Социально-экономическая дифференциация Дальневосточных регионов России

Андрей Аносов, 2010

Предложен авторский подход к типологии пространственного развития экономики ДФО и его субъектов, учитывающий положение в геоэкономическом и геополитическом пространстве России. Выделены региональные особенности пространственного развития отдельных субъектов или групп субъектов, дана классификация индикаторов, определяющих дифференциацию их социально-экономического развития (в том числе природно-климатические, демографические, экономические, социальные, этнические, профессионально-квалификационные и др.) Монография представляет интерес для широкого круга читателей – представителей органов исполнительной и законодательной власти, работников региональных служб, ученых, аспирантов, студентов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социально-экономическая дифференциация Дальневосточных регионов России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВВЕДЕНИЕ

Дальневосточный федеральный округ, имея огромную территорию, огромный природно-ресурсный, промышленный, экспортный и рекреационный потенциал, выгодное географическое положение, занимает одно из последних мест по уровню экономического развития и уровню жизни населения. Причиной этого является, прежде всего, диспропорция между огромным ресурсным потенциалом и малонаселенностью, слабо развитой инфраструктурой (транспортной в первую очередь) и обрабатывающей промышленностью.

Продолжающаяся тенденция к усилению дифференциации между территориями и субъектами внутри ДФО является крайне неблагоприятной, она создает угрозы долгосрочным интересам России, которые имеют, с одной стороны, геополитический характер (постепенное нарастание тенденции экономического отторжения Дальнего Востока от России может в конечном итоге привести к потери значительных территорий, запасов сырьевых ресурсов и т.д.), а, с другой стороны, внутриэкономический (потеря темпа в экономическом развитии ДФО может привести к потере для экономики России потенциальных возможностей азиатско-тихоокеанского рынка, реальная возможность использования России странами АТР исключительно в качестве источника сырья и рынка сбыта для продукции в лучшем случае среднего технического уровня, кроме того, реальную угрозу для ДФО представляет демографическое давление со стороны многомиллионного Китая). Избежать указанных угроз Россия может за счет активной федеральной политики по усилению потенциала ДФО (в первую очередь за счет Приморья, имеющего семь открытых морских портов), путем последовательного стимулирования притока в ДФО иностранного капитала в форме прямых частных инвестиций, а также за счет достижения сбалансированного развития экономических и научно-технических связей с ведущими странами региона при разумном использовании существующих между ними торгово-экономических и политических противоречий.

Для разработки эффективной государственной политики необходим тщательный анализ специфики различных территорий и субъектов округа, который должен включать исследование не только регионально-отраслевой специализации и её последствий, но и специализации его отдельных территорий (субъектов) на выполнении ряда общеэкономических и геостратегисческих функций страны. Только на основе такого анализа возможно адекватное определение дополнительных нагрузок, сравнительных преимуществ в их положении, а также разделение сфер компетенции различных уровней государственного управления. В конечном итоге государство должно чётко определить те сферы деятельности, за которые оно несёт ответственность, а также меру этой ответственности.

При разработке государственной региональной политики в ДФО необходимо учитывать разнообразие его субъектов, систематизируя различия социально-экономической ситуации в группах субъектов более или менее однородных по определенным признакам. Меры социальной политики, эффективные в одном регионе (или группе субъектов), совсем не обязательно окажутся столь же эффективными в другом.

Определение стратегии и направления действий, а также форм и методов реализации социально-экономической политики должно опираться на точную диагностику наиболее актуальных и острых проблем с помощью экономических и социальных индикаторов. От экономической науки требуется разработка конкретных рекомендаций по максимальному использованию внутреннего потенциала и каждого его субъекта, что в свою очередь требует разработки теоретико-методологических и методических основ диагностики проблем социально-экономического развития ДФО, поиска новых подходов и представлений о стратегии его развития, использование которых позволит резко повысить динамичность социально-экономических процессов. Переход на рыночные отношения, изменение форм собственности, повышение экономической самостоятельности округа и его субъектов, необходимость усиления конкурентоспособности заставляет по-новому смотреть на место и роль в процессе формирования их сбалансированного развития. Что нужно предпринять чтобы повысить уровень эффективности использования геополитического, природноресурсного, экономического и интеллектуального потенциала ДФО и его субъектов, какие меры для этого нужно предпринять на общегосударственном уровне, какие на уровне округа, а какие на уровне его отдельных субъектов? Мы старались дать обоснованные ответы на эти вопросы, надеясь, что они помогут государственным и региональным властным структурам в выборе приоритетов в социально-экономической политике и мер их осуществления.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социально-экономическая дифференциация Дальневосточных регионов России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я