Эта книга представляет собой путешествие в духовное измерение нашей жизни. Автор задается очень глубокими мировоззренческими вопросами и демонстрирует свое видение важных и беспокоящих многих современников тем. Она позволяет не только воспринимать реальность с позиций осознанности и осмысленности, но и наполнена провокационными утверждениями, с которыми можно соглашаться или нет, но точно невозможно остаться к ним равнодушным. Книга написана по принципу карты, которая предлагает вдумчивому читателю систему координат, возможные варианты пути и показывает один из вероятных маршрутов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загляни в себя, или Мировоззренческая позиция одного счастливого человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
От автора.
Каждый прожитый нами день состоит из встреч и расставаний, из познания чего-то нового, переживания различных эмоций. Каждый день мы делаем себя самих и созидаем мир вокруг нас. А еще мы ищем «своих», близких по духовной сущности людей.
По сути, я написал эту книгу для того, чтобы мы, по крайней мере, увидели друг друга: сколько нас — таких сумасшедших, похожих друг на друга. И, наверное, потом мы сможем непросто друг друга опознать, но объединиться и сделать нечто большее. Поэтому книга — это «лакмусовая бумажка», сигнал, проверка по принципу «свой — чужой». Я никого не хочу ею убедить и никого не хочу воспитать, через эту книгу я делюсь собой, своими мыслями и выводами, убеждениями и ценностями, и если кто-то из уважаемых читателей почерпнет в ней что-то, что поможет и ему, я буду счастлив. В моих намерениях — найти единомышленников, чтобы вместе мы, почувствовав друг друга, смогли стать сильнее и сделать больше и, вероятно, быстрее, чем поодиночке.
Да, эта книга — несомненно, провокация, никто не скажет тебе здесь и даже не намекнет «Иди, делай так и эдак, и будет тебе счастье!» или «Нарисуй картинку, повесь ее на стену, и все случится!». Ее миссия в том, чтобы быть возбудителем внутренней работы для тех, кто способен ее провести. И неважно, что твои представления, возможно, не совпадут с моими. Важен сам толчок к диалогу, к взаимному развитию, необходимо научиться задумываться над важными и сложными вопросами, определять собственные принципы и ценности.
Я вижу свою задачу в том, чтобы дать стимул к внутренней работе, пробудить желание, рассеять сомнения и честно посмотреть на самого себя. Потому что каждый, кто приближается к тому, чтобы найти свой Путь, полон боязни и сомнений. Впереди его ждет полная неизвестность. Но каждый должен самостоятельно пройти свою дорогу. Дорогу можно показать, можно дать подсказки, показать пример, но никто ни за кого не пройдет эту дорогу. Это всегда личный путь, он не похож на чей-то еще, даже если хочется, чтобы он был таким.
Дорогой читатель, возможно «опорная» система предложенных мировоззренческих координат и задаваемые здесь вопросы помогут и тебе увидеть и понять что-то новое про самого себя. Но это уже будет твоя «практика», твоя работа и твой внутренний рост. Фактически я предлагаю обменять свое знание на твое внимание и терпимость. Пусть это будет наш с тобой эмоциональный контракт.
Об этой книге
Эта книга о конкретном человеке и о других людях. Она о системе ценностей, наборе взглядов, подходов и методов, которые позволяют человеку жить полноценной жизнью, дышать полной грудью, быть дерзким, смелым, отважным и при этом — достигать любых целей, которые он ставит перед собой.
Эта книга о том, что можно рассмотреть и чему научиться, если внимательно наблюдать за самим собой и всем, что тебя окружает, если научиться заглядывать в себя и научиться смотреть в безграничный космос, и о том, что по сути, это одно и то же.
Эта книга о том, как жить в будущем уже сегодня, как создавать его еще более красивым и многогранным, как из него видеть настоящее и все возможности, которые оно нам дает.
Эта книга для всех тех, кто найдет в ней что-то важное и полезное для себя лично или для своих близких, для тех, кто уже что-то понял, и тех, кто еще ищет ответы, для тех, кто еще только пытается задавать вопросы себе и миру, для тех, кто уже в Пути, и тех, кто еще только ищет собственное Предназначение и свою дорогу в жизни.
По большому счету, эта книга о настоящем подлинном лидерстве, не показном, а берущем начало в глубинах личности, «внутри меня самого», о внутренней силе человека и свободе, она о смыслах и их понимании, о том, как быть самодостаточным и счастливым.
Эта книга для тех, кто живет на планете Свободы, Уважения и Доверия, и для тех, кто видит цель своей жизни в том, чтобы созидать и творить, любить и познавать новое в себе и вокруг.
Так случилось, что сейчас, как, впрочем, и в прежние времена, людей, которые могли бы быть настоящими провидцами (про-видение — это видение будущего теми, кто умеет его создавать), пока еще очень мало. Но я верю в то, что их число увеличивается, ведь каждый такой человек зажигает своим огнем многих и многих вокруг себя.
Всегда есть те, кто стремится заглянуть за горизонт, кто задается вопросом «А почему бы нет?», кто готов, но пока не знает «как» или не понимает «каким образом». А ведь для того, чтобы заглянуть далеко за горизонт, нужно точно так же уметь заглянуть глубоко в себя самого, расширить собственный горизонт осознанности и осмысленности.
Как читать и не читать эту книгу
Эта книга — концентрат мыслей, наблюдений, гипотез о мироздании и духовной сущности человека. Поэтому ее нельзя читать как художественную литературу, ее нельзя читать, не настроившись на нее и не создав собственную зону уединения. Нужно настроиться на восприятие нового и попытаться услышать и понять кого-то еще кроме себя, стать более терпимым к другой отличной от собственной точки зрения. Это практика допущений, практика сознательного расширения возможностей и признания многообразия субъективного в мире. Если идеи, изложенные в этой книге, слишком сложны или ты не готов их сейчас воспринимать — отложи книгу, ее время просто еще не пришло. Попробуй вернуться к чтению, когда возникнут вопросы: вопросы к самому себе и собственной сущности.
Читай малыми дозами, бери то, что для тебя важно, не спеши и не стремись проглотить все написанное быстро. Разбавляй выводы собственным анализом и личным опытом. Получай удовольствие и главное — постарайся заглянуть в себя. Не стесняйся возвращаться к прочитанному: возможно, в другой день ты увидишь за теми же словами другое наполнение.
Почему именно Ты
В нашей речевой практике неслучайно сложилось так, что мы обращаемся на «Вы» к людям малознакомым и незнакомым, а «Ты», как правило, используем в общении с друзьями, родственниками, единомышленниками. Конечно, на «Вы» обращаются еще и к тем, кого уважают, но все же это совсем другое «Вы». В нем заключена не просто неопределенность, как в первом случае, а таинство приобщения к опыту человека, который постиг или сделал больше, чем ты. И, наверное, поэтому, близко контактируя с уважаемыми людьми, мы все равно рано или поздно переходим с ними на «Ты». Мы набираемся от них опыта, постигаем их мудрость, мы растем, и как правило, нам разрешают перейти на «Ты».
Мы никогда не переносим «Вы» в общение с самым сокровенным и святым. Мы обращаемся к Богу «Ты, Господи…», и когда мы чувствуем весь мир как единое целое, мы тоже говорим ему «Ты».
Поэтому и я сам, спросив себя, как же мне обращаться к своему читателю-собеседнику, решил перейти с ним на «Ты», ведь эта книга была создана для тех, кто уже является единомышленником и соратником и настроен спрашивать и получать ответы, кто стремится обрести смысл жизни или утвердиться в правильности своего жизненного выбора.
«Ты» в этой книге — обращение, безусловно, к духовно близкому человеку, которому можно довериться, рассказать самое сокровенное, подарить самое ценное. Ведь выводы, которые ты здесь прочтешь, основаны прежде всего на собранном и осмысленном опыте людей, с которыми на протяжении многих лет мне посчастливилось встречаться на жизненном пути: людей цельных, созидательных, ярких и многогранных. Переосмысление многих-многих встреч на протяжении более чем двух десятилетий, а также собственного опыта пережитых успехов и ошибок и стало основой этой книги.
Если тебе, мой дорогой читатель, окажется интересной и полезной хоть одна из многих изложенных здесь мыслей — я буду очень рад, и буду знать, что мне чуть-чуть удалось послужить тебе. Ведь нет высшего счастья, чем быть по-настоящему полезным другим.
I. Рождение
Рождение души. От знания к незнанию
Путей много, но сердце знает ближайший.
Николай и Елена Рерихи. Агни Йога
Мы не можем видеть душу, потому что она смешалась с природой, с сознанием, с телом. Самый невежественный человек думает, что душа — это его тело; более знающий думает, что душа — его сознание; но оба они ошибаются.
Свами Вивекананда. Ражда-Йога и афоризмы йога Патанджали
Человек приходит в этот мир после двенадцати месяцев созревания, вернее — после трех месяцев выбора душой (Духом) себе родителей — проводников в этом мире — для нового путешествия в жизненном воплощении и девяти месяцев взращивания физического тела. Откуда мне это известно? Просто знаю, и делюсь с тобой, как когда-то кто-то другой подарил это знание мне. И это первое, что необходимо усвоить родителям: не они выбирают, их выбирают! Да-да, дети выбирают родителей. Эта точка отсчета позволяет совсем по-другому посмотреть на предмет взаимоотношений в семье, между детьми и родителями, и, если понять этот посыл, многих неприятностей и бед можно избежать в течение жизни. К сожалению, большинство людей не готовы смотреть на это именно так. И потому приход человека в мир часто связан не с любовью и уважением, а с насилием и «воспитанием». Мы порой не понимаем, что Человек приходит, чтобы пережить новый опыт и взрастить то, что мы называем духовностью. Духовность — не физическое и не психическое измерение нашей жизни. Это неотъемлемая составляющая человеческого Духа. Именно то, что делает человека Личностью, что заставляет говорить о нем как о носителе человечности. Это сущностное свойство.
Выбранный человеком маршрут и реализованный им в своей жизни мы привыкли называть судьбой, независимо от того фаталисты мы или нет. Зачем мы приходим в этот мир? Каждая душа, приходя сюда, имеет собственный план получения и проживания нового опыта, который позволит взрастить ей себя саму. Но по мере получения первых навыков и знаний память о Плане души уходит в бессознательное подобно тому, как память о наших сновидениях часто растворяется с нашим пробуждением. Поэтому большинство людей живет так, словно удовлетворение базовых потребностей организма приоритетнее духовного поиска и становления. Так уж получается, что духовная составляющая остается прерогативой очень ограниченного круга индивидов, для которых Она — ключевой, основополагающий момент существования. Все иные пути — от неосмысленности и неосознанности — ведут к прожиганию жизни и тех ресурсов, с которыми мы пришли в нее. Мы часто просто забываем об ограниченности энергии, увлекаясь соблазнами. Но испытание заключается в том, чтобы в этом необыкновенном приключении — жизни — приобрести духовный опыт. Все наши инстинкты, материальные потребности, желания и соблазны — всего лишь инструменты, дающиеся нам для развития наших нефизических способностей, творческой энергетики и духовности.
Наша душа приходит в этот мир не столь чистой и наивной, как мы привыкли думать. Она приходит умудренной, подготовленной к познанию, зачастую имея уже опыт воплощения на Земле. И именно поэтому первые детские вопросы бывают такими мудрыми, а толкования наивными, но меткими и образными. Не зря же говорят, «устами младенца глаголет истина». Но в младенчестве, как ты, наверное, и сам понимаешь, человека как такового еще нет. О его проявлении в мире существует много теорий. Согласно одной из мне симпатичных — психоанализу — поведение младенца базируется на проявлениях частичных влечений. Затем формируется Эдипов комплекс, происходит различение «я — другой», задавая конкретную основу будущей личности и т. д. И это лишь один подход, с которым можно поспорить, принять его или нет. При этом та аналитика, которая представляет формирование личности как цепь случайного соединения ДНК-молекул, факторов среды и разнонаправленных воздействий, все еще не выдерживает серьезной критики перед фактом целостности и цельности человеческой натуры и жизненного пути. Тем не менее, человек на протяжении всего своего существования задается вопросами «Откуда мы появились?», «Как все происходит?», «Кто мы?». Наверное, за тысячелетнюю историю люди не раз приближались к отгадке, получали подсказки, но истина способна открыться не всегда и не всем. Носители ее приходили и уходили, она мерцала, проявляясь и затухая.
Если обратиться к концепции, корни которой можно найти в эпохе, предшествующей античной философии, наложить ее на современные знания о мире и попытаться осознать получающуюся комбинацию и складывающиеся последовательности и логические связи, становится очень интересно. Согласно древнему воззрению до рождения человека у его души появляется жизненный план и некий замысел воплощения, реализации себя в этом мире. В самой душе разворачивается весь маршрут ее будущего Пути как идеальная карта. И уже на основе этого замысла происходит физическое формирование, воплощение в теле.
Однако, хотя душа и приходит на землю мудрой и опытной, ребенок не может себя выразить, преодолеть естественный барьер на воспроизведение знаний, с которыми пришла его душа. К этому скрытому от нас знанию окружающих нас вещей и своего предназначения, в этой новой форме бытия, мы не подготовлены. Знания, не принадлежащие этому миру, как считали испокон веков, могут причинить вред развитию человека, препятствуя реализации жизненного плана. Они требуют своевременности и зрелости, осознанности и осмысленности. Поэтому в первые годы становления человека происходит, с одной стороны, забывание того изначального замысла и предшествующего опыта, а с другой — у него начинают проявляться способности к самовыражению, эмоции, жесты, а главное — речь, и он активно осваивается в этом мире. Но довольно часто бывает так, что происходят «сбои», на которые мы, взрослые, не обращаем внимания, просто потому что не хочется даже задумываться над «странностями» поведения наших детей.
Почему, вообще, появилась фраза «устами младенца глаголет истина»? Потому что младенец порой говорит такие вещи, которые идут от самой души, от них веет глубокой мудростью, в них есть проблеск истины. Потому что это не то, что он придумал или увидел, перенял от взрослых. Это вырвалось из его бессознательного, тайного и сокровенного. Или это тот дар, пока не забытый им, который остался в нем после рождения и неожиданно проявился. Он видит то, чего нет, но дает при этом точные описания событий, присутствовать при которых не мог, или людей, с которыми никогда в своей жизни не виделся или об уходе которых не знает, поражая окружающих «своим воображением». И его благо в том, чтобы этот «дар» исчез как можно раньше, чтобы один мир не вторгался в другой, потому что законы одного из них другому неведомы. Их перекресток — это столкновение, которое, как правило, еще более запутывает наше понимание происходящего. Поэтому всегда есть желание избежать неизвестного и тем более странного, необъяснимого.
Приобретая новый жизненный опыт, мы наполняем знаниями сосуды нашей души, и то, что вбирает в себя сознание, также становится бессознательным знанием. Таким же, которое мы приобрели до прихода в этот мир. Мы проживаем нашу жизнь каждый раз с чистого листа, и это самое интересное приключение, которое с нами случается в этом путешествии. В нем есть несколько основных правил, следование которым является обязательным, и масса вариантов развития событий нашей биографии.
Эта теория не доказательна. Она привлекает своей стройностью и красотой. Согласно ей наша задача осознанно и осмысленно вспомнить свой жизненный план, принять то, что мы должны реализовать, приобрести опыт этой реализации, потому что самое важное — именно этот «нектар», который мы должны собрать перед тем, как наше время закончится. И если бы мы всегда осознавали, что в мир приходит таинство и мудрость за новым опытом, за трансформацией, мы бы по-другому относились к каждому дню и часу, к своим целям и к воспитанию своих детей.
Мы не знаем многого, что лежит в основании нашей жизни, но забываем, что это незнание и есть необходимое условие духовного развития и поиска. Поиска, который включает не только попытки как-то выразить сущностное определение человеческого, почувствовать, что такое смысл, суть и соль самой жизни. Он также призван привнести это человеческое в мир, и даже более — совершенствовать его. Иными словами, то, что определяем мы на своем Пути, каждый раз заново определяет и нас.
Часто ли мы помним об этом? И многие ли добиваются в жизни духовного совершенства? К сожалению, выдающиеся люди таковыми становятся не благодаря правилам среды, в которой живут, а вопреки им. Пусть до сих пор почти не принято передавать знания и свой духовный опыт. И мы не можем даже быть карликом на плечах великана, потому что великана-то у нас и нет. А тех, кто действительно чего-то достигает, мизерно мало, и опыт их — мифологизирован. Нам порой кажется, что духовный дар появился у них просто потому, что в них уже «что-то такое было». «Дар свыше», «искра Божия»… Но мы имеем лишь отдаленное представление о том, что они пережили, и во многом оно такое же надуманное, как игривая детская фантазия о головной боли. Каждую из великих духовных книг мы прочитываем так, как можем, насколько нам позволяет наш уровень развития, наш опыт. И мы зачастую слишком быстро привыкаем к собственным суждениям, считая, что «Ну вот это я уж точно знаю», ограничивая себя досужими стереотипами.
Мне хотелось бы, чтобы мой опыт изучения человеческих взаимоотношений уже стал базой для моих детей и для тех, кто еще ищет себя в этом мире. Необязательно соглашаться со мной и принимать все это как истину. Это стоит учесть и пойти дальше — к переживанию и осмыслению своего Пути. Они, наши дети, будут умнее, талантливее, но на сегодняшний день получается так, что мы, люди, пришедшие к зрелости в начале XXI века, в общем-то, основные жизненные знания приобрели методом личного эксперимента или, как говорят в инженерной среде, методом «тыка». Никто и никогда не учил нас самым базовым, простым и правильным вещам. Нет, нас, конечно, учили, но совсем не тому, нас учили математике и физике, химии и биологии, и еще много чему, но нас не учили быть внимательными и вдумчивыми, не учили ошибаться и все подвергать сомнению. Нас не учили быть индивидуальными и свободными от стереотипов, нам не объясняли, что самое ценное во всех правилах это исключения из них. И, набивая собственные шишки, проживая свои истории, мы делаем какие-то выводы, пытаясь систематизировать, исследовать и обобщить пережитое. Но наши слова звучат по-разному, ведь мы пытаемся ими донести невыразимое таинство бытия. И это отличает нас от всех остальных существ. Это дает нам возможность думать и развиваться. Это и является основой нашей духовности, нашего поиска себя.
Личный капитал — ни деньги, ни время
Научитесь мыслить сознательно, это приводит к экономному расходованию энергии. Не спите.
Георгий Гурджиев. Взгляды из реального мира
Мы просыпаемся. Пробуждаются наши ощущения. Мы вступаем в каждый новый день, реализовывая свои мысли и замыслы. Мы отгадываем загадки, которые щедро поставляет нам наша среда, и теряем из виду главный смысл. И когда заканчивается песок в наших часах, мы уходим из этого мира. Одни уходят как неудачники, так и не вспомнившие цели своего путешествия и истратившие весь свой потенциал на что-то несущественное, на суету и ложные, как выясняется в конце пути, цели, другие — наполнившимися до краев энергией, светом, великим знанием и мудростью.
Мы нередко заблуждаемся в том, кто — лидер, а кто рабствует на высоком попроще. Посмотрите на монахов, которые провели всю жизнь в искренней и светлой молитве о других. В их глазах — бездонная глубина и радость, а в душе — спокойствие и уверенность в себе и в мире. Ничто не отвлекает их от сути вещей, от главного в их жизни. В их движениях нет скованности, суетливости, нет неуверенности. Они говорят открыто и искренне. Они — как камертон нравственности — необходимы и интересны людям. К ним приходят. За ними идут. Их слушают. В русской культуре нет более почетного и уважительного звания чем Старец, Батюшка, Отче.
Забыв о начале и цели путешествия, мы и не достигнем той радости и живой энергии, ради которой пришли в этот мир. Нужно помнить о главном, и тогда мы научимся жить по-настоящему. Не изображая жизнь, а проживая ее.
От рождения каждый из нас обладает личным «капиталом». Мы привыкли называть его — «время», полагая, что оно объективно и не зависит от нас. На самом деле, времени нет. Существует только энергия, волна. И она беспрерывна в своем движении, бесконечна и всепоглощающа. Энергия, как и волна, может вынести наверх, а может поглотить и уничтожить. И каждый, кто понимает это, может научиться справляться с ней, а значит и с собой. Потому что энергия вечна, волна нескончаема, а мы, проживая свою жизнь, скользим вдоль этой вечности и сами определяем цель, которую покорим, достигнем и создадим, преодолевая и воспитывая себя, находя или теряя себя и свою жизнь.
Время1, как и часы — всего лишь инструмент, созданный самим человеком. Мы можем только наблюдать разное отношение к самому времени. Например — у европейцев и азиатов. Европеец, как правило, предельно пунктуален, он — «как часы». Азиат же действует согласно своему «чувству времени». На Кавказе, где я неоднократно бывал, представление о временных рамках весьма размыто. Приехать на три часа позже назначенного времени — обычное дело, можно опоздать и на три дня. Проблема не в том, что «счастливые часов не соблюдают». В Азии отличное от нашего отношение и к расстояниям, и ко времени. Существует мнение, что у европейца в его системе координат время проходит слева направо. Он видит события как проходящие перед его глазами по прямой. В представлении азиата все устроено так, что одно событие заслоняет другое и т. д., поэтому за ближайшим мероприятием или действием он не видит начала следующего. Это делает его более устойчивым к неопределенности, но, конечно, существенно отнимает у его способности планировать.
Другая картина времени, которая сформировалась под влиянием квантовой физики, представляет его как вертикаль, на которой уже нанизаны все события, и все они, на самом деле, происходят одновременно. Одновременно — на разных уровнях. В этой картине нет ни прошлого, ни будущего. Кроме того, во многих древних цивилизациях время это замкнутый круг, жизнь вечна и мир беспрерывен, а у других время линейно, последовательно и конечно. Все ответы верны, так как это всего лишь системы принятых координат и философия мировоззренческого начала, условность, принятая за точку отсчета. Но у каждого из нас время, это еще и собственная система отсчета, система самочувствия и система координат, личная и индивидуальная.
Мы связываем течение времени с собственным восприятием. Время для нас то тянется, то бежит. Восприятие не всегда пропускает одинаковый объем информации. Мы привыкли думать, что в сутках 24 часа, что час состоит из 60 минут, а минута — из 60 секунд. Природе это безразлично: 60 минут или 30 секунд — лишь знаки, которые теряют вложенный в них смысл даже при изменении интенсивности наших переживаний, нашего проживания жизни. Конечно, человеку легче синхронизировать свои действия с помощью знаков и механизмов, их отмеряющих, но у каждого те же самые 24 часа длятся все-таки по-разному. Как в быстром или глубоком сне наше восприятие то ускоряется, то замедляется. Кроме того, любой человек может рассказать сон, в котором приснившийся нам стук в дверь, звонок будильника, сигнал телефона — совпал по времени с реальным аналогичным звуком. И пусть будильник был выставлен еще вчера на 7.00 — сон начался гораздо раньше реального звонка. Получается, что событие происходит очень предсказуемо для нашего бессознательного. Оно знает, что и когда должно случиться. И сюжет твоего сна уже готов к тому, что еще только должно произойти. Какие же установки мы могли бы задавать самим себе, зная все возможности, скрытые от нас до поры, способности, которые мы пока не развиваем, потенциал души, который мы еще не используем…
Мы еще многого не знаем о себе. Мы часто совершенно неожиданно совершаем личные открытия и удивляемся им, не понимая, что произошло. Потому что мы иногда, пусть и на очень короткое время, попадаем на чужую волну, в параллельную, чуждую нам реальность и быстро возвращаемся назад в привычный мир. Но остаются вопросы: «Что это было? Как это произошло? Что случилось с моим временем? Где я оказался?». И даже у самой ускоренной «перемотки» при этом существует естественное ограничение: наша энергия дозируется. Это связано со способностью заглядывать в будущее, ставить цели, программировать собственное поведение для поддержания жизни. Энергетически поведение человека разумного избыточно: мы не можем полноценно жить, не забегая вперед. Поэтому нам нужна ритмичность — вдох и выдох, удары сердца, режим питания, фазы сна, как и природе нужны фазы приливов и отливов, времена года и циклы самовоспроизведения всего живого. Все это создает движение, движение создает давление, давление обеспечивает изменения, а изменения и есть жизнь.
Сон — накопление энергии, бодрствование — ее активный расход. Чтобы потратить больше в рамках дозы, нужно сэкономить. Чтобы хорошо поработать, нужно как следует выспаться. Дозирование, защита от критической потери энергии существует для того, чтобы мы могли расточать эту энергию бережно и вдумчиво, то есть целенаправленно. Но когда мы расходуем ее всю, лишая себя сна и отдыха, игнорируя потребность в восстановлении баланса своей системы жизнедеятельности, когда энергии уже не остается совсем — наше время подходит к концу.
В действительности случается и так, что энергетическая защита в связи с повышенным уровнем эмоциональности, проявляемой в творчестве, сексуальности или потребности в достижении цели, недостаточна. И человек начинает жить на сверхусилии, выключив или заглушив защитный механизм, достигая многого за короткий срок, но так же быстро он и сгорает, интенсивно расходуя запас этой невосполнимой энергии. Его жизнь проносится как комета — стремительно, но ярко. И мы с сожалением говорим о раннем уходе, порой не думая о том, что человек «успел» за эти годы гораздо больше, чем среднестатистический долгожитель.
У каждого из нас свой «энергетический капитал», и мы, слава Богу, ничего не знаем о его характеристиках: сколько на счету, насколько нам этого хватит и на что именно. И то, что мы не знаем истинных границ своего энергетического достатка — замечательная «новость». Было бы самой большой трагедией знать, сколько осталось до финальной точки. Предопределенность лишает жизнь самого главного — свободы, азарта, вдохновения. Потому что в неведении человек живет, имея возможность питать себя надеждой, строить планы, совершать выбор, не определяемый всеми условиями, свободно творить, быть смелым и неуемным, дерзким и целеустремленным. Осознание конца — это уже конец, занавес в постановке жизни. Что мы сделаем со своей жизнью? Проживем ее как трагедию? Или жизнеутверждающий роман со своей судьбой. Все — в наших собственных мыслях, ведь они и определяют сам результат.
Давление, как нам известно из классической физики, может сохраняться только в идеальной, совершенно замкнутой системе. Но такая система не имеет возможности развития. В жизни всегда присутствует неопределенность, или даже лучше сказать — незавершенность. Этот факт не мешает нам четко осознавать, что наши ресурсы ограничены, а наша система открыта, по крайней мере, на уровне обозримого нами контура, и тогда законы классической физики становятся не так очевидны. Человек как открытая система гораздо сложнее самого навороченного механизма, потому что он подчиняется уже не земным, а каким-то иным законам, создан по образу и подобию своего Создателя и получил нечто, что должно ему помочь в его личном земном путешествии, у каждого есть свой личный стартовый капитал, никто не знает, насколько он весом, но каждый может сам им распорядиться по собственному усмотрению и разумению. Поэтому напрашивается вопрос: «А как распорядиться своим капиталом?». Чтобы ответить на него, нужно спросить себя: «Зачем мне это всё? Зачем я пришел в этот мир? И с чем я должен из него уйти?».
Еще в те времена, когда люди изобрели правила общения и обмена, когда появились еще даже не государства, а первые общины, возникли лидеры, а также зависимость и подчиненность одних людей другим. Далее сформировалось государство и появились деньги как мерило всех жизненных материальных ценностей. В общем-то, такое простое и понятное мироустройство всех устраивало и потому просуществовало тысячи лет и в той или иной модификации дошло до наших дней. И большинство бед человечество переживает и переживало всегда только потому, что еще в период становления этого миропорядка ее земные вершины — Власть, Деньги, Ум — были отделены от Высшего разума, от духовной целостности, от Духа, и душа, как Его проявление в нас, утратила состояние счастья. Люди быстро забыли, что жизнь состоит не только из социальной составляющей, что есть еще физическая и духовная стороны жизни, и есть разум как наш канал связи с Создателем, бездуховное состояние ума приводит к горю и несчастьям, и это такая простая формула, но мы, зная ее, не хотим замечать.
Деньги пока еще никого не сделали счастливым, как и власть сама по себе, развитие ума и порождение им «нового» без связи с высшими целями и замыслом Создателя ведет к великим бедам. Все эти ресурсы не помогают решать внутренние проблемы и противоречия. Они не дают возможности человеку ответить на вопросы мировоззренческого порядка «Кто я (кем я сам считаю себя и во что верю)?», «Что я делаю (ради какой цели живу, кому или чему посвящено мое служение)?» и «Зачем я здесь (что останется, когда все закончится)?». Деньги, власть и ум вне духовности скорее будут создавать условия, чтобы никогда человек не задавался такого рода вопросами, потому иначе они потеряют свою значимость и вес в ценностной шкале человека.
Чтобы ответить на эти важнейшие вопросы, человеку приходится осуществить целую ревизию своей жизни, понять, как он тратил свои ресурсы, которые даны ему от рождения, и что он в результате своих действий приобрел к данному моменту жизни. Иными словами — что же у него осталось, и к чему он готов стремиться дальше, что он готов предпринять и чего достичь. Есть ли у него энергия взять новую волну и не сгинуть в пучине, бороться и достигать, наполняться эмоциями и совершать новые открытия, познавая себя. Вот вопрос, на который необходимо иногда отвечать без стеснения и лукавства.
Что такое ограничение энергии в конкретное время? Возможно, это защитный механизм. Или же его корень — в природе лени, которая, по сути, тоже является защитным механизмом, но все происходит «в меру» и «по мере…». В любом движении должен постоянно соблюдаться баланс, равновесие. Сделав слишком широкий шаг — упадешь, будешь семенить — запнешься. Результат — тот же.
Мы так устроены, что с самого рождения стремимся удовлетворить наши потребности. Изначально ребенок делает это любым доступным ему способом, а человек взрослый уже умеет определять цену и приоритеты. Но часто случается так, что удовлетворение потребностей материального, физического плана становится единственной целью жизни, и это приводит к утрате ориентиров в жизни. Человек увлекается и забывает о главном — о цели своего великого путешествия. Однако удовлетворение любым уровнем материального достатка не может длиться вечно. Это иллюзия, которая искушает нас тем, что, достигнув какого-то определенного уровня, мы можем успокоиться «в раю». Но как только мы успокаиваемся — нас неминуемо ждет банкротство, штиль, небытие, потому что весь мир — это волна, и остановить движение в этой волне — все равно, что пойти ко дну или вернуться на исходную точку, не только не умножив, а попросту утратив свой заряд. Иллюзия того, что материальная сторона жизни приносит счастье тем, кто финансово благополучен, вызывает разочарование: у человека есть всё, а вот счастья — нет. Часто человек всю жизнь верит, что когда он станет богатым, состоятельным и властным, он автоматически станет счастливым… Как бы не так. Это еще одно величайшее заблуждение, рано или поздно приводящее к глубочайшему разочарованию. Так не бывает. И значит ли это тогда, что всё было напрасным? Такие моменты помогают понять, что счастье не может измеряться ни денежными знаками, ни их количеством, ни властью и не социальным успехом. Все это приятно, полезно и временами отрадно, но дело в другом…
Никто не может сделать другого счастливым. Счастье нельзя подарить. Необходимо самому прожить и пережить его, достигнув глубинного знания. Это может только тот, для кого именно это — значимая цель, и он готов приложить усилия и потратить на постижение свою энергию. Никто и нигде не учит, как стать счастливым. Об этом не говорят, если хотят помочь. О том, как пережить счастье, не написаны учебники. Нас учат, как быть хорошим работником, хорошим супругом и хорошим ребенком, учат, как быть хорошим родителем, «правильным человеком», человеком системы. Но никто не говорит о том, как стать счастливым. Важно понимать, что это знание не тиражируется привычными нам средствами. Оно открывается как «откровение» за самостоятельно проделанный труд. Поэтому мудрецы во все времена рассказывали истины притчами, намекая на вехи Пути, но никогда не давая конкретных рекомендаций. Ведь это совсем другая система восприятия и познания. А те, кто пишет и говорит, что, выполняя механистически некую последовательность действий, человек может стать счастливым, лукавят, заблуждаются или откровенно манипулируют другими людьми.
Учения, пришедшие к нам из глубины веков, в большинстве своем гласят: «Терпи и страдай, и тогда через страдания придет тебе по заслугам твоим». Но что значит «страдать»? Страда — это период тяжелого труда, необходимого для сбора урожая. Страда — это время песен и взаимопомощи, а вовсе не уныния и тоски, смирения с безысходностью положения. И когда ты смотришь на все происходящее с твоей же жизнью с другой высоты, ты вдруг задумываешься и понимаешь, что твоя страда не ведет к урожаю, в твоей жизни не остается ресурсов, потому что ты этим просто не занимаешься, ты ничего не возделываешь. Ты не занимаешься самым главным, а просто сеешь пустоту, удовлетворяя растущие потребности, чтобы они становились еще больше и заполняли все смысловое пространство твоей жизни.
Получается, что, придя в мир для того, чтобы духовно взрастить себя, ты сперва потратил энергию на получение все большего числа банальных удовольствий, чтобы затем снова потратить энергию еще и на собственное восстановление от пресыщения ими. И у тебя совершенно не остается энергии. Круг замыкается, и, вероятно, поэтому за тысячи лет человечество так мало успело пройти в собственном духовном развитии. Ведь каждый раз приходя в мир одинокими, мы так же в одиночку проходим свой путь, взращивая себя или прожигая жизнь. Кто-то добивается успеха, прозревая свой путь и постигая себя, но чаще всего мы видим истории разочарования, «путь в никуда». Срок человеческой жизни невероятно мал, и после периода полного расцвета сил — проживание, незрелого человека, превращается в «доживание». Для воспитания в себе внутренней духовной зрелости времени, то есть энергии, практически не остается.
Если бы я тебя попросил посмотреть перед собой, а потом отвести взгляд, чтобы ты запомнил? Смог бы ты описать картину, которая была перед твоими глазами пять секунд назад? Ведь даже на картинках «Найди 10 отличий» мы не сразу догадываемся, где кроется подвох. Такова степень нашей адекватности в восприятии жизни. Мы устроены так, что всегда концентрируемся на главном для себя, если мы, конечно, сами выбираем это «главное». Когда ты сконцентрировался на вещи или на представлении, то даже через полгода и год ты вспомнишь мельчайшие детали, нюансы объекта или контекст события. Это и есть осмысленное восприятие действительности. Когда человек живет в потоке, он утрачивает себя, его контур сливается с фоном по линии наименьшего сопротивления. Его дни, как говорят, похожи один на другой, ему трудно вспомнить, что было вчера или позавчера. Его судьбу пасут слабости и пороки, и он постоянно идет на компромиссы в пользу своего комфорта, постепенно снижая и нравственный порог, и порог своих достижений. Он помнит только, что он каждый день просыпается, чистит зубы, идет на работу, а вечером возвращается туда, где можно поспать. Утром все повторяется. Жизнь таким образом выхолащивается настолько, что он, вообще, не замечает действительности. Он просто перестает обращать внимание на нее. Все кажется бесконечным и бесцветным. Человек движется в одной плоскости в треугольнике власти, денег и ума, не обращая внимание на то, что только разум может позволить подняться и выйти за рамки этого треугольника. Вспомните пирамиду на долларовой купюре: она полна смысла, и это еще одна подсказка, которая послана нам в напоминание о важности истинного стремления. Кирпич за кирпичом. «Эмблема свободных каменщиков», — возразит кто-то. Но что появилось раньше? Я не стал бы на этом факте концентрироваться. Ведь сама мысль, выраженная в этом образе, куда важнее даже имени ее создателя, а не только того, кто эту символику использует или как трактует.
У многих людей восприятие действительности очень неглубокое, урезанное, и вопрос в том, как мы распорядимся своей энергией, можно переформулировать в то, как мы сами понимаем окружающую действительность, насколько глубоко, насколько внимательно к деталям. Это касается не только деталей внешней среды, но и нашего внутреннего мира. Насколько человек способен, вернее, насколько он воспитывает в себе готовность расширять границы внешней и внутренней гармонии, настолько он сбалансирован, настолько же гармонична его жизнь.
Другими словами, твоя жизнь полна ровно настолько, насколько ты ее делаешь полной. Каждый день может быть как абсолютно пустым, так и безгранично наполненным. Именно осознанность дает человеку эту наполненность — не в смысле материальной обеспеченности, а наполненность всей гаммой происходящего вокруг в текущий момент. В таком состоянии ты иначе чувствуешь воздух, распознавая его вкус и свежесть, ты иначе ступаешь по земле, по-другому чувствуешь предметы, слышишь звуки, воспринимаешь краски и цвета. Но главное — ты чувствуешь и сознаешь себя живым. И только в этом состоянии появляется смысл за пределами личного существования, за рамками выживания, комфорта или «доживания». Другое отношение к действительности определяет и принципиально другое отношение к собственным мыслям: наполненность заставляет человека тратить свой личный капитал не просто «на свое существование» в мире — за крышу над головой и место под солнцем. Человек в буквальном смысле — «вкладывает свою душу» в то, что считает важным. Он больше не оправдывается перед жизнью, а сам оправдывает ее. Его поступки осознанны, и они вплетаются в ткань бытия.
Наше счастье объективно не зависит от событий нашей жизни. Можно быть счастливым, невзирая на то, что тебя окружает. Можно быть счастливым даже в совершенно абсурдной, парадоксальной и драматической ситуации. Если научиться управлять эмоциями, научиться управлять своими мыслями, можно научиться управлять и своим миром. Отрицательные эмоции — быстрые и импульсивные. Они легко возникают и в нормальном состоянии быстро проходят. Положительные эмоции получить труднее, но они более продолжительны и дают импульс к действию. Отрицательные эмоции разряжают наши аккумуляторы. Положительные, напротив, создают заряд. Поэтому истории любых болезней начинаются «с головы», с отрицательных переживаний, имеющих разрушительную силу. Позитивный заряд лечит и укрепляет наш духовный мир.
Если допустить, что когда-нибудь человечество выйдет за пределы трехмерного пространства, наш способ осмысления действительности и реакции, вероятно, изменятся кардинально и навсегда. Но пока для нас есть хорошая новость, заключающаяся в том, что, по большому счету, особенных ограничений в развитии у человека нет, кроме естественной дозированной жизненной энергии. Мы живем столько, сколько живем. Цель каждого человека — в течение жизни взрастить и укрепить свою душу. Не погубить ее. Неслучайно в русском языке о человеке, совершившем тяжкое преступление, говорят «душегуб» или «бездушный», то есть погубивший душу, лишившийся ее. Это лишь подчеркивает ценность почти неощутимого средоточия и смысла нашей жизни.
У нас есть чувство времени, но нет воспоминаний о своем Пути: в этих условиях с главными неизвестными трудно искать дорогу, прокладывать свой маршрут. У нас есть наши мысли, и мы выбираем, как с ними быть. Изменив свои мысли, управляя эмоциями, мы изменим себя. Изменив себя — мы изменим весь мир.
«В начале было слово»
Современный человек подвержен искушению отвержения Бога во имя собственных, человеческих интересов. Это искушение особенно глубоко и особенно опасно с «антропологической» точки зрения, если принять во внимание то, что у человека есть смысл именно как у образа и подобия Бога.
Папа Иоанн Павел II. Молитвенные размышления
Человек триедин. Его сущность — пересечение трех векторов:
• физического, который, помимо того, чтобы мы подчиняемся физическим законам и занимаем определенное пространство, подразумевает и все биохимические и физиологические процессы в нашем организме;
• социального, относящегося ко всем нашим проявлениям во взаимодействии со средой — к общению, научению, творчеству, к тому, что мы отдаем этому миру;
• духовного — тому, что мы берем для себя из этого мира, средоточие смысла и цели нашего существования.
А над всем этим стоит разум, как связь с единым высшим началом, с создателем, с космосом. Ты можешь подобрать любое слово в качестве синонима, любое понятие, которое тебе ближе и комфортнее.
На каждом уровне мы можем видеть определенный «смысловой» пласт. Физический уровень определяет смысл и назначение организма в поддержании жизни и продолжении ее в потомстве. Это база нашей физической полноценности, здоровья и комфортного существования, регулируемого инстинктами, в том числе и инстинктом самосохранения. Социальный — в реализации себя в социальных ролях — как семьянина, гражданина, труженика, активного члена социума. Здесь «смысл» полагается в признании себя частью группы, социальной системы. Духовный уровень наиболее сложен и наиболее важен. Именно он определяет человека как носителя человечности: поколеблен смысл на физическом уровне — и человек, буквально, звереет от голода или страха; ущербен смысл на социальном уровне — и преступник отторгается из общества как бездушный, асоциальный элемент, утрачивая связи в связи с «бесчеловечным» поведением или же попадая в ситуацию полной изоляции, дичает, переставая быть человеком. И только духовное является постоянным хранителем человечности: эта та квинтэссенция, которая позволяет человеку быть всегда, даже в «нечеловеческих условиях и обстоятельствах», она и есть тот самый локомотив развития и памяти нашей цивилизации. Развитие духовного начала невозможно без наличия разума и стремления к любви как проявлению высшего начала.
Высокий уровень развития духовности достижим только для тех, кто стремится к нему. Невозможно продвинуться на этом пути только потому, что кто-то рядом это уже сделал. Это не навык, который можно передать. Это — сущность, которую ты отдаешь через свои дела, переживания, через делание, то есть через какую-то активность. Кроме тебя этого сделать никто не может. Также и за тебя заниматься твоим духовным ростом никто не сможет. Если ты сам не ставишь перед собой задачу подняться до истинно человеческого, если у тебя нет такой внутренней цели, то, соответственно, никто в тебя не сможет это вложить. Ты всегда будешь только около того, чтобы быть духовным, человечным, и твой Путь будет в лучшем случае — окольным.
Единственное, что можно сделать извне, — подсказать и направить. Мы все начинаем с подсказок, которые даются самой жизнью, это самая простая интерпретация того, что кто-то признает как Высший разум, а кто-то как провидение или счастливый случай. Ведь признать Божественное начало, признать Высший разум, который реализует через нас, через нашу жизнь свой высший замысел, достаточно тяжело, особенно — для людей далеких от религиозной практики. Но! Ничего не происходит и не возникает из ниоткуда, не исчезает просто так, и этот материалистический посыл только подтверждает истинность вышеприведенного знания — наличие высшего знания и Высших сил, которые реализовывают нашей жизнью свой величайший проект сотворения и развития мира. Ведь мир — это большая и обманчивая реальность, которую мы признаем как некую истину и константу, не принимая зачастую во внимание наше субъективное и уникальное как восприятие, так и само отношение к творимой реальности нашего бытия, а также голографическую природу мироздания, в каждой частице которой есть вся информация о всей системе мироустройства вплоть до мельчайших деталей. Такой голографический принцип позволяет Вселенной сохраняться вечно вне нашего участия, независимо от наших способностей, чувств и зрелости. И невозможно представить себе, что все это возникло само по себе, просто так, без чьей-то твердой и безмерно талантливой руки и Его Высшего замысла. Его Высший разум, разум Отца небесного, соединен с нашим сознанием, и это позволяет некоторым из нас создавать гениальные мыслеформы, ведущие к развитию цивилизации, культуры и техники, искусства и образования, веры и знания.
Людей, не подготовленных с точки зрения духовного развития, достаточно тяжело убедить в том, что они не могут объяснить. При этом ведь любой понимает, что если есть нечто, что я не могу ощутить или описать, это совсем не значит, что этого нет вообще. Просто это недоступно моей конкретной системе восприятия. Высший разум периодически посылает нам искры знания, но далеко не все из них достигают цели, разгораются в костер. Многие знания сгорают и утрачиваются. Многие так и гаснут в состоянии искры, потому что не получают должного внимания и поддержки. Мы просто их не осознаем, не фиксируем, не пытаемся осмыслить и воспринять. Это и есть наша главная и краеугольная проблема. И всего лишь изменение отношения к ней, ее осмысление и осознание даст тот новый и для кого-то великий, для кого-то — волшебный, а для кого-то — абсолютно уникальный результат. По большому счету, нам много раз даются подсказки: нам постоянно создаются условия, ситуации, моменты, которые подталкивают нас в правильную сторону, но мы так устроены, что все время сопротивляемся этому. Мы выбираем между злом и добром, которые обозначены в былинах: «Направо пойдешь — коня потеряешь»… Мы часто даже не пытаемся увидеть в происходящем подсказку, выбирая самый простой и безопасный путь, ведущий в никуда. Ведь что значит быть осознанным и осмысленным? Это означает во многом научиться в происходящем вокруг видеть эти подсказки и, учитывая их, двигаться вперед. Потому что мы опять же так устроены, что от многих вещей просто отмахиваемся. Нам лень рефлексировать по этому поводу, или же мы ищем обоснования для них на физическом и социальных уровнях, или, если мы можем не заметить — то просто не замечаем. Понятно, что если происходят какие-то события, которые непосредственно тебя касаются, то ты их замечаешь и начинаешь реагировать. И то только потому, что уже не можешь обойти, объехать, не заметить. Но, в целом, большинство живет по «окольному пути» — по принципу минимальной достаточности. Это очень хорошо заметно, если понаблюдать за мотивацией людей. Если человек вынужден выживать, зарабатывать на кусок хлеба или глоток воды, он проявляет чудеса трудолюбия, усердия, упорности, чтобы этого добиться. Но как только он удовлетворил свои инстинкты, рвение исчезает. По большому счету, тех, кто способен после «насыщения» быть эффективными и двигаться вперед — единицы. Потому что большинство останавливается на уровне минимальной достаточности.
Мы неизменно сталкиваемся с парадоксом: что первично — духовность или выживание? Потому что для того, чтобы идти по пути духовного развития, необходимо, с одной стороны, удовлетворить заложенные природой потребности, а с другой — чтобы управлять своими инстинктами и понимать меру достаточности, необходимо иметь определенный уровень духовного развития. Но есть другая интерпретация этого парадокса: человек — лишь яйцо, в котором есть зачаток духовной сущности, но вырастет ли из него духовная сущность, другой Человек, зависит только от него. Не из каждого яйца вылупится цыпленок, как и не из каждого человека вырастет тот, кто достигнет духовного совершенства. Единственным критерием и одновременно стимулом такого превращения является Высший разум. Он — и только он — позволяет нам жить и творить нечто, создавать уникальность, которая затем тиражируется в другом масштабе и становится реальностью. Это окно прогресса, окно новых знаний и новых достижений, приходящих к нам через систему парадоксов, ошибок и просто «случайных» совпадений.
Все больше я понимаю, что все самое важное и самое главное для духовного развития нам дается с детства через речь, через слова. Объективное восприятие появляется только на основе субъективного. Потому что любое слово — это всегда описание чего-то, о чем мы условно договорились. Например, стол. Мы все понимаем, что такое стол. Но все равно этот стол в представлении для каждого свой. Это всегда конкретный субъективный образ стола. Многие называют эту вещь столом, и уже само слово является ключом к ассоциациям, но эти ассоциации субъективны. И гораздо сложнее с ассоциациями, которым нельзя найти объективных аналогов в материальном мире. Когда мы говорим об ассоциациях применительно к духовному, то они могут быть лишь проживаемыми и переживаемыми. Их нельзя эмпирически потрогать, провести какой-нибудь опыт (хотя такие попытки есть), сделать упражнение, исследование… И поэтому они субъективны более чем физическое, и даже чем социальное.
Почему мы говорим, что все начинается со слова? Потому что слово выражает и содержит наше представление о чем-то. Перед тем как появилось слово, появилось наше представление, субъективное видение. И дальше есть нечто, что мы понимаем в одном ключе, но при этом есть много того, что остается в рамках субъективного. Именно из-за наложений разных представлений возникают конфликты, противоречия, потому что наши представления об одном и том же часто не совпадают. Поэтому, с одной стороны, мы понимаем друг друга через речь, мы чувствуем и принимаем через него нашу общность. Но с другой, речь разобщает, словом можно убить, даже просто проговорив его про себя, подумав. Словом, можно предопределить свое будущее и повлиять на него. И уж тем более это можно легко сделать, высказав вслух.
Как правило, ни одному виду млекопитающих, рыб, птиц, насекомых не свойственно уничтожение себе подобных, если это не связано с собственным выживанием, выживанием вида. Ни одно животное не убивает просто ради зрелищного представления. Кроме того, многие хищники, не испытывая чувства голода, спокойно переживают соседство других видов и ориентированы преимущественно на слабых и больных особей, если среда обитания не предполагает жестокой конкуренции за основные ресурсы. Эти звериные законы далеки от гладиаторских схваток, сделок компрачикосов, рыночных площадей с их виселицами и кострами, и последним словом техники — гильотиной. Нам кажется, это далеким и мрачным Средневековьем, однако сами мы давно утратили представление о различии реальной и постановочной картинки на своих экранах и мониторах. Смерть другого становится неразличимой для нашего взгляда, и, в отличие от паровоза братьев Люмьер, никто не выбегает из зала с криками ужаса, увидев настоящую кровь. Мы утрачиваем чувствительность вместе со способностью различать настоящее и иллюзии. Выбор для сопереживания — это тоже выбор. Заметно, что некоторые люди все еще ежатся от дискомфорта, пытаясь поскорее переключить канал, если по нему показывают черно-белые документальные кадры хроник Великой Отечественной войны, но при этом выбирают для просмотра боевики, детективы и триллеры о кровавых маньяках, где вполне реалистичные лужи крови расползаются по экрану. Почему этот выбор стал таким популярным? Потому что наша память еще хранит информацию о том, что действительно ужасно, а что нет. Но через несколько поколений умышленного забвения картина выровняется, и те явления, которые раньше вызывали ужас, брезгливость и презрение, могут стать обыденностью. Стоит ли удивляться, что школьники снимают на видео побои и даже запросто убивают своих товарищей? Но решение проблемы заключается не в том, как думают некоторые, чтобы запретить жестокие фильмы или компьютерные игры-«стрелялки», а в том, чтобы научить отделять реальность и реальные чувства, дающие душе очищение, от реалистичной фантазии, которая лишь репетиция самого переживания, но еще не оно само. Душа, которая пришла за реальными чувствами, не примет в себя сколь бы добротно сделанную «искусственную пищу», а за неимением другой — лишь оскудеет в Пути.
Духовная скудность приводит к тому, что вплоть до сегодняшнего дня люди уничтожают других, соревнуясь в создании вооружения и применяя его против всего живого. Тому придумываются различного рода обоснования — религиозные, территориальные, национальные, но если мы признаем духовное начало, то оно зиждется на понимании и служении другим. Духовность направлена на защиту настоящего, а что может быть более настоящим, чем сама жизнь?
Почему в армию берут юнцов, которым по 18–20 лет? Потому что духовная личность еще не окрепла, и в силу незрелости она легче поддается манипуляциям. Она еще не научилась отделять реальность от реалистичной иллюзии, настоящие чувства от придуманных ею самой. Молодость является великолепным пушечным мясом, которому легче объяснить, что необходимо умереть. Мужчина вступает в пору зрелости к 43–44-му году, поэтому гораздо проще отправить на войну юношу, чем полноценную зрелую личность, у которой есть свой взгляд, свое мнение, есть свои вопросы к тем, кто отдает приказ… Я не помню, чтобы воевали одни старики. У Виктора Цоя есть великолепные слова: «Война — дело молодых». Когда к тебе приходят морщины, уровень зрелости, наполненности совершенно другой, и человек иначе относится к жизни и ее ценности.
Реалистичная иллюзия питается нашей речью, нашими словами. Каждое сказанное нами слово — это выраженная мыслеформа, мысль, выраженная в слове. Когда появляется слово, появляется новая реальность. Мысль материальна и слово, выражающее её, есть воплощение реальности. Мы не можем дотронуться до имени и названия, но то, что за ним — существует или, по крайней мере, может существовать. Говоря, «злодеи», мы предполагаем, что знаем людей, которые желают зла и осуществляют его. Но группируя их под этим словом, мы не называем конкретных людей, мы не знаем их основных стремлений, их Пути и переживаний. Мы не знаем, насколько различны их мотивы, опыт, сделали ли они и что-то хорошее за свою жизнь, способны ли переосмыслить свои поступки. Каждое слово не только прибавляет к смыслу, но и отнимает от него. И мы должны понимать ответственность, когда пытаемся кого-то категорировать. Человеческая жестокость питается от нашей… речи. От желания все назвать «своими именами», но речь — это магия, потому что ни один предмет не имеет своего имени, и это так же верно, как и то, что истинное имя Божие недоступно никому, хотя известно всем и имеет не один десяток названий.
Если посмотреть на детские конфликты, то мы увидим, что они тоже начинаются со слов. Невозможно разжечь конфликт, пока дети не умеют говорить. У ребенка появляется интерес к другим детям в возрасте 2–3 лет. До этого он, вообще, не проявляет к себе подобным никакого интереса. И вероятно, это не просто так. Полагаю, это связано с тем, что до этого времени у ребенка нет вербального аппарата общения. И как только он появляется — начинаются конфликты. И как правило — начинаются они со слова. Даже у маленького ребенка. Потом дети быстро забывают, с чего все началось — у малышей короткая оперативная память. Они забывают и могут даже продолжать драться, но, когда спрашиваешь у них, из-за чего они подрались, дети уже могут и не вспомнить. Потому что то самое слово, которое явилось спусковым механизмом для этой ситуации, сработало и ушло. Оно сделало свое дело и сыграло свою роль в конфликте. Все точно так же происходит и у взрослых. И каждый может вспомнить эти примеры в собственной жизни. Поэтому обращение со словом должно быть крайне аккуратным, осторожным. И это, наверное, мощнейший инструмент, который у нас есть. Ведь именно не через что другое, а через слово людей разделили на разные народы, разные культуры.
Взять, например, классические труды по психоанализу — работы Фрейда. У специалистов на руках разные книги, с разными переводами его текстов. Они разнятся существенно (разное сущее), добавляя и отнимая у оригинального текста, но в любом случае искажая первоначальный смысл. Как же можно тогда требовать от итальянца или француза точного прочтения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина? Сегодня я осознанно могу сказать, что если бы кто-нибудь в детстве попытался мне объяснить силу слова и его важность, то я бы хорошенько подумал о том, стать ли мне военным летчиком или лингвистом. Важно найти тот уровень субъективно-объективной реальности, который будет понятен пусть не всем, но тем пытливым умам, для которых нужна и важна эта информация.
Действительно, важнейший фундамент нашей сущности — языковой, речевой. И так как мы понимаем, что речь изначально набор субъективных символов, которые мы в коммуникации друг с другом формируем как объективность. И вместе с ней — весь этот космос непонимания, разночтений, различных толкований. И получается, что для того, чтобы быть ближе, нужно очень часто перепроверяться, потому что разные люди вкладывают в слова совсем разные смыслы.
Чем сложнее язык, тем больше можно вложить толкований и смыслов в одно и то же слово. Но беда не в том, что у нас есть речь, язык, беда в том, что мы все еще учимся им правильно пользоваться. Если бы у нас не было слов, мы бы не умели мыслить. Человек не может мыслить, пока у него нет словарного запаса, иначе ему просто нечем думать. И даже если, например, указывать на телепатию, на понимание без слов, не стоит заблуждаться: речь — единственный «объективатор» субъективного. Без нее наши эмоции уловимы, но мысли — неразличимы для другого.
Что такое поэзия? Слова через поток образов и ритм доносятся до нашего сознания напрямую. Происходит волшебная реакция, мгновенная визуализация. Что должно произойти с момента, когда это просто слово или фраза, и до момента, когда это стихотворение? Что есть искусство, а что не-искусство? Все то, что влияет на тебя позитивно, влияет на твои эмоции сразу и без логического осмысления, без объяснений и формул — искусство. Это открывшийся тебе прямой канал в твое эмоциональное поле.
Очень часто можно и не знать язык, чтобы наслаждаться искусством. Можно не знать итальянский и плакать, слушая оперу, не знать японский и замереть, слушая хокку. Это волшебство, которое сложно объяснить. Потому что в этот момент мы пребываем в ином измерении. Происходит перерождение, перевоплощение звуков и слов. И это то же самое, что происходит с человеком, который становится Человеком с большой буквы, человеком духовным, знающим, зачем он здесь.
Надо научиться быть созерцателем, наблюдателем своих мыслей. Это не значит быть контролером — это означает стать осознанным. Осознанным, значит, и осмысленным. Так мы научимся останавливать свои слова, когда это необходимо. Общая распущенность, вседозволенность, словесное недержание отличает наше время, потому что мы не обращаем внимания на слово, мы привыкли к этой роскоши вербального общения. Мало того, люди с раннего детства впитывают в себя еще и грязные, матерные слова. Во всех языках в разных пропорциях присутствует некое соотношение негатива, выраженного через мат, через ругательства, которые несут определенный заряд и определенную энергию. Мы даже не осознаем зачастую, что допускаем в мир, употребляя эти слова и не задумываясь над их значением.
Исключив из своей речи и даже из своих мыслей мат, брань, крепкие выражения, мы невольно направляем свое сознание не на слепое отреагирование (отзеркаливание словами, в которые не вкладывается смысл) боли, гнева, обиды, страха и других отрицательных эмоций, субъективно их продлевая и закрепляя, а на осмысление проблем, поиск решений. Сама по себе ругань и «матерное описание реальности» — это лишь следствие нашей тяги к экономии энергии, что, в свою очередь, порождает конфликты, связанные с обесцениванием себя и других. Обесцениванием, потому что мы не вкладываемся в общение, а просто выбрасываем из себя «лишнее», засоряя свою речь и свои мысли. Именно поэтому строгие бабушки еще в конце прошлого века пресекали матерные разговоры молодежи. Они учили уважать других даже тогда, когда эти «другие» не считали себя достойными уважения, сопротивлялись и обижались на пуританские нравы, считая это анахронизмом. Вскоре возраст детей, которые разговаривают только «выбросами», стал снижаться и достиг «песочницы». А ведь если поколение не научится владеть словом, оно не научится и владеть собой.
Психика человека устроена таким образом, что он реагирует на отрицательные факторы, «знаки» быстрее и сильнее, чем на положительные, так как эти сигналы обращены к инстинктам самосохранения и размножения. Таким образом, брань и мат — залог распространения «бессмысленности». Возьмем сравнительно «безобидные» слова и выражения: «Не фига себе!», «Блин!», «Пипец!» (даже фильмы с такими названиями теперь выходят). О чем они? Это знаки разочарования. Но если мы скажем просто «Я разочарован» или «Мне обидно», то это уже не просто эмоциональный «выброс» вовне. Это результат самонаблюдения: мы констатируем свою реакцию, и уже этим отчасти нейтрализуем негативное воздействие разрушительных эмоций. Соответствующий эмоциональный окрас «похабщины» вытесняет осмысление, в то время как правильная нормативная речь в любых ситуациях способствует дисциплине ума, повышению ее выразительности, образности мышления. Сначала речевая агрессия, направленная на себя или на других, нейтрализуется в ее описании иронией и самоиронией, затем переходит на уровень решения проблемы. При этом, говоря «правильно», мы скорее отделим себя от эмоционального шлейфа и увидим решение, чем когда будем пестовать свои негативные эмоции соответствующими словечками, а главное, это то, что правильная речь ведет к осознанности и осмысленности наших мыслей, аккуратности в следовании собственным желаниям и осторожности в их признании своими стремлениями.
Реальность — это всегда есть то, что ты думаешь, даже если ты сам не осознаешь свои мысли. Не зря в заповедях сказано, что ругань, брань, сквернословие являются великим грехом. Это не просто осквернение словом, это осквернение самого слова.
Также и заговор является грехом. Само слово «заговор» не несет позитивного смысла. Приставка «за» — преступательная: «уводящее за говор». Она определяет насилие через слово. И по большому счету все заговоры это насилие, потому что человек, как правило, не знает, что его заговаривают, или он знает, но не осознает, как именно это происходит. Дворцовый заговор — совсем другая тема, но то же самое выражение через слово. Заговор всегда потаенность, потому что он направлен не на вознесение, а на уничтожение. «Заговорить» — притупить бдительность, ввести в обман. И если сила молитвы — в обращении к Богу, основанная на знании и вере в Него, выражаемые через любовь и благодарность, то за заговором стоят другие силы, которых мы не знаем. В этом сходство заговора против боли и недуга с дворцовым заговором. Мы не знаем, что за силы стоят за шепотом старухи — она для нас увещевает неизвестные силы и торгуется с ними. А что она кладет на чашу весов? Чем придется потом расплачиваться? Ведь такое «везение» всегда берется в долг, поэтому грехом считается любое колдовство.
В древние времена лекарей делили на белых и черных. Последние могли вести «опасную игру», они были могущественными, они выбирали путь с меньшим числом запретов, но и они не всегда знали «правила игры», которую вели. Поэтому лишь немногие из них продолжили свой род. Если ты выбираешь темный полюс, то не духовные ценности, не любовь и служение другим влекут тебя, а власть и, как правило, гордыня. Люди, испытавшие в раннем возрасте страх и боль унижения, тяготеют к могуществу тьмы, но цена, которую они должны заплатить за свои преступления, всегда скрыта. Предоставляя якобы выбор, тьма всегда лишает чего-то другого — важного, ценного. Иногда говорят: «Почему же зло так отыгрывается на детях? Лишает их счастья иметь семью, здоровье, родителей, любовь, достаток? Неужели же грехи отцов? Справедливо ли это?» Все и просто, и сложно одновременно: судьба дает им выбор, ограждая от тех, кто может их лишить этого выбора. Потому что испытания и даже смерть не так страшны, как потеря себя и своей Души. Все, что еще не испорчено, но слишком уязвимо для этого мира, Господь стремится извлечь, сохранить, взрастить. Так и садовник спешит собрать урожай с той ветки, на которой появился вредитель. Ибо важен не срок жизни, а ее наполненность, ее целостность. А мера против вредителя, тронувшего вызревающий плод, погубит и его, и сам плод. Мы все связаны в этом мире, «В каждой частице вселенной есть вся вселенная». У каждого следствия есть своя причина. Именно поэтому колдун и маг опасен не только для самого себя: своим вторжением он нарушает естественный порядок всего, что его окружает. Этим и объясняется еще живущий в нас страх перед невидимым злодейством. Если вспомнить о выборе Душой себе родителей-проводников и представить, что мудрая Душа приходит в тело с физическими недостатками, то мы увидим в этом напоминание, требование измениться, в первую очередь, к родителям, чья жизнь совсем потеряла духовный смысл. Такие дети — как последнее мощное воззвание Его — Творца, как требование остановиться, задуматься и вспомнить… «Но как же быть с душой, которая пришла в мир и попала в такое тело? — спросит внимательный читатель. — А как быть с душой, которая пришла в тело, не успевшее родиться?». У души свой замысел и свои этапы, и сроки воплощения, свой опыт и предназначения при воплощении, и не нам об этом судить. Но ведь часто бывает — не достучаться, не докричаться до погрязших в удовлетворении собственных инстинктов, жажды накопительства и стремления ко власти или до тешущих собственную гордыню людей, забывших основные цели своего путешествия.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загляни в себя, или Мировоззренческая позиция одного счастливого человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Время — относительно новое изобретение человека. В амазонской глуши до сих пор живет и постепенно адаптируется к благам цивилизации племя амондава, для которого нет понятий «неделя», «месяц», «год». Амондава не знают ни дат, ни возраста. Если ты скажешь кому-нибудь из них, что будешь «работать всю ночь», тебя не поймут сразу во всех смыслах. Для этих людей события не существуют во времени.