячелетия до н. э. протянулась от Британских островов до Малой Азии. Кельты уже обитали во 2-й половине 1 тыс. до н. э. на территории современных Франции, Бельгии, Швейцарии, южной части Германии, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских островов, Чехии, частично Венгрии и Болгарии. Они были выходцами из древней индоевропейской общности, которая ранее других индоевропейцев двинулись на запад — в Европу. Движения всех индоевропейцев можно образно сравнить с падением с гор снежного кома, который вначале небольшой, падая вниз, всё более и более нарастая, превращается в огромную лавину. До этого древнейшие стоянки древних индоевропейцев — вары притягивали к себе различные бродячие племена, который расселяясь вокруг древних вар, постепенно и составили костяк древних ариев (индоевропейцев). Наиболее значительны следующие кельтские племена: бойи, гельветы, белги, секваны, эдуи и др. К середине 1 в. до н. э. покорены римлянами"(Тихомиров А.Е., Миграции индоевропейцев. Кельтские народы."Ridero", Екатеринбург, 2018, с. 14).
Между тем элементы схожести культуры наблюдаются у многих индоевропейских народов, которые оказали культурное влияние также и на другие народы.
Автор-журналист Лукьяненко К. правильно определяет появление индоевропейцев из степей Южного Урала: «Археология свидетельствует о том, что кельтская культура начала распространяться в Центральной Европе чуть ли не за тысячу лет до н. э. и совпала с началом эпохи железа. Кельты уже владели искусством обработки железа и имели кузнечные орудия, им мы обязаны появлением ножниц, железного серпа и других предметов. Традиция рисует кельта высоким, атлетически сложенным блондином с голубыми глазами, однако современная наука располагает данными об антропологической неоднородности кельтов. Кельты, или галлы (как называли их римляне), — это группа племен, которые имели общую культуру и религию. Древняя прародина кельтов вероятнее всего находилась где-то в Центральной Азии. Память о ней постепенно превратилась в смутную идею существования „мистического центра», приобретшего большое значение в сложной кельтской религиозной символике. Можно проследить культурное и языковое родство между кельтами и теми воинственными племенами, которые за тысячу лет до появления кельтов в Европе подчинили себе цивилизации в долине Инда. Речь идет прежде всего о распространении у тех и других ритуалов, связанных с культом животных, о положении женщины, которая была равна в правах с мужчиной-воином, а также о схожести поэтической метрики. Так, в «Ригведе», сборнике преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник древнеиндийской литературы, и в некоторых наиболее ранних ирландских и уэльских стихотворных произведениях можно обнаружить одни и те же метрические формы.
Из Центральной Европы, с территории южной Германии и Богемии кельты стали расселяться дальше на запад и к середине V в. до н. э. достигли Испании. Другая группа кельтских племен примерно в это же время перевалила через Альпы и захватила долину реки По, причем отдельные группы достигли даже Сицилии. В III в. до н. э. кельтские племена прошли через Македонию, Фракию и Фессалию и дошли до Дельф. Около 20 тысяч кельтов достигли Малой Азии и поселились в области, получившей затем название Галатии. Часть кельтов, двигаясь вдоль западного побережья Европы, пришла из Испании в Бретань, а затем перебралась в Шотландию и Ирландию. Юг Британии и часть Ирландии были захвачены белгами, еще одним кельтским племенем, которое прошло через север Европы.
У появившихся в Европе кельтских племен еще не сформировался собственный пантеон богов. В сложном фантастическом мире кельтских сказаний и легенд, которые передавались от поколения к поколению жрецами-поэтами, далекие божества долины Инда и Греции постепенно приобретали черты богов побежденных племен, а над всеми ними стоял образ кельтского воина-победителя. Образ героя имел огромное, выдающееся значение для кельтов. В кельтской религии не было непереходимой грани между образом героя и образом божества; народная фантазия превращала героя в солнечного воина, поражающего врагов своими лучами, а божество снисходило и сражалось бок о бок с простыми смертными на стороне «своего» народа. Причем между богом и народом существовали „родственные» отношения, как, например, у древних ирландцев, считавших себя «туатха-де денан» — детьми богини» (Лукьяненко К. По следам кельтских богов. В книге «Атеистические чтения», Сборник. Москва, Политиздат. 1988, с. 195-196).
Древние кельтские религиозные воззрения, как и у других древних народов, представляли собой обожествление стихийных сил и явлений природы. Они основывались на вере в то, что природа может говорить с человеком. Образ говорящей природы повторяется во многих произведениях, основанных на кельтском фольклоре. Сами же кельты „говорили» с природой языком магии, с помощью целой системы магических действий и обрядов.
В качестве главного божества у кельтов, вероятнее всего, почитался бог Таранис, который был властителем молнии, и поэтому его можно сравнить с римским Юпитером-громовержцем и славянским Перуном. Однако наиболее популярным богом был Бел, или Белин, который считался покровителем знаний. Его священной эмблемой была омела, растущая на дубе. Культ омелы, которая считалась панацеей от всех болезней и бед, видоизменившись, дожил до наших дней: в Англии веточка омелы нередко украшает дом в новогоднюю ночь как символ счастья и благополучия.
В верованиях кельтов важное место занимал культ бога войны Белатукадора. На Британских островах почиталась богиня-воительница Белисама.
Кельты считали воду первоосновой и источником всего живого, воплощением великой матери-земли, владеющей тайной и силой рождения. Большинство крупнейших рек Западной Европы названы кельтами именами богинь, имеющих отношение к плодородию. Так, Марна названа в честь Матрон — триады богинь, символизирующих женское начало; Сена обязана своим названием Секване — богине, которой был посвящен исток этой реки. Раскопки, проведенные в 1964 г., позволили обнаружить почти 200 вырезанных из дерева и принесенных в дар этой богине фигурок, по которым можно судить, что это место почиталось как священное, чудотворное даже в период римского владычества. В Англии река Северн названа в честь богини Сабрины, а река Клайд восходит к имени богини Кпоты и т. д. Таких „священных» мест у кельтов было, по-видимому, очень много, как и у других индоевропейцев, и все они имели своего духа-хранителя, который оберегал его и мог материализоваться в виде кошки, птицы или рыбы, или в любом другом виде.
До наших дней дошло много посвятительных надписей галло-римского периода, адресованных Матронам. Эта триада богинь олицетворяла собой одновременно и доброту и крайнюю жестокость. В ведении триады, согласно кельтским легендам, было рождение человека, его жизнь и смерть. Не случайно поэтому она изображалась в виде девушки, женщины и старухи. В Ирландии их звали Морриган, Маха и Ба. Одним из героев кельтских легенд был Дагда — добрый бог, во многом напоминающий греческого Геракла. Как и его греческий двойник, он не расставался с палицей и изображался с переброшенной через плечо шкурой зверя. Он часто выступает в качестве супруга богини Морриган или богини рек Боан. Это, несомненно, отголоски древних аграрных культов, дошедших в виде ритуального брака между двумя формами божества. В кельтском фольклоре нашло отражение одно из древнейших представлений о том, что основная функция людей — беречь землю, которая принадлежит всему племени, а через него и высшему божеству. Часто среди богов, которым посвящалась, судя по сохранившейся топонимике, земля, был бог Луг. Его имя некоторые исследователи связывают с латинским словом „люкс» (свет). Праздник Луга ирландцы торжественно отмечали 1 августа. В отдельных легендах бог Луг называется Лудом или даже Лиром. В ранних средневековых произведениях Луд носит титул короля Лондона; имя Лира, позднее позаимствованное Шекспиром, мы находим в записях Джеффри (Гальфред) Монмаутского, английского средневекового автора.
Довольно широко среди кельтов было распространено почитание „священных дубрав», что характерно и для семитов, которым были посвящены особые праздники и обряды, проводившиеся жрецами-друидами в лесах или на вершинах холмов. Это было одним из проявлений анимистических верований, в соответствии с которыми и деревья, и огромные каменные монолиты, с одной стороны, являются воплощением природных сил, а с другой — прибежищем душ предков. Слово «друид» происходит от ирландско-галлийского слова «doire», которое означает «дуб» — символ знания и мудрости.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Исследования культуры индоевропейцев» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других