Перед вами общий сборник рассказов, очерков и сказок. Главный герой Андрей Васильевич Распутин – историк, литературовед и начинающий писатель. Кроме него есть и множество других героев. Автор поделится с вами историями, произошедшими с ними в разных местах России и Европы в нашем веке. Сборник состоит из трех разделов. В первом исследуются мысли чешского писателя Карела Чапека о критике, рассказ А.П. Чехова «Дачники», рассказ «Кукла», относимый к перу Ф.Кафки, сказка «Красная Шапочка» Ш.Перро и «Путь из варяг в греки» Нестора. Во втором разделе представлены рассказы и очерки о приключениях в Европе и России. В третьем разделе в очерках рассматриваются вопросы прошлого и настоящего, даются ответы на вопросы читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Приключения историка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Изыскания в немецком языке
Ольга: «Да, истории заставляют задуматься над шаблонами в нашей жизни».
Яна: «Слово Dirne, altdeutsch (старонемецкий) обозначает незамужнюю девушку до сих пор в некоторых регионах. Проститутка же изначально называлась LUSTDirne (желаемая девушка), потом сократилось до Dirne и приобрело другое значение, как и Magd (девица), Mädchen (девочка) сначала обозначали служанку, Dienerin и не применялись ко всем девушкам».
Анжелика: «Прочту сразу, как время будет. Но сразу хочу поблагодарить. Мне, как человеку абсолютно техническому, всегда импонируют люди, которые могут красиво писать. Выводы из ваших прежних рассказов. Спасибо!!!».
Красная шапочка
Рассказ
Опоздание
Саша опоздал на урок истории и попытался, не привлекая внимание учителя, прокрасться через весь класс вдоль стены к первой парте в первом ряду.
— Стоять! — рыкнул Андрей Васильевич, и Саша замер, успев сделать от двери только несколько шагов. — Я не понял. Ты, что к себе домой зашёл? Ни здравствуйте, ни до свидания! — грозно поинтересовался историк из-за учительского стола.
— А нам школьный психолог посоветовала, что можно не здороваться, когда заходишь в класс после звонка. Так мы не будем отвлекать внимание учителя и учеников от урока, — попытался оправдаться Саша.
— Это к ней можно заходить, не здороваясь, — хмуро возразил Андрей Васильевич. — А для меня такое поведение означает, что ученик очень сильно хочет отвечать у доски. И я не могу отказать в осуществлении его желания. Так что Александр, милости прошу, ответить о причинах, целях и участниках Первой мировой войны.
— А ещё она сказала, что каждый ученик — личность! А вы подавляете нашу индивидуальность! — хорохорясь, выпалил в ответ Саша, дерзко глядя на историка.
После такого задорного вызова всем стало очевидно, что белобрысый щуплый девятиклассник решил вступить в пререкания с учителем, превосходящим его по комплекции. Видимо, горячась, школьник забыл, что от Андрея Васильевича не стоит ожидать послаблений в споре. По мнению историка, в дискуссии женщин, детей и пожилых нет. И, кроме того, не следует прикрываться чужим мнением как аргументом. Отстаивая свою позицию, нужно обладать знаниями и умением приводить доказательства.
— Моя коллега неправильно понимает и применяет понятия, — возразил историк и его взгляд потяжелел. — Во-первых, если ученик христианин, то он никогда не возжелает стать личностью, т. е. уподобиться Господу. По мнению богословов, термин введен в христианский канон святым Василием Великим. Понятие дало возможность указать на проявления, лики, ипостаси Бога. Личность выражает триединство и единосущность Троицы, и относится к божественной сущности как особенное к общему. Так что желание стать равным Вседержителю — это гордыня, один из тяжких грехов. Во-вторых, в эпоху Возрождения термин изменил значение и личностью мог стать каждый. Правда, сегодня философы рассматривают её как желаемую цель. Тем не менее, мы не знаем, что скрывается в человеке и только по результатам определяем — перед нами личность или нет. А критерий один — способность создать шедевр.
А теперь об индивидуальности — это общественная неповторимость. Термин указывает на отличие одного человека от другого. Вместе с тем он не показывает качество инаковости, существенно ли отличие одного от другого. В классе все парты одинаковы. Мы можем выкрасить столешницы в разные цвета. Но важна ли эта нестандартность для тех, кто за ними сидит?
Саша продолжал вести себя вызывающе и предъявил следующее обвинение.
— А ещё каждый уникален — и вы должны с этим считаться!
— Все снежинки непохожи друг на друга, среди них нет двух одинаковых, поэтому они уникальны. И для кого это ценность? — недобро и медленно проговорил историк. — Правильно ли я понимаю, что домашнее задание вы не выучили и из-за этого специально опоздали, чтобы учитель мог поставить вам заслуженную оценку?
— Нет, не специально. Меня школьный психолог задержала, — ответил ученик грустно и лишь теперь посмотрел перед собой в пол.
— Не только задержала, но и обучила плохим манерам, — язвительно изрек Андрей Васильевич и пододвинул к себе классный журнал. — Ну, что же, за домашнее задание — два. А если хотите стать личностью, то приходите ко мне после уроков. Я могу предложить вам задачу, решения которой ещё нет у профессиональных историков. Если справитесь, то сможете обоснованно утверждать, что вы личность.
Впустую прождав после уроков полчаса, Андрей Васильевич потянулся, сидя за столом у окна, вздохнул, отвел взгляд от машин, двигавшихся по улице в обе стороны, помассировал короткий ежик седых волос, снял и протер очки носовым платком, и вслух произнес: «Надо идти».
В гостях
В один из летних вечеров на кухне за круглым столом расположились четверо. Над их головами висела люстра с зелёным абажуром, скупо освещавшая только гостеприимных хозяев, чету Левиных, и их гостей, Андрея и Изольду Распутиных. За спинами собеседников царил зелёный полумрак. В этом сумраке можно было разглядеть, что две стены заставлены бытовой техникой и кухонной мебелью, а другие — множеством ящиков, коробок и пакетов, поставленных один на другой.
Левины делились с Распутиными о жизни после переезда в Германию. Тоня и Израэль попеременно рассказывали разные случаи, произошедшие с ними. В историях отражалась жизнь во всех её проявлениях, т.е. было всё, и весёлое, и грустное. А между рассказами Израэль наливал мужчинам полные рюмки водки, а в бокалы женщинам мартини. Под жареную картошку с луком, кусками мяса, запеченными с ананасами, с солеными огурцами и маринованными помидорами Андрей и Изольда слушали одну историю за другой.
Языковые курсы
Израэль закончил историю, которая случилась с ними сразу после приезда. Он разлил по рюмкам и бокалам новую порцию. Мужчины опрокинули по единой. Женщины выпили, не торопясь, глотками. Теперь настал черед Тони. Она пальцами захватила и достала из банки маринованный помидор. Откусив его над тарелкой и прожевав, Тоня стала рассказывать, как открыла для себя известную сказку «Красная шапочка» с другой стороны.
Тоня, Израэль и их сын Даниэль приехали в Германию как контингентные беженцы. По прибытии она поняла свою ошибку. В школе Тоня учила английский. А здесь все вокруг говорили по-немецки, и из их речи она ничего не понимала, ну, совсем ничего. И Тоня осознала, что ей придётся снова овладевать иностранным языком с самого начала.
Её отправили на языковые курсы для мигрантов. Поначалу Тоня обрадовалась: «Вот теперь-то я выучу язык, перестану бояться общения с местными и смогу интегрироваться в немецкое общество!» Да вот, к сожалению, ей не повезло с учительницей. Фрау Шайде не только не старалась доступно донести предмет ученикам, а, наоборот, своим презрительным и высокомерным к ним отношением вызывала чувство отторжения и преподавательницы и немецкого языка.
Когда Тоня сказала, что учительница говорила по-русски свободно с легким прибалтийским акцентом, Андрей задумался: «Почему же у нее не было никакого желания научить немецкому языку учеников? Знание родного языка мигрантов помогает преподавателю лучше объяснить трудные места. И ведь её пренебрежительное отношение было не ко всем иностранцам, а только к тем, кто приехал с постсоветского пространства. В чём же была причина такого демонстративного и негативного отношения со стороны фрау Шайде к новоприбывшим русскоязычным людям?»
Слушая рассказ Тони, Андрей про себя предположил, что у учительницы могла быть личная причина. Честолюбивая, она много лет и сил потратила на овладение русским языком. Сначала в школе и затем в университете. Достигнув блестящих результатов, фрау Шайде могла надеяться на успешную карьеру в дальнейшем. Ведь СССР был лидером среди социалистических стран и контролировал большую часть развивающихся. И тут случилась катастрофа! СССР распался, Западная Германия присоединила Восточную, и теперь её русский язык стал никому не нужен. «Годы и усилия пошли насмарку! — свирепо восклицала она. — И кто в этом виноват? Я? Конечно же, нет! — протестовала яростно фрау Шайде. — Горбачев? Он далеко, в Лондоне, — думала она с горьким сожалением. — А вот русские, они передо мной. И урок за уроком, день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем у меня будет возможность расплатиться с ними за разрушенные планы и мечты, за трагедию моей жизни. Они поддерживали Горбачева, так пусть теперь получат за всё сполна!»
А Тоня продолжала рассказ: «Каждое утро фрау Шайде решительно входила в класс и начинала занятие с ругани с одним из учеников». При этих словах Тоня многозначительно посмотрела на Израэля. «Она уже в начале дня, не стесняясь, говорила всё, что думала о наших умственных способностях». «Ну, да, — рассуждал про себя Андрей. — Учительница была убеждена, что новый учебный день ничего не исправит. Сколько д….а не учи, он д….ом и останется!»
А Тоня рассказывала, какие изменения происходили с фрау Шайде во время такой словесной разминки в течение получаса: черты лица учительницы грубели, светло-русые волосы становились растрёпанными, и сначала у неё на губах выступала пена, а затем она летела на учащихся, сидящих за первой партой. Поэтому Тоня всегда старалась наблюдать за происходящим издалека. И в эти моменты она честно не понимала учительницу. «Если она нас презирает, — задавала Тоня вопрос слушателям, — то для кого каждый день наряжается?» Фрау Шайде в одежде предпочитала брючные костюмы разных цветов с белым топом. Вероятно, потому, что они подчеркивали стройность фигуры.
«Красная шапочка»
В один из дней фрау Шайде раздала листы с текстом сказки «Красная шапочка» братьев Гримм. Тоня достала толстый словарь и стала переводить первое предложение, слово за словом.
«Es war einmal eine kleine süße Dirne…»
На седьмом слове Тоня споткнулась. В словаре было написано, что слово Dirne переводится как проститутка. «Простите как? Именно так? Получается, — Тоня ужаснулась, — сказка о Красной Шапочке — это сказка про п…, девушку низкой социальной ответственности? И это та сказка, которую мне в детстве много раз рассказывала бабушка, а потом не раз читала я сама, это сказка о п…?» Тоня понимала о чем идёт речь, но хоть и в мыслях она не могла произнести это слово.
Даже спустя много лет, рассказывая об этом, Тоня покраснела.
Она доела помидор, вытерла кончики пальцев салфеткой и заправила, выбившуюся прядь каштановых волос за ухо. Провела указательным и большим пальцами над верхней губой и дальше до подбородка, будто поглаживая отсутствующие усы. Потеребила расстегнутый ворот блузки в крупную разноцветную клетку. Провела с усилием ладонями несколько раз по бедрам в синих джинсах. «Вы понимаете, — продолжала она, — тут я ещё больше встревожилась, когда вспомнила, что после перевода сказки на русский язык каждый ученик будет читать вслух по одному предложению. Друг за другом всю сказку. И тогда я подумала: «А если фрау Шайде попросит меня начать чтение и мне надо будет произнести это слово. Ну, которое по-русски на букву п, а по-немецки на букву D?» Эта мысль придала мне решительности, и я подняла руку».
— Фрау Шайде, — обратилась Тоня. — Скажите, пожалуйста, как переводится слово Dirne? У меня в словаре дается перевод. Мне так это слово и переводить?
Вопрос Тони к преподавательнице сыграл роль красной тряпки. Ученики стали друг у друга спрашивать, о чём идёт речь. И когда они ознакомились с вариантом перевода, предложенным в словаре, то дружно заржали. Учительница в первый раз покраснела. Нет, не от смущения как Тоня, а от неловкости перед необходимостью объяснения. В её глазах это было равносильно оправданию и умалению. Это ещё больше раззадорило учеников. Впервые они увидели высокомерную фрау Шайде растерянной.
— Dirne — это устаревшее слово, означающее молодую незамужнюю девушку, — через силу выдавила учительница.
— Однако девушка по-немецки будет Mädchen или Fräulein, — не согласилась Тоня. — Даже если раньше Dirne и обозначало девушку, то почему слово поменяло своё значение? — продолжала выспрашивать Тоня.
— Смысл слова изменился в XIX веке. С тех пор много воды утекло, — фрау Шайде попыталась закончить неприятный разговор.
— А может быть, её потому так назвали, что у неё была красная шапочка, как цвет фонарей в известных кварталах? — высказала своё предположение Тоня.
— По-моему, название квартала красных фонарей возникло в XIX веке. А сказка появилась на несколько веков раньше, — возразила учительница. — Поэтому совпадение совершенно случайно. Всё, хватит об этом! — положила она конец обсуждению и приказала, обращаясь ко всем ученикам. — Здесь в тексте это слово означает девушка, и продолжайте переводить дальше!
Однако, Тоня не могла прекратить думать о неожиданном взгляде на сказку. «Вопросы роились у меня в голове, — рассказывала она. — В одной немецкой деревне жили мать и дочь. Мужчин в семье не было. Следовательно, — делала я вывод, — в сказке речь идёт о матери-одиночке. Как же тогда она обеспечивала пропитанием себя и дочь?
И отсюда вытекает другой вопрос, — размышляла я. — А был ли у девочки отец? Если да, то почему ничего не говорится о его родителях и других родственниках по отцовской линии? Они вполне могли помогать вдове с ребенком.
А бабушка жила отдельно от них, одна и не в деревне. Почему? — удивлялась я и предположила. — Что бы было меньше случайных глаз? И тот же вопрос что и к маме — на какие средства жила бабуля? А вот красную шапочку она могла и сама сшить — соглашалась я, — из запасов или перекроила из старых вещей.
Дальше. Мама отправляет дочку к бабушке. И ведь мать знает, что в лесу водится волк. Это ещё раз подтверждает, — полагала Тоня, — что мужчин в доме не было. Иначе мать, зная об опасности в лесу, послала бы кого-нибудь из мужчин. И, опять же, откуда у матери-одиночки вино и хлеб для бабушки?
И, наконец, эта странная фраза в начале сказки: «süße Dirne» — сладкая девушка».
Кто же личность?
Когда во втором часу ночи Распутины возвращались из гостей домой, Андрей вспомнил разговор с учеником Сашей, состоявшийся много лет назад. Девятиклассник хотел быть и личностью, и иметь индивидуальность, и быть уникальным. «И где только школьный психолог эту ерунду вычитала? — удивлялся мысленно Андрей». А вот Тоня о таких желаниях даже не думала. За её плечами обычная школа и ГПТУ. У семьи не было средств на высшее образование для дочери. Однако, она умеет рассуждать и перевод слова «Dirne» дал ей ключ для иного понимания сказки и как ей кажется, правильного. А до этого она заблуждалась. И сейчас, поняв истинный смысл сказки, ей, видимо, стало легче. Она смогла пересмотреть весь сюжет, зацепившись за другое значение слова «Dirne». Причем сама! А учительница-то спасовала. И теперь Андрей точно представлял, кто является личностью.
Идея, предложенная Тоней, показалась ему интересной. В течение нескольких недель он собирал и анализировал статьи и передачи о сказке «Красная Шапочка». Итогом работы стал сперва очерк «Анализ сказки Красная Шапочка». Затем Андрей восстановил народную сказку «Сказка о «бабушке»» и сделал её художественный пересказ в сказке «Бизу´».
Анализ сказки Красная Шапочка
Очерк
Последствия литературных обработок народной сказки
В народную сказку «о девочке и волке» литераторами Шарлем Перро и братьями Гримм были внесены изменения, исходя из общей идеи — наказания за ослушание. Эти-то изменения и придали содержанию двусмысленность, которой в сказке первоначально не было.
Во-первых, это придание девушке «миловидности», которая делала ее объектом доброго отношения окружающих. Поэтому девица и не предполагала, что кто-то может причинить ей неприятность.
Во-вторых, в качестве доказательства «миловидности», которая вызывает любовь, например, родных и появляется «Красный Шаперон» или «Красная Шапочка» в качестве подарка любимой внучке от любящей бабушки.
В-третьих, для возможности счастливого конца сказки братья Гримм переносят дом бабушки из деревни в лес, где теперь мимо может проходить охотник. Однако тогда возникает вопрос о причине проживания бабушки отдельно от других в лесу или на его окраине.
В-четвертых, изменение лексического значения слов, в частности, их ухудшение. Такое произошло с немецким словом «Dirne» и с русским словом «девка». Оба эти слова приобрели вариант с ухудшением значения — проститутка, уличная девка.
Слово «Dirne»
Слово «Dirne» возникло в VIII веке и обозначало «молодую сельскую девушку», «девушку, молодую женщину, служанку». Происхождение слова неясно. Доказано, что с середины XV века слово «Dirne» из «горничной, девушки из низших социальных слоев» получило значение «проститутка». (DWDS)
Таким образом, первоначально, словом Dirne называлась незамужняя деревенская девушка, и оно не имело негативного значения. Затем этим словом стали называть девушек-служанок, например, в деревенских трактирах и, наконец, проституток.
Братья Гримм удалили из варианта Шарля Перро момент раздевания девушки и то, что она ложится обнаженной в кровать к волку. Поэтому слово Dirne в тексте имеет первоначальное значение — молодая сельская девушка.
Слово «süß»
Хотя слово и означает сладкий, но часто используется немцами в значении «милый» и применяется как к людям (детям, взрослым), так и к животным. Итак, узкого сексуального значения это слово не имеет.
Поэтому всю фразу «süße Dirne» следует переводить из контекста всей сказки как милая, хорошенькая сельская девушка.
Народная сказка и её литературные обработки
«Сказка о девочке и волке» — народная европейская сказка с сюжетом о непослушной маленькой девочке, повстречавшей волка-оборотня с печальным концом. Она была распространена во Франции и Италии со Средних веков. Литературно обработана сначала Шарлем Перро, а уже его вариант позже братьями Гримм.
Содержание народного сюжета
В народной сказке повествуется об обычной девочке и не указывается точно, где живет её бабушка. Гостинцы матери самые невинные — молоко и хлеб. По пути через лес она встречает волка-оборотня и поэтому может разговаривать с ним. Сказочным персонажем здесь является только кошка, которая может говорить по-человечески. За попытку предупреждения девочки она была убита волком. В сказке вместе с каннибализмом присутствует и эротизм: девочка по просьбе волка раздевается и ложится вместе с ним в кровать. В сказке девочка наказывается два раза за доверчивость к незнакомцу — сначала она ест плоть и кровь бабушки, а затем волк съедает её саму.
Первая литературная обработка Шарля Перро (1697)
«Красный Шаперон» (Le Petit Chaperon rouge).
Перро ввёл указание на красоту девочки и подчеркнул её бархатным красным «шапероном» (капюшоном с длинным шлыком и пелериной), который постоянно носила девочка.
Автор сохранил оборотничество волка, назвав его кумом (крестным отцом). Поэтому-то девочка и заговорила с ним. Однако волк не посмел съесть её из-за дровосеков в лесу.
Перро уточнил, где жила бабушка — в другой деревне за лесом.
Автор убрал мотив каннибализма, но ввел мотив сильного голода у волка для объяснения желания съесть и бабушку, и Красный Шаперон.
Перро убрал персонаж — кошку и её убийство волком.
Автор объяснил, почему Красный Шаперон не увидела волка. Он спрятался под одеяло.
Перро сохранил, что по предложению волка Красный Шаперон разделась и легла вместе с ним в кровать.
Автор ввел мотив нарушения девочкой приличий, за которое она поплатилась, и заключил сказку моралью, наставляющей девиц опасаться соблазнителей.
Вторая литературная обработка братьев Гримм (1812)
«Красная Шапочка» (Rotkäppchen).
Гримм сохранили указание на красоту девочки и подчеркнули её бархатной красной «шапочкой». Только теперь появилась, ставшая классической, «Красная Шапочка».
Братья изменили содержимое корзинки с гостинцами для большой бабушки на кусок пирога и бутылка вина.
Гримм изменили место жительства бабушки. Они перенесли её дом из деревни в лес, чтобы в конце сказки охотник мог проходить мимо и помочь.
Братья убрали оборотничество волка и изменили мотив поведения волка. Вместо страха перед дровосеками у Гримм волк обуреваем жадностью — сожрать и бабушку и девочку.
Гримм дали иное объяснение, почему Красная Шапочка не увидела волка. Он натянул на морду чепец.
Из сказки полностью удалено раздевание Красной Шапочки и то что она легла в кровать с волком.
Сохраняется наказание Красной Шапочки за нарушение, но теперь воли матери, которая просила дочь идти к бабушке, не отвлекаясь ни на что. Гримм вводят осознание Красной Шапочкой своего проступка и исправление своего поведения последующими действиями.
В сказку был добавлен хороший конец: в этом варианте проходящий мимо охотник, услышав храп волка, вспарывает его живот, спасает бабушку и Красную Шапочку. Бабушка и Красная Шапочка набивают живот волка камнями, он просыпается, хочет убежать, но падает и умирает.
«Сказка о бабушке»
Сказка
В пересказе историка Андрея Яценко
Однажды женщина приготовила хлеб и сказала своей дочери: «Собирайся и отнеси теплую булочку и бутылку молока бабушке». Девочка собралась и пошла.
Мужчина
На перекрестке двух дорог, где, как говорила молва, бывала нечистая сила, она повстречала мужчину. Но девочка не знала, что он волк-оборотень. Поэтому она не только не испугалась его, но и разговаривала с ним, по-человечески, конечно.
Мужчина спросил её: «Куда ты идешь?» И девочка ответила, что идёт к бабушке и даже рассказала, где та живет.
Здесь дальше версии сказки расходятся.
По одной из них мужчина только лишь спросил девочку:
— «А по какой дороге ты пойдешь — по той, что под ёлками или по той, что с колючками?» (По той, что проходит под елями или по той, что проходит рядом с колючим кустарником?)
И девочка сама выбрала дорогу:
— По той, что с колючками.
— Хорошо, тогда я пойду по той, что под ёлками, — сказал мужчина.
И девочка пошла, наслаждаясь, по выбранной дороге мимо колючего кустарника.
По другой версии мужчина предложил девочке пойти к бабушке наперегонки. В этом случае обе дороги должны быть равноценны или же мужчина должен был выбрать для себя более длинный путь, иначе девочка не согласилась бы на заведомо проигрышное для нее соревнование.
— А ты по какой дороге пойдёшь: под ёлками или с колючками? — спросил мужчина.
— По той, что под ёлками, — ответила девочка.
По третьей версии мужчина советует девочки пойти по той дороге, что под ёлками (длинной), чтобы погулять по лесу, насладиться его красотой, прособирать цветы. Девочка, подумав, соглашается и отправляется по той дорожке, на которую ей указал мужчина. После чего, он бежит по той дороге, что с колючками (короткой).
Волк-оборотень
В любом случае мужчина обогнал девочку и пришёл к бабушке раньше неё. Он забрался в дом бабушки и, превратившись в волка-оборотня, убил её.
Затем волк-оборотень вновь превратился в мужчину. Он приготовил из тела бабушки кушанье и куски разложил на блюде, а её кровь сцедил в бутыль. Потом мужчина надел бабушкину ночную рубашку и лег в кровать.
«Бабушка»
Когда девочка пришла, она постучала в дверь. Тук-тук.
— Заходи, милая, — сказала «бабушка».
— Здравствуй, бабушка. Я принесла тебе хлеба с молоком, — сказала девочка.
— Поешь и сама, милая. В кладовке есть мясо и вино, — предложила «бабушка».
Пока девочка ела предложенное угощение, кошка сказала:
— Вот негодяйка! Ест плоть своей бабушки и пьет ее кровь!
За это «бабушка» кинула в кошку деревянные башмаки один за другим и убила её.
Потом «бабушка» сказала:
— Раздевайся и ложись со мной.
И девочка стала медленно раздеваться, ничего не подозревая. Она снимала с себя одну вещь за другой, удовлетворяя аппетит лежащего в кровати мужчины, выдававшего себя за её «бабушку».
— А куда мне деть фартук? — спросила девочка.
— Брось его в огонь, он тебе больше не понадобится, — ответила «бабушка».
Девочка бросила фартук в огонь.
— А куда мне деть чепец? — спросила девочка.
— Брось его в огонь, он тебе больше не понадобится, — ответила «бабушка».
Девочка бросила чепец в огонь.
— А куда мне деть кофту? — спросила девочка.
— Брось её в огонь, она тебе больше не понадобится, — ответила «бабушка».
Девочка бросила кофту в огонь.
— А куда мне деть юбку? — спросила девочка.
— Брось её в огонь, она тебе больше не понадобится, — ответила «бабушка».
Девочка бросила юбку в огонь.
— А куда мне деть нижнюю юбку? — спросила девочка.
— Брось её в огонь, она тебе больше не понадобится, — ответила «бабушка».
Девочка бросила нижнюю юбку в огонь.
— А куда мне деть чулки? — спросила девочка.
— Брось их в огонь, они тебе больше не понадобится, — ответила «бабушка».
Девочка бросила чулки в огонь.
Когда вся одежда девочки сгорела, она легла голой в кровать рядом с «бабушкой». И тогда ничего не понимающая девочка стала свидетелем превращения «бабушки» в волка-оборотня.
Сначала на коже «бабушки» появилась шерсть. И девочка удивленно сказала:
— Ой, бабушка! Какая ты волосатая!
— Это чтобы было теплее, дитя моё, — ответила «бабушка».
Затем ногти «бабушки» превратились в когти.
— Ой, бабушка! Какие у тебя длинные ногти! — воскликнула девочка.
— Это чтобы лучше чесаться, дитя моё, — ответила «бабушка».
Потом у «бабушки» расправились плечи.
— Ой, бабушка! Какие у тебя широкие плечи! — удивилась девочка.
— Это чтобы лучше носить дрова из леса для растопки, дитя моё, — ответила «бабушка».
Затем у «бабушки» увеличились и заострились уши.
— Ой, бабушка! Какие у тебя большие уши! — сказала девочка.
— Это чтобы лучше слышать, дитя моё, — ответила «бабушка».
Потом у «бабушки» увеличился нос и ноздри.
— Ой, бабушка! Какие у тебя большие ноздри! — сказала девочка.
— Это чтобы лучше нюхать табак, дитя моё, — ответила «бабушка».
Наконец, у «бабушки» увеличился рот, и в нем сверкнули клыки.
— Ой, бабушка! Какие у тебя большие зубы! — воскликнула девочка.
На последний вопрос волк-оборотень ответил:
— Это чтобы лучше съесть тебя, дитя моё!
И он взял и съел девочку.
«Бизу´»
Реконструкция «Сказки о «красной шапочке»» и
художественный пересказ «Сказки о «бабушке»»
историка Андрея Яценко
Предисловие
Страшная история, которую мы вам поведаем, произошла в Швейцарии в давние времена. В этой альпийской стране издавна соседствуют люди, которые говорят на четырех языках: французском, немецком, итальянском и ретороманском (народной латыни). Поэтому нет ничего удивительного в том, что хотя все герои этой трагедии носили немецкие имена, история озаглавлена архаичным французским словом. Правда, в наше время уже никто из говорящих по-французски его не помнит.
Гостинцы для бабушки
Одним ранним летним утром фрау Марта, как обычно, хлопотала по хозяйству. Пока она занималась выпечкой, ее дочка отправилась в хлев. Утте было тринадцать, и она уже давно помогала маме: покормить и подоить корову, насыпать корма курам и гусям, налить помои свиньям, принести воды из колодца, подмести в доме и вымыть полы, помочь в готовке еды. И много еще чего могла делать Утта. Она ведь была уже почти взрослая.
Булочки у фрау Марты получились румяные, мягкие и сдобные. Она собрала две корзинки: одну для отца семейства, герра Клауса, работающего сейчас в поле, и вторую для бабушки — фрау Греты, что живет в соседней деревне. До нее было недалеко — только пройти через вересковую пустошь по дороге c колючим кустарником по сторонам. Сразу за пустошью в первом же доме и жила бабушка. Дедушка в прошлом году умер от болезни, и Утта каждую неделю ходила к бабушке в гости c гостинцами от мамы. Вот и в этот раз фрау Марта положила в каждую корзинку по шесть булочек и по бутылке молока. Сама мама вместе c маленьким Йоханом отнесут корзинку папе на дальнее поле.
Незнакомец
Несмотря на раннее время, на улице было жарко. Утта вышла за околицу, сразу за ней у края пустоши сходились две дороги. Одна вела напрямик в соседнюю деревню, а вторая делала крюк через лес. Поэтому Утта по ней никогда не ходила.
Но в это утро на перекрестке Утта повстречала незнакомого мужчину, который шел через лес. В его внешности не было ничего необычного — рослый широкоплечий в куртке и штанах серого цвета. Из-под серой же шапки торчали черные как смоль волосы. Ну, если только заостренные черты лица и злой взгляд обращали на себя внимание. Всё же, какое-то темное предчувствие говорило Утте, что сегодня случится что-то недоброе.
Незнакомец поздоровался c Уттой и спросил:
— Как тебя зовут, девочка?
— Утта, — тихо ответила она.
— А меня герр Дитер, — представился он. — Куда ты идешь в такую рань?
— В соседнюю деревню к бабушке Грете, — робко ответила Утта и смущено отвела взгляд. Зачем-то уточнила. — Она живет в первом же доме от дороги.
— А я из той деревни, что за лесом. Направлялся через твою деревню дальше по делам. Ты рассказала мне про деревню, где живет твоя бабушка и я вспомнил, что мне тоже нужно туда зайти, — герр Дитер задумчиво посмотрел на девочку. — Кстати, ты была когда-нибудь в том лесу, из которого я сейчас вышел?
— Нет, — ответила c испугом Утта. — Я всегда хожу к бабушке напрямик, так дорога короче.
— Я сейчас проходил через лес, и там так прохладно, так красиво: вдоль дороги есть много полян, где растут прекрасные цветы. Ты получишь истинное удовольствие от их вида. Любуясь лесными красотами, ты и не заметишь, как придешь в деревню. Кроме того, ты можешь нарвать большой букет красных цветов и подарить его твоей бабушке. Вдоль же этой дороги, — и он кивком головы указал на дорогу, которая напрямки вела к деревне, — нет ничего кроме колючего кустарника. Я полагаю, бабушке будет приятно получить красивый букет в подарок от внучки, не только заботливой, но и внимательной.
Девочка, подумав, согласилась:
— Спасибо герр Дитер, я воспользуюсь вашим советом и прогуляюсь через лес. Надеюсь, что бабушке понравится букет полевых цветов.
— Непременно понравится, — заверил герр Дитер и криво улыбнулся. — Уж мне поверь, я женщин хорошо знаю.
Утта отправилась по дороге, которую ей посоветовал герр Дитер. Возможно, что она не столько послушалась совета, сколько испугалась взрослого мужчины и боялась идти c ним вместе в деревню к бабушке.
Подождав, пока девочка скроется из виду, герр Дитер побежал по дороге, что вела мимо зарослей колючего кустарника прямо к дому бабушки Утты.
Волк-оборотень
Конечно же, мужчина прибежал к дому старушки раньше девочки. Входная дверь была заперта. Тогда он обошел вокруг одноэтажного деревянного дома под соломенной крышей и увидел, что окно, выходящее в сад, было открыто. Через него мужчина забрался в дом и, превратившись в волка-оборотня, набросился на старуху. Бизу´ вонзился ей клыками в горло и не разжимал челюстей, пока старуха не затихла.
После чего волк-оборотень вновь превратился в человека и стал готовиться к встрече с девочкой. Сначала он сцедил кровь старухи в пустую бутыль, найденную в погребе. Затем распорол ножом одежду со следами крови и бросил ее под кровать. Из сарая взял топор и разрубил им тело старухи на куски. Из колодца принес воды и в камине на огне сварил в большом медном котле куски мяса. Когда мясо было уже почти готово, он добавил в кипящую воду крупнонарубленную зелень, которую сорвал на огороде позади дома. Немного подождал, и приготовленные куски разложил на блюде и поставил его на стол. Рядом он поставил и бутыль c кровью. Потом герр Дитер разделся и одежду бросил в комод, что стоял у изголовья кровати. Достал оттуда старухину белую ночную рубашку до пят и белый кружевной чепчик. Надел рубашку, натянул поглубже чепчик, лег в кровать и укрылся одеялом до подбородка.
«Бабушка»
Лес
В сосновом лесу, как и обещал герр Дитер, было прохладно. По сторонам дороги высились могучие корабельные сосны и сквозь их зеленую хвою, проникал неяркий солнечный свет. Звучал разноголосый щебет птиц, радующий слух. Отчетливо был слышен стук дятла. На большой поляне рядом с дорогой Утта увидела красивые цветы и нарвала огромный букет для бабушки. «Вот теперь уже можно идти в деревню, — решила она». Вдруг закуковала кукушка. «Кому-то она отмеряет года? — подумала Утта и стала считать — один, два, три,… тринадцать». У девочки почему-то защемило в груди и краски леса на мгновение потускнели. Утта встряхнула головой, отгоняя морок. Она помнит, что несет гостинцы бабушке.
Трапеза
И вот с корзинкой с гостинцами в одной руке и большим букетом в другой Утта подошла к дому бабушки. Он стоял на краю деревни и был так густо увит плющом, что издалека напоминал голову лешего c зеленой бородой до глаз и в светлой соломенной шапке. Пройдя во двор через калитку в изгороди из орешника, девочка остановилась у дубовой двери и постучала. Тук-тук-тук.
Из-за двери послышался грубый кашель.
— Кто там? — голос бабушки показался Утте незнакомым.
— Это я, Утта, — ответила девочка.
— Заходи, милая, — услышала она.
С каким-то безотчетным страхом переступила девочка через порог дома.
— Здравствуй, бабушка. Я принесла тебе гостинцы от мамы: булочек и молока, — сказала девочка, войдя в большую комнату, которая была и гостиной, и спальней.
— Поставь корзинку на стол, и поешь cама, милая. Там на столе есть мясо и вино, — предложила ей «бабушка».
Утта удивилась: «Ведь сегодня обычный день и даже не выходной». Все же девочка не стала отказываться от угощения и почувствовала себя как бы взрослой — она могла выпить вина. Она прошла по заунывно скрипящим половицам до стола, стоящего у окна справа от двери. «Странно, — подумала девочка, — полы ведь раньше не скрипели». Однако, сразу забыла об этой мысли и приступила к трапезе.
Пока она ела, из противоположного угла дома за ней внимательно наблюдала серая кошка с темными полосами. Наконец, кошка не выдержала и вслух возмутилась: «Вот негодяйка! Ест плоть своей бабушки и пьет ее кровь!» Занятая едой, Утта не обратила внимания на слова кошки. Зато «бабушка» схватила c полу свои деревянные башмаки и один за другим бросила их в кошку. Та взвизгнула, несколько раз дернулась и затем затихла.
Приготовление ко сну
Когда Утта насытилась и отодвинула от себя остатки еды, «бабушка» предложила ей: «Ты наверно устала c дороги. Раздевайся и ложись рядом со мной». И правда, Утта почувствовала себя усталой, у нее слегка поплыло перед глазами и зашумело в ушах. Вдруг она испытала такое сильное чувство опустошенности и одиночества, что удивилась: «Странно, я ведь у бабушки. Почему же я чувствую себя так одиноко?»
Она стала медленно раздеваться, стараясь сохранять равновесие. «Теперь понятно, — подумала девочка, — почему папа и дедушка качались на ровном месте после выпитого вина».
Сначала Утта сняла белый фартук и не могла сообразить, куда его положить. Какое-то умственное оцепенение охватило ее.
— А куда мне деть фартук бабушка? — спросила она растерянно.
— Брось его в огонь, он тебе больше не понадобится, — ответила, наблюдающая за ней, «бабушка».
Девочка подошла к камину. Алые языки пламени плясали на поленьях, которые иногда громко выстреливали яркими искрами. Она бросила фартук в огонь. Пламя на миг потускнело, а затем разгорелось ярче. Видимо, ткань более легкая добыча для огня, чем дерево.
Затем Утта сняла белый чепец, и ей на плечи упали белокурые волосы. Не зная, куда его положить, она спросила «бабушку»:
— А куда мне деть чепец?
— Брось его в огонь, он тебе больше не понадобится, — ответила «бабушка» и ее глаза хищно блеснули.
Девочка бросила чепец в огонь. Неизвестно откуда послышалось слабое стенание.
Дальше Утта сняла синюю кофту и снова не знала, куда ее положить.
— А куда мне деть кофту? — спросила она у «бабушки».
— Брось ее в огонь, она тебе больше не понадобится, — ответила «бабушка», сглотнув слюну и не отводя взгляд. Под ней протяжно скрипнула кровать.
Девочка бросила кофту в огонь. И ей почудился слабый и протяжный волчий вой.
Вот уже Утта сняла зеленую юбку и, держа ее в руках, спросила «бабушку»:
— А куда мне деть юбку?
— Брось её в огонь, она тебе больше не понадобится, — ответила «бабушка» не отрывая пристального взгляда от «внучки».
Девочка бросила и юбку в огонь.
Утта сняла белую нижнюю юбку и осталась стоять у камина в одних чулках.
— А куда мне ее деть? — спросила она.
— Брось её в огонь, она тебе больше не понадобится, — ответила «бабушка» и снова сглотнула слюну. В ее глазах блеснул темный огонь. Кровать на этот раз под ней тяжело заскрипела.
Девочка бросила нижнюю юбку в огонь.
Утта наклонилась, развязала подвязки и медленно стянула сначала правый чулок, а затем и левый.
— А куда мне деть чулки? — спросила она выпрямившись.
— Брось их в огонь, они тебе больше не понадобится, — ответила «бабушка».
Девочка бросила серые чулки в огонь.
— Ну, давай, ложись рядом со мной, — произнесла c нетерпением «бабушка».
Вдруг Утта услышала, как в деревне громко завыла собака. «Как по покойнику, — мелькнула у Утты мысль, и холодный озноб прошел по телу волной. — Надо скорее лечь под одеяло, прижаться к бабушке, чтобы быстрее согреться». Девочка подошла к кровати, стоящей у стены, легла под ватное стеганое одеяло и прижалась к «бабушке».
Преображение
По телу «бабушки» прошла судорога, и неприятно заскрипела кровать. На ее лице и кистях рук стала расти шерсть, пока не покрыла их полностью густым мехом. И Утта воскликнула:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Приключения историка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других