Лебедь белая. Любовная и философская лирика

Анатолий Шамов

Задача писателя, нести нравственный потенциал, сплачивать здоровые силы вокруг национальной идеи, вести воспитание молодого поколения на лучших образцах современной русской литературы. И ещё, в нелегкие времена страны, людинуждаются в позитивных эмоциях, нуждаются в позитивных примерах. Лирическая поэзия несущая светлые образы и сюжеты помогала и будет помогать преодолевать этиповседневные трудности. Надеюсь эта моя книга будет в помощь.

Оглавление

© Анатолий Шамов, 2022

ISBN 978-5-0056-0686-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Уважаемый читатель, продолжая разговор о семнадцати золотых законах поэзии остановлюсь на законах звуковой организации стиха: законе рифмы, метрики и ритмики, закон гармоники, закон аллитерации, закон звукосмысла, закон консонантизма.

Эти законы тесно связаны с законом гармонии, так как в основе первого так и указанных законов, лежит повтор определенных элементов, но закон гармонии шире по содержанию, поскольку, кроме элементов звуковой организации стиха, цель которой добиться благозвучия, имеет ещё цель благовосприятия эмоционального, а также высокого смыслового восприятия, что достигается другими средствами, в основном тонкостью ума самого автора, а посему путать закон гармоники и закон гармонии не следует.

Рифма — рычаг поэтического мышления, рифма — крылья стиха. Рифма — это повторение отдельных морфологических элементов. Как говорили раньше краесогласие, то есть, рифма завершает собой каждую строку стихотворения. Нет общепринятой классификации рифмы, но различают точную, неточную, составную, открытую, закрытую, мужскую, женскую. По способу расположения рифмы делятся на перекрестные (АБАБ), смежные (ААББ), опоясывающие (АББА). Чередование ударных и безударных слогов создает ритмику стихотворения.

Отличительный признак стиха — одинаковое количество слогов (силлабический стих), одинаковое число ударений (тонический стих). Чередование ударных и безударных слогов (силлабо-тонический стих) — это тот, которым сегодня пользуется большинство поэтов.

Теория ритмики, новой ритмики займет не одну страницу журнала, да и мы не ставим целью глубокое исследование данного явления в поэзии, к тому же, как ты, читатель, помнишь, в пятом номере «ОРФЕЯ» мы приводили пять основных ритмов — метров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, чаще всего используемых авторами.

Интонация стихотворения неразрывно связана с ритмом, отсюда три основных типа лирики: стих декламативный, стих напевный, стих говорной. Создавая произведение, поэт организует, строит звуковое содержание стиха и это называется аллитерацией, когда поэт делает подбор слов, включающих в себя определенный звук, например, наплыв звука б (Будет баба Бубу бить, будет Буба говорить), как бы нанизывая звук в строчку частым его повторением.

(продолжение следует).

Член Российского союза писателей А. В. Шамов

Как лебедь белая, ты не теряла марки

Мой, милый друг, давай поговорим,

Кафешка у дороги… стоит кстати.

Перед разлукой посидим и помолчим,

Зарю припомним общую, закаты.

Ты, помнишь, я писал тебе стихи,

Купал в шампанском и дарил подарки.

И замирало сердце от касания руки,

Как лебедь белая, ты не теряла марки.

Слова твои, как оклик журавлей,

Что оставляют… гнёзда и надежды.

А волос белый — чистый лён полей,

Мне не ласкать его, уже, как прежде.

Мой, милый друг, прошу, вернись,

Когда заря вечерняя поднимет крылья.

Кода устану ждать, ты возвратись,

И душу от оков освободи бессилья.

Слова твои…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я