Краткая история протестантизма на Руси. Быть ли протестантизму в России?

Андрей Соловьёв

История рассказывает о положении дел в русской церкви на закате средневековья, о том, как церковь отстаивала свои позиции и какими методами боролась с ересью и сектантством. Раскрываются основные причины конфликта православной церкви с протестантами и просматриваются перспективы их разрешения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткая история протестантизма на Руси. Быть ли протестантизму в России? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Основные пункты вероучения Новгородско-московских еретиков

И всё же, главная причина успеха субботников заключалась в том, что все свои идеи они обосновывали текстами Священного Писания. К сожалению, не так много письменных источников, принадлежащих сторонникам этого движения, дошло до наших дней. Узнать о вероучении «жидовствующих» можно из немногочисленных рукописей писателя И. Чёрного и братьев Курицыных — Ивана и Фёдора.

И. Чёрный считался вдохновителем и апологетом «еретиков». Наиболее известны две его рукописи. Это «Сборник Библейских Книг конца XV века» и «Книга Пророчеств Ветхого Завета начала XVI века». На полях рукописей были оставлены пометки, которые и раскрывают нам сущность учения еретиков.

Одна из первых идей — это несостоятельность и даже еретичность монашества. К еретикам он относил тех, кто «отменяет законную женитьбу и пьюща и едяща жулят». Свои убеждения он основывал на тестах из 1Тим. 4:1—3: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести свой, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением».

Используя тексты и образы Ветхого Завета, И. Чёрный сравнивал православные иконы с ветхозаветными кумирами. Кроме того, он выступал против пышной литургии, обращая внимание на простоту «преломления хлеба» в заповеди Христа и жизни апостолов. Критикуя веру в так называемое преосуществление хлеба и вина в подлинное тело и кровь Христа, он ссылался на тексты из Евангелия от Луки, где говорится о вкушении хлеба и вина, как о воспоминании страданий Христа.

Писатель обращал внимание на те места Священного Писания, где говорится о всевозможных суевериях, гадателях, колдунах, вызывателях мертвецов и т. д. Причину распространения подобных явлений в православной среде он считал веру в бессмертие души и «христианизированный» культ мёртвых. Кроме того, И. Чёрный неоднократно подчёркивал необходимость соблюдения десятисловного закона, в том числе и 4-й заповеди — субботы3.

Интересные теологические исследования проводил и Ф. Курицын. В своей рукописи «Написание о грамоте» он затрагивает главную тему всей христианской теологии — значение искупительной жертвы И. Христа. Курицын критиковал распространённую в русской православной церкви (РПЦ) теорию, согласно которой Бог как бы «перехитрил» Дьявола4. Ф. Курицын писал, что такая теория унижает Бога, вменят ему тот же способ действия, каким пользовался Сатана. Хотя сам автор конкретно не пояснял, в чём же значение смерти Христа, тем не менее, он придавал большое значение тому, что даёт человеку знание о таком Боге, который сошёл на землю и умер за людей. Ф. Курицын подчёркивал необходимость непосредственных отношений между Богом и человеком, когда человек в молитве общается с Царём Веленной, как делали это пророки древности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткая история протестантизма на Руси. Быть ли протестантизму в России? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

В отличие от Православных богословов, «жидовствующие» рассматривали Ветхий Завет наравне с Новым, большое значение придавали пророческим книгам Библии. Отсюда и неудивительна вера еретиков в необходимость соблюдения субботы, а не воскресенья, а также в единство тела и души «Якоже бо душа неведома без тела, сице и тело нечувственно без души», — писал Ф. Курицын.

4

На Руси долгое время считали, что как Сатана вначале перехитрил Бога тем, что соблазнил людей, так и Бог перехитрил Дьявола, обманув его человеческим естеством, побудив распять Его, словно Он — простой человек.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я