1. книги
  2. Советы от гуру
  3. Андрей Кабанков

Защита Прав Потребителей. Дистанционная торговля. Интернет магазины

Андрей Кабанков (2020)
Обложка книги

Книга, которую вы держите в руках не просто анализирует Закон о защите прав потребителей, в ней даются практические советы потребителям как определить продавца мошенника, как определить фейковый сайт, как заказать товар, как его принимать, как осматривать, как вернуть. Читателю рассказывается что делать, если в товаре обнаружен брак, куда, как и кому жаловаться. Книга поможет узнать о том, какие бывают интернет магазины, принципы их работы и устройство клиентского сервиса, а самое главное — книга написана простым и понятным языком.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Защита Прав Потребителей. Дистанционная торговля. Интернет магазины» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

С кем имеем дело

Не верьте тому, кто, едва успев познакомиться с вами, вдруг без всякого видимого повода воспылает к вам горячей любовью.

Филип Д. С. Честерфилд

Ни для кого не секрет, что с каждым годом мы все больше и больше живем в интернете, он стал незаменимым ресурсом почти во всех областях жизни, не является исключением и торговля через интернет. Уже прошли те времена, когда ради обновки или необходимой вещи нужно было ехать в магазин, не всегда находящийся рядом, в котором может быть очередь, а может оказаться так, что нужного вам товара вовсе не окажется в наличии. И совсем другое дело, когда все нужные магазины находятся у вас в ноутбуке, компьютере, планшете или смартфоне. В любое время, в любом месте, где есть интернет, без очередей и надоедливых консультантов вы можете подобрать, сравнить и купить необходимый вам товар, более того, можно еще оформить и доставку туда, куда вам удобно. Лично для меня это очень удобно и значительно экономит время. Но что такое эти интернет-магазины и что они из себя представляют, давайте разбираться.

Стоит признать, что в России использовать интернет в качестве инструмента для общения и публичной передачи информации стали относительно недавно, в 90-е годы прошлого века, это менее 30 лет назад.

Идея первого интернет-магазина появилась в Америке в 1994 году, пришла в голову, а после была реализована Джеффом Безосом. Так появился, наверно, самый популярный и известный во всем мире интернет-ресурс «Амазон». Изначально Безос остановился на торговле книгами, и проект оказался удачным. После на «Амазоне» среди товаров появились аудио — и видеокассеты и диски.

В России первый интернет-магазин появился в 1996 году, и занимался он продажей печатной продукции. Началась эра электронной торговли как отдельной ветви бизнеса, или, как ее еще называют, E-Commerce. Более того, так как торговля через сеть Интернет относится к дистанционному способу торговли, то возник вопрос приема оплаты от покупателей, и благодаря этому была создана первая электронная платежная система, что послужило образованию и развитию электронных денег, оплаты через терминалы, мобильных платежей и так далее. Как следствие, через электронные платежные системы мы имеем возможность оплачивать коммунальные услуги, мобильную связь, обменивать валюту, переводить деньги на электронные счета и многое другое.

Кстати, первый в России интернет-магазин все еще работает и продолжает развиваться, он называется Books.

В настоящее время существует несколько основных видов интернет-магазинов:

— интернет-витрина;

— торговая площадка;

— интернет-магазин;

— маркетплейс.

Интернет-витрина. Если простыми словами, то это электронный каталог, который позволяет покупателю ознакомиться с доступным к заказу товаром, его фото и описанием, а также с информацией о продавце. В целом интернет-витрины работают следующим образом: покупатель заходит на витрину, выбирает необходимый ему товар, связывается с продавцом в соответствии с указанной на сайте инструкцией для оформления заявки, а также получения информации об оплате и способах доставки заказа. После оплаты заказа покупатель его получает. Информация о заказах может поступать на почту к менеджерам продавца для ее дальнейшей обработки. Интернет-витрины устроены таким образом, что через них нельзя оплатить товар, это является их главной отличительной чертой. В настоящее время интернет-витрины теряют свою актуальность, так как появляются более современные и автоматизированные варианты подобных сайтов.

Торговая площадка. Это интернет-ресурс, на котором происходят процессы электронной торговли, то есть заключение договоров купли-продажи между продавцами и покупателями, более того, на данных торговых площадках могут проводиться аукционы, конкурсные и рекламные мероприятия, а также тендеры. Если говорить простым языком, то электронная торговая площадка — это виртуальный торговый центр, где его владелец представляет в аренду продавцам торговые ячейки. Для продавцов данный вид сайта достаточно выгоден, особенно если магазин находится в стадии стартапа (открытия), так как такие ресурсы уже обладают необходимым набором инструментов по оформлению и настройке своего магазина. Но здесь появились и первые негативные последствия для покупателей. Электронные торговые площадки дали возможность продавцам, которые нацелены на ведение бизнеса не самым честным путем, особенно если площадка является крупной, пользующейся популярностью и доверием. Данный факт вызвал необходимость развития нормативных актов по дистанционной торговле, чтобы защитить потребителей, так как действующий на тот момент закон о защите прав потребителей не регулировал в должном объеме дистанционную торговлю. Честно говоря, он и сейчас нуждается в доработках. Однако работа по развитию законодательства в сфере интернет-продаж велась, и в 2007 году одним из ее результатов стало появление «Правил продажи товаров дистанционным способом», о которых мы поговорим в следующих главах.

Интернет — это активный, динамичный и постоянно развивающийся ресурс. Электронные торговые площадки — тоже не исключение, они становятся более удобными, современными и технологичными, но в качестве примера типичной электронной площадки могу привести такой ресурс, как Avito, где участники могут оставлять свои предложения, с одной стороны, а с другой — оставлять свои пожелания, а также сравнивать имеющиеся предложения и выбирать.

Интернет-магазин. Самый распространенный вид сайта для дистанционной торговли. Это полноценный индивидуальный магазин в полном смысле этого слова. Интернет-магазин имеет свой стиль, ассортимент, набор услуг, инструменты оформления, оплаты и отслеживания заказов. На сегодняшний день интернет-магазины имеют настолько высокую степень автоматизации, что позволяют вести статистику продаж, оформленных заказов, популярности продаваемых товаров и услуг, способности контролировать работу сотрудников, организовывать работу подразделений поддержки и сервиса, вести сбор обратной связи от клиентов, проводить маркетинговые акции и конкурсы — одним словом, интернет-магазин собрал в себя все возможности электронной торговли. Главная отличительная черта интернет-магазина от остальных — это его индивидуальность, так сказать, визитная карточка продавца.

Учитывая тот факт, что возможности интернета практически безграничны, интернет-магазины могут быть настолько разнообразны, что можно найти магазины, продающие свои товары в розницу, оптовые магазины, магазины, реализующие различные услуги, занимающиеся перепродажей чьих-то товаров и услуг, а также различные магазины, занимающиеся скупкой. География таких магазинов не ограничена не только границами городов и регионов, но и границы между странами им совсем не помеха.

Если подвести итог, то на сегодняшний день интернет-магазин — это один из основных инструментов ведения современного бизнеса в области торговли. Можно очень много рассказывать об устройстве, пользе, удобстве и одновременно опасности, в основном для покупателей, интернет-магазинов, но в данный момент у нас совсем другая задача, и общего знакомства с этим явлением нам будет вполне достаточно. Но мы обязательно поднимем эту тему в следующих книгах.

Маркетплейс. На первый взгляд может показаться, что это что-то новое в области дистанционной торговли, но на самом деле маркетплейс — это усовершенствованная версия торговой площадки. Если обратиться к Википедии, то маркетплейс (англ. online marketplace, online e-commerce marketplace) — платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц, чьи операции обрабатываются оператором маркетплейса. Теперь давайте переведем это определение на более простой язык. Итак, маркетплейс — это торговая интернет-площадка, на которой представлена информация о товарах или услугах других магазинов-продавцов, с которыми у маркетплейса заключен договор на размещение данной информации. Более того, маркетплейс оказывает услуги, например, доставку, а также осуществляет прием платежей в интересах магазина-продавца, но сам при этом продавцом не является.

Что еще очень удобно, так это то, что у покупателя общая корзина на все товары, то есть, если заказать у одного продавца смартфон, а у другого умные часы, то оба товара вам доставят одним заказом, и стоимость в заказе будет общей за все товары, маркетплейс самостоятельно переведет деньги каждому продавцу. У покупателя появляется личный кабинет, где он может собирать заказы, отслеживать их, а также оставлять обратную связь или жалобы на качество товара или оказанных услуг. На мой взгляд, очень удобно в одном магазине заказать все сразу: макароны, косметику, бытовую химию и электронику, оплатить все сразу одним платежом и получить все одной доставкой — мне это очень нравится, но не буду вам навязывать свое мнение, каждый выбирает то, что ему ближе.

В качестве примеров можно привести такие маркетплейсы, как «Беру» и GOODS.

Из всех видов представленных сайтов в настоящее время наиболее актуальными являются интернет-магазины и маркетплейсы. Поэтому дальше будем больше обращаться именно к этим видам электронной торговли.

Далее предлагаю рассмотреть несколько подразделений продавца, с которыми придется контактировать в случае возникновения вопросов, а если возникнет необходимость решения вопроса касаемо товара, который оказался плохого качества, ненадлежащим образом оказанных услуг или любых других жалоб, то данные подразделения будут основными в решении возникших вопросов. На этих подразделениях и работающих в них специалистах мы остановимся более подробно, так как очень важно понимать, с кем имеешь дело и от кого зависит решение возникших проблем. Ведь согласитесь, если вам продали товар, который оказался сломанным, вы не будете обращаться ко всему магазину сразу, а если и направите жалобу на имя директора, то все равно с вами будут контактировать, как я люблю говорить, специально обученные люди, а хорошо или плохо их учили — это уже другой вопрос, на который мы найдем ответ далее, при выборе тактики поведения.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Защита Прав Потребителей. Дистанционная торговля. Интернет магазины» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я