1. книги
  2. Историческая литература
  3. Андрей Савин

Малинур. Часть 2

Андрей Савин (2024)
Обложка книги

Продолжение истории духовного подвига хранителей священных знаний человечества — сакральной Авесты. Начавшись в империи Александра Македонского в IV веке до Р.Х., она нашла продолжение через две тысячи лет, когда на тех же территориях свои геополитические задачи уже решали империи века XX-го. Круговорот невероятных событий и хитросплетения человеческих судеб ведёт главных героев по пути нелёгкого выбора. С кем ты и на чьей стороне? Каково твоё предназначенье? Зачем мне свободная воля? Или судьба предрешена? Если нет, то где между ними граница? Кто её устанавливает? — Аиша, почему всё так сложно? — он обессиленно поник головой. — Всё просто Сергей. Бог у тебя на кончиках пальцев, на ресницах, в тебе. Ты и есть Бог. Дэвы. Они непрестанно, как эти мотыльки шелкопряда, бьются в твой дом. Даже не открывая форточки, ты отвлекаешься на их шум. А если откроешь её? Люди просто не утруждаются закрыть форточку…

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Малинур. Часть 2» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5

329 год до Рождества Христова.

Уже совсем стемнело. Редкие звёзды тусклыми искрами пробивались сквозь облака, что спустились со склонов Па-и-мирха. Птолемей лёжа смотрел, как пламя костра отбрасывает рыжие блики на крест и фигуры двух человек, одетых в белые рубахи и сидящих с ним рядом. На протянутых к огню ладонях оба держали какие-то верёвки — наверное, те самые пояса кусти. За ними виднелись трое солдат, явно утомлённые нудным созерцанием бормочущих персов.

С востока повеяло прохладой, и почти сразу подул слабый ветер, а спустя несколько минут резкий порыв совпал с раскатом грома, и тут же костёр затух — начался ливень. До самой поздней ночи лагерь не спал. Укрыться на равнине было негде; палаток с собой не брали, а плащи и другая верхняя одежда преимущественно сгорели в ходе представления, устроенного ранее для Спитамена. Лишь ближе к утру дождь притих, позволив людям забыться в тревожном сне.

Птолемей проснулся от громких возгласов и причитаний какого-то солдата. Откинул с лица платок — яркое солнце тут же резануло по глазам. Небо безоблачно синие. Одежда успела уже просохнуть, и лишь влажное парение от земли напоминало о ночном ливне.

— О боги, я уже не могу! — опять послышался чей-то выкрик.

Стратег поднялся и обомлел: вся равнина перед ним пылала ярко-красным ковром. Он поднялся на ноги, тут же почувствовал головокружение и лёгкую дурноту. Обернулся: почти всё вокруг рделось от красных маков, впервые зацветших в этом году. Солдаты, никогда не видевшие подобного буйства цвета, как дурные бродили вокруг, удерживая за узды своих лошадей.

Подошёл Воруш:

— Птолемей, надо уходить отсюда. Персы говорят, что аромат этих цветов столь силён, что через пару часов, когда они полностью раскроются, мы можем лишиться рассудка. Кони уже нервничают. А Собака Элия вообще не в себе, с его обонянием бедняге совсем плохо.

Стратег, ослеплённый ярким красно-синим зрелищем, прищурившись, смотрел на крест:

— Где Бесс?

— Вон он сидит связанный, — помощник кивнул в ту же сторону. — Давать команду на сбор?

Птолемей направился к кресту, отвечая на ходу:

— Да. Пошли Элию, пусть найдёт поблизости, где ему будет лучше и где нет этого кровавого моря. Прикажи солдатам держать коней — боюсь, что пастись здесь опасно.

Бывший сатрап Дария сидел, привязанный к опоре. Караульные с красными от недосыпа или окружающих маков глазами подняли его на ноги. Стратег приказал выкопать деревянное сооружение и приготовиться к маршу, после чего подошёл к пленнику. Невдалеке, опираясь на посох, с земли поднялся дастур. В светлой тунике на красном фоне, с чёрными волосами и такой же бородой на фоне голубого неба мужчина выглядел словно Зевс.

— Стой, где стоишь, и не приближайся! — окрикнул его караульный.

— Пусть подойдёт, — разрешил стратег.

Вчера в сумерках Птолемей не смог разглядеть бехдина, отметив лишь его атлетическое телосложение и относительную молодость — лет сорок, не больше. Мельхиор остановился на расстоянии вытянутой руки, желая сам рассмотреть царского сановника. Спокойный взгляд. Ни тени страха или подобострастия. Глаза… Птолемея поразили его глаза: зелёные, но не такого оттенка, как у многих персов, а цвета смарагда. Солнце светило ему в лицо, и они будто пылали этим изумрудным огнём.

«Зачем тебе Авеста, Птолемей?» — произнёс дастур, и стратег от удивления приоткрыл рот: он мог поклясться, что мужчина вымолвил фразу, не шевеля губами.

А через мгновение, когда заговорил Бесс:

— Видишь, пустыня в крови. Значит, Ормузд не покинул меня, — вовсе понял, что бехдин молчал и просто смотрел ему в глаза.

Мельхиор наклонился ещё ближе и, уже внятно артикулируя, вымолвил:

— Каждый год мак расцветает сразу после первого летнего дождя, и вряд ли на естественный ход вещей повлияла молитва. Всем лучше удалиться за пределы поля: цветок выделяет сильные эфиры, они способны вызвать галлюцинации… Судя по твоему виду, ты уже начал слышать чьи-то голоса.

Птолемей зачарованно смотрел на бехдина, не понимая, как ему отреагировать на колкость.

«Ты хочешь принять благую веру?» — опять услышал Птолемей и впервые в своей жизни ощутил панический испуг.

— Да… — ответил он, и звук собственного голоса провёл отчётливую границу между вербально сказанным и звучащим в его голове.

— Тогда давай поспешим, — улыбнулся дастур. — Жара набирает силы, и скоро мы начнём видеть несуществующих духов и сияющих дэвов.

Стратег мотнул головой, словно пытаясь сбросить с себя наваждение. Повернулся к караульным:

— Уходим. Снимите только с него белую седре, — он указал подбородком на Бесса, — время для молитвы истекло.

Буквально в десяти стадиях поле дикого мака закончилось. Разбили новый лагерь. Вкопали крест. Выслали на юг разъезды, чтобы загодя встретить авангард македонской армии.

Закончив с насущными делами, Птолемей вернулся к пленнику:

— Вопреки мнению Мельхиора, думаю, твоя молитва возымела действие и Ормазд явил себя, окрасив пустыню кровавым цветом. — Он присел на корточки и заглянул в его чёрные глаза. — Сейчас придёт дастур. Я выбираю Ахура-Мазду единственным своим богом, отрекусь от всех остальных, и если в тебе осталось хоть немного чести, ты скажешь, где хранится Авеста.

Мельхиор пришёл в сопровождении Воруша. Тот отправил караульных в лагерь и, отведя стратега в сторону, сообщил об исчезновении одного из вельмож Спитамена. Вероятно, тот уехал ночью, так как пропала и одна их лошадь. Сами персы ничего не знают; по крайней мере, так говорят. Единственное, удалось выяснить, что во время дождя к нему приходил Мельхиор, после чего дастур вернулся к пленнику, а вельможи больше никто не видел. Обсудив версии, решили отправить на север конный разъезд, дабы в случае чего загодя обнаружить движение возможной подмоги: мало ли, может, гонец ускакал, чтобы сообщить местонахождение Бесса и отбить его?

— Куда ночью уехал один сановник? — Птолемей строго взглянул на бехдина.

— Можешь не волноваться, Птолемей, — спокойно ответил Мельхиор, — вам ничего не угрожает. Тем более мы все у тебя в заложниках и вот-вот придёт армия Александра. Он мобед, мой помощник; решил вернуться из-за личных дел в родное селение Газа. А отбивать Бесса, как ты подумал, никто не собирается — его давно уже не считают шахиншахом.

Стратег недоумённо замер, удивляясь, как просто собеседник угадал возникшие подозрения.

— Ты прям прорицатель, — усмехнулся он через мгновение. — Такое ощущение, что читаешь мысли.

— Нет, никто, кроме Бога, делать этого не может, — ответил бехдин. — Мысль — это содержание, а слово — его форма. Поэтому злой Ариман слышит все наши слова, а мудрый Ормазд — мысли. Всегда будь осторожен в речах: Ариман злые слова исполняет буквально, а добрые, если они пусты, — наоборот. Но ещё внимательней обходись со своими мыслями: Ормазд любую из них может обречь в материальную форму или действие. Благая мысль — благое воплощение, плохая мысль — дурное воплощение. Если решил принять благую веру, то это первый урок, который ты должен твёрдо усвоить. Второй: никогда не лги, особенно в мыслях, ведь их слышит Бог. Ложь равна пустоте, за ней нет ничего, поэтому держи контроль за своим умом: он порождает бесконечность мыслей, в которой лживы большинство. И третий: своим умом ты можешь двигать горы, но к Богу он тебя навряд ли приведёт. Он может не мешать или помочь где-то на этом пути, но сам по себе ум дан человеку Богом для его жизни в мире форм. Как дом построить, как вылечить болезнь — здесь он помощник незаменимый. В общении со Всевышним он скорей преграда. Бог слышит результат его работы — мысли. Но отвечает Бог совсем иначе, и научиться слышать Его беззвучные ответы, отличать Его голос от игры собственного разума, от слов лжепророков и псевдобожественных знаков — вот в этом самая большая трудность, она же главный дар. А что касается твоих мыслей, то понимать их не великая наука: все отражаются на лице.

Птолемей задумчиво покачал головой.

— Я уже слышал что-то подобное от другого дастура, Валтасара, ты должен его знать. Он говорил мне о тебе. Ты владеешь древнеавестийским языком и можешь прочесть Авесту; это правда?

Собеседник тяжело вздохнул:

— Да, это правда. Мудрый Валтасар тоже им владеет. — И, опустив взор, продолжил: — И я знал Патрона, чей кинжал висит у тебя на поясе. Как попал он к тебе?

Стратег в который раз удивился способностям перса, на этот раз его наблюдательности. Он сообщил, как нашёл умирающего грека, и про его рассказ об убийстве Дария.

Мельхиор слушал повествование и, несмотря на трагичность судьбы своего ученика, в конце истории почему-то улыбнулся. Птолемею это показалось странным:

— Тебе его не жалко?

— Скорблю о том, что путь земной у верного бехдина оказался краток, но жизнь его — ещё одно доказательство великого Божественного промысла. Мой акинак, подаренный ему в день посвящения, пришёл к тебе, а ты сейчас стоишь предо мной, желая тоже стать бехдином. — Он поднял голову и, приблизившись, словно выстрелил взглядом в упор. — Скажи мне, Птолемей, зачем Александр сжёг Авесту? При этом ты намерен принять веру нашего пророка Заратустры; зачем она тебе?

Стратег снял кожаный панцирь, и на его груди засиял символ фаравахара:

— Это подарок моей жены, она бехдин. Ей пояс кусти повязал сам Валтасар. Здесь, — он взялся рукой за ворот, — вышита главная молитва. Уже год как я выучил её, но ещё ни разу в жизни не произносил вслух осознанно. Она просится излиться из меня каждый день, но что-то сжимает мне горло. Я не могу её произнести… Царь не желал сгубить Авесту. В тот вечер его волю подменили; впрочем, не только его — многие гости обезумели и начали распространять огонь по залам. Они не ведали, что творят, какая-то дурная сила ими управляла.

Мельхиор продолжал изучающе смотреть на лицо грека, будто действительно видел на нём какие-то тексты. Его широко открытые глаза светились изумрудным огнём, а губы еле-еле шевелились, подбирая слоги, слова, фразы. Иногда глаза вспыхивали ярче, словно в эти моменты Мельхиор понимал смысл прочитанного. При этом сам Птолемей впал в абсолютно чуждое ему, но где-то в глубине очень знакомое состояние ментального безмолвия. Сначала ему казалось, что он распался на несколько частей и каждая с удивлением увидела другую. Но почти сразу ощущение сменилось иным: он не распался, это от него отпали какие-то элементы, которые все вместе до сего момента он считал собой. Особенно ярко он ощутил пустоту ума и материальность тела. Они, несомненно, были здесь же, но уже не его. Как снятую верхнюю одежду, он внутренним зрением разглядывал застывшие части и с удивлением замечал, что на нём ещё полно вещей, и понимал, что если он продолжит просто наблюдать, то все они спадут; и лишь тогда, обнажившись, он увидит Себя… не Птолемея Лага, не сводного брата и соматофилака Александра Великого, не его стратега, не бесстрашного воина или любящего мужа — вся эта одежда будет валяться рядом.

Как наилучший владыка, так и судья, избираемый в согласии с истиной, — сами собой зашептали его губы, — утверждай силу действий, происходящих от жизни, проводимой с благим помыслом… — В этот момент удивительное ощущение стало пропадать, а внутреннее зрение — притупляться. Тут же возник страх. Он замолчал.

–… ради Мудрого пастыря бедных, — закончил за него Мельхиор.

–… ради Мудрого пастыря бедных, — повторил стратег последние слова молитвы.

Дастур сделал шаг назад, но, продолжая смотреть столь же пристально, спросил:

— Готов ли ты пожертвовать всем, кроме души, принять благую веру во всей её полноте и до конца своих земных дней блюсти преданность единственному Господину Мудрости; отречься ото лжи в любых её проявлениях, в том числе от придуманных богов, самозванных мессий и пророков? Если готов — не спеши. Освободи свою волю, после подумай про жертву. Если ум согласиться её принести — ответь сердцем, громко и внятно, в присутствии двух бехдинов: меня и его, — Мельхиор жестом показал на сидящего у креста Бесса.

Птолемей медленно перевёл взгляд на пленника.

— Мой ум спрашивает, какова будет жертва. Не оставлю ли я его?

— Если ты про свой ум, то ты волен с ним обращаться как пожелаешь. Ахура-Мазда дал тебе его в услуженье, а не для господства. Нет ничего хорошего, когда раб становится господином, — всё уже сделанное быстро придёт в упадок. А Бог очень много потрудился, прежде чем родился ты, и, соответственно, ничего нового построено уже не будет. Ведь господин знает, а раб умеет. Поменяй их местами: что наруководит незнающий раб и что построит неумеющий господин? Ну а если ты про Бесса, то он уже знает свою участь. Он давно нарушил клятву бехдина, и пришло время принесения жертвы. Не спеши. — Мельхиор замолчал и, выдержав короткую паузу, продолжил: — Я вижу в тебе истинную жажду прийти к Богу, но ты имеешь изощрённый ум. Его власть огромна, а насколько твоя воля свободна, мне неведомо. Сейчас ты жаждешь Его общения, а завтра ум легко затмит всё, и, нарушив клятву, душа замрёт. Верни мне акинак и можешь дальше жить как жил. Когда в своём намерении прийти к Ахура-Мазде ты окрепнешь, поймёшь, что ты действительно готов, — найди любого мобеда и прими веру. Кинжал пришёл к тебе не зря… — Дастур прервался; его взгляд устремился на юг, где на горизонте показались клубы пыли.

Стратег изъял из ножен акинак и также напряжённо посмотрел вдаль.

— Продолжай. Возвращается конный разъезд, и времени у нас мало. Царь Александр, вероятно, будет уже к вечеру, и тебе оставаться здесь станет небезопасно. Валтасара он велел арестовать; возможно, сей участи не избежать и другим высшим жрецам благой веры. Чем этот акинак тебе так дорог?

Тень испуга пробежала по лицу дастура, но, быстро совладав с ним, он пояснил:

— Я в молодости был знатным кузнецом, ковал железо, купрум, сплавы. Общаясь с огнём, настолько с ним сроднился, что сутками мог не покидать кузнечной, перемежая жаркую работу истовой молитвой. Размеренно орудуя молотом, погружался в молитвенное общенье со Всевышним, как будто именно оно являлось смыслом всех этих трудов у наковальни. В один из дней я усомнился: а слышу ли я Бога верно? Или, быть может, звуками ударов молота со мной общается злой Ариман? В тот день я приготовил тайный сплав из истинной и ложной меди2, добавив в него золото. Не отходя от тигля ни на миг, непрестанно читал особую молитву, чтобы в результат трудов моих вселился благой дух. Затем за тринадцать дней выковывал кинжал, всем сердцем его заклиная на защиту истинной веры. Ещё семь дней точил клинок, произнося с каждым движеньем камня: «Оберегай в веках святые знания Авесты от забвения». Последнюю седмицу месяца амеша спента я правил лезвие, шепча ему, как наставление ребёнку: «Будь послушным воле Господина Мудрости и неподвластным воле злого Аримана». В ночь пред весенним равноденствием из кости тигра вырезал накладки рукояти; им повелел искать хозяина из тех, чья рука сможет в мире форм исполнить волю Бога. А на рассвете дня весеннего равноденствия чеканом выбил на клинке фаравахар, наполнил золотом клеймо и произнёс: «Пусть каждый, кто возьмёт кинжал, по форме станет его хозяином, а по содержанию — его рабом, и тогда пусть Господь направляет сию руку. А если хозяин решит уклониться ко злу или глух будет к Божьему гласу, то пусть в день ближайшего праздника Седе предстанет с ответом на Высшем суде и бессмертные силы Амеша Спента его там защищают». После чего сжал рукоять кинжала, отмерив так себе полгода на то, чтобы понять: слышу ли я Бога и тогда останусь жив или лукавый Ариман — мой хозяин, и тогда я должен умереть… А для того чтобы ежеминутно помнить о своём заклятии, нанёс эту рану, — он показал ладонь со шрамом. — Одновременно помолился, чтобы Ормазд не позволял ей затянуться, пока все мои мысли, слова и дела не станут всецело ему угодны. Через шесть дней, когда бехдины празднуют рожденье Заратустры, община выбрала меня мобедом, а спустя полгода, в день осеннего равноденствия и праздника Седе, я был избран дастуром. К тому моменту моя рана полностью зажила. Но через несколько лет мне выпала честь предстать перед шахиншахом Дарием Третьим. После аудиенции ко мне обратился один из командиров личной гвардии царя, это был тот самый Патрон. Грек хотел принять благую веру. Я отказал, предложив ему сначала изучить наши традиции и ритуалы. И в тот же вечер рана вновь начала кровоточить… Уже на восходе солнца Патрон читал со мной молитву Ахуна Ваирья. Он искренне плакал от счастья, а я смотрел на чудесно зарубцевавшийся шрам, ещё раз убедившись, что создал материальное орудие Господа и проводника Его воли. Когда пришло время уезжать, порез вновь начал болеть; но я уже знал, что акинак от меня ждёт: после рассказа Патрону истории о рождении кинжала воин по своей воле и с моего дозволения взял его в руку. Так грек стал вторым хозяином клинка. Он тоже чувствовал, чего акинак ждёт от него, но, судя по всему, не справился… Теперь кинжал выбрал тебя. И я предлагаю вернуть орудие создателю, тем самым устранить предопределённость твоего жизненного пути и отказаться по доброй воле от принятия благой веры. Потому что в противном случае тебе останется три месяца, чтобы услышать волю Господа и деятельно начать её исполнять; если хозяин не справится, то в день осеннего равноденствия, когда бехдины отмечают праздник Седе и приходит срок отвечать за прожитый год, он умрёт. — Мельхиор взглянул на Птолемея и протянул открытую ладонь.

— Если я верну его, ты не вручишь мне пояс кусти?

Стратега била мелкая дрожь. Ему казалось, что рукоять акинака вибрирует от нетерпения и стоит разжать пальцы — кинжал сам выскочит и бросится в объятия своего создателя.

— Нет, ты не готов. Принятие веры для тебя сейчас формальный ритуал. Душа желает прильнуть к Богу, но холодный разум не позволит. Не столько желание души тебя толкает стать бехдином, сколько намерение ума, имеющего умысел, противный Господину Мудрости.

Птолемей сделал шаг назад, словно пытаясь разорвать неведомую связь дастура со своим металлическим дитём, а также самому спастись из-под его влияния. Он посмотрел на серебристый клинок, затем на юг. На фоне поднятой пыли уже виднелись вдалеке три точки приближающихся всадников.

— Я готов принять благую веру и оставить кинжал у себя до самого дня осеннего равноденствия. А после, если останусь жив, я верну его тебе, — вымолвил стратег и решительно вложил кинжал в ножны. — Пусть всё останется предопределённым.

Дастур глубоко вздохнул и впервые чуть улыбнулся:

— Ну что ж, быть может, на то воля Ормазда, ведь акинак не выбирает себе раба просто так. Главное, пойми, что ритуал введёт тебя в религию, и тогда по форме ты станешь бехдином, а станешь ли ты им по содержанию… зависит только от твоей свободной воли. Ищи её там, где-то на границе души и ума; она проявляется, когда оба начинают жить в согласии друг с другом.

Пока Мельхиор готовился к ритуалу, разведчики доложили, что армия всего в пятидесяти стадиях и прибудет через несколько часов; Александр движется в авангарде.

Птолемей полностью разделся, оставшись в одной белой тунике, подаренной Таис. Омыл руки, ноги и лицо остатками воды, что ему полагались на день. Мельхиор остриг ему ногти и волосы. Оба встали на колени по разные стороны небольшого костра. Бесса отвязали от опоры, и он сел по левую руку от Птолемея и по правую от Мельхиора.

— Повторяй за мной слова, которые я буду сейчас произносить. — Дастур положил руки на колени, держа в повёрнутых к небу ладонях пояс кусти. — Эта молитва очень сильная; если ты потом научишься читать её душой, она поможет найти общий язык с умом, и сразу же ей улыбнётся Ахура-Мазда. Ты сам всё почувствуешь. Ты готов?

— Да.

— Свободен ли твой выбор, Птолемей, и не является ли он намерением ума, чувственной прелестью, сиюминутной потребностью тела или иным порождением Аримана? Отвечай душой.

— Да, свободен, — сдавленно прохрипел Птолемей.

— Тогда смотри на огонь и повторяй за мной. — Мельхиор глубоко вздохнул и каким-то не своим голосом начал читать: — Признаю себя поклонником Ахура-Мазды, последователем Зороастра. Отрекаюсь от дэвов и принимаю веру Господа. Поклоняюсь и молюсь бессмертным силам Амеша Спента. Господину Мудрости, доброму, всеблагому, принадлежит всё благое. Святое благочестие выбираю я себе, пусть оно будет моим. Я отвергаю грабёж и угон скота, ущерб и разрушение домов. Я отвергаю дэвов и поклонников дэвов; демонов и поклоняющихся демонам; тех, кто вредит кому-либо мыслями, словами, делами… Истинно я отвергаю всё, принадлежащее лжи, противящееся добру. Как Зороастр отверг дэвов во время всех встреч, когда Мудрый и Зороастр говорили друг с другом, так и я отвергаю дэвов, как поклоняющийся Мудрому зороастриец… Таков был выбор вод, таков был выбор растений, таков был выбор благодатной коровы; выбор Господа Мудрого, который создал корову и праведного человека; таков был выбор Зороастра, выбор Кави Виштаспы, выбор Фрашаостры и Джамаспы; по этому выбору и по этой вере я являюсь поклонником Мудрого… Я предаю себя благой мысли, я предаю себя благому слову, я предаю себя благому делу, я предаю себя вере поклонения Мудрому, которая… истинная, величайшая и лучшая из всех, которые есть и будут, прекраснейшая, Божья, зороастрийская.

Птолемей сначала заворожённо смотрел в огонь, но когда повторял последнюю фразу, он поднял взгляд и не узнал дастура. Его лицо стало мертвецки бледным, и если бы не сидячее положение, то Птолемей вовсе бы решил, что Мельхиор умер. И опять: произносил ли он молитву вслух или стратегу всё послышалось? Из оцепенения его вывели движение головы дастура и открывшиеся глаза. Бехдин приподнялся на коленях и медленно протянул руки с поясом прямо над пламенем костра. Птолемей, сам не понимая почему, сделал то же самое. Жар был нестерпимым, но удивительно безболезненным.

Мельхиор переложил пояс кусти на предплечья неофиту. После подошёл к стратегу и, повязывая символ принятой веры, дал наставление:

— Бехдин Птолемей, если цели твои и мысли будут благородны, слова — искренни, а действия и устремления — последовательны и тверды, то всякое дело твоё непременно станет благим. Не позволяй никому брать кинжал за лезвие: он сам выбирает хозяина, позволяя ему сжать в ладони свою рукоять. В лезвии сосредоточена разрушительная энергия, и любой, кто к нему прикоснётся пальцами, сам того не ведая, разделит обязательства, предназначенные хозяину. Но только хозяин имеет потенциал их исполнить, а случайный человек вряд ли даже узнает о них, ну а спрос с обоих будет одинаков. Помни: ты лишь внешне хозяин акинака, на самом деле ты его раб. Господь ждёт от тебя каких-то конкретных действий для защиты веры и священной Авесты. Не совершив их — через три месяца ты умрёшь. Это твой свободный выбор…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Малинур. Часть 2» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Медная руда схожа по цвету с никелевой, однако из первой выплавляется красная медь, а из второй в древности ничего получить не могли. Но, вероятно, смешав такую «пустую» руду с медной, как-то получали «медь белого цвета», или сплав мельхиор. Поэтому никелевую руду иногда называли ложной медью. Как получали мельхиор в древности, доподлинно неизвестно, хотя некоторые найденные изделия из него датируются II и III тыс. до н.э.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я