Чем определяются жизненные результаты любого человека? Его поступками. От чего зависят поступки? От мозговых состояний или установок. Возможно ли сознательно и направленно изменить эти установки? Возможно. С одной стороны, прямыми воздействиями на мозг представлением необходимых ощущений и образов, с другой стороны, навязыванием себе соответствующей манеры поведения, новых действий и поступков. О конкретных приемах и мероприятиях для изменения себя и своей жизни, о том как их связать в единой программе, ведется речь в этой книге.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изменить себя и свою жизнь за 10 недель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Раздел 2. Мои желания
Глава 1. Чего вы хотите
Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали.
Коко Шанель
Все хотения человеческие можно разделить на желания процесса и желания обладания (или результата). Возможно, существуют какие-то еще, но, даже если это и так, они не станут предметом нашего исследования, поэтому остановимся лишь на этих.
Желание процесса состоит в занятии, которому нам больше всего нравится отдавать время: кто-то любит вышивать крестиком, а кто-то выпиливать лобзиком, одни готовы все продать за возможность выращивать цветы на подоконнике, а других хлебом не корми, но дай поразгадывать кроссворды. А еще можно увлеченно пить водку, сочинять эпиграммы, ругаться с соседями, доказывать теоремы, ходить по горам, дегустировать лекарства и много чего еще. Ну, эти занятия, конечно, связаны с индивидуальными склонностями, а есть еще желания-процессы, охватывающие едва ли не все население планеты, начиная с новорожденных и никем не заканчивая: интернет-серфинг, компьютерные игры, социальные сети, телефонные переговоры, посиделки у телевизора. Желания процессов многообразны и неисчислимы, но, большей частью, не ведут к удовлетворению насущных потребностей или желаний обладания.
Желания обладания достаточно однообразны и, как правило, мало чем отличаются для большинства людей: трудно найти человека, который не хотел бы иметь хорошее здоровье, красивую жену (мужа), умных детей, стандартный набор материальных благ, увлекательное дело, приятный круг общения, тещу рядом в другом городе.
Итак, желания процесса редко ведут к реализации желаний обладания но, погружаясь в любимые занятия, мы, как правило, об этом вообще не задумываемся, стремясь к сиюминутным удовольствиям. С другой стороны, предаваясь мечтам обладания, обычно не утруждаем себя тяжкими раздумьями о процессах, через которые можно к ним прийти, так как радости они не доставляют и энтузиазма не вызывают. Так получается, что каждую минуту нам приходится делать выбор: получать удовольствие сейчас, закладывая этим неудовлетворенность в будущем, или ориентироваться на будущие радости, жертвуя комфортом сегодня. Как и во всяком другом правиле, в этом тоже встречаются исключения в виде странных людей, которые обходятся без потерь при решении этой дилеммы, то есть и делают и получают то, что хотят, негодяи молодцы. Вероятно, если бы вы были из их числа, то эту книгу сейчас не читали бы, но не все так безнадежно: вполне возможно, что по ее прочтении и прохождении практического Курса начнете получать удовольствие и от сегодняшних действий, и от завтрашних результатов. Особо нагружать читателя нравоучительными историями не будем, как это обычно принято, но по ходу кого-то вспомним, скажем, в качестве примера или жизненного ориентира.
Войти в режим получения удовольствия от процесса, как правило, можно быстро и легко, но удовлетворить само желание практически невозможно — мы еще расскажем, как за компьютерными играми или в социальных сетях люди забывали о еде и сне, занимались членовредительством и даже умирали. Вообще-то, ничего нового здесь нет, так было всегда, чему свидетельством выступает непреходящая мудрость Козьмы Пруткова: «Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется». Если бы тогда были компьютеры, наверное, он сказал бы еще что-то.
С удовлетворением желаний результата дела обстоят тоже не слишком радужно: заполучив объект вожделения, через некоторое время мы нередко уже думаем о большем, превращая свою жизнь в бесконечную гонку, способную свести с ума. Однако в отличие от желаний процесса, здесь можно планировать и отмечать достижение определенных рубежей, останавливаться на них, если на дальнейшее движение не хватает сил, а сегодняшним своим состоянием вы полностью удовлетворены. Подытоживая сказанное, можно заметить, что удовлетворение желаний процесса вызывает мгновенное удовольствие, а движение в направлении желаний обладания требует усилий и времени, что существенно сдерживает «души прекрасные порывы», необходимые для реализации таких желаний.
Иллюстрация к последней посылке — достижению желаемых результатов. Обрести фигуру мечты быстро не получится: и в спортзале придется понапрягаться и с питанием повоздерживаться, то есть удовлетворение этого желания, как и было обещано, связано с продолжительными усилиями и постоянным дискомфортом самоограничений. Надо сказать, что такие иллюстрации в физическом состоянии особенно наглядны, поэтому мы обычно обращаемся именно к нему за вспомогательными материалами, однако без пересмотра привычного образа жизни продвинуться не удастся ни в каком отношении. Но никакие усилия и жертвы не пропадают даром, и в награду вы получаете нового себя (в чем-то основном) и еще всякие другие плюшки (в чем-то сопутствующем). Да, это непривычно, неудобно, некомфортно особенно первое время, однако, как правило, через некоторый период самопреодоления (от одного до двух месяцев) принятый образ жизни переходит в более или менее устойчивую привычку, то есть перемещается в область Подсознания, и дальше уже поддерживается без сверхусилий Сознания.
Надо еще раз сказать, что никакие результаты — ни приятные, ни остальные — не достигаются сразу, а время, требуемое для этого, зависит от высоты поставленных целей. Так если вы громко задекларировали намерение украсить известную часть тела целлюлитным орнаментом или нарастить некоторое количество подбородков, то времени потребуется значительно меньше, и процесс окажется куда более приятным, и проходить будет без особых усилий по сравнению с решением обратных задач. Однако остается вопрос: вы действительно этого хотели? А может за своими декларациями вы просто прятали страх перемен в привычной жизни и нежелание сегодня жертвовать меньшим для получения большего завтра? Ну да не будем выступать с позиций нравственного превосходства (которое еще доказать нужно), растекаться потоками тонкой иронии, вернемся к заботам нашим насущным.
Если мы не останавливаемся на простом получении удовольствия от процесса, а стремимся к внутреннему торжеству и глубокому удовлетворению от результатов своих усилий, то придется выбирать непростые действия, как-то их планировать и, разумеется, выполнять. При этом не стоит питать иллюзий относительно того, что где-то, в спорте или на эстраде, например, можно достичь больших высот, получая удовольствие от процесса. На низовом уровне что-то из этого, может быть, и получится, однако для выхода на обложки журналов даже любимым делом придется заниматься так, что оно перестанет быть таким уж любимым — тренироваться до изнеможения или репетировать до нервного расстройства. И уже нет ничего удивительного в том, что спортсмены по завершении карьеры нередко теряют физическую форму, потому что тренировки такой интенсивности были необходимостью, а не источником приятных ощущений. Впрочем, на самый высокий уровень мы вас пока не тянем, но если вы сами решите туда забраться, то нужно быть к этому готовым.
Итак, если нам не удалось вас запугать, вы отнесли себя к мазохистам, которым Программа показана и приняли наши подходы, то пришло время извлекать из всего этого какую-то практическую пользу. Понятно, что, как о Программе, так и о подходах к ее выполнению вы еще мало что знаете, но первое смутное представление уже должно быть. Готовность к старту участников забега просматривается все явственней, но прежде чем отправиться в путь, необходимо определиться с тем, куда желаете добраться, что хотите получить, а иначе как разобраться с тем, что для этого нужно делать? Хотя и это мероприятие уже можно назвать первым шагом по дистанции. Перед тем как перейти к существу вопроса — небольшое лирическое отступление: Инструкция создана на личном опыте и убеждениях автора, но я не могу лишать себя удовольствия в подкреплении своей позиции мнениями уважаемых мною авторитетов. Одним из таких является Льюис Кэролл, книги которого по моему твердому убеждению несут бездну мудрости:
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
–…только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти.
Ну а теперь можно задуматься над тем, куда мы хотим попасть и куда для этого нужно идти. По классическим канонам саморазвития настоятельно рекомендуется предварительная постановка определенных целей, которые должны быть измеримы и назначены на какое-то время. Методики и механизмы предлагаются разные, но резюме остается неизменным — Карфаген должен быть разрушен! В зависимости от приоритетов цели могут выглядеть так: через год — весить 50 кг, через два — выйти замуж, через три — заработать миллион долларов, через пять — переехать в Сомали Швейцарию, через десять — слетать на Марс, через двадцать — «выпихнуть» Илона Маска их списков Forbes и занять его место, через пятьдесят — купить остров в Тихом океане и там завершить жизненный путь. Ну что же, «маячки» очень даже ничего себе, теперь же под эти цели нужно подобрать конкретные действия, распланировать их, запустить процесс и принять на себя его управление. Однако «… как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?» — заметил устами Воланда в своей гениальной книге «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков.
Тысячу лет, конечно, не протянуть, потому и план составлять не будем, но на год, три, пять ведь можно? Можно, да вот только, как оказывается, продолжительность плана обратно пропорциональна его выполняемости, причем пропорция эта геометрическая. На этом оставим на некоторое время в покое план действий, о котором сейчас говорили, но и с планированием целей не все так однозначно: вдруг при весе в пятьдесят килограмм вы будете представлять собой скелет, обтянутый кожей? Вы действительно этого хотели? И с миллионом долларов не совсем понятно: если сегодня я никак не в состоянии выплатить кредит за мобильный телефон, то можно, конечно, радостно планировать и десять миллионов через месяц, но все-таки, сколько и на когда мне намечать, чтобы успеть подготовиться? И хотя сейчас не об этом, но каким путем я смогу прийти к миллиону долларов (возьмем по минимуму) через три года? Вдохновляющих и мотивирующих опусов об этом можно найти без труда в любом количестве, но инструкции обычно не прилагаются.
Ну да не будем дальше царапать не стриженным ногтем постаменты, воздвигнем сами себе памятник нерукотворный, то есть предложим свое нечто, на котором и будем громоздить свою теорию. Предлагаем: в разрезе творческого наследия Карла Маркса в качестве базиса у нас принимается следование не целям, а желаниям (обладания). Звучит не слишком понятно, поэтому выскажемся еще раз, но другими словами: принимаем желания в качестве ориентиров, маяков или путеводных звезд, по которым будем сверять свой путь, но численных значений им присваивать не будем. А если точнее, то стремиться будем не к абсолютным показателям в параметрах контроля, а к тенденциям возрастания или убывания. Выглядеть это будет примерно так: пожелав похудеть, будем следить за тем, чтобы каждый последующий день вес оказывался меньше, а когда отражение в зеркале станет нас удовлетворять, на том и остановимся. Вполне возможно, что в тот день весы покажут пятьдесят четыре килограмма, а может и сорок восемь, то есть пятьдесят килограмм (живого веса) не становятся нашей навязчивой идеей, но мы ведь не за цифрами шли, а за внешностью, не так ли? Впрочем, цели тоже никуда не денутся, но выглядеть они будут иначе, и функции выполнять другие: в контексте вышесказанного не будут целями в общепринятом смысле, а станут решать задачи контроля и выступать в качестве индикаторов правильного направления нашего движения.
Когда-то Архимед обещал перевернуть Землю при условии предоставления ему точки опоры, однако с этим не сложилось, вот и не поменялись полюса нашего земного шара местами. Ну, этот без всяких оговорок великий грек мог обещать все что угодно, зная, что точки нет и не предвидится, но нам-то отступать некуда, мы должны принять обязательства, найти опору и повернуть свою жизнь к солнечной стороне. Так мы, собственно, уже решили, что точку будем искать в наших же стремлениях, то есть желаниях, ну а коли так, то осталось выявить эти самые желания и можно начинать поворачивать. Чувствую, что некоторые читатели уже радостно потирают руки, словно в ожидании рождественской распродажи, когда заплатить можно меньше, а получить больше, ан нет. Вынужден разочаровать алчущих быстрых результатов, потому как получить точку опоры недостаточно, нужно еще рычаг к ней приспособить и придавить на него, как следует.
Вернемся на пару минут к желаниям процесса и результата, но взглянем на них теперь с несколько иной позиции, представив оные как сиюминутные и долгосрочные. Сиюминутные: купить, поесть, пойти, послать, выпить, одеться, покурить, посмотреть, поспать. Долгосрочные: автомобиль, дом, путешествие (кругосветное), здоровье, семья, капитал, пьедестал. Истоки сиюминутных желаний, как правило, обращены в прошлое, и желания эти проще объяснить, ответив на вопрос «почему». Удовлетворить их, большей частью, можно достаточно просто и быстро, однако при этом человек, руководствующийся сиюминутными желаниями, уподобляется паруснику без руля. Такие желания переменчивы, как ветер, поэтому каждый раз, подчиняясь им, человек направляется то туда, то сюда, равно как и суденышко, управляемое направлением перемещения воздушных масс. В конечном итоге, что человек, что этот «летучий голландец», «пошатавшись» по кругу, вернутся на свои места или, не дотянув до них на очередном обороте, пойдут ко дну. Вот такие перспективы «светят» тем из нас, кто станет замыкаться исключительно на желаниях текущей минуты.
Долгосрочные желания, в отличие от сиюминутных, обращены в будущее, они связаны с вопросом «зачем» и для их удовлетворения требуется время. Нужно быть готовым к тому, что двигаться к реализации таких желаний придется достаточно долго, а иногда и всю жизнь. Механизм удовлетворения долгосрочных желаний бывает сложен и неочевиден, а когда оказывается установленным и понятным, то выясняется, что для его запуска требуются усилия, которые многим покажутся (именно — покажутся) непосильными (сознательная тавтология). Ну, так ведь именно для этого вы и читаете наше Наставление, для выявления своих желаний, определения действий, направленных на их достижение, и, самое главное, для изыскания сил, чтобы справиться с преградами на избранном пути.
Итак, куда пойдем, чего вы хотите? С тем, чтобы взглянуть на старый вопрос с новой стороны, несколько разовьем и детализируем представленную ранее классификацию желаний, трансформируя две группы в три:
1. Освобождение от дискомфорта или удовлетворение потребности.
2. Совершение действия или пребывание в процессе.
3. Достижение.
Желания первой группы весьма близки к животным, часто неосознаваемым, это те желания, которые мы назвали сиюминутными. Такие желания возникают, когда вы проголодались, мучимы жаждой, замерзли, чувствуете недомогание, испытываете что-то такое, о чем в обществе говорить не принято. Удовлетворение сих потребностей останется за скобками наших исследований, поскольку с этими задачами вы должны справляться самостоятельно, а если не получается, то говорить об остальных уже не приходится. Собственно, тему эту мы уже изрядно помусолили, поэтому оставим ее в покое и не будем больше к ней возвращаться (ну, разве что на разок по случаю).
Чтобы проникнуть в суть желаний второй и третьей групп, примем важную гипотезу: эти желания связаны с удовольствиями. Казалось бы, удовольствия присущи и желаниям первой группы, да вот только есть, пить и прочее, если сильно припечет, вы можете и без удовольствия. Вместо ароматного бифштекса удовлетворитесь несвежей колбасой, любимый чай замените водопроводной водой, разбавленный спирт сойдет за дорогой коньяк, ну и….Стало быть, если вы не отпетый мазохист, то для удовлетворения желаний второй и третьей групп действовать будете ради текущего или будущего удовольствия. Вот только удовольствия могут быть истинными и мнимыми, реальными и обманчивыми, что особенно справедливо для желаний второй группы, на которую мы сейчас бросим свой строгий взор.
Получать удовольствие можно от невинного, а, порой, и полезного хобби, но нас здесь больше интересуют несколько иные способы времяпровождения. К наиболее распространенным занятиям, которые составляют вторую группу, можно отнести рысканье по интернету, зависание в социальных сетях, сидение перед телевизором, погружение в компьютерные игры и телефонные политинформации. Дела эти, конечно, важные и нужные, однако реальных потребностей не удовлетворяют и к результату не ведут, поэтому продолжаться могут очень долго (буквально до потери сознания), но почему? Удовольствие? Ответ можно найти у Аллена Карра в его знаменитой книге «Легкий способ бросить курить», где он остроумно отмечает, что курильщик скорее станет курить старую веревку, чем не будет курить вообще. По нашему твердому убеждению вот эти сидения перед компьютером, телевизором или с телефоном в плане получения удовольствия вполне сравнимы с курением старой веревки. А что, это, в самом деле, так интересно, штудировать ненужные сайты, проникаться чужими мемуарами, сражаться с такими же компьютерными маньяками, обсуждать знакомых, малознакомых, незнакомых? Если копнуть глубже, то выяснится, что занятия эти, не только не доставляют удовольствие, но и ведут к физической, психической и умственной деградации, более того, делают людей инвалидами и даже убивают их. В России, например, семнадцатилетний парень умер после двадцати двух дней, проведенных за компьютерной игрой, а китаец девятнадцати лет отрубил себе кисть левой руки, чтобы избавиться от игровой зависимости. Вам не страшно? Впрочем, здесь мы уже опередили события и затронули тему зависимостей, к которой еще обратимся.
Но теперь возникает вопрос: так что, действий, которые доставляли бы удовольствие и одновременно приносили бы желаемые результаты, не бывает? Интересная вещь: приятные действия, как только начинают вести к нужному результату, перестают быть таковыми. Прогулка по парку приятна и полезна, но чемпионом по легкой атлетике вас не сделает и даже объем вашей талии не уменьшит. Полчаса занятий иностранным языком один раз в неделю вызывают интерес и удовольствие, но они не превратят вас в полиглота. Если в течение дня вы стараетесь быть вежливым и внимательным к людям, а потом на всю оставшуюся неделю скандалите и ругаетесь по любому поводу, вряд ли вы станете желанным собеседником. Да, как мы сказали, фокус состоит в том, что действия начинают давать желаемые результаты после того, как прекращают доставлять удовольствие. Так, в очередной раз повторим, чтобы похудеть, нужно тренироваться до седьмого пота и постоянно ограничивать себя за столом, а иностранный язык освоишь, если будешь заниматься им каждый день, не поддаваясь сиюминутным прихотям, когда от занятий тебя уже начинает воротить. Другим человеком вы станете, если подвергните свое поведение постоянному контролю, что не очень легко, просто и приятно. Ваш внутренний рост, ваше движение вперед всегда будет сопровождаться ощущением дискомфорта, а, отнюдь не удовольствия, от совершаемых действий. Готовность преодолевать такой дискомфорт мы назвали Самоуправлением, которое есть решение делать то, что очень не хочется делать, для того, чтобы получить то, что очень хочется получить (см. эпиграф). Если у вас еще остались сомнения на этот счет, вспомните Эдисона, который едва ли не головой об стенку бился, изобретая свою многострадальную лампочку.
Вполне вероятно, что своими рассуждениями нагнали мы на вас страху: какая радость в том, чтобы заниматься тем, чем не хочется заниматься, тем, что не нравится. В самом деле, жизнь, состоящая из неприятных решений, ощущений, эмоций — это не жизнь, а каторга, по определению обреченная на неудачу. Выход здесь один: выполняя необходимые упражнения или задания, акцентировать внимание не на текущих состояниях, а на будущих. Давайте вытеснять ощущения усталости, скуки, раздражения представлениями себя, которым станем вследствие выполнения этих действий. Увидим себя без жировых прослоек и с рельефной мускулатурой, свободно общающимся на иностранном языке к удивлению окружающих, возглавляющим собственную процветающую фирму. Тогда, начиная с определенного этапа, дискомфорт внутреннего роста перестанет быть таковым и перейдет уже в потребность, удовлетворение которой будет приносить радость, ну а нам останется лишь дотянуть до этого момента.
Вот так мы и подошли к третьей группе наших желаний — желаниям достижения или обладания, как мы их определяли ранее. Из того, что представлено в предыдущих абзацах, вы, наверное, уже поняли, что это и есть та группа желаний, с которой мы будем работать, ну так вот, мы подтверждаем ваше предположение, если оно имело место быть.
Обладание в нашем понимании совсем не будет ограничиваться материальным наполнением — квартира, машина, теплые носки. Здесь будут присутствовать красивая жена и умные дети, стройная фигура и хорошее самочувствие, профессиональная самореализация и финансовое благополучие. Конечно, какие-то приоритеты будут присутствовать, но общий лейтмотив нашего выступления на этой сцене будет состоять в достижении внутреннего удовлетворения, ощущении уравновешенности и спокойствия, способности управлять поведением и организмом, состоянии внутренней свободы и власти над внешними событиями (ну об этом потом).
Но как вычленить свои главные, настоящие желания, чтобы не погрязнуть в надуманном и несущественном? Для ответа на этот вопрос достаточно часто предлагается обратить свой взор внутрь себя, прислушаться и присмотреться к себе. Например, рекомендуется выявить и записать сто своих самых желаний (почему именно столько, история умалчивает), от которых и начинать восхождение на свою Джомолунгму внутренней и внешней гармонии. Затем предлагается провести оптимизацию полученных результатов, то есть методом исключения сократить список до определенного количества позиций, которые и станут вашими путеводными звездами. Еще советуют попытаться представить сегодняшний день последним в своей жизни, и вот тогда все лишнее отсеется само по себе, а истинные желания выкристаллизуются в своей первозданной чистоте. Существуют и другие способы поиска и выделения истинных желаний, но мы не будем с ними морочиться, подвергать анализу (не наши способы, не нам их и обсуждать). Мы пойдем другим путем (как в свое время предложил Владимир Ильич Ленин), мы сами расскажем вам о ваших желаниях, даже если у вас есть свое мнение на этот счет.
Желания наши не тождественны целям, поскольку по достижению цели мы оказываемся у разбитого корыта Святого Грааля, в поисках которого рыскали столько времени. В самом деле, достигнув намеченного рубежа, ты получил все, о чем мечтал, фантазии на большее не хватает, и что теперь? А теперь нередко наступает погружение в наркотики, алкоголь, нирвану и деградацию, что прослеживается как у лотерейных везунчиков, так и вполне заслуженных творцов своего счастья — актеров или бизнесменов, например. А желания, если относиться к ним без фанатизма, будут для нас ориентирами и маяками, в направлении которых мы будем двигаться всю жизнь, как за уходящей линией горизонта. Да, мы ее никогда не достигнем, но правильным занятием себя обеспечим, а иначе любая остановка превратит нашу жизнь в стоячее болото, но разве мы туда стремимся?
Важность правильного выявления своих истинных желаний связана с зависимостью от них наших последующих действий. Прибегая к некоторой аллегории, можно задаться вопросом: сядете ли вы за руль, не зная, куда поедите? Будучи художником, начнете ли вы писать картину, не имея представления о том, что желаете изобразить? Как строитель, вы станете закладывать фундамент, не решив, сколько этажей будет в здании?
Общий алгоритм работы с желаниями будет таким: принимаем главные стороны своей жизни, по каждой из них определяемся со своими желаниями, которые нам будут навязаны любезно предложены, и устремляемся к светлым горизонтам. Поскольку то, чем мы будем заниматься, назовем движением, то слово «сторона» в контексте нашей жизни заменим словом «направление». Собственно, вся излагаемая здесь методика заключается в установлении направлений движения, путей, по которым мы будем перемещаться, и предметных действий, которые будут выполняться на этих путях. Намеченные действия будем планировать и контролировать (выполнение), а еще будем фиксировать полученные результаты, которые выступят индикаторами эффективности наших усилий. Собственно, планирование, контроль, фиксация тоже будут нашими действиями среди прочих. Чувствую, как в этот момент непредубежденный читатель впадает в транс от необходимости чего-то думать и решать, предубежденный читатель иронически возвращается к имени автора на обложке (радостно потирает руки, снисходительно улыбается, издает победный клич команчей — нужное подчеркнуть) со словами «так я и думал, то же, что и всегда». Да, попытка заставить человека думать, задача еще та, которая любого способна парализовать любого, вот мы и не будем пытаться, предоставим, как обещали, все в готовом виде.
Ну да все по порядку, на все сразу бросаться не будем, начнем с начала, то есть с направлений, которые нужно обозначить, разобраться с их содержанием и назначением, выстроить в каком-то порядке. Что касается порядка, то можно рассуждать о значимостях или приоритетах, но мы этого делать не станем, потому что у каждого они свои (были), а, точнее, наши (стали). Раньше у кого-то на перовом месте могли стоять здоровье, работа или отношения, а теперь у всех один общий приоритет — Психическое направление, с которого вот прямо сейчас и начнем.
Глава 2. Психическое направление
Думаете ли вы, что можете, или думаете, что не можете — в обоих случаях вы правы. Генри Форд
До сих пор мы вскользь упоминали о существовании неких сторон нашей жизни, в направлениях которых будем работать, теперь пришло время их назвать поименно. Вопрос, в общем-то, хоженый и мнений по нему существует предостаточно, внесли и мы сюда свою лепту, после продолжительных размышлений сформировав свое. Итак, направления движения, по которым будем плавно перемещаться: Психическое, Физическое, Финансовое, Материальное, Социальное. Не стоит ожидать, что в этот момент мы ударимся в объяснения или погрузимся в воспоминания, нет, этого не будет ни сейчас, ни потом. Перечень сей не станет предметом дискуссий или анализа, просто потому что подобные занятия уводят от темы и ничего не дают взамен, кроме бессмысленных потерь времени, поэтому просто примем направления нашего движения в представленном виде без обсуждений. Что касается смыслового содержания каждого из них, то с этим будем плотно разбираться, а на одном остановимся прямо уже. Начнем с направления, которое закладывает фундамент достижений во всех остальных и, вообще, во всем и у всех — Психического.
Даже на сегодняшний день уровень знаний творцов мировой науки позволяет большей частью лишь строить гипотезы относительно предмета нашего внимания, не говоря уже о нас, людях непосвященных. Если дела так обстоят, то и мы имеем полное (или частичное) право построить свою собственную теорию функционирования психики, в том числе ее роли в управлении нашим организмом, во взаимодействии с другими людьми и внешним миром в целом. Хотя предлагаемая концепция и является продуктом нашего собственного производства, она все-таки опирается на общеизвестные и общепризнанные данные исследований, а также на установленные факты.
«Красная нить» всего повествования, которой мы «прошили» едва ли не каждую главу, состоящая в декларировании того, что имеем, следствием того, что делаем, в этом направлении приобретает новые оттенки. В самом деле, если «делаем» понимать буквально, то, что возможно делать головой, в голове или в направлении головы, и к каким последствиям такие манипуляции ведут? Ну, вообще-то, мы уже говорили, что действия у нас будут не только физические, связанные с изменением положения физических тел, но и кое-что еще, и вот на это «кое-что» пришло время взглянуть повнимательней. Впрочем, действиями предметно мы займемся в третьем разделе, а пока просто пройдемся по ним в целом.
В общем случае под действиями у нас понимаются любые физические, умственные, психические усилия, изменяющие состояния непосредственно или возбуждающие процессы, приводящие к изменениям через некоторое время (хотя не так уж редко сам процесс бывает целью действий). В качестве примеров первых можно привести перестановку мебели (здесь все очевидно) или решение задачи по математике (задача из поставленной переходит в решенную). Среди вторых можно назвать физические упражнения, которые через некоторое время приведут к изменениям в физическом состоянии и внешности или занятия аутотренингом, приводящие к состоянию внутреннего психического равновесия. Понятно, что вторая группа действий требует регулярного повторения для поддержания процесса.
Разобравшись с формулировками в продолжение принятой нами линии «армейской» однозначности все действия, процессы и результаты разделим на внутренние и внешние. Внутренними будем считать те, которые имеют место быть внутри нашего тела или на его поверхности, но происходящие изнутри; внешними — те, которые происходят в окружающем мире, но имеющие для нас большее или меньшее значение.
Имеют ли эти всеобъемлющие выкладки отношение к предмету нашего рассмотрения — Психическому направлению? Безусловно, и самое прямое, потому что все наши действия в любых направлениях определяются нашими психическими состояниями. Теперь же от условно-теоретической части перейдем к условно-практической. Если совершаются действия, то должен быть кто-то, кто несет ответственность за них, за изменения, к которым приводят эти действия, за результаты. Но кто? Или что?
Все, что с тобой происходит — это твоих рук дело! Так звучит наша основополагающая позиция (была вынесена в эпиграф одной из глав), однако следует признать, что подобные соображения, предполагающие ответственность каждого за то, что с ним происходит, особой популярностью у большинства народонаселения не пользуются. Как правило, наши сограждане склонны искать причины своих неурядиц в природных катаклизмах, мировом кризисе, противостоянии планет, социальной несправедливости, шумных соседях (подобный перечень уже приводился) и такое мнение, как, впрочем, и любое другое, имеет право на существование, да вот только свои вопросы с этой позиции нам не решить. Но тогда где находится это «я», которому будем предъявлять претензии? Об этом мы уже говорили, останавливались на неком триедином управляющем центре, который несет неограниченную ответственность за нас, но что дальше? А теперь нам нужно научиться управлять им! Управлять управляющим?! Да, так тоже бывает. В чем же будет состоять такое управление? Нам предстоит получить доступ к верховным правителям, мягко и ненавязчиво объяснить их заблуждения в части «что такое хорошо и что такое плохо», помочь перенастроиться на новый лад, чтобы в итоге обрести нового себя.
Сознательно, подсознательно или внесознательно мозг принимает какие-то решения, дальше в их исполнение генерирует и передает на места электрические (электрохимические) импульсы, несущие в массы принятые директивы. В зависимости от параметров импульса и его адресата с той или иной силой может сжаться кулак, например, а может запуститься процесс переваривания пищи. Мозг всегда стремится действовать нам во благо, однако иногда он искренне заблуждается и выдает не те импульсы или не туда, а, бывает, на нас воздействуют внешние силы, вмешивающиеся в работу мозга и его сигналы, и тогда уже не мы управляем собой, или не только мы, или вообще не мы. К примеру, подгружают нам в голову (воздействуя специальными приемами на Подсознание, потому что Сознание еще «брыкается») рекламу чипсов, и вот мы уже тянемся к этой отраве не совсем здоровой пище. А вот еще приснопамятная уринотерапия, которая время от времени объявляется чудодейственным средством от всех хворей, эдакой панацеей, и мы совершаем такое, в чем самим себе стыдно признаться — фу, гадость какая, даже продолжать мысль не хочу. Или на горизонте появляется какая-нибудь дежурная, но всемогущая, религиозная секта, вещающая об очередном конце света, спастись от которого возможно только приобщением к ней, но вместе с квартирой. И что вы думаете, ведь «приобщаются» вместе с квартирами, золотом и другим ценным имуществом, с которыми через некоторое время секта исчезает в туманном горизонте. Теперь вопрос: если бы не эти внешние управители — популяризаторы, знахари, пророки, — вы бы поступили так, как поступили? Как сказал бы о вас в этом случае Воланд из культового романа Михаила Булгакова: «Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой?»
На этом лирическое отступление закончим и вернемся на грешную землю к делам нашим насущным. Напомним, что раздел посвящен выявлению наших желаний, а глава призвана донести их в отдельно взятом Психическом направлении. В процессе рассмотрения темы будем выходить на отдельные позиции, в конце главы все представим завершенным списком, а сейчас предложим главное или общее желание Психического направления, из которого будут проистекать все остальные — управление собой. Однако в такой формулировке стремление выглядит таким же непонятным, как ирригация пустыни Сахара, поэтому внесем пояснения, детализацию, конкретику.
Управление собой в целом включает в себя совершение действий, организацию процессов и получение результатов как внутренних, так и внешних (согласно нашим оговоркам, приведенным выше). Сфера эта находится в ведении головного мозга, но не самого по себе, а вместе с его помощниками и посредниками. Мы уже достаточно подробно останавливались на нашем внутреннем устройстве, на месте головы в нем, но в контексте рассматриваемого вопроса еще раз обратимся к некоторым моментам предыдущих глав.
Итак, система нашего внутреннего управления в упрощенном виде состоит из штаба, в котором непросто уживаются Сознание, Подсознание, Внесознание, и агентурной сети — нервов, которыми пронизано все наше тело. Нервы соединяются с мозгом посредством нервных волокон, одни из которых передают информацию с мест наверх, а другие отправляют указания мозга вниз. Строго говоря, нервы — это и есть нервные волокна, но мы их разделим для наглядности. Итак, нервы отслеживают положение дел на Ближнем Востоке в зоне их ответственности и, если наблюдаются отклонения от номинального режима, сигнализируют об этом в штаб для реагирования. После того, как мозг чего-то сообразил и сформировал соответствующую команду, она по другим волокнам отправляется назад для исполнения. Например, вы стоите под холодным душем, мозг со всех сторон получает экстренную информацию — караул, холодно. Во внесознательном режиме он покроет вас «гусиной кожей» для ограничения теплоотдачи, а также может вызвать дрожь для повышения внутренней теплогенерации. В это время Подсознание изо всех сил будет выталкивать вас оттуда, но Сознание, вполне возможно, будет размышлять, то ли милостиво дать команду на выход, то ли пустить теплую воду, то ли полюбоваться синей кожей в целях закаливания. И пока никто из них не возьмет на себя ответственность за принятое решение и не даст команду на его выполнение, управляющий импульс не выработается, а вы продолжите пребывать в состоянии неопределенности. И так во всем.
Примерно таким же образом мозг двигает конечностями, шевелит языком (артикулируя приличные или не очень слова), заставляет биться сердце (в том или ином режиме), вызывает потоотделение (или «гусиную кожу»), переваривает пищу (или возвращает назад). Разумеется, все это мозг делает не непосредственно, а через связистов (нервные волокна), агентов на местах (нервы) и конечных исполнителей (мышцы, внутренние органы). Однако, как бы то ни было, все начинается с мозга, от команды которого зависит конечное действие: выслушаем или обругаем, поднимем или опустим, съедим или откажемся, организуем понос или запор, ускорим пульс или замедлим. Что-то, конечно, зависит и от связистов, и от агентов, и от исполнителей, однако их участие в процессе мы пока рассматривать не будем.
Так все выглядит в теории, однако как заметил американский бейсболист Йоги Берра: «В теории разницы между теорией и практикой нет, а на практике есть». В нашей теории, имей участники «центра управления полетами» общий взгляд на вещи, все, возможно, происходило бы именно так и перед нами открылись бы беспредельные возможности (явление резонанса помните?), но не все так просто. Как уже отмечалось, управляющие наши зачастую видят ситуацию неодинаково, настаивают на своем и пытаются вынудить коллег принять их позицию. Когда в одной и той же ситуации сегодня мы ведем себя так, а завтра иначе, окружающие чувствуют недоверие к нам, а то и просто начинают бояться. Да что там окружающие, мы сами себе перестаем доверять и уподобляемся упоминавшемуся паруснику без руля.
А все-таки, почему так происходит, почему то одна, то другая часть мозга берет верх, и почему они по-разному направляют наше поведение? Внесознание, как жесткую трудноизменяемую программу пока оставим за скобками наших рассуждений, тем более что сейчас нас больше интересует внешнее поведение. Казалось бы, Сознание, как наиболее вдумчивый и рациональный участник нашего самоуправления, должен иметь приоритет, но, во-первых, оно не всегда рационально (вспомним сороконожку), а во-вторых, сознательная умственная работа требует временных и энергетических ресурсов. Поэтому в состояниях усталости или цейтнота Сознание произвольно или непроизвольно, полностью или частично отключается и руководство нами подхватывает Подсознание, у которого свое понимание важного и несущественного.
У каждого из нас случаются периоды сознательного, глубокого и всестороннего просветления, когда мы приходим к выводу о необходимости перемен в нашей жизни. Не зацикливаясь на ненужных размышлениях, принимаем известные всем решения (исторические!) о глобальной перестройке своего мировоззрения, формировании новой поведенческой политики, начале кампании самовоспитания. Дальше определяемся с действиями, которые приведут к взлелеянным переменам, и с ними наперевес бросаемся в прорыв к солнечному и радостному. Все эти мероприятия объединяем словосочетанием «новая жизнь», старт которой намечаем на ближайший понедельник (когда же еще начинать): с этого дня начинаем заряжаться физически, питаться сырыми овощами, добреть к ближним, активничать на работе и.… Через некоторое время сворачиваем свои инициативы до нового понедельника (нет, лучше все-таки начать с нового года, чтобы успеть подготовиться). Приходит очередной понедельник, новый новый год, принимаются эпохальные исторические решения, и… «спортсмены уходят на новый круг», который в конечном итоге ничем не отличается от старого.
На старте новой жизни мы преисполнены фонтанирующего оптимизма, определились с целями и действиями для их достижения, осознали, чего будем избегать, и даже тронулись в этом направлении. Однако проходит совсем немного времени и наша поведенческая политика восстанавливается в прежней форме, выполнение принятых решений откладывается на неопределенный срок, а мы возвращаемся к привычной жизни. Как это выглядит?
Наши ноги, руки, язык, голова есть исполнители наших решений, однако не так уж редко у нас складывается впечатление, что живут они своей жизнью или руководствуются вовсе не теми решениями, которые мы им предначертали. Общим строем ведут в социальные сети вместо учебника иностранного языка, несут привычной тропой к телевизору, а не к беговой дорожке, выражают всякие колкости, вместо разных вежливостей, питают фастфудом, а не овощами с фруктами. Где-то в глубине Сознания мы отдаем себе отчет о несоответствии совершаемых действий принятым решениям и заявленным целям, но все равно продолжаем делать не то. Так если мы приняли одно решение, а следуем совсем другим, то кто нам их подбросил, кто хозяин наших мыслей, желаний, действий, кто, в конце концов, определяет наши жизненные результаты? Одни озадачиваются этими парадоксами чисто теоретически, другие откладывают поиск причин на потом, третьи их игнорирует, но в любом случае недопонимания с самим собой от этого не исчезают, мы все равно к ним возвращаемся, когда снова принимаем очередное историческое решение.
На стадии принятия решения мы спокойно и уверенно делаем правильный выбор, однако на этапе реализации он легко перетекает в неправильный, почему? Складывается впечатление, что в нас сожительствуют две (или больше) разные личности, причем та, нехорошая, не препятствует приличной в построении планов, но берет все в свои руки, когда дело доходит до конкретных действий. Отнюдь не Стивенсон открыл Джекила и Хайда в каждом из нас, он просто наглядно продемонстрировал двойственность (или большую кратность) нашей натуры, то, что всегда было и всегда будет в человеке. Так что же делать, как из положения выходить, и есть ли оттуда выход вообще?
Есть — если одним словом отвечать, и тому в подтверждение можно привести не массовых, конечно, но и не единичных носителей гармонии решений и действий, которых сейчас вспоминать не будем, дабы не уйти от линии главы. Судить о том, как это у них все так хорошо получалось, не будем, но кое-какие соображения выскажем. В контексте Инструкции нам выгоднее представить дело так, что наши герои сознательно сформировали для себя желаемые результаты, всеми органами чувств ощутили и дальше перенесли их на уровень Подсознания. Разумеется, в процессе внутренней перестройки к результатам были присовокуплены действия, ведущие к таковым, и которые также были переведены в автоматический (или полуавтоматический) режим выполнения. В итоге Подсознанию было делегировано управление действиями и достижение результатов, а Сознанию остался текущий контроль над этими самыми действиями и результатами. Ну это так, как нам выгоднее, а в реальности, наверное, большая часть этих баловней судьбы уже рождается с такими подсознательными установками. Однако аж доколе вы читаете эти строки, то, стало быть, родиться таким вас не угораздило, то обратимся к тому, что нам выгоднее.
Как правило, сделать первый шаг в избранном направлении не так уж и трудно, да вот только каждый последующий дается все тяжелее. Причиной тому есть ограниченные ресурсы Сознания, которое заставляет нас прокладывать новый путь. По большому счету съехать с наезженной трассы и дальше двигаться по снежной целине требует мобилизации всех сил — физических, умственных, психических, но нас сейчас будут интересовать лишь последние, тем более, что на них опираются и все остальные. Куда бы мы ни направляли свои сознательные усилия — на решение математической задачи, преодоление дистанции в бассейне, проведение воспитательной работы с ребенком, — потенциал Сознания относительно быстро истощается, поскольку его работа весьма энергозатратна и поэтому без подключения Подсознания не обойтись. В этом контексте Сознание можно сравнить со стартовым двигателем, разгоняющим ракету до нужной скорости, а Подсознание — с маршевым, поддерживающим дальнейшее движение. Впрочем, сие вовсе не означает полное освобождение Сознания от управления на большей части пути: краем глаза оно подсматривает, чего там и как получается у Подсознания, и в случае необходимости подсказывает и подправляет.
Однако за всеми сознательными и подсознательными телодвижениями мы совсем забыли о Внесознании, которое отнюдь не остается в стороне от дел наших насущных. В русле практикуемых нами метафор и аллегорий его можно сравнить со службой тыла, которая отвечает за снабжение Сознания и Внесознания (а также их «связистов», «исполнителей», «агентов») питательными веществами, строительными элементами, тепловой и прочей энергией в соответствии с заложенной в него разнарядкой или программой. В общем, ни соображать, ни решать, ни действовать без Внесознания не получится, поэтому любой сбой в его системе чреват крушением всей нашей конструкции самоуправления. По этим причинам обращаться с Внесознанием необходимо уважительно и деликатно, не пытаясь проверить его на прочность пищевым, газовым, механическим, эмоциональным и прочим насилием. Да, защищена эта система от произвольного вторжения лучше других, и вторгнуться в ее работу совсем непросто, тем не менее, и там могут быть свои врожденные или приобретенные неполадки, поэтому без своего внимания работу Внесознания мы не оставим.
С взаимодействием Сознания и Подсознания, с причинами по которым они периодически передают друг другу ведущую роль в управлении нашими действиями, мы уже разобрались, но почему подсознательное поведение, оставленное полностью без сознательного контроля, может так сильно отличаться от намеченного? Вероятно, Подсознание отнюдь не всегда безоговорочно принимает ценности Сознания, имеет собственные и стремится руководствоваться именно ими. Если подойти к вопросу со стороны движущих мотивов нашего сознательного и подсознательного, то можно прийти к мысли, что дело, видимо, состоит в различиях между тем, как мы о себе сознательно думаем, и как себя подсознательно представляем. Примем эти мнения о себе, как сознательные и подсознательные внутренние установки и проследим путь от них к нашим жизненным результатам.
Еще раз напомним главный, незыблемый и универсальный постулат нашего Учения — на что наработали, то и заработали (как варианты: что заслужил, то и получил; каковы мы, такова и наша жизнь и т д.). Другими словами, наши жизненные результаты определяются нашими действиями, а действия — командами нашего мозгового центра (в этом еще участвуют внутренние процессы и внешние силы, но на них мы пока останавливаться не будем). А вот команды эти как раз и определяются нашими внутренними установками, тем, как мы можем сознательно себя описать, и тем, кем подсознательно себя представляем. Теперь становится очевидным, что без изменения этих установок нам не стоит ждать перемен в жизни, но остается неясным, что, собственно, для этого нужно делать (или чего и куда двигать). Конечно, здесь присутствуют соблазны разобраться в истоках тех или иных своих установок, родителей и прародителей вспомнить, ну дык сразу пресечем эти поползновения: подобные самокопания ни к чему хорошему не приведут, разве что загонят в умственный и психический тупик, из которого можно выходить всю жизнь, да так и не выбраться.
Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что мы сознательно устанавливаем цели, выбираем действия, ведущие к ним, запускаем процесс их выполнения. Возможно, как-то и когда-то что-то подобное мы уже предпринимали, однако раньше такие действия наверняка системно не выполнялись (иначе вы бы уже достигли всего, чего хотели), поэтому информация о них в Подсознании отсутствует. Но без единого отношения Сознания и Подсознания к выработке общего способа действий желаемого нам не получить. Так мы подошли к одной из основных задач Психического направления, которую определим как внедрение в Подсознание модели поведения, направленной на достижение сознательно поставленных целей или задекларированных желаний. Разницу между целями и желаниями мы еще осветим, а пока обратим свой взор на пути решения поставленной задачи: формирование в Подсознании новых устойчивых образов самого себя, которые предопределят соответствующие им модели поведения; продолжительное механическое повторение новых действий, с доведением их до привычных или автоматических.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изменить себя и свою жизнь за 10 недель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других