Иберийско-кавказские народы. Языки, народы, миграции, обычаи

Андрей Тихомиров

В книге рассказывается о языках, народах, миграционных движениях иберийско-кавказских народов. О том, как возникает иберо-кавказская общность, о формировании верований, обычаев, обрядов, ритуалов. Привлекаются различные исторические и этнографические источники разных времен. Приведены краткие грамматики некоторых иберийско-кавказских языков.

Оглавление

  • Формирование иберийско-кавказских народов

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иберийско-кавказские народы. Языки, народы, миграции, обычаи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Составитель Андрей Тихомиров

ISBN 978-5-4493-2620-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Формирование иберийско-кавказских народов

К современным иберийско-кавказским народам относятся представители: абхазо-адыгских, картвельских и нахско-дагестанских языков, это, по нынешней классификации, 57 языков.

Греческое «ибер» происходит от «табала» ассирийских источников, библейских «тубалов» и греч. «тибаре» Сасперы — саберы, упоминаемые Геродотом (5 в. до н. э.), полностью соответствуют иберам последующих времён; находились на территории исторической Иберии. Совместно с родственными племенами мегрело-чанов (лазов) и сванов иберы уже задолго до н. э. складываются в древнегрузинскую народность (картвельскую).

Иберийско-кавказские народы начинают формироваться в глубокой древности.

Территория Кавказа освоена человеком с глубокой древности, о чём свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры эпохи палеолита, представленные стоянками ашельского и мустьерского типа (Очамчире, гора Яштух близ Сухуми), а также пещерными стоянками верхнепалеолитического возраста (Девис-Хврели, Сакажиа, Мгвимеви и др.), неолита (Кистрик, Одигии) и энеолита (Бешташени). В Грузии, например, обнаружены древние горнорудные выработки (Геби), остатки рудоплавильных и литейных мастерских (Цагвери, Сухуми, Сванети и т.д.).

Один из древнейших посёлков, раскопанный археологами является поселение Кюль-тепе, IV тысячелетия до н. э. Жители это поселения жили на одном месте, строили глинобитные дома, возделывали землю и пасли скот. Схожие поселения найдены археологами и в других местах на Кавказе.

Мартынов А. И. в книге «Археология СССР» пишет о том, что люди селились в основном там, где природные условия были благоприятны для выращивания злаковых и выпаса скота. В Грузии, например, такие поселки состояли из четырехугольных домов. Стены их представляли собою каркас из прутьев, обмазанный глиной. В некоторых местах, там, где было много строительного камня, дома возводили из камня. Известны также поселения, где жилища устраивали в виде полуземлянок. В результате их раскопок неизменно выяснялась одна характерная черта — основой хозяйства их обитателей было мотыжное земледелие. Неоднократно при раскопках встречались зерна пшеницы и ячменя. Однородна по форме и украшению плоскодонная глиняная посуда из энеолитических поселений Кавказа. Часто встречается черная, тщательно, до блеска залощенная посуда, украшенная рельефным спиральным орнаментом. Несколько позже появляется прорезной геометрический орнамент.

Мировоззрение древних жителей Кавказа было связано с основными видами хозяйственной деятельности, отражало в себе развитие земледелия и скотоводства. Здесь также значительную роль в религиозном культе играло женское божество — связанное с идеей плодородия, поэтому на поселениях встречаются глиняные и каменные женские статуэтки. Однако значительно больше здесь встречаются глиняные фигурки коз, овец и быков. В эти изображения, несомненно, вкладывался определенный магический смысл.

Различные по своему происхождению и культуре племена оставили несколько археологических культур, между которыми имеются общие черты: значительное развитие скотоводства и земледелия, распространение крашеной (расписной) керамики, строительство циклонических (крупных) сооружений из огромных камней. Сложению общих черт культуры способствовали связи населения Кавказа с жителями Передней Азии, что привело к распространению на Кавказе достижений древневосточной техники и оружия: мечей древнеассирийских форм, переднеазиатских топоров, древневосточных секир.

Известная также майкопская культура Северного Кавказа III — начала II тысячелетия. Выдающимся памятником этой культуры является Майкопский курган. Огромная погребальная камера под 10 метровой насыпью кургана была разделена деревянной перегородкой на 3 части. Рядом со скелетом мужчины и на нем лежала масса различных вещей. Голову украшала золотая диадема и множество других дорогих украшений.

В середине II — начале I тысячелетия до н. э. на территории Кавказа существовали 2 крупных племенных объединения хетто-иберского происхождения, из которых позже возникли два грузинских государства — Колхида (на западе Грузии) и Иберия (на востоке и частично на юге Грузии).

На Кавказе также складывается так называемая северокавказская культура. Памятники этого периода открыты в различных частях Северного Кавказа, в речных долинах Терека и Кубани, в степях и высокогорных районах.

Курганные могильники северокавказской культуры содержат скорченные, а более поздние — вытянутые погребения в ямах, выложенных каменными плитами. Для раннего этапа культуры характерны костяные изогнутые булавки, каменные песты, сверленые топоры и топоры из бронзы, глиняные красновато-коричневатые или черные сосуды, покрытые елочным орнаментом. Форма их различна: некоторые из них напоминают банку, другие имеют высокую шейку и шаровидное тулово (кувшины), встречаются массивные и приземистые сосуды.

Известны также такие древние археологические культуры Кавказа, как кобанская культура, свое название культура получила по наименованию могильника, расположенного около села Верхний Кобан; культура Триалети.

Поселения и могильники кобанской культуры известны к западу от Осетии, вдоль всего северного склона Кавказского хребта и на Черноморском побережье Кавказа. Погребения этой культуры богаты инвентарем. Среди вещей выделяются хорошо обожженные сосуды с ручками, украшенные геометрическим орнаментом, бронзовое оружие: красивые боевые топоры с сечкообразным лезвием и длинным изящным обухом, гравированные кинжалы, рукоятки которых часто украшали изображения зверей, наконечники копий и стрел. Обработка бронзы в кобанскую культуру достигла своего совершенства. Кобанская бронза отличается высоким содержанием олова, хорошими техническими качествами. Древние мастера знали различные способы отливки по твердым и восковым моделям, применяли ковку листовой бронзы, гравировку и инкрустирование. Людям кобанской культуры было известно и железо, которое употреблялось как драгоценный металл для изготовления ювелирных изделий.

Во II тысячелетии до н. э. своеобразная культура эпохи бронзы Триалети сложилась в центре Кавказа. Наиболее характерные памятники ее были открыты в долине Триалети в Грузии, она изучена в основном по погребениям двух типов. Большую группу среди них составляют могилы общинников с бедным инвентарем. Другая часть могильников —

обширные погребальные камеры. Дно таких камер устилалось камышевой циновкой, а стенки выкладывались каменными плитами. В камеру вел специальный коридор, по которому ввозились останки покойника и предметы погребального культа. Погребальный обряд был весьма пышным. Останки умерших привозились на колесницах. В одном из курганов были найдены остатки колесницы с четырьмя колесами, сделанными из сплошных деревянных кружков. В камеру вместе с умершими клали убитых животных (быков, свиней), металлические и драгоценные вещи: бронзовое оружие, медные котлы, украшения из серебра и золота. Исключительно интересны фигурные кубки, украшенные драгоценными камнями. Найденные археологами предметы из Триалети глубоко своеобразны и свидетельствуют об их местном изготовлении. Люди той эпохи жили в домах, сложенных из больших каменных плит. Также для обороны поселений использовались стены из камня. Древнее государство Урарту оказало большое влияние на культуру жителей Кавказа. В 7 в. до н. э. железо у жителей Закавказья являлось основным металлом, из которого делали орудия труда и оружие. От урартийцев, скорее всего, перешло и искусство строительства, развитие садоводства и виноградарства, сооружение оросительных каналов.

В 3 в. до н. э. в среднем течении Куры возникает самостоятельное Иберийское государство. Основатель местной династии выстроил на берегу Куры укрепленный город Армазис-Цихе, назвав его в честь божества луны Армаза. Этот город был столицей возникшего на Кавказе Иберийского царства. Развалины его открыты в окрестностях Мцхеты в Восточной Грузии. Город занимал исключительно выгодное географическое положение: он стоял на высоком возвышении при слиянии Арагвы и Куры.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Формирование иберийско-кавказских народов

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иберийско-кавказские народы. Языки, народы, миграции, обычаи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я