Садовое Кольцо: 12 коротких маршрутов

Андрей Монамс, 2021

Садовое кольцо – это сердце Москвы, это самое важное кольцо на срезе временного дерева столицы. Книга «Садовое кольцо: 12 коротких маршрутов» предлагает читателю познакомиться с интересными местами, расположенными вблизи Садового кольца Москвы. Начало каждого из маршрутов привязано к кольцевой станции московского метрополитена, поэтому пройти по ним смогут даже люди, не знающие города. Книга затрагивает много интересных тем, связанных с историей города и страны, особенностями различных исторических эпох и архитектурных стилей. С первых страниц она погружает читателя в особую атмосферу, помогает включить воображение и стать настоящим свидетелем тех времен и событий, которые в ней описаны. Каждую главу можно читать отдельно, выбрав наиболее интересный для себя сегмент Садового кольца. Прогулки по описанным в книге маршрутам сформируют у читателя целостный образ Москвы – её истории, устройства и архитектурного облика.

Оглавление

Из серии: Литературное приложение к женским журналам

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Садовое Кольцо: 12 коротких маршрутов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Монамс А. С., 2021

© ООО «ИМ МЕДИА», 2021

* * *

Эта книга посвящается моим внучкам Полине и Аглае. Надеюсь, что они будут хорошо знать и любить город, в котором родились.

Вступление

Что делать, если вы давно живёте в Городе, но чувствуете, что недостаточно понимаете его устройство и характер? Как создать в своём сознании связанную картину Москвы из тех «лоскутов», которые отпечатались в памяти за многие годы жизни в мегаполисе?

Предлагаю обойти Москву пешком! Да-да — это возможно, если речь идёт о Москве последнего десятилетия 19-го века. Тогда Город, практически весь, умещался внутри Садового кольца. А за пределами СК (будем так называть Садовое кольцо) начиналась промзона. «Приличные» люди за пределами СК не жили.

Было, правда, несколько исключений.

Так, в районе улиц Новой и Старой Басманных и улицы Казакова ещё с 18-го века располагалась Капитанская слобода. Это было направление на Немецкую слободу и Лефортово. Там образовался особый кластер образованных и богатых людей.

Ещё один «выброс» за пределы СК можно было наблюдать в сторону современного проспекта Мира. Это было направление на Сергиев Посад — центр Русской Православной Церкви. Вдоль дороги, по которой ездили цари на моления, не могли не селиться те, кто уже был достаточно богат, но хотел стать ещё богаче.

Таким образом, Москва, если смотреть на неё с высоты навигационного «спутника», в конце 19-го века представляла собой «кляксу» с двумя жирными хвостиками.

А как же направление на Санкт-Петербург? Разве не была Тверская главной улицей Москвы сразу после создания новой столицы? Нет. По Тверской цари начали ездить только с 18-го века, и то изредка. Не чаще, чем два раза в год. И даже «Эх, вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской…» — не аргумент. Тверская не была главной улицей Москвы. Она стала главной в 50-е годы 20-го века и утратила свой статус в начале 2000-х.

Мясницкая улица

А вот улица Мясницкая, ведущая в Немецкую слободу и Лефортово, была главной улицей Москвы, начиная со времени правления Петра Первого и до начала Великой Отечественной войны.

Длина СК — около 16 километров. Это немало. Но если идти пешком со скоростью 4 км/ч, то это расстояние можно пройти за… да, всего за 4 часа! Таким образом, мы можем обойти историческую часть Москвы всего за один день! Обойти, делая привалы и «перекусы»! Ну что, вас «зацепила» эта возможность? Думаю, что да. Тогда вперёд!

Только перед стартом прочтём эту книгу. Ведь нас ожидает погружение в историю, а не спортивное состязание.

Итак, в путь!

Колец в Москве много. Не одно и не два. Есть Бульварное кольцо, которое проходит там, где в Средние века проходила крепостная стена Белого города. Есть Третье транспортное кольцо, которое почти совпадает с Камер-Коллежским валом 18-го века. Есть, наконец, МКАД, который ещё в начале 21-го века был пусть не юридической, но фактической границей Города. Но Садовое кольцо — это, возможно, самое главное из всех «колец Москвы» для тех, кто жил в 20-м веке и живёт в первой половине 21-го века. Оно попало в большое количество литературных произведений. Снято множество фильмов, действие которых происходит в окрестностях Садового кольца Москвы.

Количество песен, в которых упоминается это кольцо, пересчитать сложно. Самыми популярными песнями, где упоминается Садовое кольцо, являются песни из фильмов «Я шагаю по Москве» и «Москва слезам не верит».

Садовое кольцо

Садовое кольцо является спасательным кругом для водителей, начинающих изучать хитросплетение московских улиц в центре столицы. Как бы плохо водитель ни ориентировался в центре города, он всегда найдет верный курс, выехав на Садовое кольцо.

Итак, берёмся за исследование Садового кольца — этого самого важного кольца на срезе временного дерева города Москвы.

Появилось Садовое кольцо на месте оборонительного Земляного вала. Этот вал был построен в конце 16-го века во время правления Бориса Годунова. Не исключено, что строительство гигантского для 16-го века оборонительного сооружения было пиар-акцией царя, собиравшегося основать новую династию. Благодаря Земляному валу наконец и Замоскворечье попало под защиту серьёзного фортификационного сооружения. До этого на протяжении сотен лет оно оставалось легко доступным врагам.

Вокруг вала по внешней стороне был ров. На гребне вала построили деревянные стены и башни. Деревянные стены и башни-остроги москвичи тут же прозвали Скородомом.

Только не надо думать, что московиты конца 16-го века были сродни герою из сказки «Три поросёнка». Всё делалось с умом и учётом реалий того времени. Артиллерия в 17-м веке уже была настолько мощной, что реальной преградой для ядер противника стала бы именно земляная насыпь. Деревянные стены защищали от пехоты. Не надо забывать, что на пути врага к Кремлю его ждала стена Белого города, которую во время правления Бориса Годунова перестроили из деревянной в каменную.

В период Смутного времени и польской интервенции деревянные сооружения Земляного вала сгорели. Восстанавливать деревянную стену не стали. Построили частокол. И правильно сделали. Недолго пришлось стоять Скородому. Пожар 1812 года уничтожил укрепления Земляного вала ещё раз. После чего Земляной вал решили «раскатать» и на его месте построить… кольцевую дорогу. Так появился первый московский МКАД, и первые московские «замкадыши». Раскатывали Земляной вал не просто долго, а очень долго. Тем, кто селился вдоль бывшего Земляного вала, предписывалось создавать на приусадебных участках сады. Отсюда и появилось название Садовое кольцо.

Ну вот, скажет какой-нибудь недоверчивый читатель, а с чего вдруг Садовое кольцо объявлено самым важным? И читатель будет прав. Любое утверждение требует обоснования. Отвечаю. Вплоть до начала 20-го века та Москва, в которой бурлила культурная жизнь, умещалась внутри Садового кольца. На Садовом кольце стояли особняки, в которых жили Савва Мамонтов, Константин Станиславский, Алексей Бахрушин, Сергей фон Дервиз. Снимали квартиры на Садовом кольце Антон Павлович Чехов и Пётр Ильич Чайковский… За Садовым кольцом располагались фабрики и жилые районы фабричных рабочих. Были, конечно, и исключения из правил. Например, улица Мещанская (современный проспект Мира) и направление на Лефортово (улицы Старая Басманная, Новая Басманная и Казакова). Но исключения лишь подтверждают правило.

Московский велосипедный фестиваль на Садовом кольце

Описывать Садовое кольцо непросто. Поэтому и пришла в голову мысль описать 12 коротких маршрутов в районе Садового кольца и привязать начала маршрутов к кольцевым станциям московского метрополитена.

Ещё один способ — изучать Садовое кольцо с помощью автобуса с литерой «Б». Этот маршрут был создан ещё в 30-е годы 20-го века. Автобусы «Б» следуют строго по Садовому кольцу. Одни автобусы едут по внутренней части СК, а другие — по внешней. Едут они в противоположных направлениях. Это очень удобно для тех, кто хочет ближе познакомиться с Москвой.

Может возникнуть вопрос — а почему маршрут называется «Б»? Ответ — потому что до революции Бульварное кольцо называли кольцом «А», а Садовое кольцо — кольцом «Б». По Бульварному кольцу ходил трамвай с литерой «А». Его называли «Аннушка». Именно этот трамвай попал в знаменитое произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Когда был основан маршрут городского транспорта под литерой «Б», похоже, достоверно не определено. Скорее всего, такой даты просто не существует. Садовое кольцо в транспортном отношении осваивалось постепенно. Доподлинно известно только то, что в 1912 году конку на маршруте «Б» заменил трамвай. С 1936 года до 2016 года по маршруту «Б» ходили троллейбусы. А с 2016 года троллейбусы заменили автобусы. За годы существования маршрут «Б» стал в буквальном смысле культовым. Москвичи стали любовно называть его «Букашкой». Маршрут упоминается во многих песнях и литературных произведениях, посвящённых Москве. Время от времени автобусы маршрута «Б» становятся местом проведения культурных мероприятий. В любой момент вы можете сесть в автобус этого маршрута и увидеть всё Садовое кольцо. Время в пути — не многим более 60 минут. Если, конечно, не будет пробок…

Итак, выбираем станцию метро, читаем главу книги и отправляемся в городское путешествие! Маршруты будут короткими. Каждый маршрут вы пройдёте приблизительно в течение часа. А вот фотографии, сделанные по пути, придётся разбирать гораздо дольше. А ещё много времени займут ваши рассказы, когда вы будете делиться увиденным со своими друзьями и близкими.

Оглавление

Из серии: Литературное приложение к женским журналам

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Садовое Кольцо: 12 коротких маршрутов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я